Научная статья на тему 'Результаты опытно-поисковой работы по развитию умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки'

Результаты опытно-поисковой работы по развитию умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ ИСКУССТВ / ФОРТЕПИАННАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ / ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА / INTERPRETATION OF PIECES OF MUSIC / STUDENTS OF UNIVERSITIES OF ARTS / PIANO TRAINING / METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF ARTISTIC INTERPRETATION / EXPERIMENTAL RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Телегина Н. О.

В статье описана организация и содержание опытно-поисковой работы по проверке эффективности разработанной автором методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки, представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH WORK ON THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF ARTISTIC INTERPRETATION OF MUSIC IN THE PROCESS OF PIANO TRAINING OF STUDENTS OF PERFORMING DEPARTMENT AT UNIVERSITIES OF ARTS

The article describes the organization and the contents of experimental research work, effectiveness of the methodology of the development of skills of artistic interpretation of pieces of music in the process of piano training among students in Departments of Performance at Universities of Arts. The author presents the results of the research work.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-поисковой работы по развитию умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки»

3. Makarenko, A.S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. - M., 1972.

4. Freyjd, Z. Khudozhnik i fantazirovanie // Vospominanie o Leonardo da Vinchi o rannem detstve / per. s nem. R. Dodeljceva, M. Popova. -SPb., 2013.

5. Muzihka. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. G.V. Keldihsh. - M., 1998.

6. Erzhemskiyj, G.L. Dirizheru XXI veka. Psikholingvistika professii. - SPb., 2007.

7. Pedagogicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova [i dr.]. - M., 2003.

8. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogika v skhemakh, tablicakh i opornihkh konspektakh. M., 2008.

Статья поступила в редакцию 12.07.14

УДК 378.147

Telegina N.O. RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH WORK ON THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF ARTISTIC INTERPRETATION OF MUSIC IN THE PROCESS OF PIANO TRAINING OF STUDENTS OF PERFORMING DEPARTMENT AT UNIVERSITIES OF ARTS. The article describes the organization and the contents of experimental research work, effectiveness of the methodology of the development of skills of artistic interpretation of pieces of music in the process of piano training among students in Departments of Performance at Universities of Arts. The author presents the results of the research work.

Key words: interpretation of pieces of music, students of universities of arts, piano training, methodology of development of skills of artistic interpretation, experimental research work.

Н.О. Телегина, ст. преп. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: emerald512@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье описана организация и содержание опытно-поисковой работы по проверке эффективности разработанной автором методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки, представлены результаты исследования.

Ключевые слова: интерпретация музыкальных произведений, студенты вузов искусств, фортепианная подготовка, методика развития умений художественной интерпретации, опытно-поисковая работа.

Изучение сложившейся системы профессиональной подготовки студентов исполнительских отделений в вузах искусств показывает, что вопросы художественной интерпретации музыкальных произведений решаются, главным образом, в процессе освоения специальных исполнительских дисциплин (специальный класс, камерный ансамбль, оркестровый класс, квартетный класс и пр.) [1]. Предмет «Фортепиано», как правило, занимает второстепенное положение в блоке учебных дисциплин и решает дидактические задачи, а преподавание в классе фортепиано зачастую осуществляется идентично классу специального фортепиано, отличаясь меньшим объёмом программы и худшим качеством исполнения. Соответственно, возможности общей фортепианной подготовки в развитии умений художественной интерпретации музыкальных произведений реализуются далеко не в полной мере, а необходимое для этого методическое обеспечение на сегодняшний день не разработано. Сказанное обусловливает актуальность разработки и практической апробации методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки.

В предыдущих наших публикациях было обосновано содержание понятия «умения художественной интерпретации музыкальных произведений» и представлена методика развития данных умений у студентов вузов искусств в процессе фортепианной подготовки [2]. Кратко обобщая проведенные нами исследования, отметим, что «умения художественной интерпретации музыкальных произведений» мы понимаем как освоенные студентами способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает возможность воплощения в исполнительской деятельности личностно осмысленного образного содержания музыки на основе установления художественного диалога с автором сочинения, музыкальным произведением и слушателями. Данные умения являются сложными, имеют комплексную природу и включают в себя ряд более частных умений, а именно: умения герменевтические (толкование музыкального тек-

ста и понимание заложенного в нем содержания), креативные (построение собственной художественной концепции музыкального произведения), исполнительские (воплощение художественной концепции музыкально-исполнительскими средствами), рефлексивные (оценка убедительности практической реализации художественной концепции).

Разработанная нами методика развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки включает три этапа: информационно-герменевтический, который направлен на развитие герменевтических умений студентов в процессе аналитико-теоретического освоения музыкального произведения; художественно-деятель-ностный, который направлен на развитие креативных и исполнительских умений студентов в процессе практически-творческого освоения музыкального произведения; рефлексивно-аналитический, который направлен на развитие рефлексивных умений студентов в процессе аналитического осмысления собственных исполнительских действий и результата художественной интерпретации.

Для апробации и проверки эффективности разработанной нами методики была организована масштабная опытно-поисковая работа на базе музыкального факультета Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского. В ней приняли участие 57 студентов, обучающихся по специальностям «Искусство концертного исполнительства» (струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты); «Искусство оперного пения»; «Художественное руководство академическим хором». Сначала было проведено анкетирование студентов с целью выяснения знаний о художественной интерпретации, способах и средствах ее реализации, возможностях курса фортепиано и т.д. Полученные данные показали, что студенты серьезно подходят к проблеме интерпретации, объективно оценивают значимость предмета фортепиано, но считают, что его возможности реализуются не в полной мере,

а внимания проблемам интерпретации уделяется недостаточно. Выяснилось, что студенты редко прибегают к музыковедческому анализу в собственной исполнительской деятельности, хотя теоретически верно оценивают его роль в процессе интерпретации.

Для проведения поисковой работы был разработан соответствующий диагностический инструментарий. Были определены четыре критерия: грамотность музыковедческого анализа нотного текста, глубина и полнота раскрытия музыкального содержания (1); убедительность художественной концепции музыкального произведения (2); совершенство исполнительского воплощения художественной концепции (3); адекватность самооценки исполнительских действий и реализации художественного замысла в интерпретации сочинения (4). Установлены три уровня развития умений художественной интерпретации: низкий, допустимый, оптимальный.

Низкий уровень развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студента констатируется в том случае, если музыковедческий анализ нотного текста выполнен недостаточно грамотно, музыкальное содержание раскрыто поверхностно и фрагментарно (1), художественная концепция музыкального произведения не убедительна и не основывается на результатах музыковедческого анализа (2); исполнительское воплощение художественной концепции несовершенно и не отражает музыкальное содержание сочинения (3); самооценка исполнительских действий и реализации художественного замысла в интерпретации сочинения неадекватна и не соответствует полученному звуковому результату (4).

Допустимый уровень развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студента констатируется в том случае, если музыковедческий анализ нотного текста выполнен грамотно, но музыкальное содержание раскрыто недостаточно глубоко и полно (1); художественная концепция музыкального произведения вполне убедительна, но носит эмпирический характер и не основывается на результатах музыковедческого анализа (2); исполнительское воплощение художественной концепции в техническом отношении недостаточно совершенно, что не позволяет в полной мере отразить музыкальное содержание сочинения (3); самооценка исполнительских действий и реализации художественного замысла в интерпретации сочинения не вполне адекватна и не всегда соответствует полученному звуковому результату (4).

Оптимальный уровень развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студента констатируется в том случае, если музыковедческий анализ нотного текста выполнен грамотно, музыкальное содержание раскрыто глубоко и полно (1); художественная концепция музыкального произведения убедительна, основывается на результатах музыковедческого анализа (2); исполнительское воплощение художественной концепции совершенно и в полной мере отражает музыкальное содержание сочинения (3); самооценка исполнительских действий и реализации художественного замысла в интерпретации сочинения полностью адекватна и соответствует полученному звуковому результату (4).

Для определения уровня развития умений художественной интерпретации у студентов применялись специально разработанные экспертные листы с точным указанием оцениваемых показателей и методов выставления оценок, 5-балльная шкала с точной характеристикой каждого балла, адаптированная шкала Дж. Рензулли-Л.В. Поповой [3, с. 43]. Обработка эмпирических данных осуществлялась путем вычисления средних значений оценок, коэффициентов соответствия эталонных и фактических значений, относительной и абсолютной динамики развития умений интерпретации, прироста средних значений по всем критериям, соотношения студентов, находящихся на разных уровнях развития умений интерпретации в начале и в конце поисковой работы.

Диагностические срезы, проведенные на констатирующем этапе поисковой работы, выявили существенное преобладание в контрольной и поисковой группах студентов с допустимым уровнем развития умений интерпретации (около 70%), оптимальный и низкий уровни составили около 15% соответственно. Были отмечены существенные недостатки в анализе музыкального текста, неумение давать художественную трактовку его результатам, находить семантические элементы музыкального языка и определять их смысловое значение, а также недостаточная самостоятельность студентов в трактовке содержания произведения и выборе исполнительских средств,

не вполне осмысленное исполнение, зависимость самооценки от мнения преподавателя.

На формирующем этапе опытно-поисковой работы в учебный процесс была внедрена разработанная нами методика развития умений художественной интерпретации, которая реали-зовывалась поэтапно. На информационно-герменевтическом этапе применялся метод «диалог по поводу искусства», предполагающий организацию коллективных дискуссий, где студенты обсуждали трактовки содержания музыкальных произведений. Предварительно осуществлялся структурно-функциональный и интонационно-семантический анализ нотного текста. Для этого студентам предлагалось несколько планов-матриц, содержащих последовательность аналитических процедур, включающих характеристику образной драматургии и тематизма, выявление жанрово-стилевых особенностей, способов развития и преобразования материала, трактовку семантических единиц музыкального текста и пр. После заполнения планов-матриц студенты выступали в дискуссиях, где излагали свое понимание художественного смысла сочинения, аргументируя данными музыковедческого анализа.

На художественно-деятельностном этапе применялся метод «диалог через искусство», предполагающий исполнительское воплощение художественной концепции музыкального произведения, обоснованной на предыдущем этапе и ее коллективное обсуждение на заседаниях творческих лабораторий и музыкальных мастерских. Сначала студенты осуществляли исполнительский анализ произведения: выстраивали его «динамический профиль», определяли выбор темпов, штрихов, артикуляции, динамики, способов интонирования, звукоизвлечения и зву-коведения и пр. Особое внимание уделялось исполнительской трактовке семантических единиц музыкального текста (аччакатурам, монограммам, интонированию риторических фигур, воспроизведению жанровых атрибутов, элементов полистилистики и пр.). Затем отработанная в классе фортепиано исполнительская версия трактовки произведения представлялась для обсуждения сокурсниками и преподавателями.

На кафедре фортепиано Южно-Уральского института искусств несколько лет функционирует творческая лаборатория, в рамках которой ежегодно проводятся семинары «Играем музыку Уральских композиторов», «Играем музыку современных композиторов» и др., где практикуются публичные выступления студентов с рассказом об исполняемых ими произведениях. Многие произведения являются новыми и еще не имеют признанных исполнительских трактовок в виде аудио- и видеозаписей, о них еще не написаны музыковедческие статьи и исследования. С одной стороны, это дает полную свободу студентам в художественной трактовке данных сочинений, а с другой - накладывает профессиональную ответственность и побуждает глубоко и серьезно анализировать нотный текст и создавать убедительную интерпретацию произведений.

В рамках поисковой работы нами была организована музыкальная мастерская, где студенты самостоятельно отрабатывали решение художественных задач, связанных с освоением в ограниченные сроки ансамблевого музыкального произведения и аккомпанемента с солистом-вокалистом или инструменталистом. При этом студент и музыкант-иллюстратор должны были выработать единую интерпретаторскую позицию и практически реализовать ее в совместном выступлении.

На рефлексивно-аналитическом этапе применялся метод «диалог с искусством», который предполагал полностью самостоятельное освоение студентами двух музыкальных произведений, создание собственного варианта их художественной интерпретации с последующим самоанализом исполнения на концерте или творческом показе. Для обеспечения полноты и объективности самоанализа мы предложили студентам анкету с вопросами, направленными на самооценку всех параметров исполнения (например, удалось ли воплотить стилистику и жанр музыкального произведения, найти адекватный способ интонирования, воспроизвести авторский стиль композитора, достигнуть художественной целостности интерпретации и пр.). Анкета заполнялась студентами дважды: первый раз после собственного публичного сценического выступления, второй раз после просмотра его в видеозаписи. Аналогичная анкета была предложена членам экспертной комиссии и студентам, присутствовавшим на выступлении. После анализа итогов анкетирования всех категорий слушателей (преподавателей и студентов) проводилось обсуждение исполнительской интерпретации в классе фортепиано.

Реализация методики позволила студентам освоить алгоритм выполнения художественной интерпретации музыкального произведения, предполагающий определенную последовательность действий, начиная с изучения истории создания сочинения, проведения музыковедческого анализа нотного текста, расшифровки заключенных в нем информационных смыслов, создания вариантов собственной трактовки музыкального содержания и заканчивая исполнительским воплощением художественной концепции, осмыслением и самооценкой его результатов. Это повысило меру самостоятельности и творческой ответственности в интерпретаторской деятельности студентов.

Данные контрольных срезов, проведенных на итоговом этапе опытно-поисковой работы, зафиксировали повышение качественных показателей по всем установленным критериям. В результате использования разработанной методики студенты поисковой группы чаще стали обращаться к музыковедческому

Библиографический список

анализу и использовать его результаты для построения художественной концепции музыкального произведения, повысилась степень осмысленности и интонационной выразительности исполнения, возросла мера объективности самооценки исполнительской деятельности. Обработка данных показала, что большая часть студентов поисковой группы достигла оптимального уровня развития умений художественной интерпретации (53%), в то время как в контрольной группе большинство студентов осталось на допустимом уровне (60%). Положительная динамика в этом процессе значительно более ярко была выражена в поисковой группе и составила 32% против 15% в контрольной.

Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность предложенной нами методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки.

1. Сизова, Е.Р Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.

2. Телегина, Н.О. Методика развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов вузов искусств в процессе фортепианной подготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/118-13983

3. Методики психо-педагогической диагностики одаренности детей / авт.-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев. - Гродно, 2007.

Bibliography

1. Sizova, E.R. Professionaljnaya podgotovka specialistov v sisteme klassicheskogo muzihkaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2008.

2. Telegina, N.O. Metodika razvitiya umeniyj khudozhestvennoyj interpretacii muzihkaljnihkh proizvedeniyj u studentov vuzov iskusstv v processe fortepiannoyj podgotovki // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 4 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/118-13983

3. Metodiki psikho-pedagogicheskoyj diagnostiki odarennosti deteyj / avt.-sost. E.N. Arciman, A.A. Kardabnev. - Grodno, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.07.14

УДК 373

Chuikova I.V. TEACHING CONDITIONS OF FORMATION OF EFFECTIVENESS OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN. The necessity of development of communicative qualities in preschool children, in particular, the effectiveness of speech that determines the efficiency and effectiveness of the communication process, which in turn is a key prerequisite for successful human adaptation in any social environment; discusses pedagogical conditions of formation efficiency of speech in preschool education.

Key words: communication, communication process, effectiveness of speech, pedagogical conditions, effectiveness of communication.

И.В. Чуйкова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы Шадринского

гос. педагогического института ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: Irina-Shadr@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных качеств, в частности, действенности речи, которые определяют эффективность и результативность процесса коммуникации, что в свою очередь является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде; рассматриваются педагогические условия формирования действенности речи в ДОУ.

Ключевые слова: коммуникация, процесс коммуникации, действенность речи, педагогические условия, эффективность коммуникации.

В современной системе образования особую актуальность приобретает учет такого явления, как ускорение социальной жизни общества. Это ускорение требует интенсификации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. По нашему мнению, высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.

Процесс организации общения с окружающими людьми является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогической науке. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000) определены задачи нравственного воспитания, в частности, формирование культуры межличностных отношений.

Овладение родным языком и умелое использование его потенциальных средств наиболее интенсивно протекает в дошкольные годы, когда у ребенка необыкновенно высока чувствительность к языковой информации (М.М. Конина, Е.И. Радина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и др.). Приоритетность задачи развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста признается ведущими специалистами в области отечественной психологии и педагогики (Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, А.А. Зрожевская, Г.Я. Кудрина, М.И. Попова, Е. А. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.).

Однако, рассматривая процесс формирования коммуникативных качеств детской речи, ученые недостаточно уделяют внимания результату коммуникации, ее эффективности и, как след-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.