психологические науки
Кулумбегова Луиза Александровна РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ...
УДК 159.9
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
К УСЛОВИЯМ ГАРНИЗОНА
© 2018
Кулумбегова Луиза Александровна, аспирант кафедры социальной психологии
Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье приведены некоторые результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации членов семьи военнослужащих к условиям гарнизона на территории Республики Южная Осетия. Дана характеристика методик, направленных на изучение вопросов социально-психологической адаптации личности к условиям региона. Автором доказывается тезис о том, что существуют непосредственные связи между соматическим здоровьем членов семей военнослужащих и условиями их адаптации к изменяющимся условиям жизни. Одним из перспективных направлений, способствующих успешному решению многих проблем социально-психологической адаптации членов семей военнослужащих, является социально-психологическая поддержка адаптационных процессов в условиях гарнизонной жизни. Разносторонность ее проявлений, многообразие теоретических подходов к проблеме адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности, обширный спектр практических методов и приемов ее успешной реализации делают социально-психологическую поддержку неустойчивым, восприимчивым к новым социальным установкам, санкционирующим эффективно разрешать многие жизненно важные вопросы касательно военнослужащего, а также членов его семьи. Но вместе с тем, появилась объективная необходимость в разработке специальных психолого-педагогических положений и концепций, учитывающих особенности жизнедеятельности данной категорий населения и способствующих успешному решению обозначенных проблем. Поэтому изучение проблемы социально-психологической адаптации членов семей военнослужащих к обстоятельствам гарнизонной жизни чрезвычайно важно. Человек, способный к более гибкому и безболезненному приспособлению быстрее «втягивается» в новую обстановку, эффективнее решает вновь выдвинутые задачи и цели, максимально результативно использует свой жизненный потенциал. Использование социально-ориентированных подходов в процессе социально-психологической поддержки способствует активизации адаптационных возможностей членов семей военнослужащих в новых условиях жизнедеятельности, а содействовать упрочению социально-психологической атмосферы гарнизона в целом, оказывать позитивное влияние на качество служебной деятельности самих военных.
Ключевые слова: адаптация, военнослужащие, члены семьи военнослужащего, Республика Южная Осетия, интеграция личности, интернальность, самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию.
RESULTS OF THE RESEARCH OF REGIONAL PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MEMBERS OF FAMILY MILITARY SERVICE TO THE CONDITIONS OF GARRISON
© 2018
Kulumbegova Louisa Aleksandrovna, post-graduate student of the Department of Social Psychology
North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko street, 73, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article some results of the study of the features of the socio-psychological adaptation of family members of servicemen to the conditions of the garrison on the territory of the Republic of South Ossetia are given. Characteristics of methods aimed at studying the issues of socio-psychological adaptation of the individual to the conditions of the region are given. One of the promising areas that contribute to the successful resolution of many problems of socio-psychological adaptation of family members of servicemen is the socio-psychological support of adaptation processes in the conditions of garrison life. The multifaceted nature of its forms, the variety of methodological approaches to the problem of adapting to the changed conditions of life, a wide range of practical methods, make psychological support mobile, sensitive to new mechanisms that can effectively solve many vital questions regarding family members of the serviceman. But at the same time, an objective need arose for special psychological and pedagogical approaches that took into account the specific features of the vital activity of this population category. The article proves the thesis that there are direct links between the somatic health of family members of servicemen and the conditions of their adaptation to the changing conditions of life. Therefore, the study of the problem of the socio-psychological adaptation of family members of servicemen to the circumstances of garrison life is extremely important. A person capable of more flexible and painless adaptation is more quickly "drawn" into a new environment, more efficiently solves newly proposed tasks and goals, makes the most effective use of his life potential. The use of socially-oriented approaches in the process of social and psychological support contributes to the activation of the adaptive capabilities of family members of servicemen in the new conditions of life, but to contribute to strengthening the social and psychological atmosphere of the garrison as a whole and to have a positive impact on the quality of the military's military activities.
Keywords: adaptation, servicemen, family members of the serviceman, the Republic of South Ossetia, personal integration, internality, self-perception, emotional comfort, aspiration for domination.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Масштабные изменения, происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации для военнослужащих и членов их семей не всегда могут безболезненно протекать. Это тем более ощутимо, когда процессы реформирования и модернизации реализовываются в регионах с нестабильными социально-экономическими и политическими условиями. Одним из таких примеров является Республика Южная Осетия, где пребывание членов семьи военнослужащих актуализирует проблему их адаптации в новых социальных и культурных условиях.
Однако, специфика идейной и профессиональной подготовки военных, сложившаяся в условиях гарнизонной жизни, привела к тому (И.И. Алаторцев, А.Н. Царьков), что во многих семьях военнослужащих отсутствуют приоритетные директивы в вопросах адаптации к изменившимся обстоятельствам жизнедеятельности [1]. В социально-психологическом аспекте это касается проблем с внутренней деформацией механизмов жизнеспособности; в заметном снижении уровня самооценки личности; отсутствии или слабовыраженной идентичности; периодических психических расстройствах; тревожности и неопределенности в осмыслении вероятных жизненных
Kulumbegova Louisa Aleksandrovna RESULTS OF THE RESEARCH ...
psychological science
планов в будущем и т.д. Все это, как правило, приводит к вырабатыванию негативных аргументированных установок членов семьи военнослужащего, что еще больше препятствует процессу их успешной социальной адаптации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
С целью выявления региональных особенностей социально-психологической адаптации членов семьи военнослужащего к условиям гарнизона на практике, нами был проведен широкий психолого-педагогический анализ существующих в научной литературе подходов к данной проблеме (И.С. Винникова, Е.Е. Горина, А.С. Земляная, Е.Б. Каныгин, М.В. Климкина, Е.А. Кузнецова, Л.А. Кулумбегова, А.Г. Маклаков, О.П. Пузиков, Н.А. Чермных и др.) [2-7]. Общие вопросы региональных особенностей социально-психологической адаптации членов семьи военнослужащих к условиям гарнизона представлены в диссертационных исследованиях, публикациях, монографиях и некоторых других исследованиях: С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, Е.Н. Боровец, А.Н. Галузин, А.Д. Гусова, Н.Г. Коршевер, И.К. Кряжева, А.Г. Маклаков, И.Н. Никитина, А.Н. Онищенко, С.А. Петрук Т.А. Подольская, С.В. Трайстер и др. [815]. Далее было проведено исследование, направленное на оценку готовности жен и детей военнослужащих к полноценной жизнедеятельности в закрытом гарнизоне. При этом под социально-психологической адаптацией, мы будем понимать, вслед за Н. Никитиной «интеграцию личности в сложившейся системе социальных отношений» [13].
Формирование целей статьи (постановка задания). Анализ исследований перечисленных ученых позволяет утверждать, что в последнее время актуальность проблемы адаптации членов семей военнослужащих существенно повысилось. Но, вместе с тем, некоторые ключевые вопросы в данной сфере, особенно социально-психологического характера, недостаточно изучены. Среди них и актуализируемая в данной статье проблема выявления особенностей социальной адаптации членов семьи военнослужащих к условиям гарнизонной службы. В раскрытии механизмов и основных направлений оказания социально-психологической поддержки членам семьи военнослужащих в решении адаптационных проблем в условиях гарнизонной жизни и заключается цель данной статьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили военные гарнизоны, расположенные в городе Цхинвал и поселке ДЖава Республики Южная Осетия. Выборку составили 40 военнослужащих мужского пола, 40-жен военнослужащих, 35 детей подросткового возраста и 15 детей от 5-10 лет.
На начальном этапе исследования нами было проведено анкетирование военнослужащих и их жен, проживающих в условиях гарнизона. С целью изучения особенностей социально-психологической адаптации личности нами была использована методика «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» [16]. Данная методика позволила нам выявить степень «адаптации», «приятие других», «интер-нальность», «самовосприятие», «эмоциональную комфортность», «стремление к доминированию».
В ходе исследования нами было выявлено, что группа женщин - жен военнослужащих по показателю «адаптация» характеризуется как адаптируемая к требованиям военного гарнизона, однако 26 жен военнослужащих в возрасте от 26-35 лет по этому критерию имеют отклонения от нормального уровня. «Самопринятие» и «принятие других» у 33 мужчин зафиксировано как нормальное, у остальных 7 - как отклонение от нормы;
«адаптивность» в норме у 32 военнослужащих, и у 8 человек значительное отклонение от нормы. Показатели по «эмоциональному комфорту» в новых условиях жизни у 29 женщин на достаточно высоком уровне, у остальных 11 женщин наблюдается эмоциональный дискомфорт. По показателю «интернальности» 35 человек проявили нормальный уровень, а 5 человек оказались по этому показателю на низком уровне. Показатель «стремление к доминированию» почти у всех женщин, а именно у 34 сильно выражено, у остальных 6 женщин данный показатель слабо проявлен.
Диагностировать такие состояния и свойства личности как: невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность - феминизм нам позволил фрайбургский личностный опросник.
С помощью методики СЖО Д.А. Леонтьева мы попытались раскрыть у респондентов наличие или отсутствие в их жизни целей в будущем, а именно тех, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; выявить интерес и эмоциональную насыщенность жизни; результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; верит ли испытуемый в свои силы контролировать события собственной жизни (локус контроля - Я) или же убежден в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю и бессмысленно что-либо загадывать на будущее (локус контроля - жизнь).
С помощью опросника детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина [17] нам удалось выявить: степень принятия или отвержения ребенка, то есть в целом стабильно положительное отношение к ребенку (А.Д. Гусова, Т.А. Подольская) [15] или стабильно отрицательное отношение к ребенку (Е.Е. Горина, И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова) [2]; предрасположенность взрослых к субъект-субъектному взаимодействию и сотрудничеству с ребенком; проявление со стороны матери и отца максимальной открытости, внимательности, заинтересованности в его учебных, спортивных и творческих достижениях (С.А. Амбалова) [8]; стремление взрослых к уединению с ребенком () []; соблюдение между ребенком и собой психологической дистанции () []; проявление демократичного или авторитарного типа отношений между родителями и ребенком; отношение матери и отца к достоинствам или несовершенствам ребенка, к его успехам либо неуспехам.
На констатирующем этапе экспериментального исследовании мы использовали аналитический метод в форме беседы, в процессе которой был установлен контакт с семьями военнослужащих; были получены необходимые данные о семьях (состав семьи; полная или неполная семья; количество и возраст детей; распорядок дня семьи, детей; посещение учреждений дополнительного образования, спортивных секций и т.д.). Анализ полученных результатов показал, что около 90% из всех 40 семей имеет полный состав, а 10% (4 семьи) формально полная. В таких семьях отец практически не принимает участия в воспитании детей, это связано с частыми и длительными командировками. Семьи в основном одно-детные, троих детей имеют только 10%, т.е. 4 семьи; двоих детей имеют 40%, т.е. 16 семей; остальные 50%, т.е. 20 семей имеют по одному ребенку.
Далее мы выявляли характер родительского отношения к ребенку с помощью «Тест-опросника родительского отношения», авторами которого являются А.Я. Варга и В.В. Столин. «Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его
324
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Кулумбегова Луиза Александровна РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ...
поступков» [17]. Опросник содержит 61 вопрос, на которые отвечали оба родителя каждой семьи. Тестирование проходило по следующим характеристикам: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник». Во многих исследованных нами семьях, к сожалению, отношение родителей оказалось на уровне неадекватного отношения к своим детям. Это, главным образом, по таким параметрам, как: симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация. Далее мы приступили к исследованию характера взаимоотношений детей и взрослых, выражаемые в быту. В качестве позитивных характеристик взаимоотношений между родителями и детьми нами были отобраны следующие признаки: 1 - добросердечность, 2 - гармония, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество; кооперация.
Для выявления отрицательных, непозволительных отношений между ребенком и родителями в качестве основных признаков выбрали следующие характеристики: 1 - разногласие, 2 - индифферентность, 3 - частые конфликты, 4 - пренебрежение сотрудничеством, 5 - неотзывчивость. По наличию данных признаков мы установили характер детско-родительских взаимоотношений. Как показали результаты исследования, у 52% семей взаимоотношения между родителями и детьми носят непостоянный характер, т.е. в зависимости от обстановки и настроения, они могут быть и отрицательными и положительными. У 36% семей взаимоотношения характеризуются как стабильно положительные, доброжелательные. У 12% семей взаимоотношения носят устойчивый негативный характер. В таких семьях и отношения между родителями не носят более благополучный характер, чем детско-родительские отношения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, мы пришли к заключению, что позиции родителей играют существенную роль в психическом благополучии ребенка, воспитывающегося в условиях военного гарнизона. Наши исследования также показали, что социальная и психологическая адаптация любого человека, в том числе и военнослужащих и членов их семей, взаимосвязаны, и поэтому относительно военнослужащих и членов их семей нужно свое внимание концентрировать на социально-психологической адаптации. Данное направление является сложным механизмом в адаптационных процессах, включающих, к примеру, усвоение ими новых социальных статусов, преобразование мотивацион-ной сферы, осмысление человеком нового окружения и своего места в этом пространстве другие психологические моменты. Для военнослужащего, а также членов его семьи свойственно то, что процесс их адаптации существенно зависит от комплекса психологических, учебно-воспитательных, нормативно-правовых, социально-педагогических мер, направленных на оптимизацию их социально-психологической адаптации в условиях гарнизона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алаторцев И.И., Царьков А.Н. Социальная адаптация военнослужащих //Известия Института инженерной физики. 2006. № 2 (2). С. 69-70.
2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Горина Е.Е. Изменение института семьи в аспекте социально-экономического развития страны // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327—330.
3. Гриднев Е.А. Адаптация как предпосылка самореализации военнослужащих в условиях гражданской жизни //В сборнике: Психологические проблемы самореализации современной молодежи материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. отв. ред. Н.А. Коваль. 2014. С. 162-167.
4. Земляная А.С. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: автореф. Дис. ... канд. псих. наук. М., 2010. 22 с.
5. Климкина М.В. Маклаков А.Г. Каныгин Е.Б., Пузиков О.П. Профессиональная и социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 149-154.
6. Кулумбегова Л.А. Региональные особенности социально-психологической адаптации семей военнослужащих// «Проблемы современ-
ного педагогического образования» Серия: Педагогика и психология 58(4) Сборник научных трудов. Ялта 2018 с. 322-325
7. Чермных Н.А. Адаптация военнослужащих срочной службы // Сибирский медицинский журнал (г. Томск). 2011. Т. 26. № S1. С. 273274.
8. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.
9. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.
10. Боровец Е.Н., Галузин А.Н. Психоэмоциональные особенности адаптаций военнослужащих //В сборнике: Физиология - стержень наук о жизни. Материалы I Межрегиональной конференции физиологов педагогических и аграрных вузов страны. Новосибирский государственный педагогический университет. 2011. С. 17-20.
11. КоршеверН.Г., Онищенко А.Н., Трайстер С.В. Адаптация военнослужащих подразделений охраны к условиям военно-профессиональной деятельности //Вестник академии военных наук. 2004. № 3 (8). С. 100-104.
12. Маклаков А.Г. Адаптация как перспективное направление фундаментальных психологических исследований //Актуальные проблемы современной психологии. СПб,2003. Вып. 1. С. 8-21 15.
13. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. - М, 1980. - 85с.
14. Петрук С.А. Влияние акцентуаций характера на адаптацию военнослужащих //В сборнике: Психология XXI века Психология и современные проблемы образования. 2014. С. 252-258.
15. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.
16. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (методика СПА) http://www.vashpsixolog. ru/psychodiagnostic-school-psychologist
17. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО. https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik
Статья поступила в редакцию 19.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018