Научная статья на тему 'Результативность и качество управления организациями и отраслями социальной сферы'

Результативность и качество управления организациями и отраслями социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1054
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РУКОВОДИТЕЛЬ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / EFFECTIVENESS / QUALITY OF MANAGEMENT / QUALITY OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY / SOCIAL SPHERE / MULTI-LEVEL DESCRIPTION OF THE OBJECT OF RESEARCH / MONITORING / DIRECTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочешкова Л. О.

Научная статья посвящена исследованию результативности и качества управления в организациях и отраслях социальной сферы. Раскрыта специфика социальной сферы. Представлены система требований к качеству управления в социальной сфере. Для повышения эффективности управления разработана система комплексной оценки деятельности руководителей, обозначены уровни достижения ими результатов в управляемой подсистеме и показатели мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS AND THE QUALITY OF MANAGEMENT OF ORGANISATIONS AND SECTORS OF SOCIAL SPHERE

The scientific article is devoted to research of productivity and quality of management in the organizations and sectors of the social sphere. Specifics of the social sphere is opened. Are presented system of requirements to quality of management in the social sphere. The system of a complex assessment of activity of heads is developed for increase of management efficiency, levels of achievement of results by them in an operated subsystem and monitoring indicators are designated.

Текст научной работы на тему «Результативность и качество управления организациями и отраслями социальной сферы»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 332.024(470.12)

Л. О. Кочешкова

канд. пед. наук, научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ОТРАСЛЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию результативности и качества управления в организациях и отраслях социальной сферы. Раскрыта специфика социальной сферы. Представлены система требований к качеству управления в социальной сфере. Для повышения эффективности управления разработана система комплексной оценки деятельности руководителей, обозначены уровни достижения ими результатов в управляемой подсистеме и показатели мониторинга.

Ключевые слова: результативность, качество управления, качество управленческой деятельности, социальная сфера, руководитель, многоуровневое описание объекта исследования, мониторинг.

L.O. Kocheshkova, Institute of Territories’ Socio-Economic Development of RAS

THE EFFECTIVENESS AND THE QUALITY OF MANAGEMENT OF ORGANISATIONS AND SECTORS OF SOCIAL SPHERE

Abstract. The scientific article is devoted to research of productivity and quality of management in the organizations and sectors of the social sphere. Specifics of the social sphere is opened. Are presented system of requirements to quality of management in the social sphere. The system of a complex assessment of activity of heads is developed for increase of management efficiency, levels of achievement of results by them in an operated subsystem and monitoring indicators are designated.

Keywords: the effectiveness, quality of management, quality of administrative activity, social sphere, Director, multi-level description of the object of research, monitoring.

Важным показателем функционирования и развития каждой сферы жизнедеятельности населения страны, конкретной ее составляющей сферы, организации и учреждения является результативность.

Результативность многомерная система и представляет собой интегральную оценку деятельности.

Она представляет собой комплексную категорию, которая включает в себя такие показатели, как: действенность, экономичность, эффективность, качество (управления, процессов, предоставляемых услуг или производимых товаров, условий труда и т.п.), производительность, инновационность, сбалансированность интересов основных групп заинтересованных в делах организации лиц, необходимых для укрепления ее позиций в обществе и т.д. [5].

Действенность - степень достижения организацией поставленных перед ней целей, т.е. степень завершения «необходимой» работы. Является одним из критериев результативности организационной системы, поскольку фокусирует внимание на объеме выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Экономичность - это степень использования организацией необходимых ресурсов - выражается соотношением ресурсов, подлежащим к потреблению и ресурсам,

32

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

фактически потребленным.

Эффективность - соотношение результатов и затрат деятельности организации.

Качество - это совокупность свойств или характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Производительность - это количество продукции, произведенное в единицу времени. Производительность отражает комплексную результативность использования ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Инновационность - получение организацией новых, более совершенных товаров и услуг.

Сбалансированность интересов основных групп заинтересованных в делах организации лиц, необходимых для укрепления ее позиций в обществе - мотивированность работников к результативной деятельности, удовлетворенность потребителей предоставляемыми услугами или выпускаемой продукцией.

Результативность - способность добиваться определенного результата [5] и, прежде всего, в управлении.

Результативность управления представляется нами как уровень достижения стратегических, тактических и оперативных целей, качественных и количественных показателей результатов деятельности.

В настоящее время все большую, возрастающую роль играет профессионально грамотное, эффективное и результативное управление. Оно нивелирует, снижает напряжение, характерное для того или иного периода исторического развития, и, напротив, усиливает инновационные позитивные тенденции.

К сожалению, в теории и практике управления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, уровне конкретной организации) недостаточно внимания уделяется изучению результативности управления, факторов, влияющих на достижение желаемого результата.

Особенно это проявляется, когда речь заходит о конкретной сфере, отрасли, организации.

В нашем случае - это социальной сферы.

С одной стороны, социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

Именно при такой позиции, оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура и искусство, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование, пенсионное обеспечение [7].

К социальной сфере так же относят общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь, сферу туризма и отдыха, науку и инновации [4].

С другой стороны, социальную сферу необходимо рассматривать с социальной и

№ 6 (22) - 2013

33

Проблемы экономики и менеджмента

правовой точек зрения. Наличие социальной сферы объективно, в ней осуществляется жизнедеятельность людей, и все ее составляющие так или иначе связаны с удовлетворением большинства человеческих потребностей.

Следует учитывать, что социальная сфера — это еще и совокупность различных видов отношений и связей, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности. Существует в обществе наравне с иными сферами: экономической, политической (в том числе правовой), духовной.

Она в идеале призвана обеспечить социальную справедливость, т.е. достаточный, с точки зрения общественного прогресса, уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения, уверенность людей в том, что государство и общество обеспечит полнокровную - материальную и духовную жизнь.

О мере развитости социальной сферы судят по социальным индикаторам:

• величине прожиточного минимума;

• доле населения, находящейся за порогом бедности;

• поляризации доходов (децильный коэффициент);

• числу получающих образование;

• перечню медицинских услуг, доступных всему населению;

• доле безработных в общей численности трудоспособного населения;

• средней продолжительности жизни;

• детской смертности;

• рождаемости и др.

Отрасли социальной сферы представляют собой сложные и многопрофильные отрасли. Они имеют социальную направленность и не могут развиваться исключительно по законам бизнеса.

Учреждения и организации отраслей социальной сферы имеют особые характеристики [6]:

1. Результатом их деятельности является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия с потребителями услуг. Это, прежде всего, прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги.

2. В работе с клиентами используются многовариантные технологии.

3. Особую значимость имеют этические ценности и принципы, сложившиеся в обществе. Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых услуг, и соответственно, результатов деятельности организаций в целом и труда их сотрудников.

Среди наиболее существенных признаков отраслей и учреждений можно выделить [6]: сложность определения качества и измерения результатов работы; высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер; потребность в тесной координации работы различных структурных элементов; высокую квалификацию сотрудников.

Услуги отраслей социальной сферы - это социальные услуги. Они помимо непо-

34

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

средственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект.

Существует многообразие субъектов, объектов и форм деятельности. Выделяются минимум три типа организаций, соответствующие трем секторам современного общества (государственные, частные и некоммерческие).

Можно так же отметить еще ряд специфических особенностей, проявляющихся в социальной сфере.

Во-первых, к ней принято относить виды деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, касающихся удовлетворения конечных запросов всех слоев населения.

Во-вторых, развитие социальной сферы, как и ее эффективное функционирование органично связано с образованием человеческого капитала, характеризующегося как индивидуальными способностями, так и альтернативной стоимостью обучения.

В -третьих, общую картину развития социальной сферы и потребления, интересы и обеспеченность, а также использование свободного времени представляет качество и уровень жизни всех сословий и категорий населения.

В-четвертых, дифференциация доходов, экономическая ситуация в стране обусловливают социальную поддержку отдельных слоев и групп населения [8].

Современное общество неоднородно, как по экономическому статусу (разнородность в получаемых доходах), так и социальному (положение в обществе, статус человека, должность или звание). Каждое из этих делений накладывает свой отпечаток на социальную сферу. В частности, люди с меньшим уровнем дохода, как правило, выбирают более дешевые услуги, предоставляемые отраслями социальной сферы. Напротив, граждане с высоким уровнем жизни могут позволить себе обратиться в платные учреждения с дополнительным сервисом и более высоким качеством. Поэтому, в связи с социальной направленностью большей части отраслей сферы, необходимы вариативные формы адресной государственной и негосударственной поддержки различных слоев населения.

Специфика социальной сферы проявляется и в особенностях ее ресурсного потенциала. Во-первых, предметом труда социальной сферы является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсного обеспечения отрасли. Несмотря на то, что для оказания всего спектра услуг весомую значимость имеют сырье и материалы, основную роль здесь играют нематериальные факторы. При этом нельзя не учитывать развитие современных технологий, результативной деятельностью которых является появление в социальной сфере новых возможностей для оказания услуг. Во-вторых, социальную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью. В-третьих, для оказания услуг высокого качества возрастает необходимость в постоянном совершенствовании способностей трудовых ресурсов, предоставляющих их населению. В-четвертых, спецификой труда в социальной сфере является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд

№ 6 (22) - 2013

35

Проблемы экономики и менеджмента

овеществленным. Поэтому, среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату [1].

Специфична и система управления отраслями социальной сферы, каждой организацией в конкретной отрасли.

По нашему мнению, при определении результативности управления необходимо обязательно учитывать особенности выполняемых сферой, отраслью, организацией задач, содержания деятельности, условия их реализации, специфику используемых способов и средств, возможности оптимального использования всех видов ресурсов.

В настоящее время изменилась парадигма управления. Произошел переход от парадигмы учрежденческой, когда организация существует ради самой себя, к парадигме социально-потребностной, когда деятельность выстраивается, исходя из социального заказа, потребностей и возможностей окружающего социума.

Управление осуществляется через обратную связь по конечному результату.

В социальной сфере конечным результатом является улучшение показателей качества и уровня жизни населения муниципальных территорий, регионов, страны в целом.

Так в Вологодской области наблюдается положительная динамика по показателям качества и уровня жизни населения [3].

С одной стороны, Вологодская область - единственный субъект Российской Федерации, который так и не вышел на докризисный уровень собственных доходов областного бюджета. Но с другой стороны, к 2012 году увеличилась продолжительность жизни вологжан с 67 лет (в 2010 году) до 69 лет. Сокращается разрыв между количеством родившихся и умерших. По сравнению с 2011 годом этот показатель сократился более чем в 3 раза. Среднемесячная зарплата в текущем году составила 23 тыс. рублей в месяц, что в реальном выражении на 8,5% превышает уровень 2011 года. За 2012 год увеличились практически на 10% банковские вклады жителей области, составили 75 млрд рублей. Почти каждый четвертый вологжанин является автовладельцем. Происходит постоянное снижение уровня безработицы [3].

Но рост этих показателей и, соответственно, качество жизни был бы невозможен без роста экономики региона, развития инфраструктуры, модернизации социальной сферы, принимаемых управленческих решений на разном уровне власти региона, разработанных и реализуемых инновационных проектов.

Конечные результаты напрямую зависят от качества управления, именно управленческий ресурс лежит в их основе.

В зависимости от принадлежности объекта управления к конкретной сфере меняется набор признаков управления, характеризующих, в том числе и качество этого управления.

Принимая во внимание вышеизложенное, отметим, что для эффективного функционирования и развития социальной сферы необходимо решить вопросы, связанные с улучшением качества управления.

36

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

Достижение результатов невозможно без нового качества управления.

Само исходное понятие «качество управления» - сложное, универсальное. В современном менеджменте отсутствует общепринятое его определение, и содержание его четко не установлено. На практике о качестве управления судят косвенно - по достигнутым результатам деятельности.

Рисунок 1 - Содержательная структура категории «качество управления»

Мы же поддерживаем те исследования, в которых подразумевается, что «качество управления» нужно определять как интегрированную характеристику, системный фактор, обеспечивающий конкурентоспособность организаций, отраслей, сфер, необходимое условие их функционирования и развития.

Определяя содержание категории «качество управления», следует использовать принцип многоуровневого описания объекта исследования.

Принцип многоуровневого описания объекта исследования позволяет представить качество управления в социальной сфере в виде следующей структуры (рис. 1.).

№ 6 (22) - 2013

37

Проблемы экономики и менеджмента

Исходя из представленной структуры, одним из важнейших факторов достижения качества управления является качество управленческой деятельности.

Во главе организации, отрасли всегда стоял и стоит руководитель, личность которого во многом, а иногда и во всем определяет путь их развития. Роль руководителя неизменна и важна.

Для повышения эффективности управления разрабатывается система комплексной оценки деятельности руководителей, проводится мониторинговое исследование (мониторинг).

Понятие «мониторинг» [2] пришло из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В социологии мониторинг подразумевает определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. Затем методом повторных замеров накапливается и анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми или нормативными показателями. Такая организация исследований позволит не только иметь моментальную информацию о различных сторонах жизни общества, но и вскрыть тенденции закономерности их развития [2].

С точки зрения управления, по нашему мнению, мониторинг можно охарактеризовать как форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Ключевыми словами для определения понятия «мониторинг», исходя из выше названной характеристики, являются такие как:

• непрерывное, систематическое отслеживание процесса и результатов функционирования и развития системы и всех ее компонентов;

• сравнение промежуточных результатов с предыдущими и запланированными (целевыми) результатами.

При проведении мониторинга определяются (табл. 1):

Таблица 1 - Элементы мониторинга качества управления в отрасли, в организации

Объекты мониторинга Критерии (мерило суждения, обобщенные показатели) Показатели (конкретные характеристики объекта мониторинга) Методики и методы

Деятельность руководителя может исследоваться через результативность и эффективность работы всей подведомственной ему системы. В этом случае в мониторинговое исследование включаются такие объекты как:

• качество управления отраслью, организацией (воздействие на основные и обслуживающие процессы);

• качество управления различными видами ресурсов (материальными, трудовы-

38

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

ми, информационными и т.д.);

• качество управления функциональными областями (исследованиями и разработками, процессами, предоставлением услуг, финансами и др.)

Так же оценка его профессиональной деятельности дается и как лидеру коллектива, ведущему организатору процесса функционирования и развития отрасли, организации:

1. Социальный портрет руководителя:

• пол;

• возраст;

• образование;

• стаж работы (в том числе, в качестве руководителя);

• выполняемые управленческие роли (человек, стоящий во главе отрасли (организации), руководитель коллектива, хозяйственник, исследователь, экспериментатор и т. д.);

• количественный и качественный состав возглавляемых им коллективов;

• самооценка;

• профессиональные планы;

• удовлетворенность работой;

• социальное самочувствие (социальные и материальные условия жизни, степень удовлетворенности ими руководителя).

2. Уровень общей культуры.

3. Профессиональное выполнение управленческих функций (целеполагания, информационной, аналитической, принятия управленческого решения, планирования, организации, контроля, коррекции).

4. Выполнение дополнительных функций: культурно-просветительской; социальной; менеджерской; финансовой; юридической (правовой); хозяйственноэкономической; проектной, консалтинговой.

5. Рациональный стиль управления и руководства.

6. Авторитет внутриорганизационный, межорганизационный, в окружающем социуме.

7. Умение вести диалог с различными структурами (коммуникативные умения и навыки).

8. Способность воспринимать и генерировать новые идеи, активно участвовать в их реализации. Инновационная направленность деятельности.

9. Личный вклад в разработку перспектив развития отрасли, организации (наличие собственной обоснованной управленческой концепции как относительно целостной и устойчивой совокупности наиболее важных взглядов, представлений об управлении развивающейся отраслью (организацией) и протекающих в ней процессов).

10. Умение доводить начатые преобразования до конца.

11. Мотивационная составляющая деятельности руководителя.

Интересуясь мониторингом результативности и качества управления руководи-

№ 6 (22) - 2013

39

Проблемы экономики и менеджмента

теля отраслей и организаций социальной сферы, мы выделяем четыре уровня достижения результатов.

• I уровень - уровень действий;

• II уровень - уровень осознанной деятельности;

• III уровень - уровень преобразований системы управления;

• IV уровень - уровень авторской системы управления. Их характеристику можно представить в виде следующей таблицы (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристика уровней развития профессиональной компетентности и способности руководителем достигать результаты [2]

№ п п Название уровня развития профессиональной компетентности и способности достигать результаты руководителем Характеристика деятельности руководителя и достигаемых им результатов

1. Уровень действий (операционный уровень) Начальный уровень развития профессиональной компетентности в управлении отраслью (организацией). Основу составляет зарождающийся опыт практической управленческой деятельности. Руководитель - исполнитель

2. Уровень осознанной деятельности (тактический уровень) Руководитель приобретает опыт управления. Действует на основе научного подхода к управлению и накопленного опыта осознанной практической деятельности. Его компетентность включает применение знаний в значительном диапазоне сложных и нестандартных работ, выполняемых в различных обстоятельствах. У него появляется автономность. Руководитель - автоном

3. Уровень преобразований системы управления (стратегический уровень) Деятельность руководителя творческая, преобразовательная; основывается на системном научном подходе и опыте решения стратегических проблем в управляемой им отрасли (организации). Руководитель - преобразователь, стратег

4. Уровень авторской системы управления (исследовательский уровень) Методологически обоснованное управление. Сочетание научных и профессиональных интересов. Инициативность в создании авторских моделей управления. Руководитель - исследователь

Представленные уровни характеризуют практическую деятельность руководителей и напрямую связаны с получаемыми ими результатами.

Список литературы:

1. Капелюшников, Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому

40

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

поведению [Текст] / Р.И. Капелюшников // США: экономика, политика, идеология. -1993. - № 11. - С. 17.

2. Кочешкова, Л.О. Развитие инновационной компетентности руководителя сельской средней общеобразовательной школы [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.О. Кочешкова. - Ярославль, 2007. - 204 с.

3. Отчет губернатора о работе правительства Вологодской области в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.severinform.m/index.php?page=interview$interid=125 (дата обращения: 25.12.2012).

4. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 479 с.

5. Результативность управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/Rezultativnost_upravleniya (дата обращения: 16.01.2013).

6. Чубарова, Т.В. Управление медицинскими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции [Текст] / Т.В. Чубарова // Управление здравоохранением. -2000. - № 1. - С. 8-15.

7. Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс] / С. В. Шишкин. - М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2003. - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/persons/65074 (дата обращения: 14.12.2012).

8. Общая экономика [Электронный ресурс] / сост. Г.Я. Иньшин // Экономическая политика. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/lib/economics/3/g11.html (дата обращения: 10.01.2013).

9. Яковлев, А.С. Правовые основы социальной сферы / Я.С. Яковлев // Известия ОрелГТУ. - 2009. - № 4 (210). - С. 24. - (Экономические и гуманитарные науки).

List of references:

1. Kapelyushnikov, R.I. Gary Becker's economic approach to human behavior [Text] / R.I. Kape-lyushnikov // USA: economics, politics, ideology. - 1993. - № 11. - P. 17.

2. Kocheshkova, L.O. Development of innovative competence leader rural secondary school [Text]: dis. .candidate. ped. sciences: 13.00.01 / L.O. Kocheshkova. - Yaroslavl, 2007. - 204 p.

3. Governor's report on the work of the Government of the Vologda region in 2012 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.severinform.ru/index.php?page=interview $ intend = 125 (date of access: 25.12.2012).

4. Raizberg, B.A. Modern Dictionary of Economics [Text] / B.A. Raizberg, L.S. Lozovsky, E.B. Staro-dubtseva. - 2nd ed., rev. - Moscow: INFRA-M, 2010. - 479 p.

5. Effectiveness of management [Electronic resource]. - Mode of access: http://infomanagement.ru/lekciya/Rezultativnost_upravleniya (date of access: 16.01.2013).

6. Chubarova, T.V. Management of health care institutions: methodological approaches and emerging trends [Text] / T. V. Chubarova // Health Care Management. - 2000. - № 1. - P. 8-15.

7. Shishkin, S.V. Social economy [electronic resource] / S.V. Shishkin. - Moscow: Publishing House of the HSE, 2003. - Mode of access: http://www.hse.ru/org/persons/65074 (date of access: 14.12.2012).

8. General economy [Electronic resource] / comp. G.Y. Inshin // Economic Policy. - 2011. - № 2. -Mode of access: http://www.econ.asu.ru/lib/economics/3/g11.html (date of access: 10.01.2013).

9. Yakovlev, A.S. The legal basis of social / A.S. Yakovlev // News OrelGTU. - 2009. - № 4 (210). -P. 24. - (Economic and humanities).

№ 6 (22) - 2013

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.