Научная статья на тему 'Результаты культурной политики России в постсоветский период'

Результаты культурной политики России в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1139
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POST-SOVIET PERIOD / THE STATE CULTURAL POLICY / THE CONSOLIDATION OF SOCIETY / NATIONAL UNITY / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Замараева Елена Ивановна

В статье анализируются основные тенденции развития культурной политики России в постсоветский период. Отмечается, что понимание стратегической значимости культуры для сохранения национальной безопасности способно консолидировать общество в условиях глобализации. Государство несет ответственность за формирование единого культурного пространства, необходимого для формирования национальной идентичности. В качестве базовых документов рассматриваются «Основы государственной культурной политики» и «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.», в которых впервые на государственном уровне признается приоритет культуры как важнейшей части личностного, общественного и государственного развития, а государство выступает в роли активного организатора социокультурной жизни общества. Результатом государственной культурной политики в постсоветский период можно считать концептуальное оформление стратегии в области культуры, определение конкретных целей и задач, выработку конкретных механизмов реализации данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Results of the Cultural Policy of Russia in the Post-Soviet Period

The article analyzes the main trends in cultural policy of Russia in the post-Soviet period, it is noted that the understanding of the strategic importance of culture for the preservation of national security is able to consolidate society in the context of globalization. It is noted that the State is responsible for the formation of a common cultural space required for the formation of national identity. As basic documents are considered “Basics of state cultural policy” and “Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030”, in which the cultures of priority is recognized for the first time at the state level as an essential part of personal, social and political development, the state acts as an active organizer of sociocultural society. The result of the state cultural policy can be considered conceptual design strategy in the field of culture, the definition of specific goals and objectives, developing specific mechanisms for the implementation of this project.

Текст научной работы на тему «Результаты культурной политики России в постсоветский период»

УДК 130.2 DOI 10.12737/22951

Результаты культурной политики России в постсоветский период1

Замараева Елена Ивановна

Канд. филос. наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: zamaraeva_e@mail.ru

В статье анализируются основные тенденции развития культурной политики России в постсоветский период. Отмечается, что понимание стратегической значимости культуры для сохранения национальной безопасности способно консолидировать общество в условиях глобализации. Государство несет ответственность за формирование единого культурного пространства, необходимого для формирования национальной идентичности. В качестве базовых документов рассматриваются «Основы государственной культурной политики» и «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.», в которых впервые на государственном уровне признается приоритет культуры как важнейшей части личностного, общественного и государственного развития, а государство выступает в роли активного организатора социокультурной жизни общества. Результатом государственной культурной политики в постсоветский период можно считать концептуальное оформление стратегии в области культуры, определение конкретных целей и задач, выработку конкретных механизмов реализации данного проекта.

Ключевые слова: постсоветский период, государственная культурная политика, консолидация общества, национальное единство, национальная идентичность.

The Results of the Cultural Policy of Russia in the Post-Soviet Period

Elena I. Zamaraeva

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation

E-mail: zamaraeva_e@mail.ru

The article analyzes the main trends in cultural policy of Russia in the post-Soviet period, it is noted that the understanding of the strategic importance of culture for the preservation of national security is able to consolidate society in the context of globalization. It is noted that the State is responsible for the formation of a common cultural space required for the formation of national identity. As basic documents are considered "Basics of state cultural policy" and "Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030", in which the cultures of priority is recognized for the first time at the state level as an essential part of personal, social and political development, the state acts as an active organizer of sociocultural society. The result of the state cultural policy can be considered conceptual design strategy in the field of culture, the definition of specific goals and objectives, developing specific mechanisms for the implementation of this project.

Keywords: post-Soviet period, the state cultural policy, the consolidation of society, national unity, national identity.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-23-21002 «Международные аспекты культурной политики России в постсоветский период».

Системные трансформации мирового геополитического пространства в постсоветский период актуализируют значение культуры, которая в современном мире может стать как фактором нестабильности, так и основой гармонизации и консолидации общества. Нет сомнений, что именно культура лежит в основе национальной идентичности и социального взаимодействия в обществе. Обычно сферу культуры связывают с прошлым, а экономику — с будущим, однако в XXI в. именно культура определяет цели и задачи, становясь базой для коллективных устремлений и надежд. Поэтому современной России необходима государственно-ориентированная культурная политика, учитывающая все национальные и конфессиональные особенности и создающая основу консолидации страны на политико-культурном уровне.

О формировании национальной и культурной идентичности писали многие философы (Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, И. Фихте, Н.Я. Данилевский, В. Соловьев, Н. Бердяев), и сейчас ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что государство в этом процессе играет ключевую роль. Чувство национального единства формируется посредством создания единого культурного пространства (языка, традиций, осмысления общей истории и судьбы). Следовательно, развитие и стабильность того или иного государства напрямую зависит от того, насколько государство готово взять на себя функции построения коллективной национальной идентичности, и главным инструментом в этом выступает именно культурная политика.

Культурная политика — это деятельность государства, связанная с планированием, реализацией и обеспечением культурной жизни общества. Сущность культурной политики обусловлена самой природой культуры, а именно многозначностью, мно-гоуровневостью смыслов и могогофакторностью содержания, что нельзя не учитывать, выстраивая культурную политику на государственном уровне. Советский Союз, а вслед за ним и Россия никогда не выстраивали свою политику по принципам муль-тикультурализма, так как изначально страна создавалась как многонациональная и многоконфессиональная, и народы, входящие в ее состав, строили государство и определяли культуру как равноправные и равноценные партнеры, что было задекларировано в основополагающих государственных документах. Хотя культурная политика СССР характеризовалась излишней идеологизированностью, административно-командными методами, была построена на механизмах агитации и пропаганды и определялась Идеологическим отделом ЦК КПСС, в ней были

понятные большинству граждан ориентиры: всеобщая грамотность, общедоступность и бесплатность образования, политика просвещения и ориентации на классическое искусство, государственная поддержка искусства и всей системы культурных учреждений.

Культурная политика России в постсоветский период характеризуется пересмотром основных идеологических и ценностных ориентиров и поиском новых концепций развития. 1990-е гг. сопровождались полным хаосом и сломом основных принципов советской культурной политики и откровенно антисоциальными реформами. С начала 2000-х, несмотря на финансовые и правовые сложности, начались процессы возрождения и модернизации страны.

Для преодоления кризиса идентичности, который ярко наблюдался в 1990-е гг., необходимо осознание того, что именно государство несет ответственность за формирование единого культурного пространства, необходимого для формирования национальной идентичности. Кроме того, необходимо понимание того, что современное российское государство — это пространство культурного многообразия, в котором каждая культура имеет свои права, поэтому необходимо выбирать модель культурной политики, учитывающую исторические, территориальные, политические и конфессиональные особенности. Культурная политика, сформированная на государственном уровне, обязательно поддерживаемая СМИ и различными социальными институтами, трансформируется в национальную идентичность.

С начала 2000-х гг. в правящих кругах появляется осознание необходимости наличия национальной идеи для возрождения страны. Как заметил современный политолог А.Б. Шатилов, российская элита именно в этот период «была обречена стать патриотической» [1, с. 18], а значит, необходимы новые идеологические парадигмы, выстраивание новой государственной культурной политики. В 2000-е гг. это направление оформляется в виде конкретных государственных программ: «Культура России (2001— 2005 годы)» и «Культура России (2006—2011 годы)», благодаря которым удалось преодолеть катастрофический спад в развитии культуры и даже увеличить участие государства и общества в поддержке культуры. В настоящее время успешно работает федеральная целевая программа «Культура России (2012—2018 годы), в концепции которой, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г., говорится о необходимости программного подхода к развитию культуры. Так как культура России пред-

ставляет собой сложную многоуровневую систему, решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.

Принципиально новое значение вопросы культурной политики приобрели в последнее время. К ним приковано внимание на самом высоком уровне. На протяжении 2014 г. рабочая группа во главе с С. Ивановым занималась подготовкой документа, который определяет цели, задачи и ключевые принципы реализации государственной культурной политики. В конце мая 2014 г. документ был вынесен на широкое общественное обсуждение, после чего был существенно доработан с учетом тех замечаний, которые поступили. Помимо этого, была создана рабочая группа, которая готовила материалы для совместного заседания Государственного Совета и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Основу составил доклад «О государственной культурной политике», в приложениях к которому анализировалось состояние нормативно-правовой базы в области культуры, финансовое обеспечение, анализ региональных и зарубежных успешных практик в области культурной политики, социологические исследования и т.п. Доклад базировался на экспертных оценках и исследованиях, в частности на исследовании, проведенном Институтом социологии РАН и Государственным институтом искусствознания, «Цели и приоритеты культурной политики современной России: мнения экспертов и позиция населения» [2]. Было выявлено главное проблемное поле в области культуры — недооценка властными элитами стратегической значимости культуры и, как следствие, остальных проблем, связанных с этим. В результате были предложены новые подходы, сформулированные в Основах государственной культурной политики. Этот документ был подписан Указом Президента РФ 24 декабря 2014 г. Уникальность документа состоит в том, что в нем заложены основы для разработки принципиально новых нормативных правовых актов и программ в области культурного развития страны. Выше этого документа только Конституция страны. Беспрецедентность документа состоит еще и в том, что впервые на государственном уровне культура рассматривается как важнейшая часть личностного, общественного и государственного развития. «Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства

и территориальной целостности России» [4]. Именно культура как механизм аккумуляции способна сохранять и передавать поколениям духовный опыт нации и обеспечивать консолидацию многонационального народа России. Сегодня, в условиях обострения глобального идейно-информационного противостояния и последствий национальных катастроф ХХ в., это свойство отечественной культуры становится определяющим для будущего страны. В документе декларируется, что государственная культурная политика России направлена на создание и развитие системы воспитания и просвещения в русле традиционных для нашей страны нравственных ценностей, воспитание гражданской позиции и патриотизма.

Таким образом, становится очевидным, что государство ставит перед собой задачу не только сохранения культурных и нравственных ценностей, но и выступает в роли активного организатора социокультурной жизни общества, воспитывающего творчески активную личность с гражданской позицией, вовлеченную в общественное и культурное строительство. Впервые в постсоветской России признается на государственном уровне, что культура является основой не только национальной самоидентификации, но и гарантом сохранения национальной безопасности. «Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [4]. Подчеркивается, что сохранение культурной и национальной самобытности всех народов России обеспечивает ее единство, и это поддерживается политикой на государственном уровне. Государство не только утверждает уникальность культурного пространства нашей страны, ее многовековые традиции, но и призывает использовать этносоциальные особенности России как многонационального и многоконфессионального единства.

В Основах государственной культурной политики впервые на государственном уровне культура возводится в ранг национальных приоритетов и трактуется как «...совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)»

[4].

Другим важнейшим документом, определяющим культурную политику России в постсоветский период, является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 236-р Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, которая выступает как документ стратегического планирования и базируется на Основах государственной культурной политики. В документе анализируются современное состояние и основные проблемы государственной культурной политики. К наиболее опасным для будущего страны проявлениям гуманитарного кризиса относят снижение интеллектуального и общего культурного уровня общества, девальвацию общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, деформацию исторической памяти и фальсификацию российской истории, а также размывание традиционных для России духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа. Анализ ситуации в культурной политике позволил выявить ряд рисков, в частности сокращение присутствия и влияния русской культуры в мире и снижение экономической поддержки культуры, региональные диспропорции в культурной политике, что влечет за собой угрозу единству культурного пространства. В документе подчеркивается стратегическая значимость потенциала культуры для гармонизации отношений в обществе.

В Стратегии предлагается современная модель культурной политики, в которой государство по-прежнему будет играть ключевую роль. Однако подчеркивается, что подобный патернализм имеет свои минусы, поэтому «.. .важнейшим условием обеспечения эффективной культурной политики является формирование условий для постепенного увеличения внебюджетных источников финансирования» [5]. Существующий мировой опыт показывает, что многоканальные источники финансирования культуры, стимулирование частной и корпоративной меценатской деятельности обеспечивает наибольший эффект в культурной политике. Как отмечает А.Б. Шатилов, «.в настоящий момент государство восстановило контроль над политической и социально-экономической ситуацией, тем более важным является найти общий язык общественным и бизнес-структурам с теми, кто курирует «рычаги управления» [3].

В Стратегии предлагается три сценария ее реализации. Инерционный, при котором предусматривается сохранение основных тенденций в культурной сфере, что не позволит изменить ситуацию качественно. Инновационный, предусматривающий

достижение качественно иного статуса культуры, значительных инвестиций в человеческий капитал и систему профессионального образования, что позволит достичь прорывных результатов по всем ключевым направлениям. И наконец, базовый сценарий, который определяется развитием позитивных тенденций и преодолевает существующие проблемы, увеличивает расходы на культуру за счет всех источников, в которых будет возрастать доля внебюджетных поступлений. «При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры на приоритетных направлениях будут способствовать заметному улучшению положения культуры, повышению качества человеческого потенциала и модернизации материально-технической базы» [5].

В документе в числе приоритетных направлений указаны усиление и расширения влияния русского языка и культуры в мире, сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности, активизация культурного потенциала и сглаживание региональных различий. Стратегию предлагается реализовать в два этапа: 1-й этап (2016—2020 гг.), в течение которого утверждается план и приводятся в соответствие все нормативные правовые документы, обеспечивается межведомственная и межуровневая координация; 2-й этап (2020—2030 гг.) предполагает повышение ресурсной обеспеченности за счет государственно-частного партнерства, а также определяет меры организационного и финансового характера, необходимые для достижения результатов. Реализация Стратегии позволит сформировать новую ценностно-ориентированную модель государственной культурной политики, увеличить финансирование, выровнять доступность получения культуры и, наконец, укрепить позиции русского языка и российской культуры в мире.

Таким образом, результатами культурной политики России на постсоветском пространстве можно считать концептуальное оформление государственной стратегии в области культуры, что определяет цели и задачи, способствует выработке конкретных механизмов реализации данного проекта. Предложенная стратегия культурной политики не только позволит сохранить духовное и этнокультурное единство страны, но и обеспечит национальную безопасность и сохранит территориальную целостность страны в условиях глобальной идейно-информационной кон-

№ 4(24)/2016

фронтации. Именно культурная политика России циональной идентичности и консолидации общества способна стать инструментом восстановления на- в постсоветский период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шатилов А.Б. Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты [Текст] / А.Б. Шатилов // Власть. - 2013. - № 9.

2. Цели и приоритеты культурной политики современной России: мнения экспертов и позиция населения. Аналитическая записка по итогам экспертного опроса в рамках общероссийского социологического исследования [Текст]. - М., 2013.

3. Шатилов А.Б. GR: что это такое и почему в нем возникает потребность у бизнеса? [Текст] / А.Б. Шатилов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2011. — № 1. С. 49-54.

4. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] // URL: http//static.kremlin.ru/media/events/ files/41d526a87768a8730eb.pdf (дата обращения: 30.07.2015).

5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года Электронный ресурс] // URL: http://mkrf. ru/upload/mkrf/mkdocs2016/09_03_2016_01.pdf (дата обращения: 26.06.2016).

REFERENCES

1. Shatilov A.B. Innovatsionnyy proekt modernizatsii Rossii ipozitsiya vlastnoy elity [The innovative project of Russia's modernization and the position of the ruling elite]. Vlast' Publ., 2013, I. 9.

2. Tseli iprioritety kul'turnoy politikisovremennoy Rossii: mneniya ekspertov ipozitsiya naseleniya. Analiticheskaya zapiskapo itog-am ekspertnogo oprosa v ramkakh obshcherossiyskogo sotsiologicheskogo issledovaniya [The objectives and priorities of the cultural policy of modern Russia: the views of experts and the public position. Analytical note on the results of the expert survey in the framework of national sociological research]. Moscow, 2013.

3. Shatilov A.B. GR: chto eto takoe i pochemu v nem voznikaet potrebnost' u biznesa? [What is it and why it arises the need to have a business?]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanitarian sciences. Journal of Finance University]. 2011, I. 1, pp. 49 - 54.

4. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki [Basics of the state cultural policy]. Available at: http//static.kremlin.ru/media/ events/files/41d526a87768a8730eb.pdf (accessed 30 July 2015).

5. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda [The strategy of the state cultural policy in the period up to 2030]. Available at: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/09_03_2016_01.pdf (accessed 26 June 2016).

4. The foundations of the state cultural policy // URL: http//static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a87768a8730eb.pdf

5. The strategy ofthe state cultural policy for the period till 2030 // URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/09_03_2016_01.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.