Научная статья на тему 'Результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (выпускники образовательных организаций высшего образования)'

Результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (выпускники образовательных организаций высшего образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫПУСКНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING THE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусь Татьяна Эдуардовна

Автор статьи обосновывает необходимость исследования образовательных потребностей такого субъекта системы непрерывного профессионального образования, как выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования. Раскрывается роль таких данных для моделирования региональных систем непрерывного профессионального образования. Автор представляет результаты оригинального исследования статистической информации о системе непрерывного профессионального образования, состояния сферы труда и занятости в Урало-Сибирском регионе; итоги анкетного опроса выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования Урало-Сибирского региона. Научная новизна идей автора состоит в апробации инструментария мониторинга региональной системы непрерывного профессионального образования. Выводы, сделанные автором, ориентированы на адаптацию региональных систем непрерывного профессионального образования к образовательным потребностям вышеуказанного субъекта данной системы. Полученные результаты исследования могут быть использованы администраторами системы непрерывного профессионального образования в целях разработки образовательной политики; образовательными организациями для разработки стратегии профориентационной работы и организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF MONITORING OF SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION (GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION)

The author proves the necessity of studying the educational needs such a subject of system of continuing professional education as graduates of educational organizations of higher professional education. The article reveals the role of such data for modeling of regional systems of continuous vocational training. The author presents the results of original research of statistical information about the system of continuing professional education, state of sphere labor and employment in the Ural-Siberian region; the results of a questionnaire survey of graduates of educational organizations of higher professional education of the Ural-Siberian region. The scientific novelty of the ideas of the author consists in testing tools for monitoring of the regional system of continuing professional education. The conclusions of the author, focused on the adaptation of regional systems of continuing professional education to the educational needs of the such subject of the system as graduates of educational organizations of higher professional education. The results of research can be used by administrators of the regional system of continuing professional education for the development of educational policy; by educational organizations for developing a strategy of career guidance and organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (выпускники образовательных организаций высшего образования)»

УДК 377/378 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.27.147

Т. Э. Дусь,

Российский государственный профессионально-педагогический

университет (филиал в г. Омске)

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫПУСКНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Автор статьи обосновывает необходимость исследования образовательных потребностей такого субъекта системы непрерывного профессионального образования, как выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования. Раскрывается роль таких данных для моделирования региональных систем непрерывного профессионального образования. Автор представляет результаты оригинального исследования статистической информации о системе непрерывного профессионального образования, состояния сферы труда и занятости в Урало-Сибирском регионе; итоги анкетного опроса выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования Урало-Сибирского региона. Научная новизна идей автора состоит в апробации инструментария мониторинга региональной системы непрерывного профессионального образования. Выводы, сделанные автором, ориентированы на адаптацию региональных систем непрерывного профессионального образования к образовательным потребностям вышеуказанного субъекта данной системы. Полученные результаты исследования могут быть использованы администраторами системы непрерывного профессионального образования в целях разработки образовательной политики; образовательными организациями для разработки стратегии профориентационной работы и организации учебного процесса.

Ключевые слова: мониторинг системы непрерывного профессионального образования, выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования.

В настоящее время вопрос развития региональных систем непрерывного профессионального образования является одним из приоритетных в сфере государственной политики в области развития образования [1, 2]. Очевидно, что для решения задачи моделирования системы непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях необходимо собрать и проанализировать статистические данные о социально-экономической, демографической ситуациях, состоянии сферы труда и занятости в Урало-Сибирском регионе, а также провести мониторинг ныне действующей системы непрерывного профессионального образования в данном регионе [3]. Зарубежный опыт [4] прогнозирования развития социально-экономических систем, к числу которых относится и система непрерывного профессионального образования, содержит идею о том, что успешное проектирование новых идей в будущем лучше всего достигается путём изучения и оценки того, что произошло в прошлом и происходит в настоящем, предполагая способность исследователя критически проанализировать тенденции и изучить тренд. Материалом для такого анализа должны служить результаты исследования объекта прогнозирования, а именно: социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане. Таким образом, необходимость исследования объекта прогнозирования (системы непрерывного профессионального образования) не вызывает сомнений. Решение данного вопроса актуализирует необходимость проведения мониторинга региональных систем непрерывного профессионального образования. В этой связи автором были разработаны теоретические основы мониторинга [5], в соответствии с которыми было организовано и проведено исследование системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона. В данной статье приводятся результаты анализа той части мониторинга, которая касается анализа результатов анкетирования выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования, а также анализа статистической информации о системе непрерывного профессионального образования, состоянии сферы труда и занятости.

Выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования являются существенными элементами объекта исследования. Как отмечают Lucas B., Spenser E., Claxton [6], полученное профессиональное образование имеет долгосрочные результаты с точки зрения дальнейшего развития профессиональных навыков. Помимо наличия к моменту окончания образовательной организации таких навыков, как умение справляться с повседневными рабочими задачами,

способность использовать имеющиеся ресурсы и действовать эффективно, ожидается, что у людей, имеющих профессиональное образование, сформировано стремление к непрерывному самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Таким образом, данная группа лиц теоретически потенциально может быть активным субъектом системы непрерывного профессионального образования. Опираясь на статистические данные [7-13], мы можем смело утверждать, что число лиц, имеющих профессиональное образование, составляет большинство занятых в экономике, и численность данной группы неуклонно растёт. Как видно из таблицы 1, динамика увеличения числа лиц, имеющих профессиональное образование и занятых в экономике, составляет 7,1 % каждые пять лет. Учитывая данную тенденцию, можно предположить, что к 2020 году их численность в целом по Российской Федерации составит 89,7 %. Статистические данные по Урало-Сибирскому региону соответствуют выделенной общероссийской тенденции (см. таблицу 2).

Таблица 1

Динамика распределения численности занятых в экономике России по уровню образования (в % к итогу)

Уровни образования лиц, занятых в экономике Годы

2000 2005 2010

ВПО 21,7 24,7 28,7

СПО 28,6 25,4 27,1

НПО 11,0 18,3 19,7

Полное общее 23,5 22,7 20,0

Основное общее 8,7 6,3 4,0

Не имеют общего 2,0 0,7 0,3

Итого лиц, имеющих профессиональное образование 61,3 68,4 75,5

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по уровню образования (в % к итогу)

в Урало-Сибирском регионе в 2010 году

Уровни образования лиц, занятых в экономике Уральский ФО Сибирский ФО

Екатеринбург Челябинск Курган Новосибирск Кемерово Омск

ВПО 23,0 26,7 21,9 28,9 22,8 24,8

СПО 26,3 36,8 27,3 25,9 27,1 25,3

НПО 23,1 16,3 21,5 20,3 22,8 17,6

Полное общее 21,5 16,0 21,4 19,1 21,1 26,0

Основное общее 5,5 3,8 7,4 5,3 5,7 5,2

Не имеют общего 0,4 0,3 0,4 0,5 0,5 0,6

Итого лиц, имеющих профессиональное образование 72,4 79,8 70,7 75,1 72,7 67,7

Если к 2020 году лица, имеющие профессиональное образование, будут составлять превалирующее большинство занятых в экономике, то этот факт должен неизбежно отразиться на системе непрерывного профессионального образования. Так, на наш взгляд, моделируя региональные системы непрерывного профессионального образования, в первую очередь необходимо учитывать потребности данного субъекта такой системы, а именно: предпочитаемые траектории возвращения в систему непрерывного образования, предпочитаемые образовательные программы повышения квалификации, наиболее актуальные программы переподготовки, предпочитаемые площадки для реализации намерений повышения квалификации. Кроме того, если будут определены барьеры на пути реализации данных профессиональных планов, необходимо будет разрабатывать программы социальной

поддержки для лиц, желающих вернуться в систему непрерывного профессионального образования, нацеленные на помощь в преодолении существующих барьеров. Отсутствие должного внимания к данным вопросам может привести к негативным последствиям как для занятых в экономике, так и для самой экономики. Об этом предупреждают и зарубежные исследователи. Так, Michael H., Ferrara S. [14] предупреждают о том, что возможны позитивный и негативный сценарии развития образовательной политики.

Таким образом, целью нашей работы является продолжение ранее проведённых исследований по получению характеристик системы непрерывного профессионального образования [15]: образовательных траекторий и образовательных потребностей субъектов, возможности и ограничения участия субъектов в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворённость субъектов качеством полученных образовательных услуг. В данной работе представлены результаты исследования вышеперечисленных характеристик для такого субъекта системы непрерывного профессионального образования, как выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования (далее - выпускники ВПО).

Базой исследования выступили образовательные организации высшего профессионального образования Урало-Сибирского региона. В качестве методов исследования были выбраны методы анкетирования и анализа документации (анализ статистических данных). Приступая к разработке анкет, мы опирались на работы С. А. Белякова [16] и его соавторов. Идеи данных авторов получили дальнейшее развитие в нашей работе, что привело к качественной переработке содержания анкет. Результаты анкетирования представлены в таблицах № 3-10.

Как видно из таблицы 3, большинство опрошенных считают наличие базового профессионального образования объективным фактором, влияющим на успешность трудоустройства.

Однако ответы респондентов показывают, что наличие базового профессионального образования рассматривается ими как необходимое условие успешной профессионализации, но не является достаточным. Как видно из таблицы 4, большинство выпускников ВПО заявляют, что нуждаются в получении дополнительных знаний после окончания вуза.

Такой активный интерес выпускников ВПО к продолжению образования закономерно актуализирует вопрос мотивации дальнейшего обучения. Результаты анкетирования дают ответ на поставленный вопрос (см. таблицу 5).

Таблица 3

Оценка выпускниками ВПО возможностей успешного нахождения работы

Оцените по пятибалльной шкале ваши шансы сразу после окончания вуза получить интересующую вас работу Доля от числа ответивших, %

1 12

2 6

3 29

4 29

5 24

Общий итог 100

Таблица 4

Самооценка необходимости возврата в систему непрерывного профессионального образования

Планируете ли вы получать дополнительные знания по дисциплинам, которые не получили или получили в недостаточном объёме в вашем вузе? Доля от числа ответивших, %

Да 68

Другое 4

Нет 28

Общий итог 100

Таблица 5

Мотивы продолжения образования выпускников ВПО, ориентированных на непрерывное профессиональное образование

Почему вы решили продолжать образование? Доля от числа ответивших, %

да нет всего

Для повышения шансов на рынке труда 58 42 100

Для карьерного роста 62 38 100

Нужно приобрести знания, необходимые для успеха в профессии 46 54 100

Нужно приобрести знания, необходимые для смены профессии 15 85 100

Для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования 73 27 100

Ответы респондентов указывают на отсутствие чёткой дифференциации мотивов продолжения образования. Мы предполагаем, что это обусловлено отсутствием практического опыта работы. Наличие такого опыта даёт возможность оценить качество полученного образования в полной мере, ориентирует на осознание недостающих компетенций и конкретизирует запросы к системе непрерывного профессионального образования по поводу восполнения тех или иных пробелов в знаниях, совершенствования конкретных компетенций, востребованных на данном рабочем месте. Существует общая потребность в расширении своего кругозора в целях «развития способностей и самосовершенствования», присутствует общепринятое представление о требованиях рынка труда и работодателей (более высокий уровень профессионализма даёт больше шансов на продвижение по карьерной лестнице), что приводит к актуализации мотивов «знания для карьерного роста», «для повышения шансов на рынке труда». При этом все вышеперечисленные мотивы практически равны по своей значимости (см. процентное соотношение).

Причин такого положения вещей, на наш взгляд, несколько. Во-первых, уровень полученного высшего образования респондентов - бакалавриат. Выпускники осознают, что это первая ступень высшего образования. Такие формальные рамки чётко указывают им на необходимость продолжения обучения в магистратуре. Косвенным доказательством правильности нашего предположения являются ответы респондентов на вопрос: «Где вы планируете продолжить обучение?». 72 % из числа опрошенных заявили, что собираются учиться в магистратуре. Во-вторых, представления выпускников о первом месте работы очень аморфны (см. таблицу 6). Соответственно, спрогнозировать, какие именно дополнительные профессиональные компетенции им понадобятся на рабочем месте, не представляется возможным. Это приводит к принятию решения повысить квалификацию в общем (магистратура), а не путём участия в краткосрочных программах повышения квалификации или тем более не путём переподготовки.

В-третьих, на мотивацию продолжения образования и выбор образовательной программы влияют общие профессиональные и смысложизненные установки выпускников ВПО. Анализ данных установок представлен в таблицах 7 и 8.

Таблица 6

Планируемые выпускниками ВПО места работы

На каком предприятии, в каком учреждении вы собираетесь работать? Доля от числа ответивших, %

В государственном учреждении, предприятии 6

Другое 6

На частном предприятии, фирме 31

Не определился(лась) 57

Общий итог 100

Таблица 7

Уровень притязаний выпускников ВПО в отношении уровня конечного профессионального образования

Какой уровень образования вы считаете необходимым для успеха в жизни? Доля от числа ответивших, %

Аспирантура и научная степень 8

Бакалавриат 3

Два высших образования 13

Магистратура 35

Неполное среднее образование 3

Полное среднее образование 3

Специалитет 35

Общий итог 100

Таблица 8

Представления выпускников ВПО о значимости альтернативных вариантов повышения квалификации

Как вы считаете, нужны ли для успеха в жизни Доля от числа ответивших, %

да нет итог

Профессиональные курсы 37 63 100

Заграничные стажировки 30 70 100

Производственная практика 42 58 100

Самостоятельные занятия в библиотеке 12 88 100

Самообразование с использованием обучающих компьютерных программ 19 81 100

Все вышеперечисленное нужно для успеха в жизни 40 60 100

Ничего из вышеперечисленного для успеха в жизни не нужно 2 98 100

Очевидно, что выпускники ВПО рассматривают наличие высшего образования уровня магистратуры или специалитета, а также опыта производственной деятельности достаточными для достижения успеха в жизни. Такие профессиональные и смысложизненные установки приводят к формированию приоритетной траектории профессионализации выпускников ВПО, а именно: 60 % опрошенных планируют совмещать работу с учёбой, 34 % - только работать, 2 % - только учиться, 4 % - планируют другое. Для администраторов системы непрерывного профессионального образования очевидно, что для данного субъекта системы следует разрабатывать и предлагать образовательные программы магистратуры. Причём проблем с организацией площадок для реализации этих программ возникать не должно, т. к. большинство выпускников собирается продолжить обучение в своём же вузе (см. таблицу 9).

Остаётся выяснить вопрос, какие барьеры стоят на пути продолжения образования для выпускников ВПО. В качестве причин, которые препятствуют продолжению образования, можно указать недостаточные ресурсные возможности выпускников ВПО. Отвечая на вопрос: «Готовы ли вы платить за продолжение образования?», 41 % респондентов ответил «нет, не готов(а)», 40 % - «да, но ограниченно» и 19 % выбрали ответ «да, столько, сколько это стоит». Актуальная потребность в материальных ресурсах прослеживается и при ответе на вопрос «Каково материальное положение вашей семьи?» (см. таблицу 10).

Таблица 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Намерения выпускников ВПО относительно выбора образовательной организации для продолжения обучения

Где вы планируете учиться? Доля от числа ответивших, %

В аспирантуре 7

В другом вузе, получать второе высшее образование 14

В магистратуре 72

Другое 3

На курсах повышения квалификации 4

Общий итог 100

Таблица 10

Сведения о материальном положении семей выпускников ВПО

Каково материальное положение вашей семьи? Доля от числа ответивших, %

Денег хватает только на самое необходимое 10

Доходы позволяют нормально питаться, одеваться и покупать некоторые товары длительного пользования 46

Можем ни в чём себе не отказывать, нет никаких материальных проблем. В состоянии позволить себе всё - вплоть до покупки квартиры, дачи 6

Покупка многих товаров длительного пользования не вызывает трудностей, однако покупка автомобиля или дорогостоящий отдых за рубежом затруднительны. 38

Общий итог 100

Сведения, представленные в таблице 10, дают нам возможность предположить, что материальное положение семей выпускников ВПО может проблематизировать для них возврат в систему непрерывного профессионального образования. Таким образом, актуальным вопросом образовательной политики становится разработка программ социальной поддержки лиц, планирующих продолжение образования: софинансирование обучения; гранты; целевая подготовка кадров; разработка системы льготного кредитования на получение образования.

В ходе проведённого исследования были решены поставленные задачи, а именно: получены дополнительные характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона применительно для такого субъекта системы, как выпускники ВПО. Актуальной тактикой дальнейшего исследования заявленной проблемы нам представляется продолжение мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона с точки зрения других субъектов данной системы, а именно: выпускников образовательных организаций профессионального образования различного уровня, а также работодателей. Включение в программу исследования мнения работодателей станет адекватным ответом, удовлетворяющим потребность в инновационном обновлении организационных условий осуществления образовательного процесса, которую обозначают администраторы образовательных организаций высшего профессионального образования [17].

Научная новизна исследования состоит в апробации инструментария мониторинга региональной системы непрерывного профессионального образования. Результаты исследования могут быть применены на практике администраторами системы непрерывного профессионального образования в целях разработки образовательной политики; образовательными организациями для разработки стратегии профориентационной работы и организации учебного процесса. Более общим итогом результатов предложенного исследования и стратегическим направлением нашего научного поиска мы считаем разработку методологических и теоретических основ новой отрасли педагогики - педагогики непрерывного профессионального образования.

Библиографический список

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 13.05.2015)

2. Методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2014/01/AK-3076-06.pdf (кта обращения 13.05.2015)

3. Дусь, Т. Э. К вопросу о подходах к прогнозированию развития системы непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Э. Дусь // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 5. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22149 (дата обращения: 16.11.2016).

4. Massengale, J. An analysis of Trend Extrapolation as a Method of Futures Research in Physical Education [Электронный ресурс] / J. Massengale. - Режим доступа http://www.humankinetics.com/acucustom/sitename/ Doc-uments/DocumentItem/ 11485.pdf (дата обращения 10.05.2015).

5. Дусь, Т. Э. Теоретические основы организации мониторинга системы непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Э. Дусь // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21821 (дата обращения: 16.11.2016).

6. Lucas, B. How to teach vocational education: a theory of vocational pedagogy [Электронный ресурс] / Lucas B., Spencer E. and Claxton G. - Winchester : Center for Real-World Learning, 2012. - 134 p. Режим доступа: http://www.skillsdevelopment.org/pdf/How-to-teach-vocational-education.pdf (дата обращения 10.05.2015).

7. Регионы России : основные характеристики субъектов Российской Федерации : статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; [редкол.: И. С. Ульянов (пред.) и др.]. - [Офиц. изд.]. - М. : [б. и.], 2010. - 654 с.

8. Регионы России : основные социально-экономические показатели городов : статистический сборник / Федер. служба гос. Статистики (Росстат) ; [редкол.: И. С. Ульянов (пред.) и др.]. - M. : Росстат. - 2011. - 397 с.

9. Регионы России: Краткий статистический справочник / тост. Г. Б. Ерусалимский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 240 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2008 : стат. сб. - М. : Росстат, 2008. - 847 с.

11. Россия в цифрах. 2010 : крат. стат. сб. - М. : Росстат, 2010. - 558 с.

12. Россия в цифрах. 2012 : крат. стат. сб. - М. : Росстат, 2012. - 573 с.

13. Труд и занятость в России : статистический сборник / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России) ; [редкол.: К. Э. Лайкам (пред.) и др.]. - [Офиц. изд.]. - М. : Госкомстат России, 2011. - 637 с.

14. Michaels, H. Some speculations about the future of data-based decision making. Handbook of Educational Policy edited by Gregory J. Cizek. College of Education and Allied Professions University of Toledo / H. Michaels, S. Ferrara. - Toledo, Ohio. 1998. - 560 p.

15. Дусь, Т. Э. Мониторинг профессиональных планов выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования Урало-Сибирского региона [Электронный ресурс] / Т. Э. Дусь // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23370 (дата обращения: 16.11.2016).

16. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / [Беляков С. А. и др.] ; Центр мониторинга человеч. ресурсов, Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Нац. фонд подгот. кадров. - М. : МАКС Пресс, 2006. - 339, [1] с. : ил., табл. ; - (Мониторинг. Образование. Кадры).

17. Рягин, С. Н. Проблемы обеспечения инновационного качества высшего профессионального образования в условиях реализации ФГОС 3 -го поколения / С. Н. Рягин // VI Никулинские чтения. Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества : сборник научных статей / под ред. д-ра филол. наук, проф. А. Э. Еремеева - Омск : Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2012. -С. 215-220.

T. E. Dus \ Branch the Federal State Autonomous Educational Institution Higher Education Russian

State Vocational Pedagogical University in Omsk

RESULTS OF MONITORING OF SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION (GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER

PROFESSIONAL EDUCATION)

The author proves the necessity of studying the educational needs such a subject of system of continuing professional education as graduates of educational organizations of higher professional education. The article reveals the role of such data for modeling of regional systems of continuous vocational training. The author presents the results of original research of statistical information about the system of continuing professional education, state of sphere labor and employment in the Ural-Siberian region; the results of a questionnaire survey of graduates of educational organizations of higher professional education of the Ural-Siberian region. The scientific novelty of the ideas of the author consists in testing tools for monitoring of the regional system of continuing professional education. The conclusions of the author, focused on the adaptation of regional systems of continuing professional education to the educational needs of the such subject of the system as graduates of educational organizations of higher professional education. The results of research can be used by administrators of the regional system of continuing professional education for the development of educational policy; by educational organizations for developing a strategy of career guidance and organization of educational process.

Keywords: monitoring the system of continuing professional education, graduates of educational organizations of higher professional education.

References

1. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. [The Concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020] Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (accessed 13 May 2015).

2. Metodicheskie rekomendatsii po stimulirovaniyu i podderzhke nepreryvnogo obrazovaniya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii. [Methodical recommendations for stimulating and supporting continuing education in the subjects of the Russian Federation]. Available at: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2014/01/AK-3076-06.pdf (accessed 13 May 2015).

3. Dus' T. E. The issue of approaches to forecast the development of the continuous vocational education system. Modern problems of science and education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. no 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22149 (accessed 16 November 2016).

4. Massengale J. An analysis of Trend Extrapolation as a Method of Futures Research in Physical Education. Available at: http://www.humankinetics.com/acucustom/sitename/Documents/DocumentItem/ 11485.pdf (accessed 10 May 2015).

5. Dus' T. E. Theoretical bases to organize the monitoring of continuous vocational training system. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. no 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21821 (accessed 16 November 2016).

6. Lucas B., Spencer E. and Claxton G. How to teach vocational education: a theory of vocational pedagogy. Winchester. Center for Real-World Learning, 2012. 134 p. Available at: http://www.skillsdevelopment.org/pdf/How-to-teach-vocational-education.pdf (accessed 10 May 2015).

7. Regiony Rossii: osnovnye kharakteristiki sub"ektov Rossiyskoy Federatsii: statisticheskiy sbornik [Regions of Russia: the main characteristics of the subjects of the Russian Federation: a statistical Digest]. Federal State Statistics Service (Rosstat); [editorial board: I.S.Ulyanov (chairman) et al.]. Moscow, 2010, 654 p.

8. Regiony Rossii : osnovnye sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli gorodov : statisticheskiy sbornik [Regions of Russia: Basic socio-economic indicators of cities: a statistical Digest]. Federal State Statistics Service (Rosstat). Moscow. 2011. 397 p.

9. Regiony Rossii: Kratkiy statisticheskiy spravochnik [Regions of Russia: A Brief Statistical Handbook]. Compiler G. B. Erusalimsky. St. Petersburg, publishing St. Petersburg University, 2008. 240 p.

10. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2008 [Russian Statistical Yearbook. 2008: a statistical compilation]. Moscow, Rosstat publ., 2008. 847 p.

11. Rossiya v tsifrakh. 2010 [Russia in figures. 2010: A Brief Statistical Handbook]. Moscow, Rosstat publ. 2010. 558p.

12. Rossiya v tsifrakh. 2012 [Russia in figures. 2012: A Brief Statistical Handbook]. Moscow, Rosstat publ. 2012. 573 p.

13. Trud i zanyatost' v Rossii : statisticheskiy sbornik [Labor and Employment in Russia: Statistical Digest] editorial board K. E. Laykam (chairman) et al. Moscow, State Statistics Committee of Russia publ. 2011. 637 p.

14. Michaels H. and Ferrara S. Some speculations about the future of data-based decision making. Handbook of Educational Policy edited by Gregory J.Cizek. College of Education and Allied Professions University of Toledo. Toledo, Ohio. 1998, 560 p.

15. Dus' T. E. Monitoring of professional plans of graduates of educational organizations of secondary vocational education in the Ural-Siberian region. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. no 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23370 (accessed 16 November 2016).

16. Belyakov S.A. et al. Monitoring nepreryvnogo obrazovaniya: instrument upravleniya i sotsiologicheskie aspekty [Monitoring of continuous education: a management tool and sociological aspects]; Center for Human Resource Monitoring, Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation, National Training Foundation. Moscow: MAX Press publ., 2006. 339 p.

17. Ryagin S. N. Problems of Ensuring the Innovative Quality of Higher Professional Education in the Context FGES of the Third Generation Implementation. VI Nikulinskie chteniya. Modeli uchastiya grazhdan v sotsialno-ekonomicheskoy zhizni rossiyskogo obschestva: Sbornik nauchnyih statey. Omsk: Publishing house Omsk humanitarian academy, 2012, pp. 215-220.

© Т. Э. Дусь, 2017

Автор статьи: Татьяна Эдуардовна Дусь, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой профессионально-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал в г. Омске), e-mail: dus.te@ mail.ru

Рецензенты:

И. Б. Нагаев, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хру-лева МО РФ в г. Омске.

С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет.

УДК 681.3 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.27.155

А. М. Шабалин, Омская гуманитарная академия

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются вопросы подготовки будущих специалистов в области информационных технологий, обосновывается необходимость использования в вузе программных средств «Виртуальные машины», актуальность применения которых подтверждают результаты социологических исследований в г. Омске и разработанной автором системы лабораторных работ с использованием данных программных средств на занятиях по изучению специальных дисциплин при подготовке будущих 1Т-специалистов.

Ключевые слова: виртуальные машины, обучение информатическим дисциплинам в вузах, операционные системы, информационные технологии.

Главной целью высших учебных заведений является подготовка выпускников, владеющих стройной системой знаний и обладающих способностью к решению профессиональных задач в различных ситуациях.

Достижение этой цели имеет особое значение для области информационных технологий, так как именно здесь необходимо не только быть в курсе различных инноваций, но и уметь применять их на практике.

Однако, по оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признают большая часть молодых специалистов (56 %) и абсолютное большинство работодателей (91 %) [1]. Данный тезис подтверждает проведённый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.