Научная статья на тему 'Результаты имитационного моделирования многовариантного сценария принятия решений в ситуационных центрах ОВД'

Результаты имитационного моделирования многовариантного сценария принятия решений в ситуационных центрах ОВД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SIMULATION / DECISION-MAKING / MULTIVARIATE SCENARIO / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / МНОГОВАРИАНТНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Романов Михаил Сергеевич

В статье приведены результаты имитационного моделирования процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом (многовариантный сценарий). Выделены особенности принятия решений в зависимости от характера решаемых задач, апробирована возможность применения разработанной имитационной обучающе-тестирующей программы для обучения сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Романов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION RESULTS MULTIPLE SCENARIOS OF DECISION MAKING IN SITUATION CENTERS IN DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

In article results of imitating modeling of decision making processes are given in the situational centers of department of internal affairs in case of the mass riots caused by the international conflict (the multiple scenario). The features of decision-making depending on the nature of tasks, tested the possibility of using the developed simulation teaching-testing programs for the training of employees of department of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Результаты имитационного моделирования многовариантного сценария принятия решений в ситуационных центрах ОВД»

М.С. Романов

РЕЗУЛЬТАТЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МНОГОВАРИАНТНОГО СЦЕНАРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ ОВД

SIMULATION RESULTS MULTIPLE SCENARIOS OF DECISION MAKING IN SITUATION CENTERS IN DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

В статье приведены результаты имитационного моделирования процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом (многовариантный сценарий). Выделены особенности принятия решений в зависимости от характера решаемых задач, апробирована возможность применения разработанной имитационной обучающе-тестирующей программы для обучения сотрудников органов внутренних дел.

In article results of imitating modeling of decision making processes are given in the situational centers of department of internal affairs in case of the mass riots caused by the international conflict (the multiple scenario). The features of decision-making depending on the nature of tasks, tested the possibility of using the developed simulation teaching-testing programs for the training of employees of department of internal affairs.

Введение.

Обучение сотрудников органов внутренних дел (ОВД) действиям в повседневной и нештатной ситуациях, в том числе межнациональных конфликтов (МНК), является неотъемлемой частью их служебной подготовки. Использование имитационного моделирования, разработка специализированного программного обеспечения значительно сократят время на подготовку сотрудников ОВД, повысят уровень закрепления знаний, а также позволят каждому обучающемуся находиться в роли руководителя, что не всегда возможно при проведении деловых игр. Кроме того, появляется возможность заблаговременной разработки планов действий сотрудников, выработки необходимых

навыков у лиц, принимающих решения, комплексного взгляда на возникающие чрезвычайные ситуации [1].

Для наилучшего закрепления у сотрудников органов внутренних дел навыков принятия управленческих решений при возникновении МНК на основе разработанного многовариантного сценария принятия решений [2] была разработана имитационная обучающе-тестирующая программа «Принятие управленческих решений в органах внутренних дел при возникновении массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом (многовариантный сценарий)» [3]. Программа осуществляет имитацию массовых беспорядков, предоставляя обучающимся возможность принимать решения из ситуационного центра, сформированного по сценарию.

Целью данной работы является получение результатов имитационного моделирования процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом (многовариантный сценарий), а также выделение ряда особенностей принятия решений в зависимости от характера решаемых задач.

Описание вычислительного эксперимента.

В ходе проведения имитационного моделирования процессов принятия решений с помощью разработанной программы было протестировано 36 курсантов и слушателей 2 курса Воронежского института МВД России. К моменту проведения эксперимента данная категория обучающихся уже прошла обучение по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Кроме теоретической подготовки курсанты участвовали в «деловых играх», а также в тактико-специальных учениях, проводимых в институте.

Перед экспериментом с тестируемыми был проведен инструктаж по работе с программой. Все тестируемые самостоятельно в индивидуальном порядке решали задачи, которые программа ставила перед ними.

Задания, предусмотренные сценарием, включали в себя как возможность выбора варианта ответа из предоставленных, так и самостоятельную его разработку. Кроме того, в зависимости от принимаемых решений сценарий развития моделируемой ситуации включал три различных направления. Каждый из трех вариантов развития ситуации включал в себя задания, решение которых являлось основной задачей обучающихся.

Вариант 1 включал выполнение 7 заданий и представлял собой «умеренный» вариант развития событий, когда принимаемые решения приводили к нарастанию напряженности без достижения пика конфликта с последующим спадом [4].

Вариант 2 включал выполнение 8 заданий и являлся «силовым», «агрессивным», т.е. моделировалась ситуация, когда в ответ на чрезмерные, неадекватные силовые действия органов внутренних дел происходила эскалация конфликта с остро выраженным пиком. Данный вариант предполагал наличие большого количества жертв с обеих сторон.

Вариант 3 включал выполнение 6 заданий и являлся «упредительным» способом разрешения ситуации, предполагал принятие решений, не допускающих нарастания конфликта.

Результаты имитационного моделирования.

В табл. 1—4 приведены результаты, полученные в ходе проведения эксперимента, а именно рассчитанные значения средних величин для набранных баллов и затраченного времени на выполнение заданий, минимальные и максимальные баллы, которые можно набрать за выполнение/невыполнение заданий.

Таблицы соответствуют пройденным вариантам развития ситуации, исходя из принимаемых обучающимися решений, при этом по первому варианту прошло двое тестирующихся, по второму — семь, по третьему — 27. Такое распределение уже позволяет сделать вывод о необходимости привития сотрудникам органов внутренних дел стремления принятия упредительных мер по урегулированию возникающих конфликтов.

Таблица 1

Результаты имитационного моделирования по многовариантному сценарию

(Вариант 1)

Количество баллов за ответ / Время выполнения задания (количество секунд)

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Итого

Среднее, Хср 5 3,5 10 17,5 27 165 0 4,5 30 13 5 64 5,91 36,5 82,9 304

Ср. квадр. откл., с 0 0,7 0 17,7 7,07 66,5 0 2,12 0 8,49 0 18,4 0,64 9,19 6,43 63,6

Дисперсия, D 0 0,5 0 313 50 4418 0 4,5 0 72 0 338 0,41 84,5 41,3 4050

Коэффициент вариации, V 0 0,2 0 1,01 0,26 0,4 0 0,47 0 0,65 0 0,29 0,11 0,25 0,08 0,21

min возм. 0 0 -5 -5 -5 0 0 -15

max возм. 5 120 10 240 32 600 30 280 30 260 5 180 10 360 122 2040

Таблица 2

Результаты имитационного моделирования по многовариантному сценарию

(Вариант 2) — Часть 1

Количество баллов за ответ / Время выполнения задания (количество секунд)

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

Среднее, Хср 4,64 26 8,57 37,3 17,4 183 4,286 23,9

Ср. квадр. откл., с 0,94 24,39 1,85 31,6 8,54 75,4 11,34 19,8

Дисперсия, D 0,89 595 3,41 997 73 5686 128,6 393

Коэффициент вариации, V 0,2 0,938 0,22 0,85 0,49 0,41 2,646 0,83

min возм. 0 0 -5 -5

max возм. 5 120 10 240 32 600 30 280

Таблица 3

Результаты имитационного моделирования по многовариантному сценарию

(Вариант 2) —Часть 2

Количество баллов за ответ / Время выполнения задания (количество секунд)

Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Итого

Среднее, Хср -3,93 54,29 7,5 45,3 7,14 49,9 6,75 51,9 52,4 472

Ср. квадр. откл., с 2,83 19,51 2,5 33,4 2,67 45,1 2,67 49,1 13,5 131

Дисперсия, D 8,04 380,6 6,25 1113 7,14 2036 7,12 2411 184 17286

Коэффициент вариации, V -0,72 0,359 0,33 0,74 0,37 0,9 0,4 0,95 0,26 0,28

min возм. -5 0 0 0 -15,0

max возм. 30 245 10 180 10 180 10 360 137 2205

Таблица 4

Результаты имитационного моделирования по многовариантному сценарию

(Вариант 3)

Количество баллов за ответ / Время выполнения задания (количество секунд)

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6

Среднее, Хср 4,444 27,4 8,52 45,7 21,8 159,7 14 19,2 16,85 46,22 6,9 60,5

Ср. квадр. откл., а 1,054 25,4 1,68 40,4 7,06 63,78 4,01 27,9 4,431 33,89 2,74 45,9

Дисперсия, D 1,122 677 2,9 1647 49,9 4217 16,1 788 21,44 1149 7,51 2175

Коэффициент вариации, V 0,237 0,93 0,2 0,88 0,32 0,399 0,29 1,45 0,263 0,733 0,4 0,76

min возм. 0 0 -5 0 0 0

max возм. 5 120 10 240 32 600 15 280 20 180 10 360

Ниже (табл. 5) представлены гистограммы распределений обучающихся по количеству набранных баллов и времени выполнения заданий в соответствии с вариантами реализации сценария. По оси абсцисс на гистограммах отложены интервалы относительно рассчитанных средних значений Хср, равные среднеквадратичному отклонению о: [(Хср - о), Хср], [(Хср + о), Хср], [(Хср - 2о), (Хср - о)], [(Хср + 2о), (Хср + о)] и т.д. По оси ординат указано количество курсантов, набравших баллы/затративших время на прохождение заданий, соответствующее данному интервалу.

Таблица 5

Гистограммы распределений баллов (слева) и времени выполнения (справа)

заданий по принятию решений

_Вариант 3_

Задание 1. Укажите, кто является субъектом преступления в массовых беспорядках согласно ст. 212 УК РФ.

Задание 2. Выберите мероприятия, которые необходимо выполнить на стадии зарождения массовых беспорядков.

Задание 3. Из приведенного ниже списка функциональных групп выберите группы для проведения спецоперации по ликвидации массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом (от 13 до 17).

Задание 4. Примите решение.

Задание 5. Выберите правильный вариант распоряжений руководителя ОШ после разделения участников беспорядков на части и вытеснения их за рубеж оцепления.

Задание 6. Укажите правильные распоряжения руководителя ОШ на завершающем этапе спецоперации._

Гистограммы представлены только для 2-го и 3-го вариантов. Ниже (табл. 6, 7) представлены распределения средних значений, среднеквадратических отклонений и коэффициента вариации набранных баллов и времени выполнения заданий.

Таблица 6

Гистограммы результатов имитационного моделирования по многовариантному сценарию (распределение средних значений набранных баллов по результатам выполнения заданий, распределение среднего времени выполнения заданий)

Номер варианта

Распределение средних значений набранных баллов по результатам выполнения заданий,

Баллы Время

Распределение среднего времени выполнения заданий,

Баллы Время

1

2

3

Таблица 7

Гистограммы результатов имитационного моделирования по многовариантному сценарию (распределение коэффициентов вариации по набранным баллам и времени

выполнения заданий)

Номер Распределение коэффициентов вариации по варианта набранным баллам и времени выполнения заданий,

Баллы Время

Рассматривая полученные результаты можно сделать следующие выводы: 1. Количество затрачиваемого в ходе тестирования времени на принятие решения, заключающегося в выборе одного из заранее подготовленных вариантов действий, не влияет на верность (правильность) выбора. Напомним, что правильность выбора в данной имитации оценивалась выбором «правильного» ответа и невыбором «неправильного» ответа, что соответственно определяло количество набранных баллов за задание.

Особенно характерно это проявляется в задании 2: несмотря на то, что гистограмма распределения по затраченному времени имеет характерный «склон» вправо (правая часть распределения длиннее левой), указывающий на то, что часть тестируемых тратила больше времени на принятие решений, количество набранных баллов характеризуется «склоном» влево, т. е. число тестируемых, ответивших верно, распределено в сторону с минимальным количеством баллов.

2. Там, где требовалось принять решение путем его самостоятельной разработки, а не выбора одного из заранее подготовленных вариантов, среднее время, необходимое для принятия решения, значительно превосходит все остальные значения других заданий. Таким образом, несмотря на наличие различных информационных систем, справочных сведений, высокопроизводительных вычислительных систем, разработка решения занимает значительное время, а в реальных условиях фактор времени принятия решения может сыграть решающую роль. Следовательно, необходимо заранее предусматривать различные варианты действий органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств с последующей возможностью выбора лучших из них в заданных условиях.

3. Независимо от того, было решение разработано самостоятельно или представлено из ранее разработанных, правильность ответа не гарантируется.

4. Необходимы дополнительные сведения или предоставление доступа к нормативно-правовым документам для оценки правомерности принимаемых решений.

5. Распределение времени, затрачиваемого на выполнение заданий с первого по пятое (см. табл. 5), имеет положительную асимметрию, что говорит о предрасположенности части тестируемых к затягиванию принятия решения.

Кроме того, необходимо отметить, что:

1) тестируемые курсанты разделились по разным вариантам, несмотря на предпринятые меры по их ознакомлению с критериями оценок принимаемых решений. Следовательно, для сотрудников ОВД, участвующих в принятии решений, необходима процедура прогнозирования их последствий;

2) ряд тестируемых были вынуждены заново выполнять задания, предшествующие текущим задачам, в целях удовлетворения поставленным требованиям, например, формирование новых функциональных групп для разрешения конфликта, что, соответственно, приводило к увеличению общего времени выполнения заданий;

3) для тестируемых, выполнивших задания в соответствии с 3-м вариантом, коэффициенты вариаций по затрачиваемому времени превышают допустимые пределы, подтверждающие однородность данных показателей. Что касается набранных баллов, то здесь наблюдается однородность полученных данных. Ввиду малого представительства тестируемых, выполнивших задания 1-го и 2-го вариантов, можно сделать вывод предположительного характера об однородности данных по баллам и неоднородности по времени выполнения. Таким образом, можно утверждать, что время, необходимое для принятия решения, зависит от степени подготовленности и личностных качеств сотрудника, принимающего решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Результаты имитационного моделирования процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел позволяют предложить следующие практические рекомендации по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств:

1. Необходимы предварительные разработки по составлению моделей развития рассматриваемой ситуации, в которой должны быть представлены все возможные сценарии её развития.

2. Каждый сценарий развития ситуации должен содержать основные этапы развития с перечнем действий, выполнение которых будет способствовать снижению интенсивности чрезвычайных обстоятельств.

3. До сотрудников ситуационных центров ОВД должны быть доведены критерии, в соответствии с которыми необходимо принимать решения о ликвидации чрезвычайных обстоятельств.

4. Кроме сотрудников ситуационного центра необходимо привлечение экспертов и специалистов, способных осуществить прогноз развития ситуации в результате принимаемых решений или уточнить прогноз, полученный с помощью разработанной модели.

5. Ограниченность времени на принятие решений не должна влиять на его принятие или непринятие.

6. При наличии ресурса времени при принятии решения необходимо предоставлять доступ к информационным ресурсам, в том числе нормативно-правовым документам, для всесторонней оценки текущей ситуации.

7. В момент спада конфликта необходимо осуществлять меры по дальнейшему снижению напряженности, проводить разъяснительные беседы с участниками конфликтов с обеих сторон.

8. Осуществлять подготовку и обучение сотрудников СЦ ОВД процессам принятия решений как в форме проведения деловых игр по учебным сценариям, так и компьютеризированного (имитационного) моделирования различных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пьянков О. В., Романов М. С. Оптимизация процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 1. — С. 120—129.

2. Романов М. С. Разработка сценария многовариантного процесса принятия решений в органах внутренних дел при возникновении межнационального конфликта // Актуальные вопросы эксплуатации систем и защищенных телекоммуникационных систем : сборник материалов. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2015. — С.170—172.

3. Романов М. С. Имитационная обучающе-тестирующая программа «Принятие управленческих решений в органах внутренних дел при возникновении массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом (многовариантный сценарий)» // Федеральная служба по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ), г. Москва. Свидетельство о государственной регистрации программы № 2016612812.

4. Тишков В. А. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году // Ежегодный доклад Сети этнополитического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. — М. : ИЭА РАН, 2014. — 643 с.

5. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. — 9-е изд., стер. — Москва : Высш. шк., 2003. — 479 с.

REFERENCES

1. Pyankov O. V., Romanov M. S. Optimizatsiya protsessov prinyatiya resheniy v si-tuatsionnyih tsentrah organov vnutrennih del // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — # 1. — S. 120—129.

2. Romanov M. S. Razrabotka stsenariya mnogovariantnogo protsessa prinyatiya resheniy v organah vnutrennih del pri vozniknovenii mezhnatsionalnogo konflikta // Aktualnyie

voprosyi ekspluatatsii sistem i zaschischennyih telekommunikatsionnyih sistem : sbornik ma-terialov. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2015. — S.170—172.

3. Romanov M. S. Imitatsionnaya obuchayusche-testiruyuschaya programma «Prinyatie upravlencheskih resheniy v organah vnutrennih del pri vozniknovenii massovyih bes-poryadkov, vyizvannyih mezhnatsionalnyim konfliktom (mnogovariantnyiy stsenariy)» // Federalnaya sluzhba po intellektualnoy sobstvennosti (ROSPATENT), g. Moskva. Svi-detelstvo o gosudarstvennoy registratsii programmyi # 2016612812.

4. Tishkov V. A. Etnopoliticheskaya situatsiya v Rossii i sopredelnyih gosudarstvah v 2013 godu // Ezhegodnyiy doklad Seti etnopoliticheskogo monitoringa i rannego preduprezh-deniya konfliktov. — M. : IEA RAN, 2014. — 643 s.

5. Gmurman V. E. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika : ucheb. poso-bie dlya vuzov / V. E. Gmurman. — 9-e izd., ster. — Moskva : Vyissh. shk., 2003. — 479 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Романов Михаил Сергеевич. Инженер кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected].

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-33.

Romanov Mikhail Sergeyevich. Engineer of the ^air of Infocommunication Systems and Technologies. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected].

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-33. Ключевые слова: имитационное моделирование; принятие решений; многовариантный сценарий. Key words: simulation; decision-making; multivariate scenario. УДК 519.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.