Научная статья на тему 'Результаты мониторинга «Выявление проблем востребованности выпускников на рынке труда»'

Результаты мониторинга «Выявление проблем востребованности выпускников на рынке труда» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапа Елена Альбертовна

В статье приведены результаты мониторинга, в котором приняли участие 548 студентов четвертого и пятого курсов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им, Н. Г. Чернышевского. Получена информация об актуальности и своевременности вопросов трудоустройства выпускников. Выявлены проблемы, с которыми сталкивается выпускник при трудоустройстве на работу и определены пути преодоления сложившихся трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга «Выявление проблем востребованности выпускников на рынке труда»»

УДК 481.43

Лапа Елена Альбертовна

Директор центра бизнес-технологий и инноваций ЗабГГПУ, lenalapa@inbox.ru, Чита

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА»

Lap a Elena Albertovna

Business-technology and innovation center, director, ZabSHPU, lenalapa@inbox.ru, Chita

MONITORING RESULTS «THE PROBLEMS OF IMPORTANCE OF THE GRADUATES ON THE LABOUR-MARKET»

Важным показателем оценки качества итоговой подготовки выпускников является их востребованность на рынке труда. В настоящее время проблема трудоустройства выпускников университета решается путем интеграции деятельности всех его подразделений.

Несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию и ежегодное сокращение количества абитуриентов, контрольные цифры приема и количество контрактно-целевых мест практически не изменились. Ежегодно контракты с вузом заключают 31 район и около 30 организаций края. Проводятся областные конкурсы и олимпиады, победители которых получили право обучаться на контрактно-целевой основе. Органы управления образованием и других ведомств предоставляют информацию о вакантных местах работы. Взаимоотношения сторон и ответственность учебного заведения, студента и работодателя, независимо от формы собственности, регулируется контрактом (договором), который подписывается по схеме: учебное заведе-ние-студент-работодатель. За 5 лет вуз принял 1375 чел. на контрактноцелевой основе, в том числе в 2004 г. - 268, в 2005 г. - 243, в 2006 г. - 193, в 2007 г. - 319, 2008 г. - 352,2009 г. - 67%. Благодаря этому ежегодно 60-70% выпускников вуза имеют уверенность в своем трудоустройстве. Количество организаций, желающих подготовить в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете будущих специалистов, с каждым годом увеличивается. Источниками гарантированного трудоустройства являются: во-первых, качество реализации образовательных программ, обеспеченное стабильным профессорско-преподавательским коллективом; во-вторых, дополнительные образовательные программы; в-третьих, развитие собственной структуры трудоустройства, которая может ответить на запросы рекрутинговых агентств, российских и западных фирм, полностью провести подбор, а при необходимости внести коррективы в программы дополнительной подготовки специалистов, удовлетворяющие требования работодателя.

С 2008 г. в ЗабГГПУ проводится масштабное мероприятие «Дни карьеры». День карьеры - проект, широко известный во всех регионах, городах и вузах России и за рубежом. Цель «Дней карьеры» заключается в привлечении потенциальных работодателей к сотрудничеству с вузом, оказании помощи студентам-выпускникам в поиске подходящего места работы.

В рамках «Дней карьеры» в ЗабГГПУ среди студентов очного отделения проведено социологическое исследование, с целью оценки качества получаемого образования в вузе, перспективах на будущее и выявление основных критериев при выборе места работы, и как следствие - разработка комплекса условий и рекомендаций по подготовке выпускника к трудоустройству, разработку стратегии дальнейшего развития вуза.

Задачи исследования: познавательная (выявление отношений студентов по данной проблематике); диагностическая (определение остроты проблемы трудоустройства для выпускников ЗабГГПУ).

В исследовании приняли участие 548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении, из которых 103 представителя мужского пола и 445 женского. Численность респондентов по факультетам представлена в табл. 1.

Таблица 1

Численность респондентов по факультетам ЗабГГПУ

№ п\п Наименование факультета Численность участников анкетирования Из общего числа участников, %

1 Физико-математический 47 9

2 Филологический 119 22

3 Естественно-географический 38 7

4 Иностранных языков 66 12

5 Физической культуры 26 5

6 Педагогический 19 3

7 Психологии 59 11

8 Технолого-экономический 23 4

9 Исторический 54 10

10 Юридический 34 6

11 Социальный 26 5

12 Художественного образования 37 7

Студентам в первом вопросе было предложено ответить, задумываются ли они в настоящее время о своем трудоустройстве:

2 Часто задумываются о своем дальнейшем трудоустройстве

я Совмещают учебу с работой

Редко задумываются о своем дальнейшем трудоустройстве

3 Затруднились с ответом

Рис. 1. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Задумываетесь ли Вы в настоящее время о своем трудоустройстве?»

Как показал анализ ответов, 85,6% респондентов дали положительный ответ, т. е. часто задумываются о своем дальнейшем трудоустройстве. На момент проведения анкетирования уже совмещали учебу с работой 9,9% респондентов. Редко задумываются о своем дальнейшем трудоустройстве 3,3%. Затруднились с ответом 1,2%.

Особым интересом при проведении исследования для нас стало выявление значимых проблем, с которыми сталкиваются выпускники при трудоустройстве.

ЕЗ Отсутствие стажа работы

В Отсутствие вакантных мест по специальности

Ё Отсутствие квот

□ Несоответствие между полученными знаниями и выдвигаемыми требованиями

С Претензии к уровню заработной платы

□ Затруднились с ответом 548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

Рис. 2. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «С какой основной проблемой сталкивается выпускник при трудоустройстве на работу?»

По мнению студентов, выпускник высшего учебного заведения чаще сталкивается с проблемой отсутствия стажа работы, данную проблему охарактеризовало как наиболее значимую 42% респондентов; с отсутствием вакантных мест для работы по специальности согласны 28%; отсутствие квот в учреждениях для молодых специалистов выделило 18% опрошенных. С проблемой несоответствия полученных знаний и выдвигаемых работодателем требований согласны 7% будущих выпускников. Небольшой процент

183

о

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

составили собственные ответы респондентов - 3% из общего числа ответов (завышенные претензии выпускников к предлагаемому уровню заработка) и 2% респондентов затруднились с ответом.

Представители студенческой молодежи хотели бы получить от государства, органов власти различного уровня, общественных организаций гарантию обеспечения рабочими местами, разрешение проблемы своего трудоустройства.

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

О На помощь администрации учебного заведения

□ На помощь государства

О Биржу труда

□ Профсоюзные организации студентов

£3 Помощь родителей

О Ходотайово знакомых

Самостоятельное решение проблемы

Затруднились с ответом

Рис. 3. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «На кого Вы возлагаете надежды, прежде всего при разрешении проблемы своего трудоустройства?»

Таким образом, большинство будущих выпускников возлагают свои надежды, прежде всего на помощь администрации учебного заведения -30%; государства-26%; биржи труда - 18%; профсоюзные организации студентов - 8%; помощь родителей - 6%; ходатайство знакомых - 4%.

Однако были и такие варианты ответов, где студенты отмечали необходимость только самостоятельного решения данной проблемы - 5%. Затруднились с ответом 3% респондентов.

50

□ Повышенное беспокойство

О Достаточно остро стоит данная проблема

” Не вызывает беспокойства

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении а слабо беспокоит

Рис. 4. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Вызывает ли у Вас беспокойство предстоящее трудоустройство?»

Поскольку выпускники ЗабГГПУ в ближайшем будущем столкнутся с проблемой выбора места работы на рынке труда, для них в большей степени характерно сильное беспокойство о перспективе приема на работу.

184

Повышенное беспокойство наблюдается у 61% респондентов. Достаточно остро стоит данная проблема у 18%; не вызывает беспокойства у 8% студентов ЗабГГПУ; слабо беспокоит 13% отвечавших.

Несмотря на наличие многих социальных проблем у молодежи, данная группа населения как важная составляющая общества активно строит свои планы на будущее.

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

21 Хотят работать по профессии

Ш Совмещать работу с дальнейшей учебой

Ё Планируют работать не по специальности

Ш Затруднились ответить на поставленный вопрос

Ё Служба в армии

□ Посвятить время семье и детям

Рис. 5. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос:

«Чем Вы планируете заняться после окончания обучения?»

Как показал анализ ответов, 34% выпускников ЗабГГПУ после окончания вуза хотят работать по профессии; 21% будут совмещать работу с дальнейшей учебой; 16% респондентов планируют работать не по специальности; 16% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос; 10% студентов видят для себя перспективу службы в армии; 3% студентов мечтают посвятить время семье и детям. Таким образом, 32% респондентов однозначно после окончания обучения в вузе хотят сменить сферу профессиональной деятельности.

Социальное благополучие граждан, перспектива их личностного развития зависит от выбора места работы. Поэтому очень важно после завершения обучения выбрать такое место трудоустройства, которое соответствует личностным потребностям индивида. В связи с этим студентам, участвующим в анкетировании, был задан вопрос: «Выделите значимые лично для Вас критерии выбора места работы?».

Респондентами были выделены следующие значимые критерии выбора места работы: 44% выбрали критерий размера заработной платы; 25% высказали необходимость профессионального роста; 11% репутацию учреждения; 11% волнует организационная форма предприятий. Также были выделены и критерии близости работы к месту жительства - 5%; 2% респондентов говорят о необходимости психологической гармонии в коллективе; не смогли точно определиться в выборе критерия 2% отвечавших.

50

40

30

20

10

0

Рис. 6. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Выделите значимые лично для Вас критерии выбора места работы?»

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

□ Критерий размера заработной платы

□ Критерий профессионального роста

В Критерий репутации учреждения

□ Организационная форма предприятий

30 Критерии близости работы к месту жительства

□ Необходимости психологической гармонии в коллективе

•I Затруднились ответить

30

О Могут составить конкуренцию, при наличии профессиональной компетенции

□ Да, могут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Могут составить конкуренцию

выпускникам других вузов только в

рамках педагогических специальностей Ё Главное - наличие «связей»

О Не сможем составить конкуренцию

Затруднились ответить

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

Рис. 7. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Смогут ли выпускники ЗабГГПУ составить достойную конкуренцию выпускникам других вузов на рынке труда?»

Отвечая на следующий вопрос 37% опрошенных считают, что они могут составить конкуренцию, но при этом все будет зависеть от личной компетенции выпускника; утвердительно ответили на данный вопрос 36% опрошенных; посчитали, что выпускники нашего вуза могут составить конкуренцию выпускникам других вузов только в рамках педагогических специальностей 11% респондентов; 8% участников анкетирования утверждают, что полученное образование не самое главное, главное - наличие «связей»; о невозможности конкурирования выпускников ЗабГГПУ с выпускниками других вузов высказалось 4% опрошенных студентов; такой же процент (4%) составили лица, затруднившиеся ответить на данный вопрос.

Большую значимость и актуальность приобретает изучение отношения студентов ЗабГГПУ к престижу, качеству и удовлетворенностью получаемого образования в вузе и пути реализации планов студентов в будущем. Для

изучения данного аспекта студентам было предложено ответить на вопрос: «Если бы у Вас была возможность поступить в другое высшее учебное заведение или продолжить обучение в ЗабГГПУ, что бы Вы предпочли?».

Ш) Высказали желание получить высшее образование в другом вузе

2 Довольны качеством образования вЗабГГПУ

12 Хотят получить второе высшее образование на базе ЗабГГПУ

О Затруднились с ответом

Е Согласны продолжить обучение в вузе на заочном отделении

Е Видят необходимость в профессиональной переподготовке

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении

Рис. 8. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос:

«Если бы у Вас была возможность поступить в другое высшее учебное заведение или продолжить обучение в ЗабГГПУ, что бы Вы предпочли?»

В результате мнения студентов распределились следующим образом: 26% респондентов высказали желание получить высшее образование в другом вузе; 22% ответили, что будут обучаться в ЗабГГПУ, так как вполне довольны качеством образования; 21% хотят получить второе высшее образование на базе ЗабГГПУ; 16% затруднились с ответом; 7% согласны продолжить обучение в вузе на заочном отделении; 8% студентов видят необходимость пройти профессиональную переподготовку.

□ Не заинтересованы в получении второго высшего образования

□ Желаемых специальностей в ЗабГГПУ нет

Б Уже получают второе высшее образование в ЗабГГПУ;

В Затруднились с ответом

О Экономическое направление

548 студентов 4-5 курсов ЗабГГПУ, обучающихся на очном отделении - Юридическое направление

Рис. 9. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы получить второе высшее образование в ЗабГГПУ, и если да, то по какому направлению?»

Отвечая на следующий вопрос 35% респондентов не заинтересованы в получении второго высшего образования; 5% студентов ответили, что желаемых специальностей в нашем вузе нет; 1% студентов говорит о том, что уже получают второе высшее образование в ЗабГГПУ; затруднились с ответом 5%. Остальные данные распределились следующим образом:

Таблица 2

Предпочтения студентов во втором высшем образовании

№ Направления От общего числа ответов,%

1 Юридическое 6

2 Психологическое 3

3 Художественное образование 0,1

4 Педагогическое 0,5

5 Историческое 2

6 Социальное 3

7 Экологическое 0,3

8 Математика и информатика 2

9 Филологическое / журналистика 6

10 Иностранные языки 4

11 Дизайн 1

12 Музыкальное 0,1

13 Географическое 0,6

14 Физическая культура 3

15 Экономическое / менеджмент 19

На сегодняшний день сложилась тенденция повышения значимости образования, которое выступает важной ценностью. Это в свою очередь подтверждают данные исследования. Уже сейчас многие студенты нашего вуза хотели бы совершенствовать свои знания, получать новые умения в различных областях. 36% респондентов ответили, что хотели бы заниматься на подобных курсах, но в данный момент у них нет такой возможности. Затруднились с ответом 10% опрошенных, 26% дали отрицательный ответ.

Чтобы выявить, что в большей степени интересует студентов нашего вуза, им был задан вопрос, какие курсы в ЗабГГПУ Вы хотели бы посещать.

Среди наиболее востребованных направлений были выделены следующие: предпринимательство/менеджмент - 22%; изучение иностранных языков - 20%; юриспруденция - 18%; компьютерные курсы - 12%; дизайн -13%; психология - 11%; другие направления - 4%.

□ Предпринимательство /менеджмент

Е1 Иностранные языки

£2 Юриспруденция Ш Компьютерные курсы ЕДизайн

□ Психология Другие направления

Рис. 10. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Какие курсы дополнительного образования Вы считаете значимыми лично для себя, как будущего выпускника?»

Подводя итоги, мы можем констатировать, что в ходе нашего мониторинга была получена информация об актуальности и своевременности вопросов трудоустройства выпускников ЗабГГПУ, основная проблема, с которой сталкиваются наши выпускники при трудоустройстве на работу это отсутствие собственного стажа работы и вакантных мест для работы по специальности. В сложившихся условиях большинство будущих выпускников возлагают свои надежды, прежде всего на помощь администрации учебного заведения при разрешении проблемы своего трудоустройства. Повышенное беспокойство с проблемой выбора места работы на рынке труда и перспективе приема на работу наблюдается больше чем у половины респондентов. После окончания вуза только 34% выпускников хотят работать по профессии и 32% респондентов хотят сменить сферу профессиональной деятельности. При выборе места работы для большинства будущих выпускников особо значим размер заработной платы. Респонденты считают, что они могут составить конкуренцию, на рынке труда, но при этом все будет зависеть от их личной компетенции. При получении второго высшего предпочтение студентов отдано экономическому образованию. Уже сейчас многие студенты нашего вуза хотели бы совершенствовать свои знания, получать новые умения в различных областях экономики большинство респондентов ответили, что хотели бы заниматься на подобных курсах. Среди наиболее востребованных направлений были выделены предпринимательство/ менеджмент.

Таким образом, деятельность университета способствует трудоустройству выпускников, о чем говорят результаты, приведенные в табл. 3.

Существует мнение, что важен показатель трудоустройства выпускников вуза как по специальности, так и в коммерческие сферы, в том

числе трудовая деятельность не по профилю избранной специальности, является показателем успешной деятельности вуза. Однако, в этом случае выпускник, затратив время и силы на получение знаний, не сможет их применить по назначению. Вместе с тем, происходящие сегодня в российском обществе процессы предполагают существенные изменения на рынке труда, в том числе новое отношение к будущей трудовой деятельности выпускников вуза, стремящихся реализовать себя через открытие своего дела, предпринимательскую деятельность, как осознанную жизненную стратегию.

Таблица 3

ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет им, Н. Г. Чернышевского» Сведения о востребованности выпускников по факультетам 2005-2009 гг.

№ Факультет Число выпускников Количество заявок на выпускников Число направленных на работу Число свободно трудоустроившихся Число выпускников, работающих по профильной подготовке Число выпускников, работающих в регионе

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

1 Физико- математический 570 616 108 302 53 268 47 332 58 516 90

2 Филологический 560 406 72 240 43 320 57 321 57 490 87

3 Естественно- географический 389 180 46 145 37 244 63 158 41 341 88

4 Психологии 406 137 34 151 37 255 63 261 64 344 85

5 Педагогический 274 153 56 76 28 198 72 153 56 249 91

6 Физической культуры 439 241 55 202 46 237 54 352 80 305 70

7 Иностранных языков 488 383 78 204 42 284 58 326 67 408 84

8 Технолого- экономический 257 147 57 125 48 132 51 184 71 225 87

9 Исторический 279 218 78 118 42 161 58 159 57 247 89

10 Юридический 360 303 84 203 56 157 44 318 88 326 91

11 Социальный 344 150 44 136 40 208 60 175 51 289 84

12 Художественного образования 212 190 90 106 50 106 50 124 58 200 94

Итого: 4578 3124 68 2008 44 2570 56 2863 62 3940 86

Современный выпускник вуза может обучаться по специальностям, необходимым именно для данного региона. В настоящих условиях современным является развитие особенно для городов и поселков с монопро-

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

фильной экономикой. Многопрофильную экономику можно создать через открытие разнообразных малых предприятий возглавляемых выпускниками профессиональных учебных заведений, заранее обученных или переподготовленных. Профессиональные образовательные учреждении могут сами создавать рабочие места в составе бизнес-инкубаторов, где студенты, накопив опыт профессиональной деятельности, в дальнейшем, сами могут создавать новые предприятия и учреждения, становясь современными предпринимателями.

УДК 378

Немирович Ольга Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка №5, факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД РФ, nemirovolga@yandex.ru, Москва

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Nemirovich Olga Vasilyevna

Candidate of pedagogy, senior lecturer at chair ofthe English language, faculty of international economic relations, Moscow Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, nemirovolga@yandex.ru, Moscow

SUBJECT-ACTIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FORMING FOREIGN LANGUAGE SPEAKING SKILLS

Процесс формирования иноязычной профессиональной компетентности будущих специалистов происходит в рамках общей модели специалиста, в которой исследователи В. А. Сластёнин, Г. В. Суходольский, Н. Ф. Талызина и др. выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия - субъект и объект управления. Высокий уровень развития личности достигается тогда, когда она становиться не только объектом, но и субъектом воспитания. Позиция студента в процессе обучения иностранным языкам это система интеллектуальных, волевых и эмоциональнооценочных отношений к миру, к учебной деятельности. Она определяется, с одной стороны, требованиями общества, а с другой стороны, внутренними источниками активности - переживаниями, мотивами и целями студента, его ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами. В процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.