Научная статья на тему 'Результативность социальных проектов и программ, реализуемых в отношении пожилых граждан в Республике Мордовия'

Результативность социальных проектов и программ, реализуемых в отношении пожилых граждан в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ELDERLY / SOCIAL PROGRAMS / PROJECTS / SOCIAL WORK / SOCIAL PROBLEMS / RESULTS / PERFORMANCE / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богачева Н.Ю., Геразина А.Н.

В данной статье проблема результативности реализации программ и проектов (социальные) в отношении лиц пожилого возраста. Представлен анализ авторского исследования проведенного в г.о. Саранск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Богачева Н.Ю., Геразина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результативность социальных проектов и программ, реализуемых в отношении пожилых граждан в Республике Мордовия»

УДК 316.47

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. Ю. Богачева, магистрант первого года обучения по направлению

«социальная работа» ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

e-mail: bogachevabezrukova80@mail. ru А. Н. Геразина, студентка кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация: В данной статье проблема результативности реализации программ и проектов (социальные) в отношении лиц пожилого возраста. Представлен анализ авторского исследования проведенного в г. о. Саранск.

Ключевые слова: лица пожилого возраста, социальные программы, проекты, социальная работа, социальные проблемы, результат, результативность, критерии оценки.

Annotation: In this article the problem of the impact of the implementation of programs and projects (social) in relation to the elderly. The author's analysis of studies conducted in Saransk.

Key words: elderly, social programs, projects, social work, social problems, results, performance, evaluation criteria.

Для оценки результативности реализации социальных проектов и программ в отношении лиц пожилого возраста, необходимо исследовать уровня и качества жизни людей пожилого возраста, качества предоставляемых социальных услуг, так как во всех программах направленных на лиц пожилого

возраста указанно, что важными целями реализации данных программ, является повышение качества жизни, улучшение материального благосостояния повышение качества жизни пожилых людей посредством реализации целенаправленных мероприятий по оказанию адресной социальной помощи, социальных и медицинских услуг и т.д.

Нами было проведено социологическое исследование на тему: «Результативность социальных проектов и программ, реализуемых в отношении пожилых граждан в Республике Мордовия». Респондентами данного исследования явились пожилые граждане Республики Мордовия, в возрасте от 65-74 лет, проживающие в г. Саранске и состоящие на учете в ГБУ «КЦСО по г.о. Саранск». Количество респондентов составило 120 человек; по половой принадлежности: мужчин: 44 человек; женщин: 76 человек.(дата проведения май-июнь 2016 г).

Из опрошенных 120 респондентов по нашему исследованию возраст составлял от 65 до 74 лет. Наибольшее количество опрашиваемых приходится на возраст от 70-74 лет, всего - 74 человека, что составило 60 % от общего количества, по полу: мужчин - 24 человека, женщин - 50 человек; в возрасте 65-69 лет, всего - 46 человек, что составило 40 % от общего количества, по полу: мужчин - 20 человек, женщин - 26 человек.

На вопрос «Вы удовлетворены качеством своей жизни?» респонденты ответили таким образом: 5 человек ответили «удовлетворены в полной мере» (4,2 %), 36 респондентов ответили что «удовлетворен нежели не удовлетворен» (30 %), 10 пожилых людей «не удовлетворены качеством своей жизни вообще» (8,3 %). Наибольшее количество, ответили что «неудовлетворенны нежели удовлетворены», всего - 69 человек, что составило 57,5 %.

К тому же наибольший процент пожилых людей, которые оказались в группе «неудовлетворенны нежели удовлетворены» были в возрасте от 70-74 лет - 59 человека, наибольшая доля ответов в группе от 65-74 лет приходится на ответ «удовлетворен нежели неудовлетворен» - 32 человека. 8 человек в возрасте от 70-74 ответили что «не удовлетворены вообще», 4 человека в этом

возрасте - «удовлетворен нежели неудовлетворен».

Такое отличие ответов в возрастных группах объясняется тем, что пожилые граждане в возрасте 70-74 лет в большей степени неудовлетворенны качеством своей жизни, в силу возраста, накопившихся болезней, и других различных причин. Ведь только 2 человека из 46 в возрасте 65-69 лет ответили, что полностью не удовлетворены своей жизнью и все 5 человек, в противовес 8 человек в возрасте 70-74.

Во 2-м вопросе нашей анкете, респондентам предлагалось оценить качество своей жизни по пятибалльной шкале. Из 120 пожилых граждан, наибольшая группа, состоящая из 84 человек поставила оценку «удовлетворительно», что составило 80 % от общего числа. 10 % пожилых оценили на «хорошо» - 12 человек. 4,2 % оценили на «отлично» - 5 человек. Остальные 19 % поставили «неудовлетворительно». Ответов, оценивающих качество жизни на один балл, не оказалось.

Причем женщин поставивших «удовлетворительно» из 80 % составило 60 % - 48 женщин. Это говорит о том, что женская часть пожилых граждан больше требовательна к жизни и поэтому оценивает качество своей жизни низко, нежели мужская половина. К тому же из 23 респондентов оценивших качество жизни на «неудовлетворительно» 15 оказались женщины.

Вопрос «Назовите, пожалуйста, какие социальные программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста реализуются в России?» выявил неинформированность респондентов. Только 38 % имеют некоторое представление об имеющихся программах - 42 человека. В основном пожилые люди отвечали, что знают такую программу как «Жилье». Подавляющее большинство (62 %) респондентов пребывают в неведении - 78 человек.

Вопрос, касающиеся аналогичных программ, которые реализуются в Республике Мордовия, ответы респондентов распределились следующим образом. Пожилых граждан, которые информированы в этой области оказалось немного выше - 40 %, что составило 48 человек. Остальные 60 % не имеют

никакого представления.

Мужчин и женщин, считающих, что обладают исчерпывающей информацией о городских социальных программах, среди респондентов оказалось примерно равное количество 7% и 7,5 % соответственно. Имеющих некоторые представления о проводимых программах - 25,5 %. Ничего не знающих мужчин значительно больше (45 %) - 20 мужчин, чем женщин (15 %) - 12 женщин. Таким образом, о социальных программах менее информированы мужчины и лица в возрасте 65-69 лет. С позиции возрастных различий информированность тем выше, чем больше возраст респондента.

Так, например в Республике Мордовия, реализовывается программа «Старшее поколение на 2014-2018 гг.» рассчитана до 2018 года и предполагает решение ряда задач: 1) развитие системы организационных мер, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности; 2) предоставление адресной социальной помощи с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, доходов, жилищно-бытовых и других условий; 3) забота о здоровье пожилых людей, основанная на деятельности по профилактике и снижению заболеваемости; 4) обеспечение доступности квалифицированной медицинской, социальной и медико-социальной помощи путем ее оказания мобильными бригадами социального обслуживания и выездными бригадами органов здравоохранения; 5) обеспечение дифференцированного оказания социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; 6) создание возможности использования пожилыми людьми спортивных и оздоровительных объектов [1].

Еще одна важная программа, направленная на социальную защиту людей пожилого возраста, государственная программа «Социальная поддержка граждан», рассчитанная до 2020 г., направлена на создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Это будет достигнуто за счет выполнения обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечения потребностей граждан старшего возраста, инвалидов, включая

детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и т. д.

По итогам реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» ожидается: снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения; создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций; увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями и т. д. [2].

На вопрос «Расширился ли масштаб адресной социальной поддержки?», мы получили следующие результаты, 40% респондентов считают, что расширился, по их мнению произошло улучшение социального климата в обществе, 60 % респондентов считают что нет, а наоборот уменьшился, по их мнению необходимо реформирование в системе социальной поддержки.

На вопрос «Сохранилась ли Ваша покупательная способность социальных выплат?», были получены следующие результаты , 90 % респондентов считают что нет, и 10 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Необходимо путем ежегодной индексации обеспечит должного поддержание потребительского спроса пожилых граждан — получателей мер социальной поддержки.

Анализ самооценки здоровья у пожилых граждан в г. Саранске показал следующие ответы: 49 % респондентов оценили свое здоровье как «плохое» -59 человек; 30 % респондентов, как «скорее плохое» - 36 человек; 10 %

пожилых людей ответили, что «нормальное для моего возраста» - 12 человек; 8 %, как «скорее хорошее» - 9 человек; и 3 %, «для моего возраста хорошее» - 4 человека. Причем подавляющее количество ответов «плохое» дали лица в возрасте 70-74 лет (39 % из 49 %). А лица в возрасте 65-69 лет большинство ответов дали «скорее плохое» (20 % из 30 %), «нормальное для моего возраста» - (8 % из 10 %). И все 4 человека, которые оценили свое здоровье «для моего возраста хорошее», также оказались в группе лиц 65-69 лет. Таким образом, лица более старшего возраста больше недовольны своим здоровьем и чувствуют себя хуже, что влияет на их физическое и душевное состояние.

Основной источник дохода остается пенсия по старости. Для пожилых, также источником дохода является ЕДВ, которая выплачивается только инвалидам, в случае их отказа от социального пакета. Работающих пенсионеров очень незначительная часть, в силу возраста пожилых людей, приобретенных болезней и нехватки рабочих мест.

Так, например, ожидаемым результатом республиканской программы «Старшее поколение» является: повышение качества жизни пожилых людей посредством реализации целенаправленных мероприятий по оказанию адресной социальной помощи, социальных и медицинских услуг. Следующий блок вопросов, позволит оценить результативность реализации данной программы [1].

Анализ вопроса «Довольны ли Вы своим материальным положением?». Результаты таковы: 62 респондента ответили что «не удовлетворены нежели удовлетворены» своим материальным положением (53 %), подавляющее число лиц находится в возрасте 70-74 лет, что свидетельствует о недовольстве размера пенсии этого возраста, хотя пенсия у этой группы выше чем у группы в возрасте 65-69 лет; 43 человека - «не удовлетворены вообще» (37 %); 12 человек -«удовлетворен нежели не удовлетворен» (10 %). К сожалению ни кто из респондентов не дал ответа «удовлетворен в полной мере».

«Не удовлетворены вообще» своим материальным положением в большей своей основе женщины, из 43 человека - 30 женщин (36 %).

Таким образом, опрос показал, что в большинство пенсионеров получают недостаточную пенсию для достойного уровня жизнедеятельности и благосостояния.

Из результатов видно, что больший процент «недовольных» составляет группа лиц в возрасте 70-74 лет. В очередной раз, можно утверждать, что лица данного возраста меньше всего довольны уровнем качества их жизни.

Опрашиваемые пожилые респонденты почти на половину (48 %), находятся на обслуживании в КЦСО по г.о. Саранск. В основном это группа лиц в возрасте 70-74 лет - 42 человек; пожилые люди в возрасте 65-69 лет - 16 человек.

Из опрошенных пожилых людей 48,0 % - 57 человек проживают одни, причем женщин составляет 50 человек. В браке проживают 31,0 % - 37 человек. Со своими детьми 14,0 % опрашиваемых - 17 человек. С другими родственниками - 7,0 % (9 человек).

Следующим вопросом в нашей анкете был вопрос: «Удовлетворены ли Вы деятельностью государства по отношению к пожилым людям?».

Большинство пожилых граждан, а это 44,0 % (53 человека), «не удовлетворены, нежели удовлетворены» к деятельности государства по отношению к пожилым людям, причем здесь преобладает группа лиц в возрасте 70-74 лет (38 человек), которые, как показывают результаты нашего исследования, более интересуются политическими делами и не довольны некоторыми процессами; 26,0 % - «удовлетворены нежели не удовлетворены» (31 человек); 18,0 % пожилых граждан ответили, что «удовлетворены в полной мере» (22 человека); и 12,0 % - «не удовлетворены вообще» (15 человек).

Конечно, низкое материальное положение пожилых граждан, недоступность медицинскими средствами лечения, порой плохое качество социального обслуживания пожилых граждан, сказывается на общее отношение к политике по отношению к пожилым людям, так как они не чувствуют сильную поддержку и надежную опору со стороны государства, пожилые люди не уверены в «завтрашнем дне», можно сказать боятся

дальнейшей жизни.

В следующем вопросе, пожилым предлагалось ответить на вопрос: «Какие субъекты социальной защиты могут повлиять на улучшение качества Вашей жизни?», ответы респондентов были таковы: 48,0 % (58 человек) ответили, что на улучшение их жизни может положительно повлиять Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск; 32,0 % пожилых респондентов (38 человека) ответили, что Министерство социальной защиты населения РМ; также самими пожилыми людьми предлагалось создать новые субъекты социальной защиты пожилых людей, которые были направлены только на них - 20,0 % (24 человека).

Пожилые люди, безусловно, ждут помощи от учреждений социальной защиты населения. Порой, находясь в трудной жизненной ситуации, когда не на кого надеяться, лица пожилого возраста ждут поддержку от региональных и федеральных властей, от принятых государством мерах, которые реализуются именно в субъектах социальной защиты.

На вопрос: «Напишите, пожалуйста, свои основные пожелания для улучшения Вашего благосостояния», большинство опрашиваемых - 93 человека (78,0 %) ответили, что нужно повысить размер пенсии, снизить цены на продукты питания, уменьшить жилищно-коммунальные размеры оплаты, обеспечить достойным жильем пожилых людей, обеспечить бесплатные медикаменты, повысить качество обслуживания в медицинских и социальных учреждения.

Остальные 22,0 % - 27 пожилых людей выделили, что для улучшение их благосостояния необходимо терпение и понимание от окружающих, чтобы их уважали и ценили. Это в очередной раз подтверждает, что для пожилого человека помимо качественных предоставляемых услуг и достойных условий проживания очень важна душевная составляющая здоровья. Пожилым людям просто необходимо знать, что они не потерянные для общества, что они нужны и их никто не забыл.

На вопрос «Что для Вас значит результативность социальных

программ?» (открытые вопрос), были получены следующие результаты: «достижение цели», «улучшение», «стабильность», «конечная цель», «победа над проблемами», «решение всех проблем» и т.д.

На вопрос «Проводимая социальная работа в отношении Вас, соответствует Вашим потребностям?», 70,0 % респондентов ответили, что да, и 30,0 % респондентов считают, что нет. По мнению респондентов, необходимо уделять государством, больше внимание развитию программ , и ужесточить контроль за их исполнением.

На открытый вопрос «Что на Ваш Взгляд, необходимо улучшить со стороны государства в плане оказания социальной помощи лицам пожилого возраста в РМ?», мы получили следующие результаты: «повышение пенсионных выплат», «оказание бесплатной социально-бытовой помощи», «повышение ежемесячных денежных выплат до достойного уровня», «повышение качества оказываемой медицинской помощи», «снизить цены на продукты», «освободить от оплаты коммунальных услуг», «улучшить законы, их действенность», «увеличить число предоставляемых услуг, учреждениям которые их предоставляют». «улучшить медицинское обслуживание», «повышения эффективность мер защиты лиц пожилого возраста», «изменить отношение молодежи к пожилым», «возобновить шефскую помощь» и т.д.

На вопрос «Соответствует ли социальная работа Вашим требованиям?», мы получили следующие результаты: «не соответствует, нежели соответствует», ответило 80,0 % респондентов, и 20,0 % не соответствует вообще. Это говорит о том, что необходимо полное реформирование и преобразование системы социальной помощи лицам пожилого возраста как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Нами были получены следующие данные: что меньшая часть респондентов (20%) считают, что социальная работа в регионе и реализуемые в рамках её программно - целевого подхода не в полной мере соответствует их требованиям. Всё это говорит о том, что необходимо постепенное изменение системы социальной защиты пожилых.

Таким образом, анализ авторского исследования показал, что учитывая значимость работы с пожилыми гражданами, органы социальной защиты населения совместно с заинтересованными ведомствами и в дальнейшем должны направлять все усилия по оказанию социальной поддержки не только в рамках существующих социальных проектов и программ, но и должны улучшать социально-экономические условия пожилых людей, так как это одна из основных целей реализации программно - целевого подхода.

Целевая программа как инструмент управления может быть нужна специально для внедрения тех или иных инноваций, направленных на замещение существующих традиционных форм деятельности [3, 4-5].

В Республике Мордовия проводиться большая работа по реализации мероприятий региональных и федеральных программ, направленных на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста, но вместо, с тем существуют и ряд проблем (малое финансирование, не полноценное межведомственное взаимодействие в решении реализации программ и т.д.).

В целом проводимые программы способствовали смягчению тяжести ограничений жизнедеятельности инвалидов, повышению качества жизни, улучшению их социально-экономического положения, наиболее полной интеграции в общество.

Библиографический список:

1. Об итогах реализации социальных программ [Электронный ресурс] : официальный сайт Правительства РМ. - Режим доступа : http://www.e-mordovia.ru/main/news/detail .php?ID=5605.

2. Об итогах и опыте реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства социальной защиты населения РМ. - Режим доступа : http://minsoc.e-mordovia.ru/powerbody/fedProg/15.

3. Чиганова С. Д. Программно-целевой подход в формировании и реализации социальной политики / С. Д. Чиганова. - Красноярск : КрасГУ, 2007. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.