Научная статья на тему 'Результаты деятельности акционерно-паевых предприятий России в годы Первой мировой войны (на примере предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ)'

Результаты деятельности акционерно-паевых предприятий России в годы Первой мировой войны (на примере предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНО-ПАЕВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВОЕННЫЕ ЗАКАЗЫ / WAR ORDERS / МОБИЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / MOBILIZATION OF INDUSTRY / ТАБАЧНЫЕ ФАБРИКИ / TOBACCO FACTORIES / КОНДИТЕРСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДИВИДЕНДЫ / DIVIDENDS / ЦЕНЫ / PRICES / JOINT-STOCK COMPANIES / CONFECTIONERY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бессолицын Александр Алексеевич

Введение. Рассмотрены результаты деятельности акционерно-паевых предприятий в годы Первой мировой войны в контексте изучения причин, породивших февраль 1917 г. Основное внимание уделено анализу работы этих предприятий в последнем предреволюционном 1916 г. Материалы и методы. Работа выполнена на основе широкого круга источников, в том числе архивных, а также статистических сборников и публикаций, размещенных в ведущих экономических журналах за 1916-1917 гг. В качестве основного метода исследования использован метод системного анализа. Результаты. Автор пришел к выводу, что именно акционерно-паевые предприятия как наиболее динамично развивающаяся форма объединения частного капитала на рубеже XIX-XX вв. одерживают победу над всеми другими формами организации капиталистических предприятий, прежде всего вследствие присущих им организационно-правовых и экономических особенностей. Однако с началом войны частный бизнес оказался в более сложном положении, поскольку не был допущен к выполнению заказов военного ведомства, и лишь в условиях затягивания военных действий начиная с 1915 г. государство было вынуждено привлекать акционерно-паевые предприятия к снабжению армии, прежде всего сырьем и продуктами питания. Обсуждение. Основное внимание в статье сосредоточено на деятельности предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ. В этом контексте более подробно рассмотрена работа кондитерских фабрик, которые сумели воспользоваться возникшей в условиях войны ситуацией и значительно увеличили производство дешевых кондитерских изделий, в результате чего сладкий товар перестал быть предметом роскоши и стал демократическим продуктом. Даже несмотря на кризис 1916 г., который испытывала сахарная промышленность, кондитерское производство продолжало расти. Лишь в 1917 г. наметился незначительный спад, вызванный общим расстройством хозяйственного механизма, усилившимся в результате революционных событий. Заключение. Практически все частные акционерные предприятия пищевкусовой промышленности работали в годы войны достаточно стабильно: показывали прибыль, увеличивали капитализацию, выплачивали акционерам дивиденды, которые не только не уступали по размеру довоенным, но даже в ряде случаев превосходили их. При этом необходимо отметить, что рост дивидендов в годы войны свидетельствовал не столько об экономическом благополучии трудящихся, сколько о нарастании неравенства, что в свою очередь являлось благодатной почвой для обострения социальных конфликтов в обществе, нарастание которых подталкивало к революции. Тем не менее экономическая ситуация в стране вплоть до начала 1917 г. не выглядела угрожающей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Results of Activity of Russian Joint-Stock Companies During the First World War (by the Example of Enterprises on Processing of Nutritious and Gustatory Substances)

Introduction. The article is devoted to the analysis of the results of activity of joint-stock companies during the First World War in the context of researching of reasons which led to the February 1917. At that, the author pays the most attention to the analysis of the activity of these enterprises during the last pre-revolutionary year 1916. Materials and methods. The work is based on the wide range of sources, including archive as well as statistics collections and publications issued by the leading economic journals in 1916-1917. System analysis is used and the main research method. Results. The author makes a conclusion that these are the joint-stock companies as the most dynamically developing form of incorporation of private capital at the edge of XIX-XX centuries which succeeded among all other forms of organizing capitalistic enterprises, mostly because of its organizational, legal and economic features. However, once the war began, the private business got in a more difficult situation, since it was not allowed for them to perform war department orders. Only after the war actions were delayed as of 1915 the state was forced to engage joint-stock companies to supply the army, mostly with raw materials and food. Discussion. The author focuses on the activity of enterprises specializing in processing of nutritious and gustatory substances. In this context the author describes in more detail the work of confectionary factories, who managed to get the best of the situation and significantly increased the production of cheap confectionaries, which resulted in sweets becoming a democratic product instead of a luxury good. Despite the crisis in 1916, which the sugar industry suffered, confectionary production continued to raise. Only in 1917 an insignificant decrease began, which was caused by the whole incapacity of the economic mechanism, which degradation was caused by revolution events. Conclusion. The conclusion is made that almost all private joint-stock companies of food industry worked rather stable during the war: showed profit, increased capitalization, payed dividends to the shareholders, which were not less than the pre-war ones or even exceeded them. At that, it is important to mention that the increase of dividends of joint-stock companies during the war proved not the economic prosperity of the workers but mostly the increase of inequality, which in its turn gave good reasons for escalation of social conflicts in society and in this regard supported the revolution. In this regard, the economic situation in the country did not look dangerous up to the beginning of 1917.

Текст научной работы на тему «Результаты деятельности акционерно-паевых предприятий России в годы Первой мировой войны (на примере предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ)»

ISSN 2409-630X

DOI: 10.15507/2409-630X.040.014.201801.047-058

УДК 338.2

А. А. Бессолицын

Институт российской истории РАН, Институт общественных наук РАНХиГС,

г. Москва, Россия, e-mail: a_bessolitsyn@mail.ru

результаты деятельности АКцИОНЕРНО-ПАЕВыХ предприятий РОССИИ в годы первой мировой войны

(на примере предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ)

Введение. Рассмотрены результаты деятельности акционерно-паевых предприятий в годы Первой мировой войны в контексте изучения причин, породивших февраль 1917 г. Основное внимание уделено анализу работы этих предприятий в последнем предреволюционном 1916 г Материалы и методы. Работа выполнена на основе широкого круга источников, в том числе архивных, а также статистических сборников и публикаций, размещенных в ведущих экономических журналах за 1916-1917 гг. В качестве основного метода исследования использован метод системного анализа. Результаты. Автор пришел к выводу, что именно акционерно-паевые предприятия как наиболее динамично развивающаяся форма объединения частного капитала на рубеже XIX-XX вв. одерживают победу над всеми другими формами организации капиталистических предприятий, прежде всего вследствие присущих им организационно-правовых и экономических особенностей. Однако с началом войны частный бизнес оказался в более сложном положении, поскольку не был допущен к выполнению заказов военного ведомства, и лишь в условиях затягивания военных действий начиная с 1915 г государство было вынуждено привлекать акционерно-паевые предприятия к снабжению армии, прежде всего сырьем и продуктами питания. Обсуждение. Основное внимание в статье сосредоточено на деятельности предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ. В этом контексте более подробно рассмотрена работа кондитерских фабрик, которые сумели воспользоваться возникшей в условиях войны ситуацией и значительно увеличили производство дешевых кондитерских изделий, в результате чего сладкий товар перестал быть предметом роскоши и стал демократическим продуктом. Даже несмотря на кризис 1916 г, который испытывала сахарная промышленность, кондитерское производство продолжало расти. Лишь в 1917 г. наметился незначительный спад, вызванный общим расстройством хозяйственного механизма, усилившимся в результате революционных событий. Заключение. Практически все частные акционерные предприятия пищевкусовой промышленности работали в годы войны достаточно стабильно: показывали прибыль, увеличивали капитализацию, выплачивали акционерам дивиденды, которые не только не уступали по размеру довоенным, но даже в ряде случаев превосходили их. При этом необходимо отметить, что рост дивидендов в годы войны свидетельствовал не столько об экономическом благополучии трудящихся, сколько о нарастании неравенства, что в свою очередь являлось благодатной почвой для обострения социальных конфликтов в обществе, нарастание которых подталкивало к революции. Тем не менее экономическая ситуация в стране вплоть до начала 1917 г. не выглядела угрожающей.

Ключевые слова: акционерно-паевые предприятия, военные заказы, мобилизация промышленности, табачные фабрики, кондитерское производство, дивиденды, цены.

Для цитирования: Бессолицын А. А. Результаты деятельности акционерно-паевых предприятий России в годы Первой мировой войны (на примере предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ) // Экономическая история. - 2018. - Т. 14. - № 1. - С. 47-58. DOI: 10.15507/2409-630Х.040.014.201801.047-058

© Бессолицын А. А., 2018

A. A. Bessolitsyn

Of Institute of Russian History RAS, Institute of Social Sciences RANEPA, Moscow, Russia, e-mail: a_bessolitsyn@mail.ru

the results of activity of Russian joint-stock

COMPANIES during THE FIRST WORLD WAR (by the Example of Enterprises on Processing of Nutritious and Gustatory Substances)

Introduction. The article is devoted to the analysis of the results of activity of joint-stock companies during the First World War in the context of researching of reasons which led to the February 1917. At that, the author pays the most attention to the analysis of the activity of these enterprises during the last pre-revolutionary year 1916. Materials and methods. The work is based on the wide range of sources, including archive as well as statistics collections and publications issued by the leading economic journals in 1916-1917. System analysis is used and the main research method. Results. The author makes a conclusion that these are the joint-stock companies as the most dynamically developing form of incorporation of private capital at the edge of XIX-XX centuries which succeeded among all other forms of organizing capitalistic enterprises, mostly because of its organizational, legal and economic features. However, once the war began, the private business got in a more difficult situation, since it was not allowed for them to perform war department orders. Only after the war actions were delayed as of 1915 the state was forced to engage joint-stock companies to supply the army, mostly with raw materials and food. Discussion. The author focuses on the activity of enterprises specializing in processing of nutritious and gustatory substances. In this context the author describes in more detail the work of confectionary factories, who managed to get the best of the situation and significantly increased the production of cheap confectionaries, which resulted in sweets becoming a democratic product instead of a luxury good. Despite the crisis in 1916, which the sugar industry suffered, confectionary production continued to raise. Only in 1917 an insignificant decrease began, which was caused by the whole incapacity of the economic mechanism, which degradation was caused by revolution events. Conclusion. The conclusion is made that almost all private joint-stock companies of food industry worked rather stable during the war: showed profit, increased capitalization, payed dividends to the shareholders, which were not less than the pre-war ones or even exceeded them. At that, it is important to mention that the increase of dividends of joint-stock companies during the war proved not the economic prosperity of the workers but mostly the increase of inequality, which in its turn gave good reasons for escalation of social conflicts in society and in this regard supported the revolution. In this regard, the economic situation in the country did not look dangerous up to the beginning of 1917.

Keywords: joint-stock companies, war orders, mobilization of industry, tobacco factories, confectionery industry, dividends, prices.

For citation: Bessolitsyn A. A. The Results of Activity of Russian Joint-Stock Companies During the First World War (by the Example of Enterprises on Processing of Nutritious and Gustatory Substances). Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2018. 14(1). P. 47-58. DOI: 10.15507/2409-630X.040.014.201801.047-058

Введение

Столетний юбилей российской революции ожидаемо вызвал повышенный интерес историков, экономистов и других представителей научного сообщества к проблемам, которые собственно и породили революционный взрыв в феврале 1917 г. Среди этих проблем одно из ключевых мест занимают экономические причины революции.

По мнению ряда исследователей, перевод части промышленности в годы Первой

мировой войны на военные рельсы привел к падению выпуска гражданской продукции, ее удорожанию, что неизбежно повлекло за собой негативные социальные последствия. Эта тема в последние два десятилетия активно исследуется как в отечественной, так и в западной историографии, при этом особый интерес исследователей вызывают экономические, социальные и политические процессы в российском тылу. В ряде исследований отмечается, что

если в выпуске военной продукции в годы войны был достигнут реальный прогресс, то подобные успехи достигались ценой свертывания гражданского производства [20, с. 10-11].

Правомерно поставить вопрос: действительно ли ситуация в промышленности в годы войны развивалась в этом направлении и если государственные предприятия, получая военные заказы, работали стабильно, то в каком положении оказался в этот период частный бизнес, представленный акционерно-паевыми предприятиями?

Целью данной статьи является анализ деятельности акционерно-паевых предприятий в годы Первой мировой войны, при этом основное внимание уделяется результатам работы этих предприятий в последнем предреволюционном 1916 г.

Именно 1916 г., как отмечалось в редакционной статье авторитетного в экономических кругах журнала «Промышленность и торговля» (орган Совета Съездов Представителей промышленности и торговли), «...в экономическом отношении мог бы считаться сравнительно благополучным, если бы удачно сложившаяся экономическая обстановка была надлежащим образом учтена и использована властью» [22, с. 1].

Материалы и методы

Источниковую базу исследования составили неопубликованные архивные материалы, содержащиеся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА). В работе использован фонд 23 (Министерство торговли и промышленности), в котором, в частности, содержатся важные сведения об изменении производительности труда на промышленных предприятиях, подчиненных надзору фабричной инспекции в годы войны. Автором широко использованы опубликованные статистические сборники, такие как «Акционерно-па-евые предприятия России по официальным данным Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов» за 1914-1917 гг.; издание Статистического отдела Московского областного продовольственного комитета «Заработки фабрично-

заводских рабочих в России за июнь 1914 г. и июнь 1916 г.»; материалы Общих съездов Представителей промышленности и торговли (труды Восьмого и Девятого очередных съездов, состоявшихся в 1914 и 1915 гг.); Труды Второго съезда Представителей военно-промышленных комитетов (1916 г.) и публикации, размещенные в ведущих экономических журналах начала ХХ в., таких как «Промышленность и торговля» (орган Совета съездов представителей промышленности и торговли) и «Биржа и русская промышленность» (независимый прогрессивный орган) за 1916-1917 гг.

В основу методологии работы положен системный анализ, сравнительно-исторический, а также эмпирический метод исследования с опорой на широкий круг источников (в том числе архивных), справочных изданий и научной литературы по данной теме.

Результаты

На рубеже Х1Х-ХХ вв. акционерно-пае-вые предприятия в России развивались наиболее динамично. Именно эта форма объединения частного капитала одерживала победу над всеми другими формами организации капиталистических предприятий, прежде всего вследствие присущих им организационно-правовых и экономических особенностей.

Процесс индустриализации в России выдвинул на первый план акционерные компании, которым по силам были крупные инвестиции в такие капиталоемкие отрасли, как машиностроение, банковское дело, строительство железных дорог, освоение новых видов природных богатств (добыча угля, нефти и др.) и т. п. Акционерно-пае-вые предприятия были представлены по 14 основным группам производств.

Если в 1893 г. в России, судя по опубликованным балансам русских торгово-промышленных акционерных обществ, действовали всего 522 компании с капиталом 601 млн руб., то в начале ХХ в. число таких компаний достигло 1 506, а их капитал -2 467 млн руб. [26, с. 165, 171]. К 1912 г. число акционерных компаний выросло до

1 802, а их основной капитал составил уже 3 081 млн руб. [1, с. 1].

Всего за период с 1901 по 1911 г. капиталы акционерных предприятий возросли более чем на 1,2 млрд руб., причем наиболее крупное увеличение более чем на 315 млн руб. приходится на 1911 г., а в 1913 г. ожидалось увеличение капиталов почти на 600 млн руб. [14, с. 31].

С началом войны процесс регистрации новых акционерных компаний несколько замедлился, но и не остановился. Если в 1913 г. было учреждено всего 399 компаний, то в 1914 г. - 334 с капиталом в 526 млн руб., в 1915 г. - 321 с капиталом почти в 410 млн руб., а в 1916 г. этот процесс вновь стал нарастать. За 1916 г. были учреждены 584 компании с основным капиталом в 923,5 млн руб. Главнейшей по абсолютной величине капитала из предложенных к учреждению акционерных компаний стала группа «Горное Дело», в которой капитал достигал 228 млн руб., далее следовали компании по выплавке и обработке металлов (141,4 млн руб.), химических продуктов, нефтепромышленные компании и т. д. [6, с. 6-7].

В результате к концу 1917 г. насчитывалось почти 3 000 акционерных предприятий с основным капиталом 6,7 млрд руб. [27, с. 148]. При этом надо отметить, что удельный вес производимой ими продукции во многих отраслях промышленности был доминирующим, составляя 70-80, а иногда и более процентов [5, с. 38].

Поскольку в годы войны частные предприниматели главным образом допускались к участию в тендерах на поставку в армию продовольствия, в этой связи представляют интерес результаты деятельности предприятий по обработке питательных и вкусовых веществ. В эту группу входили сахарные, винокуренные, пивоваренные, ректификационные и водочные заводы, мельничные и хлебные предприятия, кондитерские фабрики, заводы искусственных минеральных вод и прочие фабрики по производству продуктов пита-также табачные фабрики.

С началом войны промышленность столкнулась с целым рядом проблем, связанных с необходимостью ее перестройки в новых условиях, что привело к сокращению производства или его приостановке на целом ряде промышленных предприятий.

Анализ результатов работы промышленных предприятий, подчиненных надзору фабричной инспекции (за период с 20 июля по 1 октября 1914 г.) по 32 губерниям европейской части России показал, что из 10 004 предприятий с общим числом рабочих в 1 млн 694 тыс. чел. (73 % от общего числа предприятий обрабатывающей промышленности и 87 % работающих на них), сократили производство 1 229 предприятий (12,3 %) с 562 тыс. рабочих (33,2 %). Еще 483 предприятия (4,8 %) с 45 тыс. рабочих (2,1 %) приостановили производство. Кроме того, общее число рабочих за этот период в связи с мобилизацией в армию сократилось более чем на 144 тыс. чел. [24, с. 2-3].

Что касается предприятий, занятых обработкой пищевых и вкусовых веществ (винокуренные, мукомольные, сахароваренные, табачные и т. д.), где доминировали акционерно-паевые предприятия, то в обследованных губерниях из 2 738 заведений с 240 тыс. рабочих сократили производство только 105 заведений (3,8 %) с 20,4 тыс. (8,5 %) рабочих. Одновременно некоторые предприятия даже увеличили производство. Правда, таких предприятий насчитывалось немного - всего 22 (0,8 %) с 5 845 (2,4 %) рабочими, но здесь важно подчеркнуть, что число занятых на них рабочих не только не сократилось, а, наоборот, увеличилось на 1 168 чел., или почти на 20 %. Это были предприятия, занятые в основном изготовлением консервов, т. е. так или иначе связанные с поставками в армию [24, л. 10-11].

Вторая проблема, с которой столкнулись практически все производства и население страны в целом в годы войны, повсеместный рост цен. Если принять цены 1913/1914 гг. за 100, то к июню 1916 г. их рост составил в среднем по восьми продуктам (хлеб, сахар, мясо, масло, соль, кожи, лен, металлы) 214, т. е. более чем в 2 раза. При этом больше

ния, а

Таблица

Производство кондитерских изделий в Москве и Петербурге (тыс. руб.)

Table

Confectionery production in Moscow and St. Petersburg (thousand rubles)

Год / Year Кондитерские изделия / Confectionery Конфетные изделия / Candy products Какао и шоколад / Cocoa and chocolate Кофе, цикорий и шоколад / Cocoa and chocolate Всего / Total

1913 1 190 6 375 1? 951 1 729 2? 245

1914 1 697 6 092 19 155 2 113 29 058

1915 2 336 7 078 22 821 1 985 34 250

1916 2 765 6 225 18 006 2 459 29 455

191? 2 330 3 047 18 18? 2 364 25 929

всего подорожали: соль (более чем в 5 раз), мясо (более чем в 3 раза) и масло (более чем в 2 раза) [22, с. 4]. Значительно подорожало топливо, а, следовательно, и перевозки, как железнодорожные, так и (в меньшей степени) водные.

В целом народное хозяйство, особенно в начальный период войны, пережило ряд тяжелых испытаний, которые вместе с тем явились толчком к пробуждению новых неиспользованных экономических сил. В этом смысле переломным стал 1915 г., в ходе которого мобилизация промышленности вместе с предъявлением огромного казенного спроса привела к общему промышленному оживлению, особенно в металлообрабатывающей, кожевенной, суконной, пищевкусовой и других отраслях. Исключение составили только винокуренная промышленность и строительное дело.

Водочные заводы в связи с официальным объявлением в начале войны сухого закона показали в своих отчетах существенные убытки. В последний довоенный период 1913/1914 гг. выкурка спирта достигла 140 млн ведер по расчету на 40°. Стоимость ежегодно производимого спирта (без акциза) достигала 125-150 млн руб. Всего в России насчитывалось 3 007 винокуренных заводов с 37 тыс. служащих и рабочих. При этом потребление спирта в виде питей постоянно увеличивалось абсолютно и относительно и накануне войны достигло 87,8 % всего производства [16, с. 45-46].

Поэтому решение правительства крайне негативно сказалось на работе этих предприятий, что отразилось в их ежегодных отчетах. Однако, по мнению бывшего председателя Совета министров В. Н. Коковцова, эти отчеты не были столь очевидными, они были основаны «на простом укрывательстве донесений акцизного надзора», при том, что со временем «тайное винокурение, сделавшееся просто явным, приняло ужасающие размеры» [18, с. 451-452].

Совет В. Н. Коковцова смягчить ослабление в доходах, вызванное «огульным воспрещением продажи крепких напитков, путем восстановления этой продажи, хотя бы в ограниченном объеме и с большим повышением цены за счет увеличения всех существующих налогов», принят не был. Председатель Совета министров И. Л. Го-ремыкин высказался по этому поводу в том духе, что «...нельзя говорить государю, который верит в благодетельность меры запрещения продажи водки», к тому же «.и в Думе еще не прошел "угар трезвости"». и надо ждать, пока для всех станет очевидным то, что нельзя производить таких перемен росчерком пера» [18, с. 452].

В то же время П. Л. Барк, который в 1914 г. сменил в должности министра финансов Коковцова, хотя и соглашался с тем, что данное решение вызвало уменьшение доходности на сумму в 800 млн руб., но в целом принесло большую пользу народу, населяющему империю. В мемуарах

он отмечал, что даже депутаты Кадетской партии, в частности Шингарев, «...выказывали удовлетворение и поздравили правительство, чего раньше никогда не было». Более того, по мнению Шингарева, «число преступлений уменьшилось в поражающей пропорции. Экономические результаты также удивительны. Статистика, взятая в 40 губерниях, показывает, что убытки от пожаров уменьшились на 56 %, а количество пожаров - на 46 %... Производительность труда в промышленных предприятиях и на фабриках сильно поднялась» [4, с. 184-186].

Действительно, ряд пивоваренных предприятий за период с 1914 по 1915 г. показали в отчетах убытки. Товарищество пиво-медоваренного завода «Иван Дурдин» (Петроград] в 1915 г. произвело продукции на 248 тыс. руб. меньше, чем в 1914 г.; Товарищество Киевского пивоваренного завода за тот же период показало убытков на 277 тыс. руб., а Трехгорное пивоваренное товарищество в Москве - почти на 523 тыс. руб. [7; 8, с. 434; 9]. В то же время некоторые предприятия этого сектора сумели приспособиться к сложившимся условиям. Например, торгово-промышленное товарищество «Н. Л. Шустов с С-ми», специализирующееся на производстве коньяков и наливок, за 1915 г. показало прибыль в 346 тыс. руб. и выплатило дивиденд в 200 тыс. руб., а кроме того, более 34 тыс. были выданы в награду служащим и членам правления [10].

Что касается других производств, включенных в группу по обработке вкусовых и пищевых веществ, то они, как показало проведенное исследование, работали в годы войны в целом стабильно и показывали прибыль.

Наиболее успешно работали табачные фабрики, которые активно участвовали в тендерах на заготовку махорки для армии. По данным Продовольственного отдела Съезда Представителей военно-промышленных комитетов, 13 табачных фабрик в 1915 г. получили заказ для армии на 100 тыс. пудов махорки на общую сумму

1 млн 725 тыс. руб. [25, с. 180]. Всего в справочнике «Акционерно-паевые предприятия по официальным данным» содержатся сведения о 23 табачных фабриках. Практически все они закончили 1915 г., с прибылью и выплатили дивиденд в размере от 9 до 20 %. Более того, дивиденд по итогам 1915 г., как правило, был значительно выше, чем в довоенных 1912-1913 гг. Крупнейшее в отрасли Товарищество табачной фабрики «Дукат» (основной капитал 3 млн руб.), на котором трудились более 1 000 чел., выплатило за 1915 г. дивиденд в размере 13 %, при том, что дивиденды за 1910-1912 гг. не превышали на этом предприятии 8 % [3, с. 68-69]. Более того, в 1916 г. фабрика приступила к увеличению основного капитала еще на 3 млн руб. путем выпуска 3 тыс. паев по 100 руб. [6, с. 11].

Стоит заметить, что не только крупные табачные предприятия работали с прибылью, но и относительно небольшие фабрики показывали высокие результаты. Московское Товарищество табачной фабрики М. И. Бостанжогло, на котором трудились не более 700 чел., а основной капитал составлял всего 650 тыс. руб., продемонстрировало рекордные выплаты по дивидендам за 1915 г. в 20 %, при том, что за 1914 г. эти выплаты не превышали 12 % [3, с. 69].

Безусловно, табачные фабрики пользовались поддержкой государства и активно использовали заказы для армии в расширении производства своей продукции, но надо отметить, что не менее эффективно работали и другие акционерные предприятия, включенные в данную группу. Это были фирмы, которые производили и реа-лизовывали чай, разнообразные консервы (овощные, мясные и рыбные), макароны и т. п. Большинство этих продуктов входили в перечень государственных заказов для снабжения армии, что также гарантировало стабильную работу предприятию.

Наряду с акционерно-паевыми предприятиями, активно участвующими в тендерах на поставку своей продукции в армию, существенное место среди предприятий данного сектора занимали предприятия,

которые в этом процессе практически не участвовали. Это были прежде всего кондитерские фабрики, которые в основном реа-лизовывали продукцию на свободном рынке (некоторые фабрики получали заказы от военного ведомства на поставку в армию галет). Справедливости ради надо сказать, что кондитерская продукция пользовалась спросом в офицерских буфетах и солдатских чайных, но это не были прямые заказы военного ведомства, поскольку товары реа-лизовывались за наличную оплату.

Кондитерская промышленность начала быстро развиваться в России уже в 18701880 гг. Фабрики и заводы, выпускающие различные сладости, смогли за незначительный срок достичь больших производственных и технических успехов. По данным Л. Б. Кафенгауза, на 211 кондитерских предприятиях, которые работали в начале ХХ в., трудились 12 366 чел., что составляло 59 работников на один завод [17, с. 53].

Основной капитал шести самых крупных акционерных кондитерских компаний страны («А. И. Абрикосова Сыновей», «Реномэ», «Сиу и Ко», «Жорж Борман», «Виктория», «Ефимов Валентин» в Киеве, «Ланковский и Ликоп» в Митаве) в 1902 г. достигал 3,4 млн руб. [15, с. 2970]. За счет роста производства и удешевления сахара увеличивается выработка кондитерских и шоколадных изделий: с 1900 по 1908 г. число кондитерских фабрик увеличилось с 211 до 271, а число рабочих - с 12 366 до 18 483 чел., прирост валовой продукции составил 49,4 % (увеличился с 28 022 тыс. руб. до 41 868 тыс. руб.) [17, с. 105].

Рост производства на кондитерских предприятиях продолжился и в годы войны. В справочнике «Акционерно-паевые предприятия на 1917 г.» даны сведения по 18 основным кондитерским предприятиям. Ведущим среди них являлось Кондитерское товарищество «А. И. Абрикосова Сыновей», которое работало в Москве с 1880 г. Помимо Москвы производства, фирменные магазины и склады товарищества располагались в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новго-

роде и Симферополе. В 1899 г. товариществу было присвоено звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», что давало определенные преимущества на рынке. К моменту подачи ходатайства о присвоении звания поставщика основной капитал фирмы составлял 1 млн руб., а прибыль за 1900 г. достигла почти 230 тыс. руб. На кондитерских фабриках товарищества, расположенных в Москве и Симферополе, работало 850 чел., которые производили шоколад, конфеты, печенье, бисквиты и другую кондитерскую продукцию [1, с. 1].

Товарищество работало стабильно. Если накануне войны прибыль за 1912-1913 гг. составила 156,7 тыс. руб., то уже в годы войны прибыль только за 1914-1915 гг. возросла до 330 тыс. руб., а основной капитал к 1916 г. увеличился до 2 млн руб., т. е. по сравнению с довоенным периодом - в 2 раза. Численность рабочих на фабриках товарищества, несмотря на войну, также выросла к 1916 г. до 900 чел. [2, с. 1; 3, с. 59]. Все эти успехи были достигнуты, несмотря на то что покупательная способность населения в условиях войны объективно снизилась.

Прибыль стабильно показывало и другое крупнейшее московское кондитерское предприятие - «Эйнем» (Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений), действовавшее с 1886 г. За 19131914 гг. предприятие выплатило дивиденд в размере 14 %, а его баланс составил 7,2 млн руб. За 1914-1915 гг. дивиденд снизился до 6 %, но при этом баланс предприятия на 1 марта 1915 г. вырос до 9,3 млн руб., т. е. увеличился всего за год более чем на 2 млн руб. [2, с. 489-490; 3, с. 67].

Даже в условиях кризиса 1916 г., который испытывала сахарная промышленность, производство кондитерских товаров продолжало расти. Более того, ряд кондитерских фабрик увеличил свой капитал. В частности, чрезвычайное собрание пайщиков одного из ведущих акционерных обществ Товарищества «Сиу и Ко» постановило увеличить в 1917 г. основной капитал с 3,0 до 4,5 млн руб. Кроме того, собрание уполномочило правление приобрести не-

движимую собственность, по усмотрению правления, в целях расширения предприятий товарищества [6, с. 17].

Лишь в 1917 г. наметился незначительный спад в кондитерском производстве, что отражено в таблице [17, с. 199].

Надо отметить, что прибыль показали практически все кондитерские предприятия. Среди них: акционерное общество шоколадной, бисквитной, конфетной и макаронной паровых фабрик «Блигкен и Робинсон» (Петроград) выплатило дивиденд за 1914-1915 гг. в размере 6 %; Аниетков К. К. и А. Е. Унанов, Товарищество на паях (Ростов-на-Дону) выплатило дивиденд за 1914-1915 гг. в размере 6 %; «Бездэка Карл», Акционерное общество шоколадной фабрики (Петроград) выплатило дивиденд за 1915 г. в размере 8 %; «Ефимов Валентин», акционерное общество Демиевской паровой фабрики шоколада и конфет (Киевская губерния) выплатило дивиденд за 1915 г. в размере 12 %, при том что дивиденд за предшествующие 1913-1914 гг. составил только 6 %; «Ландрин Георг» Товарищество (Петроград) выплатило дивиденд за 1915 г. в размере 11 % и т. д. [3, с. 59-67].

Некоторые предприятия в годы войны выплачивали значительные суммы в виде премий и пособий рабочим и служащим. Например, Товарищество на паях кондитерской фабрики «Ивановы и Марков» (Москва) выделило в 1916 г., (кроме дивиденда пайщикам в 28 тыс. руб.) на награду служащим 20,5 тыс. руб., и еще 5 тыс. руб. были перечислены в сберегательную кассу предприятия [12].

Кондитерская компания «Жорж Борман» выделила по итогам 1915 г. на вознаграждение правления 45 тыс. руб., на премии членам правления 14 тыс. руб. и на улучшение быта служащих и рабочих еще почти 73 тыс. руб. [11].

Рост кондитерского производства был достигнут в условиях, когда государство ввело нормирование на потребление сахара. В качестве причины успешной работы кондитерских предприятий в годы войны

обычно указывается на запрет продажи спиртных напитков в России, что чрезвычайно усилило спрос населения на кондитерские изделия, в том числе в деревне. Сладкий товар перестает быть предметом роскоши и становится демократичным продуктом. Кроме того, кондитерская промышленность, как и другие производства, также охотно перешла на работу для нужд армии. Кондитерские изделия, особенно дешевые (карамель, леденцы, печенье, бисквиты и т. п.) пользовались активным спросом в солдатских чайных и офицерских буфетах.

На 1 января 1917 г. восемь крупнейших кондитерских фабрик Москвы имели неисполненных заказов, подлежащих исполнению в ближайшие три месяца, приблизительно на сумму около 15 млн руб. При этом до 25 % отпускаемого Особым совещанием по продовольственному делу в распоряжение кондитерской промышленности сахара использовалось для производства именно дешевой продукции [23, с. 67-68].

Одновременно с ростом цен росла и заработная плата, которая только за период с января по июнь 1916 г. выросла в среднем по промышленности более чем на 65 %. При этом наиболее существенно, почти на 93 % она повысилась на предприятиях связанных с обработкой металлов и на 77 % -в химическом производстве. Что касается предприятий, связанных с обработкой питательных веществ, то здесь заработная плата выросла в среднем почти на 46 % [24, с. 334].

Рост заработной платы трудящихся в годы Первой мировой войны наглядно показан в объемном статистическом исследовании, проведенном Московским областным продовольственным комитетом. В исследовании представлен сравнительный анализ состояния заработной платы рабочих в зависимости от групп производств, пола, возраста и местонахождения промышленных заведений за июнь 1914 и июнь 1916 гг.

Всего было проанализировано 14 основных групп производств. Более всего размер дневного заработка вырос среди взрослых

рабочих мужского пола в группе производств, связанных с обработкой металла, производства машин, аппаратов и орудий ремесел. Если в 1914 г. среди этой группы минимальный дневной заработок (менее 1 руб.) получали 13 % рабочих, а максимальный (более 5 руб.) - только 1,7 %, то в 1916 г. число рабочих, получающих в день до 1 руб., снизилось до 1,7 %, а число рабочих, получающих от 5 до 9 руб., наоборот выросло до 23,1 %. Кроме того, появилась категория рабочих, которая в 1914 г. вообще отсутствовала, - те, кто получал более 9 руб. (4,1 %) в день. У этой категории месячный заработок из расчета 25 рабочих дней в месяц должен был составить не менее 225 руб.

Группа производств по обработке вкусовых и пищевых веществ, в которую входили кондитерские фабрики, также сократила размер минимального дневного заработка (до 1 руб.) с 54,0 % в 1914 г. до 19,7 % в 1916 г. При этом вырос максимальный размер дневного заработка. Если в 1914 г. свыше 3 руб. получали всего 1,7 % рабочих этих предприятий, то в 1916 г. эта категория выросла до 12 %. Наконец, появились рабочие, которые получали от 5 до 7 руб. (4,3 %) и свыше 7 руб. (2,3 %). Данная категория в 1914 г. вообще отсутствовала [19, с. VIII, IX].

Обсуждение

Анализ деятельности производств данного сектора позволяет сделать вывод, что практически все предприятия, занимающиеся обработкой пищевых и вкусовых веществ, несмотря на войну, работали, как правило, стабильно, показывали прибыль, что позволяло выплачивать акционерам ежегодные дивиденды в размере от 5 до 20 %, а также премии некоторым категориям служащих и рабочих.

В значительной степени эта прибыль в условиях войны стимулировалась заказами военного ведомства, а также ростом цен на производимые товары. В то же время, как показало проведенное исследование, пищевкусовые предприятия, особенно кондитерские фабрики, в меньшей степени свя-

занные с военными заказами и, кроме того, испытывавшие дефицит в сырье (прежде всего в поставках сахара), тем не менее, не только сохранили, но и увеличили объемы производства. Причины подобного явления связаны прежде всего с ростом спроса на кондитерские изделия. Данный спрос (в том числе среди сельских жителей) во многом стимулировался тем, что уже в начале войны государство запретило производство и продажу спиртных напитков.

Кондитерские фабрики сумели воспользоваться возникшей ситуацией и значительно увеличили производство дешевых кондитерских изделий, в результате чего сладкий товар перестал быть предметом роскоши и стал демократическим продуктом.

Производство кондитерских товаров, несмотря на кризис 1916 г., который испытывала сахарная промышленность, продолжало расти. Лишь в 1917 г. наметился незначительный спад, вызванный общим расстройством хозяйственного механизма, усилившегося в результате революционных событий. Параллельно с ростом цен на кондитерскую продукцию росла и заработная плата на предприятиях отрасли, что также благоприятно сказывалось на итогах их работы.

Заключение

Таким образом, практически все частные акционерные предприятия пищевкусовой промышленности работали в годы войны достаточно стабильно: показывали прибыль, увеличивали капитализацию, выплачивали акционерам дивиденды, которые не только не уступали по размеру довоенным, но даже в ряде случаев превосходили их. Кроме дивидендов правления ряда предприятий практиковали выплату премий служащим и некоторые меры поощрения рабочих.

При этом необходимо заметить, что рост дивидендов на акционерных предприятиях в годы войны свидетельствовал не столько об экономическом благополучии, сколько о нарастании неравенства, что в свою очередь являлось благодатной почвой для обострения социальных конфликтов в обще-

стве и в этой связи объективно создавало условия для революции. В какой-то мере эту проблему в годы войны вплоть до начала 1917 г. удавалось решать за счет роста заработной платы, которая хотя и отставала от роста цен, но не делала этот рост катастрофическим.

Поэтому говорить о каком-то тотальном дефиците и снижении объемов произ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

водства, по крайней мере в данном секторе экономики, представленном частными акционерно-паевыми предприятиями, как показал проведенный анализ, вряд ли правомерно. В этой связи можно сделать вывод, что экономический фактор, хотя и играл важную роль в нарастании социального конфликта накануне Февраля 1917 г., не являлся определяющим.

Библиографический список

1. Акционерно-паевые предприятия России по официальным данным Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов. - М., 1912.

2. Акционерно-паевые предприятия России по официальным данным Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов. - М., 1914.

3. Акционерно-паевые предприятия России по официальным данным Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов / под общ. ред. В. В. Лаврова. - Петроград, 1917.

4. Барк П. Л. Воспоминания последнего министра финансов Российской империи. 1914-1917: в 2 т. Т. 1. - М. : Кучково поле ; Мегаполис, 2017.

5. БарышниковМ. Н. Г. И. Бененсон и А. Д. Голицын: Деловое партнерство в институциональном контексте российской действительности начала ХХ века // Журнал институциональных исследований. - 2015. - № 12. - Т. 7. - С. 38-57.

6. Биржа и русская промышленность. Независимый прогрессивный орган.- 1917. - № 1-2. -С. 1-17.

7. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - № 9. - С. 267-268.

8. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - № 13. - С. 434.

9. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - № 14. - С. 468-469.

10. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - № 30. - С. 1304.

11. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - № 34. - С. 1805-1806.

12. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - № 43. - С. 2473.

13. Витте С. Ю. Собрание сочинений и документальных материалов : в 5 т. - Т. 4. - Кн. 1. - М. : Наука, 2006. - 702 с.

14. Восьмой очередной съезд Представителей промышленности и торговли // Доклад Совета Съездов «О современном положении промышленности и торговли и видах на будущее в связи с предпринимательской деятельностью казны». - СПб., 1914.

15. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. - СПб. : Издание А. С. Суворина, 1895-1902.

16. Девятый очередной съезд Представителей промышленности и торговли // Доклад Совета Съездов «О мерах по развитию производительных сил России». Петроград, 1915.

17. Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. -30-е гг. XX в.): сборник. - М. : Эпифания, 1994. - 848 с.

18. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1911-1919. - М. : Современник, 1991. -590 с.

19. Московский областной продовольственный комитет. Статистический отдел. Заработки фабрично-заводских рабочих России (июнь 1914 - июнь 1916 г.). Выпуск первый. - М., 1918.

20. Петров Ю. А. Россия накануне Великой революции 1917 г: современные историографические тенденции // Российская история. - 2017. - № 2. - С. 3-16.

21. Промышленность и торговля (Орган совета съездов представителей промышленности и торговли). - 1916. - № 43 (236). - С. 334.

22. Промышленность и торговля. - 1917.- № 1 (245). - С. 1-5.

23. Промышленность и торговля. - 1917. - № 3 (247). - С. 67-70.

24. Российский государственный исторический архив. - Ф. 23. - Оп. 16. - Д. 355.

25. Труды Второго съезда Представителей военно-промышленных комитетов // Доклад о деятельности Продовольственного отдела Московского военно-промышленного комитета. -Петроград, 1916.

26. Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России: XIX - начало ХХ века. - СПб. : Изд. дом СПбГУ, 2006. - 604 с

27. Шепелев Л. Е. Акционерное учредительство в России: историко-статистический очерк // Из истории империализма в России. - М.; Л., 1959.

References

1. Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii po ofitsial'nym dannym Ministerstva torgovli i promyshlennosti i Ministerstva finansov [Russian Joint-Stock Companies According to the Official Data of the Ministry of Trade and Industry and Ministry of Finance]. Moscow, 1912. (In Russ)

2. Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii po ofitsial'nym dannym Ministerstva torgovli i promyshlennosti i Ministerstva finansov [Russian Joint-Stock Companies According to the Official Data of the Ministry of Trade and Industry and Ministry of Finance). Moscow, 1914. (In Russ)

3. Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii po ofitsial'nym dannym Ministerstva torgovli i promyshlennosti i Ministerstva finansov [Russian Joint-Stock Companies According to the Official Data of the Ministry of Trade and Industry and Ministry of Finance]. Pеtrograd, 1917. (In Russ)

4. Bark P. L. Vospominaniya poslednego ministra finansov Rossiyskoy imperii [Memories of the Last Minister of Finance of the Russian Empire). 1914-1917: v 2 t. Т. 1. Moscow; Megapolis, 2017. (In Russ)

5. Baryshnikov M. N. G. I. Benenson and A. D. Golitsyn: Delovoye partnerstvo v institutsional'nom kontekste rossiyskoy deystvitel'nosti nachala XX veka [Business Partnership in the Institutional Context of Russian Reality at the Beginning of XX century]. Zhurnal institutsional'nykh issledovaniy. No. 12. Т. 7. 2015. P. 38-57. (In Russ)

6. Birzha i russkaya promyshlennost'. Nezavisimiy progressivniy organ [Stock Exchange and Russian Industry. Independent Progressive Authority). No. 1-2. 1917. P. 1-17. (In Russ)

7. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli [Bulletin of Finance, Industry and Trade]. N 9. 1916. P. 267-268. (In Russ)

8. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli [Bulletin of Finance, Industry and Trade]. N 13. 1916. P. 434. (In Russ)

9. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli [Bulletin of Finance, Industry and Trade]. N 14. 1916. P. 468-469. (In Russ)

10. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli [Bulletin of Finance, Industry and Trade]. N 30. 1916. P. 1304. (In Russ)

11. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli [Bulletin of Finance, Industry and Trade]. N 34. 1916. P. 1805-1806. (In Russ)

12. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli [Bulletin of Finance, Industry and Trade]. N 43. 1916. P. 2473. (In Russ)

13. Vitte S. Y. Sobraniye sochineniy i dokumental'nykh materialov: V 5 t. [Collection of Works and Documentary Materials: in 5 vol.], Т. 4. Kn. 1. Moskow, 2006. 702 p. (In Russ)

14. Vos'moy ocherednoy s'ezd Predstaviteley promyshlennosti i torgovli [Eighth Ordinary Congress of the Representatives of Industry and Trade]. Doklad Soveta S'ezdov "O sovremennom polozhenii promyshlennosti i torgovli i vidakh na buduschee v svyazi s predprinimatel'skoy deyatel'nostyu kazny". Saint Petersburg, 1914. (In Russ)

15. Vsya Rossiya. Russkaya kniga promyshlennosti, torgovli, sel'skogo khozyaystva i administratsii. Torgovo-promyshlenniy adres-kalendar' Rossiyskoy imperii [All Russia. Russian Book of Industry, Trade, Agriculture and Administration. Trade and Industrial Address-Calendar of the Russian Empire] ... Saint Petersburg, 1895-1902. (In Russ)

16. Devyatiy ocherednoy s'ezd Predstaviteley promyshlennosti i torgovli [Ninth Ordinary Congress of the Representatives of Industry and Trade] Doklad Soveta S'ezdov "O merakh po razvitiyu proizvoditel'nykh sil Rossii". Pеtrograd, 1915. (In Russ)

17. Kafengauz L. B. Evolutsiya promyshlennogo proizvodstva Rossii [poslednyaya tret' XIX v. 30-e gg. XX v.] [The Evolution of Industrial Manufacturing in Russia [last third of XIX century -30th years of XX century]: sbornik. Moscow, 1994. 848 p. (In Russ)

18. Kokovtsov V. N. Iz moego proshlogo. Vospominaniya 1911-1919 [From My Past. Memories 1911-1919]. Moscow, 1991. 590 p. (In Russ)

19. Moskovskiy oblastnoiy prodovolstvenniy komitet. Statisticheskiy otdel. Zarabotki fabrichno-zavodskikh rabochikh Rossii (iyun' 1914 - iyun' 1916 g.) [Moscow Regional Food Committee.

Statistics Department. Wages of Factory and Industrial Workers of Russia (June 1914 - June 1916)]. Vypusk perviy. Moscow, 1918. (In Russ)

20. Petrov Y. A. Rossiya nakanune Velikoy revolyutsii 1917 g.: sovremennye istoriograficheskiye tendentsii [Russia at the Edge of the Great Revolution 1917: Modern Historiographie Tendencies] Rossiyskaya istoriya. N. 2. 2017. P. 3-16.(In Russ)

21. Promyshlennost' i torgovlya [Organ soveta s'ezdov predstaviteley promyshlennosti i torgovli] [Industry and Trade [A Body of the Council of Congresses of the Representatives of Industry and Trade]. N. 43 (236). 1916. P. 334. (In Russ)

22. Promyshlennost' i torgovlya [Industry and Trade]. N. 1 [245). 1917. P. 1-5. (In Russ)

23. Promyshlennost' i torgovlya [Industry and Trade]. N. 3 [247). 1917. P. 67-70. (In Russ)

24. Rossiyskiy gosudarstvenniy istoricheskiy arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive (RGIA)]. F. 23. Op. 16. D. 355. L. 2-3, 10-11. (In Russ)

25. Trudy Vtorogo s'ezda Predstaviteley voenno-promyshlennikh komitetov [Works of the Second congress of the Representatives of war industrial committees] Doklad o deyatel'nosti Prodovolstvennogo otdela Moskovskogo voenno-promyshlennogo komiteta. Pg., 1916. (In Russ)

26. Shepelev L. E. Aktionernye kompanii v Rossii: XIX - nachalo XX veka [Joint-Stock Companies in Russia: XIX - beginning of the XX century]. Saint Petersburg, 2006. 604 p. (In Russ)

27. Shepelev L. E. Aktionernoe uchreditelstvo v Rossii: (Istoriko-statisticheskiy ocherk) Iz istorii imperiolizma v Rossii [Stock Establishment in Russia: (Historical and Statistical Works) From the History of Imperialism in Russia]. Moscow, L.,1959. (In Russ)

Поступила в редакцию 10 октября 2017г.

Сведения об авторе

Бессолицын Александр Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономической истории ИРИ РАН, профессор кафедры истории экономики Института общественных наук РАНХиГС. Сфера научных интересов: экономическая история России, история российского предпринимательства, история коммерческого и технического образования в России. Автор более 90 научных публикаций, в том числе 2 монографий и глав в 3 коллективных монографиях, учебных пособий и учебника по истории российского предпринимательства. ORCID http://orcid.org/0000-0003-0550-5852.

Тел.: +7 916 388-53-19

E-mail: a_bessolitsyn@mail.ru

Submitted 10.10.2017

About the author

Aleksandr ai. Bessolitsyn - doctor of economic sciences, professor, lead scientist of the Centre of economic history IRI RAN, professor of the department of economic history of the Institute of Social Sciences RANEPA. Research interests: economic history of Russia, history of Russian entrepreneurship, history of commercial and technical education in Russia. The author of more than 90 scientific publications including 2 monographs and chapters for 3 collective monographs, tutorials and a textbook about the history of Russian entrepreneurship. ORCID http://orcid.org/0000-0003-0550-5852.

Те1: +7 916 388-53-19

e-mail: a_bessolitsyn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.