Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ'

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РАЗРАБОТКА ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ПРОЦЕССЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / WEBSITE DEVELOPMENT / QUALITY MANAGEMENT / PERFORMANCE / PROCESSES / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов Н. С., Лонцих П. А.

Статья посвящена системе менеджмента качества и взаимосвязи результативности системы менеджмента качества с уровнем ее исполнения в IT-компании. Актуальность данной темы обусловлена развивающимися информационными технологиями и перестраивающимися под это развитие современными компаниями. Уже несколько лет инновационные разработки в этой области называются экспертами перспективными и обладающими большим потенциалом. Авторы исследования проводят параллель между качеством интернет-сайтов и уровнем внедрения процессного подхода в IT-компании. Также авторами предлагается идея автоматического анализа качества интернет-сайтов (технические характеристики) с помощью технологии искусственного интеллекта. В настоящее время аудит интернет-сайтов проводится специалистами из разных сфер вручную. Их работу можно заменить программным обеспечением, которое будет самообучаться с помощью получаемой информации. Эффективное обнаружение неисправностей поспособствует росту уровня создания сайтов IT-компаниями, и, как следствие, позволит сократить затраты на менеджеров-аудиторов. На всех этапах создания интернет-сайта требуется проверка качества выполняемой работы - от прототипирования и до финальной верстки. Из-за человеческого фактора некоторые детали могут быть упущены. Это в значительной мере влияет как на восприятие заказчика, так и на восприятие конечных потребителей сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родионов Н. С., Лонцих П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE DEVELOPMENT OF INTERNET SITES

The Article is devoted to the quality management system and the relationship between the effectiveness of the quality management system and the level of its implementation in an IT company. The relevance of this topic is due to the developing information technologies and modern companies that are adapting to this development. For several years, experts have called innovative developments in this area promising and with great potential. The authors of the study draw a parallel between the quality of Internet sites and the level of implementation of the process approach in IT companies. The authors also propose the idea of automatic analysis of the quality of Internet sites (technical characteristics) using artificial intelligence technology. Currently, the audit of Internet sites is carried out manually by specialists from various fields. Their work can be replaced with software that will self-learn using the information received. Effective fault detection will increase the level of site creation by IT companies, and, as a result, will reduce the cost of audit managers. At all stages of creating an Internet site, you need to check the quality of the work performed-from prototyping to the final layout. Due to the human factor, some details may be overlooked. This significantly affects both the perception of the customer and the perception of end users of the site

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ»

Результативность системы менеджмента качества при разработке интернет-сайтов

Родионов Никита Сергеевич,

аспирант Иркутский национальный исследовательский технический университет

Лонцих Павел Абрамович,

доктор технических наук, профессор Иркутский национальный исследовательский технический университет

Статья посвящена системе менеджмента качества и взаимосвязи результативности системы менеджмента качества с уровнем ее исполнения в 1Т-компании. Актуальность данной темы обусловлена развивающимися информационными технологиями и перестраивающимися под это развитие современными компаниями. Уже несколько лет инновационные разработки в этой области называются экспертами перспективными и обладающими большим потенциалом. Авторы исследования проводят параллель между качеством интернет-сайтов и уровнем внедрения процессного подхода в 1Т-компании. Также авторами предлагается идея автоматического анализа качества интернет-сайтов (технические характеристики) с помощью технологии искусственного интеллекта. В настоящее время аудит интернет-сайтов проводится специалистами из разных сфер вручную. Их работу можно заменить программным обеспечением, которое будет самообучаться с помощью получаемой информации. Эффективное обнаружение неисправностей поспособствует росту уровня создания сайтов 1Т-компаниями, и, как следствие, позволит сократить затраты на менеджеров-аудиторов.

На всех этапах создания интернет-сайта требуется проверка качества выполняемой работы - от прототипирования и до финальной верстки. Из-за человеческого фактора некоторые детали могут быть упущены. Это в значительной мере влияет как на восприятие заказчика, так и на восприятие конечных потребителей сайта.

Ключевые слова: система менеджмента качества, разработка интернет-сайтов, менеджмент качества, результативность, процессы, искусственный интеллект, автоматизация.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха. Для обеспечения высокого качества производимой продукции одной из задач руководства предприятия является осуществление менеджмента качества на предприятии.

В 80х годах прошлого века Международная организация по стандартизации (ISO) впервые выпустила ряд нормативных документов, в которых сформулированы требования к продукции, которая выходит на рынок. Основой системы документов ISO является возможность и необходимость определения требований к основным параметрам системы менеджмента качества предприятия как гарантии соответствия продукции предприятия заявленным свойствам на стратегическую перспективу.

Внедрение системы менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001 хотя и является добровольным для предприятий, однако наличие или отсутствие соответствующей системы менеджмента качества в компании имеет большое значение при выходе фирмы на внешний рынок, заключении договоров с крупными зарубежными и российскими партнерами и для общего положения предприятия на рынке. Также в европейских странах наличие соответствующей семейству стандартов ISO 9000 системы менеджмента на предприятии становится обязательным условием ведения бизнеса в нестабильной, высококонкурентной и требующей высокой квалификации отрасли интернет-технологий. [11]

Для того, чтобы система менеджмента качества предприятия соответствовала стандартам ISO серии 9000, необходимо разработать, внедрить и постоянно совершенствовать ее документальное оформление. Хотя стандарт ISO серии 9000:2015 не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или их документации, но определяет общие требования к ним как обеспечивающим надлежащее качество продукции на постоянной основе. Поэтому постоянное совершенствование системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях означает прежде всего актуальные спецификации, процедурные документы, постоянное обновление и расширение спектра применяемых стандартов в целях максимального удовлетворения потребностей различных сторон, спроса на продукцию и ее качество. [1, 26]

Интернет-ресурсы регулируются следующими стандартами:

- ISO/IEC 27006:2015 Information technology — Security techniques — Requirements for bodies providing audit and certification of information security management systems (Информационные технологии. Методы обеспе-

X X

о го А с.

X

го m

о

to о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

чения безопасности. Требования для органов, обеспечивающих аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности);

-ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности;

- ISO/IEC 20000-1:2018 Information technology — Service management — Part 1: Service management system requirements (Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг);

-ISO/IEC 20000-6:2017 Information technology -Service management - Part 6: Requirements for bodies providing audit and certification of service management systems (Информационные технологии - Менеджмент сервисов - Часть 6: Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента ИТ-сервисов);

-ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению;

-ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы;

-ГОСТ 34.601-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания;

-ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплексность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;

-РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов. [12]-[20]

Грамотная политика компании в области качества должна быть направлена на высокую результативность СМК, которая оценивается по уровню достижения поставленных целей, выполненных задач, то есть полученных результатов. Эффективность СМК измеряется путем соотношения затрат на мероприятия СМК и полученного результата: чем полнее результат и ниже затраты, тем более эффективной является СМК.

В стандарте ISO 9001:2000 термин "результативность" определяется как степень достижения запланированных результатов, а "эффективность" - как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации, т. е. она по своей природе "телеологична" и отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии. [21]

Для СМК, также, как и для, например, рекламы и маркетинговых коммуникаций предприятия, бывает очень сложно определить затраты, приведшие в итоге к полученному результату. Поэтому для СМК более реальным для анализа является именно результативность.

Многие российские и зарубежные ученые исследовали данную проблему. Например, Н.В. Терещенко предложил методику оценки результативности СМК, включающую:

-систему критериев эффективности/результативности СМК на уровне предприятия;

-систему показателей влияния текущей ситуации на СМК;

-наиболее важные критерии национальной премии качества;

-дерево целей в области качества, формирующего перечень критериев результативности. [2]

Н.И. Саталкина утверждает, что положительная динамика системы показателей качества предприятия является признаком упорядоченности выбранных критериев, которые предлагает оценивать экспертно-ариф-метическим способом, экспертами выступают представители руководства предприятия. [3]

В.И. Долгий с соавторами во главу оценки результативности СМК ставят стратегический подход к построению СМК и анализ затрат на качество с целью их рациональной минимизации. Большое внимание в этой концепции оценки результативности отводится не только финансовым коэффициентам и системе сбалансированных показателей, но и выявлению эффекта синергии, с обязательным учетом уровня удовлетворенности потребителей. [4]

Л.А. Редько предлагает проводить не просто текущий анализ СМК, а создать систему мониторинга показателей качества на предприятии для выявления соответствия стандартам производственных и прочих процессов на предприятии. Предлагается использовать возможности аудиторских организаций с помощью аутсорсинга, с обязательным выявлением и анализом причин несоответствий для повышения результативности СМК в дальнейшем при их устранении. [5]

В ряде статей рассматриваются аспекты применения нового мышления на базе риск-ориентированного стандарта ISO 9001:2015. Отмечается, что риск-ориентированное мышление является эффективным инструментом при создании, аудите и совершенствовании систем менеджмента качества. В статьях показана реализация процесса управления рисками в цикле PDCA, предложена модель интегрированных систем менеджмента (ИСМ), которая содержит базовые сущности для выполнения аудитов (установления критериев, метрик, объекта, наблюдения аудита). В публикациях анализируются системы менеджмента качества с позиций процессного подхода и оценивается результативность системы менеджмента качества в том числе применительно для IT-технологий. [23-26]

В целом следует отметить, что улучшение деятельности предприятия тесно связано с улучшением СМК, которое, в свою очередь, говорит о повышении ее результативности. Основой этих процессов является соблюдение следующих условий:

-вовлеченность всего персонала предприятия в работу СМК;

-соответствующий уровень исполнительской дисциплины;

-грамотная декомпозиция дерева целей предприятия;

-адекватность и прозрачность критериев оценки СМК и организации в целом;

-наличие разработанного алгоритма проведения оценки и самооценки СМК на предприятии;

-приближенность СМК к стандартам и эффективная система документации СМК. [6]

Систематическая оценка СМк осуществляется через реализацию одного из принципов менеджмента качества - это: принятое решение, основанное на фактах. Но чтобы адекватно и объективно составить оценку СМК, проанализировав ее результативность, необходимо ста-

вить задачи как теоретические, так и практические и грамотно выбирать способ определения эффективности СМК предприятия.

К тому же важно определить результативность процессов СМК, что включает в себя определение плановых, фактических значений по каждому критерию и значимости каждого критерия внутри процесса. Для каждого критерия в начале отчётного периода устанавливаются плановые значения. Результативность СМК - параметр, показывающий уровень достижения запланированных целей организацией. Результативность процессов СМК - параметр, показывающий уровень реализации запланированных процессов и уровень их достижения.

Процессный подход к управлению - делегирование полномочий и ответственности через бизнес-процессы, где бизнес-процесс это устойчивая (многократно повторяющаяся) деятельность. «Входы процесса» — это те входные объекты, которые преобразовываются в выходы процесса. Материалы, персонал, документы, оборудование и многое другое могут быть рассмотрены как входы процесса. «Выходы процесса» - это результат, ради которого существует процесс. Выходами процесса могут быть продукция, информация или услуга в зависимости от специфики процесса. Одна из ключевых понятий процессного подхода — владелец процесса, человек, имеющий ресурсы, контролирующий желаемый результат — выход процесса. [22, 26]

Результативность СМК - параметр, показывающий уровень достижения запланированных целей организацией. Результативность процессов СМК - параметр, показывающий уровень реализации запланированных процессов и уровень их достижения.

Фактические значения устанавливаются в конце периода по результатам внутреннего аудита, мониторинга процесса, информации об удовлетворённости заинтересованных сторон и так далее. [10, 23]

Если рассматривать анализ интернет-ресурса с точки зрения его качества, то здесь необходимость оценки возникает при:

-выборе компании - разработчика, ключевым критерием выступает уровень компетентности ее специалистов;

-необходимости оценки созданного сайта: для заказчика важным является вопрос соответствия полученного результата и понесенных им затрат, уровень их окупаемости;

-отсутствии ожидаемой отдачи от работы сайта. [7] При оценке качества сайта необходимо выбрать критерии его оценки, отвечающие деятельности процессов.

Основными техническими параметрами оценки качества сайта являются:

-дизайн сайта, соответствующий требованиям правильного оформления, цветоподбора, набора шрифтов, контрастности и т.п.;

-верстка сайта: распределение информации по сетке, анализ CSS, валидность HTML;

-скорость загрузки страниц и возможности технической оптимизации сайта (время выполнения скриптов, время ответа сервера);

-безопасность сайта, защищенность серверов, на которых он расположен и тд.

Значимый показатель качества сайта - система, которая лежит в основе его программирования. От степени открытости исходного кода зависит возможность

пользователя иметь максимально широкий и гибкий диапазон настроек.

Создание стандартного сайта состоит из нескольких этапов:

-разработка прототипа сайта; -разработка графического оформления сайта; -верстка макетов графического оформления сайта; -установка и настройка системы управления сайтом; -разработка PHP-шаблонов для системы управления сайтом на основе существующей верстки; -установка модулей; -размещение в сети Интернет. Каждый из вышеописанных межфункциональных процессов имеет прямое влияние на результативность системы менеджмента качества, так как каждый из данных этапов становится ее элементом и имеет собственные требования. Уровень их исполнения и будет являться результативностью системы менеджмента качества интернет-сайта, построенной на конкретных целях и их достижении.

Параметрами, определяющими качество использования сайта, являются:

-информационное наполнение сайта: качество, уникальность, актуальность информации;

-обновление контента, его периодичность и востребованность;

-система обратной связи с посетителем сайта (usability);

-индексация сайта, его продвижение в сети; -возможность интеграции с социальными сетями и специализированными интернет-сервисами и другие. [8] На сегодняшний день наиболее четкую оценку качества интернет-ресурса может дать только программист. Разумеется, существуют различные программы для определения качества сайтов, такие как валидатор верстки, валидатор html-кода, автоматическая проверка оптимизации сайта и другие. Однако, с анализом php-кода сайта может справится только постоянно обучающаяся система, имеющая высокую мощность и базу данных. Такой системой может стать искусственный интеллект, а точнее - интеллектуальная компьютерная программа (софт), которая позволит произвести с доступной на сегодняшний день результативностью анализ сложного и неформализованного php-кода.

Использование автоматизированных систем проверки качества интернет-сайтов могут заменить существующие системы менеджмента качества разработки интернет-сайтов в будущем. Интеграция шаблонного моделирования Интернет-ресурсов с автоматической проверкой уровня этого моделирования имеет высокий шанс стать будущим IT-индустрии. Нейронные сети пока имеют высокий процент ошибок, однако данная технология обладает одним важным преимуществом - она учится на этих ошибках.

Программирование - это творческое направление деятельности. На сегодняшний день нейронные сети обладают достаточным функционалом и мощностями для создания искусства.

Обучение нейросети созданию сложного кода для интернет-сайта - дело времени. 40 лет назад и сейчас результативность системы менеджмента качества определялась и определяется человеком и ее уровень зависел и продолжает зависеть от ее правильной настройки и поддержки. В скором будущем результативность СМК может быть увеличена с помощью автоматизации этого процесса путем внесения пользовательских критериев

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

оценки сайтов и критериев специалистов в базу данных определенной нейросети. В настоящий момент подобная технология существует, но не поддерживает весь описанный нами процесс создания высококачественного продукта и самостоятельной оценки искусственным интеллектом его качества. [27, 29]

Заведение в подобную систему целей создания сайта и ожидаемых результатов их достижения с легкостью сможет заменить среднюю по величине компанию по разработке сайтов и главных специалистов, участвующих в разработке интернет-ресурсов: web-дизайнера, программиста и верстальщика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВ1Т - это набор практик для высшего руководства, чтобы понять, как они должны подходить к корпоративным информационным технологиям (ИТ). А - план того, что именно нужно сделать для организации ежедневных процессов ИТ-сотрудников.

Подход СОВ1Т к ИТ ориентирован на бизнес (сверху вниз), в то время как рассматривает этот вопрос в основном с точки зрения ИТ (снизу вверх). Кроме того, СОВ1Т проводит различие между управлением и управлением ИТ. С точки зрения СОВ1Т, сосредоточен на управлении, в то время как сам СОВ1Т в основном применяет управление.

СОВ1Т стремится связать бизнес-цели с непосредственными 1Т — процессами, оценивать текущее состояние процессов управления 1Т, определять направления для совершенствования бизнеса. Кроме того, это означает согласование бизнес-целей с целями ИТ, повышение ценности ИТ для бизнеса (предпочтительно в форме финансовой прибыли) и управление ресурсами, рисками и эффективностью ИТ. в основном нацелен на организацию ИТ-сервисов в целом и работу ИТ-отделов в частности и предоставление возможности для постоянного операционного совершенствования. [27-30]

1Т-сфера в общем, и разработка интернет-сайтов, в частности, выделяются своей системой менеджмента качества ввиду высоких требований к квалификации сотрудников, сложностью понимания продукта потребителем и зависимостью от других организаций (при аренде серверов, SEO-оптимизации и тд). В связи с этим, определяя критерии оценки СМК необходимо найти баланс между соблюдением высокого качества продукции и реального качества продукции.

Также в данном случае имеет смысл рассматривать результативность СМК как плотность связи этапов (процессов) создания сайта. Таким образом, от качества прототипа зависит уровень графического оформления сайта. Дизайн сайта напрямую зависит от уровня создания гипертекстового документа (верстки). Создание интернет-сайта не ограничивается прототипированием, однако от каждого этапа создания интернет-ресурса зависит не только следующий, но и все этапы в целом. Таким образом, при неправильном взаимодействии вышеописанной цепочки процесс нарушается и результат выражается в неудовлетворенности потребителя.

По этой причине компании осуществляют контроль качества сайтов до показа клиенту. Менеджер по качеству должен указать не столько на ошибку, сколько на скорость выявления и проверки найденной ошибки специалистом. Также менеджер составляет корректирующие действия по веб-сайту, направленные на доработку недостатков. В случае, если со стороны потребителя поступает спорный сигнал об ошибке или недоработке, ме-

неджер по качеству обращается к документации (техническое задание), в которой описан перечень оказываемых услуг, пояснения, сроки и результат оказания услуг.

Подводя итоги, необходимо заключить, что оценка результативности сайта определяется, собственно, его работой. Если сайт работает хорошо, происходит постоянный приток посетителей, оставляющих комментарии или становящихся покупателями предлагаемой продукции или услуг, то можно говорить о качественно выполненном сайте. Наиболее логичным вариантом становится мониторинг отклика пользователей как уровня удовлетворенности потребителя его запросам. Для этого существует множество методик. Самая распространенная из них - тестирование сайта с помощью специальных инструментов, таких как Google Analytics и Яндекс. Метрика. Таким образом можно выявить слабые звенья сайта и исправить их. [9]

Задачей СМК в таком случае, является поддержание сайта в состоянии, при котором его неисправности будут быстро и легко выявляться и исправляться. К тому же, при совпадении критериальных оценок, проводимых компанией-разработчиком, заказчиком и посетителями сайта, можно говорить о результативности разработанной СМК. Также значимой будет глубокая проработка сайта на этапе планирования функционала и четкое определение операций для выбранного функционала -то есть, предупреждающие действия, направленные на минимизацию несоответствий в будущем.

Литература

1. Куприянова, И.Ю. Оценка функционирования систем менеджмента качества / И.Ю. Куприянова: монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014. -117 с.

2. Терещенко, Н.В. Совершенствование оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия: диссертация / Н.В. Терещенко. - Саратов, 2015. - 206 с.

3. Satalkina, N.I. Performance measurement processes in the quality management system / N.I. Satalkina. -Tambov: Tambov State Technical University, 2010. - p. 230-233.

4. Долгий, В.И. К вопросу об оценке результативности и эффективности СМК промышленных предприятий / В.И. Долгий, Л.С. Верещагина, С.Н. Верещагин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2014. - № 2. - с. 51-55.

5. Редько, Л.А. Оценка результативности системы менеджмента качества / Л.А. Редько, С.Е. Сальков, Л.В. Червова // Вестник науки Сибири. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. - С. 65-69.

6. Рычкова А.А., Воронов М.П. Методы оценки результативности в системах менеджмента качества // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 83-90;

7. Медникова Е. Как оценить качество сайта?/Элек-тронный ресурс. - Источник - https://dao-and-i.ru/promotion/kak-ocenit-kachestvo-sajta.html (дата обращения: 9.01.2020)

8. 10 критериев хорошего сайта /Электронный ресурс. - Источник - http://icbcode.ru/blog/10-kriteriev-horoshego-sajta (дата обращения: 22.12.2019)

9. Косареков И. Критерии качества сайта/Электронный ресурс. - Источник - https://blog.mcsite.ua/quality-site.html (дата обращения: 4.01.2020)

10. Антонов Александр Алексеевич, Невмятуллина Хадия Абдрахмановна Выбор показателей результативности системы менеджмента качества // Успехи в химии и химической технологии. 2015. №2 (161). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-pokazateley-rezultativnosti-sistemy-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 11.12.2019).

11. ГОСТ ISO 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения.

12. ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению

13. ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

14. ГОСТ 34.601-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания;

15. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплексность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;

16. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

17. ISO/IEC 27006:2015 Information technology — Security techniques — Requirements for bodies providing audit and certification of information security management systems (Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Требования для органов, обеспечивающих аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности)

18. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности

19. ISO/IEC 20000-1:2018 Information technology — Service management — Part 1: Service management system requirements (Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг)

20. ISO/IEC 20000-6:2017 Information technology -Service management - Part 6: Requirements for bodies providing audit and certification of service management systems (Информационные технологии - Менеджмент сервисов - Часть 6: Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента ИТ-сервисов)

21. К вопросу определения результативности и эффективности СМК/ Электронный ресурс. - Источник -https://quality.eup.ru/MATERIALY9/kvoire.html (дата обращения: 20.12.2019)

22. Зайцева А. Е., Новиков Н. А., Федорова М. В. Процессный подход как принцип системы менеджмента качества // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 417-419. — URL https://moluch.ru/archive/136/37209/ (дата обращения: 21.12.2019)

23. Improvement of the activities of machine-building enterprises through the use of digital technologies. Ilya Livshitz1, Pawel А. Lontsikh, Egor P. Kunakov, Natalia P. Lontsikh4, Elena Yu.Golovina.

24. I I Livshitz, A V Neklyudov, P A Lontsikh Evaluation of IT security - genesis and its state-of-art International

Conference Information Technologies in Business and Industry 2018 IOP Publishing IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series 1015 (2018) 042029 doi :10.1088/1742-6596/1015/4/042029

25. I I Livshitz, A V Neklyudov1, P A Lontsikh IT security evaluation - "hybrid" approach and risk of its implementation International Conference Information Technologies in Business and Industry 2018 IOP Publishing IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series 1015 (2018) 042030 doi : 10.1088/1742-6596/1015/4/042030

26. Alex Ya. Ezrahovich; Arcadi V. Vladimirtsev; Ilya I. Livshitz; Pawel A. Lontsikh; Victoriya A. Karaseva Risk-based thinking of ISO 9001:2015 — The new methods, approaches and tools of risk management 2017 International Conference "Quality Management,Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS) Year: 2017 Pages: 506 - 511 IEEE Conference Publications

27. «Овладевая ITIL» / Роб Ингланд; Пер. с англ. — М.: Лайвбук, 2011. — 200 с.

28. Лившиц И.И. Стандарты ISO/IEC, ITIL и COBIT в контексте требований к информационной безопасности // Менеджмент качества. — 2013. — No2. — С. 94-106

29. COBIT 5.0: A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT. - URL: http://www.isaca.org/. (дата обращения: 11.12.2019)

30. COBIT против ITIL/ Электронный ресурс. - Источник -https://icepix.ru/about/ (дата обращения: 22.12.2019)

Effectiveness of the quality management system in the

development of internet sites Rodionov N.S., Lonza P.A.

Irkutsk National Research Technical University The Article is devoted to the quality management system and the relationship between the effectiveness of the quality management system and the level of its implementation in an IT company. The relevance of this topic is due to the developing information technologies and modern companies that are adapting to this development. For several years, experts have called innovative developments in this area promising and with great potential.

The authors of the study draw a parallel between the quality of Internet sites and the level of implementation of the process approach in IT companies. The authors also propose the idea of automatic analysis of the quality of Internet sites (technical characteristics) using artificial intelligence technology. Currently, the audit of Internet sites is carried out manually by specialists from various fields. Their work can be replaced with software that will self-learn using the information received. Effective fault detection will increase the level of site creation by IT companies, and, as a result, will reduce the cost of audit managers.

At all stages of creating an Internet site, you need to check the quality of the work performed-from prototyping to the final layout. Due to the human factor, some details may be overlooked. This significantly affects both the perception of the customer and the perception of end users of the site. Keywords: quality management system, website development, quality management, performance, processes, artificial intelligence, automation.

References

1. Kupriyanova, I. Yu. Evaluation of the functioning of quality management systems / I. Yu. Kupriyanova: monograph. -Kursk: CJSC "University book", 2014. - 117 p.

2.Tereshchenko, N. V. Improving the performance assessment of the quality management system of an industrial enterprise: dissertation / N. V. Tereshchenko. - Saratov, 2015. - 206 p.

3. Satalkina, N.I. Performance measurement processes in the quality management system / N.I. Satalkina. - Tambov: Tambov State Technical University, 2010. - p. 230-233.

X X О го А С.

X

го m

о

to о to о

4. Dolgiy, V. I. On the issue of evaluating the effectiveness and

efficiency of the QMS of industrial enterprises / V. I. Dolgiy, L. S. Vereshchagina, S. N. Vereshchagin // Bulletin of the Saratov state socio-economic University. - Saratov: Saratov socioeconomic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, 2014, no. 2, pp. 51-55.

5. Redko, L. A. Evaluation of the effectiveness of the quality management system / L. A. Redko, S. E. Salkov, L. V. Chervova // Bulletin of science of Siberia. - Tomsk: national research Tomsk Polytechnic University, 2013. - P. 65-69.

6. Rychkova A. A., Voronov M. P. Methods for evaluating performance in quality management systems / / Scientific review. Economic Sciences, 2017, no. 4, Pp. 83-90;

7. Mednikova E. How to evaluate the quality of the site?/ Electronic

resource. - Source - https://dao-and-i.ru/promotion/kak-ocenit-kachestvo-sajta.html (accessed: 9.01.2020)

8. 10 criteria for a good site / Electronic resource. - Source -http://icbcode.ru/blog/10-kriteriev-horoshego-sajta (accessed: 22.12.2019)

9. Kosarikov I. quality Criteria of the website/Electronic resource. -

Source - https://blog.mcsite.ua/quality-site.html (date of request: 4.01.2020)

10. Antonov Alexander Alekseevich, Nevmyatullina khadiya Abdrakhmanovna Selection of performance indicators of the quality management system // Advances in chemistry and chemical technology. 2015. No. 2 (161). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-pokazateley-rezultativnosti-sistemy-menedzhmenta-kachestva (accessed: 11.12.2019).

11. GOST ISO 9000-2015 quality management Systems. Fundamentals.

12. GOST R 52872-2012 Internet resources. Accessibility requirements for the visually impaired

13. GOST 34.602-89. Technical task for creating an automated system.

14. GOST 34.601-90. A set of standards for automated systems. Automated system. Stages of creation;

15. GOST 34.201-89. Information technology. A set of standards for automated systems. The types, complexity and designation of documents for creation of automated systems;

16. RD 50-34. 698-90. Methodical instructions. Information technology. A set of standards for automated systems. Automated system. Requirements for the content of documents.

17. ISO/IEC 27006: 2015 Information technology — Security techniques — Requirements for bodies providing audit and certification of information security management systems (Information technologies. Security method. Requirements for bodies providing audit and certification of information security management systems)

o

CS

o

CS

18. GOST R ISO / IEC 27006-2008 Information technology. Methods and means of ensuring security. Requirements for bodies performing audit and certification of information security management systems

19. ISO/IEC 20000-1: 2018 Information technology — Service management-Part 1: Service management system requirements (Information technology. Service management. Part 1. Requirements for the service management system)

20. ISO/IEC 20000-6: 2017 Information technology - Service management-Part 6: Requirements for bodies providing audit and certification of service management systems (Information technology - service Management - Part 6: Requirements for bodies conducting audit and certification of it service management systems)

21. On the issue of determining the effectiveness and efficiency of the QMS/ Electronic resource. - Source -https://quality.eup.ru/MATERIALY9/kvoire.html (accessed: 20.12.2019)

22. Zaitseva A. E., Novikov N. A., Fedorova M. V. Process approach as a principle of the quality management system / / Young scientist. - 2017. - No. 2. - Pp. 417-419. - URL https://moluch.ru/archive/136/37209/ (accessed: 21.12.2019)

23. Improvement of the activities of machine-building enterprises through the use of digital technologies. Ilya Livshitz1, Pawel A. Lontsikh, Egor P. Kunakov, Natalia P. Lontsikh4, Elena Yu.Golovina.

24. I I Livshitz, A V Neklyudov, P A Lontsikh Evaluation of IT security

- genesis and its state-of-art International Conference Information Technologies in Business and Industry 2018 IOP Publishing IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series 1015 (2018) 042029 doi :10.1088/1742-6596/1015/4/042029

25. I I Livshitz, A V Neklyudov1, P A Lontsikh IT security evaluation

- "hybrid" approach and risk of its implementation International Conference Information Technologies in Business and Industry 2018 IOP Publishing IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series 1015 (2018) 042030 doi :10.1088/1742-6596/1015/4/042030

26. Alex Ya. Ezrahovich; Arcadi V. Vladimirtsev; Ilya I. Livshitz; Pawel A. Lontsikh; Victoriya A. Karaseva Risk-based thinking of ISO 9001:2015 — The new methods, approaches and tools of risk management 2017 International Conference "Quality Management,Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS) Year: 2017 Pages: 506 - 511 IEEE Conference Publications

27. "Mastering ITIL" / Rob England; Per. s Engl. - M.: live Book, 2011. - 200 p.

28. Livshits I. I. ISO/IEC, ITIL and COBIT Standards in the context of information security requirements // Quality management. -2013. - No2. - Pp. 94-106

29. COBIT 5.0: A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT. - URL: http://www.isaca.org/. (accessed: 11.12.2019)

30. COBIT vs. ITIL/ Electronic resource. - Source -https://icepix.ru/about/ (accessed: 22.12.2019)

O m m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.