Научная статья на тему 'ДЕГРАДАЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОТ СОВМЕСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАРБОНИЗАЦИИ И ХЛОРИДНОЙ АГРЕССИИ'

ДЕГРАДАЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОТ СОВМЕСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАРБОНИЗАЦИИ И ХЛОРИДНОЙ АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
202
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ / БЕТОН / КАРБОНИЗАЦИЯ / ХЛОРИДНАЯ АГРЕССИЯ / HYDRAULIC STRUCTURES / CONCRETE / CARBONIZATION / CHLORIDE AGGRESSION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шалый Е.Е., Леонович С.Н., Ким Л.В.

Коррозия арматуры морских и прибрежных гидротехнических сооружений вследствие хлоридной агрессии и карбонизации бетона ведет к резкому снижению безопасности сооружения. Существующие методики проектирования не в полном объеме отражают реальные условия эксплуатации гидротехнических сооружений. Это особенно ярко проявляется в районах, где одновременное воздействие таких факторов, как низкая температура воздуха и большое число ясных дней в зимнее времяпри сильной солнечной радиации, приводит к резкому изменению реальных условий эксплуатации по сравнению с расчетными. Бетоны многих сооружений и конструкций испытывают большее число агрессивных воздействий, чем это предусматривается нормами проектирования. Вследствие таких воздействий арматура подвергается процессу депассивации,как только концентрация хлорида на ее поверхности превысит пороговую концентрацию, либо значение рН в защитном слоебетона уменьшится до порогового значения в результате карбонизации. При проникновении кислорода до поверхности арматуры реализуются электрохимические реакции с образованием продуктов коррозии. Это приводит к растрескиванию защитного слоя бетона, уменьшению площади сечения арматуры. В работе предложен метод прогнозирования комплексной деградации железобетонных конструкций прибрежных сооружений с учетом различных механизмов коррозионного износа,что позволяет разработать эффективные способы повышения долговечности и ремонтопригодности конструкций, эксплуатируемых в морской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Degradation of Reinforced Concrete Structures of Marine Works from the Combined Impact of Carbonation and Chloride Aggression

Corrosion of reinforcement of marine and coastal hydraulic structures due to chloride aggression and carbonation of concrete leads to a sharp decrease in the safety of the structure.The existing design methods do not fully reflect the actual operating conditions of hydraulic structures. This is particularly evident in areas where the simultaneous impact of such factorsas low air temperatures and a large number of clear days in the winter with strong solar radiation, leads to a sharp change in the actual operating conditions compared to the calculated.Concretes of many structures and installations experience a greater number of aggressive impacts than provided for by the design standards. As a result of these effects, the reinforcementis subjected to the depassivation process as soon as the chloride concentration on its surface exceeds the threshold concentration, or the pH value in the protective layer ofconcrete decreases to the threshold value as a result of carbonation. When oxygen penetrates to the surface of the reinforcement, electrochemical reactions are implemented with formationof corrosion products. This leads to cracking of the protective layer of concrete, reducing the cross - sectional area of the reinforcement. The paper proposes a method for predictingthe complex degradation of reinforced concrete structures of coastal structures with due regard for the various mechanisms of corrosion wear, which makes it possible to developeffective ways to improve the durability and maintainability of structures operated in the marine environment.

Текст научной работы на тему «ДЕГРАДАЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОТ СОВМЕСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАРБОНИЗАЦИИ И ХЛОРИДНОЙ АГРЕССИИ»

УДК 691.328.1

DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-770-5-67-72

Е.Е. ШАЛЫЙ1, инженер (john_shamali@mail.ru);

С.Н. ЛЕОНОВИЧ2, д-р техн. наук, иностранный академик РААСН (sleonovich@mail.ru); Л.В. КИМ1, канд. техн. наук (kimlv2@yandex.ru)

1 Дальневосточный федеральный университет (690091, г. Владивосток, пос. Аякс, корп. 12, каб. Е920)

2 Белорусский национальный технический университет (220013, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 65)

Деградация железобетонных конструкций морских сооружений от совместного воздействия карбонизации и хлоридной агрессии

Коррозия арматуры морских и прибрежных гидротехнических сооружений вследствие хлоридной агрессии и карбонизации бетона ведет к резкому снижению безопасности сооружения. Существующие методики проектирования не в полном объеме отражают реальные условия эксплуатации гидротехнических сооружений. Это особенно ярко проявляется в районах, где одновременное воздействие таких факторов, как низкая температура воздуха и большое число ясных дней в зимнее время при сильной солнечной радиации, приводит к резкому изменению реальных условий эксплуатации по сравнению с расчетными. Бетоны многих сооружений и конструкций испытывают большее число агрессивных воздействий, чем это предусматривается нормами проектирования. Вследствие таких воздействий арматура подвергается процессу депассивации, как только концентрация хлорида на ее поверхности превысит пороговую концентрацию, либо значение рН в защитном слое бетона уменьшится до порогового значения в результате карбонизации. При проникновении кислорода до поверхности арматуры реализуются электрохимические реакции с образованием продуктов коррозии. Это приводит к растрескиванию защитного слоя бетона, уменьшению площади сечения арматуры. В работе предложен метод прогнозирования комплексной деградации железобетонных конструкций прибрежных сооружений с учетом различных механизмов коррозионного износа, что позволяет разработать эффективные способы повышения долговечности и ремонтопригодности конструкций, эксплуатируемых в морской среде.

Ключевые слова: гидротехническое сооружение, бетон, карбонизация, хлоридная агрессия.

Для цитирования: Шалый Е.Е., Леонович С.Н., Ким Л.В. Деградация железобетонных конструкций морских сооружений от совместного воздействия карбонизации и хлоридной агрессии // Строительные материалы. 2019. № 5. С. 67-72. 00!: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-770-5-67-72

E.E. SHALYI1, Engineer (john_shamali@mail.ru); S.N. LEONOVICH2, Doctor of Sciences (Engineering) (sleonovich@mail.ru); L.V. KIM1, Candidate of Sciences (Engineering) (kim_lvl@dvfu.ru)

1 Far Eastern Federal University (E920, 12, Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok, 690091, Russian Federation)

2 Belarusian National Technical University (220013, Belarus, Minsk, Nezavisimosty Ave., 65)

Degradation of Reinforced Concrete Structures of Marine Works from the Combined Impact of Carbonation and Chloride Aggression

Corrosion of reinforcement of marine and coastal hydraulic structures due to chloride aggression and carbonation of concrete leads to a sharp decrease in the safety of the structure. The existing design methods do not fully reflect the actual operating conditions of hydraulic structures. This is particularly evident in areas where the simultaneous impact of such factors as low air temperatures and a large number of clear days in the winter with strong solar radiation, leads to a sharp change in the actual operating conditions compared to the calculated. Concretes of many structures and installations experience a greater number of aggressive impacts than provided for by the design standards. As a result of these effects, the reinforcement is subjected to the depassivation process as soon as the chloride concentration on its surface exceeds the threshold concentration, or the pH value in the protective layer of concrete decreases to the threshold value as a result of carbonation. When oxygen penetrates to the surface of the reinforcement, electrochemical reactions are implemented with formation of corrosion products. This leads to cracking of the protective layer of concrete, reducing the cross-sectional area of the reinforcement. The paper proposes a method for predicting the complex degradation of reinforced concrete structures of coastal structures with due regard for the various mechanisms of corrosion wear, which makes it possible to develop effective ways to improve the durability and maintainability of structures operated in the marine environment.

Keywords: hydraulic structures, concrete, carbonization, chloride aggression.

For citation: Shalyi E.E., Leonovich S.N., Kim L.V. Degradation of reinforced concrete structures of marine works from the combined impact of carbonation and chloride aggression. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 5, pp. 67-72. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-770-5-67-72

Влияние морской среды на интенсивность коррозии требует дополнительных исследований, так как хлоридная агрессия и карбонизация бетона значительно ускоряют процесс деградации [1]. Коррозия арматуры, вызванная исключительно хлоридом, достаточно хорошо изучена, и для моделирования этого процесса доступен ряд моделей. Одни модели изучают транспортный механизм ионов хлорида с по-

верхности железобетонных элементов, другие [2—7] изучают влияние начальных трещин в бетоне [8—10] и влияние нагрузки на транспортный механизм хлоридов [11, 12].

В [13] было предложено численное моделирование процесса коррозионного повреждения бетона, в котором физическая и электрохимическая модели связаны с механической моделью образования тре-

j'^J ®

научно-технический и производственный журнал

май 2019

67

щины. Известны работы по изучению совместных факторов среды: хлоридной агрессии и карбонизации [14—16]. Отмечено, что влияние карбонизации на коэффициент диффузии ионов хлорида зависит от типов и пропорций смеси бетонов. В [15, 16] описан переменный тест с хлоридным воздействием и карбонизацией, где концентрация ионов хлорида была максимальной вблизи фронта карбонизации.

Несмотря на то что в условиях морской среды одновременно происходят карбонизация и хлоридная агрессия, следует отметить, что диффузия ионов хлорида идет намного быстрее, чем процесс карбонизации. До карбонизации бетон обычно содержит соль Фриделя из-за хлоридного иона, связанного внутри бетона. Когда соль Фриделя реагирует с двуокисью углерода, ионы хлорида высвобождаются в поровую воду [17, 18]:

3Са0Л1203 СаС1210Н20+3С02^ ^3СаСО3+2Л1(ОН)3+СаС12+7Н2О. (1)

Высвобожденные ионы увеличивают концентрацию свободного хлорида, значительно превышающую концентрацию хлоридных ионов, которые транспортируются с поверхности во внутреннюю среду. Поэтому для анализа и прогнозирования комбинированного действия карбонизации и проникновения хлоридов необходимо моделировать, как карбонизация взаимодействует с хлоридным переносом без карбонизации. Авторами предложена комплексная модель комбинированного действия карбонизации и хлоридной агрессии, которая сравнивается с хлоридным переносом без карбонизации и проверяется экспериментально.

Модель карбонизации

Эффект карбонизации заключается в уменьшении щелочности пористой среды в бетоне, что позволяет разрушать пассивную пленку на арматуре и тем самым инициировать коррозию, приводя к сколам защитного слоя бетона и снижению прочности [19—21]. Таким образом, карбонизация бетона представляет собой сложный физико-химический процесс, и в основе его описания лежит дифференциальное уравнение первого закона А. Фика [2]:

Исходные данные

J dx'

(2)

Если рассматривать карбонизацию как устойчивый постоянный процесс, описанный этим законом, то детерминистическая модель глубины прохождения фронта карбонизации для сооружения записывается следующим образом [2]:

-/ИО ■ к ■ сСОгШ ■ ф", (3)

где t — время эксплуатации в годах; (0 — 1 год; п — возрастной фактор; k — коэффициент, учитывающий

Параметр Значение

Средняя температура наиболее теплого месяца, Tmax 17,7°C

Средняя температура наиболее холодного месяца, Tmn 2,4°C

Средняя влажность наиболее влажного месяца, Wmax 0,85

Средняя влажность наиболее сухого месяца, Wmn 0,71

Водовяжущее отношение, W/B 0,4

Расход цемента, b 350 кг/м3

повышенное содержание углекислого газа в больших городах; f7{t) и fW( t) — функции изменения температуры и влажности во времени соответственно; ССо2(^) — функция изменения концентрации С02 во времени; D(t) — коэффициент диффузии углекислого газа в бетоне как функция времени; а — количество С02, необходимое для превращения всех способных карбонизироваться продуктов гидратации, определяется по формуле [19]:

МСр2

а = 0,75 ■ СаО ■ Ь - ад-

М,

СаО

(4)

где СаО — содержание оксида кальция в цементе; Ь — количество цемента; МС02 — молярная масса углекислого газа; МСа0 — молярная масса оксида кальция; ан — степень гидратации цемента.

По предложенной модели проведены расчеты глубины карбонизации защитного слоя бетона железобетонного шельфового сооружения, отстоящего от береговой черты на расстоянии 10 м и затапливаемого только в период штормов. Конструкция эксплуатируется на юге острова Сахалин, выполнена из железобетона. Класс бетона В22,5 с расходом цемента 350 кг/м3 и водовяжущим отношением 0,4. Проектный срок эксплуатации конструкции 50 лет. Исходные данные модели приведены в таблице.

Модель (3) рассчитывалась в программе Mathcad. Результаты моделирования приведены на рис. 1.

Из графика видно, что за 50 лет (600 мес) эксплуатации глубина карбонизации бетона составит 30 мм, или 60%. Степень карбонизации в данном случае ас=0,6.

Модель диффузии хлоридов

В основе описания процесса диффузии хлоридов в защитный слой бетона лежит уравнение второго закона Фика [2]:

de л d e dt ü dx2'

(5)

При учете связывающей способности уравнение диффузии (5) принимает вид [2]:

научно-технический и производственный журнал ö'J'fJCJi,J'/5JJ-jj-|jjJ5 ~68 май 2019

Ь5 in Г, АЛ зал ЖЗЖ 33 ©

27.5 22 Iii.: j 11 г,

-10» 1 1БО ЗОО 4ÜO G О 7БО 900 I.ÜÜ-IO* 1,2-10*

Рис. 1. График изменения глубины карбонизации бетона защитного слоя во времени: I - время, мес; хсагЬ(1) - глубина карбонизации

dCf _

Da

d С/

dt "i+Ш-ф

(6)

— связывающая способность бетона.

Э Cb dCf

(1 ^Лг

(7)

Da = DcW • fT(t) • fw(t) • f (t),

(8)

dr A/.0 -frit) -fw(t) ■№) d2 dtCci = / 1 ä?Cc'•

1+Ш • (

(1+ßi-^)2

(9)

где С/ — концентрация свободных хлоридов в бетоне; СЬ — концентрация связанных хлоридов в бетоне; Da — эффективный коэффициент диффузии хлоридов в бетоне; — свободная поровая влага;

Э СЬ д С/

Связывающая способность негазированного бетона часто определяется наклоном связующей изотермы. В данном исследовании используется модель изотермы Ленгмюра [2]:

Рис. 2. График изменения хлоридов во времени (месяцы) без учета карбонизации на глубине защитного слоя 5 см: I - время (мес); Са(х,1) - концентрация ионов хлорида на глубине защитного слоя X см в зависимости от времени I, кг/м3. Критическая концентрация хлоридов принята 0,4%, или 1,4 кг/м3 по массе вяжущего

тической концентрации через 504 мес эксплуатации, или примерно 42 г.

Модель комбинированного воздействия карбонизации и хлоридной агрессии

Предполагается, что уравнение переноса ионов хлорида после карбонизации по-прежнему соответствует второму закону диффузии Фика (6). Общее количество хлорида в единице объема бетона состоит из свободного хлорида в поровом растворе и связанного хлорида (соль Фриделя) [17, 22, 23]:

C,

Cl,carb weCfc + Cl

be

(10)

Эффективный коэффициент диффузии хлоридов рассчитывается как [22, 17]:

где /т(1), /^(0, / (I) — соответственно функции влияния температуры, влажности и времени на коэффициент диффузии; Dd.0 — начальный коэффициент диффузии хлоридов.

Подставляя уравнения (7) и (8) в уравнение (6), определяющее уравнение диффузии модифицируется следующим образом:

где СС,сагЬ — общая концентрация хлорида с учетом карбонизации; С^ — содержание свободных хлоридов в бетоне; СЬс — содержание связанных хлоридов в бетоне; — поровая влага.

Так как в конкретном случае взаимодействие бетона с окружающей средой сопровождается не толь-

По предложенной модели проводится расчет концентрации хлоридов на глубине защитного слоя бетона рассматриваемого железобетонного шельфово-го сооружения. Модель (9) также рассчитывалась в программе Mathcad (рис. 2)

Из графика на рис. 2 видно, что уровень содержания хлоридов в приарматурной зоне достигнет кри-

кя£тепень

карбонизации

о о

Рис. 3. Изменение содержания связанного хлорида в зависимости от концентрации свободного хлорида и степени карбонизации [17]

Ц научно-технический и производственный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОДОДАЛк!* май 2019 69

Рис. 4. График изменения хлоридов во времени (месяцы) с учетом карбонизации на глубине защитного слоя 5 см: I - время (мес); СашгЬ(х,() - концентрация ионов хлорида на глубине защитного слоя X см в зависимости от времени I, кг/м3. Критическая концентрация хлоридов принята 0,4%, или 1,4 кг/м3 по массе вяжущего

ко проникновением ионов хлорида, но и карбонизацией, остаточная связывающая способность бетона после карбонизации снижается.

На основе экспериментальных исследований [17] количество связанного хлорида зависит не только от концентрации свободного хлорида в поровом растворе, но и от степени карбонизации, как показано на рис. 3, поэтому предлагается заменить на для бетона после полной карбонизации [17]:

-'Ьс

= ^Ь (1 - d • дс),

(11)

Рис. 5. Пролет пешеходного моста Холмского морского торгового порта

Исходные данные в таблице. Результаты моделирования приведены на рис. 4.

Как видно из графика на рис. 4, уровень содержания хлоридов в приарматурной зоне достигнет критической концентрации через 352 мес эксплуатации, или примерно через 29 лет, что разительно отличается от случая без учета карбонизации, где критическая концентрация достигалась через 42 года.

Верификация модели совместного действия карбонизации и хлоридной агрессии

Для оценки результатов модели совместного действия карбонизации и хлоридной агрессии в 2016 г. проведено натурное обследование портовых сооружений на юге острова Сахалин. Комбинированное

где d — коэффициент уменьшения связывающей способности ионов хлорида за счет карбонизации, принимаемый равным 0,88 на основании исследований [17].

Принимая во внимание уравнение (11), закон Ленгмюра (7) с учетом карбонизации выглядит следующим образом:

дСь = -¿ас)

(12)

Тогда определяющее уравнение диффузии модифицируется:

ИСс1 =

1>с1.о МО /ИО ■№ й1

1+Ш

,о°ь(1-с1-ас)\ &

Х^н-Ъ

Со. (13)

Как и в предыдущем случае, с помощью программы Mathcad по предложенной модели проводится расчет концентрации хлоридов на глубине защитного слоя бетона железобетонного шельфового сооружения, отстоящего от береговой черты на расстоянии 10 м и затапливаемого только в период штормов.

Рис. 6. График сравнения изменения хлоридов во времени (мес) с учетом и без учета карбонизации на глубине защитного слоя 5 см: I - время (мес); Са(х,!) - концентрация ионов хлорида на глубине защитного слоя X см в зависимости от времени I без учета карбонизации, кг/м3; СасагЬ(х,1) - концентрация ионов хлорида на глубине защитного слоя X см в зависимости от времени I для бетона вследствие комбинированного действия карбонизации и хлоридной агрессии, кг/м3. Критическая концентрация хлоридов принята 0,4%, или 1,4 кг/м3 по массе вяжущего

научно-технический и производственный журнал То май 2019 ЖШ^ШШ]

действие хлоридов и углекислого газа наиболее хорошо прослеживалось в конструкции пешеходного моста Холмского морского торгового порта (рис. 5). На основании паспорта сооружения пешеходный мост был введен в эксплуатацию в 1984 г., т. е. в момент обследования срок его эксплуатации составлял 32 года. Конструкция располагается в 10 м от береговой черты, находится в зоне брызг и периодически затапливается во время штормов.

Результаты замера глубины карбонизации путем фенолфталеиновой пробы показали, что глубина карбонизации составляет примерно 25 мм. Уровень концентрации хлоридов на глубине защитного слоя бетона в данном случае составил 1,57 кг/м3 по массе вяжущего.

На рис. 6 показано сравнение результатов моделирования изменения хлоридов во времени с учетом и без учета карбонизации с натурными испытаниями. Как видно из графика, для конструкции пешеходного моста со сроком эксплуатации 384 мес, или 32 года, наиболее близка кривая совместного действия, что подтверждает адекватность предложенной модели.

Выводы

1. Выполнен анализ механизма коррозионного разрушения шельфовых конструкций, сформулировано предельное состояние для химической реакции хлорида в защитном слое бетона шельфовых конструкций.

2. Предложена модель деградации защитного слоя бетона прибрежных сооружений от совместного действия карбонизации и хлоридной агрессии.

3. Проведена верификация модели на портовых сооружениях о. Сахалин. Выполненные полевые измерения проникновения хлоридов в бетон показали, что при глубине 50 мм в зоне брызг концентрация хлоридов превышает 0,4% веса цемента (порог коррозии) при возрасте конструкции порядка 30 лет.

4. Обследование в порту Холмска подтвердило, что локально, в определенных случаях, в защитном слое бетона возникают области, где наблюдается одновременное действие и карбонизации, и хлоридной агрессии. В этих локальных областях достигается максимальная концентрация хлоридов и возникает коррозия арматуры. Срок службы обследуемых сооружений не достигал проектного срока службы.

5. Моделирование концентрации ионов хлора в бетоне защитного слоя в соответствии с принятыми моделями в зависимости от срока службы, климатических условий и глубины армирования позволило сравнить содержание хлорида на некоторой глубине при расчете с учетом и без учета совместного воздействия карбонизации и хлоридной агрессии.

6. Результаты моделирования хорошо соотносятся с натурными исследованиями, что в дальнейшем позволит разработать эффективные способы повышения долговечности и ремонтопригодности конструкций, эксплуатируемых в морской среде.

Список литературы / References

1. Huang T. The experimental research on the interaction between concrete carbonation and chloride ingress under loading: MSc thesis. Zhejiang University. 2013.

2. Bazant Z.P., Physical model for steel corrosion in concrete sea structures theory. Journal of the structural division. ASCE 105 (ST6), 1979: 1137-1153. http:// www.civil.northwestern.edu/people/bazant/PDFs/ Papers/119.pdf

3. Andrade C., Prieto M., Tanner P. et al. Testing and modelling chloride penetration into concrete. Construction and Building Materials. 2011. Vol. 39, pp. 9-18. DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2012.08.012

4. Apostolopoulos C., Papadakis V.,Consequences of steel corrosion on the ductility properties of reinforcement bar. Construction and Building Materials. 2008. Vol. 22 (12), pp. 2316-2324. DOI: 10.1016/j.con-buildmat.2007.10.006

5. Yuan C., Niu D., Luo D. Effect of carbonation on chloride diffusion in fly ash concrete. Disaster Advances. 2012. Vol. 5 (4), pp. 433-436.

6. Cairns J.W. State of the art report on bond of corroded reinforcement. Tech. Report No. CEB-TG-2/5. 1998.

7. Cao C., Cheung M. Non-uniform rust expansion for chloride-induced pitting corrosion in RC structures. Construction and Building Materials. 2014. Vol. 51, pp. 75-81. https://doi.org/10.1016/j.conbuild-mat.2013.10.042

8. Ho D.W.S., Lewis R.K. Carbonation of concrete and its prediction. Cement and Concrete Research. 1987. Vol. 17 (3), pp. 489-504. DOI: 10.1016/0008-8846(87)90012-3

9. Glass G.K., Buenfeld N. The influence of chloride binding on the chloride induced corrosion risk in reinforced concrete. Corrosion Science. 2000. Vol. 42 (2), pp. 329-344. DOI: 10.1016/S0010-938X(99)00083-9

10. Bohni H. Corrosion in reinforced concrete structures. England: Woodhead Publishing Limited. 2005. 264 p.

11. Chindaprasirt P., Rukzon S., Sirivivatnanon V. Effect of carbon dioxide on chloride penetration and chloride ion diffusion coefficient of blended portland cement mortar. Construction and Building Materials. 2008. Vol. 22. Iss. 8, pp. 1701-1707. https://doi.org/10.1016/j. conbuildmat.2007.06.002

12. Rahman M., Al-Kutti W., Shazali M., Baluch M., Simulation of chloride migration in compression-induced damage in concrete. Journal of Materials in Civil Engineering. 2012. Vol. 24 (7), pp. 789-796. DOI: 10.1061/(ASCE)MT.1943-5533.0000458

13. Ozbolt J., Balabanic G., Kuster M. 3D numerical modelling of steel corrosion in concrete structures. Corrosion Science. 2011. Vol. 53 (12), pp. 4166-4177. DOI: 10.1016/j.corsci.2011.08.026

14. Yoon I. Deterioration of concrete due to combined reaction of carbonation and chloride penetration: experimental study. Key English Materials. 2007.

j'^J ®

научно-технический и производственный журнал

май 2019

71

Vol. 348-349, pp. 729-732. https://doi.org/10.4028/ www.scientific.net/KEM.348-349.729

15. Yoon I. Simple approach to calculate chloride diffu-sivity of concrete considering carbonation. Computers and Concrete. 2009. Vol. 6 (1) DOI: 10.12989/ cac.2009.6.1.001

16. Backus J., Mcpolin D., Basheer M. et al. Exposure of mortars to cyclic chloride ingress and carbonation. Advances in Cement Research. 2013. Vol. 25 (1), pp. 3-11. https://doi.org/10.1680/adcr.12.00029

17. Zhu, X., Zi, G., Cao, Z., & Cheng, X. Combined effect of carbonation and chloride ingress in concrete. Construction and Building Materials. 2016. Vol. 110, pp. 369-380. https://doi.org/10.1016/j.conbuild-mat.2016.02.034

18. Wan X., Wittmann F., Zhao T., Fan H. Chloride content and pH value in the pore solution of concrete under carbonation. Journal of Zhejiang University SCIENCE A. 2013. Vol. 14. Iss. 1, pp. 71-78. https:// doi.org/10.1631/jzus.A1200187

19. Алексеев С.Н., Иванов Ф.М., Модры С., Шиссль П. Долговечность железобетона в агрессивных средах. М.: Стройиздат, 1990. 320 с.

19. Alekseev S.N., Ivanov F.M., Modry S., Shissl' P. Dolgovechnost' zhelezobetona v agressivnykh sredakh [The durability of reinforced concrete in aggressive environments]. Moscow: Stroyizdat. 1990. 320 p.

20. Алексеев С.Н., Розенталь Н.К. Коррозионная стойкость железобетонных конструкций в агрес-

сивной производственной среде. М.: Стройиздат, 1976. 205 с.

20.Alekseev S.N., Rozental' N.K. Korrozionnaya stoikost' zhelezobetonnykh konstruktsii v agres-sivnoi proizvodstvennoi srede [Corrosion resistance of reinforced concrete structures in an aggressive production environment]. Moscow: Stroyizdat, 1976. 205 p.

21. Расчет срока службы железобетонных конструкций в условиях коррозии карбонизации. Перспективы развития новых технологий в строительстве и подготовке инженерных кадров: Сб. науч. ст. Гродн. гос. ун-та им. Я. Купалы. Гродно: ГрГУ, 2010. С. 369-375.

21. Calculation of the service life of reinforced concrete structures under carbonization corrosion conditions. Prospects for the development of new technologies in the construction and training of engineering personnel: A collection of scientific schools of the Grodno State University I. Kupala. Grodno: GrSU. 2010, pp. 369-375. (In Russian).

22. Aveldano R.R., Ortega N.F. Behavior of concrete elements subjected to corrosion in their compressed or tensed reinforcement. Construction and Building Materials. 2013. Vol. 38, pp. 822-828. DOI: 10.1016/j. conbuildmat.2012.09.039

23. Lee M.K., Jung S.H., Oh B.H. Effects of carbonation on chloride penetration in concrete. Aci Materials Journal. 2013. 110 (5), pp. 559-566.

Требования к статьям, направляемым для публикации в журнал «Строительные материалы»®

Уважаемые авторы!

Приступая к оформлению статьи для журнала внимательно ознакомьтесь с правилами и рекомендациями, размещенными на сайте издательства. Как подготовить к публикации научно-техническую статью см. раздел https://journal-cm.ru/index.php/ru/avtoram

Статьи, направляемые для опубликования, должны оформляться в соответствии с техническими требованиями издания:

- текст статьи должен быть набран в редакторе Microsoft Word и сохранен в формате *.doc или *.rtf;

- графический материал (графики, схемы, чертежи, диаграммы, логотипы и т. п.) должен быть выполнен в графических редакторах: CorelDraw, Adobe Illustrator и сохранен в форматах *.cdr, *.ai, *.eps соответственно. Сканирование графического материала и импортирование его в перечисленные выше редакторы недопустимо;

- иллюстративный материал (фотографии, коллажи и т. п.) необходимо сохранять в формате *.tif, *.psd, *.jpg (качество «8 - максимальное») или *.eps с разрешением не менее 300 dpi, размером не менее 115 мм по ширине, цветовая модель CMYK или Grayscale.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

1. Включать ссылки на федеральные законы, подзаконные акты, ГОСТы, СНиПы и др. нормативную литературу. Упоминание нормативных документов, на которые опирается автор в испытаниях, расчетах или аргументации, лучше делать непосредственно по тексту статьи.

2. Ссылаться на учебные и учебно-методические пособия; статьи в материалах конференций и сборниках трудов, которым не присвоен ISBN и которые не попадают в ведущие библиотеки страны и не индексируются в соответствующих базах.

3. Ссылаться на диссертации и авторефераты диссертаций.

4. Самоцитирование, т. е. ссылки только на собственные публикации автора. Такая практика не только нарушает этические нормы, но и приводит к снижению количественных публикационных показателей автора.

Материал, передаваемый в редакцию в электронном виде, должен сопровождаться:

- рекомендательным письмом руководителя предприятия (института);

- лицензионным договором о передаче права на публикацию;

- распечаткой, лично подписанной ВСЕМИ авторами;

- рефератом объемом не менее 150 слов на русском и английском языках;

- подтверждением, что статья предназначена для публикации в журнале «Строительные материалы»®, ранее нигде не публиковалась и в настоящее время не передана в другие издания;

- сведениями об авторах с указанием полностью фамилии, имени, отчества, ученой степени, должности, контактных телефонов, почтового и электронного адресов (заполненная информационная карта).

Особое внимание библиографическим спискам!

ОБЯЗАТЕЛЬНО следует:

1. Ссылаться на статьи, опубликованные за последние 2-5 лет в ведущих научно-технических и научных изданиях, на которые опирается автор в построении аргументации или постановке задачи исследования.

2. Ссылаться на монографии, опубликованные за последние 5 лет. Более давние источники также негативно влияют на показатели публикационной активности автора.

Несомненно, что возможны ссылки и на классические работы, однако не следует забывать, что наука всегда развивается поступательно вперед и незнание авторами последних достижений в области исследований может привести к дублированию результатов, ошибкам в постановке задачи исследования и интерпретации данных. Следуйте рекомендациям, и публикация не заставит себя долго ждать!

Подписано в печать 23.05.2019 Отпечатано в ООО «Полиграфическая компания Набрано и сверстано

Формат 60х881/8 ЛЕВКО» в РИФ «Стройматериалы»

Бумага «Пауэр» Москва, ул. Дружинниковская, д. 15

Печать офсетная Верстка: Д. Алексеев, Н. Молоканова

Общий тираж 4000 экз. В розницу цена договорная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.