Научная статья на тему 'Результаты интервьюирования экспертов баскетболистов и волейболистов по вопросам агрессии и эмоционального выгорания спортсменов'

Результаты интервьюирования экспертов баскетболистов и волейболистов по вопросам агрессии и эмоционального выгорания спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ВОЛЕЙБОЛ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА / СПОРТСМЕН / BASKETBALL / VOLLEYBALL / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / EMOTIONAL BURNOUT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL RELATIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK / PREVENTION / ATHLETE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебренникова Николетта Александровна, Бикмухаметов Роберт Кабирович

Психоэмоциональный статус личности признается феноменом психологии как интегрирующий и процессуальный характер психологического состояния, эмоциональных качеств и общественно-эмоционального взаимоотношения персоны. Исследование агрессии в спортивной области предполагает заинтересованность в целях проведения психологических исследований, так как отмечается специфика в рассматриваемой области, а именно состязательность, невозможность действий без стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Предложенный подход по рассмотрению психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности спортсменов актуален для работы на практике в игровых видах спорта, равно как результат профессионального выгорания, что появляется и выражается равно как итог индивидуальных деструкций, образующихся из-за психологического и психофизиологического усилия, сопряженного с уменьшением профессионального благополучия и удовлетворенности итогами собственной работы и собою полностью. Основным содержанием работы является «ядро», основанное на анализе научно-методической литературы, а также на полученных и проанализированных материалах интервьюирования экспертов-специалистов, ведущих тренеров и действующих спортсменов в рассматриваемых видах спорта (баскетбол и волейбол), согласно проблемам воздействия разных условий, порождающих выражение враждебность и психологического выгорания в рассматриваемых видах спорта. Опираясь на изученные материалы обозначены ключевые воззрения (позиции) экспертов в спортивной деятельности по проявлению и выраженности агрессии вследствие проявления эмоционального выгорания у спортсменов в игровых видах спорта (баскетбол и волейбол), ее формирование и оптимальная выраженность по средствам регулирования, коррекции, самоконтроля и коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебренникова Николетта Александровна, Бикмухаметов Роберт Кабирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the interviewing of expert basketballers and volleyballers about issues of aggression and emotional burnout of sportsmen

The psychoemotional status of the individual is recognized by the phenomenon of psychology as an integrative and procedural character of the psychological state, the emotional-qualitative, and social-emotional relationships of the individuals. The study of aggression in the sports field implies an interest in the conduct of psychological research, namely: the competition, the impossibility of action without the desire to limit the opponent's ability to win. The proposed approach to the consideration of psycho-emotional states and psychological characteristics of the personality of athletes is relevant for work in practice in team sports, as well as the result of professional burnout, which appears and is expressed equally as a result of the individual destructions, resulting from the psychological and physiological efforts associated with a decrease in professional well-being and satisfaction with the results of own work and yourself completely. The main content of the work is the “core”, based on the analysis of the scientific and methodological literature, as well as on the obtained and analyzed materials interviewing experts, leading coaches and active athletes in the sports under consideration (basketball and volleyball), according to the problems of exposure to the different conditions of expression of hostility and psychological burnout in the sports in question. Based on the materials studied, the key views (positions) of experts in sports activities on the manifestation and severity of aggression due to emotional burnout among the athletes in team sports (basketball and volleyball), its formation and optimal expression by means of the regulation, correction, self-control and communication have been determined.

Текст научной работы на тему «Результаты интервьюирования экспертов баскетболистов и волейболистов по вопросам агрессии и эмоционального выгорания спортсменов»

3. Мухина, М.А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М.А. Мухина // Молодой ученый. - 2018. - № 19. - С. 41-47.

4. Рындак, В .Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) : монография / В.Г. Рындак. - М. : Педагогический вестник, 1997. - 244 с.

5. Туник, Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник // Школьный психолог - 2000. -№ 47. - С. 56-62.

REFERENCES

1. Karakulin, S.A. (2006), Formation of creative potential of future teachers (on material of average special educational institutions, dissertation: Volgograd.

2. Marishchuk, V.L., Bludov, Yu.M., Plakhtiyenko, V.A. and Serova, L.K. (1984), Psychodiagnostics techniques in sport: manual, Education, Moscow.

3. Mukhina, M.A. (2018), "Essence and maintenance of the concept "creative potential"", Young scientist, No. 19, pp. 41-47.

4. Ryndak, V.G. (1997), Continuous education and development of creative potential of the teacher (theory of interaction): monograph, Pedagogical messenger, Moscow.

5. Tunics E. (2000), "Questionnaire of creativity of Johnson", School psychologist, No. 47, pp.

56-62.

Контактная информация: apmatveev0609@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2019

УДК 796.32:159.9

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ АГРЕССИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Николетта Александровна Серебренникова, старший преподаватель, Роберт Кабирович Бикмухаметов, доктор педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

Психоэмоциональный статус личности признается феноменом психологии как интегрирующий и процессуальный характер психологического состояния, эмоциональных качеств и общественно-эмоционального взаимоотношения персоны. Исследование агрессии в спортивной области предполагает заинтересованность в целях проведения психологических исследований, так как отмечается специфика в рассматриваемой области, а именно - состязательность, невозможность действий без стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Предложенный подход по рассмотрению психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности спортсменов актуален для работы на практике в игровых видах спорта, равно как результат профессионального выгорания, что появляется и выражается равно как итог индивидуальных деструкций, образующихся из-за психологического и психофизиологического усилия, сопряженного с уменьшением профессионального благополучия и удовлетворенности итогами собственной работы и собою полностью. Основным содержанием работы является «ядро», основанное на анализе научно-методической литературы, а также на полученных и проанализированных материалах интервьюирования экспертов-специалистов, ведущих тренеров и действующих спортсменов в рассматриваемых видах спорта (баскетбол и волейбол), согласно проблемам воздействия разных условий, порождающих выражение враждебность и психологического выгорания в рассматриваемых видах спорта. Опираясь на изученные материалы обозначены ключевые воззрения (позиции) экспертов в спортивной деятельности по проявлению и выраженности агрессии вследствие проявления эмоционального выгорания у спортсменов в игровых видах спорта (баскетбол и волейбол), ее формирование и оптимальная выраженность по средствам регулирования, коррекции, самоконтроля и коммуникативной деятельности.

Ключевые слова: баскетбол, волейбол, агрессия, агрессивное поведение, эмоциональное выгорание, социально-психологические отношения, психолого-педагогическая работа, профилактика, спортсмен.

RESULTS OF THE INTERVIEWING OF EXPERT BASKETBALLERS AND VOLLEYBALLERS ABOUT ISSUES OF AGGRESSION AND EMOTIONAL BURNOUT OF SPORTSMEN

Nicoletta Aleksandrovna Serebrennikova, the senior teacher, Robert Kabirovich Bikmuhametov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Annotation

The psychoemotional status of the individual is recognized by the phenomenon of psychology as an integrative and procedural character of the psychological state, the emotional-qualitative, and social-emotional relationships of the individuals. The study of aggression in the sports field implies an interest in the conduct of psychological research, namely: the competition, the impossibility of action without the desire to limit the opponent's ability to win. The proposed approach to the consideration of psycho-emotional states and psychological characteristics of the personality of athletes is relevant for work in practice in team sports, as well as the result of professional burnout, which appears and is expressed equally as a result of the individual destructions, resulting from the psychological and physiological efforts associated with a decrease in professional well-being and satisfaction with the results of own work and yourself completely. The main content of the work is the "core", based on the analysis of the scientific and methodological literature, as well as on the obtained and analyzed materials interviewing experts, leading coaches and active athletes in the sports under consideration (basketball and volleyball), according to the problems of exposure to the different conditions of expression of hostility and psychological burnout in the sports in question. Based on the materials studied, the key views (positions) of experts in sports activities on the manifestation and severity of aggression due to emotional burnout among the athletes in team sports (basketball and volleyball), its formation and optimal expression by means of the regulation, correction, self-control and communication have been determined.

Keywords: basketball, volleyball, aggression, aggressive behavior, emotional burnout, socio-psy-chological relations, psychological and pedagogical work, prevention, athlete.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе и психологии спорта наблюдается рост интереса и изучения проявления агрессии, который обуславливается тем, что нынешние требования к спортивной подготовке стали более жесткие. Агрессия, по нашему мнению, является защитной установкой, которая проявляется вследствие проявления симптомов синдрома эмоционального выгорания спортсменов, ведь она не редко рассматривает, как одна из форм реагирования на различные неблагоприятные физические и психические отношения к жизненным ситуациям, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Во избежание противоречий теорий и практики (спортивной реальности), по нашему мнению, возникает необходимость изучения позиций (мнений) экспертов баскетболистов и волейболистов, деятельность которых непосредственно связана с тренировочным и соревновательным процессом [1, 2].

Цель исследования: изучить вопросы агрессии и эмоционального выгорания спортсменов в баскетболе и волейболе.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено «экспертное интервью» с 50 экспертами - специалистами в игровых видах спорта (баскетбол и волейбол), по 25 экспертов - баскетболистов и 25 экспертов - волейболистов, по вопросам касающихся агрессии, эмоционального выгорания и регулирования психологических состояний спортсменов в рассматриваемых видах спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

На первый вопрос интервью «Как Вы можете объяснить понятие «агрессия» в спорте?», большинство экспертов, что составляет 68% (34 человека) интервьюированных, из них 12 (48%) баскетболистов и 22 (88%) волейболистов, отметили положительное

отношение к агрессии в спорте, так как это «Составляющая часть конкуренции» - по мнению Бориса Николаевича Колчинс, старшего тренера мужского волейбольного клуба «Урал».

А заслуженный мастер спорта по баскетболу, старший тренер мужской сборной России по баскетболу, Сергей Владимирович Быков привел, к примеру, что «Спорт является плацдармом, где проявляются животные инстинкты, некие гладиаторские бои, где на агрессии (неподконтрольной или как «инструментарий») легко вводить себя в состояние готовности к решению спортивных задач».

Также Александр Владимирович Абросимов, мастер спорта по волейболу, центральный блокирующий мужского волейбольного клуба «Урал» г. Уфа, ответил так: «Это эмоция, направленная на преодоление либо себя, либо сопротивление соперника для достижения максимального результата, а зачастую это эмоция носит характер - вызывающий; прямо или явно указывающий на то, что спортсмен готов приложить максимум усилий для достижения своих целей, и не всегда эти усилия могут быть этичны с точки зрения морали».

Но не стоит забывать о противоположном мнении экспертов, которое составляет 20% (10 человек) интервьюированных, из них 8 (32%) баскетболистов и 2 (8%) волейболиста, выразили отрицательное отношение к агрессии в спорте, так как это «Некомпетентность спортсменов» - по мнению Елены Андонисовны Торникиду, заслуженного мастера спорта СССР по баскетболу, Олимпийской чемпионки, игрока ЖМВА.

«Агрессия в спорте - это неконтролируемое поведение» - высказала свое мнение Елена Ефимовна Чаусова, заслуженный мастер спорта СССР по баскетболу, чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы, трехкратная чемпионка СССР, обладательница Кубка Лилиан Ронкетти.

Интересный ответ мы получили от Екатерины Александровны Гамовой, российской волейболистки, заслуженного мастера спорта России: «Агрессия - поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии! А это у меня не вяжется со спортом. Если рассмотреть инструментальную агрессию - то я понимаю это как способность соперничать и вести спортивную борьбу во время игры, выполняя указания тренера показывая свой характер в рамках правил. А все, что выходит за описанное, я бы отнесла к деструктивной агрессии - а это невоспитанность человека, которому в детстве не объяснили, что оскорблять, причинять боль, драться не хорошо! Нормальный и воспитанный человек, найдёт выход эмоциям, не применяя силу к другому человеку!».

Также противоположную позицию от большинства занимает Сергей Юрьевич Те-тюхин, Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта России, который считает, что «Это неспортивное поведение, наносящее вред физический и не только, которое мотивировано или спровоцировано кем-либо».

Необходимо выделить также иную точку зрения, что отражается в 12% (6 человек) интервьюированных, из них 5 (20%) баскетболистов и 1 (4%) волейболист, которых можно отнести к «нейтральной» позиции по отношению к агрессии в спорте с учетов выше указанных мнений. Для примера приведем мнение Бориса Георгиевича Ливанова, мастера спорта СССР, заслуженного тренера России, члена комплексной научной группы при сборных командах России, специалиста департамента профессионального баскетбола российской федерации баскетбола, который объясняет агрессию, «Как повышенный эмоциональный фон, переходящий какие-то рамки». Борис Георгиевич подразделяет агрессию на деструктивную (необладание со своими нервами и реакция на провокации) и инструментальную (инструмент ведения спортивной борьбы), а также отмечает, что агрессия, кроме деструктивной, в спорте имеет место быть, и нельзя оценить положительно или отрицательно. Агрессия - это часть работы, нельзя назвать личной агрессией, так как его вынуждают делать, выполняя тактические установки для ведения игры и моделирования нужной

ситуации.

Следует сделать вывод о том, что «агрессия в спорте» существует и является неотъемлемой частью спортивной деятельности (конкуренции), преимущественная направленность которой определяется достижением единственной цели, которая заключается в превосходстве над соперником, т.е. победе в целом. Отметим, что эксперты подразделяют агрессию на инструментальную (инструмент ведения игры и моделирования нужной ситуации) и деструктивную (нанесение физического или психологического вреда), а также отметим неприемлемость к последней.

В последнее время в обществе особое внимание уделяется агрессии в спорте. Социологические исследования подтверждают влияние агрессии на спортивную деятельность и структуру личности спортсменов, тем самым указывая на существование проблемы агрессии в спорте.

На второй вопрос «Как вы считаете, существует ли проблема агрессии в спорте? Если на Ваш взгляд существует, то насколько проблема агрессии в спорте актуальна для развития игровых видов спорта на современном этапе?», большинство экспертов, что составляет 68% (34 человека) интервьюированных, из них 19 (78%) баскетболистов и 15 (60%) волейболистов, считают, что проблема есть и «Агрессия не нужна, если бы мы пошли по принципу что игра - это не поле боевых сражений, а всего лишь игра, которая требует от тебя скорее технических, физиологических и психологических знаний, то зарождалась бы новая культура» - это мнение Сергея Владимировича Быкова.

Р. С. Гилязутдинов, главный тренер волейбольного женского клуба «Динамо-Казань», г. Казань, ответил, что «На данный момент очень актуальна, поскольку девиз спорта «главное не победа, а участие» устарел, и главное в спортивных состязаниях и единственно ценным является победа - суть превосходства над противником и без агрессивного поведения практически невозможна».

Для нас важно мнение Сергея Николаевича Елевича, мастера спорта СССР, заслуженного тренера России, профессора, доктора педагогических наук, специалиста департамента профессионального баскетбола Российской федерации баскетбола, который утверждает «Проблема есть и в развитии никакого положительно баланса она не делает, потому что надо убирать эти эмоциональные действия в игровых моментах»»

Также две Олимпийские чемпионки по баскетболу считают, что рассматриваемая проблема актуальна. Элен Рафаэловна Шакирова, заслуженный мастер спорта СССР по баскетболу, Олимпийская чемпионка, главный тренер женского баскетбольного клуба «Ин-вента» г. Курск, поясняет: «Если взять в процентном соотношении, то все 80%, а причиной, на мой взгляд, является высокая конкуренция и в спорте так же стали более высокие требования». А Елена Андонисовна Торникиду, заслуженный мастер спорта СССР по баскетболу, Олимпийская чемпионка, игрок ЖЫВА, отметила, что «Проблема агрессии в спорте актуальна как в наше время, так и в настоящее время - в современном спорте. Я считаю, что есть несколько причин: 1) спорт стал «жесткий», особенно игровые виды спорта (контактные), так как многое стало, разрешаться правилами игры; 2) «молодые» или «слабые» игроки не различают агрессию и жесткость в спорте; 3) есть некомпетентные и эмоционально слабые игроки, которые не выдерживают накала борьбы, физического давления и эмоционального подавления со стороны соперника (контакта), у которых чаще проявляются необоснованные вспышки гнева-ярости на игрока противоположной команды, товарищей и на тренерский коллектив».

Агрессию, как проблему в спорте не признают 22% (11 человек) интервьюированных, из них 4 (16%) баскетболиста и 7 (28%) волейболистов, а также 10% экспертов, из них 2 (8%) баскетболиста и 3 (12%) волейболистов, занимают нейтралитет, для них агрессия не приемлема и наблюдают ее увеличение, но проблемы как токовой не видят.

Неоднозначное мнение озвучено в интервью с Андреем Сергеевичем Ноздриным, главным тренером мужского волейбольного клуба «Ярославич», г. Ярославль, «На мой

взгляд, актуальна не проблема агрессии, а проблема ее отсутствия в некоторых командах, связанная с чередой неудачных выступлений или сериями проигрышей, поскольку существует проблема флегматичных спортсменов, агрессивных спортсменов, а заряженных на победу крайне мало».

Интересную точку зрения обозначил Александр Владимирович Абросимов, мастер спорта по волейболу, центральный блокирующий мужского волейбольного клуба «Урал» г. Уфа, «Я считаю, что спортивная агрессия не является проблемой, если соревнующиеся спортсмены не выходят за рамки игровых правил и за рамки этических норм, принятых в обществе на данный этап времени, с другой стороны, спортивная агрессия приносит большой вклад в зрелищность соревнований, в активные обсуждения результатов этих соревнований и положительно сказывается на популяризацию спорта».

Марина Игоревна Бабешена, связующий женского волейбольного клуба «Динамо-Москва» г. Москва, заслуженный мастер спорта по волейболу, член национальной сборной по волейболу, имеет нейтральное мнение: «Мне сложно сказать, насколько проблема агрессии в спорте актуальна, но проблема есть, и она мешает спорту и молодым спортсменам развиваться и реализовываться».

Общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов можно сформулировать так: проблема агрессии в спорте существует и в развитии никакого положительно баланса она не делает, чаще «молодые» или «слабые» игроки не различают агрессию и жесткость в спорте, что мешает им реализовываться, а также имеется плюс - агрессия увеличивает зрелищность соревнований и активные обсуждения результатов этих соревнований, не исключено положительное влияние на популяризацию спорта.

Третий вопрос «КакВы считаете, стали более агрессивны спортсмены? Если «Да» - назовите несколько причин, по Вашему мнению?» - большинство экспертов ответило положительно «стали более агрессивны», что составляет 84% (42 человека) интервьюированных, из них 20 (80%) экспертов - баскетболистов и 22 (88%) экспертов - волейболистов.

Борис Николаевич Колчинс, старший тренера волейбольного мужского клуба «Урал», считает «То, что спортсмены стали более агрессивны, это подтверждает то, что «спорт» превратился в профессию и уступать «место под солнцем» никто просто так не собирается».

По мнению Владимира Романовича Алекно, заслуженного тренера России, мастера спорта СССР по волейболу, главного тренера мужского волейбольного клуба «Зенит-Казань», г. Казань, «Если обозначить причины проблемы агрессии в спорте, то это: неопытность, чрезмерные усилия, конкуренция, низкий уровень команды, а также разный «порог агрессивности» спортсменов, перенос бытовых проблем в тренировочный процесс, эмоциональная неустойчивость».

Мнение нескольких интервьюированных сошлись в том, что социально-культурный фактор является основной причиной увеличения агрессии, например, Алексеев Сергей Николаевич, тренер по физические подготовки волейбольного мужского клуба «Зенит-Казань» и национальной сборной, заслуженный тренер Республики Татарстан, считает «Общество в целом стало более агрессивным и спорт только часть его» и Елена Сергеевна Чернышева, лицензированный волейбольный агент, руководитель агентства «Волеймаг», отмечает «Падение общего уровня бытовой культуры, а так же влияние неблагополучной социальной среды, в которой растут и развиваются юные спортсмены (если не всегда, то очень часто)».

Николай Леонидович Куравкин, мастер спорта по волейболу, старший тренер женского волейбольного клуба «Динамо», г. Челябинск, ответил на вопрос так: «Эта проблема существует, так как не все игроки умеют контролировать свои эмоции в состоянии полного физического и психического напряжения (которое периодически происходит во время игры)».

«Спортсмены стали психологически неустойчивыми, поэтому и агрессивные» - думает Елена Андонисовна Торникиду, заслуженный мастер спорта СССР по баскетболу, Олимпийская чемпионка, игрок WNВА. Она указала несколько причин в ответе на второй вопрос, но также отметила, что «Психологической устойчивостью спортсменов должны заниматься тренеры и с детства». А также сделала пояснения «Сейчасмодна психология, но тренеры забывают о психологической подготовке в тренировочном процессе, а после проигранной игры говорят, что не хватило психологии (психологически не выдержали накала, психологически не вытянули игру, не хватило эмоций)».

Однако диаметрально противоположное мнение «Спортсмены стали более агрессивными, их учат этому, воспитывают так», имеет Алена Викторовна Кувшинчикова, тренер команды «ДЮБЛ», женского баскетбольного клуба «Надежда», г. Оренбург.

А мнение Алены Викторовны подтверждается ответом Ильшата Овезгелжиевича Меляева, мастером спорта, тренером по функциональной и индивидуальной подготовке игроков национальных сборных команд России по баскетболу: «Я своих игроков учу этому, если вы вывели людей на эмоции, значит вы победили, потому что когда он вышел на эмоции и в его голове есть информация и цель Вас проучить, то он забывает, что он в коллективе и забывает, что его единственной целью является победа команды». Также Иль-шатом Меляевым ранее было отмечено, что «Для меня агрессия воспринимается только в инструментальном виде, только как мотивация, создание преимущество в игре, то, что это необходимо, я всегда говорю: «доминируй!», доминируй в каждом моменте, доминируй в защите, доминируй в нападении».

В свою очередь иное мнение «спортсмены не стали более агрессивны», выразило 18% (9 человек) интервьюированных, из них 5 (20%) баскетболистов и 4 (16%), например так считает Вадим Александрович Панин, действующий спортсмен, игрок мужского баскетбольного клуба «Зенит» г. Санкт-Петербург, мастер спорта международного класса по баскетболу, также считает, что «Спортсмены не агрессивны, а выросли скорости игры и техническое оснащение игроков».

Евгения Александровна Белякова, игрок женского баскетбольного клуба «УГМК» г. Екатеринбург и национальной команды России по баскетболу, мастер спорта международного класса по баскетболу, не может сказать, что спортсмены стали более агрессивнее «Я лично этого не заметила, как раз наоборот вижу молодое поколение, которое более натурально относится к спорту, получает от него удовольствие».

Обобщив мнения всех экспертов очевидно преимущество мнений о том, что «спортсмены стали более агрессивны» и о причинах: 1) «спорт» превратился в профессию, 2) социально-культурный фактор является основной причиной увеличения агрессии, 3) высокая конкуренция, 4) спортсмены стали психологически неустойчивыми, 5) не все игроки умеют контролировать свои эмоции, 6) учат агрессивному поведению, доминированию над соперником [2].

Многие специалисты в области психологии спорта связывают проблему «агрессии» с одним из ее проявлений, таким как «эмоциональное выгорание» спортсмена [1, 2]. «Связаны ли агрессия и эмоциональное выгорание на Ваш взгляд? Вы согласны ли с этим?» -на четвертый вопрос большинство экспертов, что составляет 82% (41 человек) интервьюированных, из них 19 (76%) баскетболистов и 22 (88%) волейболистов, считают, что «агрессия» и «эмоциональное выгорание» связана.

Борис Георгиевич Ливанов, мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, член комплексной научной группы при сборных командах России, специалист департамента профессионального баскетбола российской федерации баскетбола, объяснил «связаны, особенно деструктивная агрессия, она более холостая, не приводит ни к чему положительному и усугубляет этот эмоциональный фон, потому что агрессия, направленная в нужное русло, направленная к достижению результата, она меньшей степени приводит к этому».

«Наверное, что-то есть в этом, какая-то изюминка», считает Сергей Николаевич Елевич, мастер спорта СССР, заслуженной тренер России, профессор, доктор педагогических наук, специалист департамента профессионального баскетбола российской федерации баскетбола. Сергей Николаевич думает, что ситуация с эмоциями или усталостью может быть, точнее она есть и обозначает ее зоной «турбулентности», в которой находишься, когда что-то не получается. В этой зоне «турбулентности», объясняет С. Н. Елевич, «начинает трясти, мы принимаем иногда те решения, которые не свойственны для нас, они не подходят нам, но мы не знаем, что делать, как преодолеть тот или иной случай».

Серебренников Александр Николаевич, заслуженный тренер Республики Татарстан, мастер спорта СССР, отмечает связь между этими явлениями и считает ее очевидной, а также аналогичного мнения придерживается Фируза Равильевна Бекметова, игрок женского баскетбольного клуба «Казаночка» г. Казань, мастер спорта по баскетболу: «Абсолютно согласна, так как эмоциональное выгорание часто вызвано усталостью от происходящего вокруг, от несбывшихся надежд, то игрок теряет волю к борьбе, озлобляется и начинает вымещать свою злость и обиды на окружающих - как коллег по команде, так и на противников».

Есть мнения экспертов, которые считают, что связь есть и она зависит от человеческих ресурсов, например, Наталья Станиславовна Виеру, игрок женского баскетбольного клуба «УГМК» г. Екатеринбург и национальной команды России по баскетболу, мастер спорта международного класса по баскетболу делится своим мнением: «Тяжело работать на максимальном пределе (включая спортивную агрессию) на протяжении долгого времени это может закончиться эмоциональном выгоранием, что в свою очередь может привести к враждебной агрессии».

Также по мнению Владимира Романовича Алекно, заслуженного тренера России, мастера спорта СССР по волейболу, главного тренера мужского волейбольного клуба «Зенит-Казань», г. Казань, «Главная причина эмоционального выгорания, на мой взгляд, это конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему, им самим и обществом, поэтому возникает как душевное, так и физическое переутомление, раздражительность, а отсюда и появляется агрессия».

«Эмоциональное выгорание - это некое душевное переутомление, при котором нарушается равновесие, баланс. Конечно, при проявлении агрессии, человек теряет нужную концентрацию и направляет свое внимание на другое, менее важное на данный момент (на ненужные споры и конфликты). При этом спортсмен не может использовать свой наилучший технический и физический арсенал» - так считает Максим Михайлович Михайлов, диагональный мужского волейбольного клуба «Зенит-Казань» г. Казань, заслуженный мастер спорта по волейболу, Олимпийским чемпионом.

Своё мнение выразил Мэтью Джон Андерсен, американский волейболист, нападающий национальной сборной США и мужского волейбольного клуба «Зенит-Казань», г. Казань, призер Олимпийских игр: «Да, я согласен со спортивными психологами. Когда спортсмен теряет мотивы, по которым он начал заниматься спортом, он заменяет свою естественную радость материальными целями (трофеями, медалями, деньгами и т. д.). Когда спортсмен теряет свою личную связь с соревнованиями, это дает место негативным мыслям проникнуть в их мозг. Многие спортсмены высшего уровня являются перфекцио-нистами, и мы можем попытаться усовершенствовать то, что находится вне нашего контроля».

Тем не менее не видят связи между «агрессией» и «эмоциональным выгоранием» 12% (6 человек) интервьюированных, из них 4 (16%) баскетболиста и 2 (8%) волейболиста, а также нейтральную точку зрения выразили 6% (3 человека) экспертов, из них 2 (8%) баскетболиста и 1 (4%) волейболист.

По мнению Александра Васильевича Черный, мастера спорта по волейболу, старшего тренера мужского волейбольного клуба «Динамо-Москва», г. Москва, нет связи и

привел личный пример: «Я был игроком «ЦСКА», научился сознательно перед игрой «накручивать» себя, а в тренировках и обычный жизни без каких-либо проявлений агрессии».

Дмитрий Александрович Шувагин, тренер женской и мужской команды «КГЭУ», не может согласиться, что проблема агрессии может быть связана с эмоциональным выгоранием спортсмена, так как считает, что «Агрессорами в спорте всегда бывают только физически и психологически очень сильные люди, они всегда готовы диктовать свои условия и выхода на спортивную арену, готовы доказать это любым способом, а спортсмены, находящиеся в состоянии «эмоционального выгорания» вряд ли способны на агрессию, только может быть от безысходности».

Опираясь на мнение большинства экспертов баскетболистов и волейболистов выделим следующее: 1) связь между «агрессией» и «эмоциональным выгоранием существует», 2) при формировании обусловленной связи проявляется деструктивная агрессия, 3) проявляется конфликтный стиль поведения и озлобленность, 4) истощение человеческого ресурса, 5) снижение мотивации и уверенности в себе, 7) потеря воли к победе и личным достижениям [2].

Пятый вопрос «Как вы думаете можно ли предупредить агрессию при эмоциональном выгорании у спортсменов? Какая работа на Ваш взгляд должна вестись в этом направлении по вашему мнению?» - на первую часть вопроса большинство ответили «можно», на вторую часть вопроса - мы также непредставим процентные показатели обработки полученных ответов от интервьюированных экспертов баскетболистов и волейболистов, так как нет однородности ответов, а это отражается на точности обработки рассчитываемых показателей и верности изложения аналитических умозаключений. Изучив мнения, мы выделим основные позиции.

«Кто должен руководить процессом предупреждения агрессии и эмоционального выгорания (психологической работой)?» - в ответах эксперта мы выделили 4 варианта: тренер, тренер и психолог, психолог, тренерский штаб (тренеры, доктор, психолог).

Значимая часть экспертов опираясь и на теорию и на собственную практику считают, что только тренер должен руководить процессом, в подтверждение этого приводим слова мастера спорта СССР, заслуженного тренера России, профессора, доктора педагогических наук, специалиста департамента профессионального баскетбола российской федерации баскетбола, Сергея Николаевича Елевича: «Я не сторонник того чтобы в командах были психологи, тренер должен всем этим руководить, как говорится: «великие тренеры, это великие психологи». Также считает Ольга Сергеевна Вежова, мастер спорта международного класса по баскетболу, тренер: «Тренер должен держать под контролем состояние игроков, помогать, если заметил пограничное состояние».

Борис Георгиевич Ливанов, мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, член комплексной научной группы при сборных командах России, специалист департамента профессионального баскетбола российской федерации баскетбола, объяснил «Я не хочу себя в этом смысле переделывать, передо мной примеры тренеров, великих тренеров, которые держали руку на пульсе в плане эмоционального состояния каждого игрока. Что касаемо психолога, если тренер находит такого психолога, с которым он на одной волне с которому он доверяет - это великое счастье, и прекрасно что он есть. Если этого контакта нет я бы никогда не рискнул взять человека, который с моей точки зрения не понял нашей общей командной идеи, как-то заразила (если у него свои тараканы). То, что касаемо время от времени приглашать, так мы работаем со сборной».

Немалая часть экспертов считает, что необходимо участие психолога. Например, Наталья Юрьевна Полунина, игрок женского баскетбольного клуба «Шахты», мастер спорта международного класса по баскетболу, считает: «Должна вестись психологическая подготовка в тренировочном процессе и работа с психологом, а на практике: психологов нет, психологическая подготовка не ведется, но требования к игрокам только растут, а

в случаи проигрышей вина перекладывается только на игроков». Также Елена Андони-совна Торникиду, заслуженного мастера спорта СССР по баскетболу, Олимпийской чемпионки, игрока WNВА, отметила: «В современном спорте, я считаю, есть хорошее финансирование клубов и стоит прибегать к услугам профессионала, в тренерском коллективе должен быть спортивный психолог, который поможет в работе с командой». Действующие спортсмены отметили, что в комплексную подготовку необходимо включить работу психолога, который сможет помочь снизить психологическое напряжение и научит бороться с ним.

«Какая работа должна вестись по предупреждению агрессии и эмоционального выгорания (психологическая работа)?» - ответы экспертов разнообразны, в которых расставляются акценты на психологическую и комплексную работу, а также восстановительный процесс. «Требуется комплексный подход, включая воспитание, образование и развитие личностных качеств (личностный рост) - указал в своем ответе Никита Леонидович Моргунов, заслуженный мастер спорта России по баскетболу, руководитель департамента профессионального баскетбола и председателем аттестационной комиссии российской федерации баскетбола.

Многие спортсмены указывают на нехватку отдыха и монотонность тренировочного процесса и спортивного быта, например, как и Александр Александрович Гуцалюк, действующий спортсмен, центральный блокирующий мужского волейбольного клуба «Бело-горье» г. Белгород, мастер спорта по волейболу.

Также считает Игорь Андреевич Кобзарь, действующий спортсмен, диагональный мужского волейбольного клуба «Кузбасс» г. Кемерово, мастер спорта по волейболу: «При проявлении признаков подобного состояния, можно предпринять следующие шаги: увеличить время восстановления (переход к одноразовым тренировкам или сокращение тренировочных дней между выходными), смена тренировочных объектов (спортзал, стадион, бассейн, природа), разнообразные проведения выходных, как личных, так и командных мероприятий (кино, театры, цирк, погружение в семейные дела, активный отдых: охота, рыбалка, лыжи, каток и т.д.)». А также ранее отметил «Для профилактики эмоционального выгорания необходим контроль психологического состояния спортсмена, как самим спортсменом, так и тренером-наставником, а по возможности и психологом».

Резюмируя ответы интервьюированных баскетболистов и волейболистов по всем заданным вопросам, мы выделяем следующие позиции большинства экспертов:

«Агрессия в спорте» существует и является неотъемлемой частью спортивной деятельности (конкуренции), преимущественная направленность которой определяется достижением единственной цели, которая заключается в превосходстве над соперником, т. е. победе в целом. Отметим, что эксперты подразделяют агрессию на инструментальную (инструмент ведения игры и моделирования нужной ситуации) и деструктивную (нанесение физического или психологического вреда), а также отметим неприемлемость к последней.

Проблема агрессии в спорте существует и в развитии никакого положительно баланса она не дает, чаще «молодые» или «слабые» игроки не различают агрессию и жесткость в спорте, что мешает им реализовываться, а также имеется плюс - агрессия увеличивает зрелищность соревнований и активные обсуждения результатов этих соревнований, не исключено положительное влияние на популяризацию спорта.

Спортсмены стали более агрессивны вследствие таких причин: «спорт» превратился в профессию, социально-культурный фактор является основной причиной увеличения агрессии, высокая конкуренция, спортсмены стали психологически неустойчивыми, не все игроки умеют контролировать свои эмоции, учат агрессивному поведению, доминированию над соперником.

Связь между «агрессией» и «эмоциональным выгоранием существует». При формировании обусловленной связи проявляется деструктивная агрессия, а также отмечается проявление конфликтного стиль поведения и озлобленность, истощение человеческого

ресурса, снижение мотивации и уверенности в себе, потеря воли к победе и личным достижениям.

Предупреждение агрессии и эмоционального выгорания осуществляется благодаря: изменение режима работы и отдыха; смены упражнений для разнообразия тренировок; чередование мест проведения тренировочного процесса; сочетание индивидуальных и командных форм работы; применение в тренировочном процессе соревновательного фактора; при продолжительном контакте «общении» группы организовать возможность отдыха от взаимоотношений в системе «игрок и игрок», «игрок и команда», «игрок и тренер», «тренер и команда»; т.е. необходим комплексный подход, который включает: воспитание, образование и развитие личностных качеств (личностный рост) [2].

В результате изучения полученного материала интервьюирования экспертов баскетболистов и волейболистов по вопросам агрессии и эмоционального выгорания, анализ которого позволил «заключить» следующее: 1) проблема агрессивного поведения спортсменов в спортивной деятельности существует; 2) причины проявления агрессивного поведения спортсменов в спортивной деятельности это неопытность, чрезмерные усилия, переусердствование спортсменов при выполнении указаний тренера, конкуренция, низкий уровень команды; 3) агрессия в спорте необходима и играет положительную роль, если спортсмены не выходят за рамки правил и за рамки этических норм, так как помогает выходить на пик формы (психофизического состояния) и удерживать ее даже на фоне усталости и переутомления; 4) агрессия является следствием эмоционального выгорания, как результат психологических личностных деформаций, возникающих вследствие психического и психофизиологического напряжения, связанного с удовлетворенностью результатами своей деятельности и собой; 5) при « эмоциональном выгорании» агрессия чаще проявляет негативный характер, выраженный в конфликтном поведении спортсмена по отношению к сопернику, судьям, реже к партнерам и тренерам; 6) для предупреждения агрессии и эмоционального выгорания следует прибегать к комплексной работе и подходам с участием психологов.

Данное заключение послужило ориентацией в нашей исследовательской, опытно-экспериментальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амплеева, В.В. Психология общения в спорте : учебно-методическое пособие / В.В. Амплеева, Д.И. Сурнин. - Тольятти : [б.и.], 2012. - 132 с.

2. Серебренникова, Н.А. Мнение ведущих тренеров Республики Татарстан в игровых видах спорта по вопросам влияния различных факторов, вызывающих проявление агрессии и эмоционального выгорания в игровых видах спорта / Н.А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина. -Казань, 2017. - С. 226-229.

REFERENCES

1. Ampleeva, V.V. and Surnin, D.I. (2012), CenturyPsychology of communication in sport: educational-methodical manual, Togliatti.

2. Serebrennikova, N.A., and Bikmuhametov R.K. (2017), "A lot of leading coaches of the Republic of Tatarstan in team sports on various issues causing the manifestation of aggression and emotional burnout in team sports", Physiological and biochemical principles and pedagogical technologies adapt to the greatest physical loads: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with the participation of the INF Committee devoted to the memory ofprofessor A.S. Chinkin, Kazan, pp. 226-229.

Контактная информация: nikoletta_sudden@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 03.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.