Научная статья на тему 'Резервы качества-в научном подходе'

Резервы качества-в научном подходе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палкин С.В.

На заседаниях Научно-технического совета ОАО «РЖД» регулярно обсуждаются вопросы реализации функциональной стратегии управления качеством в Компании. Начальник Центра технического аудита С.В. Палкин рассказал нашему корреспонденту, что предпринимается для повышения качества поставок и улучшения взаимодействия с ключевыми поставщиками подвижного состава и компонентов железнодорожной инфраструктуры. Стратегическая задача продвинуться по пути создания менеджмента качества продукции. Реализация намеченных мер позволит в краткосрочный период снизить риски от поступления на железнодорожный транспорт некачественной продукции. В среднесрочной перспективе будут созданы главные составляющие полноценной корпоративной интегрированной системы менеджмента качества. Таким образом, будут заложены основы к переходу в долгосрочной, после 2010 года, перспективе на управление качеством на основе международных стандартов ISO и IRIS…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палкин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы качества-в научном подходе»

резервы качества -в научном подходе

с. в. палкин,

доктор экономических наук,

начальник Центра технического аудита ОАО «РЖД»

На заседаниях Научно-технического совета ОАО «РЖД» регулярно обсуждаются вопросы реализации функциональной стратегии управления качеством в Компании. Начальник Центра технического аудита С. В. Палкин рассказал нашему корреспонденту, что предпринимается для повышения качества поставок и улучшения взаимодействия с ключевыми поставщиками подвижного состава и компонентов железнодорожной инфраструктуры.

Корр.: Сергей Валентинович! Когда появились инспекции качества на железных дорогах?

На железнодорожном транспорте инспекционный контроль существует с 1883 г., потребность в котором возникла еще в начале эксплуатации первой российской железной дороги из Петербурга в Москву.

В 1990-х годах процедуры инспекционного контроля и технической приемки определялись нормативными документами МПС России. До структурной реформы железнодорожного транспорта все производители имели отношения с единым монопольным потребителем (МПС), который совмещал государственные и хозяйственные функции. У ОАО «РЖД» только хозяйственные функции. Министерство транспорта РФ по закону о техническом регулировании не уполномочено вносить изменения в нормативные документы.

По сути, демонополизация рынка железнодорожных услуг, недостатки в законодательстве, регулирующем отношения по вопросам обеспечения безопасности, способствуют появлению множества потребителей и производителей железнодорожной продукции, не заинтересованных тратить силы и средства на повышение ее качества, соблюдать договорные нормы по проведению установленных процедур инспекционного контроля и технической приемки. Большинство новых производителей не имеет необходимой инспекционной инфраструктуры, не желая тратить на нее дополнительные

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

средства. Их философия такова: не производишь, значит, не нужен.

В этой ситуации Компания «РЖД» самостоятельно организовала инспекционный контроль и техническую приемку продукции силами собственных инспекторов-приемщиков на основании требований государственных (ГОСТов) и отраслевых (ОСТОов) стандартов.

Со всеми поставщиками заключены специальные соглашения об организации инспекционного контроля и технической приемки, а с департаментами разработана система взаимодействия. Сегодня инспектор независим от начальника департамента, который не может, используя административные рычаги, заставить его принять некачественную продукцию. Ежедневно мы принимаем несколько десятков локомотивов, полторы сотни вагонов, платформ, 17 тысяч крупных запасных частей и узлов. В ходе приемки отклоняется по несоответствию техническим требованиям от 5 до 15 % продукции. Но эффективность инспекционного контроля и технической приемки может и должна быть выше.

Корр.: Что не устраивает Инспекцию технического аудита, в частности, в вопросах безопасности?

То, что более четверти отказов технических средств в эксплуатации происходит из-за поставок некачественной продукции. Почему? Инспекционная проверка совместно с учеными ВНИИЖТа выявила многочисленные нарушения технологии сварочных работ. С нарушением технологии производилась сварка деталей тележек, а на некоторых боковых балках обнаружены не проваренные на всю толщину металла места. Монтаж фланцев рези-нокордовых муфт и бандажей производился с грубейшими нарушениями температурных режимов и других технических требований. Запрессовку колесных пар производил необученный работник.

Крайне низкими показателями готовности отличаются электровозы, построенные на Новочер-

-«- 65

приоритеты и безопасность

Стратегия развития экономики

6 (39) - 2009

касском электровозостроительном заводе. У ЭП-1 составляет 0,93, а у 2ЭС5К («Ермак») всего лишь 0,68. Нами было выявлено, что «хромает» качество электромонтажных работ.

Примечательно, что нарушения технологии допускаются даже там, где на предприятиях введена сертификационная система менеджмента качества по международному стандарту ISO. Поэтому в сегодняшней ситуации пока нельзя работать без четко налаженной системы входного контроля.

Корр.: Что, на ваш взгляд, поможет исправить положение?

Необходимо дифференцировать инспекционный и входной контроль по видам продукции, что, на наш взгляд, обеспечит экономичность системы обеспечения качества. Следует последовательно перейти на принятые в международной практике показатели эксплуатационной надежности и готовности.

Например, для литых деталей тележек грузовых вагонов установлен показатель надежности 90 % на весь срок службы. Получается, что фактическую оценку исполнения заводами такого показателя можно получить только через 32 года. Требуется оценка надежности в текущем периоде эксплуатации.

Для рельсов, этот показатель определяется нормами безопасности в 80 % при пропуске 600 млн т брутто. Это означает, что в течение эксплуатации возможен отказ каждого пятого рельса. Для предотвращения такого огромного количества отказов Компания вынуждена содержать десятки тысяч работников пути — примерно по одному на каждый километр эксплуатируемой протяженности железных дорог.

Необходимо законодательно установить обязанность ОАО «РЖД» осуществлять приемочную деятельность по всему спектру продукции. Пока это не сделано, будет расти число брака, и снижаться эффективность противодействия контрафактной продукции. Особенно это касается мелких предприятий, которые выпускают продукцию без освидетельствования на соответствие нормам безопасности.

Своего часа ждет выработка механизма взаимодействия ОАО «РЖД» со всеми участниками рынка железнодорожных перевозок, а это значит, нужно внести в законы РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта» дополнения об организации освидетельствования технического состояния подвижного состава, принадлежащего перевозчикам, а также при допуске на инфраструктуру.

Также предстоит создать пакет корпоративных документов, определяющих содержание, объем и

66 -

глубину технического контроля. Имеющиеся требования во многих случаях не определяют конкретной роли инспектора-приемщика при проведении испытаний. На большинство принимаемых изделий отсутствуют согласованные с ОАО «РЖД» программы и методики. В корпоративных нормативных документах следует более четко определить перечень типовых технологических операций по технической приемке продукции, а также определить конкретную роль инспектора-приемщика при проведении приемо-сдаточных испытаний. Эти документы должны быть разработаны силами производителей, а при необходимости отраслевая наука, корпоративные проектно-конструкторские бюро окажут им необходимую помощь.

Корр.: Какие резервы для улучшения корпоративной системы качества еще не использованы?

Необходимо сблизить интересы ОАО «РЖД» и поставщиков. Для этого на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» принят Меморандум о сотрудничестве в области повышения качества, где, в частности, подчеркивается, что будут определены конкретные меры по сертификации продукции, персонала и систем менеджмента качества, гармонизированы корпоративные стандарты ОАО «РЖД» с международными стандартами. В связи с меморандумом РЖД взяло на себя обязанность стимулировать качество поставок продукции — долгосрочными поставками, поощрениями и т. д.

Ассоциация — Российского союза производителей железнодорожной техники (РСПЖТ) позволит реализовать ряд научно-технических проектов, продвинуть их на рынок.

ОАО «РЖД» предложило создать Ассоциацию производителей железнодорожной техники, по аналогии с Союзом европейской железнодорожной промышленности (UNIFE). В нее войдут крупнейшие компании — ОАО «Трансмашхолдинг», «Ев-разхолдинг», Вагонная компания Мордовии, системотехнические компании, научные организации и разработчики информационных технологий.

Интеграция сил и ресурсов ассоциации позволит повысить качество выпускаемой продукции, осуществить наукоемкие разработки, а также реализовать крупные межотраслевые проекты технического перевооружения железнодорожного транспорта с использованием «прорывных» технологий.

Корр.: Качество приобретаемой продукции во многом зависит не только от законодательных актов и требований, предъявляемых Компанией к производителям?

Можно принимать самые актуальные законы, но они не дадут результата, если не будет развиваться

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

научно-техническая база предприятий. Необходимо приобретать самое прогрессивное оборудование.

Наладить учет системы отказов. В идеале — все знать по отказам технических средств: было столько-то отказов из-за неправильных действий при эксплуатации, и из-за некачественной продукции. В Департаменте вагонного хозяйства вся эта информация есть, но дело до санкций не доходит. А раз этот механизм не действует, значит, у предприятия нет стимулов для дальнейшего повышения качества!

Все разработки технических требований, новых технических условий проходят согласование в нашем Центре технического аудита, с инспекторами-приемщиками на местах. По системе разработки и поставки продукция должна проходить периодические испытания, которые подтверждают стабильность ее качества. Они проводятся либо в испытательных центрах предприятий, либо в лабораториях по вагонам и неразрушающему контролю. По литым деталям тележек проводим испытания на разрушения на стендах. На каждую проверку приглашаем специалистов. На Демиховский машиностроительный завод выезжали по поводу качества сварки вместе со специалистами по сварке из ВНИИЖТа. Когда разбирались с качеством литых деталей, приглашали главных специалистов завода. С участием заводчан разработаны новые технические требования на литые детали, и сегодня они введены как отраслевой стандарт.

Совместно с учеными предстоит разработать массу отраслевых стандартов о порядке проведения приемочных испытаний, стандарта организации, а их нужно до 500 в год. А всего нужно пересмотреть около 8,5 тысяч.

Достичь более высоких результатов в вопросах повышения качества продукции поможет разработанная отраслевыми учеными методика «Барьер», которая обнаруживает дефекты на ранней стадии производства. В частности, может выявить повторяемость критических видов дефектов на определенных стадиях технологического процесса изготовления деталей вагонов. Для полномасштабного контроля качества потребляемой продукции необходимо не только предъявлять научно обоснованные требования к системам менеджмента качества производителей, но и создавать собственную корпоративную систему менеджмента, взяв за основу идеологию международных стандартов качества.

Здесь не обойтись без согласования условий договоров поставок, привлечения инспекторов-приемщиков к приемочным испытаниям. Их участие в процессе разработки, постановке на производство

и приемке продукции будет способствовать повышению эффективности деятельности инспекций в интересах департаментов.

Корр.: Какая работа проводится по борьбе с контрафактной продукцией?

Контрафактной считается продукция, произведенная без соблюдения технических условий и требований. Инспекторы-приемщики следят за тем, чтобы приобретаемая продукция соответствовала им. Если у производителя нет технических условий, то о каком качестве вообще может идти речь?

С другой стороны, нарушения технических требований и технологий при производстве, коль они произошли, надо выявить. Вот почему продукцию мы должны проверять при входном контроле. Компания будет ориентироваться на закупки у изготовителей, которые дорожат качеством продукции, с честью несут за нее ответственность. Считаем, что заслон контрафакту ставит специальное маркирование продукции, поэтому обязательно используем специальные клейма.

В старой системе технического регулирования ГОСТы и ОСТы носили обязательный характер. По нынешней системе технического регулирования любой стандарт носит добровольный характер для многократного использования и применения. Новая система будет основываться на технических регламентах, в которых заложены необходимые требования, обеспечивающие безопасность всего жизненного цикла.

Стратегическая задача — продвинуться по пути создания менеджмента качества продукции. На научно-техническом совете говорилось, что нужно провести мониторинг продукции с помощью классификатора. Создать систему рекламационной работы, причем оптимизировать процесс, получать от рекламационной работы максимум средств, в частности, по системе обеспечения качества сложных технических систем, прежде всего, подвижного состава.

Реализация предложенных мер позволит в краткосрочный период снизить риски от поступления на железнодорожный транспорт некачественной продукции. В среднесрочной перспективе будут созданы главные составляющие полноценной корпоративной интегрированной системы менеджмента качества.

Таким образом, будут заложены основы к переходу в долгосрочной, после 2010 года, перспективе к управлению качеством на основе международных стандартов ISO и IRIS.

Вел беседу Виталий ТЕТЕРЯТНИК

- 67

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.