УДК 904
РЕЗУЛЬТАТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БОЛГАРСКОМ ГОРОДИЩЕ В 2017 Г. (РАСКОП CXCП)
© 2018 г. Д. Ю. Бадеев, В. Ю. Коваль
В 2017 году раскопом СХС11 было продолжено изучение одного из участков центральной части Болгарского городища (Х-ХУ вв.), расположенного в 80 м к юго-западу от здания Соборной мечети. Исследованная площадь составила 304 м2, на которой было исследовано 190 объектов. Собранная коллекция индивидуальных находок и массового материала включает многочисленные бытовые предметы, украшения из стекла, монеты, фрагменты поливной посуды, целиком сохранившиеся изделия из керамики, железа, цветных металлов. Особый интерес представляют 20 створок каменных литейных форм различной степени сохранности, а также предметы для торговли: складные весы и гирьки, в том числе, «восточного» типа. Из прослоек золотоордынского времени происходит значительное количество поделочного янтаря-сырца, обломков, заготовок и самих изделий - бус и подвесок, что свидетельствует о наличие мастерской по обработке янтаря. Новые данные позволяют говорить о существовании в золотоордынское время на территории к юго-западу от Соборной мечети обширного торгово-ремесленного квартала, где проживали ювелиры, косторезы, мастера по обработке стекла, янтаря и торговцы. В домонгольское время (Х-ХП вв.) на данном участке существовали усадьбы, которые специализировались на производстве железа, о чем свидетельствует комплекс металлургических горнов и скопление дробленной железной руды (свыше 50 кг).
Ключевые слова: Среднее Поволжье, Волжская Булгария, золотоордынский город, раскопки, средневековая металлургия, ремесло, торговля.
В 2017 г. раскопом СХС11 (участки Л-Т) было продолжено изучение одного из участков центральной части Болгарского городища Х-ХУ вв., расположенного в 80 м к юго-западу от здания Соборной мечети и центрального архитектурного комплекса. Работы на данном раскопе ведутся сотрудниками Института археологии РАН начиная с 2013 г. В 20-30 м к юго-западу от участка исследования были изучены остатки сооружения городского базара середины XIV в. В 2017 г. работы были продолжены путем дальнейшего расширения раскопа к северу и востоку. Исследованная площадь составила 304 м2 (рис. 1). В раскопе были зафиксированы все известные слои из стратиграфической шкалы Болгарского городища, за исключением доболгарского (именьковского) слоя VII. Было выявлено и исследовано более 190 объектов - ям, конструкций и сооружений, относящихся к различным периодам существования города. Собранная коллекция индивидуальных находок (более 1821) и массового материала включает многочисленные бытовые предметы,
украшения из стекла, монеты, фрагменты поливной посуды, целиком сохранившиеся изделия из керамики, железа, цветных металлов.
К наиболее ранним объектам на раскопе относилось 2 железоплавильных горна, верхние части которых были нарушены заглубленным объектом ХХ в. Горны располагались в северной части раскопа, в непосредственной близости друг от друга, однако относились к различным типам и периодам. Наиболее ранним являлся комплекс, состоявший из сыродутного металлургического горна подземного типа с тиглем (салтовского типа) и пред-горновой ямой, которая располагалась к северо-западу от горна (сооружения № 22, 24). Из ее заполнения происходило около 32 кг железного шлака. Дневная поверхность горна была зафиксирована на уровне погребенной почвы, т.е. в нижней части домонгольского слоя VI. В плане объект представлял собой пятно округлой формы (диаметром 80 см) прокаленного рыжего песка, который выполнял функцию футировки. Стенки ямы отвесные, дно
чашевидной формы, глубина ямы 65 см. В яму помещался глиняный тигель, остатки которого и были выявлены на дне ямы. Диаметр горна до 38 см. К нижней части горна подходил канал для слива шлака, он имел протяженность 44 см при уклоне не более 30о. Канал выходил к юго-восточной стенке предгорновой ямы. Горны подобного типа впервые на Болгарском городище были зафиксированы в раскопах ^Х^ и ^ХХГХ, они отнесены к напластованиям X в. (Коваль, Бадеев, 2015, с. 197, 330, рис. 3). Располагались данные горны в 50 м к юго-западу от площадки исследований 2017 г. Эти горны конструктивно близки к сыродутным горнам лесостепной зоны на территории салтово-маяц-кой культуры (Афанасьев, 1987, с. 75-80, рис. 48).
Еще один горн размерами 96x114 см являлся частично заглубленным со слегка наклонными глинобитными прокаленными стенками (шириной от 6 до 18 см). Предгорновая яма не зафиксирована. Нельзя исключить, что нами был выявлен кузнечный горн. Кузнечные горны аналогичной конструкции были обнаружены на территории домонгольского Биляра, где «в неглубокую яму, которая копалась на утрамбованном грунте, вмазывалась глина слоем в 5 см, так что получалась облицованная глиной выемка диаметром 30-35 см» (Халиков, 1976, с. 70). Более точная интерпретация объекта возможна только после исследования его северной части, которая выходила за границы раскопа. В пользу трактовки объекта в качестве кузнечного горна свидетельствует и клад из 7 железных пластин-заготовок размерами 11,5(13)х1(1,5)х2(2,5) см. Клад был выявлен в нижней части напластований слоя V. Можно предположить, что пластины являлись заготовками для дальнейшего производства изделий или предназначались на продажу. Кроме того, в южной части раскопа в слое VI было зафиксировано скопление железной дробленой руды (свыше 50 кг). Таким образом, в раскопе СХСП была выявлена домонгольская производственная площадка по выплавке железа.
Объекты раннеордынского времени (вторая половина XIII - начало XIV в.) были представлены небольшим количеством хозяйственных и зерновых ям, лишь одним подвалом и остатками разрушенной глинобитной печи, которые попали в заполнение нижележащих ям домонгольского периода, а также 3 ямами-кладовками. Под ямами-кладовками мы понимаем заглубленный объект, который в плане имеет прямоугольную форму, его длина и ширина чуть больше или меньше, чем ее глубина. В яме размещалась конструкция из дощатых стен (толщиной 2-4 см), которые располагались на некотором расстоянии от стенок ямы. Пазухи небольшого котлована заполнялись песком. На дне ям фиксируются остатки зерна и (или) соломы. Этот тип хозяйственных построек на территории исследования сосуществует, а в большинстве случаев приходит на смену круглым колоколовидным и цилиндрическим зерновым ямам, которые широко бытовали на булгарских домонгольских городских и сельских памятниках (Руденко, 2014, с. 222-223). Прямоугольные кладовки на площадке исследования имеют достаточно узкую датировку: вторая половина ХШ - начало Х^ в. Время их появления и бытования синхронно преобладанию на данном участке среди керамики этнокультурных групп образцов Х^ группы (по Т.А. Хлебниковой). Кроме того, в одном из объектов данного периода (яма N° 100а) отмечен высокий процент (по сравнению с другими объектами Болгарского городища) костей свиньи - 3,8%,
а доля рыбьих костей достигает 43,6%
^ 1
от всех костных остатков в данной яме1. Стоит отметить и присутствие на прилегающей площадке предметов христианского личного благочестия - каменные (2 экз.) и медный (1 экз.) нательные крестики (рис. 2: 1-3).
К объектам первой половины Х^ в. относились остатки межусадебной стены (дувала) из сырцовых кирпичей, развалы и остатки глинобитных печей, а
1 Анализ остеологического материала раскопа СХСП-2017 г. проведен Л.В. Яворской - к.и.н., сотрудник лаборатории: Методы естественных наук в археологии (ИА РАН).
также 3 подвала. В заполнении одного из них присутствовало 4 обломка импортных и около 10 местных красноглиняных сфероконусов, а также 45 керамических тиглей и их обломков. На существование на данном участке ювелирного производства указывает и большое количество створок каменных литейных форм - 27 шт. (рис. 2: 4-5). Всего с территории площадью около 500 м2 (раскоп СХСП - 2016, 2017 г.) из слоя и заполнения объектов позднего золотоордынского периода было собрано более 100 литейных форм. К инструментарию ювелира из раскопа 2017 г. относятся клещи. Категории изделий, производством которых занималась мастерская, представлены соединительными кольцами из медного сплава (диаметром 1, 1.5, 1.8 см) и поясными лировидными неорна-ментированными пряжками с небольшими выступами в верхней спрямленной части рамки (рис. 2: 6-8) - тип В-1б-3 (Полякова, 1996, с. 196). Максимальная концентрация колец (20 экз.) и пряжек (12 экз.) отмечена в юго-восточной части раскопа.
Благодаря широкому использованию просеивания и промывки культурного слоя в ходе работ 2017 г. массовыми находками стали изделия из стекла - бусы, перстни, браслеты, привески и их обломки (3597 экз.). Обилие стеклянных изделий объясняется не только упомянутыми методическими приемами, но и тем, что раскоп размещался в непосредственной близости от места локализации стеклообрабатыва-ющей мастерской первой половины Х!У в. Стоит отметить, что с удалением от предполагаемого места существования мастерской количество изделий из стекла значительно сокращается. Коллекция 2017 г. почти в два раза меньше коллекции 2016 г. Вместе с тем увеличилось число изделий из янтаря: их количество с учетом заготовок и бракованных изделий составило 107 экз., а если принять во внимание 602 обломка поделочного янтаря-сырца, то можно говорить о существовании на исследованной территории мастерской, которая специализировалась на обработке янтаря для изготовления бус, в т.ч. битрапецоид-ных, и подвесок с ромбическим завершением (рис. 2: 9). Большинство находок из
янтаря происходило из напластований и объектов позднего золотоордынского слоя (XIV в.). До сих пор подобные изделия из янтаря на Болгарском городище рассматривались в качестве импорта (Полубоя-ринова, 2008, с. 49-50).
Объекты 50-70-х гг. Х^ в. в раскопе были представлены двумя крупными подвалами. Скорее всего, эти постройки располагались на усадьбах торговцев (купцов), о чем свидетельствует наличие значительного количество торгового инвентаря: гирьки, в том числе «восточного» типа (рис. 2: 10) и чашечки весов. В заполнении одного из подвалов были зафиксированы человеческие останки: костяк располагался в придонной части ямы, лежал на спине в неестественной позе с согнутыми в коленях ногами. Подобные захоронения на Болгарском городище часто сопровождают объекты, прекратившие свое существование в 60-70-е гг. Х^ в. Столь разрушительное по последствиям событие принято связывать с захватом города Булак Тимуром в период ордынской «замятни» (Жиромский, 1958). Наиболее поздним объектом золотоор-дынского периода в раскопе 2017 г. являлся подвал, который по происходящим из его заполнения монетам и кашинной чаше с монохромной синей росписью, подражающей декору китайских фарфоровых изделий, может быть датирован концом XIV - началом XV в. Подвал возникает непосредственно на трассе улицы, которая с северо-востока подходила к зданию городского базара, что свидетельствует о перепланировке рассматриваемого участка Болгара после гибели здания базара. Находки импортной керамики и медной посуды из заполнения объекта свидетельствуют о высоком социальном статусе владельца постройки.
Дальнейшие археологические исследования данной части Болгарского городища позволят понять характер функционирования, принцип планировки, структуру организации усадебной застройки торго-во-ремесленного района средневекового Болгара, формирование которого происходило с самого раннего периода существования города (Х в.).
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьев Г.Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII -X вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры) // Археологические открытия на новостройках. Вып. 2 / Отв. ред. В.В. Седов. М.: Наука, 1987. 200 с.
ЖиромскийБ.Б. К вопросу о походе Булак-Тимура // СА. №1. 1958. С. 88-96. Коваль В.Ю., Бадеев Д.Ю. Исследования центрального базара Болгара в 2012-2013 гг. // КСИА. Вып. 237. С. 188-199, 329, 330.
Руденко К.А. История археологического изучения Волжской Булгарии (Х - начало XIII в.). Казань: РИЦ «Школа», 2014. 768 с.
Полубояринова М.Д. Торговля Болгара // Город Болгар: Культура, искусство, торговля / Отв. ред. П.Н. Старостин. М.: Наука, 2008. С. 26-102.
Полякова Г.Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар: Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков / Отв. ред. Г.А. Федоров-Давыдов. Казань, 1996. С. 154-257.
Халиков А.Х. Усадьба ремесленников-металлургов // Исследования Великого города / Под ред. В.В. Седова. М.: Наука, 1976. С. 64-74.
Информация об авторах:
Бадеев Денис Юрьевич, научный сотрудник, Институт археологии РАН (г. Москва, Россия); [email protected]
Коваль Владимир Юрьевич, кандидат исторических наук, заведующий отделом, Институт археологии РАН (г. Москва, Россия); [email protected]
THE RESULTS OF ARCHAEOLOGICAL RESEARCH AT THE BOLGAR FORTIFIED SETTLEMENT IN 2017 (CXCII EXCAVATION)
D. Yu. Badeev, V. Yu. Koval
In 2017, the CXCII excavation continued the study of one of the sections of the central part of the Bolgar fortified settlement (10-15 cc.), located 80 meters to the south-west of the Cathedral Mosque. The investigated area was 304 m2, on which 190 objects were investigated. The collected collection of individual finds and mass material includes numerous household items, glass ornaments, coins, fragments of irrigation utensils, entirely preserved ceramics, iron, non-ferrous metals. Of particular interest are 20 valves of stone molds of varying degrees of preservation, as well as items for trade: folding scales and weights, including the eastern type. From the layer of the Golden Horde time, there is a significant amount of amber raw amber, fragments, semis and products - beads and pendants, which indicates the presence of a workshop for processing amber. The new data allow us to speak about the existence in the Golden Horde time in the territory to the southwest of the Cathedral Mosque of a vast trade and craft quarter, where jewelers, bone carvers, glass craftsmen, ambers and traders lived. In the pre-Mongol period (10-12 cc.), there were estates specializing in iron production in this sector, as evidenced by the complex of metallurgical furnaces and the accumulation of crushed iron ore (over 50 kg).
Keywords: Middle Volga region, Volga Bulgaria, the Golden Horde city, excavations, medieval metallurgy, craft, trade
About the Authors:
Badeev Denis Yu. Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanov St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; [email protected]
Koval Vladimir Yu. Candidate of Historical Sciences. Institute ofArchaeology ofthe Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanova St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; [email protected]
Рис. 1. Раскоп СХСП-2017 г. на аэрофотосъемке и плане Болгарского городища (А
XIV в.; Б - Соборная мечеть).
- городской базар середины
Рис. 2. Раскоп СХСП-2017 г. Находки: 1-3 - нательные кресты; 4-5 - литейные формы; 6-8 - поясные пряжки; 9 - заготовки бус и подвесок; 10 - весовая гирька «восточного» типа; 1, 6-8 - медный сплав; 2-5 - камень; 9 -
янтарь; 10 - медный сплав, свинец.