них (5,4%) направлены на прерывание беременности, при этом у 3-х из них (3,5%) также были выявлены низ-коавидные антитела к вирусу краснухи.
Острую форму краснухи во время беременности перенесли 7 женщин (0,02%), всем им было рекомендовано прерывание беременности. При обследовании 24 женщин, контактных в очагах краснухи, в 2 случаях (8,3%) были выявлены IgM и беременность у них прервана. В то же время у 16 женщин (67,0%) были выявлены высокоавидные антитела класса G, причем 5 из них были привиты против краснухи и 1 перенесла краснуху ранее; у 10 женщин происхождение высокоавидных антител можно объяснить перенесенной в прошлом инфекцией, которая не была диагностирована; к настоящему времени у 13 женщин (81,0%) беременность закончилась нормальными родами без патологии плода.
Таким образом, в результате проведенного обследования различными методами прерывание беременности по медицинским показаниям было произведено в
94 случаях (0,47% от числа обследованных), в том числе из-за опасности развития синдрома врожденной краснухи у 15 беременных (0,07 %). В 2008 г. в крае не было зарегистрировано СВК.
Таким образом, большинство обследованных беременных женщин в группе наблюдения (98%) имели высокоавидные антитела в защитном титре, образовавшиеся в результате перенесенной инфекции или проведённой вакцинации. Не выявлено взаимосвязи патологии беременности у ряда женщин (преждевременные роды, мёртворождение, внутриутробная гибель плода) с развившейся во время беременности краснушной инфекцией. Не установлено связи с краснушной инфекцией развития патологии плода, выявленного при ультразвуковом исследовании и исследовании на АфП и ХГ. Обследование беременных показало разнообразный спектр состояния иммунитета против вируса краснухи. Осуществляемый мониторинг позволил на ранних сроках беременности обеспечить профилактику СВК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешкин В.А. Научное и методическое обеспечение эпидемиологического надзора за управляемыми детскими капельными инфекциями (корью, краснухой, дифтерией). // Медицинский альманах. — 2009. — № 2. — С. 102-104.
2. Бектимиров Т.А. Мировой опыт иммунопрофилактики краснухи. // Вакцинация. — 2004. — № 6 (36). — С. 11-12.
3. Ежлова Е. Б. О состоянии заболеваемости краснухой и необходимости внедрения эпиднадзора за синдромом врожденной краснухи в России. // Главврач. — 2006. — № 9. — С 70-74.
4. Зверев В.В., Десятскова Р.Г. Врождённая краснуха. // Вакцинопрофилактика. — 2004. — № 6 (36). — С. 7-8.
5. Зверев В. В., Юминова Н.В. Проблемы кори, краснухи и эпидемического паротита в Российской Федерации. // Вопр. вирусологии. — 2004. — № 3. — С. 8-11.
6. Краснуха В.В. Семериков [и др.]. — М.: Медицина,
2002. — 175 с.
7. Краснушная инфекция в современных условиях / В. Е. Поляков [и др.] // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2004. — № 1. — C. 59-61.
8. Онищенко Г.Г Государственный доклад «О санитарноэпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году». [Электронный ресурс]. — Электрон. книга. — 2008. — Режим доступа: // http: www.saphia.ru.
9. Самойлович Е.О. Современная стратегия эпидемиологического надзора за коревой и краснушной инфекциями. // Здравоохр. — 2005. — № 11. — C. 11-14.
10. Эпидемиологический надзор за врождённой краснухой: методические рекомендации. МУ 3.1.2.2356-08 от 25.04.2008 [Электронный ресурс] // БД КонсультантПлюс: Медицина и фармацевтика.
11. Юминова Н.В. Диагностика краснухи в Российской Федерации. // Вакцинопрофилактика. — 2004. — № 6 (36). — C. 5-6.
Информация об авторах: 656024, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского, 1 центр медицинской профилактики, кафедра эпидемиологии АГМУ Сафьянова Татьяна Викторовна — старший преподаватель, к.м.н.
Орлов Владимир Илларионович — доцент, к.м.н.
Лукьяненко Наталья Валентиновна — заведующая кафедрой, д.м.н. Иванова Валентина Дмитриевна — заведующая отделением.
Тел.: 8(3852)689670, 689807. E-mail: [email protected], [email protected]
© ГУДИНОВА Ж.В., АКИМОВА И.С. — 2010
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ОМСКА)
Ж.В. Гудинова, И.С. Акимова (Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков, зав. — д.м.н., доцент Ж.В. Гудинова)
Резюме. В статье идет речь о влиянии погодных условий и факторов школьной среды на работоспособность младших школьников. Исследование проводилось как эксперимент в натурных условиях обучения детей в общеобразовательном учреждении в течение всего 2008-2009 г.г. учебного года. Приводятся данные о чувствительности организма детей к погодным факторам: скорости ветра, температуры воздуха, атмосферного давления и другие. В наибольшей степени работоспособность детей зависит от скорости ветра и температуры воздуха в классе до начала уроков. Установлено, что зависимость работоспособности от погодных условий можно устранить классическими гигиеническими мерами профилактики.
Ключевые слова: погода, метеочувствительность, дети.
THE RESULTS OF INVESTIGATING THE INFLUENCE OF WEATHER CONDITIONS ON SCHOOLCHILDREN CAPACITY FOR WORK
Zh. V. Gudinova, I.S. Akimova (Omsk State Medical Academy)
Summary. The influence of weather conditions and some features of school environment on junior schoolchildren capacity
for work has been considered in this article. The investigation was carried out as the experiment in natural surroundings of children educating in a secondary school during the whole 2008-2009 school year. The data of children susceptibility to some weather factors (wind velocity, air temperature, atmospheric pressure and other) are proved here. Most of all capacity of schoolchildren for work depends on wind velocity and air temperature in a classroom before studies begin. It has been determined that the dependence upon some weather conditions might be removed by the standard preventive hygienic measures.
Key words: weather, weather susceptibility, children.
Прямое и опосредованное воздействие природноклиматических условий на формирование здоровья сомнений не вызывает [10,11,12,13]. Интерес ученых и практиков к этой проблеме возрастает ввиду происходящего в настоящее время глобального потепления, влекущего за собой ряд еще не достаточно изученных последствий [4]. Подобные исследования особенно актуальны для Омской области ввиду ее характерных для континентального климата резких изменений погоды, доказанного потепления климата в регионе, сопровождающегося ростом количества аномальных погодных явлений [5]. Последнее делает актуальным изучение влияния погоды на организм человека, в частности детей и подростков [6]. В сентябре 2008 г. на базе общеобразовательной школы г. Омска начато такое исследование. Целью его является оценка влияния погодноклиматических условий на организм школьников с последующей разработкой мер профилактики.
Материалы и методы
Исследование погодных условий проводилось по данным сайта www.Gismeteo.ru. Учитывался ряд метеофакторов: почасовая температура воздуха в течение суток, относительная влажность, атмосферное давление, скорость ветра, с последующим расчетом суточного и межсуточного перепада температуры и атмосферного давления, а также комплексного биометеорологиче-ского показателя — жесткости погоды (далее погодные факторы, всего восемь показателей) [8].
Для исследования реакций организма детей на погоду проведен эксперимент в натурных условиях обучения в общеобразовательной школе, а именно, ежедневное динамическое исследование работоспособности детей в течение учебного дня на протяжении 2008-2009 учебного года (всего 131 день: со 2 сентября по 28 мая). Выбран 3-й класс типичной общеобразовательной школы г. Омска, всего 27 школьников в возрасте 9-10 лет. Весь эксперимент, в том числе, и применение витаминноминерального комплекса, проводился с письменного согласия родителей. Работоспособность каждого ребенка осуществлялась по результатам ежедневного хронометражного наблюдения на каждом уроке [7]. В целях получения количественной оценки, нами была использована собственная модификация результатов хронометража: 1 балл означал отвлечение ребенка от учебы, 2 балла — организация рабочего места, 3 — ребенок слушает учителя, 4 — ребенок выполняет задание (то есть, чем больше баллов, тем выше работоспособность). Проведена выкопировка данных о здоровье детей из медицинской карты ребенка (форма 026у/2000), на основании чего дети были распределены по группам здоровья по стандартной методике [7].
В процессе эксперимента проводилась также оценка микроклимата в классе (с помощью прибора «Метеоскоп» НТМ — Защита № 28108 БВЕК. 43 1110.06 ПС свидетельство о поверке от 25 июля 2009 г.) и экспертная оценка расписания [2].
Статистический анализ проведен с использованием методов описательной статистики. Значимость различий между разными группами здоровья рассчитывалась методом х2. Для оценки влияния метеофакторов на организм применялся корреляционно-регрессионный анализ [1,3,9]. Все расчеты выполнены в Microsoft Excel, Statistica 6.0.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного исследования установлено, что все обследованные дети в течение учебного года, так или иначе, реагировали на погодные условия. Чаще всего изменения работоспособности совпадало с увеличением скорости ветра — 13 детей (рис.1). При этом коэффициент во всех случаях был отрицательный (г от —0,20 до —0,35, р<0,05), то есть, чем сильнее ветер, тем ниже работоспособность детей. На втором месте из метеофакторов по частоте встречаемости значимых связей оказалась температура воздуха в классе до начала уроков, изменения наблюдались у 11 детей: чем выше температура воздуха в классе, тем ниже работоспособность. Это подтверждает необходимость проветривания классов перед уроками. У восьми детей снижение работоспособности наблюдалось при повышении температуры атмосферного воздуха. На жесткость погоды и ее изменение, атмосферное давление, влажность и суточную разницу температуры отреагировало меньшее количество детей (по 3-6 детей). Почти все связи положительные, средней силы (г = 0,22 — 0,44, р<0,05), то есть чем больше было атмосферное давление, тем выше уровень работоспособности у детей. Примечательно, что все дети были чувствительны в отношении двух и более метеофакторов: один ребенок — отреагировал на 10 показателей, шесть детей — на 9 факторов, по пятеро детей — на пять, семь и восемь факторов, по два ребенка — на четыре и шесть показателей и только один ребенок — на два фактора (рис.2).
Рис. 1. Характеристика влияния скорости ветра на среднюю работоспособность класса.
Рис. 2. Характеристика чувствительности детей на показатели метеофакторов.
Не получено значимых связей между усредненными для всего класса показателями работоспособности и метеофакторами, за исключением скорости ветра, что свидетельствует, на наш взгляд, об индивидуальном характере метеочувствительности человека.
Выявлен весьма низкий уровень здоровья школьников изучаемого класса: здоровых детей без морфофункциональных отклонений (I группы) в классе всего четверо, II группы — 12 детей. Остальные 11 детей отнесены к III группе здоровья. При изучении влияния погодных условий на детей из разных групп здоровья не установлено значимых различий реакций здоровых(1 и 2 группа) и больных детей (3 группа).
В ходе эксперимента установлено положительное влияние витаминно-минерального комплекса «Алфавит Школьник»: ни у одного ребенка, принимающего препарат, не выявлено снижение работоспособности при изменении погодных условий (препарат принимали 24 ребенка).
В результате изучения динамики работоспособности детей по данным учебного года в целом совпадают с традиционными представлениями. Так, отмечена более высокая работоспособность детей на втором уроке. При оценке микроклимата в классе в ряде случаев выявлено некоторое превышение температуры воздуха — 23-260 С. Этому может способствовать то, что не соблюдается режим проветривания между первой и второй сменами. Отмечены случаи измене-
ния расписания уроков, без учета динамики дневной и недельной работоспособности школьников [2]. Все это, разумеется, не способствует повышению работоспособности школьников и создает дополнительные трудности деятельности адаптационных механизмов, участвующих, в частности, в приспособлении к изменениям погоды.
В процессе изучения влияния факторов школьной среды на работоспособность, вопреки нашему ожиданию, установлено отсутствие значимых связей между показателями трудности уроков и работоспособностью детей. Очевидно, работоспособность детей зависит в большей степени от других факторов, возможно, — метеорологических.
Обсуждение. Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать ряд выводов. Погодные условия влияют на работоспособность младших школьников. Влияние погодных условий и факторов школьной среды (микроклимат в классе перед началом уроков) на организм, предполагает необходимость учета этих фактов педагогом и родителями. В качестве профилактических мер можно предложить такие классические гигиенические меры профилактики как проветривание класса с целью нормализации температуры воздуха, закаливание, оптимизацию режима ребенка, витаминно-минеральные добавки «Алфавит Школьник», а также применение других методов повышения адаптационных возможностей [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.1178-99. — М. : Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России,
2003. — 46 с.
3. Гудинова Ж.В. Дружелюбная статистика: анализ и прогнозирование здоровья в популяционных исследованиях: обучающие технологии, пошаговые инструкции [Электронный ресурс]. — Омск: Омская государственная медицинская академия, 2007. — 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
4. Измеров Н. Ф., Ревич Б.А., Коренберг Э.И. Изменения климата и здоровье населения России в 21 веке//Медицина труда и промышленная экология. — 2005. — №4. — С. 1-6.
5. Климат в Омской области и его влияние на здоровье населения / Ж.В. Гудинова и др. — Омск, 2008. — 44 с.
6. Мазурин А.В., Григорьев К.И. Метеопатология у детей. -М.: Медицина, 1990. — 138 с.
7. Методы контроля и управления санитарно-
эпидемиологическим благополучием детей и подростков: практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений / Под ред. В.Р. Кучма. — М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. — 608 с.
8. Суржиков В.Д., Шевырева М.П., Самуйло О.И. и др. Оценка влияния атмосферных загрязнений и метеорологических условий на показатели обращаемости за скорой медицинской помощью. — М.—Новокузнецк, 1991. — С. 5-9.
9. Халафян, А.А. STASTICA 6. Статистический анализ данных. 3-е изд. Учебник. — М.: Бином-Пресс, 2007. — 512 с.
10. Aust N.Z., Tong S.J. // Med. — 2000. — Vol. 30, N5. — P 618-625.
11. Bates D.V. Climate change and health. — 2005. — Vol. 173, № 4. — P. 339.
12. Kovats R.S., Haines A. Global climate change and health: recent findings and future steps // CMAJ. — 2005. — Vol. 172, №
4. — P. 501-502.
13. Young K. Climate change and health // CMAJ. — 2005. — Vol. 173, № 4. — P. 339.
Информация об авторах: 644050, Омск, пр. Мира, 9. кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.
Акимова Инна Сергеевна — очный аспирант;
Раб.тел.(факс): (3812) 65-34-98. E-mail: [email protected]; Гудинова Жанна Владимировна — д.м.н., заведующая кафедрой;
Раб. теле. (факс): (3812) 65-34-98. E-mail: [email protected], [email protected]
© МЕНЬШИКОВА Л.В., КОЛЕСНИКОВА Е.Б., ДАЦ Л.С. — 2010
ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ИРКУТСКА
Л.В Меньшикова, Е.Б. Колесникова, Л.С. Дац (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра семейной медицины, зав. — д.м.н., проф. Л.В. Меньшикова)
Резюме. Актуальность. Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является одним из самых распространенных, прогрессирующих и прогностически неблагоприятных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Цель — определение распространенности ХСН на примере случайной выборке взрослого населения г. Иркутска в зависимости от пола и возраста. Сравнить полученные результаты исследования с данными по распространенности ХСН в Европейской части России, полученные в результате проспективного эпидемиологического исследования «ЭПОХА-лСН».
Ключевые слова: хроническая сердечная недостаточность, распространенность, Иркутск.