Научная статья на тему 'Резолюция XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», i Евразийского форума по редким болезням и II форума детских медицинских сестер'

Резолюция XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», i Евразийского форума по редким болезням и II форума детских медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», i Евразийского форума по редким болезням и II форума детских медицинских сестер»

Информация Союза педиатров России

190

Резолюция XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», I Евразийского форума по редким болезням и II Форума детских медицинских сестер

С 24 по 27 февраля 2012 г. состоялся XVI Конгресс педиатров России, в рамках которого проведен I Евразийский форум по редким болезням и II Форум детских медицинских сестер. В работе Конгресса приняли участие более 5 тыс. участников: руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, ученых-педиатров — представителей академической и вузовской науки, врачей-педиатров и специалистов амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений всех уровней здравоохранения из 122 городов всех федеральных округов: Центрального, СевероЗападного, Южного, Северокавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного.

В работе Конгресса приняли участвовали около двухсот иностранных делегатов из 29 государств. Из 12 стран ближнего зарубежья (Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Абхазия, Эстония, Латвия) прибыли 127 участников. Страны дальнего зарубежья (Германия, Великобритания, Швейцария, Эстония, Франция, Турция, Нидерланды, Бельгия, Италия, Испания, Болгария, Португалия, Израиль, США, Бразилия, Китай, Бельгия, Япония, Австралия, Новая Зеландия) были представлены 57 делегатами.

В работе II Форума детских медицинских сестер приняли участие 205 человека из 35 городов России и один иностранный участник (Турция).

В рамках работы Конгресса состоялось заседание профильной Комиссии по педиатрии Экспертного Совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России с участием представителей Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России и членов Исполкома Союза педиатров России.

В преддверии Конгресса и во время его работы проведены 12 мастер-классов с участием ведущих российских и зарубежных специалистов: «Детская аллергология и иммунология» (совместно с Европейской академией аллергологии и иммунологии ЕМС!), «Респираторные заболевания и инфекции у детей», «Детская ревматология», «Детская торакальная хирургия, хирургическая эндоскопия, роботизированная хирургия и детская анестезиология-реаниматология», «Актуальные вопросы питания здорового и больного ребенка», «Детская гастроэнтерология и гепатология», «Новые технологии в молекулярно-биологических исследованиях», а также мастер-классы для детских медицинских сестер,

молодых ученых и по оформлению результатов научных исследований и публикаций. Пре-конгресс мастер-классы проводились в основном на базе ведущего педиатрического учреждения страны — Научного центра здоровья детей РАМН.

Участниками Конгресса констатировано, что в стране сохраняется, хотя и с тенденцией к улучшению, неблагоприятная демографическая ситуация, особенно в отношении детского населения. Число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно за 11 лет уменьшилось с 34,9 млн (1999 г.) до 25,4 млн человек (2010 г.). В то же время отмечается некоторое повышение рождаемости. Так, в 2011 г. родилось 1 млн 794 тыс. детей, что почти на 300 тыс. больше, чем в 2006 г. (+22,1%).

Значительные успехи достигнуты в снижении младенческой смертности (с 12,4 в 2003 г. до 7,3 в 2011 г. на 1 000 детей, родившихся живыми). Уровень этого показателя в настоящее время значительно приблизился к европейским значениям. Динамика показателей смертности детей в более старших возрастных группах на протяжении последних лет также имеет устойчивую тенденцию к снижению.

В стране насчитывается 495,3 тыс. детей-инва-лидов (195,0 на 10 000 детского населения в возрасте от 0 до 17 лет включительно). Только за последний год число детей-инвалидов уменьшилось на 11,2 тыс. человек. В структуре причин инвалидности ведущее место занимают психические расстройства, болезни нервной системы, соматическая патология, врожденные аномалии.

Ежегодно до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности. При этом общая заболеваемость новорожденных снизилась с 6020,6 (2004 г.) до 5396,9 (2010 г.) на 10 000 новорожденных. В среднем каждый десятый младенец рождается недоношенным и с низкой массой тела. Общая заболеваемость детей первого года жизни не изменяется в течение последних восьми лет (2600-2700 на 1 000 детей, достигших возраста 1 год), хотя за тот же период частота отдельных классов болезней возросла на 42-45% (врожденные аномалии, болезни нервной системы, почек и мочевыводящих путей).

Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 26,6%, при этом среди детей в возрасте 15-17 лет — на 97,8%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хрони-

ческой патологии. Ее доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%.

Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих во взрослую жизнь (фертильный возраст). По данным официальной статистической отчетности, за последние 5 лет частота нарушений менструаций среди девочек в возрасте 10-14 лет увеличилась на 80%, среди 15-17-летних — на 50%; среди девушек этой возрастной группы распространенность сальпингита и оофорита увеличилась на 30%. Более 40% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. По данным научных исследований, среди мальчиков частота андрологи-ческих болезней увеличилась на 50%; почти у 150 девочек в возрасте 15 лет из каждой тысячи обследованных выявляются болезни мочеполовой системы, из которых 84% — гинекологическая патология. По результатам выборочных исследований и данным осмотров при военно-врачебной экспертизе, болезни мужских половых органов ежегодно выявляются более чем у 4000 юношей 17-18 лет.

Вызывает серьезную тревогу состояние психического здоровья, особенно детей старшего подросткового возраста. Если за последние пять лет частота психических расстройств и расстройств поведения среди детей в возрасте до 14 лет снизилась на 12,3%, то среди 15-17-летних показатель вырос на 21,6%.

Делегаты и участники Конгресса признают, что состояние здоровья детей во многом зависит от различных факторов риска. У детей в возрасте до 5 лет здоровье в значительной степени обусловлено факторами риска перинатального характера. По мере взросления на процессы становления здоровья начинает влиять целый комплекс факторов, отражающий условия жизнедеятельности и образ жизни: социальноэкономических, так называемых школьных; а также характер и качество питания, стереотипы поведения, уровень физической активности и др. Данные официальной статистической отчетности и результаты научных исследований свидетельствуют об увеличении распространенности среди детей всех возрастов неблагоприятных факторов, влияющих на формирование нарушений здоровья и развития.

Увеличение заболеваемости среди детей, рост частоты факторов риска определили формирование выраженных медико-социальных последствий этих процессов. Не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ. Среди 85% старшеклассников, имеющих хронические болезни, выявляются признаки социальной и психологической дезадаптации. Около 30% детей старшего подросткового возраста имеют ограничения в выборе профессии и трудоустройстве. Снижается репродуктивное здоровье молодежи. По данным эпидемиологических исследований, среди бесплодных браков до 35% по причине мужского бесплодия, до 40% — женского бесплодия, остальные случаи — бесплодие обоих супругов, корни которого зачастую лежат в детском и подростковом возрасте. Ежегодно по состоянию здоровья до 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе.

Делегатами констатировано, что в этой ситуации сохранение, укрепление и восстановление здоровья

каждого ребенка продолжает оставаться приоритетной государственной задачей.

Работа Конгресса строилась с учетом изложенных проблем — обсуждены наиболее актуальные проблемы профилактической и клинической педиатрии, вопросы состояния здоровья детей, медико-социальные проблемы его формирования, проблемы организации медицинской помощи детям, вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детских учреждений.

Вся работа Конгресса была традиционно сформирована по принципу Школ послевузовского профессионального образования педиатров. Так, было организовано и проведено 12 школ: «Школа повышения квалификации педиатров», «Школа детского аллерголога-иммунолога», «Школа педиатра «Общественное здоровье и здравоохранение», «Школа детского ревматолога», «Школа специалиста по медицинскому обеспечению детей в образовательных учреждениях», «Школа по актуальным вопросам питания здорового и больного ребенка», «Школа детского невролога, генетика и специалиста по редким болезням», «Школа детского хирурга», «Школа по детской гастроэнтерологии и гепатологии»; впервые проведены «Школа неонатолога» и «Школа молодого ученого», во второй раз — «Школа детских медицинских сестер».

В рамках работы Конгресса было проведено 166 научных и научно-практических симпозиумов и круглых столов, на которых прозвучало 722 доклада. Ведущими зарубежными и российскими специалистами в различных областях педиатрии и детской хирургии, а также в лабораторной и инструментальной диагностике было проведено 6 «Встреч с профессором», а также прочитано 7 лекций для практических врачей.

Представителями 29 иностранных государств сделано 62 доклада.

На совместном заседании профильных Комиссий по педиатрии и гигиене детей и подростков Экспертного Совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России были рассмотрены и обсуждены итоги приоритетного национального проекта «Здоровье», а также перспективы модернизации педиатрической службы, особенно на уровне первичного звена здравоохранения. Была подчеркнута необходимость продолжения проектов, в первую очередь, в отношении мероприятий, повышающих качество и доступность медицинской помощи детям в амбулаторно-поликлиническом и стационарном звеньях ее оказания. Впервые на российском конгрессе был заслушан опыт Европейских стран в области организации оказания медицинской помощи детям.

Всесторонне обсуждена проблема сохранения и восстановления репродуктивного здоровья детей и подростков. Отмечено, что снижение репродуктивных возможностей формируется зачастую в детском и подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют предварительные результаты диспансеризации девушек и юношей-подрост-ков, проводимой в рамках программы модернизации здравоохранения. Итоги обследования были обсуждены на круглом столе, посвященном охране репродуктивного здоровья детей и подростков.

В заседании принимали участие ведущие специалисты в области охраны репродуктивного здоровья: урологи-андрологи, гинекологи, детские эндокринологи, психологи. Они отметили значительные отклонения репродуктивного здоровья среди молодежи.

191

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2012/ ТОМ 11/ № 2

Информация Союза педиатров России

192

Подчеркнуто, что одним из путей профилактики нарушений репродуктивного здоровья служит возможно более раннее их выявление. Для этого целесообразно использовать существующий инструмент — профилактические медицинские осмотры. При этом необходимо расширить программу осмотров с включением диагностических тестов, направленных на раннее выявление расстройств репродуктивного здоровья, а также расширить возрастной диапазон применения диагностических алгоритмов и осмотров гинекологом и урологом-андрологом. Не остались без внимания вопросы комплексной реабилитации детей с болезнями репродуктивной системы.

На конгрессе были широко освещены вопросы питания здоровых и больных детей. Рассмотрены проблемы, связанные с влиянием питания на формирование здоровья детей в различные возрастные периоды, и пути их решения. Делегатами и участниками конгресса особенно широко были обсуждены проблемы оптимизации вскармливания детей первого года, в том числе недоношенных. Подчеркнута важность и своевременность внедрения современных технологий питания с позиций снижения уровня заболеваемости детей, а также необходимость проведения обучения педиатров по актуальным вопросам питания детей разного возраста, как с лечебных, так и профилактических позиций. Обсуждались вопросы организации питания детей первого года жизни в России и за рубежом. Кроме того, рассмотрены вопросы, связанные с потреблением детьми и подростками молока и молочных продуктов, подчеркнуто их значение в формировании здоровья детей. Обсуждены проблемы внедрения в регионах программы «Школьное молоко».

Впервые в рамках работы Конгресса проведена «Школа неонатолога». На ее симпозиумах проведено активное обсуждение проблем, связанных с ростом и развитием ребенка на первом году жизни, а также уходом за ребенком на этом возрастном этапе. Неонатологами, педиатрами, акушерами-гинекологами большое внимание уделялось различным аспектам проблемы недоношенных детей, особенно родившихся с очень низкой (ОНМТ) и экстремально низкой (ЭНМТ) массой тела. Были представлены технологии реанимации и интенсивной терапии глубоко недоношенных детей, их ведения на втором этапе выхаживания. Были рассмотрены вопросы комплексной реабилитации детей с ОНМТ и ЭНМТ при рождении, в том числе физическими и психолого-педагогическими методами, а также вопросы организации и оказания офтальмологической помощи недоношенным детям. Многие вопросы оказания медицинской помощи детям в неонатальном и пост-неонатальном периоде рассматривались с позиций профилактики детской инвалидности в раннем возрасте и на последующих этапах развития.

В рамках работы «Школы детского аллерголога-иммунолога» намечены пути расширения Национального календаря профилактических прививок, изложены современные схемы вакцинации, представлены новые эффективные и безопасные вакцины. Ведущими специалистами в области вакцинопрофилактики инфекционных болезней у детей представлены научно обоснованные предложения по расширению Национального календаря профилактических прививок за счет включения вакцинопрофилактики против пневмококковой,

менингококковой, папилломавирусной, ротавирусной инфекций, ветряной оспы, гепатита А. Кроме того, отмечено, что при проведении вакцинопрофилактики инфекционных болезней необходимо постоянно обновлять применяемые вакцины, а также использовать комбинированные вакцины. Участниками школы подчеркнута целесообразность широкой пропаганды вак-цинопрофилактики среди детей и их родителей в средствах массовой информации. Прозвучали призывы к разработке и налаживанию производства отечественных современных и высокоэффективных вакцин. В ряду других важнейших вопросов «Школы детского аллерголога-иммунолога» рассмотрены современные эффективные технологии диагностики и лечения аллергических болезней у детей.

В рамках работы специализированных симпозиумов были широко представлены новые эффективные технологии профилактики, диагностики и лечения, в том числе восстановительного, а также комплексной реабилитации детей с болезнями педиатрического и хирургического профиля. Ведущие ученые-клиницисты продемонстрировали новые высокотехнологичные методы обследования и лечения детей с тяжелой инвалидизирующей и опасной для жизни патологией.

Во второй раз в структуре Конгресса проведена «Школа по детской неврологии, генетике и редким болезням». Однако, в этом году ей был придан статус I Евразийского форума. В рамках его работы были рассмотрены проблемы нормативного правового регулирования диагностики и лечения редких болезней в Российской Федерации. Ведущими российскими и зарубежными специалистами представлены проблемы, связанные с диагностикой и ведением детей с наследственными и редкими болезнями. Разносторонне рассмотрены проблемы клинической генетики в педиатрии, а также состояние медико-генетической помощи в Российской Федерации. Наряду с клиническими и организационными вопросами были рассмотрены этикоправовое регулирование и социальные аспекты ведения детей с редкими болезнями. Широко обсуждены вопросы психолого-педагогической поддержки семьи в процессе лечения ребенка. Рассмотрены также актуальные вопросы медицинской помощи детям с церебральным параличом; пациентам, страдающим эпилепсией; обсуждены проблемные вопросы психосоматической патологии, когнитивной педиатрии.

На «Школе детского хирурга» были представлены новейшие хирургические технологии, освещены вопросы детской хирургической эндоскопии, урологии, коло-проктологии, анестезиологии-реаниматологии, травматологии и ортопедии детского возраста. Кроме того, ряд симпозиумов был посвящен организационным и медицинским технологиям при оказании помощи детям с черепно-мозговыми, позвоночно-спинальными и скелетными травмами.

Широко обсуждались вопросы совершенствования системы оказания первичной медико-санитарной помощи детям. Состоялось обсуждение ключевых проблем совершенствования организации и повышения доступности и качества медицинской помощи в свете вступления в действие ФЗ от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и окончательного перехода Российской Федерации на критерии живорождения, рекомендуемые ВОЗ. Рассмотрены

вопросы работы детских поликлиник и деятельности педиатрической службы в системе образовательных учреждений.

Ведущими учеными в области организации медицинской помощи детям и в области клинической педиатрии были представлены современные эффективные технологии профилактики, ранней диагностики болезней, лечения и комплексной реабилитации детей, а также их медико-психолого-педагогического сопровождения в раннем возрасте, внедрение которых позволит значительно повысить эффективность и качество оказания медико-социальной помощи в учреждениях первичного звена.

На симпозиуме по первичной медико-санитарной помощи значительное внимание было уделено проблеме младенческой и детской смертности и возможностям их снижения в рамках работы учреждений первичного звена здравоохранения. Подчеркнуты успехи в снижении этого интегративного показателя, особенно в неонатальном периоде. В то же время высказана озабоченность по поводу недостаточно высоких темпов снижения постнеонатальной смертности, сохранения высокого уровня смертности детей первого года жизни на дому и летальности в первые сутки нахождения в стационаре. Кроме того, отмечен достаточно высокий уровень смертности детей в возрасте до 5 лет. Подчеркнута особая значимость смерти детей от сосудистых поражений сердца и головного мозга, а также от внешних причин, включая суициды. Отмечено, что решение представленных вопросов лежит, преимущественно, в сфере повышения эффективности и качества амбулаторно-поликлинической помощи детям и решения острых медико-социальных проблем, прежде всего, имеющих профилактическую направленность.

В свете решения проблем снижения заболеваемости и инвалидности у детей были рассмотрены организационные меры по повышению доступности и качества комплексной реабилитационной помощи. Подчеркнута необходимость развития сети структур, оказывающих ее на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Ведущими специалистами в области восстановительной медицины и комплексной реабилитации представлены современные технологии, показана их эффективность в практике педиатра, особенно при реализации семейного подхода.

В рамках работы Конгресса рассмотрены наиболее актуальные вопросы детской инвалидности. В результате несовершенства системы медико-социальной экспертизы в России значителен недоучет детей-инва-лидов, подчеркнута необходимость перехода при установлении статуса «ребенок-инвалид» на Международную классификацию функционирования. Специалисты представили эффективные технологии профилактики инвалидности у детей и работы с детьми-инвалидами. Рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в учреждениях здравоохранения.

С позиций профилактики детской инвалидности проанализированы проблемы повышения доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи детям. Подчеркнута необходимость расширения объемов высокотехнологичной помощи, сети учреждений ее оказывающих, а также повышения уровня и совершенствования системы финансирования.

На специальном симпозиуме обсуждали роль и место отделений медико-социальной помощи детских поликлиник при работе с детьми с хроническими болезнями и их семьями, различные аспекты «раннего вмешательства», медико-социальную реабилитацию детей, родившихся недоношенными, в условиях детской поликлиники. В дискуссии участниками симпозиума подчеркнута необходимость расширения сети медикосоциальных отделений в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Ряд симпозиумов Конгресса был посвящен проблемам социальной педиатрии — теоретическим и практическим аспектам этого раздела современной науки о детях, а также вопросам преподавания курса социальной педиатрии на до- и последипломном этапах профессионального образования. О достижениях и проблемах социальной педиатрии в мире сделали доклады ведущие специалисты из Великобритании и Турции.

В свете происходящей модернизации здравоохранения были проведены симпозиумы на такие важные темы, как «Современные подходы к оценке качества медицинской помощи» и «Новые возможности профилактической педиатрии». Были представлены современные инновационные технологии как в оценке качества медицинской помощи, так и в проведении профилактической работы, осуществляемой в Центрах здоровья.

В рамках работы школы по медицинскому обеспечению детей в образовательных учреждениях прошло широкое обсуждение проблемы формирования здорового образа жизни детей в современных социальноэкономических условиях. Были представлены научно обоснованные современные формы и методы проведения работы по формированию у детей поведения, безопасного для здоровья и жизни. Ряд симпозиумов был посвящен состоянию физического развития детей в современных условиях. Прошло широкое обсуждение проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детских учреждений. Также были рассмотрены вопросы охраны психического здоровья школьников и проблемы питания детей в образовательных учреждениях.

В работе II Форума детских медицинских сестер России приняли участие 205 делегатов из 35 различных субъектов Российской Федерации: руководители сестринских служб, старшие и главные, постовые, участковые медицинские сестры, ученые, специалисты учреждений первичного и специализированного звена здравоохранения.

В рамках работы «Школы повышения квалификации детских медицинских сестер» были рассмотрены вопросы совершенствования педиатрической помощи, проблемы сестринского образования в России и за рубежом, роль ВОЗ в развитии сестринского дела. Обсуждались роль и место медицинских сестер в процессе внедрения высоких технологий, а также в работе Центров здоровья. Поднимались вопросы качества оказания сестринской помощи, работы с родителями.

Впервые проведена постерная сессия научных работ детских медицинских сестер, на которой было представлено 28 докладов. В материалах Конгресса опубликовано более 40 тезисов медицинских сестер, в которых участники обратили внимание на такие вопросы:

• как необходимость совершенствования сестринского дела в педиатрии — залога успешного реформирования отечественного детского здравоохранения;

193

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2012/ ТОМ 11/ № 2

Информация Союза педиатров России

194

• недостаточную обеспеченность квалифицированными сестринскими кадрами педиатрических лечебнопрофилактических учреждений, связанную с низким уровнем оплаты труда и, соответственно, оттоком сестринского персонала из учреждений здравоохранения, особенно первичного звена;

• низкий уровень знаний о деятельности и возможностях в системе профилактики детских центров здоровья.

По результатам работы Школ сертификаты Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова получили 2 605 специалистов. Состоялось, ставшее уже традиционным, вручение 266 специалистам — членам Союза педиатров России, принявшим активное участие в работе Конгресса, международного сертификата Европейской аккредитационной организации непрерывного медицинского обра зования.

Конгресс стал импульсом для значительного развития профилактического направления в педиатрии, разработки и внедрения действенных программ первичной и вторичной профилактики распространенных болезней детского возраста, внедрения новых организационных, профилактических, оздоровительных, диагностических, лечебных и реабилитационных технологий в практику работы педиатров и организаторов здравоохранения страны.

По результатам работы делегаты и участники XVI Конгресса педиатров России считают необходимым:

1. Просить Союз педиатров России обратиться

1.1. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением:

1.1.1. Сформировать государственную политику по охране здоровья детей путем разработки и принятия Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации», привести федеральное законодательство в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребенка».

1.1.2. Внести дополнения и изменения в федеральное законодательство по пересмотру порядка установления статуса «ребенок-инвалид»:

• предусмотреть возможность «отсроченного» установления инвалидности с предварительной разработкой и реализацией индивидуальной программы реабилитации за счет средств федерального бюджета;

• для детей с хроническими болезнями при снятии инвалидности и необходимости постоянного дорогостоящего медикаментозного лечения предусмотреть обеспечение дорогостоящими препаратами за счет средств федерального бюджета;

1.2. В Правительство Российской Федерации с предложением:

1.2.1. При формировании бюджетов здравоохранения всех уровней предусмотреть финансирование службы охраны материнства и детства в объемах не менее 35% консолидированного регионального бюджета здравоохранения.

1.2.2. При ежегодном пересмотре Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи:

• провести разделение нормативов объема оказания медицинской помощи для взрослого и детского населения с увеличением нормативов объемов амбулаторной помощи детям до 15 посещений в год на одного ребенка;

• предусмотреть ежегодное увеличение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования по полному тарифу на уровень, выше инфляционного, с постепенной ликвидацией дефицита финансирования Программы госгарантий.

1.2.3. Принять меры к организации отечественного производства современных лекарственных препаратов для детей, включая вакцины.

1.2.4. Включить в перечень индикаторов эффективности деятельности исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатель смертности детей в возрасте до 5 лет и смертности детей всех возрастов от внешних причин.

1.3. К органам исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований:

1.3.1. Поднять уровень заработной платы медицинских работников до уровня максимальной заработной платы по субъекту Российской Федерации, обеспечить ее индексацию.

1.3.2. Расширить спектр мероприятий в части охраны здоровья детей в рамках реализации региональных целевых программ, в том числе по охране репродуктивного здоровья детей и подростков, программы «Школьное молоко» и др.

1.3.3. Создать условия и принять меры к расширению сети учреждений (подразделений), оказывающих комплексную реабилитационную помощь детям всех возрастов.

1.3.4. Принять меры к совершенствованию организации и технологическому обеспечению реализации современных технологий пренатальной диагностики.

1.3.5. Предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств на обеспечение детей-инвалидов, являющихся сиротами, дополнительными услугами и техническими средствами реабилитации, не предусмотренными «Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду».

2. Просить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

2.1. Продолжить работу по совершенствованию системы вакцинопрофилактики инфекционных болезней у детей в Российской Федерации путем расширения Национального календаря профилактических прививок за счет введения вакцинации против инфекций, вызванных пневмококком, папилломавирусом, вирусом ветряной оспы, вирусом гепатита А, менингококком, ротавирусом.

2.2. Обеспечить переход при проведении профилактических прививок на использование современных комбинированных вакцин, позволяющих значительно повысить эффективность вакцинации и снизить риск развития поствакцинальных осложнений.

2.3. Продолжить работу по повышению доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи детям.

2.3.1. Увеличить объемы и долю оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям в структуре Государственного задания.

2.3.2. Усовершенствовать систему анализа потребности территорий в оказании различных видов высокотехнологичной помощи детям для формирования Государственного задания.

2.3.3. Разработать и внедрить новую систему финансирования — увеличить его объемы, дифференцировать финансирование единицы объема высокотехнологичной медицинской помощи в зависимости от нозологической формы, обеспечить поступление финансовых средств в учреждение «вслед за больным» (аналогично «Родовому сертификату»).

2.4. Повысить доступность и качество комплексной реабилитационной помощи детям с хронической патологией и детям-инвалидам, создать условия для развития системы и сети учреждений по оказанию помощи по восстановительной медицине и комплексной реабилитации детей.

2.4.1. Создать разноуровневую систему оказания помощи: организация федерального и межрегиональных научно-методических центров восстановительного лечения и реабилитации, региональных лечебных центров (субъект Российской Федерации — отделения региональных детских больниц), отделений восстановительной медицины в поликлиниках, домах ребенка, центральных районных больницах.

2.4.2. Укомплектовать федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные учреждения и подразделения восстановительной медицины и комплексной реабилитации современным реабилитационным оборудованием.

2.4.3. Разработать и утвердить нормативное и методическое обеспечение порядка организации и оказания реабилитационной помощи детям в специализированных учреждениях (отделениях) различного уровня.

2.5. Разработать и утвердить приказами Минздрав-соцразвития России порядки, стандарты и протоколы оказания медицинской помощи детям.

2.5.1. Порядок оказания педиатрической медицинской помощи детям.

2.5.2. Порядок оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

2.5.3. Порядок проведения профилактических и предварительных медицинских осмотров (с учетом необходимости расширения программ осмотров в различные возрастные периоды).

2.5.4. Порядок и стандарты диспансерного наблюдения за детьми с факторами риска, функциональными расстройствами, хроническими болезнями с учетом возраста и нозологической формы.

2.5.5. Порядок и стандарты оказания комплексной реабилитационной помощи детям с учетом возрастных особенностей, нозологической формы реабилитационного потенциала и прогноза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.5.6. Порядок оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям, родившимся с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела.

2.5.7. Протоколы ведения детей с различными острыми и хроническими болезнями.

2.6. Снизить нагрузку на врача-педиатра участкового до 700 детей на одном участке.

2.7. Разработать и принять изменения и дополнения в нормативную правовую базу, определяющую содержание работы с детьми-инвалидами.

2.7.1. Утвердить приказом Минздравсоцразвития России переход на проведение медикосоциальной экспертизы на основе Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (одобрена 54-й сессией ВОЗ, май 2001 г.).

2.7.2. Внести изменения и дополнения в приказы Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 г. № 37н «О разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов» в части разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенку-инвалиду и контроля за ее эффективностью и качеством и от 23.12.2009 г. № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медикосоциальной экспертизы, учреждениями медико-социальной экспертизы» в части установления статуса «ребенок-инвалид».

2.8. Совместно со Службой надзора в сфере здравоохранения и социального развития рассмотреть вопрос о привлечении Союза педиатров России к работе по проведению сертификации врачей педиатрических специальностей.

2.9. Разработать и принять «Правила маркетинга заменителей грудного молока в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

2.10. Создать условия для развития сети учреждений и внедрения современных технологий фетальной терапии и неонатальной хирургии.

195

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2012/ ТОМ 11/ № 2

Информация Союза педиатров России

196

2.11.Принять меры по развитию Центров медицинской профилактики на базе существующих детских амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений.

2.12.Разработать программы преподавания социальной педиатрии на до- и последипломном этапах педиатрического образования.

2.13.Организовать и провести совещание руководителей органов управления и учреждений здравоохранения для обсуждения состояния сестринского дела в стране с акцентом на активное привлечение сестринского сообщества к модернизации здравоохранения.

2.14.Организовать и провести работу по стандартизации оказания сестринской помощи в педиатрии.

3. Просить Министерство массовой информации и коммуникаций Российской Федерации обеспечить возможность широкой пропаганды в средствах массовой информации сведений по вопросам формирования у подрастающего поколения устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

4. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации:

4.1. Принять все возможные меры по повышению доступности и обеспечению качества питания детей в образовательных учреждениях.

4.2. Шире привлекать профессиональное медицинское сообщество к подготовке учебных Программ по формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся (воспитанников).

5. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Принять меры для увеличения объема профилактической работы, в том числе с женщинами на дородовом этапе, при проведении профилактических медицинских осмотров здоровых и диспансерном наблюдении больных детей; содействовать обеспечению реализации расширенных программ диспансеризации детей всех возрастных групп.

5.2. При разработке и принятии профилактических педиатрических программ учитывать региональные факторы формирования здоровья детей (социально-экономические, экологические, этнографические, культурные и др.), а также особенности уровня и структуры заболеваемости.

5.3. Создать условия для расширения сети и организации работы отделений медико-социальной помощи и отделений неотложной помощи в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях.

5.4. Обеспечить внедрение в работу Центров здоровья для детей современных профилактических программ по здоровому питанию, физической активности и др.

5.5. Шире внедрять в практику работы амбулаторнополиклинических учреждений современные формы и методы медицинского обеспечения такие, как восстановительное лечение, медикосоциальная помощь, дневные стационары, стационары на дому.

5.6. Принять меры по расширению сети учреждений (подразделений), оказывающих комплексную реабилитационную помощь детям на региональном и муниципальном уровнях.

5.7. Широко внедрять современные принципы питания детей всех возрастных групп, в том числе раннего возраста, содействовать пропаганде грудного вскармливания, активизировать работу по восстановлению системы полноценного питания детей в образовательных учреждениях, шире использовать специализированные продукты промышленного производства, в том числе отечественные, с целью профилактики и коррекции алиментарно-зависимых состояний.

5.8. Провести работу по совершенствованию сестринской помощи в регионах и муниципальных образованиях.

5.8.1. Ввести в структуру органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации должность главного специалиста по сестринскому делу в педиатрии.

5.8.2. Предусмотреть активное привлечение среднего медицинского персонала к реализации мероприятий по формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни детей и подростков.

5.8.3. Обеспечить процесс непрерывного профессионального образования детских медицинских сестер.

6. Обратиться в Российскую академию медицинских наук с предложениями:

6.1. Всемерно содействовать расширению фундаментальных и прикладных исследований по клинической и профилактической педиатрии, в частности по медико-социальным аспектам формирования здоровья детей, вакцинопрофи-лактике и другим вопросам профилактической работы в современных условиях.

6.2. Обеспечить по результатам научных исследований разработку методического сопровождения мероприятий по охране здоровья детей в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и реализации основных направлений демографической политики в Российской Федерации, а также программ модернизации здравоохранения.

6.3. Обеспечить разработку научно обоснованных порядков оказания медицинской помощи детям, стандартов и протоколов профилактики, диагностики наиболее распространенных болезней детского возраста, лечения и комплексной реабилитации детей, в том числе в амбулаторнополиклинических условиях.

7. Поддержать просьбу сообщества специалистов, работающих в области социальной педиатрии и обратившихся в Исполком Союза педиатров России, об организации в рамках Союза педиатров Ассоциации социальной педиатрии.

Принята единогласно на пленарном заседании

Конгресса 27 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.