Litera
Правильная ссылка на статью:
Морозова Г.В., Якупов Б.И., Гаврилов А.Р. Результативность информационного обеспечения выборов как фактор повышения осведомленности российской молодежи о процедуре голосования // Litera. 2024. № 11. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.11.72365 EDN: QOGXQC URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=72365
Результативность информационного обеспечения выборов как фактор повышения осведомленности российской молодежи о процедуре голосования
Морозова Галина Викторовна
ORCID: 0000-0002-7833-0283 доктор экономических наук
профессор; высшая школа журналистики и медиакоммуникаций; Казанский (Приволжский)
федеральный университет
420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37
И [email protected] Якупов Булат Ильдарович
ORCID: 0000-0003-0055-0806
старший преподаватель; высшая школа журналистики и медиакоммуникаций; Казанский
(Приволжский) федеральный университет
420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37
Гаврилов Артур Романович
старшей преподаватель; высшая икола журналистики и медиакоммуникаций; Казанский
(Приволжский) федеральный университет
420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37
Статья из рубрики "Коммуникации"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.11.72365
EDN:
QOGXQC
Дата направления статьи в редакцию:
18-11-2024
Аннотация: Объектом исследования является осведомленность молодежного сегмента электората о процедуре голосования на выборах Государственной Думы и Президента РФ. Предметом исследования является влияние информационного обеспечения выборов на уровень осведомленности молодежного сегмента электората России о процедуре и дате голосования. Внимание авторов к молодежи обусловлено ее социально-демографическими характеристиками, знаменующими переходный период развития, отсутствие жизненного опыта и нахождение в стадии гражданского становления. Авторы статьи рассматривают повышение осведомленности молодых граждан о выборах как результат работы по информированию о предстоящих выборах, созданию условий равенства доступа этой группы населения к источникам информации об электоральном процессе. Особое внимание уделяется связи осведомленности молодежи о выборах и информационных кампаний, проводимых в преддверии выборов. Основным методом исследования стал сравнительный анализ результатов информационной работы ЦИК Российский Федерации с различными сегментами электората, представленных ВЦИОМ за период с 2016 г. по 2024 г. Анализ проводился по таким параметрам как уровень осведомленности молодежного сегмента электората о процедуре выборов и дате голосования. В статье приводятся результаты измерения результативности информационного обеспечения электората в период избирательных кампаний в Российской Федерации, выявлена и аргументирована степень осведомленности его молодежного сегмента об основных составляющих процедуры голосования на выборах за период 2016-2024 гг. Основным выводом стала выявленная зависимость уровня информированности молодежи о процедуре выборов органов власти от возрастного фактора. Между двумя сравниваемыми возрастными группами наиболее эффективно работа по информационному обеспечению электорального процесса влияет на возрастную группу 25-ти - 34-летних респондентов, нежели на молодежь в возрасте 18 - 24 года. Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости более тщательной работы при подготовке публикаций для молодежного сегмента электората. Необходимо учитывать не только интересы, потребности, проблемы в социальном развитии каждой возрастной группы молодежи, но также характер восприятия ими контента, его формы подачи.
Ключевые слова:
в ы б о р ы , избирательная кампания, информационное обеспечение выборов,
информирование избирателей, молодежный электорат, молодежь, осведомленность о выборах, процедура голосования, результативность информирования избирателей, электоральный процесс
1. Введение
Выборы в органы власти оказывают ключевое значение на развитие государства на долгие годы вперед. Выборам всегда уделяется огромное внимание, чтобы они прошли с соблюдением всех законодательных норм. Избирательная кампания, проведенная с соблюдением требований, касающихся легитимности, честности, прозрачности процедуры голосования, обеспечивает гражданам реализацию своих прав на свободу выбора в полном объеме, повышает рейтинг власти, доверие к политическим элитам, развивает и укрепляет институты гражданского общества. Прозрачность, честность
процедуры выборов является не только фактором укрепления авторитета государственной власти, общенационального единения в стране, но и важным условием признания мировым сообществом соблюдения в стране демократических норм и принципов развития.
Одним из главных условий проведения легитимных выборов является явка граждан на голосование. Призыв избирателей голосовать на выборах осуществляется путем агитации и информирования их с помощью всех доступных способов коммуникации. Такая работа нацелена на повышение осведомленности граждан об избирательной кампании, ее сроках, кандидатах, условиях голосования, развитие интереса электората к выборам, осознание значимости реализации своих прав и свобод для настоящего и будущего страны, формирование установки на участие в голосовании.
В период подготовки избирательной кампании выстраивается коммуникация между государственными структурами и электоратом, гражданами, предполагающая их поэтапное взаимодействие, механизм и формы которого заданы обеспечением эффективности проводимых выборов и утверждением их результатов. Первостепенным условием успешности кампании по выборам органов власти является информирование граждан о предстоящих выборах, создание условий равенства доступа всех групп населения к этим источникам, независимо от территориально-поселенческих условий их проживания, социально-демографических параметров, профессионально-
квалификационного статуса. С этой целью организуется информационная кампания по повышению осведомленности населения о предстоящих выборах с учетом специфики всех сегментов электората. Одним из ключевых его составляющих, требующих особого внимания, тщательности в агитационной работе является молодежный электорат. В этой связи, важно подчеркнуть два ключевых обстоятельства. Во-первых, молодежь в силу своих социально-демографических характеристик переживает переходный период в своем развитии, не имеет жизненного опыта и находится в стадии гражданского становления, что само по себе требует к ней повышенного внимания и особого отношения. При этом молодежь сама по себе очень многолика, с разными уровнем образования, профессионально-квалификационной подготовкой, жизненными ценностями, ориентациями и установками, детерминирующими восприятие и отношение к происходящему в мире. Нельзя не учитывать также, что именно молодежная когорта стала главным пользователем медийной среды, на что указывают многочисленные
исследования [1-3]. При этом нужно иметь в виду, что молодежь не просто много времени проводит в медиапространстве, наедине с огромным количеством информации из разных сфер, но ее социализация, интеграция в социум приобрела, по сути, медийный формат, который вытеснил традиционные институты, семью, школу, что осложняет работу каналов информационно-коммуникационной связи с этим сегментом электората, и далеко не всегда удается донести до него информацию о выборах, так как используемые
молодежью каналы коммуникации, их выбор, алгоритмы функционирования, контент и формы подачи влияют на то, какие сообщения получает эта аудитория.
Во-вторых, информационная работа с молодежным сегментом электората строится не только на ближайшую перспективу, но и на долгие годы вперед, так как предстоит заложить фундамент нормативного электорального поведения, ее осознанного активного участия в политической жизни страны, как способа самореализации и самовыражения. В этой связи становится актуальным вопрос оценки результативности информационного обеспечения выборов, определения доверия молодежи к каналам коммуникации, предпочтений по формам и характеру подачи контента как факторов влияния на
осведомленность молодежи о выборах.
2. Методы
Основными источниками эмпирических данных являются исследования ВЦИОМ за период с 2016 г. по 2024 г., включающие результаты изучения уровня осведомленности населения о процедуре выборов, дате голосования, в том числе среди молодежи. Использованные статистические методы анализа информации по молодежному электорату, сравнительная аналитика информационной работы ЦИК Российской Федерации с различными сегментами электората позволили выявить результативность медийного обеспечения избирательных кампаний, проводимых ЦИК РФ, уровень удовлетворенности граждан получаемыми сведениями о процедуре выборов органов власти за исследуемый восьмилетний период.
3. Результаты и обсуждение
Результаты анализа динамики эффективности информационного обеспечения выборов за период с 2016 года по 2024 год выявили небольшой, но все же нарастающий тренд в осведомленности молодежи по процедуре избирательных циклов, дате выборов. Так, в июне 2016 года, за три месяца до выборов в Государственную Думу Российской Федерации, большинство респондентов среди молодежного электората, (76 % в возрасте 18 - 24 года и 70 % в возрасте 25 - 34 года) называли, либо неправильную дату, либо не давали вообще ответ о сроках предстоящих выборов (ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ:
https ://bd.wcюm.ru/survey/arhivarius/questюns/e8598c2b-79a5-4246-9fac-d6a68373f15d/cross/c2938956-f297-450d-ab1c-200c39969212 ). Полученные данные, бесспорно, свидетельствуют о неосведомленности большинства опрошенных о проводимой избирательной кампании. Но замеры уровня информированности молодежного электората, проведенные за неделю до выборов показали, что половина его (51 % респондентов в возрасте 18 - 24 года) и более двух третей опрошенных в возрасте 25 - 34 года (69 %) назвали правильно дату выборов. При этом 10 % в обеих группах верно указали только месяц, когда пройдут выборы. (ВЦИОМ-СПУТНИК -ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ:
https ://bd.wciom.ru/survey/arhivarius/questions/5bb4d394-03f5-4f75-b75e-776f0dd83cfc/cross/5caf68f2-587b-4c5e-a11c-0e0478557ed1) Таким образом, полученные данные позволяют констатировать, что активное медийное сопровождение избирательной кампании, осуществляемое ЦИК РФ и другими акторами, участвующими в информационном обеспечении процедуры выборов, не прошло бесследно для молодежного сегмента. Оно привело к положительной динамике в уровне его осведомленности, хотя этот временной лаг приходился на летний период, осложняющий работу по медийной поддержке избирательной кампании во всех возрастных категориях и, особенно, у молодежи, поскольку отпуск, его организация связана, как правило, с доминантой других интересов, досуговых предпочтений и потребностей. Тем не менее, благодаря работе по медийной поддержке избирательной процедуры, количество правильно назвавших дату голосования увеличилось в 2,2 раза (суммарно в обеих возрастных категориях - 27% до начала информационной поддержки и 60% по ее окончанию). В этой связи важно при планировании работы по информационному сопровождению избирательного процесса учитывать все возможные факторы риска, различные события и информационные поводы, потенциально содержащие угрозу ослабления внимания населения к избирательной кампании, разрабатывать меры по их нейтрализации.
Состоявшийся следующий цикл выборов в Государственную Думу Российской Федерации отличался более низким уровнем осведомленности населения о его проведении (ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ https ://bd.wcюm.ru/survey/sputmk/questюns/ea99bc74-2852-419d-acb9-00e9a5aa68af/cross/86e17e03-f212-481b-b52a-18dbc96f4e37). Так, по состоянию на январь 2021 года, за девять месяцев до выборов, лишь 3 % среди респондентов в возрасте 18 лет - 24 года и 6 % среди молодежной когорты 25-ти - 34 летних назвали правильную дату голосования. Основная часть респондентов (92% - суммарно) либо дали неправильный ответ, либо затруднились ответить, либо не дали ответ, либо впервые слышали об этом, из них среди 18-ти - 24-летних опрошенных таких оказалось 94%, а среди старшей группы 25-34-летних - 90%, что в 1,3 раза больше, чем в предыдущий цикл выборов в Государственную Думу - 92% и 73% - соответственно.
Если сопоставить результаты, полученные в связи с выявлением эффективности информационного обеспечения избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу РФ 2021 года и 2016 года, то в выборах 2021 года респондентов, владеющих информацией об их процедуре, дате проведения оказалось примерно столько же. Так, за неделю до выборов больше половины респондентов в возрастной группе 18-ти - 24-летних избирателей, способных назвать, например, правильную дату о дне голосования, было 52 % против 51% в избирательном цикле 2016 года. (ВЦИОМ-СПУТНИК -ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ:
(https://bd.wciom.ru/survey/sputnik/questions/ea99bc74-2852-419d-acb9-00e9a5aa68af/cross/3cd8f400-3f9a-4006-bc31-af313b428aae) В старшей когорте 25-ти -34-летних респондентов знали дату за неделю до выборов 66 % участвующих в исследовании против 69%, опрошенных в 2016 году. Невысокий уровень осведомленности молодежи о дате выборов в Государственную Думу РФ, возможно, вызван факторами ситуационного порядка, связанными, например, с недостаточной информированностью о ее работе, с принятием непопулярных законодательных решений или, с ло ж ив шимс я в молоде ж но м с о з на нии мне нии, о е е бе з де йс тв ии по ре ше нию актуальных вопросов, возникших в стране. Тем не менее, очевидно, что проблема взаимодействия подрастающего поколения с законодательной ветвью власти, изучения уровня доверия к ней, рейтинга в молодежной среде требует серьезных исследований, обусловленных, прежде всего, значимостью задачи развития и укрепления России как правового государства.
Результаты сравнительного анализа информированности молодежи по процедуре выборов Президента Российской Федерации 2018 года и 2024 года позволяют сделать вывод о существенно большей заинтересованности молодежи к этим избирательным циклам, по сравнению с выборами в Государственную Думу РФ. Так, по результатам опроса в апреле 2017 года по президентским выборам 2018 года, (суммарно - в младшей и в старшей возрастных группах) примерно четверть респондентов (23 %) правильно указали год следующих выборов Президента РФ (ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный в с е ро с с ийс кий те ле фо нный о про с В Ц И О М :
https://bd.wciom.ru/survey/sputnik/questions/d0db1839-0840-4ba1-9323-bb37d841c0cc/cross/96ae7f14-2014-47eb-b2c5-2fc791543925). Больше половины
респондентов (65 % суммарно - в младшей и в старшей возрастных группах) затруднились ответить, заявив, что впервые слышат об этом и не дали ответ на поставленный вопрос, либо указали неверный ответ, что в 1,1 раз меньше, чем среди опрошенных в период выборов в Государственную Думу РФ 2016 года.
Не менее важен и другой полученный результат, подтвердивший результативность
информационной и агитационной работы субъектов информационного обеспечения электорального процесса. Так же, как и во время избирательных кампаний в Государственную Думу РФ, замеры уровня информированности о предстоящих выборах Президента РФ 11 марта 2018 года, ровно за неделю, до выборов показали рост осведомленности об избирательном процессе в молодежной среде. Так, правильный ответ с указанием месяца и года следующих выборов Президента России называет абсолютное большинство респондентов (89 % в возрасте 18-ти -24-летних и 94 % в возрасте 25-ти - 34-летних)( ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ: https://bd.wciom.ru/survey/sputnik/questions/6e990f6f-8a64-436f-855b-ac5eccb1f280/cross/9adcf5d8-5320-4e78-a7e4-d6459c4655c0). Таким образом, в младшей группе рост уровня информированности вырос более, чем в шесть раз, а в старшей группе 25-ти - 34-летних в 8,5 раз - с 11 % до 94 %. В президентских выборах 2024 года за три месяца до дня голосования, правильную дату голосования назвали 31 % респондентов в возрасте 18-ти -24-летних и 41 % респондентов в возрасте 25-ти - 34-летних ( ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ https ://bd.wciom.ru/survey/sputnik/questions/5cc8ca73-691f-495b-afc7-
5a7dea2769e3/cross/0e2bef13-7553-4636-ab03-74b3d932316a). За три месяца интенсивного медийного сопровождения избирательной кампании уровень осведомленности молодежного сегмента электората повысился до 81%, из них 76 % респондентов в возрасте 18-ти -24-летних и 86 % - в возрастной когорте 25-ти - 34-летних, рост составил 2,25 раз, с 36% до 81%. ( ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный в с е ро с с ийс кий те ле фо нный о про с В Ц И О М :
https ://bd.wciom.ru/survey/sputnik/questions/2cfaeb6d-bd6c-454e-be88-73120053d970/cross/ac3f3b61-f875-4aab-9e01-4f56cc2ddc23)
Полученные результаты, бесспорно, свидетельствуют о невысокой заинтересованности молодежи в политическом развитии, о достаточно низкой готовности к участию в выборах, как, впрочем, и к участию в любых других формах политической жизни. Политический абсентеизм российской молодежи является зеркальным отражением модели поведения молодого поколения в политическом развитии западных стран
современного мира, в котором Россия не стала исключением [4-8]. Причин тому много, как связанных с особенностями подрастающего поколения, его социально-демографическими характеристиками, переходным состоянием во взрослую жизнь, отсутствием жизненного опыта, слабой интегрированностью в социум, так и с факторами внешней среды и, прежде всего, беспрецедентным влиянием на общественную жизнь медийной сферы. Стремительное развитие технологий, цифровизация медиа, многофункциональная его структура, обеспечили удовлетворение не только потребности подрастающего поколения в коммуникации, общении, но и способствовали перемещению в медийную сферу, по сути, всех процессов становления и развития молодой личности, ее социализации и самореализации. Вместе с тем, фиксируемая многими исследованиями, определенная отстраненность молодежи от мира политики, от участия в ней не безобидна для общества, для его политической организации, поскольку нарушает процессы взаимодействия политических институтов с подрастающим поколением, подрывает легитимность властной вертикали, создает угрозу будущему развитию страны. В этой связи исследование особенностей отношения молодежи к политическим институтам, ее интереса к миру политики во все времена были значимыми для государственной власти и сегодня являются предметом многочисленных изысканий.
4. Выводы
Результаты анализа эффективности медийной поддержки выборов органов
государственной власти в Российской Федерации в период четырех избирательных циклов 2016-2024 гг. показывают неизменный рост осведомленности электората и его молодежного сегмента о предстоящем голосовании, что позволяет сделать вывод об эффективности применяемых информационных инструментов и способов коммуникации. Подтверждением сделанного вывода служат и результаты специального опроса по оценке работы ЦИК РФ и его деятельности по обеспечению населения информацией о дате проведения голосования: 33 % респондентов в возрасте 18 - 24 года оценивают работу по этому направлению как «хорошо», и еще 53 % - как «очень хорошо». В старшей молодежной группе (25 лет - 34 года) почти две трети ее состава (59 %) оценили работу ЦИК РФ по информированию о дате голосования на «хорошо», и 28 % респондентов - как «очень хорошо») (ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ: https://bd.wciom.ru/survey/sputnik/questions/b54fd586-6bd1-41c4-a958-16ba447ed5d8/cross/e522fbc6-3cfe-423c-8e10-2bbf507cc43f).
Вместе с тем с очевидностью прослеживаются различия в осведомленности молодых граждан в зависимости от избирательных циклов. Так, например, количество респондентов среди молодых избирателей, осведомленных о дате голосования на выборах Президента России, неизменно выше, чем аналогичный показатель в период выборов в Государственную Думу РФ, хотя агитационных материалов по выборам в Государственную Думу РФ в 2021 году было в два раза больше, чем на выборах Президента РФ 2018 года (4370 агитационных материалов в 2021 году против 2064 - в 2018 году) (Официальное сетевое издание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/analytics/). Можно предположить, что более высокая степень информированности молодежного сегмента задается не только источниками, характером и формами подачи контента, но и уровнем доверия, авторитета различных ветвей власти. Как свидетельствуют исследования, самым высоким рейтингом и авторитетом у молодежи обладает Президент РФ, что, видимо, и обуславливает повышенную заинтересованность молодежного электората к процедуре его выборов
Исследование подтвердило зависимость уровня информированности молодежи о процедуре выборов органов власти от возрастного фактора. Так, работа по информационному обеспечению электорального процесса по поддержанию и повышению осведомленности об избирательной кампании более эффективно влияет на возрастную группу 25-ти - 34-летних респондентов, нежели на молодежь в возрасте 18 - 24 года. Полученные данные требуют большей тщательности при подготовке публикаций для молодежного сегмента электората, учета не только интересов, потребностей, проблем в социальном развитии каждой возрастной группы молодежи, но и характера восприятия ими контента, его формы подачи.
Библиография
1. Горшков, М. К. Российская молодежь в контексте социологического анализа / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2019.
2. Полуэхтова, И. А. Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе (по результатам эмпирического исследования) / И. А. Полуэхтова // Знание. Понимание.Умение. 2022. № 3. С. 90-107.
3. Архангельская, И.(2024). «Свой круг»: медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях 2022-2024 (по результатам эмпирического исследования). Знак: проблемное поле медиаобразования, 2(52). С. 7584.
4. Пырма, Р. В. Электоральная активность молодежи в США, Великобритании, Франции, Германии и России (Сравнительное исследование)/ Р. В. Пырма // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. № 4(95). С. 188-204.
5. Моисеенко Н.А. (2020). Электоральное поведение молодежи: управленческий аспект. Экономика. Социология. Право, 2(18). С. 80-88.
6. Основные тенденции медиапотребления студенческой молодежи г. Казани: по результатам социологического исследования / Морозова Г.В., Мюллер Д.Г., Лаптев В.В., Гусев С.Н.; под ред. Г.В.Морозовой. - Казань: Казан. ун-т, 2024.
7. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса. - Москва: Факультет журналистики МГУ: Издательство Московского университета, 2021.
8. Дунас Д.В. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей / Д.В. Дунас, С.А. Вартанов // Вопросы теории и практики журналистики. 2020.Т. 9. № 1. С. 106-122.
9. Социальное самочувствие студенческой молодежи г. Казани: по результатам социологического исследования / Морозова Г.В., Мюллер Д.Г., Лаптев В.В.; под ред. Г.В. Морозовой. - Казань: Казан. ун-т, 2012.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья «Результативность информационного обеспечения выборов как фактор повышения осведомленности российской молодежи о процедуре голосования» соответствует специальности 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика (социологические науки). Название статьи релевантно её содержанию, которое будет интересно всем, кто занимается социологическими исследованиями в области информационного обеспечения выборов. Работа состоит из четырех частей - введение, методы, результаты и обсуждение, выводы. Во введении отмечается, что одним из ключевых составляющих электората, требующего особого внимания, тщательности в агитационной работе, является молодежь. В этой связи становится актуальным вопрос оценки результативности информационного обеспечения выборов, определения доверия молодежи к каналам коммуникации, предпочтений по формам и характеру подачи контента как факторов влияния на осведомленность молодежи о выборах. Решение этого вопроса нам представляется вполне актуальным. Для данного исследования основными источниками эмпирических данных являются исследования ВЦИОМ за период с 2016 г. по 2024 г., включающие результаты изучения уровня осведомленности населения о процедуре выборов, дате голосования, в том числе среди молодежи. Использованные в работе статистические методы анализа информации по молодежному электорату, сравнительная аналитика информационной работы ЦИК РФ с различными сегментами электората позволили автору выявить результативность медийного обеспечения избирательных кампаний, проводимых ЦИК РФ, уровень удовлетворенности граждан получаемыми сведениями о процедуре выборов органов власти за исследуемый восьмилетний период. В основной части статьи представлены результаты анализа динамики эффективности информационного обеспечения выборов за период с 2016 по 2024 гг. Автор приводит достаточное количество статистических данных, а их анализ позволяет получить выводы, которые не вызывают особых сомнений. Таким образом, выбранные методы для данного исследования являются весьма продуктивными. В целом
статья читается легко, соответствует жанру научной статьи, логика исследования четко прослеживается. Исследовательская цель, поставленная автором, достигнута в полной мере. Результаты, полученные автором, безусловно, обладают практической значимостью. К работе прилагается список литературы, который состоит из 9 источников, вполне актуальных и релевантных теме статьи, однако стоит отметить, что в некоторых из них отсутствует общее количество страниц (см. 1, 6, 7, 9 источники). Это замечание легко устранимо автором и не влияет на общее положительное впечатление о результатах представления проведенного исследования. Таким образом, на основе всего вышесказанного полагаю, что статья «Результативность информационного обеспечения выборов как фактор повышения осведомленности российской молодежи о процедуре голосования» соответствует всем основным требованиям, предъявляемым к подобным работам, и может быть опубликована в журнале «Litera» после устранения указанного замечания.