Научная статья на тему 'Зарождение и развитие института поставщиков Двора Его Императорского Величества'

Зарождение и развитие института поставщиков Двора Его Императорского Величества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1302
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / ПОСТАВЩИК ДВОРА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА / ТОВАРИЩЕСТВО "А. И. АБРИКОСОВА СЫНОВЕЙ" / КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДИВИДЕНДЫ / INSTITUTIONS / HIS EMPEROR'S MAJESTY COURT SUPPLIER / PARTNERSHIP OF A. I. ABRIKOSOV AND SONS / CONFLICTS OF INTEREST / CONFECTIONARY INDUSTRY / DIVIDENDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бессолицын Александр Алексеевич

Целью данной статьи является попытка рассмотреть процесс формирования института Поставщиков Императорских Дворов, который начал реально развиваться в России во второй половине XIX начале ХХ вв. С помощью этого института, государство, используя методы непрямого воздействия на рыночные сферы хозяйствования, сумело не только сформировать механизм обеспечения качественными товарами и услугами представителей высшей знати, но и способствовало в целом развитию различных форм частного предпринимательства. В качестве примера успешной деятельности предприятия, получившего звание Поставщика Двора Его Императорского Величества рассмотрена деятельность Акционерно-паевого предприятия «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей», которое получив это звание в самом конце XIX в. сумело вплоть до 1917 г. значительно упрочить свое положение на рынке. Даже в годы Первой мировой войны фирма А. И. Абрикосова, несмотря на то, что покупательная способность населения в условиях войны объективно снизилась, работала с прибылью и сумела не только сохранить, но даже увеличить капитализацию предприятия, при этом выплачивая акционерам значительные дивиденды. В условиях высочайшей конкуренции это звание зарабатывалось, прежде всего, высочайшим качеством поставляемых продуктов, товаров и услуг, безупречной деловой репутацией и стало фирменным знаком элиты торгово-промышленного мира дореволюционной России. Звание Поставщик Двора Его Императорского Величества являлось также своеобразным знаком качества для массовых потребителей, что, в свою очередь, усиливало конкуренцию и стимулировало производство данных товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emerging and Development of the Institution of His Emperor’s Majesty Court Suppliers

The purpose of this article is the attempt to consider the process of formation of the institution of Emperor’s Courts suppliers that began to develop in Russia during the second half of 19th beginning of 20th centuries. With the help of this institution the state, using the methods of indirect influence on the market spheres of economy, not only managed to form a mechanism of providing high-quality products and services to the representatives of the supreme nobility, but also contributed to the development of various forms of private entrepreneurship as a whole. The activity of Joint-stock company “Partnership of A. I. Abrikosov and Sons” that received the above mentioned status at the end of 19th century and managed to significantly strengthen its position on the market up to 1917, is used as an example of successful activity of the company that received the status of His Emperor’s Majesty Court supplier. Even during the First World War when the purchasing ability of the population objectively declined the firm of A. I. Abrikosov was making profit and managed not only to save, but also to increase the capitalization of the company and pay significant dividends to its shareholders. In the conditions of the highest competition, this status was earned mostly due to the highest quality of the provided products, goods and services, excellent business reputation and became a brand of the elite of trade and industrial world of pre-revolutionary Russia. The status of His Emperor’s Majesty Court supplier served also as a certain quality mark for mass consumers, which, in its turn, strengthened the competition and stimulated the production of the respective products and services.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие института поставщиков Двора Его Императорского Величества»

УДК 338.24.021.8 2 |

DOI 10.17150/2308-2588.2018.19(1).7-30 -;

88*

А. А. Бессолицын °°«

Институт российской истории РАН, \

Институт общественных наук РАНХиГС, \

г. Москва, Российская Федерация ;

г

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА

ПОСТАВЩИКОВ ДВОРА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО {

ВЕЛИЧЕСТВА |

Аннотация. Целью данной статьи является попытка рассмотреть процесс формирования института Поставщиков Императорских Дворов, который начал реально развиваться в России во второй половине

XIX — начале ХХ вв. ^

С помощью этого института, государство, ис- 8

пользуя методы непрямого воздействия на рыночные |

сферы хозяйствования, сумело не только сформиро- Ц

вать механизм обеспечения качественными товарами ^

и услугами представителей высшей знати, но и спо- ^

собствовало в целом развитию различных форм част- | ного предпринимательства.

В качестве примера успешной деятельности | предприятия, получившего звание Поставщика Дво- | ра Его Императорского Величества рассмотрена деятельность Акционерно-паевого предприятия «Това- § рищество А. И. Абрикосова Сыновей», которое по- | лучив это звание в самом конце XIX в. сумело вплоть Ц до 1917 г. значительно упрочить свое положение на 8 рынке. Даже в годы Первой мировой войны фирма | А. И. Абрикосова, несмотря на то, что покупательная I способность населения в условиях войны объективно | снизилась, работала с прибылью и сумела не только § сохранить, но даже увеличить капитализацию пред- § приятия, при этом выплачивая акционерам значи- ^ тельные дивиденды. р

В условиях высочайшей конкуренции это звание

зарабатывалось, прежде всего, высочайшим каче- §§

ством поставляемых продуктов, товаров и услуг, без- |

© А. А. Бессолицын, 2018

ев

HI

Ц 3 упречной деловой репутацией и стало фирменным

ев Я знаком элиты торгово-промышленного мира дорево-

¡2 | люционной России.

g " Звание Поставщик Двора Его Императорского

g Величества являлось также своеобразным знаком ка-

чества для массовых потребителей, что, в свою очередь, усиливало конкуренцию и стимулировало производство данных товаров и услуг.

Ключевые слова. Институты, поставщик Двора Его Императорского Величества, Товарищество «А. И. Абрикосова Сыновей», конфликты интересов, кондитерская промышленность, дивиденды.

A. A. Bessolitsyn

Institute of Russian History RAS, RANEPA, Institue of Social Sciences, Moscow, Russian Federation

EMERGING AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF HIS EMPEROR'S MAJESTY COURT SUPPLIERS

s^ a cn

t a

g Abstract. The purpose of this article is the attempt

£ to consider the process of formation of the institution

Is of Emperor's Courts suppliers that began to develop in

Russia during the second half of 19th — beginning of 20th ¡g centuries.

V With the help of this institution the state, using the

§ methods of indirect influence on the market spheres of

H economy, not only managed to form a mechanism of pro-

is viding high-quality products and services to the repre-

^ sentatives of the supreme nobility, but also contributed

to the development of various forms of private entrepre-^ neurship as a whole.

The activity of Joint-stock company "Partnership of | A. I. Abrikosov and Sons" that received the above men-

tioned status at the end of 19th century and managed to ^ significantly strengthen its position on the market up to

1917, is used as an example of successful activity of the company that received the status of His Emperor's Majes-§ ty Court supplier. Even during the First World War when

eq the purchasing ability of the population objectively de-

clined the firm of A. I. Abrikosov was making profit and 2 J managed not only to save, but also to increase the capital- - J ization of the company and pay significant dividends to 88 j its shareholders.

In the conditions of the highest competition, this status was earned mostly due to the highest quality of the j provided products, goods and services, excellent busi- : ness reputation and became a brand of the elite of trade and industrial world of pre-revolutionary Russia.

The status of His Emperor's Majesty Court supplier served also as a certain quality mark for mass consumers, which, in its turn, strengthened the competition and stimulated the production of the respective products and services.

Keywords. Institutions, His Emperor's Majesty Court supplier, Partnership of A. I. Abrikosov and Sons, conflicts of interest, confectionary industry, dividends.

Институциональный подход дает ключ к понима- §

нию многих явлений и процессов, происходивших в j=

истории России, в том числе процесса зарождения и 1

развития такого явления, как институт поставщиков ^ Двора Его Императорского Величества, в основном W

сформировавшегося во второй половине XIX — начале §

ХХ вв. |

В настоящее время в рамках современного инсти- 1 туционализма наиболее распространенной является W

трактовка Дугласа Норта, который определяет Инсти- |

туты, как «правила игры» в обществе, или, выражаясь |

более формально, созданные человеком ограничи- «

тельные рамки, которые организуют взаимоотноше- |

ния между людьми [9, с. 17]. 3

Институты проявляются как в виде формальных 1

законов (конституции, законодательства, права соб- |

ственности), так и в виде неформальных правил (тра- 1

диции, обычаи, кодексы поведения). При этом фор- |

мальные институты — это институты, созданные вла- 1 стью, они часто создаются, чтобы служить интересам 1

о

тех, кто контролирует институциональные изменения "§

2 8 м

«а ж «

О СЧ

и г ™ к

в смешанной экономике, а неформальные (общественные) институты — это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение.

Экономические изменения, точно также, как и политические, и социальные, происходят под влиянием институтов, которые должны постоянно меняться. Не является в этом смысле исключением и институт » Поставщиков Двора Его Императорского Величества, | который начал реально формироваться в России во второй половине XIX века при активном участии и » влиянии государства. Поэтому он в значительной степени носил формальный характер. Это были — норе мы, правила и механизмы, выработанные канцелярией Министерства Императорского Двора и позднее ^ Министерства финансов с целью поощрения лучших 1 производителей товаров, поставляемых Император-<3 скому двору и Великокняжеским дворам. ^ В данной статье предпринята попытка рассмо-

:§ треть процесс формирования института Поставщиков £ Императорских Дворов. С помощью этого института, ^ государство, используя методы непрямого воздействия ^ на рыночные сферы хозяйствования, сумело не только •2 сформировать механизм обеспечения качественны-ц ми товарами и услугами представителей высшей зна-.2 ти, но и способствовало в целом развитию различных форм частного предпринимательства.

Исторический экскурс

Традиционно, начиная еще с XVI века обеспечени-| ем нужд царского двора занимался Дворцовый приказ ^ в введении которого находились производства, поставлявшие необходимые товары и продукты. Так полотно ^ для царского двора изготовлялось жителями дворцо-1 вых слобод и сел — Кадашевской слободы в Замоскворечье, тверской Хамовной слободы и двух сел Ярослав-

ского уезда. Каждая слобода (или село) должны были 2 поставлять для нужд двора «оброк» — определенное -количество ткани установленного ассортимента, — ко- 88 торый в действительности таковым не являлся, так как за него выдавалась определенная плата. Каждый хозяин выполнял часть общей работы — «дело». Помимо освобождения от государственных повинностей за каждое «дело» он получал «хлебное жалованье» (т. е. бесплатное продовольствие) и определенную денежную сумму [4, с. 119].

Подобные отношения между государством и част- ; ными предпринимателями, хотя в целом и носили традиционный характер, но в их развитии уже можно увидеть начало процесса зарождения формальных норм, поскольку лишь после полного удовлетворения потребностей царского двора, полотна, которые изготовлялись, например, мастерами Кадашевской слобо- § ды поступали в рыночную продажу [10, с. 476]. Л

как стабильными заказами, так и самим фактом наличия этого высокого статуса.

Тем не менее, формирование института Поставщи- а ка в его традиционном понимании в России начинает- ^ ся только в XVIII веке. Первоначально отношения меж- м ду хозяйственными подразделениями Двора и частными предпринимателями складывались не на основе ^ разработки новых юридических норм и правил, а на а основе принципа прецедента. Как правило, если предприниматель из года в год выполнял все требования, | предъявляемые к качеству, номенклатуре и срокам по- | ставок товаров и услуг, то эти заказы возобновлялись, « что было, безусловно, выгодно поставщикам. Выгодно, | прежде всего, потому что содержание Императорского 3 Двора стоило значительных средств, источником кото- I рых в основном был государственный бюджет. Имен- | но за эти средства велась постоянная конкурентная | борьба. Но при этом все усилия по получению стату- |

са поставщика Императорского Двора оправдывались |

I

м

«о

Ж гт О ^ О 7

©е

с»

«в

С9 £ о

Процесс юридического оформления Института поставщиков протекал медленно и фактически занял более ста лет. В 1704 г. при Петре I, создается специальная Придворная контора, которая занималась общим хозяйственным управлением Двора и одной из важных обязанностей имела заботу о поставках товаров ко Двору главным образом из-за границы. Для этих целей привлекаются частные, в основном иностранные, | предприниматели.

| В 1742 г. при дворе Елизаветы Петровны была уч-

5 реждена должность Придворного фактора (гоф и камер фактора) для выписывания из-за границы всех » потребных для Двора товаров. Должность придворного фактора занимал также иностранный купец, е который «... имел право продавать товары кому пожелает, содержать магазины и лавки и вести обшир-^ ную торговлю помимо исполняемых им придворных 1 обязанностей»1. Эта должность просуществовала до и конца XVIII века. За это время значительно выросла ^ и окрепла отечественная промышленность, чрезвы-:§ чайно расширилась русская торговля и товары на-£ чали постепенно доставляться к Высочайшему Дво-^ ру и русскими торговыми и промышленными дея-5 телями.

•2 Значительный вклад в формирование института

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ц поставщиков внесла Екатерина II, поскольку именно .2 она впервые в России юридически оформила прин-| цип частной собственности. Новый курс в экономике был провозглашен еще в 1760-е гг. Причем Екатерина высказывалась не только в пользу свободы экономиче-

]*> ской деятельности и освобождения частной инициативу

^ вы, она решительно одобряла либеральный принцип

^ частной собственности [8, с. 31]. Окончательно этот £ -

1 В память Трехсотлетия царствования Дома Романовых. 1613-1913 гг. : юбилейный альбом Поставщиков Двора Его Им-| ператорского Величества и Великокняжеских Дворов. СПб., 1914. 55 с.

принцип был закреплен в Указе 1780 г. Согласно кото- 2 I рому: «Принадлежащие частным людям собственные -! фабрики и мануфактуры не инако разумеемы были, 88' как собственное имение, которым каждый может свободно распоряжаться, не требуя никакого дозволения ; от начальства» [7, с. 20]. Подобная политика способствовала развитию конкуренции на внутреннем товарном рынке, что позволяло приобретать для содержания Двора товары и продукты лучшего качества по умеренным ценам.

Этот принцип получил дальнейшее развитие в ] период правления Павла I (1796-1801 гг.). По Поло- I жению, принятому 30 декабря 1796 г., основная часть продуктов и напитков стала закупаться по подрядам от Поставщиков на наиболее выгодных для Двора условиях. Выгодность условий определялась либо путем л анализа рыночных цен, либо Дворцовым ведомством, § которое организовывало открытые тендеры. Собствен- « ные придворные службы, производящие продукты I питания, были окончательно ликвидированы, также ^ упразднили должности винокуров, медоставов, пиво- м варов, квасников, купоров и т. д. Специалисты из Гоф-маршальской части внимательно отслеживали средне- л городской уровень цен и контролировали, чтобы при |с закупках продуктов на кухню не допускалось переплат М [5, с. 234-235]. |

Далее, уже при Александре I (1801-1825 гг.) Высо- |

чайшим Манифестом от 1 января 1807 г. «О выгодах, «

дарованных купечеству», первостатейному купечеству |

было пожаловано право приезда ко Двору, а указом 3

1824 г. это право была распространено на купцов пер- I

вой гильдии вообще. Именно тогда купцы и фирмы, |

получившие соизволение доставлять товары ко Двору, | получают право именоваться «Поставщик Двора Его

Императорского Величества»2. |

--I

2 В память Трехсотлетия царствования Дома Романовых. § 1613-1913 гг.

28

во

Ж гт О ^ О 7 « В

Тем не менее, это право еще не регламентировалось каким-либо нормативным документом, а целиком зависело от «Высочайшей воли». Как правило, это были официальные просьбы на имя Министра двора о ходатайстве перед Императором звания Поставщика с правом иметь на изделиях или предприятии Российский Герб.

Таким образом, фактически звание и сам термин | «Поставщик Императорского двора» появляется в до» кументах уже в первой четверти XIX века, однако, юри-■ дическое оформление этого звания вводится только в 1856 г., когда Министерство двора разработало четкую » процедуру получения данного права [5, с. 234]. В этом же году утверждается форма знака поставщика — Го-е сударственный Герб. Именно с этого момента можно говорить о создании формального института постав-^ щиков Двора. В рамках данного процесса утверждает-1 ся Регламент получения почетного звания, а также вид и и форма знака придворного поставщика. В дальней-^ шем, по сути, идет детализация и совершенствование :§ установленной процедуры.

£ С 1862 г. официально разрешается размещать Го-

^ сударственный герб на вывесках и изделиях, тем пред-^ принимателям, которые в течение не менее 8-10 лет •2 (без перерыва) поставляли свою продукцию по заказу ц Двора. Звание «Поставщика Высочайшего Двора» дава-.2 лось лицу, доказавшему добросовестность, трудолюбие | и способность и не иначе как на весь период поставок (к этому времени Государственный герб на своих вывесках использовали уже порядка 45-ти предпринимателей). ]*) В 1884 г. последовало Высочайшее повеление рас-

пространить правила для получения звания постав-^ щиков Высочайшего двора и на поставщиков Великокняжеских дворов. Это повеление окончательно Л стандартизировало процедуру получения звания при-1 дворного поставщика и поставщиков Великокняжеских дворов [11, с. 8].

Таким образом, можно говорить в целом о заверше- 2 нии формирования данного института с точки зрения -закрепления юридических норм и правил. В дальней- 88 шем процедура получения звания хотя и претерпевала определенные коррективы, но принципиально уже не менялась. Например, после коронации Николая II и Александры Федоровны в октябре 1894 г. помимо звания Поставщик Двора Его Императорского Величества, начиная с 1895 г. с Высочайшего разрешения стало присуждаться еще одно звание: «Поставщик Ея Императорского Величества» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба. В результате у каждой из императриц начал формироваться свой штат поставщиков.

В 1901 г. было разработано и утверждено новое (цветное) изображение знака поставщика Высочайше- л го и Великокняжеских дворов (он не менялся с 1856 г.). § В новом знаке под щитом размещалась лента, на ко- Л

торой указывался его статус: «Высочайшего Двора», I «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы ^

Александры Федоровны» или Великих князей и кня- м гинь. Также указывался год присвоения звания. Выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии л Министерства Императорского двора с цветным изо- I бражением знака [11, с. 6-7]. М Звание присваивалось по прошениям поставщи- | ков дважды в год, на Рождество и на Пасху. Официаль- 1 но это звание было отменено уже Советской властью « в 1922 г., когда уже в условиях НЭПа, некоторые воз- | родившиеся фирмы стали употреблять это звание на 3

своих вывесках. м

а

Механизм функционирования института поставщиков I

I

К празднованию 300-летия Дома Романовых в |

1913 г. был подготовлен Юбилейный альбом с упоми- |

I

наниями 33-х иностранных и российских поставщиков Двора Его Императорского Величества. В числе этих м

2 8 М

«а ж «

О СЧ

и г ™ к

предпринимателей и фирм были указаны: Акционерное общество водочного завода Келлер и Ко (Санкт-Петербург), Винные погреба «Бартон и Гетье (Бордо, Франция), Товарищество Ростовской на Дону фабрики Я. С. Кушнарева, Товарищество чайной торговли и складов «Братья К. и С. Поповы» (Москва), Торговый Дом «Луи Редерер» (Реймс, Германия), Торговый Дом «I. Ротшильд и Сыновья» (Париж, Франция) и др.3 В начале 1915 г. Канцелярия Министерства Им-| ператорского двора составила относительно полный ? «Список Поставщиков Высочайшего Двора». Это было связано с тем, что Германия и Австро-Венгрия, а затем » и Османская империя оказались противниками России в Первой мировой войне. Следовательно, поддан-е ные этих стран уже не могли быть поставщиками Российского Императорского Двора. Этот список впервые ^ был обнародован в исследовании, подготовленном 1 авторами В. В. Скурловым и А. Н. Ивановым. Всего в (¡3 Списке, составленном к началу 1915 г., было учтено ^ 1340 фирм и персон. Подсчеты, сделанные по мате-:§ риалам Списка, показывают, что среди поставщиков £ Императорского двора преобладали российские пред-^ приниматели (около 80 %), а более 50 % поставщиков ^ приходилось на производителей продуктов питания •2 и напитков, одежды и обуви, ювелирных изделий и а предметов роскоши, парфюмерии, посуды и мебели | [11, с. 4].

| Среди наиболее известных поставщиков можно

назвать следующие фирмы: Производитель часов Павел Буре, Булочная Филиппова, Товарищество Прохо-]*> ровской Трехгорной мануфактуры, Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями, Фабрика ^ ювелирных изделий К. Фаберже, Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Куз-Л нецова, Императорский фарфоровый завод, Товари-

3 В память Трехсотлетия царствования Дома Романовых. 1613-1913 гг.

щество парфюмерного производства «Брокар и Ко»., 2 ! Водочные заводы П. А. Смирнова, Производство шам- -! панских вин Л. С. Голицына, Товарищество по прода- 88 < же чая «А. С. Губкин и А. Г. Кузнецов», Товарищество шоколада и чайных изделий паровой фабрики конфет Эйнем, Торговый дом «Братья Елисеевы», Пивоваренный завод «Корнеев, Горшанов и К» и др.

Однако перечень поставщиков не исчерпывался только представителями легкой и пищевой промыш- | ленности. Среди фирм и предприятий, представлявших интересы обрабатывающих и машиностроитель- ] ных отраслей промышленности, были: Акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер», Производители автомобилей Мерседес и Руссо-Балт, французская автомобильная фирма «Делоне-Бельвиль», Путиловский литейный завод, Тульский оружейный л завод, Машиностроительный завод «Людвиг Нобель» §

и др. |

В списках поставщиков можно найти и индивиду- а

альных предпринимателей: сапожный мастер Василий ^

Егоров из Кронштадта, изготовитель седел Федот Ка- м лаушин из станицы Баталпашинской, поставщик муки

С. Д. Русанов из Ельца и др. ^

Среди поставщиков было достаточно много ино- а странцев. Их доля в общем числе составляла порядка 20 %. Первое место среди них занимали немецкие | предприниматели. Вторую позицию среди поставщи- | ков-иностранцев после Германии занимала Дания. В « 1881 г. звание придворного поставщика получил дат- | ский предприниматель Петр Геринг, поставлявший в 3 Петербург ликеры [5, с. 236]. а

Вся процедура рассмотрения и экспертизы доку- |

ментов предпринимателей на право именоваться «по- 1

ставщиками Высочайшего Двора» сосредотачивалась |

в Канцелярии Министерства Императорского Двора. =

Собственно, этой процедурой и объясняется появ- 1

о

ление нескольких «орлов» на продукции известных

28

во

Ж гт О ^ О 7 « В

предпринимателей. Именно Канцелярия разрабатывала механизм получения звания, который сводился к следующему алгоритму:

— во-первых, в канцелярию Министерства Императорского Двора подавалось аргументированное заявление той или иной фирмы о желании получения звания поставщика Высочайшего Двора;

— во-вторых, рапорт той или иной заинтересованной хозяйственной структуры Министерства Импера-

» торского Двора (Кабинета Его Императорского Вели-| чества, Гофинтендантской конторы, Придворной Его Императорского Величества конторы, впоследствии — » Главного дворцового управления и др.) с просьбой поддержать ходатайство фирмы подавался непосред-е ственно на имя министра Императорского Двора;

— в-третьих, Канцелярия Министерства Импера-^ торского Двора «готовила документы». Шли запросы 1 в различные инстанции, вплоть до Департамента по-<3 лиции МВД о «хозяйственном и моральном облике» ^ фирмы.

В качестве условий предоставления звания рассматривались не просто исполнение поставок и работ для потребностей Двора, а непрерывность этих поставок на протяжении 8-10 лет, а также производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствую-Л щим о получении звания и из предметов собственного .2 производства. Учитывалась также успешность поста-| вок или работ (исправное, добросовестное, по сравнительно малым ценам исполнение заказов).

Если все эти условия выполнялись, то решающее ]*) значение при принятии окончательного решения имело мнение «профильного» хозяйственного под-^ разделения, с которым непосредственно работала заинтересованная фирма. Формально окончательное ¡8* решение принимал министр Императорского Двора, а 1 на деле «готовил документы» начальник Канцелярии Министерства Императорского Двора. При этом, как

правило, до 50 % заявлений соискателей по тем или 2 иным причинам отклонялось. -

Следует также подчеркнуть, что звание поставщи- 88 ка давалось «на физическое», а не на «юридическое лицо» и полностью зависело «от Высочайшего Его Императорского Величества благоусмотрения». Кроме этого, важнейшим положением было то, что звание поставщика давалось только на время реального сотрудничества с хозяйственными структурами Министерства Императорского Двора. При этом особо подчеркивалось, что это звание не передается по наследству «физическими лицами». Для сохранения его наследникам требовалось испрашивать особое Высочайшее разрешение [11, с. 6].

В качестве примера, иллюстрирующего процедуру рассмотрения просьбы о присвоении звания по- л ставщика, можно привести переписку Заведующего § канцелярией Министерства Двора с начальником Л Дворцового Управления по поводу присвоения звания I Фабрично-торговому товариществу «А. И. Абрикосо- ^ ва Сыновей».

Надо отметить, что кондитерская промышлен- 1

ность вследствие увеличения потребления конфет и л

шоколада на рубеже XIX-XX вв. переходит из разря- I

да фабрично-ремесленного производства в капита- I

листическую форму и выходит на народный рынок4. |

При этом «... разнообразные кондитерские изделия, |

доступные раньше для украшения стола какого-ни- «

будь богача, теперь стали предметом массового фа- |

брично-промышленного производства и доступными 3

гораздо большему кругу лиц» [12, с. 105]. В больших I

городах открываются крупные предприятия по массо- |

вому производству кондитерской продукции, которые I

--в

4 Главнейшие данные переписи г Москвы 31 января 1902 г. Вы- I

пуск VI. Население Москвы по занятиям. Составлено Б. Д. Никитиным ^

(под редакцией Статистического Отдела Московской Городской Упра- §

вы). М. : Городская типография, 1907. С. 64. а

28 М

«а ж «

о еч

и г ™ к

снабжают сладостями всю страну. В Москве к таким предприятиям относились Товарищество «А. И. Абрикосова Сыновей», «Эйнем», «А. Сиу и Ко» и «Реномэ»; в Петербурге — «Борман Жорж», «Карл Бездэка», «Виктория» и «Глория» [2, с. 44-90]. На 211 кондитерских предприятиях в 1900 г. трудилось 12 366 человек [6, с. 53]. Основной капитал самых крупных акционерных кондитерских компаний страны («А. И. Абрикосова Сыновей», «Реномэ», «Сиу и Ко», «Борман Жорж», | «Виктория», «Ефимов Валентин» в Киеве, «Ланков-? ский и Ликоп» в Митаве) в 1902 г. составлял 3,4 млн. рублей5. Всего за пять лет, к 1907 г. основной капитал этих » акционерных обществ увеличился до 4,5 млн. руб., т. е.

вырос более чем на 30 %6. £ Старейшим среди предприятий этой отрасли

было Товарищество «А. И. Абрикосова Сыновей», ко-^ торое работало в Москве с 1880 г. и входило в тройку 1 крупнейших кондитерских фирм России. Помимо и Москвы производства, фирменные магазины и скла-^ ды Товарищества располагались в Санкт-Петербурге, :§ Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и £ Симферополе.

£ К моменту подачи ходатайства о присвоении зва-

^ ния поставщика основной капитал фирмы составлял 1 •2 млн. руб., а прибыль за 1900 г. достигла почти 230 тыс. ^ руб. На кондитерских фабриках Товарищества, распо-.2 ложенных в Москве и Симферополе работало 850 че-| ловек, которые производили шоколад, конфеты, печенья, бисквиты и другую кондитерскую продукцию [1, с. 1]. Ответом на ходатайство стало письмо от 5 ноября ]*> 1899 г. на бланке Канцелярии Министерства Импера-

5 Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации : торгово-промышленный адрес-календарь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Российской империи. СПб. : Изд. А. С. Суворин, 1895. 190*2. С. 2970 ^ 6 Совет съездов представителей промышленности и торговли :

список действующих в России акционерных предприятий с указанием | размера акционерных капиталов и размеров годовых взносов. СПб., 1907. С. 29.

торского Двора на имя Начальника Московского Двор- 2 ! цового Управления следующего содержания: «Канце- - j лярия Министерства Императорского Двора имеет 88 < честь просить Ваше Превосходительство сообщить : надписью на прилагаемом при этом бланке сведения | о производимых фабрично-торговом товариществе «А. И. Абрикосова Сыновей» к Высочайшему Двору j поставках или об исполнении, по требованиям Московского Дворцового Управления, заказов или работ»7. j

На основании этого письма Московское Дворцовое Управление подготовило и направило 24 ноября j 1899 г. в Канцелярию Министерства Императорского ! Двора следующие документы:

I. Сведения об исполненных поставках фабрич-но-торговым товариществом «А. И. Абрикосова Сыновей» кондитерских предметов собственной фабрики л по требованиям Московского Дворцового Управления § в течение последних лет с 1886 года по 1898 год вклю- Л чительно (всего за 12 лет). §

перечне указывались конкретные годы, в кото- ^ рые оказывались услуги, по какому случаю и какие w предметы поставлялись и на какую сумму.

В течение десяти лет (ежегодно) фирма поставляла л угощение воспитанникам и воспитанницам Москов- § ских учебных заведений, во время бесплатных спек- W таклей в Высокоторжественные дни в Московских те- | атрах. Туда поставлялись конфеты, шоколад, разные | напитки, бисквиты и мороженое на общую сумму 9532 « руб. 95 коп. I

Кроме того, оказывались разовые услуги по слу- 3 чаю Высочайших приездов в Москву и пребывания в § Московских Дворцах Иностранных Высочайших Особ, | при этом также указывался перечень поставляемых 1

кондитерских изделий и их стоимость. Например, в I _ §

7 Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей. Возражденные тра- ^ диции качества жизни. URL: /http://abrikosov-sons.ru/postavschik_dvora_ ego_im.

«а

SS oc

ж r? О U 2

1900 г. во время пребывания Его Королевского высочества Наследника Итальянского Престола Принца Неаполитанского были поставлены конфеты и другие кондитерские предметы на сумму 48 руб. 60 коп., во время пребывания Его Величества Короля Румынского были поставлены те же предметы на сумму 40 руб. 25 коп. и т. п. Надо отметить, что это была устоявшаяся практика. Поставщиков Императорского Двора и тех, | кто только желал им стать активно привлекали к про-| ведению различных торжеств.

? II. Анкета кандидата на звание «Поставщик Высо-

чайшего Двора» включающая 7 вопросов, связанных с » перечнем проведенных работ и поставок конкретных изделий, непрерывность этих поставок, на какую суме му и по каким ценам, на собственных ли производствах они произведены. На последний вопрос: «Заслуживает ^ ли уважения ходатайство Товарищества «А. И. Абри-1 косова Сыновей» об испрошении звания поставщика и Высочайшего Двора» был получен положительный от-^ вет и в декабре 1899 г. Министерство Двора присвоило :§ фабрично-торговому товариществу «А. И. Абрикосо-£ ва Сыновей» звание «Поставщик Двора Его Импера-^ торского Величества»8.

^ Надо отметить, что после присвоения этого зва-

•2 ния основной капитал Товарищества вырос с 1 млн. ц руб. в 1900 г. до 2-х млн. в 1916 г. Прибыль только за .2 1914/15 гг. составила более 330 тыс. руб., а численность | рабочих на предприятиях Товарищества к 1916 г. увеличилась до 900 человек [3, с. 59]. Все эти успехи были достигнуты даже несмотря на то, что покупательная ]*> способность населения в условиях Первой мировой

войны значительно снизилась. ^ По официальным данным Министерства торгов-

ли и промышленности и Министерства финансов к

22

8 Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей. Возражденные традиции качества жизни. URL: /http://abrikosov-sons.ru/postavschik_dvora_ ego_im.

2018, vol. 19, no. 1, pp. 7-30

началу 1917 г. насчитывалось порядка 18 акционер- 2 ! но-паевых предприятий, деятельность которых, в той -! или иной степени, была связана с производством шо- 88' колада, конфет, бисквитов и других кондитерских изделий. Из этого количества, 6 фирм или 33 %, в разное время получили звание Поставщика Высочайшего Двора, что свидетельствовало о высоком качестве про- | изводимой ими продукции. Это были, помимо Товарищества «Абрикосова Сыновей», Товарищество на паях «Георг Ландрин», Товарищество «Жорж Борман» (оба в Петрограде), а также Московское фабрики: Товарищество фабрик «А. Сиу и Ко», Товарищество на ! паях паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем» и Товарищество на паях кондитерской фабрики «Ивановы и Марков» [3, с. 59-67].

Все кондитерские предприятия входили в группу л

по обработке вкусовых и пищевых веществ и, несмо- §

тря на сложности военного времени (мобилизация Л

рабочей силы, перераспределение ресурсов в сферу I

военного производства, ориентации государственных ^

заказов на производство вооружения и снабжения ар- м

мии и т. д.), в целом работали стабильно и даже по- 1

казывали прибыль. Исключение составляли только л

винокуренные, пивоваренные, ректификационные и |л

водочные заводы, которые в связи с введением сухого I

закона, показали убытки. Наиболее успешно в данной |

группе предприятий работали табачные фабрики, ко- |л

торые активно участвовали в тендерах на поставку в «

армию махорки. Что касается кондитерских предпри- |

ятий, то они, практически не участвовали в этом про- 3

цессе (некоторые фабрики правда получали заказы от м

военного ведомства на поставку в армию галет) и в ос- |

новном реализовывали свою продукцию на свободном |

рынке. Однако, даже несмотря на кризис, который в |

годы войны испытывала сахарная промышленность, |

что повлекло за собой рост цен на сырье, производство | кондитерских товаров продолжало стабильно расти.

28

«а ж «

о еч

и г ™ к

Более того, ряд кондитерских фабрик даже увеличивали свой основной и запасной капитал, выплачивали дивиденды пайщикам и премии трудовым коллективам. Эта ситуация была характерна и для предприятий, которые являлись поставщиками Двора и, по определению, не могли экономить на качестве продукции, поскольку это автоматически приводило к потере высокого статуса.

Вот несколько характерных примеров: в Товари-| ществе на паях «Георг Ландрин» чистая прибыль за ? 1915 г. составила более 166 тыс. руб. Из этих средств 77 тыс. руб. было выдало пайщикам в вице дивиденда » и еще 10 тыс. руб. в виде премии правлению предприятия9; Товарищество «Жорж Борман», на предприяти-£ ях которого в Петрограде и Харькове трудились более 1500 человек получило за 1915 г. чистую прибыль ^ в размере более 728 тыс. руб., из которых в дивиденд 1 пайщикам было перечислено 320 тыс. руб. и на возна-и граждение правления еще 45 тыс. руб. Кроме того, на ^ улучшение была рабочих и служащих было перечис-:§ лено дополнительно почти 73 тыс. руб.10; Товарище-£ ство Московских фабрик «А. Сиу и Ко» получило за £ 1915 г. чистой прибыли более 1,4 млн. руб. из них в ди-^ виденд за 1915 г. было выдано 120 тыс. руб. из расчета •2 по 12 руб. на пай. Кроме того, еще 128,5 тыс. руб. было ^ перечислено в качестве вознаграждения правлению .2 предприятия11. Кроме того, в декабре 1916 г. состоя-| лось чрезвычайное собрание пайщиков Товарищества, на котором было принято решение увеличить основной капитал с 3 млн. до 4,5 млн. руб.12 ]*> Прибыль от производства в Товариществе на паях

| паровой фабрики шоколада, конфет и чайных пе-

^ чений «Эйнем», на котором трудились более 1,1 тыс.

^ _

Вестник финансов промышленности и торговли. 1916. № 20.

0 Вестник финансов промышленности и торговли. 1916. № 34.

1 Вестник финансов промышленности и торговли. 1916. № 39.

2 Биржа (Независимый прогрессивный орган). 1916. № 1-2.

человек, с марта 1915 по 29 февраля 1916 г. составила 2 ! почти 3.3 млн. руб. из них чистая прибыль 505 тыс. -! руб. В дивиденд было выплачено 180 тыс. руб., что со- 88' ставило 12 % на пай13. Надо отметить, что дивиденд за : 1914 г. на этом же предприятии составил всего 6 % [3, с. 67]. Кроме того, в годы войны фирма «Эйнем» активно занимается благотворительной деятельностью: жертвует деньги, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем и т. д.

Наконец, Товарищество на паях кондитерской фабрики «Ивановы и Марков» за 1915-1916 гг. получило прибыль от производства и магазинов в размере 891 тыс. руб., из них чистая прибыль составила почти 84 тыс. руб. В дивиденд было выплачено 28 тыс., в награду служащим 20,5 тыс. и еще 5 тыс. было перечислено в сберегательную кассу для оказания материальной по- л мощи работникам предприятия14. §

Таким образом, все кондитерские предприятия, « получившие звание «Поставщик Двора Его Импера- а торского Величества» в условиях Первой Мировой ^ войны не только сохранили свое экономическое по- м ложение, но даже смогли его существенно улучшить. 1

13 Вестник финансов промышленности и торговли. 1916. № 42.

14 Вестник финансов промышленности и торговли. 1916. № 43. 2018. Т. 19, № 1. С. 7-30

Подобная ситуация в целом сохранялась и на других ^ предприятиях, но кондитерская промышленность |с объективно находилась в более сложном положении, поскольку в условиях войны не могла рассчитывать на 1|

заказы от государства для нужд армии. |с

Конфликты интересов |

|

По мере того, как росла численность фирм и пер- 3

сон, которые претендовали на получение звания По- I

ставщика, возникали конфликты интересов между |

различными ведомствами, которые курировали эту 1

процедуру. Уже на рубеже 1850-1860-х гг. складывает- |

ся практика, когда две государственные структуры — 1

1

м

«о

Ж гт О ^ О 7

©Е

С»

«в С9

о

Министерство Двора и Министерство финансов — практически параллельно законодательно закрепляют за собой право разрешать использовать Государственный герб в рекламных целях, лучшим производителям товаром и услуг.

Одновременно с Министерством Двора, Министерство финансов фиксирует в Своде законов Российской империи различные формы поощрения лучших производителей товаров. В статье 205 Устава Промышленности, 2 часть XI тома Свода Законов перечислялись награды, которые могли получить «фабриканты»:

1) публичная похвала и одобрение в описании выставки;

2) денежные премии;

3) похвальные медали, нарочно для этого выбитые, золотые и серебряные, большие и малые;

^ 4) право употребления государственного герба на

1 вывесках и изделиях; и 5) Высочайшее благоволение;

^ 6) медали для ношения на шее, на орденских лен-

тах, золотые и серебряные; 7) ордена [11, с. 5].

Этот конфликт интересов был разрешен следующим образом: за Министерством финансов (с 1905 г. — Министерством торговли и промышленности) оста-Л лось право разрешения на использование Государ-.2 ственного Герба на вывесках и изделиях в основном | победителями промышленных выставок. С 1829 по 1 1896 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Нов-Ц городе состоялось всего шестнадцать Всероссийских ]*> торгово-промышленных выставок, в которых приняло участие около 20 тыс. фирм и отдельных предприни-^ мателей. Что касается Министерства Императорского Двора, то за ним, по-прежнему оставалось право присвоения звания придворного поставщика. 1 Надо заметить, что случаи отступления от законо-

дательных норм при получении этого звания носили

достаточно постоянный характер. Самым «законным» 2 ! нарушением юридической процедуры была высочай- -; шая воля, которая в самодержавной России была выше 88' любого закона.

Во второй половине XIX в. именно звание придвор- | ного поставщика Императорского Двора становится самым престижным званием в торгово-промышленном сообществе. Чиновники Канцелярии Министерства Императорского Двора были прекрасно об этом осведомлены и пользовались этим, проводя тендеры на раз- ! личные поставки и работы для Императорского Двора. В свою очередь потенциальные поставщики Двора ожесточенно боролись за звание и шли подчас на сознательные убытки, занижая цены на свои товары и услуги. Однако они прекрасно представляли, что получение звания, так или иначе компенсирует все убытки, по- л скольку изображение двуглавого орла на бланке фир- § мы свидетельствовало о безупречном качестве товара. Л

Заключение I

Таким образом, в результате сложившейся на про- М

тяжении второй половины XIX — начала ХХ вв. прак- 1

тики жесткого отбора сформировался институт по- л

ставщиков Двора Его Императорского Величества. |л

|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью этого института, государство, исполь- м

зуя методы непрямого воздействия на рыночные сфе- |

ры хозяйствования, сумело не только сформировать |

механизм обеспечения качественными товарами и «

услугами представителей высшей знати, но и способ- |

ствовало в целом развитию различных форм частного 3

предпринимательства. м

а

В условиях высочайшей конкуренции это звание =

зарабатывалось, прежде всего, высочайшим качеством I

поставляемых продуктов, товаров и услуг, безупречной |

деловой репутацией и стало фирменным знаком эли- |

ты торгово-промышленного мира дореволюционной | России. Звание Поставщик Двора Его Императорского

2 8 M

SE oo

ж r?

О СЧ

U 2

S2 «e

Величества давало возможность не только поставлять элитные продукты и товары, оказывать услуги царскому двору и великим князьям, но и являлось своеобразным знаком качества для других потребителей, что стимулировало производство данных товаров и услуг.

| Список использованной литературы

í

£ 1. Акционерно-паевые предприятия России в 1912 г. (по

s официальным данным) / под общ. ред. И. М. Кованько. — М., } 1912. — 669 с.

2 2. Акционерно-паевые предприятия России / под общ.

» ред. И. М. Кованько. — М., 1915. — 671 с.

3. Акционерно-паевые предприятия России : сост. по g офиц. данным М-ва торговли и пром-ти и М-ва финансов /

под ред. В. В. Лаврова. — М., 1917. — 608 с.

4. Бессолицын А. А. История российского предпринимательства : учебник / А. А. Бессолицын. — 3-е изд., перераб. и

Ц доп. — М. : Синергия, 2013. — 400 с.

® 5. Зимин И. В. Императорская кухня XIX — начало ХХ в.

Ц Повседневная жизнь Российского Императорского Двора / и И. В. Зимин, А. Р. Соколов, И. И. Лаверзон. — М. : Центропо-^ лиграф, 2014. — 384 с.

.¡5 6. Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производ-

■3 ства России (последняя треть XIX в. — 30-е гг. XX в.) / Л. Б. Ка-1 фенгауз. — М. : Эпифания, 1994. — 845 с.

« 7. Лаппо-Данилевский А. С. Очерк внутренней политики

^ императрицы Екатерины II / А. С. Лаппо-Данилевский. — •2 СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. — 65 с.

8. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762Л 1914 / В. В. Леонтович. — М. : Русский путь, 1995. — 548 с. в 9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и

Q функционирование экономики / Д. Норт. — М. : Фонд эконо-

И мической книги «Начала», 1997. — 190 с. а

10. Перхавко В. Б. Торговый мир средневековой Руси / ^ В. Перхавко. — М. : Academia, 2006. — 607 с. £ 11. Скурлов В. В. Поставщики Высочайшего двора /

^ В. В. Скурлов, А. Н. Иванов. — СПб., 2002. — 72 с. ^ 12. Сущенко В. А. Предпринимательство на трех этапах

российской модернизации (вторая половина XIX — начало XXI в.): общее и особенное в исторической судьбе : моногра-1 фия / В. А. Сущенко. — Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2011. — I 406 с.

References 2

2

0

1. Kovan'ko I. M. (ed.). Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii v 2 1912 g. (po ofitsial'nym dannym) [Joint-stock companies of Russia in g 1912 (according to official data)]. Moscow, 1912. 669 p.

2. Kovan'ko I. M. (ed.). Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii [Joint-stock companies of Russia]. Moscow, 1915. 671 p.

3. Lavrov V. V. (ed.). Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii [Joint-stock companies of Russia]. Moscow, 1917. 608 p.

4. Bessolitsyn A. A. Istoriya rossiiskogo predprinimatel'stva [History of the Russian entrepreneurship]. 3rd ed. Moscow, Sinergiya Publ., 2013. 400 p.

5. Zimin I. V., Sokolov A. R., Laverzon I. I. Imperatorskaya kukh-nya XIX — nachalo XX v. Povsednevnaya zhizn' Rossiiskogo Imperator-skogo Dvora [Imperial «inner workings» of 19th — early 20th century. Daily life of the Russian Imperial Court]. Moscow, Tsentropoligraf Publ., 2014. 384 p.

6. Kafengauz L. B. Evolyutsiya promyshlennogo proizvodstva Rossii (poslednyaya tret' XIX v. — 30-e gg. XX v.) [Evolution of industrial production in Russia (the last third of the 19th century — ^ 1930s)]. Moscow, Epifaniya Publ., 1994. 845 p. |

7. Lappo-Danilevskii A. S. Ocherk vnutrennei politiki imperatrit- -s sy Ekateriny II [Essay on the domestic policy of the Empress Cath- ® erine II]. Saint Petersburg, M. M. Stasyulevich Publ., 1898. 65 p. £

8. Leontovich V. V. Istoriya liberalizma v Rossii. 1762-1914 [The

history of liberalism in Russia. 1762-1914]. Moscow, Russkii put', s

1995. 548 p. *

r ^

9. Nort D. Institutions, institutional change and economic per- g formance. Cambridge university press, 1990. (Russ. ed.: Nort D. « Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomi- a ki. Moscow, Fond ekonomicheskoi knigi «Nachala» Publ., 1997. ^ 190 p.). «

10. Perkhavko V. B. Torgovyi mir srednevekovoi Rusi [Trade « world of medieval Russia]. Moscow, Academia Publ., 2006. | 607 p. «

a

11. Skurlov V. V., Ivanov A. N. Postavshchiki Vysochaishego J dvora [Suppliers of the Imperial Court]. Saint Petersburg, 2002. 1 72 p. 1

12. Sushchenko V. A. Predprinimatel'stvo na trekh etapakh rossi- | iskoi modernizatsii (vtoraya polovina XIX — nachalo XXI v.): obshchee i j? osobennoe v istoricheskoi sud'be [Entrepreneurship in three stages of p the Russian modernization (the second half of 19th — the beginning i of 21th century): common and special in historical destiny]. Ros- sS tov-na-Donu, 2011. 406 p. |

HI

i 2 Информация об авторе

s ®

Ж го

S £ Бессолицын Александр Алексеевич — доктор экономических

о ffi наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центр эко-

g номической истории, Институт российской истории РАН,

Й 117292, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19; РАНХиГС,

«в Институт общественных наук, 119571, г. Москва, пр. Вер-

g надского, 82, e-mail: A_Bessolitsyn@mail.ru.

£ о

Author

Alexander A. Bessolitsyn — D.Sc. in Economics, Professor, » Lead Researcher, Centre of Economic History, Institute of ; Russian History RAS, 19, Dmitry Ulyanov str., Moscow, 117292, Russian Federation; RANEPA, Institue of Social Sciences, 82, I Vernadsky avenue, Moscow, 119571, Russian Federation, e-mail: A_Bessolitsyn@mail.ru.

J Для цитирования

Бессолицын А. А. Зарождение и развитие институ-^ та поставщиков Двора Его Императорского Величества / § А. А. Бессолицын // Историко-экономические исследова-^ ния. — 2018. — Т. 19, № 1. — С. 7-30. — DOI: 10.17150/2308-s 2588.2018.19(1).7-30.

| For Citation

^ Bessolitsyn A. A. Emerging and Development of the 5 Institution of His Emperor's Majesty Court Suppliers. Istoriko-° ekonomicheskie issledovaniya=Journal of Economic History & History | of Economics, 2018, vol. 19, no. 1, pp. 7-30. DOI: 10.17150/2308! 2588.2018.19(1).7-30. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.