УДК 376
РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чирцова Мария Игоревна.
Бердск, Новосибирская область, МБОУ СОШ № 12, учитель-логопед, m-kozhanova@mail. ru.
Аннотация. В представленной статье автор делится опытом использования в педагогической деятельности приёмов обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению автора, данные приёмы являются наиболее эффективными, так как увеличивают скорость чтения, способствуют сокращению количества ошибок при чтении, прививают интерес к чтению, развивают чувство любви к книгам, учат ребенка понимать самостоятельно прочитанный текст. Данную статью можно рекомендовать для прочтения в педагогическом сообществе учителям начальной школы, педагогам-логопедам, психологам. Статья не раскрывает в полном объеме технологию обучения детей осмысленному скорочтению, но опыт, которым поделился автор, дает толчок к изучению технологии полностью, обратившись к трудам педагогов В.Н. Зайцева, А.Н. Корнева, С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой, И.В. Прониной, И.Т. Федоренко.
Ключевые слова: обучение чтению, ограниченные возможности здоровья.
RESERVES OF TRAINING FOR READING CHILDREN WITH RESTRICTED
HEALTH OPPORTUNITIES
Chirtsova Maria Igorevna.
Berdsk, Novosibirsk region, School № 12, teacher-speech therapist, m-kozhanova@mail. ru
Abstract. In the present article, the author shares the experience of using teaching methods for reading children with disabilities in teaching activities. According to the author, these techniques are the most effective, as they increase the speed of reading, help reduce the number of errors in reading, instill an interest in reading, develop a feeling of love for books, teach the child to understand the self-read text. This article can be recommended for reading in the pedagogical community to elementary school teachers, speech therapists and psychologists. The article does not fully disclose the technology of teaching children to sensible speed reading, but the experience shared by the author gives impetus to the study of technology in full, referring to the works of teachers V.N. Zaytsev, A.N. Kornev, S.N. Kostromina, L.G. Nagayeva, I.V. Pronina, I.T. Fedorenko.
Key words: teaching reading, limited health.
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто возникают проблемы с чтением в начальной школе. Педагоги и родители жалуются на то,
что ребёнок плохо читает, скорость чтения низкая, ребёнок быстро устаёт, не понимает прочитанное. Ученику требуется прочитать задание несколько раз, чтобы понять его, а так как темп чтения медленный, то выполнение упражнения занимает достаточно много времени, нередко дети не успевают выполнить и половины задания. Выполнение домашней работы по таким предметам как литературное чтение, окружающий мир занимает много времени, тем самым излишняя учебная нагрузка отрицательно сказывается на мотивации к обучению и на здоровье ребёнка в целом. Необходимо отметить, что скорость чтения - одно из важных условий успешности обучения детей.
В настоящее время техника чтения не оценивается, но есть нормативы, которыми дети овладевают на разных этапах обучения. Детям с ОВЗ довольно сложно приблизиться к нормативам, часто наблюдается заметное отставание. Между тем, по мнению В.Н. Зайцева, оптимальное чтение - это чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками [1, с. 4].
Л. С. Выготский подчеркивает: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения» [3, с. 5]. Следовательно, необходимо помочь, чтобы каждый ребенок начальных классов смог освоить технику чтения и приблизиться к допустимой норме темпа.
Как показывает практика, у детей с ОВЗ темп чтения значительно замедлен. Причины низкой техники чтения у данной категории учащихся И.Г. Пальченко видит в следующем: малый объем кратковременной и оперативной памяти, низкая устойчивость внимания, недостаточно развитое поле чтения, неразвитость периферийного зрения и умения антиципации [4, с. 176].
Часто родители и учителя для того, чтобы увеличить темп чтения заставляют ребёнка больше читать, и нередко можно увидеть, что у детей наоборот снижается или совсем пропадает желание читать, а литературное чтение превращается в самый нелюбимый предмет.
И.Т. Федоренко указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения и, наоборот, тормозящие ее. Автор считает, что интерес к чтению, внимательность, антиципирование увеличивает технику чтения. В тоже время, трудные слова, регрессии (возвраты), слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание - снижают [2].
Чтобы поддержать интерес у детей к чтению и значительно увеличить темп, необходимо использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения по увеличению темпа чтения должны быть небольшими по объёму и проводиться систематично. По словам В.Н. Зайцева: «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений» [1, с. 14]. Также упражнения следует использовать тогда, когда у ребёнка уже хорошо сложился навык медленного чтения.
И.Т. Федоренко, В.Н. Зайцев, Г.Г. Мисаренко акцентируют внимание на необходимости развития артикуляционного аппарата учащихся, предлагая использовать артикуляционные упражнения, работу со скороговорками,
различные игровые упражнения, основанные на чтении вслух. С целью совершенствования произношения считают авторы необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания [4, с. 176]. Данные упражнения используются не только во время урока, но и на занятиях с дефектологом и логопедом.
Для учителей начальных классов подойдёт упражнение «Ежеурочные пятиминутки» чтения, с которых рекомендуется начинать каждый урок в начальной школе. Сначала, до использования пятиминутного чтения, следует использовать таблицы слогов различной сложности, рекомендуемые А.Н. Корневым [2, с. 235] для автоматизации навыка слогослияния. Затем, когда навык сложился, для чтения используются небольшие тексты. С этого момента дети работают в режиме «жужжащего» чтения [1, с. 15]. Для детей, которые испытывают трудности в понимании смысла прочитанного, используются небольшие по объему тексты, обязательно сопровождаемые картинным материалом. После пяти минут жужжащего чтения идёт обычный урок. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать песочные часы для данного упражнения. Дети будут видеть, через какой промежуток времени необходимо остановиться. Это важно для учащихся, испытывающих трудности с переключением внимания и в переходе от одной деятельности к другой.
Проверенной и эффективной является методика «Зрительные диктанты» из системы И.Т. Федоренко. Одно из важных правил методики - зрительные диктанты должны писаться ежедневно, иначе эффективность упражнений заметно снижается. Методика состоит из 18 наборов предложений. В каждом наборе имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Однако практика показывает, что детям с ОВЗ требуется значительно больше времени, чем указано в методике. На освоение всех наборов в среднем требуется 4-5 месяцев, в зависимости от характера и тяжести нарушений у детей. Таким образом, оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее [1, с. 18].
Значительно снижает скорость чтения регрессии или повторы. Устранить помогают следующие упражнения:
Упражнение «Волна», которое адаптировано для учащихся с ОВЗ, на основе упражнения «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной» И.В. Прониной. Чистый лист бумаги или лист, на котором нарисована морская волна, накладывается на строчку так, чтобы верхние или нижние части букв были хорошо видны. После прочтения первой строчки лист (волна) сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Ребёнку говорится о том, что
волна смыла половинки букв, нужно восстановить текст. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые [4, с. 177].
Упражнение «Чтение с «окошечком» по методике А.Н. Корнева. С правого края прямоугольника вырезается небольшое отверстие, по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее слогу примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается. Для того чтобы поддержать интерес к чтению на прямоугольнике можно нарисовать крокодила, который как будто бы съедает слова, а ребёнку нужно успеть их прочитать [2, с. 241].
Для формирования антиципации или смысловой догадки используется упражнение «Решётка». Из листа бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной 2 см. Решётка накладывается на текст, скрывая части слов. Ребёнок будет читать текст, догадываясь по видимой части слов [3, с. 61].
Ещё одной причиной низкой техники чтения является малое поле зрения. Занятия с таблицами профессора Шульте расширяют поле зрения и способствуют развитию памяти, концентрации и скорости мышления. Необходимо сделать таблицу размером 15 на 15 см, в ячейках которой располагаются числа от 1 до 24. Квадрат в середине закрашивается ярким цветом. Затем ребёнок концентрирует взгляд на центре таблицы, ему необходимо отыскать все числа от 1 до 24 не отрывая взгляд от центра таблицы. Вместо цифр могут быть буквы [3, с. 68].
Также эффективными и интересными упражнениями для детей являются упражнения:
«Собери слово». Слово располагается на листе или доске вертикально или по диагонали. Задача детей прочитать слова [4, с. 178].
«Вращающиеся буквы». Детям нужно прочитать слова, предложения или текст, в которых буквы вращаются вокруг своей оси. Данное упражнение довольно эффективно и занимательно тем, что ломает стереотип чтения, чем вызывает интерес своей необычностью. Ведь сначала прочитать вращающиеся буквы довольно сложно, но, когда ребёнок сумеет прочитать свои первые 2-3 слова, это задание уже не вызывает труда. Упражнение используется в электронном формате. Вращение буквам задается с помощью функции «Анимация», или можно воспользоваться ресурсом сайта [1].
«Финиш». Учащиеся должны, как можно быстрее, молча прочитать текст до определенного слова или словосочетания, заранее указанного учителем [2].
«Фотоглаз». Ребятам необходимо найти заданное слово в ряду других слов. Упражнение развивает фиксационное поле [2].
«Буксир». Выполнение данного упражнения предполагает чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости [2]. Скорость чтения задаёт учитель, учитывая темп чтения учащихся.
Обязательно следует использовать упражнения по развитию функций внимания и межполушарного взаимодействия. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия - одна из причин медленного темпа чтения, особенно у детей с доминирующим левым полушарием.
Очень важно, чтобы упражнения преподносились в игровой занимательной форме. В результате систематической работы у детей повышается интерес к чтению, значительно увеличивается темп чтения и снижается количество ошибок при чтении, улучшается понимание прочитанного, что влияет на успеваемость и успешность в обучении.
За два года применения данной системы упражнений у детей с ОВЗ, обучающихся в специальном (коррекционном) классе, значительно увеличился темп чтения. В результате занятий у ребят появился интерес не просто к чтению, а интерес к улучшению собственного чтения.
Результаты диагностического анализа представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
100 90 80 70 60 50
Настя А. Полина Б. Дима И. Саша Ж. Катя К Катя Н. Семён С. Глеб С. Антон С. Рита П. Инна Р.
■ 2016-2017 ■ 2017-2018
Рис. 1. Динамика изменения скорости чтения учащихся с ОВЗ за два года
обучения (3-4 классы)
Таким образом, практика показывает, что наилучший способ помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть трудности в обучении чтению: увеличить скорость чтения, сократить количество ошибок и ситуаций, когда у детей возникают негативные эмоции и к процессу обучения чтения и к самому чтению - это систематическое использование методов и приёмов, качественно повышающих навык чтения: способ, темп, правильность чтения и понимание прочитанного.
Педагогам и родителям не следует надеяться, что автоматизация навыка чтения произойдёт сама собой. Это сложный процесс. Темп прохождения программы слишком высок для учащихся с ОВЗ. Школьная программа не предусматривает специальных упражнений, совершенствующих навык чтения у детей, имеющих трудности в обучении. Это значит, что специалистам следует организовывать занятия, направленные на развитие объёма кратковременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, межполушарного взаимодействия, периферийного зрения и умения антиципации. А учителю необходимо создать
условия для обеспечения освоения ребёнком разных способов чтения, а также включать в содержание уроков методы и приёмы, способствующие развитию навыка чтения.
Библиографический список:
1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 32 с.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 1999. - 240 с.
4. Пронина И.В. Использование в начальной школе технологий обучения детей осмысленному скорочтению // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 176178.
5. Таран Т.А. Совершенствование техники чтения. - [Электронный ресурс]. -URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 16.03.2019).