Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН РАЗРУШЕНИЯ БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ МОРСКОГО ПИРСА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЯПОНСКОГО МОРЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН РАЗРУШЕНИЯ БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ МОРСКОГО ПИРСА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЯПОНСКОГО МОРЯ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ / МОРСКАЯ КОРРОЗИЯ / БРУСИТ / КАРБОНАТИЗАЦИЯ / ЦЕМЕНТНЫЙ КАМЕНЬ / ХЛОР ИОН / СТЕПЕНЬГИДРАТАЦИИ / ТЕРМОГРАВИМЕТРИЯ / БЕТОН / ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ / ПЛОТНОСТЬ / BERTH STRUCTURE / MARINE CORROSION / BRUCITE / CARBONATION / CEMENT STONE / CHLORIDE ION / DEGREE OF HYDRATION / THERMOGRAVIMETRY / CONCRETE / WATER ABSORPTION / DENSITY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Вавренюк С.В., Ефименко Ю.В., Вавренюк В.Г., Фарафонов А.Э.

Приведены результаты исследований, направленные на выявление причин разрушения бетонного покрытия морского пирса на западном побережье Японского моря. Показано, насколько интенсивны процессы солевой и атмосферной коррозии бетона, а также вымывания продуктов гидратации цемента из бетона с высокой проницаемостью бетона (W<4) и низкой плотностью (водопоглощение 9,3-9,5%). Установлен факт отсутствия должного уплотнения и ухода за бетонным покрытием в процессе производства бетонных работ, что привело к высокой пористости (19%) бетона и неполной гидратации цемента. И как следствие, произошла интенсивная атмосферная (карбонатная) и солевая (магнезиально - сульфатная) коррозия, сопровождающаяся морозным разрушением. Определено, что максимальное количество продуктов морской коррозии в форме брусита (до 2-4%), хлор - иона (до 2- 3%) и соли Фриделя (до 3%) в бетоне покрытия содержится на участках, прилегающих к линии моря. По мере удаления от берега количество брусита и хлор - иона в бетоне покрытия снижается. При этом в ряде проб содержание брусита Мg(ОН)2 в бетоне возрастает пропорционально количеству хлор - иона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the Study of the Causes of Destruction of Concrete Pavement of a Sea Pier on the Coast of the Sea of Japan

Results of the study at aimed at identifying the causes of the destruction of the concrete coating of the sea pier on the West Coast of the Japan Sea are presented. It is shown howintense the processes of salt and atmospheric corrosion of concrete, as well as leaching of cement hydration products from concrete with high permeability of concrete (W<4) and lowdensity (water absorption of 9.3-9.5%). The fact of the lack of proper compaction and maintenance of the concrete coating during the execution of concrete works, which led to highporosity (19%) of concrete and incomplete hydration of cement, has been established. And, as a result, there was intense atmospheric (carbonate) and salt (magnesium - sulfate) corrosion,accompanied by frost destruction. It was determined that the maximum amount of marine corrosion products in the form of brucite (up to 2-4%), chlorine ion (up to 2-3%) andFriedel salt (up to 3%) in the concrete coating is contained in areas adjacent to lines of the sea. In process of moving away from the sea coast, the amount of bruсite and chloride - ion inthe concrete of the coating decreases. Moreover, in a number of samples, the content of bruсite Mg(OH)2 in concrete increases in proportion to the amount of chloride ion.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН РАЗРУШЕНИЯ БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ МОРСКОГО ПИРСА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЯПОНСКОГО МОРЯ»

УДК 621.78.019.8

DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-776-11-37-41

С.В. ВАВРЕНЮК, д-р техн. наук, член-корр. РААСН, Ю.В. ЕФИМЕНКО, канд. техн. наук, В.Г. ВАВРЕНЮК, канд. техн. наук (info@dalniis.ru), А.Э. ФАРАФОНОВ, инженер

Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству (Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» ДальНИИС) (690033, г. Владивосток, ул. Бородинская, 14)

Результаты исследования причин разрушения бетонного покрытия морского пирса на побережье Японского моря

Приведены результаты исследований, направленные на выявление причин разрушения бетонного покрытия морского пирса на западном побережье Японского моря. Показано, насколько интенсивны процессы солевой и атмосферной коррозии бетона, а также вымывания продуктов гидратации цемента из бетона с высокой проницаемостью бетона (W<4) и низкой плотностью (водопоглощение 9,3-9,5%). Установлен факт отсутствия должного уплотнения и ухода за бетонным покрытием в процессе производства бетонных работ, что привело к высокой пористости (19%) бетона и неполной гидратации цемента. И как следствие, произошла интенсивная атмосферная (карбонатная) и солевая (магнезиально-сульфатная) коррозия, сопровождающаяся морозным разрушением. Определено, что максимальное количество продуктов морской коррозии в форме брусита (до 2-4%), хлор-иона (до 2-3%) и соли Фриделя (до 3%) в бетоне покрытия содержится на участках, прилегающих к линии моря. По мере удаления от берега количество брусита и хлор-иона в бетоне покрытия снижается. При этом в ряде проб содержание брусита Мд(ОН)2 в бетоне возрастает пропорционально количеству хлор-иона.

Ключевые слова: причальное сооружение, морская коррозия, брусит, карбонатизация, цементный камень, хлор-ион, степень гидратации, термогравиметрия, бетон, водопоглощение, плотность.

Для цитирования: Вавренюк С.В., Ефименко Ю.В., Вавренюк В.Г., Фарафонов А.Э. Результаты исследования причин разрушения бетонного покрытия морского пирса на побережье Японского моря // Строительные материалы. 2019. № 11. С. 37-41. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-776-11-37-41

S.V. VAVRENYUK, Doctor of Sciences (Engineering), Corresponding Member of RAACS, Yu.V. EFIMENKO, Candidate of Sciences (Engineering), V.G. VAVRENYUK, Candidate of Sciences (Engineering) (info@dalniis.ru), A.E. FARAFONOV, Engineer

Branch of FGBU "TSNIIP of Russian Minstroy", Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation Far-Eastern Research, Design and Technological Institute of Construction (Branch of FGBU "TSNIIP of Russian Minstroy", DalNIIS) (14, Borodinskaya Street, Vladivostok, 690033, Russian Federation)

Results of the Study of the Causes of Destruction of Concrete Pavement of a Sea Pier on the Coast of the Sea of Japan

Results of the study at aimed at identifying the causes of the destruction of the concrete coating of the sea pier on the West Coast of the Japan Sea are presented. It is shown how intense the processes of salt and atmospheric corrosion of concrete, as well as leaching of cement hydration products from concrete with high permeability of concrete (W<4) and low density (water absorption of 9.3-9.5%). The fact of the lack of proper compaction and maintenance of the concrete coating during the execution of concrete works, which led to high porosity (19%) of concrete and incomplete hydration of cement, has been established. And, as a result, there was intense atmospheric (carbonate) and salt (magnesium-sulfate) corrosion, accompanied by frost destruction. It was determined that the maximum amount of marine corrosion products in the form of brucite (up to 2-4%), chlorine ion (up to 2-3%) and Friedel salt (up to 3%) in the concrete coating is contained in areas adjacent to lines of the sea. In process of moving away from the sea coast, the amount of brucite and chloride-ion in the concrete of the coating decreases. Moreover, in a number of samples, the content of brucite Mg(OH)2 in concrete increases in proportion to the amount of chloride ion.

Keywords: berth structure, marine corrosion, brucite, carbonation, cement stone, chloride ion, degree of hydration, thermogravimetry, concrete, water absorption, density.

For citation: Vavrenyuk S.V., Efimenko Yu.V., Vavrenyuk V.G., Farafonov A.E. Results of the study of the causes of destruction of concrete pavement of a sea pier on the coast of the Sea of Japan. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 11, pp. 37-41. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-776-11-37-41

Проведенные исследования показывают насколько стремительно могут протекать коррозионные процессы (физические и химические) в бетонных покрытиях причальных морских сооружений в случае несоблюдения требований по плотности и проницаемости бетона.

Исследования были направлены на выявление причин разрушения бетонного покрытия причального пирса, расположенного на западном побережье Японского моря в бухте Джигит в заливе Рында. Климат, где расположен пирс, морской умеренный. Температура зимы примерно -11,5оС, лета +15,5оС. Самый холодный месяц январь - до -13,5оС. Лед в бухте появляется только в середине декабря и к концу марта полностью сходит.

Бетонное покрытие морского пирса было выполнено в сентябре при положительной температуре на-

ружного воздуха. Толщина покрытия составляла 25 см. Условия эксплуатации: периодическое смачивание морской водой и высыхание при температуре от -5оС до +5-15оС.

Спустя два месяца на участке вдоль линии моря на бетонном покрытии появились первые признаки разрушения в виде шелушений и высолов, трещины на поверхности бетонного покрытия не фиксировались.

К марту разрушения (шелушение) приняли интенсивный характер. Причем наиболее значительные разрушения зарегистрированы вдоль линии моря на расстоянии до 5 м.

В качестве основных причин разрушения бетонного покрытия рассматривались [1-12]:

- наличие вредных примесей в исходных материалах бетона (цемент, песок, щебень) [5, 6, 10, 12];

ноябрь 2019

37

- технологические причины (плохое уплотнение и несоблюдение правил ухода за свежеуложенным бетоном);

- солевая и атмосферная коррозия бетона в результате воздействия морской воды.

Методика исследования, отбор проб

Для исследований из бетонного покрытия выпиливались образцы бетона: на разрушенном участке покрытия, на расстоянии 2 м от линии моря, и на неразрушенном - на расстоянии 18 м от берега. Кроме того, отбирались образцы разрушенного бетона в виде «осыпи» и образцы «сколов» с поверхности бетонного покрытия на различном (от 0,5 до 90 м) удалении от линии моря. Исследование фазового состояния цемента и продуктов коррозии проводили на отобранных из бетона препаратах цементно-песчаной составляющей. Возраст образцов бетона составил около 90 сут.

Щебень и песок, извлеченные из бетона, исследовались на содержание сульфидов (пирита). Также исследовалось состояние портландцемента в бетоне, структура, плотность и водопоглощение бетона, включая наличие и содержание продуктов морской и атмосферной коррозии.

Исследования фазового состава проводили с помощью термогравиметрического анализа (деривато-граф ОД 102) на извлеченных из бетона препаратах цементно-песчаной матрицы (ЦПМ), высушенных в ацетоне при 50оС. В пробах методом дифференциальной термогравиметрии (ДТГА) найдены обычные гидратные новообразования: гидросиликаты и ги-дросульфоалюминаты (140 и 190оС), гидроксид кальция (480оС), карбонат кальция (800оС), а также различные формы солевой (300 и 400оС) и атмосферной (600, 650, 800оС) коррозии цемента.

Расчеты гидратных фаз и продуктов коррозии, найденных по эндоэффектам ДТГА, проводили по интервальным потерям массы (ТГ) в следующих диапазонах температуры, с использованием каталогов [6, 7, 16]: 130-200оС - CSH+AFt,m+C4AH1з (гидросиликаты, гидрогранаты); 300-350оС - соль Фриделя С3АСаС12Н12; 410-440оС - брусит Mg(OH)2; 470-520оС - портландит Са(ОН)2; 550-820оС - группа карбонатов кальция, включая образовавшиеся продукты карбонатизации Са(ОН)2 (800оС), CSH (700оС) и AFt,m+C4AH13 (650оС). Очередность образования указанных выше карбонатных соединений сформулирована Г. Бэсси [3], термодинамически рассчитана В.И. Бабушкиным [4] и подтверждена авторами [14, 21].

Количество химически связанной воды (ХСВ) как показатель степени гидратации определяли по формуле ХСВ=ТГ20- 900- 0 , 41ТГ550-900.

Соотношение известковых (Са(0Н)2+СаС03) и гидрогранатных (CSH+AFt,m) продуктов гидратации определяли по их соотношению, а степень карбо-натизации известковой составляющей вычисляли по формуле: СК=СаС03/(Са(0Н)2+СаС03).

В расчетах содержания брусита и соли Фриделя учитывали собственные интервальные потери массы цементного камня.

Примерное содержание цемента в отобранной пробе ЦПМ оценивали по измеренному показателю ХСВ пробы относительно ХСВ цемента (ХСВ цемента составляет 20% для обычных алитовых портландце-ментов) для периода 60-100 сут.

Все измеренные показатели сравнивали с базой данных ДальНИИС для цементных материалов с периодом твердения до 5-10 лет в разных средах и со степенью карбонатизации от 20 до 98%.

Результаты исследований

Фазовый состав цементной матрицы (ЦМ) представлен гидратными соединениями нормально гидра-тированного и значительно (до 80-95%) карбонатизи-рованного цемента (эндоэффекты 140, 180, 500оС) и продуктами его солевой (300оС - соль Фриделя); -400оС (брусит) и атмосферной (карбонаты с ДТГА эффектами 650, 700 и 800оС) коррозии. Фиксируемый в некоторых пробах дополнительный эндоэффект 230оС ДТГ может свидетельствовать о наличии дополнительных продуктов солевой (сульфатной) коррозии 3Са(ОН)2СаС1212Н2О гидрооксихлорида кальция, таумасита СаСО3•СаSО4•СаSiО3•15Н2О и татарскита С^^О^^О^-ОДОН^^О.

Во всех пробах кварц в составе полевошпатового песка регистрируется по эндоэффекту ДТА (-570оС).

Сходные диагностические рефлексы продуктов морской коррозии в бетоне были найдены авторами ранее при обследовании причалов в бухте Врангеля города Находка [8], японскими исследователями коррозионного состояния балок углеразгрузочного пирса в порту Томакаяма [20], а также в лабораторных образцах бетона, затворенного морской водой [19].

Согласно данным ДТГА-спектров, в бетонном покрытии применен алитовый портландцемент обычного минералогического состава.

Термогравиметрическим анализом щебня и песка не выявлено наличия пирита (иногда встречающихся в заполнителях «дефектных» бетонов).

Сохранившееся в некоторых пробах с высокой степенью карбонатизации (СК до 77%) остаточное повышенное содержание Са(ОН)2 обусловлено, вероятно, защитной «кальцито-бруситовой» оболочкой/капсулой, образовавшейся под действием СО2 атмосферного воздуха и MgC12 морской воды.

В целом отмечен повышенный уровень степени карбонатизации по всей толщине бетона покрытия: на расстоянии 18 м от линии моря (80-93%) и 54-67% на расстоянии 2 м от берега. На некоторых участках количество карбонатных эффектов увеличивается до трех, что свидетельствует о значительном воздействии СО2 атмосферного воздуха, вызвавшего образование карбонатов кальция из портландита (800оС), из CSH(700оС) и из AFt,m+C4AH13 (650оС). Форма кривой потери массы для проб с СК более 80-90% становится выгнутой в отличие от выпуклой для проб нормального (СК=50-60%) состава.

Более низкая степень карбонатизации бетонного покрытия вблизи моря объяснена периодическим смачива-

38

ноябрь 2019

Ы ®

Таблица 1

Содержание хлор-иона, гидроксида магния и соли Фриделя в поверхностном слое бетонного покрытия

Расстояние от линии моря, м 0,5 5 20

Номер термограммы 3070 3048 Без ТГА

Содержание хлор-иона, % (ГОСТ 5382) В пробе ЦПМ (±0,1) 0,413 1,06 0,097

В расчете на цемент (±1%) 0,7 2,1 0,194

Содержание Мд(ОН)2, % (ТГА) В пробе ЦПМ (±1%) 2,7- 2, -

В расчете на цемент (±2%) 4,5 4 -

Содержание соли Фриделя, %(ТГА) В пробе ЦПМ (±1%) 1,2 1,4 -

В расчете на цемент(±2%) 2 2,8 -

Таблица 2

Содержание хлор-иона и степень карбонатизации бетона по толщине покрытия (на расстоянии 2 м от линии моря)

Глубина от верха бетонного покрытия, мм № ТГА Содержание хлор-иона, % Степень карбона-тизации, %

в пробе ЦПМ в расчете на цемент

0-2 3039 0,316 0,61 54,4

15-20 3040 0,044 0,11 57,1

140-145 3041 0,035 0,09 53,2

нием его поверхности морской водой, что косвенно подтверждено повышенным содержанием хлор-иона на участках бетона, близких к морю (табл. 1). Но в некоторых пробах со значительной степенью карбонатизации регистрируются остатки Са(ОН)2, что может быть связано с защитным действием кальцито-бруситовой оболочки.

Ориентировочное сопоставление содержания хлора (измеренного по ХА) и рассчитанного хлора по измеренному (по ТГА) количеству соли Фриделя свидетельствует об избытке хлора по ХА. Это говорит о том, что в пробах хлор представлен не только в соли Фриделя, но и в других солевых продуктах, а также, вероятно, непосредственно в форме галита (№С1) и хлормагнезита (МёС12), хотя их ДТА рефлексы (801 и 714оС) не найдены. Фиксируемое наличие соли Фриделя можно связать с повышенным содержанием С3А в примененном портландцементе.

На основании данных о повышенной степени карбонатизации выдвинуто предположение о неполной гидратации цемента в результате нарушения технологии ухода за свежеуложенным бетоном (чрезмерным испарением воды с поверхности бетонного покрытия), а также вероятного его замораживания [11] в раннем возрасте.

Для проверки этой гипотезы была проведена повторная гидратация путем затворения водой (до ВЦ«0,25-0,3) пробы тонко растертой цементно-пес-чаной матрицы (ЦПМ), извлеченной из бетона с последующим хранением ее над водой при температуре 14-16оС в течение 2 и 29 сут.

В возрасте 2 и 29 сут измерялись показатели степени гидратации цемента в ЦПМ. В качестве аналитических параметров были приняты показатель интервальных потерь массы до 300оС и содержание химически связанной воды.

Результаты исследований показали, что в пробе ЦПМ после повторной гидратации через двое суток

фиксируется увеличение степени гидратации (по ХСВ) на 20%, и в возрасте 29 сут на 45%, что подтверждает факт неполной гидратации цемента из-за допущенного раннего обезвоживания бетона (несоблюдения правил ухода за бетонным покрытием). И как результат, это привело к избыточной (повышенной) пористости [1, 9] и пониженной степени гидратации цемента при отрицательной температуре.

Исследование продуктов солевой коррозии бетонного покрытия показало, что содержание хлор-иона по толщине бетона распределяется следующим образом (табл. 2). Максимальное количество хлор-иона содержится в поверхностном слое, но на спектре ДТГА эндо-эффект брусита отсутствует, а для соли Фриделя еле обозначен. На глубине 20 мм содержание С1- в пять раз меньше и на глубине 140 мм меньше в семь раз, чем на поверхности, и близко к обычно нормируемому содержанию для цементов. При этом наиболее высокое содержание хлор-иона (0,8-2,1%) зафиксировано в пробах бетона вблизи линии моря (0,5 м). С удалением от берега моря содержание хлор-иона составляло до 0,19%.

Из табл. 2 видно, что содержание хлора подчиняется законам диффузии. Содержание портландита на поверхности бетона составляет 5,3%, а уже на глубине 15 мм его содержание снижается на 30%.

Следует отметить, что содержание хлор-иона и его распределение по сечению бетона в целом соответствуют данным [20], но по Са(ОН)2 в данном случае определено его некоторое снижение на глубине 15 мм и далее оно не изменяется, что обусловлено, вероятно, отличающимися условиями эксплуатации.

По данным ДТГА, в пробах с содержанием хлор-иона более 0,6% присутствовали эндоэффекты 300 и 400оС, характерные для соли Фриделя и брусита Мg(ОН)2. Максимальное содержание брусита в количестве до 4% (от цемента) зафиксировано в пробах с максимальным количеством хлор-иона, что характеризует наряду с карбонатизацией прохождение солевой реакции морской воды с Са(ОН)2 и С3А цемента с образованием брусита и соли Фриделя. В некоторых пробах содержание брусита и соли Фриделя не всегда связано с содержанием хлора, что обусловлено частичным вымыванием хлора и соли Фриделя и вероятной карбонатизацией [1] последнего соединения.

В некоторых пробах одновременное присутствие Са(ОН)2 и Mg(OH)2 при высокой степени карбонатизации (СК=77%) объясняется защитным действием карбонатно-бруситовой скорлупы [1, 17, 18] на поверхности частиц цемента.

Установлено, что количество известковых (Са(ОН)2 + СаСО3) и гидрогранатных (CSH, AFt,m) соединений в бетоне на удаленных участках более 18 м от линии моря больше на 20-58%, чем в бетоне покрытия на расстоянии 0,5-2 м от линии моря. Следовательно, на близлежащих к морю участках бетонного покрытия идут атмосферно-солевые коррозионные процессы, сопровождаемые частичным вымыванием всех групп гидратных соединений, в первую очередь известковых, цементного камня морской водой.

: ;:, |,j: научно-технический и производственный журнал

щ _

yj\ ® ноябрь 2019 39

Исследование структуры бетона под микроскопом по срезам образцов-дисков показало, что строение бетона покрытия характерно для нормально уплотненных бетонов с некоторым избытком песчаной составляющей. Контактные участки щебня с цементно-песчаной матрицей не нарушены, встречаются единичные поры недоуплотнения и воздухововлечения. Отмечено, что повышенная проницаемость бетона (пористость 19%, водопоглощение 9,3%) не зависели от внешне зарегистрированных различных уровней дефектности, что свидетельствует в целом о низкой водонепроницаемости бетонного покрытия. Это косвенно подтверждается и повышенной степенью кар-бонатизации (СК до 55%) на глубине 150 мм. В целом пористость бетона составила 19%, а водопоглощение 9-9,6%, что свидетельствует о марке по водонепроницаемости ниже W4.

Список литературы

1. Москвин В.М. Коррозия бетона и железобетона, методы защиты. М.: Стройиздат, 1980. 536 с.

2. Адамчик К.А. О причинах разрушения бетона морских сооружений // Труды конференции «Коррозия бетона и меры борьбы с ней». М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. С. 227-230.

3. Дорш К. Твердение и коррозия цементов / Под ред. П.П. Будникова. Харьков: ДНТВУ, 1935. 139 с.

4. Бабушкин В.И., Матвеев Г.М., Мчедлов-Петросян О.П. Термодинамика силикатов. М.: Стройиздат, 1986. 408 с.

5. Алексеев С.Н., Иванов Ф.М., Модры С., Шиссль П. Долговечность железобетона в агрессивных средах. М.: Стройиздат, 1990. 320 с.

6. Ларионова З.М. Фазовый состав, микроструктура и прочность цементного камня и бетона. М.: Стройиздат, 1977. 262 с.

7. Горшков В.С., Тимашев В.В., Савельев В.Г. Методы физико-химического анализа вяжущих веществ. М.: Высшая школа, 1981. 335 с.

8. Ступаченко П.П., Холошин Е.П., Антропова В.А. Долговечность гидротехнических железобетонных сооружений на побережье Дальнего Востока. Владивосток: Приморский совет НТО. Комитет по проблеме долговечности бетона и железобетона, 1987. 78 с.

9. Ефименко Ю.В. Влияние условий твердения на свойства бетона // Бетон и железобетон. Депонир. рукопись № 1143. М.: ВНИИЭСМ. Сер. 1. Вып. 2. 1984. 8 с.

10. Феррат Л. Дж. Оценка карбонатизации в конструкциях из бетона. Durabil. Mater. and тооп. Proc. 5th Jnt conf. Bringhton, 7—9 nov. London etc. 1991, pp. 575-586.

11. Ефименко Ю.В., Некипелов И.Н., Яремич В.В. Изменение электропроводности бетона и гидратации цемента при замораживании // Вологдинские чтения: Материалы научной конференции. Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. С. 26-29.

Выводы. Бетонные покрытия причальных сооружений, находящихся над уровнем моря и периодически смачиваемые морской водой (брызги или волна), при проницаемости бетона W<4 подвергаются стремительному разрушению в течение 3-6 мес.

Разрушение бетонных покрытий причальных сооружений носит одновременно физический (мороз) и химический характер - морозно-атмосферносолевая морская коррозия. Солевая морская коррозия сопровождается образованием брусита - Mg(OH)2, соли Фриделя и вероятным отложением в порах бетона солей NaCl и MgCl2. При этом содержание брусита в бетоне в ряде проб напрямую связано с содержанием в бетоне хлор-иона в форме MgCl2, способствующего возникновению реакции образования брусита.

Наличие хлористых соединений в бетоне потенциально опасно для арматуры.

References

1. Moskvin V.M. Corrosion of concrete and reinforced concrete, protection methods. Moscow: Stroyizdat. 1980. 536 p.

2. Adamchik K.A. On the Causes of Destruction of Concrete of Sea Structures. Corrosion of Concrete and Measures to Combat It. Works of the Conference. Moscow: Publishing house jf Acad. Of Sciences of the USSR. 1954, pp. 227-230.

3. Dorsch K. Hardening and corrosion of cements. Pod red. P.P. Budnikov. Kharkov: DNTSU, 1935. 139 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Babushkin V.I., Matveev G.M., Mchedlov-Petro-syan O.P. Thermodynamics of silicates. Moscow: Stroyizdat. 1986. 408 p.

5. Alekseyev S.N., Ivanov F.M., Modra S., Shissl P. Durability of reinforced concrete in aggressive environments. Moscow: Stroyizdat. 1990. 320 p.

6. Larionova Z.M. Phase composition, microstructure and strength of cement stone and concrete. Moscow: Stroyizdat. 1977. 262 p.

7. Gorshkov V.S., Timashev V.V., Savelev V.G. Methods of physical and chemical analysis of binding substances. Moscow: Vysshaya Shkola. 1981. 335 p.

8. Stupachenko P.P., E.P. Holoshin E.P., V.A. Anthro-pova V.A. Durability of hydrotechnical reinforced concrete structures on the coast of the Far East. Vladivostok: Primorskii sovet NTO. Komitet po probleme dolgov-echnosti betona i zhelezobetona. 1987. 78 p.

9. Efimenko Y.V. Effect of hardening conditions on concreteю. Beton i Zhelezobeton. Deponir. rucopis No. 1143. Moscow: VNIIESM. V. 2. 1984. 8 p.

10. Ferrat L.J. Evaluation of carbonatization in concrete structures. Durabil. Mater. and moon. Proc. 5th Jnt conf. Bringhton. London etc. 1991, pp. 575-586.

11. Efimenko Yu.V., Necipelov I.N., Jaremich V.V. Change of electric conductivity of concrete and hydration of cement during freezing. Materials of the scientific conference. Vladivostok: Publishing House of Far East Federal University. 2012, pp. 26-29. (In Russian).

12. Ryazanova V.A. Peculiarities of sulphate corrosion of concrete in the conditions of directed moisture trans-

40

ноябрь 2019

ы ®

12. Рязанова В.А. Особенности сульфатной коррозии бетона в условиях направленного влагопереноса // Башкирский химический журнал. 2016. Т. 23 (№ 3). С. 45-52.

13. Johanna H.M. Constant chloride flux model to predict airborne-chloride penetration in concrete // Durability and Sustainability of Concrete Structures (DSCS-2018) Sponsored by the American Concrete Institute (ACI), ACI Committee 130, ACI Committee 201, ACI Committee 544, ACI Committee 549, fib, and RILEM Proceedings 2nd International workshop. June 6-7. Moscow. 2018, pp. 847-856.

14. Efimenko Yu., Kuznetsova L., Antropova V., Nekipelov I. Structure and properties of fine-grained ceramsite concrete in the presence of microsilica // Proceedings of the international conference on concrete and reinforced concrete. Moscow. DIPAK. Vol. 4. Lightweight and cellular concrete. 2002, pp. 61-67.

15. Efimenko Yu., Nekipelov I. Effect of mineral additives on the structure and phase composition of cement materials // Collection of works of the international conference «Environment, construction, security». Vladivostok. 2008, pp. 113-120.

16. Efimenko Yu. Express forecast of portland cement strength using conductimetric and thermogravimetric analyses // Far East Con-2018. Materials Science Forum (Trans Tech Publications Ltd). 2018, pp. 782-784.

17. Cadore D., Kretschmer L., Lavandoski C., Medei-ros M. Chloride Ions Penetration and Carbonation in Alkaline Activated Slag // Durability and Sustainability of Concrete Structures (DSCS-2018) Sponsored by the American Concrete Institute (ACI), ACI Committee 130, ACI Committee 201, ACI Committee 544, ACI Committee 549, fib, and RILEM Proceedings 2nd International workshop. June 6-7. Moscow. SP 326-24. 2018, pp. 263-272.

18. Lollini F., Carsana M., Gastaldi V., Redaelli E. Durability of RC Structures made with Chloride-Contaminated Raw Materials // Durability and Sustainability of Concrete Structures (DSCS-2018) Sponsored by the American Concrete Institute (ACI), ACI Committee 130, ACI Committee 201, ACI Committee 544, ACI Committee 549, jib, and RILEM Proceedings 2nd International workshop. June 6-7. Moscow. SP 326-90. 2018, pp. 857-865.

19. Antropova V., Efimenko Yu., Koneva N. On corrosion resistance of concrete and reinforcement during use of sea water for mixing // 13th Internationale Baustofftagung. 24-26 sept. Bundesrepublik Deutschland. Weimar, Juni. 1997, pp. 2-0307-2-0314.

20. Ohta T., Atsumi Y., Sekiguchi S., Shimobayashi S. An investigation on a 30-year-old concrete harbor structure // 13th Internationale Baustofftagung. 24-26sept. Bundesrepublik Deutschland. Weimar, Juni. 1997, pp. 1-0435-1-0447.

21. Антропова В.А., Ефименко Ю.В. Оценка последствий пуццоланической реакции в бетонах на вулканических шлаках Камчатки после 35 лет эксплуатации. Труды Международной конференции по проблеме долговечности строительных конструкций (теория и практика защиты от коррозии), посвященной 100-летию со дня рождения В.М. Москвина. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. С. 184-189.

fer. Bashkortostan Chemical Journal. 2016. Vol. 23 (No. 3), pp. 45-52. (In Russian).

13. Johanna H.M. Constant chloride flux model to predict airborne-chloride penetration in concrete. Durability and Sustainability of Concrete Structures (DSCS-2018) Sponsored by the American Concrete Institute (ACI), ACI Committee 130, ACI Committee 201, ACI Committee 544, ACI Committee 549, fib, and RILEM Proceedings 2nd International workshop. June 6-7. Moscow. 2018, pp. 847-856.

14. Efimenko Yu., Kuznetsova L., Antropova V., Nekipelov I. Structure and properties of fine-grained ceramsite concrete in the presence of microsilica. Proceedings of the international conference on concrete and reinforced concrete. Moscow: DIPAK. Vol. 4. 2002, pp. 61-67.

15. Efimenko Yu., Nekipelov I. Effect of mineral additives on the structure and phase composition of cement materials. Collection of works of the international conference «Environment, construction, security». Vladivostok. 2008, pp. 113-120. (In Russian)

16. Efimenko Yu. Express forecast of portland cement strength using conductimetric and thermogravimetric analyses. Far East Con-2018. Materials Science Forum (Trans Tech Publications Ltd). 2018, pp. 782-784.

17. Cadore D., Kretschmer L., Lavandoski C., Medei-ros M. Chloride Ions Penetration and Carbonation in Alkaline Activated Slag. Durability and Sustainability of Concrete Structures (DSCS-2018) Sponsored by the American Concrete Institute (ACI), ACI Committee 130, ACI Committee 201, ACI Committee 544, ACI Committee 549, fib, and RILEM Proceedings 2nd International workshop. June 6-7. Moscow. SP 326-24. 2018, pp. 263-272.

18. Lollini F., Carsana M., Gastaldi V., Redaelli E. Durability of RC Structures made with Chloride-Contaminated Raw Materials. Durability and Sustainability of Concrete Structures (DSCS-2018) Sponsored by the American Concrete Institute (ACI), ACI Committee 130, ACI Committee 201, ACI Committee 544, ACI Committee 549, fib, and RILEM Proceedings 2nd International workshop. June 6-7. Moscow. SP 326-90. 2018, pp. 857-865.

19. Antropova V., Efimenko Yu., Koneva N. On corrosion resistance of concrete and reinforcement during use of sea water for mixing. 13th Internationale Baustofftagung. 24-26sept. Bundesrepublik Deutschland. Weimar, Juni. 1997, pp. 2-0307-2-0314.

20. Ohta T., Atsumi Y., Sekiguchi S., Shimobayashi S. An investigation on a 30-year-old concrete harbor structure. 13th Internationale Baustofftagung. 24-26 sept. Bundesrepublik Deutschland. Weimar, Juni. 1997, pp. 1-0435-1-0447.

21. Anthropova V.A., Efimenko Yu.V. Assessment of the consequences of the pozzolanic reaction in concrete on the volcanic slags of Kamchatka after 35 years of operation. Works of the International Conference on Durability of Building Structures (Theory and Practice of Corrosion Protection) dedicated to the 100th anniversary of the birth ofMoskvina V.M. on October 7-9. Moscow: Tsentr ekonomiki i marketinga. 2002, pp. 184-189.

ноябрь 2019

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.