Научная статья на тему 'Результаты анкетирования аптечных работников по вопросам соблюдения Правил хранения товаров аптечного ассортимента'

Результаты анкетирования аптечных работников по вопросам соблюдения Правил хранения товаров аптечного ассортимента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
816
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАДЛЕЖАЩЕЕ КАЧЕСТВО / НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / СТАНДАРТНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / PHARMACEUTICAL ORGANIZATION / ADEQUATE QUALITY / POOR QUALITY MEDICINE / THE STANDARD OPERATING PROCEDURES / STORAGE OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Афанасьева Татьяна Гавриловна, Пронских Лилия Сергеевна

Актуальность. Для оказания качественной фармацевтической помощи необходимо соблюдение условий хранения товаров аптечного ассортимента. Это обусловливает необходимость разработки стандартных операционных процедур (СОП) алгоритмов операций в работе сотрудника. Основная задача СОП состоит в том, чтобы предупредить возможные ошибки при совершении той или иной операции. Цель работы: главной целью исследования является анализ результатов анкетирования фармацевтических работников и разработка алгоритма операций по соблюдению условий хранения товаров аптечного ассортимента. Результаты. Изучены источники нормативно-правовой документации. Социологический опрос проводился в период с сентября по декабрь 2018 г. В нем приняли участие 135 фармацевтических работников из розничных аптечных организаций с различной формой собственности города Воронеж. Выводы. На основании полученных данных можно сделать вывод, что фармацевтические работники испытывают некоторые трудности при соблюдении процессов хранения товаров аптечного ассортимента. Необходимо провести актуализацию знаний сотрудников по правилам хранения товаров аптечного ассортимента и основной нормативно-правовой документации, а также разработать СОП для облегчения работы персонала в условиях аптеки.Urgency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Афанасьева Татьяна Гавриловна, Пронских Лилия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To provide quality pharmaceutical care, it is necessary to comply with the conditions of storage of goods of the pharmacy range. This necessitates the development of standard operating procedures (SOPS) algorithms of operations in the work of the employee. The main task of the DIS is to prevent possible errors in the performance of a particular operation. Purpose : the main purpose of the study is to analyze the results of the survey of pharmaceutical workers and develop an algorithm of operations to comply with the conditions of storage of goods pharmacy range. Results . The sources of legal documentation have been Studied. Sociological survey was conducted in the period September to December 2018 and was attended by 135 pharmacists of retail pharmacy organizations with various form of ownership in the city of Voronezh. Conclusions . Based on the data obtained, it can be concluded that pharmaceutical workers experience some difficulties in complying with the processes of storage of goods of the pharmacy range. It is necessary to update the knowledge of employees on the rules of storage of goods of the pharmacy range and the basic regulatory documents, as well as to develop SOPS to facilitate the work of personnel in the pharmacy.

Текст научной работы на тему «Результаты анкетирования аптечных работников по вопросам соблюдения Правил хранения товаров аптечного ассортимента»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ АПТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

Афанасьева Татьяна Гавриловна

д.ф.н., профессор кафедры организации фармацевтического дела,

клинической фармации и фармакогнозии Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко,

г. Воронеж Пронских Лилия Сергеевна студентка 5 курса фармацевтического факультета Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко,

г. Воронеж

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.2.59.35-37

РЕЗЮМЕ.

Актуальность. Для оказания качественной фармацевтической помощи необходимо соблюдение условий хранения товаров аптечного ассортимента. Это обусловливает необходимость разработки стандартных операционных процедур (СОП) - алгоритмов операций в работе сотрудника.

Основная задача СОП состоит в том, чтобы предупредить возможные ошибки при совершении той или иной операции.

Цель работы: главной целью исследования является анализ результатов анкетирования фармацевтических работников и разработка алгоритма операций по соблюдению условий хранения товаров аптечного ассортимента.

Результаты. Изучены источники нормативно-правовой документации. Социологический опрос проводился в период с сентября по декабрь 2018 г. В нем приняли участие 135 фармацевтических работников из розничных аптечных организаций с различной формой собственности города Воронеж.

Выводы. На основании полученных данных можно сделать вывод, что фармацевтические работники испытывают некоторые трудности при соблюдении процессов хранения товаров аптечного ассортимента. Необходимо провести актуализацию знаний сотрудников по правилам хранения товаров аптечного ассортимента и основной нормативно-правовой документации, а также разработать СОП для облегчения работы персонала в условиях аптеки.

SUMMARY.

Urgency. To provide quality pharmaceutical care, it is necessary to comply with the conditions of storage of goods of the pharmacy range. This necessitates the development of standard operating procedures (SOPS) - algorithms of operations in the work of the employee. The main task of the DIS is to prevent possible errors in the performance of a particular operation.

Purpose: the main purpose of the study is to analyze the results of the survey of pharmaceutical workers and develop an algorithm of operations to comply with the conditions of storage of goods pharmacy range.

Results. The sources of legal documentation have been Studied. Sociological survey was conducted in the period September to December 2018 and was attended by 135 pharmacists of retail pharmacy organizations with various form of ownership in the city of Voronezh.

Conclusions. Based on the data obtained, it can be concluded that pharmaceutical workers experience some difficulties in complying with the processes of storage of goods of the pharmacy range. It is necessary to update the knowledge of employees on the rules of storage of goods of the pharmacy range and the basic regulatory documents, as well as to develop SOPS to facilitate the work of personnel in the pharmacy.

Ключевые слова: Хранение лекарственных средств, аптечная организация, надлежащее качество, недоброкачественное лекарственное средство, стандартные операционные процедуры.

Key word: Storage of medicines, pharmaceutical organization, adequate quality, poor quality medicine, the standard operating procedures.

Введение. В настоящее время соблюдение На всех этапах обращения ЛС могут быть вы-

условий хранения товаров аптечного ассортимента явлены недоброкачественные препараты: с истек-является актуальной проблемой. Важно, чтобы ле- шим сроком годности, не соответствующие требо-карственное средство (ЛС) имело надлежащее ка- ваниям контроля качества, потерявшие свои свой-чество, когда оно попадает в руки потребителя. ства в процессе неправильного хранения.

Решающую роль в достижении терапевтиче- Таким образом, хранение ЛС в аптечных орга-

ского эффекта на организм пациента играет соблю- низациях можно рассматривать как отдельный вид дение условий хранения лекарственных препара- деятельности, который лежит в основе сохранения тов. их соответствующего качества [1].

Для решения данной проблемы в аптечных организациях разрабатывают стандартные операционные

процедуры - инструкции по выполнению рабочих процедур. Эти инструкции регламентируются соответствующими приказами Минздрава России и утверждаются руководителем аптеки. Сроки разработки согласовываются с менеджером по обеспечению качества, либо с ответственным лицом. Надлежащим образом составленные и введенные в действие СОП являются часть системы управления качеством, которая повышает уверенность в выполнении любого процесса в точном соответствии с установленной методикой [2].

Разработать СОП можно, охватив всю тему аптечного хранения, а также разработать отдельные СОП для частных случаев: например, по хранению иммунобиологических препаратов; по зоне карантинного хранения; по зоне, предназначенной для хранения выявленных фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных препаратов, с истекшим сроком годности и т.д. [3].

Цель исследования: проанализировать результаты анкетирования аптечных работников и разработать СОП по хранению товаров аптечного ассортимента.

Методы исследования. Использованы следующие методы: анализ научной и нормативной документации, логический метод, метод анкетирования аптечных работников.

Анкета разработана с учетом установления соответствия между занимаемыми должностями и выполняемыми функциями при осуществлении процессов хранения товаров аптечного ассортимента.

Предлагаемая анкета состояла из трех блоков и 20 вопросов. Первый блок вопросов посвящен основным сведениям об аптечном работнике, второй блок содержал вопросы, связанные с правилами хранения ЛС в аптеке, третий блок имел цель выяснить, с какими трудностями сталкиваются специалисты при хранении ЛС, а также предложения по улучшению качества данного процесса.

Анкеты собраны и обработаны с помощью статистического анализа данных.

Результаты исследования. В анкетировании приняли участие 135 фармацевтических работников из розничных аптечных организаций, а именно: ООО "Здоровый город", ООО "Вита-экспресс", КП ВО "Воронежфармация", ООО "Аптека от склада", ООО "Фармия", ООО "Будь здоров". Исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2018 г. В результате анкетирования выяснилось, что сотрудников-женщин - 129 человек (95,56%), мужчин - 6 человек (4,44%). Высшее образование имеют 92 респондента (68,15%), среднее - 7 респондентов (5,19%), среднее специальное - 36 респондентов (26,67%). Возраст сотрудников варьируется в пределах: до 18 лет - 5 человек (3,70%), 18-35 лет - 79 человек (58,52%), 36-54 лет - 35 человек (25,93%), 55 и более лет - 16 человек (11, 85%). Должность провизора занимают 86 сотрудников (63,70%), фармацевта - 27 сотрудников (20%), заведующего аптекой - 22 сотрудника (16,30%). В государственных аптечных организациях работают 29 специалистов

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #2 (59), 2019 (21,48%), в муниципальных - 17 (12,59%), в частных - 89 (65,93%). Стаж работы до 1 года имеют 34 респондента (25,19%), от 1 до 3 лет - 48 человек (35,56%), 3-5 лет - 26 человек (19,26%), свыше 5 лет

- 27 человек (20,00%). Результаты опроса сотрудников по соответствию функционально-должностных обязанностей с выполняемыми функциями выглядят следующим образом:

• Контроль за приборами и проведение поверки приборов осуществляет в большинстве случаев заведующий аптекой - 84 человека (62,22%), в меньшей степени провизор - 36 человек (26,67%) и фармацевт - 15 человек (11,11%).

• Контроль за температурным режимом и влажностью ведет в основном заведующий аптекой

- 65 человек - 48,15%, почти в равной степени провизор (38 человек - 28,15%) и фармацевт (32 человека - 23,70%).

• Ведение документации и заполнение специальных карт и журналов: заведующий аптекой -63 человека (46,67%), провизор - 45 человек (33,33%), фармацевт - 27 человек (20%).

• За размещение товаров по местам хранения и перемещение их в карантинную зону в большей степени отвечает провизор - 78 человек (57,78%), фармацевт - 48 человек (35,56%), заведующий аптекой - 9 человек (6,67%).

• Проведение проверки соответствия условий хранения ЛС требованиям нормативной документации осуществляет заведующий аптекой (129 человек - 95,56%) и провизор (6 человек - 4,44%).

• Контроль за работой приточно-вытяжной вентиляции, сплит-системами и кондиционерами в начале рабочей смены проводит чаще всего провизор (62 человека - 45,93%) и фармацевт (45 человек

- 33,33%), реже - заведующий аптекой (28 человек -20,74%).

В ходе процессов хранения персонал сталкивается со следующими трудностями: недостаток приборов и оборудования - 2,96% случаев, несвоевременное заполнение карт и журналов - 10,37%, недостаточное количество мест хранения для товаров, требующих особых условий - 23,7%, дефицит фармацевтических холодильников - 25,19%, недостаточное количество оборудования (в том числе, хладоэлементов и термоконтейнеров) для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов -37,78%.

Далее по результатам анкетирования нами разработан СОП по правилам хранения товаров аптечного ассортимента, имеющий следующие основные разделы:

1. Цель

2. Персонал

3. Область применения

4. Ответственность

5. Общие сведения

6. Основная часть

7. Список литературы

8. Распределение экземпляров СОП

Выводы.

Таким образом, трудовые функции фармацевтических работников, прописанные в профессиональных стандартах, а также в локальных документах аптеки, в большинстве случаев совпадают с результатами социологического опроса.

Правила хранения товаров в аптечных организациях в основном соблюдаются.

В связи с результатами анкетирования необходимо вовлекать фармацевтических сотрудников в процесс обучения по вопросам соблюдения условий хранения товаров аптечного ассортимента.

Библиография:

1. Куликов Ю.А., Сливкин А.И., Афанасьева Т.Г. Фармацевтический энциклопедический словарь. М.: Веданта, 2015. - 352 с.

2. Онлайн-журнал для фармацевтов и медицинских работников "Катрен Стиль" [Электронный

ресурс].

URL:https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/phar тасу/Ю1ко_5ороу_паш_пеЬуа1а1о

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения".

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения".

5. Чукреева Н.В., Максимкина Е.А. Роль стандартных операционных процедур в управлении рисками качества бизнес-процессов товародвижения лекарственных средств. М.: Вестник Рос-здравнадзора, 2014. С. 65-68.

ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ О ИХ КОМПЕТЕНЦИИ В ВОПРОСАХ ФАРМАКОНАДЗОРА_

Афанасьева Татьяна Гавриловна

д.ф.н., профессор кафедры организации фармацевтического дела,

клинической фармации и фармакогнозии Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко,

г. Воронеж Стародубцева Ирина Олеговна студентка 5 курса фармацевтического факультета Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко,

г. Воронеж

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.2.59.37-39

РЕЗЮМЕ

Актуальность. В настоящее время вопросы безопасности лекарственной терапии являются весьма актуальными, в связи с возникающими нежелательными реакциями у пациентов после приёма лекарственных средств. Сводную информацию необходимо отслеживать и доводить её в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Данный факт, связанный с нежелательными реакциями не должен оставаться без внимания, в связи с тем, что ответственные участники розничного фармацевтического рынка в полной мере исполняют свою функцию в системе фармаконадзора.

Эффективность работы в данном направлении зависит от вовлеченности всех субъектов обращения лекарственных средств в процесс мониторинга безопасности лекарственных средств.

Одним из ключевых компонентов системы фармаконадзора являются фармацевтические работники, а точнее сотрудники аптечных организаций, непосредственно взаимодействующие с потребителями лекарственных препаратов, а также первичным звеном по сбору информации о фактах нарушения режима безопасности обращения лекарственных препаратов, в том числе нежелательных реакциях [3].

Однако в соответствии с информацией из доступных источников литературы существует проблема низкого уровня отчетности среди работников аптек [4].

Цель исследования. Целью работы является оценка информированности фармацевтических работников в вопросах фармаконадзора и мониторинга безопасности лекарственных средств.

Результаты. Результаты анкетирования с участием 105 фармацевтических работников аптечных организаций различных форм собственности города Воронежа показали, что провизоры и фармацевты обладают недостаточными знаниями о методах регистрации нежелательных реакций, вследствие чего наблюдается низкая активность в репортировании.

Выводы. Для формирования и повышения у фармацевтических работников профессиональной компетентности в сфере фармаконадзора, необходимо применять различные интерактивные технологии обучения, такие как: конференции, семинары, круглые столы, кейс-стади, работа с документами.

SUMMARY.

Urgency. Currently, the safety of drug therapy are very relevant, in connection with the emerging adverse reactions in patients after taking drugs. Summary information should be monitored and reported to the authorized federal executive body. This fact associated with undesirable reactions should not be overlooked, because the responsible participants in the retail pharmaceutical market fully fulfill their function in the system of pharma-covigilance.

The effectiveness of work in this direction depends on the involvement of all subjects of drug circulation in the process of monitoring the safety of medicines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.