Научная статья на тему 'Результаты мониторинга развития инновационной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа Российской Федерации'

Результаты мониторинга развития инновационной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Владимир Леонидович, Воронов Дмитрий Геннадьевич

В статье рассмотрен состав инновационной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Выполнен сравнительный анализ инновационного потенциала и региональных инновационных систем Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Мурманской и Калининградской областей на основе проведенного мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of monitoring the development of innovation infrastructure of the North-West Federal District

The composition of an innovative infrastructure in Northwest federal district of the Russian Federation is considered in this article. Monitoring of elements of an innovative infrastructure has been realized. On its basis the comparative analysis of innovative potential and regional innovative systems of St. -Petersburg, Republic Kareliya, Murmansk and Kaliningrad areas has been made.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга развития инновационной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа Российской Федерации»

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

Результаты мониторинга развития инновационной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа Российской Федерации

В. Л. Белоусов,

д. э. н., профессор, научный руководитель ФГУ «Научно-исследовательского института — Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ)

Д. Г. Воронов,

мл. н. с. ФГУ НИИ РИНКЦЭ

В статье рассмотрен состав инновационной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Выполнен сравнительный анализ инновационного потенциала и региональных инновационных систем Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Мурманской и Калининградской областей на основе проведенного мониторинга.

Инновационная инфраструктура федерального округа является частью национальной инновационной системы и представляет собой комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. В свою очередь, инновационные структуры классифицируются на следующие виды [4]:

1. Производственно-технологические структуры, создающие условия для доступа инновационных предприятий к производственным ресурсам. К ним относятся следующие элементы инновационной инфраструктуры (ИИ): технопарки (ТП), бизнес-инкубаторы (БИ), инновационно-техно-

The composition of an innovative infrastructure in Northwest federal district of the Russian Federation is considered in this article. Monitoring of elements of an innovative infrastructure has been realized. On its basis the comparative analysis of innovative potential and regional innovative systems of St.-Petersburg, Republic Kareliya, Murmansk and Kaliningrad areas has been made.

логические центры (ИТЦ) и инновационно-промышленные комплексы (ИПК), а также технологические кластеры (ТК) и технико-внедренческие зоны.

2. Консалтинговые структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий к профессиональным консультациям в инновационной сфере. К ним относятся центры трансфера технологий (ЦТТ), центры консалтинга и коучинг-центры.

3. Структуры подготовки кадров для инновационной деятельности, включающие в себя высшие учебные заведения и образовательные учреждения.

5.

6.

4. Информационные структуры, включающие базы данных и знаний, информационные центры (ИЦ), информационно-аналитические центры (ИАЦ), статистические центры и научно-координационные центры.

Финансовые структуры, включающие в себя фонды поддержки инновационной деятельности: бюджетные (БФ), венчурные (ВФ), страховые (СФ), инвестиционные, посевные и стартовые. Сбытовые структуры, обеспечивающие продвижение наукоемкой продукции на внутренний и внешний рынки сбыта. К ним относятся внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы, а также выставки и венчурные ярмарки.

Для обеспечения развития инновационной инфраструктуры (ИИ) регионов Российской Федерации, повышения эффективности взаимодействия ее элементов, а также для корректировки инновационной политики необходим государственный мониторинг деятельности элементов ИИ. Как известно, под мониторингом понимается специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза [8].

Мониторинг должен обеспечить регулярное получение информации об уровне научно-технического и инновационного потенциала регионов России, состоянии и развитии элементов инновационной инфраструктуры в регионах, удовлетворении потребностей регионов в услугах элементов ИИ. Это позволит Правительству Российской Федерации и администрациям регионов принимать эффективные управленческие решения, связанные с совершенствованием нормативно-правовой основы инновационной деятельности, изменением ее форм и объемов государственной поддержки, оценкой целесообразности размещения новых элементов ИИ на территории регионов, а также с утверждением в регионах приоритетных для них направлений инновационного развития.

С целью проведения мониторинга элементов инновационной инфраструктуры государством создаются специализированные организации. Например, в 2005 г. в рамках реализации Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» был создан Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (Центр мониторинга ИИ) в составе федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ) [9].

Рассмотрим результаты мониторинга элементов инновационной инфраструктуры, проводимого в рамках программы TACIS Центром исследований и статистики науки (2003 г.) и Центром мониторинга ИИ (2005 г.) в Северо-Западном Федеральном округе (СЗФO) [3, 9]. В качестве исследуемых регионов были выбраны Санкт-Петербург, Республика Карелия, Мурманская и Калининградская области.

В табл. l дана сравнительная характеристика инновационного потенциала регионов СЗФO на основе данных, представленных в [2], [7] [10].

Анализ табл. 1 показывает, что для СЗФO характерно неравномерное распределение инновационного потенциала по регионам.

Лидирующее положение занимает Санкт-Петербург, на который приходится 71% научных организаций от их общего количества в СЗФO, 37% организаций, осуществляющих технологические инновации и 84% численности персонала, выполняющих исследования и разработки. На него приходится четверть всей отгруженной в СЗФO инновационной продукции и услуг инновационного характера, а также 85% затрат на исследования и разработки. Промышленность Санкт-Петербурга спе-

Таблица 1

Сравнительная характеристика инновационного потенциала регионов СЗФО (на 2003 и 2005 гг.)

Регион Показатель СЗФО в целом Санкт- Петербург Республика Карелия Мурманская область Калинин- градская область

2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г.

1. Количество организаций, выполняющих исследования и разработки, шт. 578 536 424 381 10 16 30 28 16 14

2. Персонал, выполняющий исследования и разработки, тыс. чел. 110,7 104,8 92,7 87,7 1,2 0,9 2,6 2,3 2,2 2Д

3. Число высших учебных заведений, шт. 132 130 90 87 3 3 4 4 10 10

4. Численность аспирантов, тыс. чел. 18,9 18,7 15,1 14,9 0,5 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6

5. Затраты на исследования и разработки, млн руб. в том числе: фундаментальные исследования прикладные исследования прочие исследования 21517,1 2990,6 4075,5 14451,0 29920,0 3360,5 5600,2 20959,3 17719,5 2148.4 2720,7 12850.4 25443,2 2281,5 4174,0 18987,7 126.7 86.7 25,1 14,9 161,7 91,2 56,1 14,4 1133,7 225,5 838,3 69,9 1023.3 312.5 667.3 43.5 345.6 88,7 97,2 159.6 475.7 91,2 94.7 289,8

6. Объем отгруженной инновационной продукции (услуг инновационного характера), млн руб. 33454,7 40598,2 6635,1 10410,7 58,7 185,8 5073,7 2877,4 808,7 5573,4

7. Число организаций, осуществляющих технологические инновации, шт. 260 290 92 107 8 И 18 31 12 10

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

Рис. 1. Распределение элементов инновационной инфраструктуры в регионах Северо-Западного федерального округа

циализируется на машиностроении, судостроении, электронике и пищевой отрасли. Научный потенциал региона отличают значительные масштабы и широкая специализация проведения исследований и разработок.

Мурманская область по количеству созданных научных организаций (28 шт.) занимает второе место в СЗФО. Научные организации Мурманской области специализируются на значительно развитых в регионе отраслях, таких как добывающие отрасли промышленности (металлургический комплекс) и рыбное хозяйство, а также в сфере экологии, климатологии и охраны окружающей среды.

Промышленность Калининградской области специализируется на машиностроении (электротехническая промышленность, судостроение, транспортное машиностроение), рыбоперерабатывающей и топливной отраслях.

В Республике Карелия основу экономики составляют лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная промышленность. В данном регионе действуют 16 научных организаций, которые отражают специализацию региона. Они также проводят исследования, связанные с проблемами охраны окружающей среды, водных и рыбных ресурсов региона и с возможностью их рационального использования в интересах экономики страны в целом.

Рассмотрим распределение элементов инновационной инфраструктуры, которые обеспечивают инновационную деятельность в регионах СЗФО, представленную на рис. 1 [9].

Анализ рис. 1 позволяет сделать следующий вывод: развитие инновационных структур регионов, относящихся к одному федеральному округу, неравномерное.

По количеству созданных элементов ИИ лидирует Санкт-Петербург, имея более высокий научный потенциал. Существующие в Санкт-Петербурге ИТЦ, технопарки, бизнес-инкубаторы специализируются в сфере механики и машиностроения, вычислительной техники и создания гибких автоматизированных производств, телекоммуникационных систем, а также деревообрабатывающей отрасли. В Санкт-Петербурге в течение 5 лет предполагается создать 10 технопарков в сфере высоких технологий, каждый из ко-

торых объединит до 200 инновационных предприятий, а также 11 бизнес-инкубаторов. Будут созданы центры нанотехнологий и биотехнологий. В проектах создания технопарков участвуют иностранные инвесторы, например, английская компания «Бритиш Телеком» и финская инновационная компания «Технополис» [5, 6].

В Республике Карелия и Калининградской области на данный момент не создано ни одного технопарка, однако функционируют ИТЦ и бизнес-инкубаторы, занимающиеся информационным и аналитическим обеспечением деятельности малых инновационных предприятий, а также продвижением их инновационной продукции. В Карелии совместно с Финляндией планируется создание технопарка на базе Петрозаводского госуниверситета, специализирующегося на глубокой переработке древесины, металлообработке и сфере высоких технологий. В Калининграде будет открыт бизнес-инкубатор, способствующий созданию и успешной работе предприятий в сфере услуг малого бизнеса на всех этапах его развития (с момента зарождения идеи нового предприятия до ее реализации).

Мурманская область, обладая высоким промышленным потенциалом и большим количеством созданных научных организаций, уделяет недостаточное внимание развитию и формированию инновационной инфраструктуры. Сеть элементов ИИ в регионе развита недостаточно, а существующие объекты инфраструктуры должным образом не востребованы предпринимателями. Одной из причин такого положения является то, что достаточная информация о функциях и возможностях этих организаций отсутствует.

Рассмотрим ситуацию с созданием технологических кластеров в СЗФО. Известно, что индустриально развитые страны (США, Япония, страны ЕС) делают ставку на создание и развитие технологических кластеров, являющихся одной из наиболее важных составляющих современной инновационной экономики [1].

В СЗФО на данный момент не создан ни один технологический кластер. С целью развития инновационной инфраструктуры необходимо создать технологические кластеры, объединяющие профильные для регионов СЗФО группы производств.

В Санкт-Петербурге к ним, например, могут быть отнесены судостроение, электромашиностроение, электроника, пищевая промышленность, транспортный комплекс.

В Республике Карелия — лесной комплекс, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В Мурманской области — металлургический комплекс и рыбная промышленность.

В Калининградской области — электроэнергетика, нефтедобывающая, ювелирная промышленность, океанический улов и переработка рыбы и морепродуктов, судоремонтная промышленность и судостроение.

Центры трансфера технологии созданы и функционируют во всех рассматриваемых регионах

и занимаются коммерциализацией наукоемких разработок, а также оказанием консалтинговых услуг инновационным предприятиям в финансовых, экономических, маркетинговых и других вопросах.

Относительно финансирования инновационной деятельности следует отметить следующее. Данные, представленные на рис. 1, показывают, что в СЗФО количество созданных венчурных фондов очень мало.

Страховые фонды, реализующие схему страхования инвестиционных рисков, не созданы ни в одном из рассматриваемых регионов. Однако, в последнее время государство стало уделять больше внимания развитию системы венчурного финансирования. Создается множество региональных венчурных фондов (закрытых паевых инвестиционных фондов — ЗПИФ), а также система бизнес-ангелов по финансированию инновационных проектов.

Таким образом, в Северо-Западном федеральном округе созданы необходимые элементы инновационной инфраструктуры. В то же время наблюдается неравномерность развития инновационных структур в регионах, связанная с различным их инновационным потенциалом. Следует также отметить, что еще не созданы условия для взаимодействия в регионах элементов ИИ, поэтому преждевременно говорить о создании полноценной инновационной инфраструктуры в СЗФО.

Как показала практика, проведение мониторинга инновационной инфраструктуры позволяет оценить ее состояние, иметь возможность руководству регионов принимать конструктивные решения, направленные на совершенствование инновационной системы Северо-Западного федерального округа.

Литература

1. В. П. Евтушенков. Оценка конкурентоспособности экономики России: отраслевой и кластерный анализ. Доклад экспертной группы Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по промышленной политике и конкурентоспособности, 2005. http://www.oil-gas.ru

2. Индикаторы инновационной деятельности 2007: стат. сб. М.: ВШЭ, 2007.

3. А. К. Казанцев и др. Особенности развития национальной и региональных инновационных систем Российской Федерации. Содействие развитию инновационных МСП в Балтийском регионе Российской Федерации. СПб.: ЦИСН, 2003.

4. Г. В. Шепелев. Проблемы развития инновационной инфраструктуры, 2005. http://www.miiris.ru

5. Справочно-информационный Интернет-портал Агентства Бизнес Новостей, 2008. http://www.abnews.ru

6. Ежедневная петербургская Интернет-газета «Фонтанка.ру», 2008. http://www.fontanka.ru

7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2008. http://www.gks.ru

8. Справочно-информационный Интернет-портал Службы тематических толковых словарей «Web-and-Press», 2008. http:// www.glossary.ru

9. Информационно-справочный портал Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС), 2008. http://www.miiris.ru

10. Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах России», 2008. http://regions.extech.ru

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

«ИННОВАЦИИ»

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на 2008 год (12 номеров) 7200 руб. 00 коп. (Семь тысяч двести рублей), в том числе НДС — 654 руб. 55 коп.

Название организации _______________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________________

Должность_________________________

Почтовый адрес (адрес доставки).

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве

Нами уплачена сумма __________________________________

Платежное поручение _____________ от _________________

.экземпляров.

200

Банковские реквизиты редакции:

ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с 30101810900000000790, БИК 044030790 ' '

Дата заполнения талона подписки.

Подпись.

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.

Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

«ИННОВАЦИИ»

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.