Научная статья на тему 'Результаты исследований износостойкости деталей после антифрикционной электромеханической обработки'

Результаты исследований износостойкости деталей после антифрикционной электромеханической обработки Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / АНТИФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / ПОВЕРХНОСТЬ / ИЗНОС

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Яковлев Сергей Александрович

В статье предложена новая технология электромеханического воздействия, позволяющая повысить антифрикционные свойства деталей с одновременным снижением энергетических затрат на обработку. Приведены результаты исследований износостойкости деталей машин после различных способов упрочнения в сочетании с различными материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Яковлев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the new technology of the electromechanical influence, allowing to raise antifrictional properties of details with simultaneous decrease in power expenses for processing is offered. Results of researches of wear resistance of details of cars after various ways of hardening in a combination to various materials are resulted.

Текст научной работы на тему «Результаты исследований износостойкости деталей после антифрикционной электромеханической обработки»

Б и бл и о г р а фи ч ес к и й сп и со к

1 . Бо роди н, И .Ф. Эл е ктр ичество н а

о ч и ст ке и се п а ра ци и с е мя н / И. Ф. Бо роди н , В . Н . Шм и гел ь // Сел ьс к и й меха н и за то р . -1997, № 10, с. 20-22.

2 . Па т. 2402383 Росс и й с ка я Феде ра -ция, МПК 03С7/02 Диэл е ктр ич ес ки й се п ар ато р зе р н о во й с м е с и / Е п и ще н ко А . С ., Нов и ко в В .В ., Ла р и о н о в Ю .В . ; за я в ител ь и п а -

те н тоо бл а да тел ь ФГОУ Са м а рс ка я го суда р -ственная сельскохозяйственная академия. - № 2009139245/03; заявл. 23.10.09; опубл. 2 7 . 1 0 . 1 0 ; Б юл . N9 30 . - 4 с .

3 . Ко н о ва л о в, В .В . П ра кти кум п о о б -работке результатов научных исследований с п о мо щь ю ПЭВМ / В . В . Ко н о вал о в . - Пе н за : ПГСХА , 2003. - 176 с .

УДК 631.3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ ПОСЛЕ АНТИФРИКЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

Я ко вл е в С е р ге й Ал е кс а н д р о в и ч, ка н д и д ат т ехн и ч е ских н аук, д о и е н т ФГБОУ ВПО « Ул ья н о в ская го суд ар ст в е н н ая сел ь скохозя й ст в е н н ая а ка д ем ия » 432063, г. Ул ья н о в ск, Бул ь в ар Но в ы й Ве н е и, 1 Е- таИ: Jakseal @ таИ. ги

Кл юч е в ы е сл о ва : электром ехан и ческая о бр або т ка, ан т и фр и ки и о нн ы/е сво й-ства, поверхность, износ.

В ст ат ь е пр е дложе н а н о в ая т ехн оло г ия эле ктр ом ехан и ч е ско го в оз д е й ст в ия, п оз в оляющая повысить антифрикиионны/е свойства деталей с одновременным сни-же н и ем э н ер ге т и ч е ских з атр а т н а о бр а бо т ку. Пр и в е д е н Ы1 р езул ь т а т Ы1 и ссле д о в ан и й из н о со ст о й ко ст и д е т ал е й м а ш и н п о сл е р азл и ч н ы/х сп о со бо в упр о чн е н ия в со ч е-тании с различными материалами.

Ка ч е ство м а ш и н и а гр е га то в в з н а ч и -тельной мере определяют эксплуатационные свойства поверхностных слоев деталей. Поэто му иссл едо ва н ия, н а п ра вл е н н ы е н а технологическое обеспечение эксплуатационных свойств изделий при их изготовлении или ремонте, являются весьма актуальными.

Цел ь ю и ссл едо ва н и й я вля л ос ь тех н о-логическое обеспечение антифрикционных свойств поверхностей деталей применением процессов электромеханической обра-б отк и ( ЭМО) дл я п о в Ы1 ш е н ия дол го ве ч н о сти трущихся сопряжений.

ЭМО отл и ч а е тся те х н ол о г и ч е с ко й п р о -стотой и высокой эффективностью, низкими энергозатратами на выполнение операций процесса, безопасностью и экологической ч и стото й [ 1, 2] . М н о гоч и сл е н н ы I е и ссл едо ва -

ния в области электромеханической обра-б отк и , п ро веде н н ы I е в Росс и и и за руб ежо м, показали высокую конкурентоспособность этой технологии при изготовлении и восстановлении деталей машин, особенно в ре м о н тн о м п ро и з водстве . Одн а ко во п рос ы повышения триботехнических характери-ст и к п о в е рх н о сте й п о сл е ЭМО м а л о и зуч е н ы I и требуют дополнительных исследований.

Ка к из вестн о, а нти фр и кци о н ность -это способность сплава обеспечивать низкий коэффициент трения скольжения, следовательно, небольшие потери на трение и малую скорость изнашивания сопряженной детал и . Антиф р и кцио н н ые с во йства особенно важны в сопряжениях подшипников скольжения, поэтому объектом исследований являлись поверхности контакта стальных деталей с подшипниками скольжения,

которые в основном изготавливают из сплавов меди (бронза, латунь), из чугуна, а иногда и из стали.

Для по в ы ше н ия а нтифр и кцио н н ых свойств поверхностей в машиностроении и ремонтном производстве широко применяют финишную антифрикционную без-а б р а з и в н у ю о б р а б от ку ( ФАБО ) . Ее су ш, н о ст ь заключается в том, что поверхности трения деталей покрывают тонким слоем (1...3 мкм) меди или ее сплавов, вследствие чего они приобретают высокие антифрикцион-н ы е с во й ст ва и ко н та ктн у ю же ст ко сть . Этот способ повышает триботехнические показатели за счет заполнения полостей, устьев микротрещин и углублений микронеров-н осте й п р исадоч н ы м мате р иал ом . Одн а -ко при таком способе обработки структура поверхностного слоя не изменяется и износостойкость поверхности повышается лишь частично.

Хо ро ш ие резул ьтаты по ка зало п ред-варительное нанесение на поверхность стальных и чугунных деталей тонкого антифрикционного слоя из меди или ее сплавов с последующим электромеханическим сгла-ж и ва н и ем ( ЭМС) тве рдос пл а в н ы м и н стру-ментом.

На р и су н ке 1 п р едста вл е н а схе м а н а -н е се н ия п о к р ыти й с п осл еду ю ши м ЭМС [ 3 ] . На п о ве рх н о ст ь с и сход н о й ш е р охо в а то ст ь ю (рис. 1, а) наносят за счет принудительного трения дополнительный ма териал . Получа -ется поверхность, состоящая из основного материала и дополнительного металла, частицы которого располагаются во впадинах исходного профиля, образуя незначитель-н ы е пустоты ( р и с . 1, б ) . П р и п о сл еду ю ше м электромеханическом сглаживании в месте контакта обрабатывающего инструмента с деталью происходит деформация и местный нагрев поверхности выше температуры фазового превращения, что приводит к разрушению окисных пленок, смятию микронеровностей с одновременным плотным заполнением полостей, устьев микротрещин и углублений присадочным материалом - его «завальцовыванию» (рис. 1, в).

Та кое ко м б и н и ро ва н н ое возде йств и е позволяет получить на поверхности микрорельеф поверхности из слоев с твердостью до 9 ГПа ( б ел ь I й у п р о ч н е н н ь I й сл о й ) и уч а ст-ками с нанесенным антифрикционным покрытием, что повышает антифрикционные свойства поверхностного слоя деталей и их коррозионную стойкость.

а

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МЕТАЛЛ

дополнительный металл

а) и схо д н а я п о в ерхн о ст ь; б) п о в ерх-ность после натирания дополнительным м е т алл ом; в) п о в ерхн о ст ь п о сл е эл е кт р о -механического сглаживания

Рис. 1. Схема на несен ия допол н и-тельного антифрикционного материала с п о сл едую щ и м ЭМС

С цел ь ю по в ы ш е н ия п ро из водител ь-ности такой технологии предложено одновременно наносить антифрикционный материал с помощью инструмента в виде прутка и проводить электромеханическое сглаживание твердосплавным неподвижным роликом, объединив пруток и ролик в одн у эл е ктр и ч е с ку ю ра б оч ую це п ь [4 ] . Та -

на поверхность металлов был назван анти-

ботко й (АЭМО) . Ис пол ьзо ва н ие п рутка из антифрикционного материала для подвода электрического тока позволяет сократить

цепи, исключив из нее электроконтактное устро й ство, в кото ро м п ро и сходит до 4 0% всех потерь.

Для исследо ва н ия эффе кти в ности

АЭМО и с п ол ьзо ва л и ва л ы и з ста л и 45 , ка к

строе н и и . В ка ч естве а нтифр и кцио н н о го м а те р и а л а и с п ол ьзо вал и м едь М3, б р о н зу Б рОЦС- 3-5 -5 и л а ту н ь Л-62 . П р и и с п ол ьзо-вании меди наблюдаются схватывания, что с вя за н о с в Ы1 со ко й е е п л а сти ч н ост ь ю . Луч -

П р и АЭМО и ссл едо ва л ос ь та кже вл и -яние на перенос антифрикционных материалов скорости обработки и давления антифрикционного материала на натира-е мую по ве рхность . На илуч ш ие резул ьтаты1

Мтр,

Нм

2,3

получены на следующих режимах: скорость об ра ботк и v=1,4 . . . 1, 6 м/с, да вле н ие а нти-ф р и к ци о н н о го м а те р и а л а 14 . . . 15 Па , п ода -ч а и н ст рум е нта - п рутка б=0, 1 . . . 1 м м/о б, п р и исходн о й ш е рохо ватости по ве рхн ости Rа

2 , 5 . . . 6, 3 . Эт и р е ж и м ы I до в ол ь н о бл и з к и к р е -жимам электромеханического сглаживания (ЭМС) .

Для определения антифрикционн ых

ч ет ы I ре п а рти и рол и ко в и з ста л и 45 . Пе р ву ю партию образцов не подвергали дополнительному упрочнению, вторую партию образцов упрочняли электромеханическим с гл а ж и ва н и е м ( ЭМС), тр ет ь ю п а рти ю п од-

ч е с ко й о б ра б отке (АЭМО), ч етве рту ю п а р-

последующим низким отпуском.

После вз ве ш и ва н ия об ра з цы подвергали износным испытаниям по схеме рол и к - кол одка в м а сл е М-8В SAE 20W-2 0 ТУ-025 3-052-04001396-02 н а м а ш и н е т р е н и я 2070 СМТ- 1 п о с т а н да р т н о й м е тод и ке [ 5 ] . Ма те р и а л кол одо к - н о р м а л и з о в а н н а я с та л ь

2,1

V

1,5

1,3

1,1

0,9

07

0,5

Ч. —

N

С ) С X

32

8 16 24

■ Без упрочнерия —х—Закалка с низким отпуском л ЭМС

Р и с . 2 . За в и с имо сть м о м е н та тр е н ия от в ре м е н и п р и ра б отк и

48

54 Т, мин

■АЭМО

а - ролики после различных способов обработки в паре тр ен ия со ст ал ь н ым и кол о д кам и; б - р ол ики п осл е АЭМО в п ар е трения с колодками из различных материалов

Р и с . 3 . Из н о с р ол и ко в и кол одо к п о сл е и с п ыта н и й на т рен и е

4 5 . Время испытания со -ставляло 60 мин, частота вращения роликов - 500 мин-1, нагрузка на колодку - 600 Н.

Д и на м и ка из ме н е-ния момента трения представлена на рисунке 2.

Проведя анализ

динамики изменений момента трения, можно сделать вывод, что у роликов, подвергнутых АЭМО, в п ро це ссе и с п Ы1 -таний был зарегистрирован наименьший момент т р е н и я . Это го в о р и т о б о -лее высоких антифрикционных свойствах поверхности, что обеспечивает более низкую скорость изнашивания роликов,

о б ра бота н н Ы1Х АЭМО,

по сравнению с другими способами обработки роликов.

Ср а в н и т е л ь н а я оценка износостойкости поверхностей деталей после различных методов обработки (рисунок 3, а) показала, что в сравнении с неупрочненны-ми образцами объемная закалка с отпуском повышает износостойкость поверхности роликов в 1,32 раза, колодок - в 2,46 раза; электромеханическое сглаживание повышает износостойкость поверхности роликов в 1,57 раза, колодок - в 2,86 раза; антифрикционная электромеханическая обработка повышает износостойкость роликов в 1,9 раза, колодок - в 3,14 ра за . Следует отметить по в Ы1 ш е н и е и з н о-состойкости поверхностей образцов после АЭМО п о отн о ш е н и ю к ЭМС для р ол и ко в в 1,21 раза, колодок - в 1,1 раза, что подтверждает повышение антифрикционных свойств дета л е й п р и п р и м е н е н и и п р о це с с о в АЭМО.

Для п ро ве р к и и з н осо сто й ко сти дета -лей машин после антифрикционной электромеханической обработки были проведены дополнительные исследования на износ п р и тр е н и и ста л ь н Ы1 х рол и ко в п о сл е АЭМО с кол одка м и и з р а зл и ч н Ы1Х м а те р и а л о в . Для этого были изготовлены колодки из стали 45, с е р о го ч у гу н а СЧ- 2 1 и б р о н з Ы I Б р ОСЦ- 3 -5 -5 .

На р и сун ке 3, б п редста вл е н с редн и й износ роликов и колодок после проведения дополнительных износных испытаний.

А н а л и з да н н Ы I х п о ка з а л , ч то с а м а я в Ы I -сокая износостойкость наблюдается в паре т р е н и я р ол и ка п о сл е е го АЭМО с б р о н з о в о й кол одко й . Па ра т ре н ия ста л ь н о й рол и к п о -

сл е АЭМО - ч у гу н н а я кол одка да ет п о с ра в н е -нию с другими парами трения повышенный износ как роликов, так и колодок.

По р е зул ьта та м т р и б ол о г и ч е с к и х и с п ь і -таний можно сделать следующие выводы.

1 . В ыя вле но з нач ител ьное с н иже н ие момента трения образцов после электромеха н ичес ко й об ра ботки . М и н имал ьн ы й момент трения имеют образцы после антифрикционной электромеханической обработки, что свидетельствует о высоких антифрикционных свойствах обработанных поверхностей.

2 . И н те н с и в н о ст ь и з н а ш и в а н и я дета л е й п о сл е АЭМО п о с ра в н е н и ю с дета л я м и п о сл е ЭМСс н и жа е тся н а 1 0 . . . 2 1% .

3 . П р и ме н е н ие тех н ол о ги и АЭМО н а и-более эффективно для деталей из стали, работающих в паре трения с деталями, изготовленными из бронзы.

Б и бл и о г ра ф и ч еск и й с п и со к

1 . Ас ки на зи Б .М . Уп роч не н ие и вос-

становление деталей машин электромехани-ч е с ко й о б ра ботко й . - М. : Ма ш и н острое н ие, 1989.-200 с.

2 . Ба гмуто в В .П . , Па р ш е в С .Н . , Дуд к и н а Н .Г., Заха ро в И .Н . Эле ктро меха н и ч ес кая о б-работка: технологические и физические осн ов ы, сво йства, реал иза ция .- Но вос иб и рск : На у ка , 2003.-318 с .

3 . Я ко вл е в С.А ., Лун оч к и н а С.Р. Те о ре -тические предпосылки повышения коррозионной стойкости деталей машин электромеха н ическо й об ра ботко й . Вестн и к УГСХА, 2006, № 1, с. 70...73.

4 . Пате нт N9 2 193606 РФ, 7С2 3С24/02.

Способ об ра ботки стал ьн ы1х и чугун-н ы1х по ве рхн осте й издел и й/В. И .Ж и га н ов, С.А.Я ковле в; зая вл . 02.02.2000, опубл .

27. 11.2002. Б юл . N9 33.

5 . Методы1 э кс п е р и ме нтал ь н о й о це н -ки фрикционной совместимости материалов т ру щ ихся со п ря же н и й РД 50-662-88 / Го суда р -ст ве н н ы I й ко м и те т СССР п о ста н да рта м . - М. : Изда тел ьств о ста н да рто в, 1988. -8 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.