УДК 332.146.2:338.48(571.17)
https://doi.org/10.24158/pep.2018.1.9
Пьянов Александр Евгеньевич
Pyanov Aleksandr Evgenyevich
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Кемеровского государственного университета
Сычева Татьяна Анатольевна
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Кемеровского государственного университета
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
PhD in History, Associate Professor, Russian History Department, Kemerovo State University
Sycheva Tatyana Anatolyevna
PhD in History, Associate Professor, Russian History Department, Kemerovo State University
THE PERFORMANCE OF REGIONAL ECONOMIC POLICY IN THE FIELD OF TOURISM IN KEMEROVO REGION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы выделения ключевых показателей результативности региональной экономической политики в сфере туризма. Авторами выделяются три группы ключевых показателей, характеризующих эффективность региональной экономической политики в сфере туризма в Кемеровской области. Первая группа: экономические показатели развития индустрии туризма и гостеприимства. Вторая группа: показатели работы образовательных учреждений в области подготовки кадров для отрасли туризма. Третья группа: медийная активность областных властей, направленная на формирование туристического имиджа и бренда региона, информирования туристов о туристических продуктах, предоставляемых предприятиями и организациями области. Статья содержит анализ каждой группы показателей, позволяющих оценить эффективность реализации региональной экономической политики в сфере туризма на территории Кемеровской области. На основе анализа ключевых показателей даются рекомендации по дальнейшему развитию региональной политики в сфере туризма в Кемеровской области.
Ключевые слова:
региональная экономическая политика, туризм, Кемеровская область, показатели эффективности региональной политики, показатели развития туризма, подготовка специалистов в отрасли туризма.
Summary:
The study examines the issues of highlighting the key performance indicators of regional economic policy in the field of tourism. The authors distinguish three groups of such key performance indicators in Kemerovo region. The economic development indicators of the tourism and hospitality industry refer to the first group. The second one includes the performance indicators of the educational institutions training personnel for the tourism industry. The third group implies the media activity of the regional authorities aimed at creating a tourist image and brand of the region, informing tourists about the tourist products provided by enterprises and organizations of the region. The paper analyzes each group of indicators that allows one to estimate the efficiency of the regional economic policy implemented in the tourism industry in Kemerovo region. Based on the analysis of the key performance indicators, the authors make recommendations for further development of regional tourism policy in Kemerovo region.
Keywords:
regional economic policy, tourism, Kemerovo region, regional policy performance indicators, tourism development indicators, training specialists in the tourism industry.
В Российской Федерации эффективность работы государственных органов власти оценивается совсем недавно и не на всех уровнях, в то время как в странах с развитой экономикой уже давно осознана необходимость внедрения системы оценки эффективности работы ее служащих. Регионы, осуществляющие услуги в сфере туризма и гостеприимства, нацелены на введение таких показателей [1; 2].
Значительным шагом в работе по внедрению системы оценки эффективности деятельности органов региональной власти с целью увеличения их вклада в развитие экономики вверенных им субъектов Российской Федерации стало появление двух указов президента Российской Федерации, задающих направление развития в данной области: это Указ № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 2008 г. и Указ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. [3]. Однако введенные данными указами показатели эффективности не дают полного восприятия и комплексного подхода в оценке эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти по отдельным направлениям, в том числе в туристской отрасли.
В соответствии с обозначенными ранее задачами и направлениями региональной экономической политики в сфере туризма определим группы основных показателей для оценки эффективности действий органов власти по формированию и развитию сферы туризма в Кемеровской области.
Экономические показатели первой группы, характеризующие развитие туристской инфраструктуры и индустрии в целом, дают представление о вкладе индустрии туризма и гостеприимства в экономику области. Динамика этих показателей свидетельствует об эффективности региональной экономической политики, а также о проблемах, стоящих перед туристической отраслью, о перспективах развития отрасли в регионе [4]. К показателям этой группы относятся: количество туристических предприятий и динамика их развития. Данные показатели позволяют оценить, как меняется количество компаний в сфере туризма в условиях осуществления региональной политики в отрасли; общее количество туристов, отдохнувших на территории Кемеровской области; объем налоговых поступлений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма (млн р.); объем платных услуг населению (млн р.); прибыль от деятельности предприятий туристской индустрии (млн р.); среднегодовая численность занятых в сфере туристско-гостиничного бизнеса (тыс. чел.); инвестиции в основной капитал по показателю «гостиницы и рестораны» (млн р.); показатели деятельности коллективных средств размещения [5].
Вторую группу составляют показатели, определяющие эффективность в области туринду-стрии информационного взаимодействия и координации действий органов государственной власти, бизнеса, научно-образовательных учреждений и местного самоуправления. Эти показатели позволяют оценить деятельность органов региональной власти по формированию туристического бренда Кемеровской области, смысловой и визуальной оболочки для всего комплекса действий, которые формируют представление о регионе в глазах туристов. Механизм создания и продвижения бренда и развитие туризма на территории в целом способствуют привлечению туристов и, как следствие, дополнительных финансовых ресурсов в экономику области. К показателям данной группы отнесем: общее количество мероприятий, которые направлены на формирование туристского образа региона и в которых Кемеровская область принимала участие; количество информационных ресурсов о туристских ресурсах и возможностях Кемеровской области [6].
Третья группа показателей позволяет оценить эффективность деятельности органов региональной власти по созданию научно-исследовательского и образовательного комплекса в сфере туриндустрии. В первую очередь - это показатели деятельности образовательных учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии. В эту группу показателей входят: количество вузов, готовящих специалистов для туриндустрии; количество ссузов, готовящих специалистов для туриндустрии; количество программ дополнительного образования в сфере туризма [7].
В совокупности анализ данных показателей региональной экономической политики в сфере туризма позволяют оценить эффективность данной политики, проследить взаимосвязь развития туристической отрасли Кемеровской области с развитием экономики области в целом, выявить, насколько динамика изменения данных показателей соответствует целям и задачам региональной экономической политики в отрасли, поставленным в нормативно-правовой базе Кемеровской области. Данные по основным экономическим показателям, характеризующим развитие туристской инфраструктуры и индустрии в целом, и их динамика представлены в таблице 1.
Объем налоговых поступлений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на протяжении 6 лет показывает положительную динамику. Несмотря на падение доходов регионального бюджета, туристская индустрия увеличивает свою долю в доходной части бюджета Кемеровской области.
Показатель общего количества туристов, отдохнувших на территории Кемеровской области, также свидетельствует о положительной динамике на протяжении всего рассматриваемого периода, в том числе о продуктивности мероприятий, осуществляемых органами власти региона по формированию имиджа региона. Данный показатель следует рассматривать вместе с показателями численности занятого в отрасли персонала и количества средств размещения. Несмотря на то что численность персонала выросла незначительно, а количество отдельных видов средств размещения даже снизилось, численность отдыхающих на территории области возросла, что свидетельствует в том числе и о росте производительности труда, росте коэффициента загрузки средств размещения и в целом о более эффективном использовании ресурсов. В качестве отдельной положительной тенденции можно отметить рост числа иностранных туристов.
Следует отметить, что, несмотря на наличие кризисных явлений в экономике региона на протяжении нескольких последних лет, на территории Кемеровской области отмечается стабильный приток инвестиций в сферу туризма. В то же время один из показателей свидетельствует о наличии определенных проблем в отрасли. Это число санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз. На протяжении 2010-2015 гг. количество данных средств размещения постоянно снижается, а их место на рынке средств размещения занимают гостиницы.
Таблица 1 - Основные экономические показатели туристской индустрии
в Кемеровской области [8]
№ Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1 Доходы бюджета Кемеровской области (млн р.) 76 962 95 233 90 079 85 681 95 066 104 243
2 Объем налоговых поступлений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма (млн р.), в процентах от доходов областного бюджета 1 419,9 1,7 1 585,1 1,7 1 750,3 1,9 1 915,5 2,2 2 080,7 2,3 2 245,9 2,3
3 Общее количество туристов, отдохнувших на территории Кемеровской области 558 781 586 866,3 614 932 643 048 671 141 699 351
4 Среднегодовая численность занятых в сфере туристско-гостиничного бизнеса (тыс. чел.) 75,1 75,3 75,5 75,7 75,9 76,1
5 Объем платных услуг населению (млн р.), в том числе: туристских санаторно-оздоровительных услуг средств размещения 63 969 740.8 1 126,5 906.9 69 841,6 835,6 1 201,8 1 006,5 75 714,2 930,4 1 277,1 1 106,2 81 586,8 1 025,2 1 352,4 1 205,9 87459,4 1 120 1 427,7 1 305,6 93333,2 1 214,8 1 503 1 405,3
6 Прибыль от деятельности предприятий туристской индустрии (млн р.) 3 160 3 500,7 3 841,4 4 182,1 4 522,8 4 863,5
7 Инвестиции в основной капитал по показателю «гостиницы и рестораны» (млн р.) 263,3 276,2 289 301,8 314,6 327,4
8 Число туристских фирм (на конец года) 183 253 289 315 310 303
9 Число гостиниц и аналогичных средств размещения 73 82 78 78 78 90
10 Число санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз 73 71 69 63 60 61
Период 2010-2015 гг. характеризуется положительной динамикой основных экономических показателей сферы туризма и гостеприимства, что свидетельствует о становлении индустрии туризма в качестве одной из важных отраслей экономики региона, о формировании туристского кластера на территории области и об эффективной региональной экономической политике в сфере туризма.
Власти Кемеровской области ведут активную политику по созданию положительного туристического имиджа области и формированию туристического бренда области. Анализ активности региональных властей показывает, что существует осознание важности формирования туристического бренда области, активное продвижение на площадках различного уровня и типа туристического продукта Кемеровской области. Резкий всплеск активности в области формирования имиджа региона произошел в 2014 г. и объясняется проведенным в Кемеровской области Годом туризма и культуры. В 2015 г. органы власти продолжали активную деятельность в данном направлении, что свидетельствует, с одной стороны, о понимании важности информационной поддержки отрасли в современном постиндустриальном мире, а с другой - что мероприятия 2014 г. не были только формальной кампанией, посвященной Году туризма и культуры.
К наиболее значимым мероприятиям относится участие Кемеровской области в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в международных ярмарках в г. Харбине. Из медийных акций, безусловно, самыми яркими и известными стали акции, связанные с йети («Йети-талисман», «Йети-пати», конференция и экспедиция по поискам следов йети) и «Спуск на лыжах в купальниках» в рамках фестиваля Grelka Fest, который проводится с 2013 г. (в 2017 г. в нем приняло участие 1 488 человек) [9].
Развитие постиндустриального общества предполагает, что одним из основных ресурсов становится информация. Тенденция развития современных СМИ - перетекание основных информационных потоков в сеть Интернет. В связи с этим важно оценить, насколько информация о Кемеровской области, ее туристическом потенциале, достопримечательностях отражена в сети. Все интернет-ресурсы о туристических достопримечательностях, новостях и мероприятиях, проходящих на территории Кемеровской области, можно разделить на несколько уровней: ресурсы федеральных органов власти, в которых в том числе содержится информация и о Кемеровской области; ресурсы региональных органов власти, представляющие информацию о региональном законодательстве, пресс-релизы проводимых при поддержке органов власти мероприятий; иные информационные порталы.
В деятельности образовательных учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии в настоящее время в Кемеровской области участвуют несколько вузов: Кемеровский государственный университет, Кемеровский государственный институт культуры и искусств, филиал Кузбасского государственного технического
университета в г. Новокузнецке, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета.
Выделенные на основе задач развития туризма экономические показатели результативности работы региональной власти свидетельствуют об их положительной динамике, серьезной активности органов власти в сфере информационного продвижения турпродукта Кемеровской области. В то же время, исходя из показателей оценки эффективности отрасли, можно высказать некоторые предложения, связанные с дальнейшим развитием туризма и усилением работы по следующим направлениям:
- развитие туристской инфраструктуры,
- совершенствование нормативного регулирования,
- продвижение имиджа Кемеровской области как региона, привлекательного для туристов и инвесторов,
- развитие системы профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма и развлечений.
Ссылки и примечания:
1. Modernization of the sphere of tourist and hospitality industry of the south of Russia as a growth factor of socio-economic stability of the region / D.V. Shkurkin, O.V. Sogacheva, E.S. Logvencheva, M.N. Khramova [Электронный ресурс] // International Journal of Economics and Financial Issues, Special Issue. 2016. Vol. 6, iss. S1. P. 101-106. URL: http://www.econ-journals.com/index.php/ijefi/article/view/2361/pdf (дата обращения: 16.01.2018).
2. Polukhina A. A cluster model of ethno-tourism organization in Russian regions // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 8, iss. 3. P. 359-372. https://doi.org/10.1108/WHATT-02-2016-0002.
3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 607 от 28 апр. 2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» ; Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 825 от 28 июня 2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Литвак А.И. Интегральная оценка туристско-рекреационного потенциала региона (на примере Кемеровской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кемерово, 2010. 26 с.
5. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления ... ; Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти .
6. Там же.
7. Там же.
8. Составлено по материалам сайта администрации Кемеровской области. Администрация Кемеровской области [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www.ako.ru/ (дата обращения: 21.01.2018).
9. Отчет о деятельности туристско-рекреационного кластера Кузбасса за 2015-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://visit-kuzbass.ru/images/docs/Отчет_о_деятельности_туристско-рекреационного_кластера_Кузбасса_за_2015-2016jrpdf.pdf (дата обращения: 03.04.2017).