Научная статья на тему 'Результаты диагностики свойств личности как фактор эмоциональной устойчивости'

Результаты диагностики свойств личности как фактор эмоциональной устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / ПСИХИЧЕСКОЕ И САМОТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHICAL AND SOMATIC HEALTH / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASCERTAINING EXPERIMENT / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / DIAGNOSTIC TOOL / МЕТОДИКИ / METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Ирина Викторовна

Эмоциональная устойчивость связана с рядом личностых характеристик и внешних условий, с которыми сталкиваются студенты на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении. Выявление этих характеристик возможно при использовании специально подобранного диагностического инструментария, позволяющего выявить особенности эмоциональной сферы студентов-первокурсников и причины возникающих трудностей, связанных с эмоциональной неустойчивостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Султанова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Diagnostics of Personality Properties as a Factor of Emotional Sustainability

Motional stability is associated with a number of personal characteristics and external conditions faced by students at the initial stage of learning in higher educational establishment. Identification of these characteristics is possible by using specially selected diagnostic tools, allowing to identify the features of the emotional sphere of first-year students and the causes of the difficulties encountered related to emotional instability.

Текст научной работы на тему «Результаты диагностики свойств личности как фактор эмоциональной устойчивости»

И. В. Султанова

УДК: 159.92

результаты диагностики свойств личности как фактор эмоциональной устойчивости

[| сихическое и соматическое здоровье студентов зависит от их эмоциональной устойчивости на начальном этапе обучения, определяется наличием в их жизни и деятельности стрессогенных факторов, таких как новая социальная среда, изменение личностного статуса, период адаптации к новым социальным условиям и новой социальной роли. С началом студенческой жизни возникает новый этап в становлении личностной позиции, которая отражается в стиле жизни, сопровождается действиями, направленными на признание своего более высокого статуса среди студентов-однокурсников. При наличии негативных внешних факторов, низкий уровень адаптированности, эмоциональной устойчивости может привести к дезадаптации студентов на начальном этапе обучения, что часто сопровождается использованием неадекватных способов поведения, неуспеваемостью и т. п. Данная ситуация негативно отражается на психическом и физическом здоровье студентов.

Как отмечает С. Д. Максименко, «сосредоточение внимания на проблеме психогигиенического воспитания и здорового образа жизни среди молодежи является крайне важным» [8, с. 65]. В вопросах организации учебно-воспитательного процесса необходимо создавать условия по повышению эмоциональной устойчивости студентов, профилактики физического и нервно-психического здоровья, оптимального режима нервно-психического напряжения, которые бы спо-

собствовали развитию гармоничной личности.

Проблема выявления стрессогенных факторов, становления и формирования эмоционально устойчивой личности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении нашла отражение в таких психологических исследованиях, как психологические концепции личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); концепции комплексного изучения человека как субъекта деятельности в эмоциогенных условиях (И. Ф. Аршава, А. Д. Глоточкин, М. И. Дьяченко, Е. А. Климов, А. Б. Леонова, Е. А. Ми-лерян, Н. И. Повьякель); концепции эмоциональных явлений (Н. А. Аминов, Б. Х. Варданян, С. А. Изюмова, Е. П. Ильин, Ю. Н. Ку-люткин, В. Д. Небылицин, А. Е. Ольшанни-кова, Я. Рейковский, О. П. Санникова, Г. С. Су-хобская, Я. Стреляу, О. А. Черникова и др.); теория адаптации (Ф. Б. Березин, Л. Ф. Бур-лачук, Й. Ф. Коен, О. Н. Кузнецов, Ф. З. Меер-сон, А. А. Налчаджян, Г. Селье, А. Фернем и др.); концепции саморегуляции (И. И. Бойко, Л. В. Засекина, И. С. Кон, Л. П. Матяш-Заяц); концепции экзистенциально-гуманистической психологии (Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.); результаты исследований эмоциональной зрелости (И. Г. Павлова, В. Е. Медведева, А. В. Савченко, М. Ю. Буслаева и др.); лич-ностно-ориентированный подход (А. Г. Асмо-лов, И. А. Зимняя, А. А. Реан); измерительные подходы к изучению эмоций (А. Д. Андреева, В. Вундт, Г. Спенсер, Ч. Д. Спил-бергер).

Целью данной статьи является рассмотрение результатов диагностики свойств личности, рассматриваемых в качестве факторов эмоциональной устойчивости.

Исследование проблемы эмоциональной устойчивости студентов на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении состоит из двух этапов: констатирующего и формирующего эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент для трех гомогенных возрастных групп с начальным и

итоговым тестированием. Эксперимент направлен на проверку гипотезы о том, что формирование эмоциональной устойчивости у студентов на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении обеспечивается при условии:

а) своевременного выявления психологических факторов, повышающих и понижающих уровень эмоциональной устойчивости;

б) применения специально разработанной, теоретически обоснованной и эмпирически эффективной тренинговой программы, направленной на непосредственное формирование эмоциональной устойчивости и опосредованное формирование эмоциональной устойчивости через развитие психологических факторов, повышающих эмоциональную устойчивость и блокирование факторов, понижающих ее уровень.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретические: анализ литературных источников по избранной проблеме, обобщение, систематизация научных данных;

- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование;

- статистические методы обработки данных, которые осуществлены с помощью компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows; сравнительный, количественный и качественный анализ (использовались с целью получения достоверных данных относительно уровня развития эмоциональной устойчивости и гипотетически связанных с ней свойств личности, а также эффективности разработанной программы развития эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников).

В психодиагностический комплекс вошли методики, с помощью которых изучались:

а) степень выраженности компонентов эмоциональной устойчивости (модифицированная методика Т. Дембо - С. Рубинштейна «Размещение себя на шкале эмоциональной устойчивости»);

б) факторы эмоциональной устойчивости: уровень невротизации студентов (методика Л. И. Вассермана), уровень стрессо-

Таблица 1

Статистические данные по результатам методик, диагностирующих внутренние факторы эмоциональной устойчивости (N=297)

Название методики Условные обозначения Среднее арифмет. Стандартное отклонение

Методика В. В. Бойко ТРЭ 29,3 6,44

ТРР 9,8 3,12

ТРД 19,5 5,74

Методика Л. И. Вассермана УН 26,5 7,64

Методика Т. Д. Дубовицкой и А. И. Крыловой УАд 9,5 3,29

УАг 11,1 3,24

Методика Т. Холмса и Р. Раге СС 16,7 1,83

Примечание: обозначения ТРЭ - тип реагирования эйфорический; ТРР - тип реагирования рефракторный; ТРД - тип реагирования дисфорический; УН - уровень невротизации; УАд -уровень адаптированности к учебной деятельности; УАг - уровень адаптированности к учебной группе; СС - сопротивляемость стрессу.

устойчивости и социальной адаптации (методика Т. Холмса и Раге); тип эмоциональной реакции на действие стимулов окружающей среды (методика В. В. Бойко); адаптирован-ность студентов в вузах (методика Т. Д. Ду-бовицкой и А. В. Крыловой); широкий спектр свойств личности (16-факторный опросник Р. Кеттелла); показатели социальной адаптивности («Тест-опросник социальной адаптивности» О. П. Санниковой, О. В. Кузнецовой); трудности, которые переживают студенты в процессе адаптации к новой социальной среде («Анкета эмоциональной устойчивости»).

Всего в исследовании приняли участие 297 студентов-первокурсников в возрасте 17-20 лет.

Подбор диагностического инструментария для исследования осведомленности, степени выраженности и определения уровня эмоциональной устойчивости у студентов на начальном этапе обучения довольно сложный. На сегодняшний момент нет специальных универсальных методик, которые позволили бы комплексно решить по-

ставленную задачу исследования. Сложность состоит в том, что комплексное изучение эмоциональной устойчивости должно быть одновременно направленно как на диагностику общего уровня эмоциональной устойчивости, так и на диагностику конкретного состояния личности, ее эмоционального потенциала.

Статистические данные по результатам используемых методик, диагностирующих некоторые внутренние факторы эмоциональной устойчивости, представлены в таблице 1.

Как видно из приведенной таблицы, в этой выборке по данным показателям также обнаруживается значительное превышение значений - относительно о, что свидетельствует о существовании индивидуальных различий в характере изучаемых показателей.

В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа между изучаемыми показателями.

Анализ таблицы свидетельствует о том, что связи вышеназванных показателей носят неоднозначный характер. Определенную «последовательность» продемонстрировал

Таблица 2

Значимые коэффициенты корреляции между показателей свойств личности (N=297)

Показатели

УАд СС ГПН ОПА ПК КРК

УН -535** -535** -598** -452** -366* -342*

СС 561** 643** 474**

Таблица 3

Типы эмоционального реагирования студентов на воздействие стимулов окружающей среды (в %)

Показатели типов эмоционального

реагирования

ТРЭ ТРР трд

42,6 24,9 32,5

показатель УН (уровень невротизации), который на 1 %-ном уровне значимости отрицательно связан с показателями УАд, СС, ГПН (готовность к преодолению неудач), ОПА (общий показатель адаптивности) и на уровне 5 % связан с показателями ПК (поведенческий компонент), КРК (контрольно-регулятивный компонент).

Учитывая психологическую природу указанных показателей, можно предположить, что высокая невротизация сказывается на проявлениях целого ряда свойств личности, в том числе и на компонентах эмоциональной устойчивости.

Показатель СС на 1 %-ном уровне положительно связан с показателями ОПА и КРК (контрольно-регулятивный компонент) и на 5 %-ном уровне - с показателями ГПН и КРК. В данном случае интересно отметить, что, в отличие от невротизации, стрессо-устойчивость позитивно сказывается на проявлениях свойств личности, с которыми она связана. Это относится и к эмоциональной устойчивости.

Данные о типе эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (методика В. В. Бойко) представлены в таблице 3.

Анализируя полученные результаты, можно отметить сравнительно высокие значения показателей по типам эйфорических реакций (ТРЭ) и низкие по дисфорическому типу (ТРД). Это свидетельствует о позитивном психическом состоянии и поступках испытуемых, направленных на стимулы окружающей среды, связанные с новыми социальными ролями и условиями, с которыми сталкивается молодой человек, попав в новую среду.

Одной из причин эйфорических настроений студентов-первокурсников, как показали беседы с ними, являются впечатления от новой среды. Многие молодые люди с радостью принимают изменение своего статуса. При поступлении студентов в высшее учебное заведение у многих из них появляется чувство «безграничной свободы». Молодой человек как бы предоставлен самому себе, у него появляется искушение праздно проводить время, не занимаясь учебой. В понимании многих студентов-первокурсников студенческая жизнь является «самой беззаботной на свете».

Для выявления уровня невротизации была использована методика Л. И. Вассермана, которая позволяет охарактеризовать эмоциональную сферу личности, определить выраженность коммуникативных особенностей, социальную значимость личности в новой социальной среде.

При обработке результатов подсчитыва-лось число положительных ответов, затем выводилось среднее число в сырых «баллах». Это давало возможность определить диапазон показателей уровня невротизации испытуемых: низкий (1-9 баллов), средний (10-19 баллов), высокий (от 20 баллов и выше). По

Подсчет показал, что средний уровень невротизации испытуемых составляет 26,5 балла, то есть находится в интервале между средними и высокими значениями.

В таблице 4 показано распределение студентов в зависимости от уровня невротизации.

Таблица 4

Уровень невротизации студентов (в %)

Показатели уровня невротизации

ВУН СУН НУН

33,0 45,4 21,6

Примечание: обозначения ВУН -высокий уровень невротизации; СУН -средний уровень невротизации; НУН - низкий уровень невротизации.

Из таблицы видно, что большинство студентов имеют высокие и средние значения уровней невротизации. Относительно высокая невротизация студентов-первокурсников, как мы полагаем, не только характеризует их индивидуальные особенности, но, как показали результаты наблюдения и бесед с испытуемыми, свидетельствует о трудностях, связанных с процессом адаптации к условиям вуза.

Успешность адаптации включает в себя актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению возникающих трудностей. Можно предположить, что попав в новую социальную среду, и пытаясь вписаться в новое социальное окружение, студенты испытывают определенный психологический дискомфорт. Появляются трудности в адаптации к новому образу и стилю жизни, месту жительства, изменяется стиль деятельности, переоцениваются привычные жизненные ценности, появляются новые установки и т. п.

Поступление в высшее учебное заведение и обучение в нем предполагает также появление новой культурно-образовательной среды, которая является эмоциональным стрессором в процессе адаптации студентов на начальном этапе обучения. Все это может приводить к повышению уровня невротизации.

В психологической адаптации студентов принято различать три вида: адаптацию к учебной деятельности; адаптацию к учебной группе; адаптацию к будущей профессии. В своем исследовании мы будем рассматривать два вида адаптации: адаптацию к учебной группе и к учебной деятельности. Адаптация к учебной группе и учебной деятельности должна произойти как можно раньше, т. к. если это не случится, могут возникнуть трудности в обучении и развитии познавательных и личностных ресурсов студентов, что может повлечь за собой их отчуждение от образовательной среды, либо даже уход из высшего учебного заведения.

Исследование адаптированности студентов в вузе по методике Т. Д. Дубовицкой -А. В. Крыловой было проведено в середине первого семестра (до зимней сессии).

При обработке результатов были выбраны следующие диапазоны показателей уровня адаптированности: низкий (1-5 баллов), средний (6-10 баллов), высокий (11-16 баллов).

Таблица 5

Адаптированность студентов в вузе (в %)

Показатели

ВУАд ВУАг СУАд СУАг НУАд НУАг

31, 6 14,3 57,3 68,0 10,7 15,0

Примечание: ВУАд - высокий уровень адаптированности к учебной деятельности; ВУАг - высокий уровень адаптированности к учебной группе; СУАд - средний уровень адаптированности к учебной деятельности; СУАг - средний уровень адаптированности к учебной группе; НУАд низкий уровень адаптированности к учебной деятельности; НУАг - низкий уровень адаптированности к учебной группе.

В таблице 5 показано распределение данных по названным диапазонам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов-первокурсников находятся на среднем уровне адаптированности как к учебной группе (СУАг), так и к учебной деятельности (СУАд). Вместе с тем существует

и контингент студентов с низким уровнем адаптированности (НУАг), (НУАд) (соответственно - 10,7 % и 15,0 %), что свидетельствует о необходимости более внимательного отношения к ним со стороны профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Примечание: ВУАд - высокий уровень адаптированности к учебной деятельности; ВУАг - высокий уровень адаптированности к учебной группе; СУАд - средний уровень адаптированности к учебной деятельности; СУАг - средний уровень адаптированности к учебной группе; НУАд низкий уровень адап-тированности к учебной деятельности; НУАг -низкий уровень адаптированности к учебной группе.

Низкий уровень адаптированности студентов (НУАд, НУАг), наблюдаемый на начальном этапе обучения, как правило, сохраняется на протяжении всей учебы и является фактором, снижающим эффективность обучения. В связи с этим весьма актуальной представляется работа с данной категорией студентов, направленная на повышение их адап-тированности.

Для изучения уровня стрессоустойчиво-сти и социальной адаптации студентов-первокурсников была использована методика Т. Холмса и Р. Раге, которая позволяет определить степень сопротивляемости стрессу. Испытуемым предлагалось вспомнить все события, случившиеся в течение последнего года и выбрать соответствующее жизненному событию число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

При обработке результатов было подсчитано число баллов по всем событиям, затем полученные данные заносились в таблицу, после чего определялась степень стрессоустой-чивости и социальной адаптации. Диапазон показателей стрессовых характеристик варьирует в пределах: высокая сопротивляемость стрессу (150-199), средняя (200-299), низкая (300 и более). Проанализировав полученные данные, мы получили результаты, представленные в таблице 6.

Таблица 6 Степень стрессоустойчивости и социальной адаптации (в %)

Показатели

НСС ССС ВСС

32,6 27,0 40.3

Примечание: ННС - низкая сопротивляемость стрессу; ССС - средняя сопротивляемость стрессу, ВСС - высокая сопротивляемость стрессу.

Анализ полученных результатов показывает, что у студентов на начальном этапе обучения приобладает высокая сопротивляемость стрессу (ВСС). Однако, в тоже время процент студентов с низкой сопротивляемостью (НСС) довольно значителен, что свидетельствует о необходимости проведения с ними специальной психокоррекционной программы, предпологающей развитие данного свойства личности, на начальном этапе обучения в высшей школе.

АННОТАЦИЯ

Эмоциональная устойчивость связана с рядом личностых характеристик и внешних условий, с которыми сталкиваются студенты на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении. Выявление этих характеристик возможно при использовании специально подобранного диагностического инструментария, позволяющего выявить особенности эмоциональной сферы студентов-первокурсников и причины возникающих трудностей, связанных с эмоциональной неустойчивостью.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психическое и самотическое здоровье, констатирующий эксперимент, диагностический инструментарий, методики.

SUMMARY

Emotional stability is associated with a number of personal characteristics and external conditions faced by students at the initial stage of learning in higher educational establishment. Identification of these characteristics is possible by using specially selected diagnostic tools,

allowing to identify the features of the emotional sphere of first-year students and the causes of the difficulties encountered related to emotional instability.

Key words: emotional stability, psychical and somatic health, ascertaining experiment, diagnostic tool, methods.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буслаева М. Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. психол. наук. -Челябинск, 2009.

2. Гаврилова Т. П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 33-38.

3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. 3еер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособ. для студ. вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособ. - М.: Логос, 2004. -384 с.

6. Изард К. Э. Психология эмоций. -СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

7. Изюмова С. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. -С. 128-133.

8. Максименко С. Д. Пропагування пси-хоппешчного виховання i здорового способу життя серед молодi // Практична психолопя та сощальна робота. - 2007. - № 9. -С. 60-64.

9. Медведева В. Е. Психологические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орёл, 2011.

10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Бахрах-М, 2001. -672 с.

11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. -75 с.

12. Санникова О. П., Кузнецова О. В. Адаптивность личности: монография. -Одесса: Н. П. Черкасов, 2009.

13. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach // Journo Personality and Social Psychology. - 1989. - vol. 56. - рр. 267-283.

А. В. Старовойтов

УДК 159.98:7.05

системно-аналитическая арт-терапия в коррекции последствий психологических травм

инамика и глубокие перестройки социальной среды, в которой протекает жизнь современного человека, не оставляют шансов на спокойное и размеренное существование. Речь идет о фоновом состоянии травмы, пережитой или возможной с высокой степенью вероятности вследствие кризисных процессов в обществе, экономике и культуре. Впрочем, так было всегда. Но технологическая сторона прикладной психологии и психотерапии за последние десятилетия сделала существенные шаги вперед в направлении более точной оценки психологических последствий травматического опыта и возможностей его терапевтической коррекции. Предмет настоящей статьи составляет природа и динамика психологической травмы (ПТ) и возможности трансформации ее послед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.