4. Национальной статистической службы Великобритании. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ons.gov.uk/visualisations/nesscontent/dvc219/pyramids/index (дата обращения: 11.02.2019).
5. Центральный статистический офис Ирландии. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://pdf.cso.ie/www/pdf/20180919105250_Population_and_Migration_Estimates_Apr il_2018_full.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ РЕГБИ В Г. ОБНИНСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Шутов А.В.
Шутов Андрей Викторович - магистрант, Институт социальных отношений Калужский государственный университет им. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: результаты исследования механизмов привлечения подростков к занятиям по регби.
Ключевые слова: спорт, регби, подростки.
В рамках реализации программы «Get into rugby», начиная с 2016 года, нами была проведены серии показательных уроков в школах города Обнинска. Уроки проходили весной и осенью. На текущий момент было проведено 5 серий уроков. Были охвачены учащиеся 7-10 классов. Всего было проведено 154 урока среди 1931 юношей и 1855 девушки.
Структура урока:
1) Подготовительная часть.
1.1) Знакомство с классом, общая информация о регби.
1.2) Динамическая разминка
2) Основная часть
2.1) Подводящие упражнения
2.2) Игра
3) Заключительная часть
3.1) Демонстрация на планшете видеоматериалов, связанных с регби
3.2) Обратная информация от учащихся.
В период с начала апреля по середину мая 2016 нами было проведено 48 показательных уроков в 8 школах города Обнинска: 3, 6, 8, 9, 10, 13, 16, Гимназия и ФТШ. В качестве основной игры мы выбрали тег-регби, бесконтактную разновидность регби с использованием специальных лент, прикрепленных к поясу игрока липучками. Срыв ленты означает условный захват игрока с мячом, после которого он обязан отдать пас партнеру по команде. Задаче в игре положить мяч в зачетное поле соперника. В качестве подводящих упражнений нами были выбраны упражнения на передачу регбийного мяча двумя руками и срыв ленты. В качестве демонстрационных видеоматериалов использовались фрагменты матчей профессиональных команд.
Таблица 1. Результаты привлечения подростков посредством показательных уроков регби
весной 2016
Класс Юноши Юношей в секции через месяц Доля, И Девушки Девушек в секции через месяц Доля, И
8 193 3 15,5 185 1 5,4
9 245 5 20,4 237 2 8,4
10 168 3 17,9 163 1 6,1
Сумма 606 11 18,2 585 4 6,8
Во второй половине сентября 2016 года нами была проведено 26 показательных уроков в 5 школах города Обнинска: 6, 9, 13, 16 и ФТШ.
Таблица 2. Результаты привлечения подростков посредством показательных уроков регби
осенью 2016
Класс Юноши Юношей в секции через месяц Доля, И Девушки Девушек в секции через месяц Доля, И
8 123 3 24,4 119 2 16,8
9 134 4 29,9 127 1 7,9
10 76 1 13,2 72 0 0,0
Сумма 333 8 24,0 318 3 9,4
При выполнении подготовительных упражнений был добавлен элемент соревновательности: эстафета с передачей мяча, салки со срывом ленты. Эти изменения позволили увеличить эмоциональную вовлеченность учащихся во время проведения занятия и поднять показатель эффективности привлечения к занятиям регби на 3,8%о среди юношей и 2,4%о среди девушек.
В начале апреля 2017 года нами была проведено 28 показательных уроков в 6 школах города Обнинска: 3, 6, 9, 13, 16 и ФТШ. Была произведена замена видеоматериалов с матчей профессионалов на любителей что увеличило эффективность привлечения к занятиям регби на 4,2% среди юношей и 2,6% среди девушек. С нашей точки зрения это связано с тем, что ребенку, у которого пока не получаются многие игровые элементы, легче идентифицировать себя с любителями, у которых не все игровые движения идеальны. Движения профессионала, отработанные до автоматизма, ставят под сомнение возможность ребенка их повторить.
Таблица 3. Результаты привлечения подростков посредством показательных уроков регби
весной 2017
Класс Юноши Юношей в секции через месяц Доля, И Девушки Девушек в секции Доля, И
через месяц
7 125 3 24,0 117 1 8,5
8 136 5 36,8 128 2 15,6
9 94 2 21,3 87 1 11,5
Сумма 355 10 28,2 332 4 12,0
В начале октября 2017 года нами была проведено 26 показательных уроков в 5 школах города Обнинска: 3, 5, 6, 9 и 12. Нами была проведена замена игры с тег -регби на ультима-регби. Эта обучающая разновидность регби применяется в Канаде, которая близка к России по уровню развития регби. В рейтинги World rugby [1]
сборная России на текущий момент занимает 19 место, Канады - 20. Так же в обеих странах одним из популярных видов спорта является хоккей, который, как и регби, относится к контактным игровым видам спорта. Правила ультима-регби разрешают игроку отдавать пас в любом направлении, что ближе к двигательным навыкам, усвоенным из других командных видов спорта более привычных для ребенка, что позволяет ему быстрее осваивать базовые навыки игры и выше оценивать свои возможности реализоваться в регби. Применение ультима -регби увеличило эффективность привлечения к занятиям регби на 9,9 % среди юношей и 7,6 % среди девушек.
Таблица 4. Результаты привлечения подростков посредством показательных уроков регби
осенью 2017
Класс Юноши Юношей в секции через месяц Доля Девушки Девушек в секции через месяц Доля
7 125 4 32,0 123 3 24,4
8 118 6 50,8 115 2 17,4
9 72 2 27,8 68 1 14,7
Сумма 315 12 38,1 306 6 19,6
В апреле 2018 года нами была проведено 26 показательных уроков в 6 школах города Обнинска: 1, 3, 6, 9, 13 и ФТШ. В условиях ограниченных размеров спортивного зала в российских школах возможна игра 4х4. Поэтому невозможно, чтобы все ученики класса одновременно принимали участие в ультима-регби, и часть из них сидела на скамейке. Поэтому в этой серии использовались 2 преподавателя: пока один выступал в качестве судьи, второй демонстрировал видеоматериалы тем, кто был на скамейке и не принимал участие в игре.
Таблица 5. Результаты привлечения подростков посредством показательных уроков регби
весной 2018
Класс Юноши Юношей в секции через месяц Доля, %о Девушки Девушек в секции через месяц Доля, %о
7 96 4 41,7 95 1 10,5
8 118 7 59,3 113 3 26,5
9 108 3 27,8 106 2 18,9
Сумма 322 14 43,5 314 6 19,1
Вышеперечисленные условия, позволили сократить паузы в уроке, увеличить среднее время которое проводит ребенок во время игры и увеличить моторную плотность урока. Это позволило увеличить эффективность привлечения к занятиям регби на 5,4%о среди юношей и не повлияло на девушек (изменения в пределах статистической погрешности).
Общие показатели за весь период проведения уроков показали, что попытки увлечь новым видом спорта учащихся 9-10 классов малоэффективны, т.к. к этому возрасту ребенок имеет устоявшейся перечень интересов и вовлечь его в новую деятельность тяжело. Периодически во время проведения серия мы проводили уроки в 5-6 классах, но поскольку они были не системными, то не вошли в общий отчет исследования. Опыт проведения этих уроков показал их малую эффективность, т.к. в этом возрасте большое влияние на распорядок дня ребенка, перечень его внешкольной активности оказывают родители. Поэтому мы считаем, что привлечение
детей 10-12 лет к занятиям регби следует проводить другими методами и нуждается в дополнительных исследованиях.
Согласно данным отдела образования города Обнинска в нем на текущий момент проживают 1255 юношей и 1206 девушек возраста 13-15 лет учащихся в 7-8 классах. Таким образом, если провести показательные уроки во всех школах города можно получить 44 юношей регбистов и 18 девушек регбисток, что достаточно для формирования 3 групп.
Таблица 6. Сводные результаты привлечения подростков посредством уроков регби за весь
период
Класс Юноши Юношей в секции через месяц И Девушки Девушек в секции через месяц И
7 346 11 31,8 335 5 14,9
8 688 24 34,9 660 10 15,2
9 653 16 24,5 625 7 11,2
10 244 4 16,4 235 1 4,3
Сумма 1931 55 28,5 1855 23 12,4
Таким образом, мы выделили ряд принципов построения показательного урока по новому виду спорту для демонстрации школьникам с целью привлечения их к занятиям:
1) Использование соревновательных элементов при выполнении подготовительных упражнений.
2) Игра должна быть адаптирована к уже сформированным у детей двигательным навыкам, сокращение сложных для первичного восприятия элементов игры и правил.
3) Наглядные демонстрационные видеоматериалы с использованием представителей любительского уровня данного вида спорта.
4) Использование несколько преподавателей, чтобы сократить паузы и повысить моторную плотность урока.
Достигнутая эффективность привлечения подростков к занятиям регби увеличилась в 2,4 раза, но при этом все равно отстает от мировых уровней, что означает, что есть еще резервы для интенсификации этого процесса. С нашей точки зрения возможными путями увеличения степени вовлеченности возможно проведением нескольких показательных уроков. Эффективность траты ограниченных для новых видов спорта человеческих ресурсов на 2, 3 и последующие уроки на каждый класс нуждаются в исследовании.
Список литературы
1. World rugby. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.world.mgby/rankings/mru/ (дата обращения: 11.02.2019).