Итак, основными этапами профессионального развития учителя начальных классов являются профессиональная ориентация и адаптация, становление профессионала, профессиональное мастерство и профессионализм. Поэтапное профессиональное развитие ведет к принципиально новому способу жиз-
Библиографический список
недеятельности учителя - творческой самореализации в профессии, которая позволяет выявить свои индивидуальные и профессиональные возможности. Кратчайшая формула профессиональной деятельности и развития педагога -постоянный труд, творчество, гармония знаний, чувств и поведения.
1. Зязюн И.А. Философия педагогического действия: монография. Черкассы, 2008.
2. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: учебник. Киев, 2004.
3. Сысоева С.О. Основы педагогического творчества: учебник. Киев, 2006.
4. Гончаренко С.В. Педагогический словарь. Киев, 1997.
5. Балл ГА. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. 1989; 1 (2): 9 - 99.
6. Цокур ГМ. Формирование потенциала профессионального саморазвития в будущих преподавателей Высшей школы в процессе магистерской подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Одесса, 2004.
7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. Москва, 2002.
References
1. Zyazyun I.A. Filosofiya pedagogicheskogo dejstviya: monografiya. Cherkassy, 2008.
2. Zyazyun I.A. Pedagogicheskoe masterstvo: uchebnik. Kiev, 2004.
3. Sysoeva S.O. Osnovy pedagogicheskogo tvorchestva: uchebnik. Kiev, 2006.
4. Goncharenko S.V. Pedagogicheskij slovar'. Kiev, 1997.
5. Ball G.A. Ponyatie adaptacii i ego znachenie dlya psihologii lichnosti. Voprosy psihologii. 1989; 1 (2): 9 - 99.
6. Cokur G.M. Formirovanie potenciala professional'nogo samorazvitiya v buduschih prepodavatelej Vysshej shkoly v processe magisterskoj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Odessa, 2004.
7. Fokin Yu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshej shkole: metodologiya, celi i soderzhanie, tvorchestvo: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 377
IsupovP.V., postgraduate, NVSU (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: [email protected]
RESULTS OF STUDYING THE FORMATION OF EMOTIONAL REGULATION OF MEDICAL COLLEGE TEACHERS. The article discusses results of a pedagogical ascertaining experiment to assess the formation of future medical workers of the middle level of emotional regulation. Emotional regulation as a personal quality is considered as a prerequisite for effective professional activity, which allows maintaining the psycho-emotional health of a medical professional in difficult working conditions. According to the results of the theoretical analysis, three levels of development of emotional regulation are substantiated: basal, conscious-willed, and value-semantic. The assumption that it is the value-semantic level of development of emotional regulation ensures the effectiveness of professional activity and the preservation of the health of a specialist, was the basis of the experiment. The results of the ascertaining study confirmed that only a quarter of future mid-level medical professionals have an adequate level of emotional regulation. Consequently, three quarters of students need a special pedagogical impact of the development of this quality.
Key words: students, middle level medical worker, emotional regulation, professional deformations, pedagogical experiment.
П.В. Исупов, аспирант Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье обсуждаются результаты педагогического констатирующего эксперимента по оценке сформированности у будущих медицинских работников среднего звена эмоциональной регуляции. Эмоциональная регуляция как личностное качество рассматривается в качестве необходимого условия эффективной профессиональной деятельности, позволяющей сохранять психоэмоциональное здоровье специалиста медицинской деятельности в трудных условиях труда. По результатам теоретического анализа обосновываются три уровня развития эмоциональной регуляции: базальный, сознательно-волевой и ценностно-смысловой. Предположение о том, что именно ценностно-смысловой уровень развития эмоциональной регуляции обеспечивает эффективность профессиональной деятельности и сохранение здоровья специалисту, было положено в основу эксперимента. Результаты констатирующего исследования подтвердили, что только четверть будущих медицинских работников среднего звена имеют достаточный уровень эмоциональной регуляции. Следовательно, три четверти обучающихся нуждаются в специальном педагогическом воздействии развития данного качества.
Ключевые слова: обучающиеся, медицинский работник среднего звена, эмоциональная регуляция, профессиональные деформации, педагогический эксперимент.
Профессиональный труд медицинского специалиста среднего звена отличается значительной физической и эмоциональной нагрузкой, при этом профессию медицинского работника среднего звена нельзя назвать материально привлекательной. Постоянное переживание медицинскими работниками психологического напряжения под влиянием преимущественно негативных эмоций нередко приводит к развитию у специалиста синдрома эмоционального выгорания и других профессиональных деформаций. Сохранение здоровья, эмоционально-психологическая устойчивость в процессе трудовой деятельности медицинского специалиста среднего звена обеспечивается таким личностным качеством как эмоциональная регуляция. Следовательно, проблема развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа на этапе их профессионального образования представляется актуальной педагогической проблемой.
Анализ теоретических источников, анализ результатов исследований позволили выявить, что онтология развития эмоциональной регуляции включает три основных этапа. Первый этап соответствует развитию базальной (физиологической) эмоциональной регуляции, характеризующейся примитивными формами психологической защиты на основе безусловных и, частично условных рефлексов. Второй этап соответствует развитию сознательно-волевого психического уровня эмоциональной регуляции, становление которого обусловлено
правилами, нормами, традициями окружающей среды в процессе естественной социализации личности. Очевидно, что первые два этапа реализуется еще до поступления абитуриентов в профессиональную образовательную организацию (медицинский колледж). Для данного исследования интерес представляет третий уровень развития эмоциональной регуляции, названный ценностно-смысловым уровнем. Данный уровень эмоциональной регуляции соответствует высшему психическому уровню развития личности и обусловлен сформированной ценностно-смысловой сферой. Механизмами развития ценностно-смыслового уровня эмоциональной регуляции, согласно исследованиям многих отечественных ученых (Н.М. Борытко, Б.С. Братусь, А.В. Серый, А.В. Кирьякова, др.), являются рефлексия и ценностно-смысловое опосредствование в логике развития ценностно-смысловой сферы личности будущего профессионала. Так, в рамках концепции развития ценностно-смысловой сферы личности Б.С. Братуся можно выделить первый этап становления и развития личностных ценностей, ценностных ориентаций, определяющих основные жизненные смыслы, главные и относительно постоянные отношения человека к основным жизненным сферам - к миру, к людям, к самому себе. Именно на данном этапе осуществляется профессиональное самоопределение, делается осознанный профессиональный выбор.
Второй этап связан с формированием и развитием профессиональных ценностей и разворачивается в период профессионального обучения, когда впервые изучаемые профессиональные ценности интегрируются в уже имеющуюся личностную систему ценностных ориентаций человека, и далее - трансформируются в профессиональные смыслы.
Третий этап осуществляется уже в процессе непосредственной профессиональной деятельности, как приобретение и согласование профессиональных и жизненных смыслов специалиста. В случае несогласования профессиональных и жизненных смыслов, в случае нарушения процесса интериоризации профессиональных ценностей специалист переживает профессиональную дезадаптацию, что может привести к различным профессиональным деформациям. В норме, в процессе профессиональной деятельности в условиях интеграции личностных и профессиональных смыслов формируется ценностно-смысловая система, определяющая направление вектора профессионально-личностного развития человека. Именно профессиональные смыслы, согласованные и трансформируемые в личностные смыслы, реализуются на ценностно-смысловом уровне, что обеспечивает как эффективную профессиональную деятельность, так и эффективное личностное развитие человека, подчеркивает В.П. Анищенко [1]. Таким образом, сформированность мотивов профессионального выбора, наличие знаний о будущей профессии, сформированность системы профессиональных ценностных ориентаций, непротиворечивость профессиональных ценностей личностным ценностям обучающихся, профессиональная направленность и профессиональные мотивы как результаты первых этапов развития эмоциональной регуляции, могут служить основаниями для развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции будущих медицинских работников среднего звена в процессе их профессионального образования. Данное положение послужило идеей эмпирического исследования, в котором приняли участие 476 студентов Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж» с первого по четвертый курс, обучающихся по специальностям Сестринское дело 34.02.02; Лечебное дело 31.02.0l; Акушерское дело 31.02.02.
Методологической основой исследования выступили концепция развития ценностно-смысловой сферы личности Б.С. Братуся, теоретические положения саморегуляции Л.Г. Дикой, В.И. Щедрова, В.И. Моросановой и др., теория профессионального воспитания Н.М. Борытко; согласно которым, развитие ценностно-смыслового уровня эмоциональной регуляции будущего медицинского специалиста среднего звена может быть обусловлено профессиональными ценностями, интериоризуемыми в процессе профессионального образования, развитием рефлексии и становлением профессиональных смылов.
Связь эмоций и ценностно-смысловой сферы очевидна и доказана в трудах отечественных психологов. К примеру, М.С. Каган подчеркивал, что ценности присваиваются только в процессе переживания, но не логикой мысли [2]. В трудах А.Н. Пастушеня обосновывается, что только пережитые эмоции позволяют закрепить в памяти чувственное отношение к явлениям и поступкам. Автор доказывает связь эмоционального компонента мышления с реактивностью поведения [3, с. 352].
Обработка и осмысление полученных результатов констатирующего педагогического эксперимента показали, что основными мотивами профессионального выбора обучающихся медицинского колледжа являются социально-профессиональные мотивы. Так, пятая часть респондентов (20%) выбрали профессию медицинского работника среднего звена, потому, что нравится профессия медицинской сестры («я хочу помогать людям»); треть опрошенных (35%) стремятся облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей и 42% - лечить людей считают своим призванием. Также, анализ полученных результатов позволяет заключить, что большинство студентов медицинского колледжа сделали осознанный профессиональный выбор; 8% студентов признались, что выбор был сделан по совету, 7% назвали материальный мотив выбора и только 3% определили
Библиографический список
свой выбор как случайный («близко к дому, некуда больше было поступать, куда хотела - не поступила»).
Результаты изучения мотивов будущей профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» выявили преобладание внешних положительных мотивов. При этом, внутренние положительные мотивы, основанные на профессиональных ценностях показали наименьшие результаты даже в сравнении с внешними отрицательными мотивами. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что осознанный профессиональный выбор, к сожалению, еще не является гарантом эффективности дальнейшей профессиональной деятельности, а также оказывается недостаточным для развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции будущего специалиста. Изучение ценностных ориентаций обучающихся, степени согласования личностных и профессиональных ценностей, а также уровня знаний о будущей профессии медицинского работника среднего звена также показали недостаточный уровень их развития. Для оценки степени развития рефлексивности применялась методика оценки индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности А.В. Карпова, согласно которой было выявлено, что рефлексивность как необходимое личностное качество будущего медицинского работника среднего звена и как основной механизм развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа развит недостаточно: большинство обучающихся (87%) обладают средним уровнем, ближе низкому. Оценка сформированности способности к регуляции оценивалась с помощью теста на эмоциональную регуляцию (Гросс и Джон, 2003), теста-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» и методике «Выход из сложных ситуаций» Э Хайма. В результате диагностического обследования было выявлено, что 83% обучающихся медицинского колледжа владеют когнитивными стратегиями регуляции поведения на низком уровне, 17% - на среднем; 50% студентов на низком уровне владеют эмоциональными стратегиями регуляции поведения, 42% - на среднем, 8% - на высоком; 54% опрошенных на низком уровне владеют поведенческими стратегиями регуляции, 39% и 7% - на среднем и высоком, соответственно.
По совокупности выявленных показателей развития эмоциональной регуляции были получены следующие констатирующие данные: только четверть обучающихся медицинского колледжа (27%) продемонстрировали оптимальный уровень развития эмоциональной регуляции и 65% - допустимый. Следовательно, три четверти обучающихся нуждаются в дополнительном педагогическом воздействии развития данного качества, необходимого не только для эффективной профессиональной деятельности, но и для личностного развития будущего специалиста, для сохранения его психоэмоционального здоровья. Принявшие участие в педагогическом эксперименте обучающиеся медицинского колледжа подтвердили сделанный ими осознанный профессиональный выбор, желание работать по профессии, приносить людям помощь и пользу. Вместе с тем, результаты констатирующего эксперимента показали, что студенты демонстрируют сформированность только второго, сознательно-волевого уровня эмоциональной регуляции. Таким образом, анализ источников, осмысление полученных результатов, опыт предыдущих исследование (Лопановой И.М., Николаевой А.Н., Чераневой О.В. и др.) [4; 5], подтверждают, что реализация в образовательном процессе медицинского колледжа аксиологического подхода, создание педагогических условий по развитию у обучающихся профессиональных ценностей и смыслов будет способствовать развитию у них ценностно-смыслового уровня эмоциональной регуляции. Отсюда следует также, что реализуемая в процессе обучения специально организованная педагогическая работа по развитию у обучающихся медицинского колледжа эмоциональной регуляции будет способствовать развитию жизненной стойкости, сохранению здоровья будущих медицинских работников среднего звена, будет способствовать качественному, отзывчивому выполнению своих профессиональных функций [6].
1. Анищенко В.П. Человек как высшая ценность в системе взаимодействия со средой. Среда и человек. Ижевск, 1990.
2. Каган М.С. Мир общения. Москва, 1988.
3. Пастушеня А. Н. Криминогенная сущность личности преступника. Психологический аспект: Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2000.
4. Лопанова И.М., Николаева А.Н. Особенности медицинской этики и деонтологии в работе медицинской сестры. Проблемы и перспективы высшего и среднего сестринского образования: интеграция в современное здравоохранение: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2016.
5. Черанева О.В. Профессиональное образование как ресурс повышения качества адаптации медицинских сестер в условиях хронического профессионального стресса. Проблемы и перспективы высшего и среднего сестринского образования: интеграция в современное здравоохранение: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2016.
6. Ибрагимова Л.А., Исупов П.В. К проблеме эмоциональной регуляции среднего медицинского персонала. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018; 2: 27 - 33.
References
1. Anischenko V.P. Chelovekkak vysshaya cennost' v sisteme vzaimodejstviya so sredoj. Sreda ichelovek. Izhevsk, 1990.
2. Kagan M.S. Mir obscheniya. Moskva, 1988.
3. Pastushenya A. N. Kriminogennaya suschnost'lichnostiprestupnika. Psihologicheskijaspeki: Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2000.
4. Lopanova I.M., Nikolaeva A.N. Osobennosti medicinskoj etiki i deontologii v rabote medicinskoj sestry. Problemy iperspektivy vysshego i srednego sestrinskogo obrazovaniya: integraciya v sovremennoe zdravoohranenie: sbornik tezisov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2016.
5. Cheraneva O.V. Professional'noe obrazovanie kak resurs povysheniya kachestva adaptacii medicinskih sester v usloviyah hronicheskogo professional'nogo stressa. Problemy i perspektivy vysshego i srednego sestrinskogo obrazovaniya: integraciya v sovremennoe zdravoohranenie: sbornik tezisov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2016.
6. Ibragimova L.A., Isupov P.V. K probleme 'emocional'noj regulyacii srednego medicinskogo personala. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; 2: 27 - 33.
Статья поступила в редакцию 31.01.19