Научная статья на тему 'Результаты социологических исследований для повышения качества фармацевтической помощи'

Результаты социологических исследований для повышения качества фармацевтической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PHARMACEUTICAL CARE / SOCIOLOGICAL RESEARCH / DRUGS / PHARMACY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Евгения Александровна, Едигарова Нелли Александровна, Кузнецов Алексей Анатольевич

Социологические исследования позволяют на основании субъективной оценки получить достоверное представление о состоянии фармацевтической помощи и служат связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. В работе представлены результаты социологических исследований по различным направлениям оказания фармацевтической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Евгения Александровна, Едигарова Нелли Александровна, Кузнецов Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of sociological research to improve the quality of pharmaceutical care

Pharmaceutical assistance includes the procedure for consulting the doctor and the patient to determine the most efficient, safe and economically efficient course of treatment. With a view to improving the quality of pharmaceutical care, the authors carried out sociological research of medical and pharmaceutical staff.

Текст научной работы на тему «Результаты социологических исследований для повышения качества фармацевтической помощи»

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Е.А. Михайлова, Н.А. Едигарова, А.А. Кузнецов

Кафедра организации и экономики фармации Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России пр. Калинина, 11, Пятигорск, Ставропольский край, Россия, 35 7532

Социологические исследования позволяют на основании субъективной оценки получить достоверное представление о состоянии фармацевтической помощи и служат связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. В работе представлены результаты социологических исследований по различным направлениям оказания фармацевтической помощи.

Ключевые слова: фармацевтическая помощь, социологические исследования, лекарственные препараты, аптечные организации.

Для оказания качественной фармацевтической помощи важна эффективная работа трудового коллектива, способного нетрадиционно, на высоком профессиональном уровне решать поставленные задачи. При этом успешность управления во многом зависит от взаимопонимания коллектива и руководителя в достижении принятых управленческих решений [1]. Социологические исследования позволяют на основании субъективной оценки получить достоверное представление о состоянии фармацевтической помощи и служат связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью.

Нами проведен социологический опрос среди сотрудников, посетителей и медицинских работников аптечных организаций Ставропольского края, Краснодарского края и Ростовской области.

Первым направлением исследования явилась оценка работы руководителей аптечных организаций по 100-балльной шкале. По результатам проведенного исследования установлено, что уровень оценки находится в интервале от 43 до 81 балла. При этом фармацевтическими работниками были указаны недостатки в работе руководителя. По мнению 38,8% опрошенных респондентов, наибольшую долю занимают недочеты в работе, связанные с нарушением руководителями этических норм поведения. На втором месте в 27,3% случаях находится неправильное использование потенциала подчиненных, и 23,7% — недочеты, связанные с организацией работы коллектива. Кроме того, 11,2% респондентов указывают на нерациональный стиль руководства. Все это оказывает влияние на качество фармацевтической помощи. При этом интересным оказалась самооценка руководителей, которая значительно выше и находится в пределах от 75 до 93 баллов. Это дает возможность совершенствовать работу руководителя.

Фармацевтическая помощь базируется на взаимоотношениях и сотрудничестве медицинских, фармацевтических работников и руководителей организа-

ций и влияет на уровень медицинской помощи и качество жизни пациентов. В связи с этим нами проведены социологические исследования среди врачей по выявлению на примере статинов их предпочтений при назначении лекарственных препаратов (ЛП) и формированию комплаентности пациентов.

Изучение фармацевтического рынка статинов позволило установить присутствие на рынке 6 международных непатентованных наименований, включающих 71 торговое наименование. Социологическое исследование выявило информированность врачей о 46% ТН — статинов, в том числе известность таких препаратов, как Вазилип, Зокор, Крестор, Липримар, Аторис и Торвакард, отмечают все опрошенные.

В результате социологических исследований установлено, что наиболее предпочтительными источниками информации для 100% опрошенных является информация, полученная от медицинских представителей. Положительно оценивают информацию, полученную на курсах повышения квалификации, и используют ее в своей практической деятельности 71% респондентов. Сведения о ЛП—статинах из электронных ресурсов используют в своей практической деятельности 54% медицинских работников. Более половины медицинских работников (52%) делятся опытом назначения ЛП пациентам с коллегами на врачебных совещаниях.

Социологический опрос показал, что более половины медицинских работников часто используют в практической деятельности следующие ЛП: Торвакард (62%), Аторис (68%), Вазилип (68%), Крестор (42%), — которые, в свою очередь, отвечают требованиям доступности и качества. Крайне редко врачи назначают ЛП: Вазатор (8%), Синкард (8%) и Атеростат (8%), — в связи со слабой доказательной базой их эффективности. Среди основных причин редкого использования статинов 78% респондентов отметили высокую стоимость ЛП, 74% — психологический барьер пациентов и 47% — недостаток информации о новых ЛП [2, 3].

Предпочтительными дозировками ЛП статинов для 74% пациентов является 20 мг аторвастатинов, для 68% — 20 мг симвастатинов, для 86% респондентов 10 мг розувастатинов, в то время как по данным исследования STELLAR, 10 мг розувастатина по вероятному уровню снижения атерогенных липидов приравнивается к 20 мг аторвастатина и 40 мг симвастатина [4].

Необходимо подчеркнуть, что основными факторами, которыми руководствуются при выборе и назначении ЛП—статинов, является их эффективность, основанная на сведениях доказательной медицины.

В комплексе мероприятий, направленных на повышение фармацевтической помощи, также важное значение имеет формирование приверженности пациента к выполнению назначений врача, т.е. комплаенса.

В основе согласия потребителя на лечение лежит более 200 факторов. По данным социологических исследований выделяют семь доминирующих, и один из них связан с потребительскими свойствами лекарственных препаратов. Эти свойства подразделяют на основные (эффективность и безопасность) и приданные.

Вестник РУДН, серия Медицина, 2013, № 6

К приданным относятся: пролонгированное действие, вид лекарственной формы, ее органолептические показатели, количество ЛП в упаковке и некоторые другие, которые, как и основные, рассматриваются в качестве важнейших составляющих комплаенса [5].

Результатом социологического исследования явилась оценка уровня информированности врачей относительно приданных потребительных свойств (ППС) и возможности использования врачами ППС при назначении ЛП пациентам.

Анализ проведенного анкетирования показывает, что на данный момент врачи не всегда учитывают ППС при назначении ЛП пациентам, а некоторой части опрошенных специалистов данный термин и вовсе не был знаком.

Таким образом, социологические исследования являются тем методом, который позволяет определить состояние фармацевтической помощи, установить объективное представление об основных направлениях его совершенствования. Полученные результаты способствуют формированию высокой комплаентности пациентов и повышению уровня фармацевтической помощи при высокой удовлетворенности трудом аптечных работников.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гаврилина Н.И. Управленческий учет в аптечных организациях как информационная система для принятия управленческих решений // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 1. — URL: http://www.science-education.ru/107-7632.

[2] Гацан В.В., Бакаева А.Н. Результаты социологического опроса больных артериальной гипертензией // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru.

[3] Едигарова Н.А., Кабакова Т.И., Осипова В.А. Результаты оценки врачами — кардиологами и терапевтами лекарственных препаратов — статинов, применяемых при лечении ише-мической болезни сердца // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 5. — Ч. 2. — С. 291—294.

[4] Кардиология. Национальное руководство / Под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. — М., 2010. — С. 474—483.

[5] Кузнецов А.А., Кабакова Т.И., Кузнецов А.В. Удобство применения как экономический фактор оптимизации рационального использования лекарственных средств // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 10. — Ч. 2. — С. 397—399.

REFERENCES

[1] Gavrilina N.I. Managerial Accounting in pharmacy organizations as an information system for management decision making // Modern problems of science and education. — 2013. — № 1. — URL: http://www.science-education.ru/107-7632.

[2] Gatsal V.V., Bakaeva A.N. Results of a poll in hypertensive patients // Modern problems of science and education. — 2012. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru.

[3] Edigarova N.A., Kabakov T.I., Osipova V.A. The results of evaluation by doctors — cardiologists and internists drugs — statins, used to treat coronary heart disease // Fundamental research. — 2012. — № 5. — Part 2. — S. 291—294.

[4] Cardiology. National leadership / Ed. Y.N. Belenkova, R.G. Oganova. — Moscow, 2010. — P. 474—483.

[5] Kuznetsov A.A., Kabakova T.I., Kuznetsov A.V. Ease of use as an economic factor in optimizing the use of medicines // Fundamental research. — 2012. — N 10. — Part 2. — S. 397—399.

THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH TO IMPROVE THE QUALITY OF PHARMACEUTICAL CARE

E.A. Mikhailova, N.A. Edigarova, A.A. Kuznetsov

Department of pharmacy organization and Economics Pyatigorsk medico-pharmaceutical Institute — the branch of the GBOU VPO VolgGMU of the Ministry of health of Russia Kalinina str., 11, Pyatigorsk, Stavropol territory, Russia, 35 7532

Pharmaceutical assistance includes the procedure for consulting the doctor and the patient to determine the most efficient, safe and economically efficient course of treatment. With a view to improving the quality of pharmaceutical care, the authors carried out sociological research of medical and pharmaceutical staff.

Key words: pharmaceutical care, sociological research, drugs, pharmacy organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.