СБОРНИК ТЕ ЗИСОВ
093-094
ным режимам двигательной активности, мы выявили следующие особенности:
— во всех исследованных экспериментальных группах животных на первой неделе наблюдается уменьшение реакции УОК на введении в, а1 и увеличение реакции УОК на введение а2-адреноблокаторов;
— при этом реакции УОК на введении в, а1 и а2-адрено-блокаторов зависит от уровня двигательной активности лабораторных животных . Наиболее выраженное снижение реакция УОК на введение разных подтипов адреноблокаторов наблюдается в группе животных ограниченной двигательной активности и наименьшее снижение реакции УОК — в группе животных подверженных усиленному двигательному режиму;
— более того, в группе экспериментальных животных в процессе дальнейших мышечных тренировок к концу четвертой недели наблюдается менее выраженное снижение реакции УОК на введение в, а1 и более выраженное увеличение реакции УОК на введение а2-адреноблокаторов . Следовательно, можно утверждать о том, что в процессе систематических мышечных тренировок у половозрелых животных ослабевает зависимость УОК от экстракардиальных регуля-торных влияний;
— нами так же установлено, что у группы животных подверженных режиму ограниченной двигательной активности, к концу четвертой недели гипокинезии происходит наиболее выраженное увеличение реакции УОК на введение в, а1-адреноблокаторов и значительное уменьшение реакции УОК на введение а2-адреноблокаторов . Данный факт, в определённой степени свидетельствует о том, что в процессе ограничения двигательной активности, т е гипокинезии, у животных сохраняется преобладание симпатических влияний в регуляции ударного объёма крови .
Сравнительный анализ реакции ЧСС на введение в, а1 и а2-адреноблокаторов по нашим данным свидетельствует о том, что: режим ограниченной двигательной активности, т е гипокинезия вызывает более выраженную реакцию ЧСС на введение в и а1-адреноблокаторов и менее выраженную реакцию на введение а2-адреноблокатора; режим систематических мышечных тренировок наоборот, способствует менее выраженной реакции ЧСС на введение в и а1-адреноблокаторов и более выраженной реакции на введение а2-адреноблокатора
093 ОСОБЕННОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МИОКАРДЕ СЕРДЦА КРЫС РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК РЕАБИЛИТАЦИИ
Вахитов Б. И.1, Рагинов И. С.2, Вахитов И. Х.3
1ГАУЗ "Городская клиническая больница №12", Казань; 2ГАУЗ "Республиканская клиническая больница" МЗ РТ, Казань; 3ФГБОУ ВО Казанская государственная академия ветеринарной медицины им . Н . Э . Баумана, Казань, Россия
ЬиМ /уакЫЮТ. 1989@та11 . ги
Воспалительный процесс, возникающий при травматическом поражении тканей головного мозга, сопровождающийся гиперсекрецией провоспалительных и ингибирующих имеет существенное значение в течение и исходе ЧМТ. Вместе с тем, роль вторичных изменений нейронов и астроцитов возможно вызывающих в последующем изменения в структуре миокарда остается недостаточно изученными, а приводимые в литературе данные немногочисленны, что требует дальнейшего изучения
Анализируя влияние каждого из использованных нами метода восстановления крыс после перенесенной ЧМТ мы установили, что:
— ежедневные процедуры электростимуляции оказывают наиболее выраженное действие в восстановлении толщины
задней стенки, толщины кардиомиоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс после перенесенной ЧМТ Во всех изученных нами возрастах крыс получавших ежедневные процедуры электростимуляции после перенесенной ЧМТ значения толщины задней стенки, толщины кардиомиоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс оказались примерно на уровне контрольных животных того же возраста, т. е .не перенесших ЧМТ.
— на восстановление толщины задней стенки, толщины кардиомиоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс после перенесенной ЧМТ так же положительное влияние оказывает фармакологический препарат Ксимедон Более того, его влияние на снижение размеров толщины задней стенки, толщины кардиомиоцита и диаметра ядракардиомио-цита левого желудочка сердца крыс с возрастом значительно увеличивается В предстарческом возрасте у животных получавших ежедневно фармакологический препарат Ксимедон после перенесенной ЧМТ значения толщины задней стенки, толщины кардиомиоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс оказались примерно на уровне контрольных животных того же возраста, т е не перенесших ЧМТ
— систематические мышечные тренировки после принесённой ЧМ так же положительно влияют на изменение нейронов и астроцитов в ткани головного мозга крыс . При этом, они в большей мере способствую снижению толщины кар-диомиоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс В неполовозрелом и половозрелом возрастах эффект воздействия мышечных тренировок на снижение толщины кардио-миоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс оказался примерно на уровне действия препарата Ксимедон
Выполнение изометрических упражнений и ограничение двигательной активности после принесённой ЧМТ, наоборот, вызывают дальнейшее ухудшение толщины задней стенки, толщины кардиомиоцита и диаметра ядра левого желудочка сердца крыс на всех изученных нами этапах жизни крыс
094 РЕЖИМ СНА СТУДЕНТОВ ВОЛГГМУ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Везиров Э. Ш., Сулимова А. В., Долецкий А. Н.
Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия
8иИтоуаапт81@ятаП . сот
17 марта 2020 г. студенты 1-3 курсов ВолгГМУ временно перешли на дистанционную форму обучения, а студенты 4-6 курсов — на смешанную
У дистанционного обучения присутствуют как преимущества, так и недостатки . Недостатки дистанционного обучения проявляются в том, что учащиеся стали пренебрегать режимом сна из-за несвоевременного выполнения заданий. Это объясняется отсутствием самодисциплины у студентов и неспособностью следовать режиму дня .
Цель. Изучить, как дистанционное обучение повлияло на режим сна студентов ВолгГМУ
Материалы и методы. Выборку исследования сонливости при дистанционном обучении составили 300 студентов Вол-гГМУ в возрасте 17-25 лет. Студенты, согласившиеся принять участие в исследовании, проходили онлайн анкетирование в феврале и в октябре 2021 г.
Использовали анкету в виде яооя1е-формы, состоящую из трех частей и составленную на основе балльной оценки субъективных характеристик сна, шкалы сонливости Epwoгth и госпитальной шкалы тревоги и депрессии .
Результаты. Согласно результатам опроса, 74,5% имеют хорошую успеваемость в ВУЗе, 14,4% удовлетворительную, 11,1% отличную . Более 83% студентов, ответили, что сон влияет на их успеваемость
Согласно результатам исследования, учащиеся хорошо адаптировались к условиям дистанционного обучения, при этом уровень мотивации к учебе у 26% студентов заметно снизился
095-096
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
Плохая и отличная успеваемость сопровождаются примерно одинаковым повышением дневной сонливости по сравнению с группой хорошистов . Показатели качества сна не отличаются при разной успеваемости
Анализ балльной оценки субъективных характеристик сна февраля и октября 2021 г. показал, что центр распределения признака не сместился и составляет 20 баллов "пограничное значение" .
Анализ результатов анкет шкалы сонливости Epworth февраля и октября 2021 г показал, что центр распределения признака сместился в сторону "аномальной дневной сонливости", среднее значение также перешло из "умеренной дневной сонливости" (7-8) в "аномальную дневную сонливость" (9-24) .
Анализ результатов анкеты госпитальной шкалы тревоги и депрессии февраля и октября 2021 г показал, что центр распределения признака несколько сместился в сторону "субкли-нически выраженной тревоги и депрессии", среднее значение соответствует "отсутствию достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии"
Заключение. 1 . В период с февраля по октябрь 2021 г. качество сна студентов не изменилось, в среднем учащиеся Вол-гГМУ находятся в "пограничном состоянии" и имеют отдельные жалобы на показатель сна
2 . Среднее значение уровня дневной сонливости сместилось из "умеренной дневной сонливости" в "аномальную дневную сонливость"
3 . Обнаружили связь между полом и нарушением качества сна Однако с возрастом дневная сонливость становится меньше .У студентов 1-2 курсов более выраженная сонливость обусловлена трудностями адаптации к учебе в вузе . Студенты же старших курсов более адаптированы, они научились рационально и эффективно использовать свое свободное время в условиях большой нагрузки
4 . Студенты хорошо адаптировались к условиям дистанционного обучения . У 26% студентов снизился уровень мотивации к учебе.
095 АЛЬФА2-АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ РАБОЧИХ КАРДИОМИОЦИТОВ КРЫС
Галиева А. М., Зефиров А. Л., Билалова Г. А., Зиятдинова Н. И., Зефиров Т. Л.
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Казань, Россия
яаИета_а!ша9 4@шаП . ги
В эмбриональных кардиомиоцитах а2-адренорецепторы играют решающую роль, участвуя в организации актина и снижая уровень цАМФ . В зрелом миокарде а2-адренорецепторы также важны. Передача сигналов а2-адренорецепторов в сарколемме кардиомиоцитов очень важна для нормальной физиологии и при патологических состояниях
Цель. Изучение влияние клонидина гидрохлорида на электрические показатели кардиомиоцитов крыс разного возраста
Исследование проведено на белых лабораторных животных в возрасте 3 недели, 6 недель и 20 недель . Электрическую активность кардиомиоцитов изучали с использованием внутриклеточного микроэлектродного отведения на препарате правого предсердия при навязанном ритме с частотой 5 Гц . Раствор агониста а2-адренорецепторов клонидина гидрохлорида (10-6 М) подавался в течение 20 мин . Достоверность различий рассчитывали по ^критерию Стьюдента (р<0,05) .
Агонист а2-адренорецепторов клонидин гидрохлорид в концентрации 10-6 М не вызывал достоверных изменений значений мембранного потенциала, длительности фазы деполяризации и амплитуды потенциала действия во всех исследованных возрастных группах животных
Аппликация клонидина гидрохлорида в концентрации 10-6 М приводила к увеличению длительности потенциала действия на уровне 50% реполяризации у трехнедельных крыс с 6,18±0,74 мс до 8,12±0,94 мс (р <0,05), что составило 32,47% . А у шестинедельных и взрослых крыс указанная концентра-
ция, наоборот, вызывала укорочение ДПД50% с 8,48±1,24 мс до 7,4±1,3 мс (р<0,05) у шестинедельных и с 8,88±0,8 мс до 7±0,18 мс (р<0,05) у взрослых крыс, т. е . на 14,34% и 18,95%, соответственно
Так же было выявлено, что длительность потенциала действия на уровне 90% у трехнедельных крыс увеличилась с 16,63±1,41 мс на 23,41± 1,57 мс (р<0,05), что составило 44,32% . Но у шестинедельных и взрослых было выявлено укорочение данного параметра при введении клонидина гидрохлорида в концентрации 10-6М . У шестинедельных животных ДПД90% увеличивался с 23,71±5,44 мс до 20,8±5,47 мс (р<0,05), а у взрослых крыс — с 26,47±2,87 мс до 22,24±2,69 мс (р<0,05) . Таким образом, длительность потенциала действия на уровне 90% реполяризации в данных двух возрастных группах уменьшалась соответственно на 18,95% и 14,63% .
Таким образом, стимуляция а2-адренорецепторов клони-дином гидрохлоридом в указанной концентрации оказывает влияние на длительность потенциала действия предсердных кардиомиоцитов крыс разных возрастов .
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-15-00121, Ы№//гзс£ ги/рго|еа/21-15-00121/ .
096 МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ПОПУЛЯЦИОННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Глебов В. В.1, Шевцов В. В.2, Ефремова Д. Н.3 1Институт управления им В А Трапезникова РАН, Москва; 2Российский университет дружбы народов, Москва; 3Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия уя44@тай . ги
Формирование и индивидуального, и популяционного здоровья имеет многофакторную составляющую, где факторы различного генеза тесно взаимосвязаны
Необходимо отметить, что значение различных факторов неравноценно для здоровья индивида: они могут влиять положительно или отрицательно; могут быть постоянными или меняющимися; обладать разной силой и характером воздействия и т п
Многофакторная модель обусловленности здоровья включает в себя две группы факторов — экзогенные и эндогенные
Экзогенные факторы — это факторы, идущие от внешней среды, от причин, находящихся вне самого человека как представителя определенного вида животного мира Иногда данные факторы называют "факторами среды обитания" К ним мы можем отнести биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химико-физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений
Важно отметить, что влияние среды — это не только импульсы физической и социальной среды обитания на организм человека, но и воздействия на сознание индивида, формирующее модели его поведения в той области, которая непосредственно отвечает за сохранение здоровья
Эндогенные факторы — внутренние факторы, врожденные наследственные, генетические, порождены внутренним развитием человеческого организма Данные факторы играют большую роль в возникновении психических нарушений здоровья Помимо этого, роль эндогенных факторов обусловлена преимущественно старением организма, поэтому на протяжении жизни человека их влияние неравномерно и концентрируется в старших возрастах Вместе с тем к эндогенно детерминированным относят также часть заболеваний и смертей, вызванных врожденными пороками, наследственными заболеваниями и т д , которые наступают в ранних, преимущественно детских возрастах