Научная статья на тему 'Результаты диагностики исходного уровня сформированности познавательной самостоятельности у старших дошкольников'

Результаты диагностики исходного уровня сформированности познавательной самостоятельности у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная самостоятельность детей старших дошкольников / дети старшего дошкольного возраста / компоненты / критерии / показатели / уровни / диагностический инструментарий / cognitive independence of elder preschoolers / elder preschoolers / components / criteria / indicators / levels / diagnostic tools

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Ивановна Шукшина, Татьяна Юрьевна Грошева

Проблема познавательного развития дошкольников не теряет своей актуальности на протяжении нескольких десятков лет. Традиционная модель обучения, ориентированная на передачу знаний, постепенно уступает место активному и практико-ориентированному подходу. Современные учебные программы ставят перед собой задачу не только предоставить учащимся информацию, но и научить их критически мыслить, анализировать и применять полученные знания на практике. Познавательная самостоятельность является значимым качеством личности, что находит отражение в нормативно-правовые актах, регламентирующих педагогических процесс. От степени сформированности ПС на дошкольном этапе, зависит дальнейшая успешность ребенка в обучении. В статье представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление количественных и качественных результатов сформированности познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 204 респондента старше-го дошкольного возраста, воспитанники дошкольных организаций г. Саранск. Для решения поставленных задач в исследовании применялся диагностический инструментарий: модифицированные варианты методик «Догадайся, что это за предмет», «Сюрприз или конфетка», М.Н. Поляковой; «Сахар», Л.Н. Прохоровой; «Что мне интересно?», О.В. Афанасьевой, «Разрезные картинки», С. Забрамной; методика «Выбери книгу», А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. Результаты показали, что значительный процент старших дошкольников со средним уровнем – 26,5 % КГ и 26,2 % ЭГ; с низким уровнем – 62,3 % КГ и 62,2 % ЭГ; 11,2 % КГ и 11,6 % ЭГ имеют высокий уровень сформированности познавательной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Ивановна Шукшина, Татьяна Юрьевна Грошева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of diagnostics of the initial level of formation of cognitive independence in older preschoolers

The problem of cognitive development of preschoolers has not lost its relevance for several decades. The traditional model of learning focused on knowledge transfer is gradually giving way to an active and practice-oriented approach. Modern curricula set the task not only to provide students with information, but also teach them to think critically, analyze and apply the knowledge gained in practice. Cognitive independence is a significant quality of personality, which is reflected in the normative legal acts regulating the pedagogical process. The further success of the child in learning depends on the degree of PS formation at the stage of preschool childhood. The article presents the results of the stating stage of experimental research aimed at identifying the quantitative and qualitative results of the formation of elder preschoolers’ cognitive independence. The study involved 204 respondents of elder preschool age, pupils of preschool organizations in Saransk. To solve the tasks, the study used diagnostic tools: modified versions of the methods “Guess what the subject is”, “Surprise or candy”, M.N. Polyakova; “Sugar”, L.N. Prokhorova; “What is interesting to me?”, O.V. Afanasyeva, “Cut Pictures”, S. Zabramnaya; method “Choose a book”, A.G. Gogoberidze, S.A. Ezopova, V.A. Novitskaya. The results showed that a significant percentage of elder preschoolers with an average level of 26,5 % CG and 26,2 % EG; with a low level of 62,3 % CG and 62,2% EG; 11,2 % CG and 11,6 % EG have a high level of cognitive independence.

Текст научной работы на тему «Результаты диагностики исходного уровня сформированности познавательной самостоятельности у старших дошкольников»

_НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ_

УДК 323.2 З. А. Жаде

Рецензия на монографию «Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт»

_SCIENTIFIC LIFE_

Z. A. Zhade

"Civil identity of russians: a modern political concept" monograph review

Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт /под науч. ред. О. А. Коряковцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. -

179 с.

Отличительной чертой современного мироустройства является, с одной стороны, неустойчивость миропорядка, с другой - масштабные геополитические сдвиги и противоречия, вызванные усиливающимся противоборством и расколом между ведущими мировыми державами. В условиях роста угроз национальной безопасности и конфликтного противостояния с Западом стабильность в России прежде всего может поддерживаться посредством укрепления гражданской идентичности как фундамента российской государственности. В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г.

№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в качестве основной задачи государственной политики определяется укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности.

Закономерно, что на фоне активного идентификационного поиска идентитарные исследования и концепт идентичности в социогу-манитарных науках заняли прочную позицию. Более того, в науч-

© Жаде З. А., 2023

186

З. А. Жаде

ном сообществе определились региональные центры, представители которых прилагают значительные усилия для развития теоретических концептов и эмпирического анализа этого феномена.

Сегодня дискуссии по проблемам идентичности разворачиваются на междисциплинарном уровне, сосредотачиваясь преимущественно на двух направлениях: с одной стороны, речь идет о нормах, ценностях, ориентациях и установках граждан, с другой - о соотношении разных уровней идентичности, в первую очередь - этнической и региональной. При этом появляется потребность исследования взаимодополняемости и совместимости гражданской, региональной и этнической идентичности.

В этом ряду коллективная монография «Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт», опубликованная в 2022 году в издательстве Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, представляется важным событием в российской политической науке и практике. Высококвалифицированный научный коллектив под руководством профессора Ярославского государственного педагогического университета Ольги Алексеевны Коряков-цевой, в состав которого вошли представители ведущих академических и университетских научно -исследовательских центров разных регионов Российской Федерации:

Николай Алексеевич Баранов (Санкт-Петербург), Татьяна Владимировна Бугайчук (Ярославль), Светлана Ивановна Кузина (Ростов-на-Дону), Лариса Игоревна Никовская (Москва) и Ольга Валентиновна Попова (Санкт-Петербург) представил фактически консолидированную точку зрения российских политологов в исследовании концепта гражданской идентичности. Осмысливая проблемное поле монографического исследования, авторский коллектив определил сверхактуальный сегмент научного поиска.

Книга состоит из введения, двух разделов, включающих семь глав, библиографического списка общим объемом 179 страниц (11,25 п.л.). Несомненным достоинством научного труда является междисципли-нарность. Применяя комплекс методов разных уровней обобщения, эмпирического исследования, конкретного политологического анализа, авторскому коллективу удалось на высоком научном уровне реализовать поставленные задачи и создать оригинальный труд.

Любая интересная книга, тем более, касающаяся ваших научных интересов, приглашает к дискуссии. Понятие гражданской идентичности, прочно вошедшее в политический и научный лексикон, продолжает оставаться дискуссионным как в российской, так и западной политической теории. На наш взгляд, рассуждая о многоликом феномене гражданской идентичности, следо-

Рецензия на монографию «Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт»

187

вало бы, в первую очередь, опера-ционализировать такие понятия, как «государственно-гражданская идентичность» и «национально-гражданская идентичность». По нашему представлению, государственно-гражданская идентичность апеллирует к соотнесению себя с государством и его институтами, а национально-гражданская идентичность апеллирует к нациестроитель-ству, и здесь первичной становится привязка к населению. В первом случае гражданин осознает себя жителем многонационального государства, а во втором - человек демонстрирует принадлежность к нации, а через нее идентифицирует себя как гражданин. Таким образом, можно говорить о том, что государственно-гражданская идентичность несколько шире по своему содержанию.

Не развивая эту тему дальше, отметим, что в практике иденти-тарных исследований давно признан тезис о том, что «гражданская идентичность является конституирующим основанием современной политической нации и опорой демократической государственности» (в интерпретации И. С. Семененко).

Рецензируемая монография начинается с анализа теоретико-методологических основ формирования гражданской идентичности россиян. Н. А. Баранов, исследуя данную проблему в контексте современных геополитических процессов, исходит из представления о том, что «важной характеристикой общероссийской гражданской

идентичности является осознание гражданами Российской Федерации своей государственной принадлежности» (с. 16). Автор, с одной стороны, обращается к анализу Стратегии государственной национальной безопасности Российской Федерации, с другой стороны, систематизирует подходы к изучению гражданской идентичности в академическом дискурсе.

Что касается следующей главы, то ее суть можно обозначить как социологический анализ гражданской идентичности в качестве базового фактора гражданского единства. Следует согласиться с мнением известного социолога Л. И. Ни-ковской, что гражданская идентичность призвана выполнять функцию консолидации общества. На основе сравнительного анализа эмпирических данных мониторинговых исследований ИС РАН, проведенных в разное время, автор констатирует, что «гражданская идентичность является важным ресурсом сплоченности полиэтнического общества, вносит свой вклад в уверенность людей для движения в позитивном направлении и находит подтверждение в массовых представлениях россиян» (с. 31). Действительно, в содержание гражданской идентичности, на наш взгляд, заложено представление о единстве народа (нации), объединенного одной страной, одним государственным языком, едиными законами и правами.

188

З. А. Жаде

Согласно оценкам О. А. Коря-ковцевой, анализирующей роль феноменологии в становлении гражданской идентичности и затрагивающей взаимодействие идей феноменологии и экзистенциализма, которое привело к формированию экзистенциальной феноменологии, «гражданская идентичность отражает отношение индивида к своему гражданскому долгу, Отечеству, другим гражданам и ощущение самого себя как Гражданина» (с. 54). Развивая данную мысль, автор делает заключение о том, что осознание гражданской идентичности может стать выходом из наблюдающегося «экзистенциального кризиса».

Второй раздел, посвященный современным подходам к исследованию гражданской идентичности, открывается главой О. В. Поповой, в которой анализируются механизмы формирования данного вида идентичности. Особый акцент сделан на ограничениях у «трансмигрантов» и «цифровых кочевников», налагаемых интернет-идентичностью. Сегодня становится все очевиднее, что идентичность испытывает все большее воздействие со стороны растущих информационных потоков и развивающихся технологий их обработки и передачи. Такой технологией является интернет, который рождает единое информационное пространство, модифицируя различные общественные явления и взаимодействия, в том числе и идентичность,

которая проявляется в веб-сервисе социальных сетей, так как он институционализирует и формализует образование групп пользователей глобальной сети.

Известный политолог полагает, что такие механизмы как эссенциа-лизм, конструктивизм и конструктивный реализм не отражают сложность формирования идентичности в интернет-пространстве. Вместе с тем, автор справедливо полагает, что для трансмигрантов и «цифровых кочевников» сохранение гражданской идентичности представляется определенной проблемой, требующей целенаправленной государственной политики, ориентированной на данную социальную группу.

Размышляя о путях консолидации общества на постсоветском пространстве, С. И. Кузина подвергла анализу предназначение научной элиты в процессе становления гражданской идентичности. Автор выражает уверенность в том, что представители российской интеллигенции, отказавшись от промежуточного состояния самоидентификации, способны вступить в диалогичные отношения с обществом и органами власти.

На наш взгляд, одним из важнейших инструментов укрепления гражданской идентичности в условиях усложняющегося миропорядка является научное сообщество, усилия которого направлены на упрочение традиционных духовных ценностей российской нации, поиск

Рецензия на монографию «Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт»

189

и внедрение новых стратегий социокультурного и политического развития страны. Интеллектуальная элита России, обладающая мощным интегрирующим потенциалом и способная консолидировать общество перед лицом угроз национальной безопасности, призвана помочь России решить стоящие перед ней масштабные задачи в процессе укрепления гражданской идентичности. Другими словами, научная элита является реальным актором укрепления гражданской идентичности, которая, в свою очередь, служит важным фактором национальной консолидации российского общества.

Несомненной находкой инициаторов издания оказалось обращение к особенностям гражданской идентичности молодых россиян. Так, Т. В. Бугайчук, исследуя данную проблему, определила такие основные принципы становления гражданской идентичности молодого поколения как принцип системности, принцип личностной центрированности, гуманистической ориентации и принцип последовательности (с. 110-111). Актуальными представляются обозначенные и апробированные автором технологии формирования гражданской идентичности: технология социального проектирования, мыследе-ятельностная игра «Определение понятия "гражданская идентичность"», технология «Дебаты», технология «Гражданский форум» (с. 114-115). Считаю целесообраз-

ным применение и апробацию данных технологий и в других регионах России с целью эффективной реализации системы формирования гражданской идентичности и патриотизма у подрастающего поколения.

Особый интерес представляет последняя глава о направлениях молодежной и образовательной политики в процессе формирования гражданской идентичности молодежи. О. А. Коряковцева и Т. В. Бугайчук обеспокоены тем, что «сегодня российская государственная молодежная политика направлена скорее на выстраивание вертикали власти, чем на создание условий для формирования гражданской идентичности самой молодежи и ее общественно-политической субъектизации» (с. 128). Авторы обращают пристальное внимание на нормативно-правовое обеспечение взаимодействия государства и молодежи в России и обоснованно выделяют три этапа.

Выявляя особенности гражданской идентичности как сложного феномена и политического конструкта, авторы монографии солидарны в необходимости организации целенаправленной подготовки квалифицированных наставников по формированию гражданской идентичности молодых россиян.

Согласимся с выводами научного коллектива, что в условиях трансформации «развитие основных структурных компонентов

190

З. А. Жаде

гражданской идентичности в общей системе государственных ценностей и интересов является способом и условием территориального и институционального формирования гражданского общества и государства в целом» (с. 143). Уровень обобщения и актуальный ракурс, достигнутый в монографии, помогают выработать определенную методологическую базу исследования, позволяющую интерпретировать и обосновать значимость концепта гражданской идентичности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в монографии «Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт» в полной мере очевидно приращение принципиально нового научного знания. Авторскому коллективу под руководством профессора О. А. Коряковцевой удалось инструментализировать понятие общероссийской гражданской идентичности; обосновать заинтересованность государства в выполнении функции консолидации общества; исследовать феноменологию ста-

новления гражданской идентичности; определить механизмы формирования гражданской идентичности и оценить роль научной элиты в данном процессе; обосновать необходимость разработки стратегии становления гражданской идентичности молодежи в России; обозначить ресурсы государственной молодежной и образовательной политики в реализации процесса формирования гражданской идентичности молодых россиян.

Есть все основания полагать, что, «оказавшись в плену идентичности», авторы, несомненно, заслужили репутацию мастеров исследования многоликого феномена, выполненного на трансдисциплинарном уровне, отличающегося неординарными подходами, смелой постановкой сложных проблем и очевидной научной новизной. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о способности авторского коллектива сделать данную научную тему «серийной» с учетом ее многообразия и постоянно меняющихся реалий.

Рецензия на монографию «Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт»

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.