Научная статья на тему 'Результаты изучения психогенетических особенностей эффективности профессиональной деятельности лиц опасных профессий в экстремальных условиях'

Результаты изучения психогенетических особенностей эффективности профессиональной деятельности лиц опасных профессий в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ПРОФОТБОР / ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушнарев А.П.

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что до сих пор нет общей научно-обоснованной концепции психологической адаптации лиц опасных профессий к выполнению задач в экстремальных условиях. Выявление психогенетических особенностей лиц склонных к деятельности в экстремальных условиях может в перспективе использоваться в отборе кандидатов опасных профессий для повышения эффективности их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения психогенетических особенностей эффективности профессиональной деятельности лиц опасных профессий в экстремальных условиях»

Результаты изучения психогенетических особенностей эффективности профессиональной деятельности лиц опасных профессий в экстремальных условиях

Кушнарев Александр Петрович

соискатель, Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, saha74@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что до сих пор нет общей научно-обоснованной концепции психологической адаптации лиц опасных профессий к выполнению задач в экстремальных условиях. Выявление психогенетических особенностей лиц склонных к деятельности в экстремальных условиях может в перспективе использоваться в отборе кандидатов опасных профессий для повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: жизнестойкость, социальная адаптация, готовность к риску, экстремальные условия, акцентуация характера, профотбор, формы поведения, адаптационный потенциал.

Введение. В современных реалиях для выполнения задач в экстремальных, часто и быстро изменяющихся условиях, требуется тщательный профессиональный отбор кандидатов к данному виду деятельности и четко отлаженная система их психофизиологической адаптации. Для проведения и сопровождения мероприятий по обеспечению экстремальной деятельности, а также решения иных задач, система отбора, тренировки и обучения лиц опасных профессий подразумевает использование комбинированных подходов к диагностике. Это делается в целях создания точного портрета пределов их психофизических данных и возможностей работы в экстремальных условиях.

Российскими и зарубежными исследователями изучается определенная предрасположенность для профессиональной деятельности в экстремальных условиях (Александровский Ю. А., Бере-зин Ф. Б., Вассерман Л. И., Виньков Р. Р., Воробьев В. М., Гриценко В. В., Ефимов Б. А., Завьялов Е. К., Ковтун Л. В., Налчаджян А. А., Растовой А. М., Рыбников В. Ю., Самохвалов А. Б., Скорик А. И., Сысоев В. Н., Cаdore R. J., Wu T., Bаmеs J. C., Sаrtor C. E., Ferguson C. J., Bandelow B., Eley T. C., Kim-Cohen J., Gottesman I. I., Hettema P. J. и другие) [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Отмечено, что профессиональная пригодность к эффективному выполнению задач в экстремальных условиях, обусловлена наличием у них определенного комплекта личных качеств: высокой агрессивностью в совокупности с высоким уровнем самоконтроля; отличной обучаемости, способностью к быстрой адаптации в резко изменяющихся условиях профессиональной среды с большой степенью риска для жизни. Все эти превосходные свойства являются совокупным результатом наследственности и воспитания. Аналогично применялись для изучения научные труды по тематике адаптации личности Са-мохвалова А. Б. (проблемы адаптации пограничников) [6], Кислого В. Д. (адаптированность молодых офицеров к службе с особыми условиями), Сафина А. Д. (общая адаптация военных к службе), Агаева Н. А. (условия адaптированности участников миротворческого корпуса к несению службы в особых условиях) [9], Липатова И. И. (адаптация участников боевых действий) [10], а также исследования и труды других авторов.

Цель исследования. Оценка взаимосвязи генетических особенностей лиц опасных профессий с индивидуальными психологическими особенно-

6 У X

ДА

>

0-X

т m А о п m т;

о

m о т; О

U Д

о

-о О ГО 0-Я

стями и эффективностью их профессиональной деятельности.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие мужчины: 150 человек, имеющих опыт работы в различных экстремальных условиях, связанных с витальной угрозой (основная группа) и 100 человек из числа лиц, чья повседневная деятельностью не связанна с экстремальными условиями работы и угрозой для жизни (контрольная группа). Все испытуемые мужчины в возрасте от 22 лет до 50 лет. Для оценки степени выраженности базовых свойств личности применяли тест ИТО Л. Н. Собчик [11] в модификации К. Сугоняева [12]. Использовали молекулярно-генетические методы исследования определение УЫТР полиморфизмов гена дофамин-транспортного белка, гена дофаминового рецептора 4-го типа. В основной группе была произведена оценка эффективности профессиональной деятельности согласно разработанным нами критериям (по результатам изучения характеристик с места работы, данных руководителями).

Результаты и обсуждение. Оценка показателей профессиональной деятельности в основной группе складывалась из ниже следующих критериев (Таблица 1).

Эффективная профессиональная деятельность (37,33 %) - отличная характеристика от руководства, наличие частых поощрений по работе, высокие показатели профессиональной выучки, позитивные взаимоотношения с более, чем с 50 % коллектива.

Стабильная профессиональная деятельность (38,67 %) - хорошая характеристика от руководства, наличие периодических поощрений по работе, средние и выше средних показатели профессиональной выучки, позитивные взаимоотношения не менее, чем с 50 % коллектива.

Неэффективная профессиональная деятельность (24,0 %) - отрицательная характеристика от руководства, наличие упущений по работе, низкие показатели профессиональной выучки, возникающие трудности в налаживании нормальных отношений с более, чем с 50 % коллектива.

Таблица 1

Показатели профессиональной деятельности у испытуемых основной группы_

Оценка профессиональной деятельности

эффективна* стабильная ноффектнвнм

К чел. % чел. M чел.

37.}} 56 Ж67 5Я 24.0 36

Результаты оценки индивидуально-психологических особенностей личности у испытуемых основной и контрольной групп по основ-„ ным шкалам представлены в Таблицах 2, 3 и с графически отражены на Рисунках 1, 2. е Психологический портрет основной группы

оТ складывается из оценок, выраженных умеренно о и представленных в избыточном состоянии. Та-„ кие шкалы, как «ригидность», «сензитивность», 2 «лабильность», «экстраверсия», «спонтан-

ность», «стеничность» показывают стойкую тенденцию к умерено-выраженным показателям (выше 5-ти баллов), что говорит о присутствии эмоциональной напряженности с признаками внутреннего конфликта у испытуемых основной группы. Показатели: «тревожность» и «интроверсия» показывают уровень выше нормы и в избыточном состоянии, что указывает на склонность исследуемых часто испытывать выраженную тревожность по весьма ничтожным поводам. Испытуемые из числа основной группы проявляют опасливость и сверхосторожность и подвержены нервно-эмоциональному истощению.

Таблица 2

Показатели индивидуально-психологические особенности личности в основной группе по основным шкалам_

Шкала Показатели в пределах ниже нормы ([>-2 балла), чел. (%) Показатели я пределах нормы (3-4 балла), чел. (У.) Показатели, выраженные умеренно (5-7 баллов), чел <%) Показатели, представленные избыточно (8-9 баллов), чел (%)

'Зкстраверснм 32(21.33) 41 (27,33) 61 (40,67) 16(10.67)

Спонтанность 1 (0.67) ЗЯ (25,33) (65.33) 13 (ft.67)

Гтсннчность 21(14) 35 (23,33) 74 (44.33) 14 (9.33)

Ригидность 37(24.67) 76 (50,67) 37 (24.67)

Иктроверснн 4 (2,67) 44(32,67) 4« (26,67) 5а (Зя.67)

ГСНЗНТНВНОСТЬ 30(20,(1) 42 (2К.0) 44 (29,33) 34 (22.67)

Тревожность 45 (30.0) 36(24,(1) 7(4,67) 63 (42.0)

Лабильность 39(26,0) 42 (2К,(1) 60 (40.0) 9(6,0)

Тревожное! ь

СТСН НЧНОПЬ

Рис. 1. Соотношение индивидуально-психологических особенностей в основной группе по основным шкалам

В Таблице 3 показаны данные исследования контрольной группы в соответствии с основными шкалами.

Таблица 3

Показатели индивидуально-психологические особенности личности в контрольной группе по основным шкалам

Показатели Показатели Показатели, Показатели,

в пределах ниже в пределах выраженные представленные

Шкала нормы нормы умеренно избыточно

(0-2 балла). (3-4 балла). (5-7 б^ллоа). (К-9 баллов).

чс.1, (%) чея. (%) ЧС.1. (%) чел. (%)

Экстравсрснл 24 (24.0) 59 (59.0) ¡7(17,0)

Спонтанность 12(12.0) 59 159.0) 29(29,0)

Скничиость 7(7.0) 35(35,0) 46 (46,0) 12(12,0)

Ригидность 3 (3.0) 42 (42.0) 45 (45.0) 10(10)

Мнтровсрснк 3(3.0) 69 |69,0) 27(27,0) 1(1.0)

Гснзнтнвность 35 (35,0) 42 (42.1)) 14 ( 14.0) 9 (9.0)

Тревожность 37(37,0) 44 (44,0) 19 ( 19.0)

Лабильность 12(12.0) 41 (41.1)) 24 (24.0) 23 (23,0)

Основной психологический портрет контрольной группы формируется из показателей, выраженных умеренно и представленных в избыточном состоянии.

По дополнительным шкалам, отвечающим за индивидуально-психологические особенности

данные за основную и контрольную группы представлены в Таблицах 4, 5 и графически отражены на Рисунках 3, 4.

Таблица 5

Показатели индивидуально-психологических особенностей в контрольной группе по дополнительным шкалам

СтеяЕчямтъ

Рис. 2. Соотношение индивидуально-психологических особенностей в контрольной группе по основным шкалам

Таблица 4

Показатели индивидуально-психологических особенностей в основной группе по дополнительным шкалам

IИ калл Показатели в предеаах ниже нормы (0-2 баллад ■юл I Показатели в пределах нормы (3-4 балла), чел (%) Покнтеп. выраженные умеренно (5*7 баллов). чел (il) Показатели, преде i авленн ые избыточно (Я-9 баллов), чел. C-ii

Компромиесность 70 (46,67) 54 (36) 20(13,33) 6(4,0)

Дезадаптация 25(16,67) 36(24) 22(14.67) 67 (44,67)

ЛИДЕРСТВО IS (10) 52(34,67) 57 ( зад 26(17+33)

Депрессии 71 (47,33) 6И (45,33) У (6.0) 2(1,33)

Социальность 14(9.33) Я7(5Я,0) 42 (28) 11 (7.33)

Конформизм 39 (26,0) 76 (50.67) 29(19.33) 6 (4.0)

Агрессия 15(111) 22(14.67) 53(35.33) 60 (40,0)

Внутренним КОНф.1НКТ il) (20) 44 (29.33) 52(34.67) 24(16)

Агрессия

Рис. 3. Соотношение индивидуально-психологических особенностей в основной группе по дополнительным шкалам

Социально-психологические аспекты («лидерство», «агрессия», «дезадаптация» и «внутренний конфликт») характеризуются дезадаптирующим образцом межличностного поведения. Показатели «дезадаптация» и «агрессия» представлены выше нормы, что говорит о крайне нестабильном эмоциональном состоянии и изношенности организма в результате систематического стресса. Показатели «компромиссность», «депрессия», «социабель-ность» и «конформизм» находятся в пределах нормы, что говорит о здоровой психике испытуемых из основной группы.

В Таблице 5 показаны данные исследования контрольной группы в соответствии с дополнительными шкалами.

III: а Показатели б пределах ниже нормы (0-2 баллах чел. (%) Показатели в пределах нормы (3-4 балла), чел. <%) Показатели, выраженные умеренно (5-7 баллов), чел. (%) Показатели, прсдставлснн ые избыточно (К-9 баллов), чел. <%1

Комнромкееностъ 40 (40,0) 21 (21,1)) 35(35.0) 3 (3.0)

Дезадаптация 12(12.0) 42 (42,0) 23(23,0) 23 (23.0)

Лндерет но 15(15,») 56(56,0) 39 (29,0)

Депрессм* 52(52,0) 2 (2.0) 20(20,0) 26 (26.0)

Социальность 11 (11.0) 45 (45,1)) 44(44.0)

Конформизм 32(32,0) 36 (36,0) 26(26,0) 6 (6.0)

Агрессия 4 {4,0) 24 (24,0) 59 (59,0) 13(13.0)

Внутренний конфликт 20 (20,0) 63 (63,0) 14(14,0) 3 (З.П)

Агрессия

Рис. 4. Соотношение индивидуально-психологических особенностей в контрольной группе по дополнительным шкалам

Социально-психологические черты личности («лидерство», «агрессия») показывают себя в виде дезадаптирующего образца межличностного поведения. Показатели «дезадаптация», «конформизм», «социабельность» и «внутренний конфликт» представлены в пределах нормы, что говорит о присутствии гармоничных личностей в контрольной группе. Показатели «компромисс-ность» и «депрессия» - ниже нормы, что говорит о гипоэмотивности.

В исследовании были определены значимые молекулярно-генетические показатели по VNTR полиморфизма генов в соотношении с многофакторными показателями жизнестойкости.

1. Ген дофамин-транспортного белка DAT у испытуемых основной и контрольной групп (Рисунок 3, различия достоверны при p <0,001).

НЬК'ОК'ИН Y[11IHCH1. ЖII МНЧЧОНк'НСШ И1К11Й уровень -К И ПИТ 11.ИК1Н I к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Соотношение доли испытуемых с разным уровнем жизнестойкости в определяющих генотипах гена DAT у испытуемых основной и контрольной групп

6 У X

ДА

>

i 0-X

tr m А о п m т;

о

m

о т; О

U Д

о

-о О ГО 0-Я

о

с

<

в

0 сч

fO

01

У испытуемых основной группы, выявлено, что гомозиготный генотип 10/10 определяется чаще и соответствует большим показателям жизнестойкости и отсутствию тревожности, гетерозиготный генотип 9/10 гораздо реже - соответствует низким показателям жизнестойкости. Генотип 9/9 характерен среднему уровню жизнестойкости. Другие генотипы у исследуемых основной группы встречались в единичных случаях.

У испытуемых контрольной группы были определены генотипы идентичные критериям жизнестойкости основной группы, как высокий (генотип 10/10), средний (генотип 9/9), низкий (генотип 9/10) уровни жизнестойкости соответственно. Все другие иные генотипы гена DAT встречались в единичных случаях.

2. Ген дофаминового рецептора 4-го типа DRD4 у испытуемых основной и контрольной групп (Рисунок 4, различия достоверны при p <0,001).

лдэ %

57,(1 %

20,0 %

К,II %

w.o %

J.0 %

^ ж

.Л*^ А*4' А»** Л»-*4

У у У У V X

* К 1.1,1.К1М1 V [>1451111. жл Л 1,4 I ПИ кос IИ срр/ШНК урпнрпь ¥ЛШСС[ОЙКЛС1И

■ НИ 1К1Й уровень жмкпйисп

Рис. 6. Соотношение доли испытуемых с разным уровнем жизнестойкости в определяющих генотипах гена DRD4 у испытуемых основной и контрольной групп

В основной группе генотип 4/4 соответствует высокому уровеню жизнестойкости, отсутствию тревожности и депресии, генотип 4/6 определяется у лиц с нормальной жизнестойкостью, редко встречается генотип 2/4 у исследуемых со склонностью к депрессии и отсутствием жизнестойкости. Другие генотипы были выявлены у незначительного количества испытуемых без ярко выраженных психологических показателей, формирующих жизнестойкость.

В контрольной группе были определены генотипы гена РРР4 идентичные критериям жизнестойкости основной группы, как высокий (генотип 4/4), средний (генотип 4/6), низкий (генотип 2/4) уровни жизнестойкости соответственно. Остальные генотипы присутствовали практически в равных пропорциях без ярко выраженных психологических показателей, формирующих жизнестойкость.

Используя корреляционный анализ (коэффициент г-Спирмена) была обнаружена значимой связь между исследуемыми психологическими и генетическими факторами (Таблица 6).

Таблица 6

Значимость корреляции по обобщенным психологическим показателям жизнестойкости в зависимости от полиморфизмов генов DAT и DRD4

Показатели, выделенные на основании факторного анализа DAT DRD4

низкая жп ¿нестойкость: дезадаптация (+), тревожность (+), агрессия {+) ¿нанимая <р<0.001) незначимая

высока» жн¿нестойкость: дезадаптация {-), тревожность (-), агрессия (-) незначимая значимая (р<0,026)

Примечание: «+» н «-» полюс фактора

Полученные данные психологического и генетического исследования основной группы были соотнесены с эффективностью профессиональной деятельности. В результате получилось разделение генотипов исследуемых генов-кандидатов DAT и DRD4 между тремя группами эффективности профессиональной деятельности в экстремальных условиях:

1) эффективная - генотип 4/4 гена DRD4;

2) стабильная - генотип: 4/6 гена DRD4;

3) неэффективная - генотип 9/10 гена DAT.

Представители первой и второй группы имеют

генетическую предрасположенность к высокой и повышенной жизнестойкости соответственно и могут быть рекомендованы к деятельности в экстремальных условиях. Представители третей группы, напротив имеют низкую жизнестойкость, ввиду чего не могут быть рекомендованы для деятельности в экстремальных условиях.

Заключение. В результате проведенных исследований определена взаимосвязь генетических особенностей лиц опасных профессий с некоторыми психологическими характеристиками и эффективностью их профессиональной деятельности. При дальнейшем развитии данного исследования, полученные результаты могут быть использованы в профессиональном отборе кандидатов для работы в экстремальных условиях.

Литература

1. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.

2. Вассерман, Л. И. О системном подходе к оценке психической адаптации / Л. И. Вассерман, М. А. Беребин, Н. И. Косенков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1994. - № 3. - С. 16-25.

3. Завьялова, Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека / Е. К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб., 2001. - № 40. - С. 55-60.

4. Налчаджян, А. А. Личность, психическая адаптация и творчество / А. А. Налчаджян. - Ереван : Луйс, 1980. - 264 с.

5. Рыбников, В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Рыбников Виктор Юрьевич. -СПб., 2000. - 433 с.

6. Самохвалов, А. Б. Психологические факторы профессиональной адаптации инспекторов пограничной службы : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.09 / Самохвалов Александр Борисович. - Хмельницкий, 2007. - 20 с.

7. Hettema, P.J. Personality and Adaptation / P. J. Hettema. - North-Holland Publ. Co., 1979. - 228 p.

8. Wu, T. Тшо dоpаminе reœptor gеnеs (DRD2 аnd DRD4) predict psychоpаthic pеrsоnаlity traits in а sаmplе оТ Аmеricаn аdults / T. Wu, J. C. Bаrnеs // Jоurnаl оГ Criminаl Justiœ. - 2013. - Т. 41. - N 3. -P. 188-195.

9. Агаев, Н. А. Психологические факторы адаптации военнослужащих миротворческого контингента к деятельности в особенных условиях : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.09 / Н. А. Агаев. - М., 2006. - 194 с.

10. Липатов, И. И. Особенности психологической адаптации военнослужащих к боевой деятельности: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.01 / Липатов Иван Иванович. - М., 1996. - 219 с.

11. Собчик, Л. Н. Индивидуально-типологический опросник: Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста / Л. Н. Собчик. - М. : ООО «Компания БОРГЕС», 2013. - 60 с.

12. Сугоняев К. В. Шкалы атипичности ответов как инструмент выявления некооперативного тестового поведения [Электронный ресурс] / К. В. Сугоняев // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2016. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shkaly-atipichnosti-otvetov-kak-instrument-vyyavleniya-nekooperativnogo-testovogo-povedeniya (10.03.2019).

The results of the study of psychogenetic features of the effectiveness of professional activity of persons of dangerous professions in extreme conditions Kushnarev A.P.

Military Medical Academy named after Kirov The relevance of the study is because there is no generally accepted scientifically grounded concept of the psychological adaptation of individuals to perform tasks in extreme conditions. The identification of psychogenetic features of persons prone to activity in extreme conditions may in the future be used in the selection of candidates in hazardous occupations to increase the effectiveness of their professional activities. Keywords: resilience, social adaptation, willingness to take risks, extreme conditions, character accentuation, professional selection, behaviors, and adaptive potential.

References

1. Berezin, F. B. Mental and psycho-physiological adaptation of a

person / F. B. Berezin. - L.: Science, 1988. - 270 c.

2. Wasserman, L.I. About the system approach to the assessment

of mental adaptation / L.I. Wasserman, M.A. Berebin, N.I. Kosenkov // Review of Psychiatry and Medical Psychology. V.M. Bekhtereva. - 1994. - № 3. - p. 16-25.

3. Zavyalova, E. K. Psychological mechanisms of human social

adaptation / E. K. Zavyalova // Bulletin of the Baltic Academy of Education. - SPb., 2001. - № 40. - p. 55-60.

4. Nalchadjyan, A. A. Personality, mental adaptation and creativity /

A. A. Nalchadjian. - Yerevan: Luys, 1980. - 264 p.

5. Rybnikov, V. Yu. Psychological prediction of the reliability of the

activities of specialists in an extremal profile: dis. ... Dr. Psychol. Sciences: 19.00.03 / Rybnikov Viktor Yurevich. -SPb., 2000. - 433 p.

6. Samokhvalov, A. B. Psychological factors of professional adaptation of border guard inspectors: author. dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.09 / Samohvalov Aleksandr Borisovich. - Khmelnitsky, 2007. - 20 p.

7. Hettema, P.J. Personality and Adaptation / P. J. Hettema. -

North-Holland Publ. Co., 1979. - 228 p.

8. Wu, T. Two Dopamine Recorder Genes (DRD2 and DRD4)

predict Psychological Repetition Trits in and Comparative of America Adults / T. Wu, J.C. - 2013. - V. 41. - N 3. - P. 188195.

9. Agaev, N. A. Psychological factors of adaptation of servicemen

of the peacekeeping contingent to activities in special conditions: dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.09 / N.A. Agaev. - M., 2006. - 194 p.

10. Lipatov, I. I. Peculiarities of psychological adaptation of servicemen to combat activities: dis. ... candidate psychol. Sciences: 19.00.01 / Lipatov Ivan Ivanovich. - M., 1996. - 219 p.

11. Sobchik, L.N. Individual-typological questionnaire: A practical guide to the traditional and computer test versions / L.N. Sobchik. - M.: LLC "Company BORGES", 2013. - 60 p.

12. Sugonyaev KV The scales of atypical responses as a tool for identifying noncooperative test behavior [Electronic resource] / K. V. Sugonyaev // SUSU Bulletin. Series: Psychology. - 2016. - № 1. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/shkaly-atipichnosti-otvetov-kak-instrument-vyyavleniya-nekooperativnogo-testovogo-povedeniya (03/10/2019).

6

У

X

>

m

X

H

А

Л

tr

X

tr

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

О

ZI

m

т;

H

tr

П

о

s

X

s

m

о

т;

О

-i

О

З

О

О

ГО

0-

20

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.