Научная статья на тему 'Результаты социологического опроса жителей Волгоградской области'

Результаты социологического опроса жителей Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
728
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / ОБОРУДОВАНИЕ / ОПРОС / PRIORITY NATIONAL PROJECT «HEALTH» / EQUIPMENT / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкарин В. В.

В представленной работе на первом этапе проведен анализ социологического опроса мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» методом анкетирования 398 сотрудников медицинских организаций. На втором этапе исследования полученные данные сопоставлены с мнением 1276 потребителей медицинских услуг посредством анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шкарин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL POLL OF THE INHABITANTS OF THE VOLGOGRAD REGION

In the present work on the first stage the analysis of the sociological survey of the activities of the priority national project «Health» by surveying 398 employees of the medical organizations is carried out. On the second stage of the research, the obtained data are compared with the opinion of the 1276 consumers of medical services by means of a questionnaire.

Текст научной работы на тему «Результаты социологического опроса жителей Волгоградской области»

УДК 614.2 (471.45)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В. ШКАРИН

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1, тел. (8442) 24-85-00, vlshkarin@mail.ru

Аннотация. В представленной работе на первом этапе проведен анализ социологического опроса мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» методом анкетирования 398 сотрудников медицинских организаций. На втором этапе исследования полученные данные сопоставлены с мнением 1276 потребителей медицинских услуг посредством анкетирования.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект «Здоровье», оборудование, опрос.

THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL POLL OF THE INHABITANTS OF THE

VOLGOGRAD REGION

V.V. SHKARIN

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Vocational Education "Volgograd State Medical University" of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Volgograd, 400131, pl.

Fallen Warriors, 1, tel. (8442) 24-85-00, vlshkarin@mail.ru

Abstract. In the present work on the first stage the analysis of the sociological survey of the activities of the priority national project «Health» by surveying 398 employees of the medical organizations is carried out. On the second stage of the research, the obtained data are compared with the opinion of the 1276 consumers of medical services by means of a questionnaire.

Key words: priority national project «Health», equipment, survey.

С 2006 года в Волгоградской области успешно реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье». Основная цель - развитие первичной медицинской помощи, усиление профилактической направленности, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, расширение доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи. [1, 3]. Главным критерием эффективности внедрения приоритетного национального проекта «Здоровье» является реальное улучшение качества жизни и состояния здоровья населения, их удовлетворенность качеством медицинской помощи [2, 4]. С этой целью министерством здравоохранения Волгоградской области в 2011 г. по специально разработанным анкетам проведен социологический опрос жителей региона и сотрудников медицинских организаций.

Материалы и методы исследования. На первом этапе для анализа влияния проводимых мероприятий в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлено анкетирование работников поликлиник в различных городах и районах Волгоградской области. Опрос проводился в 32 учреждениях, в котором приняло участие 398 медицинских работников поликлиник как непосредственно работающих на аппаратах ультразвукового исследования (УЗИ), рентгенаппаратах, лабораторном оборудовании, так и врачей первичного звена, направляющих на прохождение обследований. На втором этапе оценка сотрудниками медицинских организаций проводимых и рассматриваемых в ходе анализа эффективности мероприятий в области здравоохранения сопоставлена с мнением непосредственных потребителей медицинских услуг посредством проведения социологического опроса. С целью определения удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемых медицинских услуг был проведен опрос жителей республики как в крупных городах (г. Волгоград, г. Волжский), так и в муниципальных образованиях с населением не более 25 тыс. человек. В опросе приняло участие 1276 человек из 25 муниципальных образований, среди которых 18,1% (231 человек) мужского и 81,9% (1045 человек) женского пола. Значительная доля респондентов приходится на наиболее экономически активное население в возрасте от 31 до 45 лет (50,55%, 645 человек). На лиц предпенсионного и близкого к предпенсионному возрасту (от 45 до 60 лет) пришлось 26,18% (334 человека) опрошенных, на лиц в возрасте от 21 до 30 лет - 23,28% (297 человек). Указанное соотношение опрошенных позволяет сделать заключение о том, что результаты опроса представляют рациональную оценку населения по задаваемым вопросам и в значительной степени лишены эмоциональной составляющей, свойственной лицам пенсионного возраста.

Результаты и обсуждение. Установлено, что большинство работников учреждений устраивают условия их работы, об указанном заявило 53,27% (212 человек) работников. Из общего количества опрошенных 16,08% (64 человека) работников условия работы устраивают частично. Значительную перегру-

женность отмечают в основном работники поликлиник крупных муниципальных образований. Например, в Кировском районе г. Волгограда согласно анкетным данным опрошенный персонал ответил, что в день принимает от 20 до 50 человек. Для сравнения, в Кулмыженском районе все работники ответили, что принимают в день от 10 до 20 человек. О том, что условия работы не устраивают, ответили 6,28% (25 человек) респондентов - работников медицинских организаций. Главная причина неудовлетворенности -низкая заработная плата.

Несмотря на реализацию национального проекта, призванного способствовать модернизации имеющегося в поликлиниках оборудования, по мнению работников, наихудшие показатели обеспеченности приходятся именно на оборудование. Так, с просьбой оценить по пятибалльной системе обеспеченность учреждения оборудованием, кадрами и расходными материалами средний бал по оборудованию составил 3,9, по кадрам - 4,2, по расходным материалам - 4,3.

Необходимо отметить, что 9,05% (36 человек) опрошенных работников отметили, что не удовлетворены поставляемым оборудованием в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». В качестве причин неудовлетворенности отмечалось:

• его недостаточное количество (практически в каждой поликлинике отметили потребность в компьютерных и магнитно -резонасных томографах);

• частые поломки (о фактах простоя поставленного оборудования по причине поломки заявили 19,6% опрошенных);

• его моральная устарелость (например, вместо цифровых флюорографов поставляются пленочные, что не способствует ускорению процесса прохождения обследования, а также требует дополнительных затрат учреждений на приобретение расходных материалов).

Положительным образом работники поликлиник оценивают проводимую дополнительную диспансеризацию. В частности, указанное мероприятие позволило большинству врачам (63,07%, 251 человек) выявлять до 10 новых случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний в месяц, а отдельным врачам (10,55%, 42 человека) более 10 новых случаев. Не может не вызывать положительной оценки тот факт, что из всех вновь выявленных случаев заболеваний 61,9% приходится на их раннюю стадию.

Результаты социологического опроса населения региона показали следующее.

Население Волгоградской области в подавляющем своем большинстве регулярно пользуются услугами районных поликлиник. Так, 87,3% (114 человек) респондентов в течение последнего года обращались в поликлиники. При этом обращает на себя внимание тот факт, что большинство населения достаточно слабо оценивает свое здоровье. Среди опрошенных 51,57% (658 человек) респондентов оценивают свое здоровье как «удовлетворительное» и 10,89% (139 человек) как «слабое». Лишь 17,63% (225 человек) и 19,91% (254 человека) заявили о «хорошем» и «очень хорошем» здоровье соответственно, что составляет четверть опрошенных респондентов. Данное обстоятельство вызывает опасение в связи с тем, что большинство респондентов представляют лица молодого и среднего возраста (49,46%). Более того, около четверти от числа респондентов в случае заболевания занимается самолечением (24,14%, 308 человек). Большинство населения (58,23%, 743 человека) обращаются в бесплатные поликлиники. Следует отметить, что население активно пользуется медицинскими услугами, рассматриваемыми в ходе проводимого анализа эффективности оборудования. Так, лабораторные исследования проходили 65,99% (842 человека) респондентов, обращавшихся за последний год в медицинские учреждения, УЗИ - 48,04% (613 человек), рентгенографию - 32,05% (409 человек) и лишь 2,98% (38 человек) респондентов не пользовались ни одной из этих услуг. Указанный факт подтверждает обоснованность и целесообразность проведения работ по модернизации оборудования в указанных направлениях.

Как показали результаты исследования, в большинстве своем население оценивает нынешнее положение в сфере здравоохранения в целом как положительное (58,46%, 746 человек). В то же время четверть респондентов (8,78%, 112 человек) нынешнюю ситуацию в сфере здравоохранения оценивают достаточно критично, ответив на заданный вопрос «скорее плохо» (7,84%, 100 человек) и «плохо» (0,94%, 12 человек). Более того, 11,99% (153 человека) респондентов от числа получавших в течение последнего времени медицинские услуги в учреждениях здравоохранения считают, что ситуация за последний год в указанной сфере ухудшилась. Однако более значительная часть респондентов (45,61%, 582 человека) считает, что ситуация в сфере здравоохранения меняется в положительном направлении, а треть населения, что ситуация за последний год не изменилась.

Исходя из результатов исследования, можно сделать предположение, что деятельность системы здравоохранения, в целом, население оценивает по качеству предоставляемых услуг в поликлиниках, к которым они прикреплены. Так, на вопрос «Довольны ли Вы качеством медицинского обслуживания в поликлинике» респонденты ответили что «Скорее довольны» - 39,73% (507 человек), «Полностью довольны» - 17,06% (217 человек), «Скорее не довольны» - 26,96% (344 человека), «Полностью не довольны» - 16,3% (208 человек).

При этом половина опрошенного населения практически ничего не знает о мероприятиях, направленных на улучшение качества предоставления медицинских услуг. В частности, о реализуемом уже достаточно длительное время национальном приоритетном проекте «Здоровье» 19,51% (249 человек) респондентов услышали впервые во время проведения социологического опроса, а 27,12% (346 человек) ответили, что «Что-то слышали о нем, но не точно». Более того, несмотря на то, что, как уже отмечалось ранее, значительное количество респондентов отмечает улучшение ситуации в сфере здравоохранения, большинство населения скептически относится к проводимым мероприятиям, считая, что в ходе реализации проекта «Здоровье» существенных изменений не произойдет (18,81%. 240 человек) или что ситуация улучшится, но немного (28,53%, 364 человека), а 52,66% (672 человека) респондентов вовсе затруднились ответить. Указанное свидетельствует о недостаточном информационном обеспечении проводимых мероприятий в рамках реализации национального приоритетного проекта «Здоровье».

Наибольшую обеспокоенность и недовольство граждан в сфере здравоохранения вызывает высокая стоимость лекарств. На указанную проблему указало 32,29% (462 человека) респондентов. Дополнительно население указывает на недостаточность специалистов в медицинских организациях (31,7%, 412 человек) и, как следствие, на наличие больших очередей на прием к врачам (31,27%, 399 человек). Кроме того, озабоченность населения вызывает необходимость оплачивать или доплачивать за потребляемые медицинские услуги. На указанную проблему указало 23,9% (305 человек) респондентов.

Более того, при наличии у большинства населения финансовых затруднений 17,32% (221 человек) опрошенных работников поликлиник ответили, что в их поликлинике приходилось отказывать в оказании бесплатной медицинской помощи в связи с отсутствием специалистов необходимого профиля, а 19,98% (255 человек) медицинских работников ответили, что приходилось отказывать по причине отсутствия необходимого оборудования.

Немало респондентов указывает на безразличие врачей и их невнимательное отношение к пациентам (18,03%, 230 человек), а также на их низкую квалификацию (8,31%, 106 человек). В то же время, 55,72% (711 человек) респондентов не используют право выбора врача по своему желанию в любой поликлинике, в которой он получает медицинскую помощь. Одной из причин неиспользования указанного права является неосведомленность граждан о наличии указанной возможности (24,14% (308 человек) респондентов), отдельные немногочисленные респонденты указывают на невозможность реализации указанного права в связи с установлением барьеров для его реализации со стороны медицинских работников.

Относительно сроков ожидания диагностических исследований большинство респондентов, получавших их в течение последнего года, отметили, что проходили обследования в день обращения. Так, в день обращения рентгенографию проходили 53,92% (688 человек) респондентов, УЗИ - 55,25% (705 человек), лабораторные исследования - 63,64% (812 человек). Для сравнения, респондентами, потреблявшими указанные услуги более года с момента проведения опроса, отмечается, что рентгенографию проходило в день обращения 32,29% (412 человек), УЗИ - 32,05% (409 человек), лабораторные исследования - 35,5% (453 человека). Сокращение сроков ожидания подтверждают и работники медицинских учреждений. Например, 61% работников поликлиник заявили, что по сравнению с 2006 годом сократилось время ожидания прохождения указанных обследований, остальные сотрудники утверждают, что сроки ожидания не изменились (16,93%, 216 человек) или затруднились ответить на указанный вопрос в связи с тем, что не работали в предыдущие периоды в данном учреждении. Указанное позволяет сделать вывод о том, что поставляемое в рамках национального проекта «Здоровье» оборудование заменило морально устаревшее оборудование и повысило качество и уровень доступности медицинских услуг.

Лишь 6,97% (89 человек) респондентов для проведения диагностических исследований направляются в другие лечебно-профилактические учреждения, что свидетельствует о повышении доступности медицинских услуг по месту обращения. В целом, в системе здравоохранения согласно опросу указанный показатель составляет 8,86% (113 человек), в том числе по причине отсутствия специалистов необходимого профиля - 8,15% (104 человека), отсутствия соответствующего оборудования - 4,55% (58 человек).

В то же время наблюдается существенная разница в оценке сроков ожидания прохождения обследований между респондентами, ожидавшими обследование, и медицинским персоналом. Например, если сотрудники медицинских учреждений указывают, что максимальный срок ожидания прохождения флюорографии в отдельных поликлиниках составляет 7 дней, то респонденты указывают на 30 дней.

Необходимо отметить, что при обеспокоенности населения необходимостью оплачивать или доплачивать за потребляемые медицинские услуги, в частности рентгенографию и лабораторные исследования, лишь 4,31% (55 человек) и 9,09% (116 человек) респондентов соответственно отметили, что им приходилось оплачивать указанные услуги. По сравнению с указанными услугами обследования на УЗИ аппаратах являются более коммерциализированными. Так, 27,74% (354 человека) потребителей указанной услуги отметили, что им приходилось ее оплачивать.

Литература

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http://www.minzdravsoc.ru.

2. Ефименко, С.А. Потребители медицинских услуг в бюджетных организациях и их самооценка здоровья / С. А. Ефименко // Социологические исследования. - 2007. - N 9. - С. 110-114.

3. Колесникова, И.С. Новации в социологии медицины и здоровья / И.С. Колесникова // Социологические исследования. - 2008. - N 4. - С. 89-91.

4. Эдлинский, И.Б. Национальный проект здоровье и его реализация / И.Б. Эдлинский.- Ижевск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.