УДК 378.141.4:54-057.875
Д.О. Перевезенцева, Н.Ф. Стась,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Результаты применения целевой программы по химии в заочном обучении студентов
Заочная форма обучения, используемая в системе высшего профессионального образования России, предполагает самостоятельную работу студентов в семестре и некоторый объем аудиторных занятий в вузах во время экзаменационных сессий. Отсутствие системного контроля успеваемости студентов заочной формы обучения является одной из основных причин низкого уровня их знаний. С целью повышения качества обучения студентов нами был разработан целевой метод изучения дисциплин по химии [4, 5, 7]. В данной статье приведены результаты применения целевой программы «Специальной химии» для студентов направления «Прикладная геология».
Кафедра общей и неорганической химии Национального исследовательского Томского политехнического университета обеспечивает учебный процесс студентов первого курса заочной формы обучения по дисциплинам «Химия», «Общая и неорганическая химия», «Углубленный курс неорганической химии» и «Специальная химия». Эти дисциплины изучают студенты одиннадцати направлений: 1) «Теплоэнергетика и теплотехника»; 2) «Электроэнергетика и электротехника»; 3) «Машиностроение»; 4) «Приборостроение»; 5) «Автоматизация технологических процессов и производств в нефтегазовой отрасли»; 6) «Стандартизация и метрология»; 7) «Информатика и вычислительная техника»; 8) «Хими-
© Перевезенцева Д.О., Стась Н.Ф., 2014
ческая технология»; 9) «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»; 10) «Техносферная безопасность», 11) «Прикладная геология». Время аудиторных занятий в период лабо-раторно-экзаменационных сессий, выделяемое учебным управлением университета, приведено в табл. 1.
В ней указано планируемое время аудиторных занятий для студентов очной формы обучения, а также планируемое время самостоятельной работы студентов обеих форм обучения.
Из табл. 1 видно, что время аудиторных занятий студентов заочной формы обучения в 3-4 раза меньше, чем очной. Студенты дневной формы обучения
получают образование в ежедневном контакте с преподавателями, то есть в течение всего семестра посещают учебные занятия и консультации. Таким образом, они находятся в «тисках» жесткой практики системного контроля: входного, текущего, тематического, рубежного и итогового [1-3].
Выполняя диагностическую, обучающую, развивающую и воспитательные функции, системный контроль повышает ответственность студентов и обеспечивает приемлемое качество усвоения учебного материала. Контроль является составной частью технологии обучения, он побуждает студентов к совершенствованию своих знаний и умений. У студентов-заочников, в отличие от
Таблица 1
Время аудиторных занятий у студентов очной и заочной формы обучения для изучения химических дисциплин
1 - лекции, 2 - практические занятия, 3 - лабораторные работы, 4 - всего
Направления Дисциплина Время (ч) аудиторных занятий Время (ч) СРС
Студенты заочной формы обучения Студенты очной формы обучения
1 2 3 4 1 2 3 4 ЗФ ОФ
140400, 140100, 150700, 220700 230100, 241000 200100 Химия 6 2 6 14 18 8 24 50 96 54
240100 Первый семестр Общая и неорганическая химия 8 4 8 20 24 16 24 64 176 81
2401000 Второй семестр Общая и неорганическая химия 8 6 8 20 32 16 32 78 176 81
130101 Специальная химия 8 0 6 14 24 8 32 64 94 48
241000 Углубленный курс неорганической химии 6 4 6 16 24 16 24 64 108 48
ДАРЬЯ ОЛЕГОВНА ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА
доцент Национального исследовательского Томского политехнического университета. Сфера научных интересов: электрохимия биологически активных веществ, наночастицы металлов, химия твердого тела, проблемы высшего профессионального образования. Автор 70 научных публикаций
НИКОЛАИ ФЕДОРОВИЧ СТАСЬ
доцент Национального исследовательского Томского политехнического университета. Сфера научных интересов: химическое обогащение железных руд, технология сорбентов, проблемы высшего профессионального образования. Автор 101 научной публикации
Рассмотрены различия в организации учебного процесса студентов заочной, очной и дистанционной форм обучения. Проведено сравнение объема аудиторных занятий студентов заочной формы обучения во время лабораторно-экзаменационных сессий и студентов стационара в течение всего семестра. Показано, что объективность контроля знаний студентов дистанционной формы обучения ниже, чем студентов заочной формы обучения, из-за отсутствия непосредственного контакта студентов с преподавателем. Приведены положительные результаты педагогического эксперимента по применению целевой программы и объективного способа итоговой аттестации в учебном процессе заочной формы.
Ключевые слова: заочное обучение, учебный процесс, целевая программа, педагогический эксперимент, результаты эксперимента
This article considers the differences in training process management of full-time and parttime students. The comparison of amount of class hours of full-time and part-time students during the term is presented. It is shown that the objectivity of knowledge control of distance learning is lower than part-time students due to lack of direct contact with the student teacher. The positive effects of educational experiment aimed at implementing special-purpose program and objective type of assessment into the part-time training process are discussed. Key words: part-time training, training process, special-purpose program, educational experiment, exam results
студентов очной формы обучения, контакт с преподавателями в семестре отсутствует, как и систематический контроль. Единственной формой контроля самостоятельной работы у студентов заочной формы обучения в семестре является выполнение контрольных заданий, которые отправляются по электронной почте преподавателям и проверяются в отсутствии студентов. Проконтролировать, выполнена работа самим студентом или третьими лицами, не представляется возможным. Для студентов заочной формы проводится один вид объективного контроля - экзамен. В настоящее время для увеличения виртуальных контактов преподавателя и студента заочной формы обучения ввели консультационный форум, где студент может написать вопрос по предмету в течение семестра и преподаватель
должен ответить на него online в течение пяти рабочих дней.
Альтернативной формой обучения студентов заочной формы обучения является дистанционное образование. В течение семестра изучения предмета «Химия» отсутствие контактов преподавателя и студента скомпенсировано проведением вебинаров (лекции и практические занятия) в режиме online через Интернет, где каждый студент в конце занятия может задать вопрос преподавателю. Лабораторные работы проводятся виртуально. Виртуальное выполнение лабораторных работ по химии приводит, во-первых, к отсутствию практических навыков работы с химическим оборудованием и посудой, отсутствию навыков работы с концентрированными кислотами и щелочами. Во-вторых, к невозможности объективного кон-
троля выполнения лабораторной работы и отчета. Например, после приготовления раствора серной кислоты виртуально студент не может объяснить преподавателю, почему серную кислоту необходимо приливать в воду, а не наоборот. Этот факт наглядно иллюстрирует нецелесообразность использования виртуальных лабораторных работ по химии для обучения, что приводит не только к низкому уровню знаний студентов, но и к полному их отсутствию, невозможности их применения в своей профессиональной деятельности. В течение семестра студенты могут виртуально проконсультироваться на консультационном форуме, на практике же консультируются отдельные студенты. Преподаватель отвечает на вопросы в течение пяти рабочих дней. Экзамен сдается дистанционно через Интернет, студент скачивает с сайта вариант экзаменационного билета, ответы на вопросы он обязан прикрепить в течение трех часов.
Однако объективность сдачи экзамена теряется, так как невозможно проконтролировать, кто выполняет экзаменационную работу. О выполнении экзаменационной работы с помощью третьих лиц свидетельствует тот факт, что ответы на экзаменационную работу прикрепляются через 6-15 минут после скачивания варианта экзаменационной работы из Интернета. Время и даты прикрепления работ определены с помощью системы Моос11е.
Для повышения качества знаний студентов заочной формы обучения нами разработаны новые целевые программы изучения химических дисциплин [1, 2], указанных в табл. 1. Они содержат перечни дидактических единиц изучаемого материала, также указываются конкретные уровни их освоения в терминах: формулировать, объяснять, записывать, вычислять, иллюстрировать при-
мерами и др. Эта форма рабочей программы является целевой, так как в ней определены цели и ожидаемые результаты усвоения каждой дидактической единицы, глубина их изучения. Такие программы способствуют повышению самоконтроля у студентов, который является для них главным условием успешной учебы.
В весеннем семестре 2012/2013 учебного года проведен педагогический эксперимент по применению целевой программы учебного процесса студентов заочной формы направления 130101 «Прикладная геология» по дисциплине «Специальная химия». В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по этой дисциплине изучаются некоторые главы химии элементов (неорганической химии) и методы анализа простых веществ и их соединений. Рабочая программа по «Специальной химии» размещена на сайте Национального исследовательского Томского политехнического университета [5]. На установочной лекции студентам было объявлено об изучении «Специальной химии» с использованием разработанной целевой программы через Интернет. Также сообщены структура и содержание экзаменационного билета и правила его оценивания. Структура экзаменационного билета представлена ниже.
1. Нахождение элементов в земной коре и их распространенность.
2. Способы получения металлов и способы их очистки.
3. Способы получения простых веществ (неметаллов).
4. Общие закономерности изменения химических свойств простых веществ и соединений.
5. Свойства простых веществ (металлов и неметаллов).
6. Получение и свойства бинарных соединений.
7. Получение и свойства ги-дроксидов.
Таблица 2
Результаты экзамена студентов, обучающихся по классической форме и целевой программе
Вид Всего Отл. Хор. Уд. Неуд. Неявка
Целевая программа 65 0 «0%» 11 «16,92%» 40 «61,5%» 7 «10,77%» 7 «10,77%»
Классическая форма 32 2 «6,25%» 3 «9,3%» 19 «59,4%» 6 «18,75%» 2 «6,25%»
8. Получение и свойства солей.
9. Расчетная задача на взаимодействие химических веществ.
10. Расчетная задача на определение концентрации растворов.
11. Упражнение на уравнивание окислительно-восстановительной реакции.
12. Применение простых веществ химических соединений.
В отличие от прошлых лет на аудиторных занятиях летней экзаменационной сессии студенты были более мотивированы: задавали вопросы по содержанию целевой программы, по выполнению контрольных заданий, консультировались по содержанию учебных пособий.
Преимущество классической формы образования студентов
заочной формы обучения заключается в объективном контроле знаний, который проводится при непосредственном контакте с преподавателем. Экзамен по дисциплине сдавали 65 студентов - это количество обучаемых достаточно для проведения статистического анализа. В каждом варианте экзаменационного билета содержалось по 12 заданий
- расчетных задач и упражнений. Студенты выполняли задания в течение 2-х часов. За 1112 выполненных заданий выставлялась оценка «отлично», за 9-10
- «хорошо», 7-8 - «удовлетворительно». Параллельно итоговая аттестация по этим же экзаменационным билетам проводилась для студентов направления
241000 - «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», которые изучали неорганическую химию по классической программе [11]. Результаты экзамена студентов, обучающихся по классической форме и с применением целевой программы, представлены в таблице 2.
В экспериментальной группе оценки «хорошо» и «отлично» получили 17% студентов, абсолютная успеваемость составила 78,42%; в параллельной группе по классической форме абсолютная успеваемость составила 74,95%, оценки «хорошо» и «отлично» получили 17% студентов. Студенты, не явившиеся в день экзамена, обучающиеся по целевой программе, успешно сдали экзамен в течение следующего семестра. В общем итоге абсолютная успеваемость повысилась до 89,2%. Использование целевой програм-
мы повысило мотивацию студентов к изучению предмета, а следовательно, и их абсолютную успеваемость, которая выросла на 14,2%.
Таким образом, для улучшения качества обучения студентов заочной формы по естественным дисциплинам необходимо использовать классическую или гибридную формы обучения с обязательным аудиторным выполнением лабораторных работ и приема экзамена. Для повышения мотивации студентов к изучению предмета, а, следовательно, и успеваемости необходимо с программой обучения студенту высылать целевую программу, содержащую перечень результатов обучения, которые должен продемонстрировать студент в ходе экзамена.
При создании настоящей статьи был проведен педагогический эксперимент по применению целевой программы и технологии объективного итогового контроля,
результат которого положителен. Это позволило повысить абсолютную успеваемость на 14, 2%. Поэтому мы рекомендуем широкое применение таких программ в заочном обучении студентов.
Литература
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие. М.: Изд-во МИСиС, 1989. С. 167.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1998. С. 192.
3. Буйновский А. С., Медведева М.К., Молоков П.Б., Стась Н.Ф. Системный контроль как средство обучения и воспитания студентов. Ч. 1. Входной, текущий и тематический контроль // Известия Томского политехнического университета, 2007. Т. 310. № 3. С. 217-222.
4. ПеревезенцеваД.О., Стась Н.Ф. Метод организации и контроля качества заочного обучения по неорганической химии // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: www.science-education. ru/108-9037 (дата обращения: 05.12.2013. Загл. с экрана).
5. ПеревезенцеваД.О., Стась Н.Ф. Заочное обучение: основная проблема и ее решение // Открытое образование. 2013. № 4. С. 16-23.
6. Перевезенцева Д.О. Специальная химия: Методические указания и индивидуальные задания для студентов ИДО, обучающихся по специальности «Прикладная геология». URL: http://portal.tpu.ru:7777/ SHARED/d/DOP/Tab4 (дата обращения: 05.12.2013. Загл. с экрана).
7. Стась Н.Ф., Перевезенце-ва Д.О. Дидактические единицы заочного изучения общей химии // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4. С. 14-19.