Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова А.В., Киммель М.В.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей характера девочек младшего школьного возраста из неполных семей. Эксперимент осуществлялся на базе одной из сельских школ Тюменской области. Авторами реализованы диагностические методики «характерологический опросник Леонгарда», «аутоидентификация типов характера Э.Г. Эйдмиллера»и представлены их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова А.В., Киммель М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF DIAGNOSTIC FEATURES OF NATURE OF GIRLS PRIMARY SCHOOL AGE FROM INCOMPLETE FAMILIES

This article presents the results of experimental work to identify character traits of girls of primary school age out of single-parent families. The experiment was carried out on the basis of one of the rural schools of the Tyumen region. The authors realized diagnostic techniques «characterological Leonhard questionnaire», «autoidentification character types E.G. Eydmiller» and presented their results.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

Жукова А.В.

студент 3 курса, заочное отделение Педагогический факультет Киммель М.В. студент 3 курса Педагогический факультет Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Быстрова Н.В. научный руководитель Россия, г. Ишим

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ

СЕМЕЙ

Аннотация: В статье представлены результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей характера девочек младшего школьного возраста из неполных семей. Эксперимент осуществлялся на базе одной из сельских школ Тюменской области. Авторами реализованы диагностические методики «характерологический опросник Леонгарда»,

«аутоидентификация типов характера Э.Г. Эйдмиллера»и представлены их результаты.

Ключевые слова: характер, особенности характера, младший школьный возраст, неполная семья.

Zhukova A. V.

Student of P. P Yershov 's Ishim Pedagogical Institute (Branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher

Education «Tyumen State University» 3 Course, Distance Learning, Faculty of Education

Kimmel M. V.

Student of P. P Yershov 's Ishim Pedagogical Institute (Branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher

Education «Tyumen State University» 3 Course, Faculty of Education Supervisor: Bystrova, N.V Russia, Ishim

RESULTS OF DIAGNOSTIC FEATURES OF NATURE OF GIRLS PRIMARY SCHOOL AGE FROM INCOMPLETE FAMILIES

Abstract: This article presents the results of experimental work to identify character traits of girls of primary school age out of single-parent families. The experiment was carried out on the basis of one of the rural schools of the Tyumen region. The authors realized diagnostic techniques «characterological Leonhard questionnaire», «autoidentification character types E.G. Eydmiller» and presented their results.

Keywords: character, personality, younger school age, incomplete family.

Проблема гендерных различий в особенностях характера детей младшего школьного возраста на сегодняшний день актуальна, так как характер определяет личность ребенка, и от характера зависит его поведение, поступки и привычки в дальнейшем. Поэтому углубленное изучение данной проблематики представляет для нас особый интерес.

В настоящее время в нашей стране психологические особенности характера детей из неполных семей исследуется А.И. Захаровым, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновым, B.C. Собкиным, Й. Лангмейер, З. Матейчек и др. Несмотря на то, что этот вопрос находит свое рассмотрение в ряде работ современных ученых, данная проблема еще является неразрешенной.

Мы попытались выявить гендерные различия в особенностях характера младших школьников из неполных семей. На первом этапе диагностики нами была предпринята попытка выявления особенностей характера девочек младшего школьного возраста из неполных семей. Эксперимент осуществлялся на базе одной из сельских школ Тюменской области. В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся 1 класса 67 лет в количестве 12 человек.

Нами были реализованы следующие диагностические методики: характерологический опросник Леонгарда, аутоидентификация типов характера Э.Г. Эйдмиллера [1].

По результатам первой методики оказалось, что у 3 девочек (50%) была выявлена тенденция к эмотивной акцентуации характера, у 2 девочек (33%) к демонстративной и у 1 девочек (17%) к экзальтированной акцентуации характера. Эмотивный тип (50%) родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Характерна эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств, гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность, плаксивость, любые жизненные события воспринимаются серьезнее, чем у других людей, редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу; демонстративный тип (33%) человек в маске собственного собеседника, человек - зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии, фантазией, лживостью, притворством, авантюризмом, артистизмом, потребностью в признании, эмоциональной лабильностью, повышенной самооценкой, беспредельный эгоцентризм. Ненасытная жажда постоянно внимания к собственной особе. Особенно их отягощает быть незамеченным; экзальтированному типу (17%) свойственна высокая способность восторгаться, восхищаться. Улыбчивы, счастливы. С другой стороны также легко попадают в отчаяние, несчастье. Свойственна эмоциональность, порывистость, лабильность психики, несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

Для подтверждения достоверности результатов, а так же более точного определения типа акцентуации характера у девочек из неполных семей, нами

была так же реализована методика аутоидентификации типов характера Э.Г. Эйдмиллера. Результаты показали, что у 3 девочек (50%) была выявлена тенденция к сензетивной акцентуации; у 2 девочек (33%) - к истерическому типу акцентуации; у 1 девочки (17%) - к эмоционально-лабильный акцентуации. Люди с сензитивным типом акцентуации (50%) весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Боязливы, вздрагиваю от малейшего шороха. Стараются избегать скандалов, конфликтов - предпочитаю уступить. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.

У людей с истерическим типом (33%) ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Проявляют артистические способности. Любят фантазировать, мечтать. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.

Эмоционально-лабильный тип акцентуации (17%) подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. По характеру веселые, открытые, однако малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и др.) приводит в глубокое уныние, но ненадолго. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Обобщив результаты по всем реализуемым нами диагностическим методикам, мы определили, что у девочек младшего школьного возраста из неполных семей доминирующим типом характера является эмотивный и демонстрационный тип, что по описанию характеристик соответствуют сензитивному и истерическому типам акцентуации характера. Так же выявлена тенденция к экзальтированному типу акцентуации характера.

Следующим этапом диагностики было выявление особенностей характера мальчиков младшего школьного возраста из неполных семей, определение гендерных различий в характере детей младшего школьного возраста из неполных семей, но эта уже иная тема разговора.

Использованные источники: 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.