Научная статья на тему 'Результаты и перспективы военной компании сша в Сирии'

Результаты и перспективы военной компании сша в Сирии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
921
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
вооруженные силы / международные отношения / борьба с терроризмом / Сирия / США / Россия / armed forces / international relations / the fight against terrorism / Syria / USA / Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов О. А.

Статья раскрывает причины и возможности США в борьбе против террористических организаций в Сирии на фоне гражданской войны и действия оппозиции против президента Б.Асада. Автором отмечаются ограниченные возможности США в решении сирийского конфликта ввиду интересов других вовлеченных сторон и желание администрации Д.Трампа вывести войска из этой страны. Военные и дипломатические действия Росси в поддержку легитимного сирийского правительства способствуют переоценки политики США в Сирии и дают возможность для поиска сотрудничества в борьбе с терроризмом не смотря на расхождения по ряду политических вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS AND PROSPECTS OF US MILITARY CAMPAIN IN SYRIA

The article reveals the reasons and possibilities of the United States in the fight against terrorist organizations in Syria during the civil war and the opposition’s actions against President B. Assad. The author points to the limited capabilities of the United States in resolving the Syrian conflict in view of the interests of other parties involved and the desire of the D. Trump administration to withdraw troops from this country. Russia’s military and diplomatic actions in support of the legitimate Syrian government contribute to a reassessment of US policy in Syria and provide an opportunity to seek cooperation in the fight against terrorism despite differences on a number of political issues.

Текст научной работы на тему «Результаты и перспективы военной компании сша в Сирии»

MILITARY SCIENCE

УДК 327,8

Хлопов О.А.

кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11500 РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЕННОЙ КОМПАНИИ США В СИРИИ

Khlopov O.A.,

PhD in Political Science Associate Professor of the Department of American Studies Russian State University for the Humanities, (RSUH,) Moscow

THE RESULTS AND PROSPECTS OF US MILITARY CAMPAIN IN SYRIA

Аннотация

Статья раскрывает причины и возможности США в борьбе против террористических организаций в Сирии на фоне гражданской войны и действия оппозиции против президента Б.Асада. Автором отмечаются ограниченные возможности США в решении сирийского конфликта ввиду интересов других вовлеченных сторон и желание администрации Д.Трампа вывести войска из этой страны. Военные и дипломатические действия Росси в поддержку легитимного сирийского правительства способствуют переоценки политики США в Сирии и дают возможность для поиска сотрудничества в борьбе с терроризмом не смотря на расхождения по ряду политических вопросов.

Abstract

The article reveals the reasons and possibilities of the United States in the fight against terrorist organizations in Syria during the civil war and the opposition's actions against President B. Assad. The author points to the limited capabilities of the United States in resolving the Syrian conflict in view of the interests of other parties involved and the desire of the D. Trump administration to withdraw troops from this country. Russia's military and diplomatic actions in support of the legitimate Syrian government contribute to a reassessment of US policy in Syria and provide an opportunity to seek cooperation in the fight against terrorism despite differences on a number of political issues.

Ключевые слова: вооруженные силы, международные отношения, борьба с терроризмом, Сирия, США, Россия

Keywords: armed forces, international relations, the fight against terrorism, Syria, USA, Russia

Под американским вмешательством в сирийскую гражданскую войну подразумевается поддержка со стороны США сирийской оппозиции и Федерации Северной Сирии в ходе гражданской войны в Сирии и активного военного участия во главе с США и их союзниками - военными. Великобритании, Франции, Иордании, Турции, Канады, Австралии и других стран - против Исламского Государства Ирак и Леванта (ИГИЛ) запущенной в России и Фронта ан-Нусра с 2014 г.

В марте 2011 г. в Сирии начались продемокра-тические выступления против режима партии «Баас» президента Башара Асада. По мере того, как протесты становились все более популярными, правительственные силы задержали некоторых протестующих и открыли огонь по другим в Дарае. В мае 2011 г. Соединенные Штаты ввели санкции против сирийского правительства за нарушения прав человека [1].

В течение конца 2011 г. и до июля 2012 г. США отозвали послов и дипломатов из Сирии, в то время как протестующие продолжали вести борьбу с правительственными силами. В июле 2012 г. сирий-

ское правительство пригрозило применением биологического и химического оружия, если внешние силы вторгнутся в страну [2].

США угрожали принять сдерживающие и жестокие меры против сирийского режима в случае применения химического оружия. Президент Обама в своем знаменитом заявлении заявил, что применение химического оружия является «красной линией», пресечение которой повлечет за собой необратимые последствия для политического режима Сирии [3].

В 2013 г. США и Россия достигли предварительного соглашения, требующего от Сирии ликвидировать все свои материалы и оборудование для химического оружия. Россия предложила США, чтобы Сирия передала свой химический арсенал международному сообществу, в обмен на предотвращение любого военного удара. Эта инициатива была одобрена США и Сирией, и сирийский режим начал поставлять свои химические партии поэтапно [4].

Во время гражданской войны в Сирии, которая началась в 2011 г., США первоначально постав-

ляли мятежникам Свободной сирийской армии помощь, включая продовольственные пайки и пикапы, но затем начали обеспечивать их обучением и деньгами. Одним из видов помощи стала программа Пентагона 2014 г, в рамках которой планировалось подготовить и экипировать 15 000 повстанцев для борьбы с ИГИЛ, которая была отменена в 2015 г., когда на $500 млн. подготовили всего несколько десятков боевиков. Одновременная секретная программа ЦРУ стоимостью $ 1 млрд. под названием «Timber Sycamore» оказалась более успешной, но была отменена в середине 2017 г. администрацией Д. Трампа [5].

Администрация Б.Обамы начала миссии по наблюдению за ИГИЛ в Ираке и Леванте в Сирии в сентябре 2014 г., после чего США, Бахрейн, Иордания, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) начали военную операцию против ИГИЛ в Сирии, а также на «группу Хорасана» в Идлибе. К концу 2015 г. самолеты коалиции сбрасывали или запускали в среднем 67 бомб или ракет в день [6].

Россия начала военную кампанию в Сирии осенью 2015 г. Москва заявила, что должна победить террористов, но Вашингтон возразил, заявив, что российские военные поддерживают президента Сирии Башара Асада и затрудняют ликвидацию ИГ. Чтобы избежать воздушных столкновений и несчастных случаев, американские и российские военные установили телефонную линию для устранения конфликтов, которая остается в силе.

Тревога Турции по поводу связей между поддерживаемыми США сирийскими курдскими ополченцами и курдскими повстанцами внутри Турции еще более осложнила ситуацию в Вашингтоне. Турецкие военные вмешались в северной Сирии, побудив сирийских курдов временно отказаться от борьбы с ИГ. Иран также сохранил присутствие в стране, поддерживая Б. Асада и поставляя оружие, утверждают США.

В 2018 г. президент Дональд Трамп объявил о выводе 2000-2500 американских военнослужащих, действующих в Сирии, хотя четкого графика не было дано [7]. Днем позже, не сумев убедить Трампа пересмотреть свое решение вывести все американские войска из Сирии, Джим Маттис объявил о своей отставке с поста министра обороны. 16 января 2019 г. в результате теракта-самоубийства, объявленного ИГИЛ в контролируемом СДФ городе Манбидж, погибли четыре американских сотрудника и три военнослужащих, что стало самым смертоносным нападением на силы коалиции в стране после интервенции. Атака ИГИЛ вызвала второй раунд критики в отношении вывод американских войск. Президент Д.Трамп выразил соболезнования семьям погибших американских граждан, подтвердив при этом свою политику вывода войск. [8]

В январе 2019 г. дополнительные войска США были переброшены в Сирию, чтобы помочь обеспечить безопасность для вывоза оборудования и персонала. Представители Министерства обороны

США заявили, что дополнительные силы безопасности будут перемещаться по Сирии в разные места по мере необходимости и могут время от времени въезжать и выезжать из страны. Численность войск также будет колебаться, поскольку американское присутствие постепенно сокращается. Должностные лица министерства обороны отказались сообщить конкретные данные о количестве, местонахождении или расписании, сославшись на проблемы безопасности. Местные источники сообщили агентству «Анадолу» 28 января, что около 600 американских военнослужащих предположительно въехали в восточную часть Сирии из западного Ирака, чтобы помочь с процессом вывода войск, и прибыли на базы в деревнях Хараб-Иск и Саррин, которые будут использоваться в качестве основных центров эвакуации во время вывода, а контролируемые Америкой аэродромы в Рмейлане и Телль-Бейдаре будут использоваться для переброски тяжелых вооружений и техники из страны [9].

К концу января 2019 г., по словам двух официальных лиц США, из Сирии было вывезено более 10 % американского оборудования и предметов снабжения, а еще 3000 человек были доставлены в страну для облегчения вывода войск. К 9 февраля сотни авиаударов США и наземная поддержка СДФ продолжались, когда возглавляемые курдами силы начали свою последнюю атаку на последние удержания ИГИЛ, захваченные в небольшом скоплении деревень в восточной Сирии (включая Аль-Багхуз Фавкани и южную Аль-Аль Марашида). Представители США, включая президента Д. Трампа, полагали, что СДФ смогут победить оставшихся игиловцев «за несколько дней», положив конец притязаниям ИГИЛ на территориальный халифат.

Главнокомандующий СДФ Мазлум Кобане выразил надежду, что США остановят полный вывод войск. И потребовал, чтобы 1000-1500 американских военнослужащих оставались в Сирии, чтобы обеспечить «воздушное прикрытие, авиационную поддержку и войска на земле», чтобы помочь СДФ в его постоянной борьбе с ИГИЛ.

В связи с продолжающимся общим выводом Белый дом объявил, что 200 оставшихся американских войск останутся в Сирии в качестве «миротворческих сил». Развертывание операций по поддержанию мира будет бессрочным [10]. На следующий день выяснилось, что действительное число было 400 военнослужащих, а не 200, поскольку половина будет базироваться в Рожаве, а другая - в Аль-Танфе. Официальные лица заявили, что это было частью инициативы, направленной на то, чтобы союзники по НАТО взяли на себя обязательство создать многонациональные силы наблюдателей, которые создадут «безопасную зону» в Рожаве, чтобы не допустить столкновения курдов и турок, нападения просирийских правительственных сил на курдов. и поддерживать давление, чтобы предотвратить возрождение ИГИЛ. При этом США не ищут мандата ООН для развертывания своей миро-

творческой мисси и в настоящее время не предполагают просить НАТО спонсировать миссию, заявил представитель администрации, добавив, что технически войска не будут "миротворцами", термин, который содержит ограниченные правила ведения боевых действий [11].

В ноябре 2019 г. США и коалиционные силы покинули свою стратегическую военную базу недалеко от города Саррин, которая была одной из крупнейших баз США в Сирии, логистическим центром для борьбы против ИГИЛ. 10 ноября председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли заявил, что в Сирии останется не менее 500-600 американских военнослужащих, а численность персонала не превысит 1000 человек.

Российские и сирийские правительственные силы быстро заполнили вакуум власти, оставленный США на большей части северной Сирии. США покинули свою базу материально-технического снабжения в Кобани 14 ноября 2019 г., а Россия создала новую вертолетную базу в Камишли. Хотя сирийские правительственные войска постепенно восстановили свое присутствие в регионе, Россия и Турция продолжали проводить патрулирование по всей северо-восточной Сирии, в соответствии с Сочинским соглашением.

К декабрю 2019 г. США завершили свой военный вывод из северо-восточной Сирии и консолидировали свое присутствие войск в стране до 600 человек. Воздушная кампания под руководством США нанесла тяжелый урон ИГИЛ наряду с операциями спецназа, артиллерийскими ударами и материальной и разведывательной поддержкой СДФ, стала причиной потери большей части сирийской территории ИГИЛ.

Вмешательство США в Сирию проводилось при сильной внутренней поддержке США; Согласно опросам Гэллапа, проведенным в 2014 г. 61% американцев поддержали интервенцию против ИГИЛ в Ираке и Сирии, в то время как 30% были против, а 9% не определились [12]. Более масштабный опрос, проведенный в 2016 г., показал, что 72% американцев поддерживают «нанесение авиаударов по насильственным исламским экстремистским группировкам в Сирии», а 58% также поддерживают «отправку сил специальных операций в Сирию для борьбы с исламскими экстремистскими группами». Кроме того, подавляющее большинство (52%) поддержали «введение запретной для полетов зоны над частями Сирии, включая бомбардировки сирийской ПВО». Однако только 26% поддержали «отправку оружия и других материалов антиправительственным повстанческим группировкам в Сирии».

Опрос CNN, проведенный между 17 и 20 октября 2019 года, показал, что 75% американцев в целом были обеспокоены ситуацией в Сирии, а 43% сказали, что они «очень обеспокоены». 51% считают, что США обязаны оставаться вовлеченными в сирийский конфликт (через семь месяцев после

окончательного урегулирования сирийского урегулирования ИГИЛ), тогда как 43% этого не сделали

[13] .

Плюрализм по сирийскому вопросу имеет различные измерения с точки зрения устранения опасностей и угроз, порождаемых конфликтом. На международном уровне в американских заявлениях, которые Белый дом делал последовательно, постепенно усиливалось осуждение конфликта. Первоначально в заявлениях выражалось сожаление по поводу того, что делает сирийских лидер Б. Асад, и содержалась просьба к сирийскому режиму провести быстрые политические реформы. В конце концов, эти просьбы постепенно эволюционировали в открытый призыв к уходу Асада. Заявления усилились до угрозы военного удара по сирийскому режиму в случае применения химического оружия. С другой стороны, российская сторона призывала к сдержанности, обвиняя вооруженную оппозицию в подрыве режима, убийстве мирных жителей и характеризуя их как террористические группы. Россия всегда использовала вето всякий раз, когда раздавался призыв к резолюции СБ ООН о смене режима в Сирии, утверждая, что Сирия является важным международным актором, интересы которого должны быть приняты во внимание, если сирийский кризис необходимо урегулировать.

В целом, действия России дали положительные результаты. С помощью Москвы силы Асада больше не находятся в обороне по отношению к своим противникам и смогли пойти против них в наступление, администрация Б. Обамы прекратила свои усилия по обучению сирийских оппозиционных сил. Кроме того, осенью 2015 г. Вашингтон и Москва подписали «соглашение о деконфликции», направленное на избежание тесных контактов между их самолетами над Сирией.

С конца второго периода администрации Б.Обамы и Д. Трампа, ставшего 45-м президентом США в январе 2017 г., отношения между США и Россией в отношении Сирии стали более сложными. В 2017 г. США обвинили сирийский режим в проведении химической воздушной атаки на город Хан-Шейхун. Трамп объявил, что правительство Б. Асада пересек все красные линии и что его позиция по Сирии изменилась после нападения

[14].

Неспособность ООН принимать решительные международные решения на уровне СБ ООН с целью свержения сирийского режима привела к тому, что США ввели санкции в отношении сирийского режима в индивидуальном порядке, а также побудили своих партнеров в рамках НАТО и стран Лиги арабских государств ввести аналогичные санкции. США не только ввели санкции в отношении Сирии, но и призвали правительства ЕС сделать это. США удалось достичь двустороннего соглашения с правительствами стран ЕС о введении санкций, которые запретили бы импорт сирийской нефти и новые инвестиции в Сирийскую нефтяную промышленность, и это было одной из самых жестких применяемых в отношении Сирии санкций. Благодаря

этим санкциям стало очевидным, что международное сообщество неспособно унифицировать свою позицию в принятии резолюций ООН по Сирии [15].

Война в Сирии продемонстрировала, что ограниченные формы американо-российского сотрудничества возможны, особенно для минимизации риска непреднамеренной эскалации или несчастных случаев, поскольку они требуют относительно небольшого доверия между двумя странами. И Москва, и Вашингтон стремились избежать крупных инцидентов, которые могли бы спровоцировать прямую военную конфронтацию, чего ни одна из сторон не хотела. Это проложило путь к успеху различным механизмам деконфликции, несмотря на рискованные маневры российских военных, которые часто пытались проверить пределы бездействия Вашингтона.

В военном отношении администрация Д.Трампа уделяла большое внимание ударам авиации коалиции в партнерстве с иракскими и курдскими силами на местах, серьезно ограничивая наземную приверженность американских войск. Этот подход принес боевые успехи, которые фактически устранили контроль ИГИЛ над значимыми территориями как в Сирии, так и в Ираке. Воодушевленный этими военными триумфами и развалом халифата ИГИЛ, президент Трамп неоднократно заявлял о победе в Сирии и в декабре прошлого года объявил о прекращении миссии, отдав приказ о полном выводе американских войск

Сирийское правительство и его основные союзники, Иран и Россия, также поддержали вывод войск США из Сирии. Между тем сирийское правительство, скорее всего, попытается вернуть себе территорию, которую освобождают Соединенные Штаты, независимо от того, будет ли это означать прямое столкновение с демократическими силами Сирии, которые, в свою очередь, после ухода США, скорее всего, попытаются заключить сделку с Дамаском. Тем не менее, уход Соединенных Штатов из Сирии может означать, что наблюдатели на Ближнем Востоке и за его пределами могут потерять веру в то, что Соединенные Штаты будут выполнять свои обязательства и могут искать альтернативных партнеров. Если Соединенные Штаты решат покинуть Сирию, Россия, Иран и другие страны будут слишком стремиться заполнить пространство, оставленное Вашингтоном.

По состоянию на 2019 г. 5,7 миллиона сирийцев зарегистрированы в качестве беженцев в близлежащих странах, а еще 6,2 миллиона сменили место жительства внутри страны.

Крах территориального контроля ИГ и оппозиции на большей части территории Сирии с 2015 г. сопровождался значительными военными и территориальными завоеваниями сирийского правительства. США уделяли особенное внимание обучению, оснащению и консультированию местных приверженцев США, которые помогали вернуть почти все районы, принадлежавшие исламскому государству. Тем не менее, расследование, проведенное ООН и

ОЗХО, показало, что сирийское правительство использовало химическое оружие — а именно запрещенный токсичный газ хлор — при нападениях в 2014 и 2015 гг. В ходе расследования также был сделан вывод о том, что ИГИЛ использовало горчичный газ. Чуть позже, новый президент США Дональд Трамп опубликовал заявление, в котором говорится, что «отвратительные» действия правительства Б. Асада являются прямым результатом «слабости и нерешительности администрации Б.Обамы» [16].

При президенте Дональде Трампе Соединенные Штаты уменьшили свою подверженность сирийскому конфликту и закрыли программу ЦРУ эпохи Б. Обамы по вооружению сирийских повстанцев. В то время как Белый дом продолжает настаивать на том, что Асад является нелегитимным правителем, свержение его больше не рассматривается как ответственность Америки. Политика США эпохи Трампа сосредоточена на борьбе с ИГ, свертывании Ирана и предотвращении использования или распространения химического оружия. США нанесли два ракетных удара по Сирии в 2017 и 2018 гг., сославшись на необходимость наказания за химические атаки. Вашингтон также заявил о своей решимости продолжать экономическую и дипломатическую изоляцию Дамаска до тех пор, пока ООН не подтвердит, что «идет надежный и необратимый политический процесс».

После девяти лен гражданской войне, которую в ближайше время, вероятно не удастся свернуть Президент Б Асад котролирует большую часть страны, но еще остаются зоны боевых действий. Только в феврале 2020г. силы Асада при поддержке России продвинулись в провинции Идлиб, оплот оппозиции на северо-западе Сирии, после почти десятимесячного наступления, при этом более 800 000 сирийцев покинули свои дома.

Соединенные Штаты должны признать, что конфликт в Сирии вряд ли закончится в ближайшее время. Перспектива новой войны разрушительна, но это означает, что судьба Сирии еще не решена. Использование американского дипломатического, экономического и военного потенциала соместно с российскими военными может принести мир в этот регион. И в цеорм будущее американской внешней политики в отношении ближневосточного региона будет зависеть от того, смогут ли США выработать сбалансированную позицию, которая позволит им оставаться одним из гарантов стабильности и решения кризисных проблем [17].

США и Россия начали отдельные военные кампании с заявленной целью уничтожить международный терроризм в Сирии. Война в Сирии продемонстрировала, что ограниченные формы американо-российского сотрудничества возможны, особенно для минимизации риска непреднамеренной эскалации или несчастных случаев, поскольку они требуют относительно небольшого доверия между двумя странами. И Москва, и Вашингтон стремились избежать крупных инцидентов, которые могли бы спровоцировать прямую военную конфронтацию, чего ни одна из сторон не хотела.

Отношение к США в мире не является однозначным: центр «Pew» сообщал о 68% одобряющих американскую политику, но год назад «Би-би-си» называла цифру 42%. Что касается России, то 86% доверия Владимиру Путину внутри страны не соотносятся с 58% неодобрения за ее пределами [18]. Это говорит о том, что ведение внешнеполитических курсов двух стран не может оцениваться как внутри страны, так и мировым сообществом однозначно.

Арабские страны Персидского залива, похоже, изучают вопрос нормализации с правительством Асада. Тем не менее, из-за низких цен на нефть и столь быстрого роста молодого населения Персидского залива деньги для Сирии в Персидском заливе будут значительно меньше. Соединенные Штаты тратят миллиарды долларов на помощь сирийским беженцам, но, похоже, они полны решимости не играть большую роль в формировании решения сирийских конфликтов. Однако США следует со всеми нормализовать отношения для восстановления Сирии после гражданской войны.

Список литературы

1. US moves cautiously against Syrian leaders // New York Times. 29.04.2011. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.ny-times.com/2011/04/30/world/middleeast/30pol-icy.html (дата обращения 29.02.2010).

2. Obama Seeks Approval by Congress for Strike in Syria // New York Times. 01.09.2013. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.ny-times.com/2013/09/01/world/middleeast/syria.html (дата обращения 28.02.2020).

3. The problem with Obama's account of the Syrian red-line incident // Washington Post. -[Электронный ресурс]. URL: https://www.washing-tonpost.com/news/post-politics/wp/2016/10/04/the-problem-with-obamas-account-of-the-syrian-red-line-incident/?utm_term=.3450778a412a&noredirect=on (дата обращения 01.03.2020).

4. Blake J., Mahmud A.A. Legal "Red Line"? Syria and the Use of Chemical Weapons in Civil Conflict // UCLA Law Review. 2013. Vol.61. Pp. 246-253

5. Goldman, Mark Mazzetti, Adam; Schmidt, Michael S. Behind the Sudden Death of a $1 Billion Secret C.I.A. War in Syria // the New York Times. 2 August

2017.

6. Thompson M. Why More Airstrikes Won't Beat ISIS // Time. 17 November 2015.

7. Things to Know About the Fight Against ISIS in Syria. U.S. Department of Defense. 20 December

2018. - [Электронный ресурс]. URL: https://time.com/4116888/paris-attacks-isis-strat-egy/https://www.defense.gov/Explore/News/Arti-cle/Article/1718356/5 -things-to-know-about-the-fight-against-isis-in-syria/ (дата обращения 02.03.2020).

8.Trump offers 'deepest condolences' after deaths of 4 Americans in Syria as Pence reiterates plan to withdraw // Washington Post. 17.01.2017. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/poli-tics/trump-heads-to-pentagon-to-tout-expanded-mis-sile-defenses-a-day-after-4-americans-killed-in-syria/2019/01/17/a0b0e5ee-1a6b-11e9-9ebf-

c5fed1b7a081_story.html (дата обращения 17.01.2020).

9. Desk News .Breaking: Over 600 US troops arrive in Syria despite Trump's withdrawal announcement // Almashdar News .28 January 2019 -[Электронный ресурс]. URL:

https://www.almasdarnews.com/article/breaking-over-600-us-troops-arrive-in-syria-despite-trumps-withdrawal-announcement/ (дата обращения 17.01.2020).

10. U.S. to leave about 200 troops in Syria, White House says // NBC News. 21 February 2019. -[Электронный ресурс]. URL:

https://www.nbcnews.com/news/us-news/u-s-leave-about-200-troops-syria-white-house-says-^74356(дата обращения: 10.02.2020).

11. US pushes NATO allies to join observer force in Syria // Fox News. 22 February 2019-[Электронный ресурс]. URL:

https://www.foxnews.com/us/us-pushes-nato-al-lies-to-join-observer-force-in-syria (дата обращения: 10.02.2020).

12. Reinhart RJ. Snapshot: Half of Americans Approve of Strikes on Syria //

Gallup Polling. 24 April 2018. https://news.gal-lup.com/poll/232997/snapshot-half-americans-ap-prove-strikes-syria. aspx(дата обращения:

10.02.2020).

13. CNN Poll: Most Americans are concerned about Syria and think it's likely ISIS will reemerge // CNN. 24 October 2019. - [Электронный ресурс]. URL:

https ://edition. cnn.com/2019/10/24/politics/cnn-poll-syria-concern/index.html (дата обращения: 10.02.2020).

14. Россия и США расширят взаимодействие по Сирии [Электронный ресурс]/ РИА Новости. -23.10.2018. -- [Электронный ресурс]. URL:

https://iz.ru/803889/2018-10-23/rossiia-i-ssha-rasshiriat-vzaimodeistvie-po-sirii (дата обращения: 10.02.2020)

15. Alamailes A., Yurtsever S. Syrian Crisis in Scope of the US-Russian Competition in Middle East // International Journal Entrepreneurship and Management Inquiries. - 11.09.2018. № 3(2). Pp. 33-48.

16. Chemical-Weapons Attack in Syria Was Largest Such Event Since 2013, Disarmament Affairs Chief Tells Security Council / The United Nations Meeting Coverage and Press Releases. 05.04.2017. - [Электронный ресурс]. URL:

https://www.un.org/press/en/2017/sc12777.doc.ht

m

(дата обращения 25.02.2020).

17.Хлопов О.А. Проблемы безопасности и стратегия США на Ближнем Востоке при администрации Д.Трампа // Colloquium-journal. 2019. № 214 (45). С. 4-9.

18.Великая или ужасная. Почему Россию не любят в мире даже больше, чем Америку // Га-зета.ги. - 06.08.2015. - [Электронный ресурс]. URL:

https ://www. gazeta. ru/co m-ments/2015/08/06_e_7671049.shtml (дата обращения: 03.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.