Результаты исследования конкурентоспособности предприятий на рынке банковских услуг Санович М. А.
Санович Марина Александровна /Sanovich Marina Aleksandrovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет,
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: результаты исследования конкурентоспособности предприятий на рынке банковских услуг позволяют выявить слабые конкурентные позиции конкретного предприятия. Принятие мер по их устранению позволит предприятию усилить свою рыночную позицию и повысить экономическую эффективность деятельности.
Abstract: the results of the research competitiveness of enterprises on the market of banking services allow you to identify the weak competitive position of a particular company. The adoption of measures for their elimination will allow the company to strengthen its market position and increase economic efficiency.
Ключевые слова: исследования, конкурентоспособность, рынок, банки, эффективность.
Keywords: research, competitiveness, market, banks, efficiency.
Конкурентоспособность современного коммерческого банка определяется уровнем его соответствия потребностям клиентов и высокими темпами роста его клиентской базы [1].
Оценка конкурентной среды банковских услуг г. Кирова показала, что на территории города представлено 26 кредитных учреждений, среди них три региональных коммерческих банка - это ОАО КБ «Хлынов», ОАО АКБ «Вятка-банк» и ЗАО «Первый Дортрансбанк».
В ходе анализа выяснилось, что уровень конкуренции на данном рынке достаточно высокий, на рынке функционируют как ценовые, так и неценовые методы конкурентной борьбы.
Результаты маркетингового исследования позволяют сделать выводы, что услугами банка пользуются все 100 % опрошенных - это люди разного возраста, с разным доходом, проживают как в самом городе, так и в области.
Анализ положения конкурентов на рынке, проведенный с помощью метода «Три доли», показал, что бесспорным лидером по всем показателям является ОАО «Сбербанк России». Региональный банк «Хлынов» занимает прочные позиции по таким показателям, как доля рынка и доля «сердца».
Проанализировав рыночные позиции банка «Хлынов», мы пришли к выводу, что по итогам прошлого года он является лидером по показателям чистой прибыли и рентабельности среди других региональных банков.
При анализе конкурентной среды рынка банковских услуг выявлено, что банк «Хлынов» является банком с сильной и быстро растущей конкурентной позицией. Основными конкурентами коммерческого банка «Хлынов» являются ОАО АКБ «Вятка-Банк» и ОАО «Промсвязьбанк».
В результате проведенного факторного анализа выявлены основные характеристики, которые влияют на выбор потребителями банка: имидж банка, качество и уровень обслуживания, условия для размещения вклада, полнота и актуальность информации об услугах, условия выдачи кредита, местоположение банка, штрафные санкции.
Анализ сильных и слабых сторон ОАО КБ «Хлынов» показал, что банк может диверсифицировать свою политику в соответствии с расширяющимися возможностями и делать ставку на свои сильные позиции. В целом же банк становится более открытым, более доступным, в том числе, благодаря появлению новых или оптимизации уже существующих каналов связи.
Самый ценный актив любого банка, в том числе, банка «Хлынов» - это его клиенты, настоящие и потенциальные, поэтому развитие долгосрочных отношений с клиентами остается главным приоритетом развития банка. По существу все действия ОАО КБ «Хлынов» подчинены одной большой цели - сделать совместную с клиентами работу максимально комфортной, взаимовыгодной и эффективной. Неизменными остаются и ценности взаимоотношений с клиентами - доверие и открытость, порядочность и обязательность.
Для усиления конкурентных позиций на рынке банку «Хлынов» следует обратить внимание на качество обслуживания клиентов - это основа лояльности клиентов к банку и ключевой фактор роста клиентской базы. Следует также повысить эффективность работы банка путем совершенствования действующих процессов, технологий обслуживания. Серьезным фактором успешного развития кадровой работы банка является создание банковского обучающего центра на базе ОАО КБ «Хлынов». В результате открытия обучающего центра банк сможет получить дополнительную прибыль за счет повышения квалификации сотрудников, а также за счет проведения платных курсов для желающих в размере 1670 тыс. рублей. Также банку необходимо провести рекламную кампанию, в результате которой прибыль банка увеличится на 3184 тыс. рублей. Значит, предложенная нами методика совершенствования системы управления конкурентоспособностью предприятия является эффективной.
Таким образом, проведенное в работе исследование выявило слабые конкурентные позиции ОАО КБ «Хлынов». Учет этих недостатков и принятие мер по их устранению позволит предприятию усилить свою рыночную позицию и повысить экономическую эффективность деятельности.
Литература
1. Григорьев М. Н. Маркетинг. М.: Юрайт, 2010, 366 с.