Научная статья на тему 'Результаты исследований рабочего процесса навозоуборочного транспортера с консольно-скреперными рабочими органами'

Результаты исследований рабочего процесса навозоуборочного транспортера с консольно-скреперными рабочими органами Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРЕПЕР / НАВОЗОУБОРОЧНЫЙ ТРАНСПОРТЕР / ШТАНГА / ПОЛЗУН / ЦЕПЬ / РАБОЧИЙ ХОД / ХОЛОСТОЙ ХОД / SCRAPER / MANURE-REMOVING TRANSPORTER / BEAM / SLIDE-BLOCK / CHAIN / TRAVEL / IDLING

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Савиных П.А., Филипчик В.А.

Приведены результаты исследований навозоуборочного транспортера с консольно-скреперными рабочими органами. Скрепер состоит из ползуна, на котором с помощью шарниров, имеющих две степени свободы, закреплен скребок. Скребок имеет прямоугольную форму шириной 579 мм и высотой 346 мм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of research workflowManure conveyor with knee-scraping working bodies

The manure-removing transporter which has consol scraper as a labour body is designed. Scraper consists of slide-block with blade fastened by joints having two degree of freedom. Blade has rectangle shape 579 mm width and 346 mm height.

Текст научной работы на тему «Результаты исследований рабочего процесса навозоуборочного транспортера с консольно-скреперными рабочими органами»

УДК 631.3:636

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА

НАВОЗОУБОРОЧНОГО ТРАНСПОРТЕРА С КОНСОЛЬНО-СКРЕПЕРНЫМИ РАБОЧИМИ ОРГАНАМИ

П.А. Савиных, В.А. Филипчик

Приведены результаты исследований навозоуборочного транспортера с кон-сольно-скреперными рабочими органами. Скрепер состоит из ползуна, на котором с помощью шарниров, имеющих две степени свободы, закреплен скребок. Скребок имеет прямоугольную форму шириной 579 мм и высотой 346 мм. Ключевые слова: скрепер, навозоуборочный транспортер, штанга, ползун, цепь, рабочий ход, холостой ход.

Экологическая безопасность реконструируемой или новой фермы в значительной степени определяется принятой в проекте системой уборки, транспортирования и хранения навоза. Также до сих пор существует проблема низкой производительности и высокой энергоемкости в процессе навозоудаления с использованием различных технических средств, таких как ТСН, КСУ, УС, КОШ и др. Из числа применяемых механических средств уборки навоза наиболее распространены (более 50%) скребковые транспортеры кругового движения, отличающиеся техническим несовершенством и, как следствие, высокой энергоемкостью и низкой надежностью [1, 2].

Для повышения эффективности системы удаления навоза нами разработан экспериментальный образец скреперной установки для удаления навоза при привязном содержании животных (рис. 1) [3].

Рис. 1. Принципиальная схема скреперной установки для удаления навоза: 1 - рабочий

орган; 2 - продольный канал; 3 - приводная цепь; 4 - поворотный ролик; 5 - редуктор; 6 - электродвигатель; 7 - приводная звездочка; 8 - поперечный канал с транспортером ТШГ

Основной рабочий орган - консольный скрепер - состоит из ползуна на котором с помощью шарниров, имеющих две степени свободы, закреплен скребок. Ползун с двух сторон имеет крепление для цепи. Скребок имеет прямоугольную форму шириной 570 мм и высотой 346 мм. Угол раскрытия скребка

при рабочем ходе 750, а при холостом ходе 150. Нижняя часть скребка (основание) выполнена в виде полого квадрата, в который заливается бетон для увеличения веса скребка (рис. 2).

Рис. 2. Рабочий орган консольного скрепера для удаления навоза: 1 - ползун малый; 2 - скребок левый; 3 - штанга; 4 - цепь; 5 - болт М16-6gx65; 6 - гайка М16-6Н; 7 - шайба 16,65Г

Установка работает в двух продольных закрытых решеткой каналах шириной 600 мм и высотой 400 мм по принципу возвратно-поступательного движения с приводом от электродвигателя мощностью 1,5 кВт.

При движении рабочего органа вперед под действием сил трения и действующей нагрузки со стороны навозной массы на рабочий орган, скребок раскрывается и всей площадью перемещает навозную массу вдоль продольного канала по направлению к поперечному каналу (рис. 3, 4).

Рис. 3. Рабочий ход скребка навозоуборочного транспортера

При достижении рабочего органа определенной точки включается реверс электродвигателя и скребок начинает движение в обратную сторону. При этом под действием сил трения нагрузки на полезную площадь рабочего органа, скребок складывается и происходит холостой ход, при котором отсутствует перемещение навозной массы по каналу.

Количество рабочих органов в установке - по три в каждом канале. Экспериментальный образец навозоуборочного транспортера установлен в действующем коровнике хозяйства ТНВ «Новомедянское» Кировской области.

Для определения оптимальных конструктивно-технологических параметров совместно с Кировской МИС проведены предварительные экспериментальные исследования скреперной установки в условиях рабочего коровника.

План экспериментальных исследований включал четыре этапа.

Первый этап - разработка, изготовление и монтаж экспериментальной установки.

Второй этап - экспериментальные исследования, которые проводились на одной (правой) ветви установки, при этом изменяли высоту навоза в канале от 50 мм до 150 мм. Начальные конструктивные размеры каналов, рабочих органов и их количество не изменяли. При проведении исследований измеряли тяговое усилие, потребляемую мощность, при этом скорость движения рабочих органов, физико-механические свойства навоза (плотность, влажность и фракционность состава) оставались постоянными при разном уровне навоза в канале. Тяговое звено динамометра устанавливалось на правой ветви установки перед первым скребком. Интервал измерений составлял 30 с. Измерения потребляемой мощности производились измерительными клещами в цепи блока управления, интервал измерений 30 с. После проведения опытов измеряли остаток навоза в канале.

Для сокращения количества опытов и оптимизации экспериментальных исследований, параметры второй продольной ветви транспортера условно принимаются равными испытуемой ветви. Влажность навоза определялась методом выпаривания, плотность определялась путем отношения массы навоза к его объему. Фракционный состав после выпаривания массы определялся по количеству составных частиц в процентном отношении к общему количеству.

Рис. 4. Измерение высоты навоза в канале испытуемой ветви транспортера

Второй этап экспериментальных исследований проводился в соответствии с программой испытаний по ГОСТ Р52777-2007, п.5.7; СТО АИСТ 2.32009, п.5.5.3. Проведено два опыта в трехкратной повторности, как при холостом ходе скребков, так и при рабочих ходах.

По результатам проведения первого опыта получены следующие параметры навоза: влажность - 87,1%, плотность - 1,07 т/м , средняя высота навоза в канале до уборки - 61 мм, средняя высота навоза в канале после уборки - 19 мм, общее время работы транспортера - 28,52 мин., скорость движения скребков -0,092 м/с, температура навоза в канале - 13.9°С.

Фракционный состав навоза приведен в таблице 1.

Таблица 1. Фракционный состав навоза (первый опыт)

Размер частиц, мм Количество, % Размер частиц, мм Количество, %

0-5 74.4 20-25 0,4

5-10 23,6 25-30 0,2

10-15 0,2 Свыше 30 0,2

15-20 0,4

Результаты измерения хода скребка до полного его раскрытия приведены в таблице 2, а результаты измерения тягового усилия и потребляемой мощности приведены в таблице 3.

Таблица 2. Ход скребка до полного раскрытия (первый опыт)

Номер повторности Длина хода, м

1. 0,90

2. 1,25

3. 1,10

Таблица 3. Результаты измерения тягового усилия и потребляемой мощности

(первый опыт)

Период измерений, мин. Рабочий ход

Показания тягового звена, кг Потребляемая мощность, кВт.

1 п. 2 п. 3 п. 1 п. 2 п. 3 п.

0,5-1,0 460 323 351 0,65 0,64 0,63

1,0-1,5 540 350 363 0,70 0,66 0,64

1,5-2,0 580 346 357 0,72 0,68 0,66

2,0-2,5 600 360 375 0,76 0,69 0,67

2,5-3,0 620 490 342 0,75 0,70 0,68

3,0-3,5 385 0,76 0,71 0,69

3,5-4,0 490 401 0,73 0,72 0,70

4,0-4,5 620 421 0,73 0,71 0,70

4,5-4,8 500 490 380 0,72 0,71 0,69

По полученным результатам расчетная производительность и удельная энергоемкость по измерениям первого опыта составила:

^ 0,618-66,8-(0,061-0,019>1,07-60 . „ _ .

О = ---:——-х2 = 7,8 т/ч

^ 28,52 '

Э = ^ = 0,0873 кВтч/т

7,8 '

Во втором опыте средняя высота навоза в канале до уборки была увели-

-5

чена до 82 мм, при этом его влажность составляла 84,8%, плотность 1,047 т/м , скорость движения транспортера - 0,091 м/с, общее время работы транспортера - 28,8 мин., температура навоза в канале - 11,5°С. Фракционный состав навоза приведен в таблице 4.

Таблица 4. Фракционный состав навоза (второй опыт)

Размер частиц, мм Количество, % Размер частиц, мм Количество, %

0-5 85,2 20-25 0,6

5-10 12,1 25-30 0

10-15 1,3 Свыше 30 0,5

15-20 0,3

Результаты измерения хода скребка до полного его раскрытия приведены в таблице 5, а результаты измерения тягового усилия и потребляемой мощности приведены в таблице 6.

Таблица 5. Ход скребка до полного раскрытия (второй опыт)

Номер повторности Длина хода, м

1. 0,95

2. 1,15

3. 1,10

Таблица 6. Результаты измерения тягового усилия и потребляемой мощности (2 опыт)

Период измерений, мин. Рабочий ход

Показания тягового звена, кг Потребляемая мощность, кВт.

1 п. 2 п. 3 п. 1 п. 2 п. 3 п.

0,5-1,0 370 340 370 0,68 0,69 0,68

1,0-1,5 400 391 407 0,74 0,71 0,70

1,5-2,0 460 420 444 0,78 0,81 0,75

2,0-2,5 480 495 496 0,82 0,80 0,78

2,5-3,0 500 508 506 0,84 0,81 0,79

3,0-3,5 520 580 470 0,88 0,83 0,80

3,5-4,0 600 620 520 0,96 0,84 0,79

4,0-4,5 715 775 670 0,93 0,81 0,82

4,5-4,8 585 620 570 0,88 0,80 0,78

По второму опыту расчетная производительность составила 8,6 т/ч, а удельная энергоемкость - 0,091 кВтч/т.

Результаты проведенных исследований показали, что увеличение высоты навоза в канале ведет к увеличению производительности устройства при незначительном увеличении энергоемкости. Анализ полученных результатов также показывает, что потребляемую мощность на холостой ход можно снизить за счет снижения коэффициента трения скребков о дно и стенки канала. Поэтому в дальнейшем при строительстве фермы в СПК «Искра» Кировской области будут использовать навозоуборочные каналы из композитных материалов (рис. 5). Образец такого канала изготовлен и испытан на прочность.

Рис. 5. Навозоуборочный канал из композитных материалов

Литература:

1. Рекомендации по системам удаления, транспортирования, хранения и подготовки к использованию навоза для различных производственных и природно-климатических условий. М.: Росинформагротех, 2005. 180с.

2. Опыт реконструкции и технологической модернизации молочных ферм. М.: Росинформагротех, 2010. 192с.

3. Пат. 123293 РФ. Транспортер скребковый горизонтальный консольный для животноводства / Ю.А. Пахтусов [и др.]. Опубл. 06.02.13, Бюл. №36.

4. Савиных П.А., Филипчик В.А. Энергосберегающая молочная ферма крупного рогатого скота СПК «Искра» Кировской области // Вестник ВНИИМЖ. 2012. №2(6). С. 26-31.

Савиных Пётр Алексеевич, доктор технических наук, заведующий лабораторией Филипчик Виталий Анатольевич, соискатель

ГНУ зональный НИИ сельского хозяйства Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого Тел. (8332) 33-10-23 E-mail: peter.savinyh@mail.ru

The manure-removing transporter which has consol scraper as a labour body is designed. Scraper consists of slide-block with blade fastened by joints having two degree of freedom. Blade has rectangle shape 579 mm width and 346 mm height. Keywords: scraper, manure-removing transporter, beam, slide-block, chain, travel, idling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.