Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ"'

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТ TEMPUS-METAMATH / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEMPUS-METAMATH PROJECT 2013-2017 / MATHEMATICAL AND ENGINEERING EDUCATION / CONTENT-RELATED COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов Владимир Иванович, Галеев Ильдар Хамитович, Зайцева Ксения Константиновна, Кузенков Олег Анатольевич, Поздняков Сергей Николаевич

В статье рассматриваются результаты работы по проекту «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России» программы Темпус Европейского союза, выполняемому консорциумом Европейских и Российских вузов. На основе анализа отечественного и европейского опыта, а также использования интеллектуальной системы электронного обучения, модернизированы ряд учебных программ, набор математических курсов, проведены организационные мероприятия по совершенствованию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецов Владимир Иванович, Галеев Ильдар Хамитович, Зайцева Ксения Константиновна, Кузенков Олег Анатольевич, Поздняков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ"»

Результаты проекта «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России»

Швецов Владимир Иванович Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, пр. Гагарина, 23, г. Нижний Новгород, 603950, (831)4654859. shvetsov@unn.ru

Галеев Ильдар Хамитович Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н.

Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К. Маркса, 10, г. Казань, 420111, (917)3915326 monap@kstu.ru

Зайцева Ксения Константиновна Томский политехнический университет пр. Ленина, 30, г. Томск, 634050, (382)2606271 kkzaitseva@tpu. т

Кузенков Олег Анатольевич Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, пр. Гагарина, 23, г. Нижний Новгород, 603950, (831) 4623363 kuzenkov_o@mail.ru

Поздняков Сергей Николаевич Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, ул. проф. Попова, дом 5, корпус 3,Санкт Петербург, Россия, 197376, (812)2346381

pozdnkov@gmail.com

Федосин Сергей Алексеевич Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.

Н.П. Огарева

ул. Бориса Хмельницкого,39, г. Саранск,430005, (734)2478691 fedosinsa@mrsu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются результаты работы по проекту «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России» программы Темпус Европейского союза, выполняемому консорциумом Европейских и Российских вузов. На основе анализа отечественного и европейского опыта, а также использования интеллектуальной системы электронного обучения, модернизированы ряд учебных программ, набор математических курсов, проведены организационные мероприятия по совершенствованию учебного процесса.

Ключевые слова

Математика в инженерном образовании, инженерное образование, математическая подготовка, модернизация учебной программы, модернизация математических курсов, система электронного обучения, проект TEMPUS-METAMATH, математическое и инженерное образование

TEMPUS-METAMATH project 2013-2017, mathematical and engineering education, content-related competencies

Российская система подготовки инженерных кадров имеет широкое признание. В советское время эта система образования была фундаментом успехов в космических исследованиях, тяжелой промышленности, строительстве и т.д. Экономический кризис 90-х и социальные преобразования привели к радикальным изменениям в российском высшем образовании. Недостаточное финансирование университетов, отток квалифицированных кадров и т.п. привели к ухудшению подготовки инженерных кадров в России. В начале 21 века начавшийся в России экономический рост обусловил высокий спрос на новое поколение инженеров, способных к модернизации экономики. Старая система подготовки инженерных кадров была не в состоянии в полной мере справиться с новыми проблемами, поэтому потребность в модернизации этого сектора была признана на политическом уровне. Можно выделить целый ряд государственных мер, направленных на совершенствование высшего образования: принятие нового закона об образовании; дифференциация университетов с различными миссиями, включая соответствующие изменения в политике финансирования; реализация федеральных программ, нацеленных на улучшение образования; разработка новых государственных образовательных стандартов и т. д. Среди таких мер отметим разработку и утверждение Правительством Российской Федерации 24.12.2013 №2506-р «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», в которой, в частности, отмечается, что без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.

Математика является фундаментальной основой всего спектра учебных планов подготовки инженерных кадров. В настоящее время в высшем инженерном и естественнонаучном образовании России остро стоит проблема качества математической подготовки. Опыт преподавания классических математических дисциплин на младших курсах университета позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время имеются серьезные проблемы, как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения студента.

Нынешние студенты испытывают значительные сложности при освоении традиционных математических дисциплин, что находит отражения в снижении успеваемости, возрастании процента отчисления или перевода на другие (экономические, юридические, гуманитарные) образовательные направления (до 40%). Такая проблема характерна не только для России. В США почти 40% студентов инженерных специальностей не заканчивают обучение, либо меняют специальность, а в Европе процент студентов, преждевременно прекративших обучение, для инженерных направлений колеблется от 15% до 40%. В России эта проблема тесно связана с неудовлетворительной школьной подготовкой по математике. Кроме того, переход на новые стандарты обучения, на двухуровневую систему обучения привел к сокращению аудиторных часов, отводимых на изучение математики. По разным инженерным направлением такое сокращение может достигать 50% по сравнению с прежними требованиями государственного образовательного стандарта. К примеру, государственные образовательные стандарты второго поколения подготовки специалистов в области прикладной информатики на базовые дисциплины математического цикла отводили порядка 800 часов,

из которых до 500 часов на аудиторные занятия. Примерные основные образовательные программы по стандартам третьего поколения по тому же направлению прикладной информатики предполагает объем базовой математической подготовки 18 зачетных единиц трудоемкости (648 часов), из них не более 59 процентов отводится на аудиторные занятия.

Для успешного решения проблемы сохранения качества математической подготовки в новых условиях необходимо пересмотреть саму методику преподавания математики.

На решение указанных проблем математической подготовки в системе современного высшего инженерного образования и был направлен выполняемый консорциумом вузов России и Европы международный проект ТЕМПУС «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России» 543851 -TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JP CR («Modem Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia»), или сокращенно MetaMath (2013-2017 г.г). Основные положения проекта изложены в [1].

Основной целью проекта является разработка методики, обеспечивающей повышение мотивации студентов для изучения математики, повышение качества математического образования, превращение математики для студентов в понятный и естественный инструмент инженерного дела. В консорциум входят 2 вуза Германии ( Университет Саарланда г. Саарбрюкен, технический университет г. Кемниц), Университет им. Клода Бернарда — Лион 1 ( Франция), Технологический университет г. Тампере (Финляндия), 5 вузов России (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)- координатор Российских участников проекта, Тверской государственный университет, Казанский государственный технический университет (КНИТУ-КАИ), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет — ЛЭТИ (СПбГЭТУ-ЛЭТИ), Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (МорГУ)), а также Ассоциация инженерного образования России (АИОР).

Основными задачами проекта являются:

■ Проведение сравнительного исследования лучших европейских и национальных практик преподавания математических дисциплин в естественнонаучных направлениях.

■ Модернизация математических курсов десяти различных учебных планов естественнонаучных направлений подготовки. В рамках модернизации будут совмещены учебные планы и практика российских и европейских образовательных учреждений для обеспечения повсеместного признания учебных достижений, а также для внедрения лучших европейских образовательных технологий в области преподавания математики.

Основной используемой в проекте технологией является разработанная консорциумом Европейских вузов электронная система поддержки обучения математики Math-Bridge, позволяющая реализовывать различные педагогические стратегии и обучающие сценарии. Math-Bridge - это интеллектуальная обучающая система, которая позволяет учителям и студентам взаимодействовать с тысячами математических объектов обучения, доступных на семи языках. Пользователи Math-Bridge могут выбрать один из многих предопределенных курсов или динамически сгенерировать математические курсы, адаптированные под цели конкретного студента, его предпочтения, возможности и текущие знания. Math-Bridge поддерживает богатый образовательный опыт, используя различные типы учебных объектов: определений, теорем, доказательств, примеров и интерактивных упражнений.

■ Развитие новых компетенций университетов по разработке и предоставлению доступа к современным онлайн-курсам по математике. Информатизация математической компоненты инженерного, технического и естественнонаучного обучения в

проекте рассматривается в [2]. Для оценки качества математической подготовки в рамках проекта используется международный стандарт Европейского общества инженерного образования (European Society for Engineering Education, SEFI). Стандарт SEFI «A Framework for Mathematics Curricula in Engineering Education» (последняя редакция 2013 года) устанавливает квалификационные рамки для учебных планов математических дисциплин, содержит уровни и цели обучения, разделы о преподавании математики, формах оценивания, описание результатов обучения. Анализ этого документа и сопоставление с результатами обучения, предусмотренными учебными программами Российских вузов в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и самостоятельно устанавливаемых научно-исследовательскими университетами России стандартов (СУОС), показало их согласованность друг с другом. Практически все аспекты освоения математики, отмеченные в SEFI, находят отражение в математических дисциплинах Российских вузов.

Для анализа качества подготовки инженеров выполнен обзор применяемых и ФГОС 3 для программ в области техники и технологии, а также проекты стандартов, которые применяются как пилотные в отдельных вузах или регионах (ФГОС 3 +, ФГОС 4). При этом особое внимание уделено математической составляющей (требованиям к учебному процессу при реализации математических курсов, набору компетенций и т.д.). Описана система профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ в России и в мире: критерии и процедуры на примере применяемых в АИОР, отражено насколько процедуры и критерии аккредитации способствуют совершенствованию математического блока при подготовке будущих инженеров.

В итоге в рамках проекта с успехом прошла международная аккредитация АИОР (EUR-ACE) двух образовательных программ вуза-участника проекта (КНИТУ-КАИ) по Material sciences and technologies of materials and coatings (Bachelor degree) информационным технологиям и компьютерной инженерии, а также Information technology and computer engineering (Bachelor degree). Запланирована международная аккредитация учебных программ всех вузов-участников проекта. Соответствующая информация отражена в документе, подготовленном АИОР: D4.3/ D5.5 Documents for Curricula Accreditation/ National accreditation applications.

Основные результаты проекта

Анализ современного состояния образовательного процесса, выполненный в рамках проекта, предполагал также сравнение российской системы инженерного образования с системой европейских партнеров. Был проанализирован опыт всех зарубежных партнеров-участников проекта. Из двух основополагающих парадигм преподавания математики в рамках инженерно-технической подготовки (научить студентов, «как это нужно делать»; или научить студентов «понимать, как это нужно сделать») с учетом традиций Российской высшей школы в представляемой разработке была выбрана вторая. В ходе выполнения проекта на основе анализа существующих проблем и опыта европейских партнеров были выработаны следующие направления модернизации программ дисциплин.

1. Введение для студентов первых курсов выравнивающего обучения по элементарной математике (ликвидация школьных пробелов) за счет изменения по ряду разделов соотношения между аудиторной и самостоятельной работой в пользу последней. В программу включается «Вводный курс элементарной математики» и самостоятельная работа с библиотеками математических объектов в среде электронного обучения Math-Bridge.

2. Изменение структуры программы курса. Вместо традиционных лекций (которых, как правило, никогда не хватало для полноценного изложения всего необходимого материала) в программе выделены обзорные лекции и лекции-консультации. Цель обзорных лекций состоит в постановке проблемы по избранной теме и обзоре путей ее решения, а также в определении задания для самостоятельной работы по поставленной проблеме с сообщением необходимых методических рекомендаций для ее выполнения. Лекции-консультации направлены на помощь студентам в связи с возникшими при выполнении самостоятельной работы трудностями, как сформулированными самими студентами, так и выявленными преподавателем при контроле самостоятельной работы.

3. Повышение роли самостоятельной работы студента в освоении материала. Это достигается путем совершенствования методического обеспечения самостоятельной работы студента, использования проектных методов обучения, использование системы электронного обучения, использования индивидуальных траекторий обучения, усиления контроля самостоятельной работы. В отличие от традиционного подхода часть материала курса не пересказывается на лекции, а отдается на самостоятельное изучение по рекомендованным учебным пособиям и с помощью электронного управляемого курса. При этом студенты получают от преподавателя предварительные указания к освоению учебного материала на обзорных лекциях, помощь при возникновении трудностей на лекциях-консультациях и отчитываются по самостоятельно освоенному материалу во время контроля самостоятельной работы. Перенесение центра тяжести в освоении дисциплины на самостоятельную работу студентов позволяет существенно расширить учебный материал, чего невозможно достичь путем традиционного изложения его на лекциях.

4. Использование проектного метода обучения. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Задания для выполнения проектов имеют прикладной характер, чтобы продемонстрировать значение математики в решении проблем реальной жизни и тем самым повысить мотивацию студентов к ее изучению. Работы выполняются под контролем преподавателя. При выполнении проектов предусмотрены консультации со стороны преподавателя и обязательная защита проекта в конце.

5. Использование системы электронного обучения (е-Ьеагт^) в образовательном процессе.

6. Усиление контроля со стороны преподавателя за развитием навыков самостоятельной работы студентов. При этом четко определены алгоритм выполнения самостоятельной работы, формы и критерии отчетности, объем работы, сроки ее представления и виды консультационной помощи. Запланировано проведение четырех тестов электронного контроля (за семестр) и защита четырех обязательных проектов.

7. Уточнение состава профессиональных компетенций.

На основе вышеперечисленных направлений модернизации получены следующие результаты

1. Модернизация образовательных стандартов.

Модернизированы образовательные стандарты ННГУ по направлениям «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная математика», уровни образования - бакалавриат и магистратура. Модернизация была вызвана, в том числе, введением в действие новой версии федеральных государственных

образовательных стандартов - ФГОС3+. При модернизации ОС ННГУ основное внимание было сосредоточено на выработке новых профессиональных компетенций. При этом профессиональные компетенции ФГОС сохранялись, но система компетенций расширялась и перерабатывалась. Целью такой переработки являлось более полное удовлетворение запросов потенциальных работодателей. При переработке учитывались профессиональные стандарты. Методика переработки опиралась на опыт, полученный коллективом ННГУ в ходе выполнения проектов ТЕМПУС - ТЮНИНГ и МЕ-ТАМАТН. Была принята сложная структура системы компетенций - выделялись укрупненные группы компетенций (мегакомпетенции), что позволяло отчетливо представить компетентностную модель выпускника. Наиболее проработанной является система компетенций бакалавра прикладной информатики. В системе приводятся прямые отсылки к Европейской рамке компетенций в области ИКТ. В программу магистратуры включена компетенция инновационной деятельности.

2. Разработка основных образовательных программ.

В ННГУ разработаны 8 новых основных образовательных программ в соответствие с новыми образовательными стандартами по направлениям «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (бакалавриат - 2 профиля, магистратура - 2 профиля); «Прикладная информатика» (бакалавриат - 3 профиля, магистратура - 1 профиль). Основные направления модернизации состояли в изменении структуры программ, в частности, изменения трудоемкости математических курсов, изменение трудоемкости видов занятий при освоении каждой дисциплины. Также осуществлялось включение новых дисциплин с целью интенсификации профессиональной подготовки, более широкого привлечения работодателей к учебному процессу, совершенствованию процесса формирования обновленной системы компетенций, соответствующей заложенной компетентностной модели выпускника. При выполнении модернизации использовался опыт ННГУ, приобретенный в ходе проектов ТЕМПУС. В частности, использовались методологические основы создания математического базиса для студентов инженерных направлений, выработанные в ходе проекта МЕТА-МАТ, а именно, сокращение объема лекционных занятий, расширение объема практических занятий и самостоятельной работы, интенсификация самостоятельной работы.

3. Модернизация существующих образовательных программ

Основой модернизации образовательных программ во всех вузах-участниках проекта являлась модернизация математических курсов. Модернизированы все основные математические курсы «Математическая логика и теория алгоритмов», «Математический анализ», «Математическое моделирование», «Дискретная математика», «Алгебра и геометрия», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Теория вероятностей и нечеткая логика».

Перечислим основные направления модернизации.

Скорректирован подход к подаче материала (в сторону меньшей теоретиза-ции и большей иллюстративности. Так, например, в КНИТУ-КАИ изучение математической дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» перенесено из 2-го семестра (180 ч., 5.з.е.) в 3-й семестр (108 ч. 3 з.е.) и 4-й семестр (108 ч. 3 з.е.), объем дисциплины изменился со 180 ч. (5.з.е.) на 216 ч.(6 з.е.).

Использована интеллектуальная е-1еагт^ система MathBridge с автоматической проверкой степени освоения компетенций, с помощью которой разработаны дистанционные модули для поддержки курсов, разработаны индивидуальные траектории для обучающихся с разной степенью подготовленности. Ряд математических курсов оснащен электронными средствами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Система MathBridge позволяет формировать задания для студентов, которые контролируют ход решения и показывают ошибку на каждом этапе математического вывода. Примеры таких заданий приводятся, например, в [3]. Особенности формирования учебных объектов в системе приводятся, например, в [4,5]. Эти средства дают возможность адекватно оценить уровень сформированности необходимых

компетенций на всех стадиях учебного процесса. Кроме этого, в СПбГЭУ-ЛЭТИ, например, разработана технология для приема экзамена в форме проектов по программам «Дискретная математика» и «Математическая логика и теория алгоритмов».

Созданы практико-ориентированные программы дисциплин и новая программа производственной практики.

Часть курсов реализована и на английском языке.

В некоторые программы включены дополнительные курсы, например, «Математическое моделирование процесса отбора».

Модернизация указанных курсов привела к модернизации следующих направлений подготовки: 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 02.03.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», 09.03.01» Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 09.03.03 «Прикладная информатика», 09.03.04 «Программная инженерия», 10.05.01 «Компьютерная безопасность», 27.03.03 «Системный анализ и управление», 27.03.04 «Управление в технических системах».

Так, в ННГУ созданные средства были успешно использованы при прохождении процедуры государственной аккредитации всех образовательных программ экспертами Рособрнадзора для независимой оценки качества обучения.

В качестве примера модернизированной программы можно взять программу бакалавриата ННГУ по направлению «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в области принятия решений». Эта программа является уникальной, такого профиля нет больше ни в одном университете России. Она создана на основе образовательного стандарта ННГУ с новой системой компетенций, уже по ней можно сделать заключение, насколько он отличается от существующих аналогов, в частности, от ФГОС).

Среди объединений работодателей, рассматривающих ННГУ как платформу для обеспечения квалифицированными кадрами в области прикладной информатики, ведущими являются предприятия Нижнего Новгорода и Нижегородской области: Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ) (г. Саров), Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный научно-производственный центр Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е.Седакова» (ФГУП «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова»), Открытое акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (ОАО «ОКБМ Африкан-тов»), входящие в структуру госкорпорации «Росатом», Институт прикладной физики Российской Академии наук (ИПФ РАН).

При разработке программы использовалась Европейская рамка компетенций в области ИКТ, методики создания и модернизации образовательных программ, выработанные в ходе ряда проектов ТЕМПУС, в частности МЕТА-МАТН и ТЮНИНГ. Прием на программу в 2018 году - 35 человек. Выпуск - 20 человек (при соответствующем приеме 25 человек). Востребованность программы у работодателей и абитуриентов привела к увеличению приема в 2018 году до 35 человек.

Качество подготовки и соответствие федеральным требованиям были подтверждены в 2018 году в ходе государственной аккредитации.

4. Апробация модернизированных программ.

Для этого студенты, изучающие соответствующий курс, были разделены на два потока: обучающиеся по традиционной программе, и по модернизированной программе. Разделение на потоки осуществлялось так, чтобы средние показатели результатов ЕГЭ в потоках были приблизительно равны, то есть, чтобы потоки были близки по входному уровню. В начале обучения было проведено входное тестирование (пре-тест), для выявления степени освоения компетенций, предусмотренных стандартом SEFI в области элементарной математики и начал математического анализа (уровни

Zero и первый). Затем в конце семестра снова было проведено тестирование (посттест) по аналогичным заданиям. Цель тестирования состояла в выявлении изменения уровня освоения базовых математических знаний при различных формах обучения. Некоторые результаты тестирования приводятся в [6] и показывают, что по ряду компетенций модернизированная программа дает более высокую степень освоения.

По тематике проекта защищен ряд магистерских диссертаций по адаптации системы Math-Bridge в электронную среду вуза и разработке e-learning конкретного курса в интеллектуальной системе обучения математике Math-Bridge; два студента КНИТУ-КАИ поступили в аспирантуру.

5. Разработка дополнительных образовательных программ.

Разработана программа стажировки научно-педагогических сотрудников

«Интеллектуальные системы электронного обучения математическим и инженерным дисциплинам в технических вузах» в институте-партнере проекта Deutsches Forschungszentrum für Künstliche Intelligenz-DFKI, Саарбрюккен, Германия (КНИТУ-КАИ).

6. Организационная деятельность по направлениям проекта.

СПбГЭТУ-ЛЭТИ стал соорганизатором международной конференции по полиномиальной математике, провел конференцию ISSEP-2018 по школьной информатике и использованию инструментов в преподавании математики. В СПбГЭТУ-ЛЭТИ создан регулярный семинар по алгоритмической математике (функционирует с 2017 года).

В СПбГЭТУ -ЛЭТИ создана лаборатория для поддержки работы со школьниками в области дискретной математики и информатики. Лаборатория включена в состав методического центра факультета и её деятельность расширилась организацией конкурсов и олимпиад для школьников. Создан кластер цифровой экономики для решения задач в рамках больших данных, искусственного интеллекта, индустриального интернета. Создан институт молодежной науки. Создана лаборатория алгоритмической математики. Создана лаборатория искусственного интеллекта совместно с Бостонским институтом. Реализована виртуальная среда ведения проектной деятельности.

В КНИТУ-КАИ создана учебная лаборатория электронного обучения.

7. Повышение квалификации по направлениям проекта.

В проекте было задействовано 32 сотрудника Российских вузов. В течение срока реализации проекта прошли повышение квалификации по тематике проекта с получением соответствующих сертификатов 56 научно-педагогических работников, 13 административных сотрудников. На обучение в зарубежные вузы-партнёры в рамках проекта выезжали 11 студентов, в Российские вузы-участники проекта на обучение приезжали 6 иностранных студентов.

По результатам выполнения проекта в вузы-партнеры приглашены 30 зарубежных ученых для чтения лекций и научной работы .

В ННГУ разработана Программа интернационализации (соответствующая Миссии ННГУ).

8. Распространение результатов проекта.

По результатам проекта в издательстве Springer опубликована монография «Современное математическое обучение в инженерном образовании. Сравнительный анализ Европейского Союза, России, Грузии и Армении [7]. За 3,5 месяца с момента опубликования этой монографии она была считана более 6000 раз.

Результаты проекта докладывались на ряде Российских и международных конференций [8-12]. По результатам проекта опубликовано более 40 научных и научно-методических работ, например [1-19].

9. Дальнейшее развитие.

Выигран грант РФФИ-РГНФ, 2018-2020 № 18-013-01130 «Разработка «неин-вазивных» средств мониторинга учебного процесса для анализа продуктивности учебной деятельности на примере обучения математике» (СПбГЭТУ-ЛЭТИ).

Выигран грант Благотворительного фонда В. Потанина для преподавателей магистратуры 2016-17 года: магистерская программа «Математическое моделирование» для направления «Прикладная математика и информатика» (МорГУ).

Получены внутренние гранты на проектную деятельность (СПбГЭТУ-ЛЭТИ).

Подавалась заявка на участие в программе Erasmus+ 2017 с проектом «Modernization of Postgraduate studies in the field of Informatics in Russia and China: Integrated Approach based on Bologna Principles (КНИТУ-КАИ).

Подавалась заявка на участие в программе Erasmus+ 2018 с проектом «ICT collaborative Engineering curriculum Enhancement/AVENUE» (ННГУ).

Подана заявка на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина 2018 для преподавателей магистратуры по теме: Электронный обучающий курс «Методы оптимизации» для магистров с не инженерным базовым образованием с мультиязыч-ной поддержкой преподавания (КНИТУ-КАИ).

Поданы две заявки на проекты программы Erasmus+ 2019.

Литература

1. Швецов В.И. Сосновский С. Модернизация преподавания математики как основа междисциплинарности в инженерном образовании // Инженерное образование. № 20. Т. 20. 2016. С. 197-282.

2. Сосновский С.А., Гиренко А.Ф., Галеев И.Х. Информатизация математический компоненты инженерного, технического и естественнонаучного обучения в рамках проекта MetaMath // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2014. - V.17. - №4. -C.446-457.

3. Малкина Е.В., Швецов В.И. Интенсификация изучения математических дисциплин с использованием систем электронного обучения // Вестник ННГУ. Социология. № 2. 2016. С. 181-187.

4. Новикова С.В., Валитова Н.Л., Кремлева Э.Ш. Особенности создания учебных объектов в интеллектуальной системе обучения математике Math-Bridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2016. - Т.19. - №3. - C.451-462.

5. Медведева С.Н. Разработка динамических учебных объектов в интеллектуальной системе онлайн обучения математике Math-Bridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2016. Т. 19. № 3. С. 522-54.

6. Кузенков О.А., Рябова Е.А., Бирюков Р.С., Кузенкова Г.В. Модернизация программ математических дисциплин ННГУ в рамках проекта МЕТА-МАТН//Ниже-городское образование-2016.-№ 1.-С.4-10.

7. Modern Mathematics Education for Engineering Curricula in Europe. A Comparative Analysis of EU, Russia, Georgia and Armenia. Springer Nature, Tiergartenstr. 15-17, 69121 Heidelberg, Germany.

8. Галеев И.Х. Практики международного сотрудничества в области E-Learning и подготовки ИТ-специалистов // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Двенадцатой открытой Всероссийской конференции (15-16 мая 2014 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. - С236-237.

9. Галеев И.Х. Интеллектуальные обучающие системы (Российский опыт) // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2016): труды Международной научно-технической конференции / под ред. С.А. Прохорова. - Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2016. - С. 731 - 734.

10. Медведева С.Н. Современные тенденции в методике преподавания математики в инженерном образовании в России // XIV Международная научно-практическая конференция, «Научные перспективы XXI века, достижения и перспективы нового столетия» 14-15 августа 2015 г. Новосибирск: Изд-во Международного научного института «Educatio» №7 (14), 2015. - С. 74-75.

11. Zakharova, Irina Vladimirovna; Kuzenkov, Oleg Anatolyevich ; Soldatenko, Ilia Ser-geevich ; Yazenin, Alexander Vasilyevich ; Novikova, Svetlana Vladimirovna; Medvedeva, Svetlana Nikolaeevna; Chukhnov, Anton Sergeyevich Using SEFI framework for modernization of requirements system for mathematical Education in Russia // SEFI 2016 44th Annual Conference of the European Society for Engineering Education,

- Tampere, Finland, 12-15 September, 2016, p.164-168

12. Медведева С.Н. Математическая подготовка IT-специалистов в техническом университете // Международный научно-практический форум педагогики, философии и медицины «October Scientific Forum '15», 15 октября 2015 г. Женева (Швейцария): Изд-во European Association of pedagogues and psychologists «Science», 2015. - С. 51-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Новикова С.В., Новикова К.Н. Инструменты оценки эффективности обучения по стандартам SEFI в e-learning системе Math-Bridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2016. - Т.19. - №3. - C.496-508.

14. Новикова С.В. Нестандартные элементы e-learning курсов системы Math-Bridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2016. - Т.19. - №3. - C.440-464.

15. Новикова С. В., Сосновский С. А., Валитова Н. Л., Кремлева Э. Ш. Реализация интерактивного дистанционного курса «Дискретная математика» в интеллектуальной e-learning системе «MathBridge» // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2017.

- Т.20. - №1. - C.350-365.

16. Кремлева Э. Ш., Новикова С. В. Использование интерактивных формул и выражений в динамических тест-объектах e-learning системы MathBridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2017. - Т.20. - №1. - C.366-380.

17. Валитова Н. Л., Новикова С.В. Внедрение интерактивных демонстраций в статичные элементы обучения системы MathBridge// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)"

- 2017. - Т.20. - №1. - C.381-392.

18. Медведева С.Н. Разработка динамических учебных объектов в интеллектуальной системе онлайн обучения математике Math-Bridge// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2016. Т. 19. № 3. С. 522-543.

19. Медведева С.Н. Проектирование информационных технологий обучения в профессиональной математической подготовке в инженерном образовании. Монография. Казань, 2014. Сер. Современная прикладная математика и информатика. РИЦ «Школа», 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.