Научная статья на тему 'Резервы и механизмы повышения качества продукции. Виртуальное производство и cаls- технологии'

Резервы и механизмы повышения качества продукции. Виртуальное производство и cаls- технологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
128
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Резник Юрий Николаевич, Колодин Виктор Семенович, Гутгарц Римма Давыдовна

Обсуждается проблема введения понятия виртуальное предприятие как системы компьютерных моделей изделий, технологических и производственных процессов. В этом плане ключевые позиции занимают CALS-технологии и связанные с ними функциональные модели, позволяющие минимизировать затраты на сбор и ввод информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Резник Юрий Николаевич, Колодин Виктор Семенович, Гутгарц Римма Давыдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы и механизмы повышения качества продукции. Виртуальное производство и cаls- технологии»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. С.210.

2. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М. 2005. С.202.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление М.: Прогресс.1983. С.302.

4. Зозуля Ю.И. Интеллектуальные нейросис-темы. Серия: Нейрокомпьютеры и их применение. Книга 12. М.: Радиотехника. 2003. С.144.

5. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. С.398.

6. Черчмен Ч. У. Акоорх Р., Арноф Л. Введение в исследование операций. Пер. с англ. М., Наука 1967. С.488.

7. Hart F. Dann of a Millennium. Boston. 1990. p.22.

8. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск. Наука .1991. С.179.

9. Каталог биосферы / Справочник. Пер. с англ. М. Мысль. 1991. С.253.

10. Lem S. Filozofia przypadki. Krakow. 1988. T2. S.123.

11. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика. 1992. С.254.

12. Forbs R.I. Man the Maker. London. 1958.

13. Лем С. Модель культуры //Вопросы философии. 1969. №8. С.51-52.

14. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспект. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1994. С.282.

15. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке. М.: Мысль. 1990. С.104.

16. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля / Проблемы космопланетар-ной антропоэкологии. —Новосибирск: Наука. 2004. С.312.

17. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. -М.: Слово. 2004. С.240.

18. Kay R. The Kay Tax. How a small tax change enabling greater use of account-based community currencies could initiate economic transformation// Paper delivered at the TOES 98 conference in Birmingham/ UK. 1998. 15-17 May.

19. Поликарпова В.А. Генная инженерия человека: надежды и прогнозы (философия размышления). -Спб. -Ростов-на-Дону -Таганрог: АГН. Изд-во ТРГУ. 1999. С.88.

Резник Ю.Н., Колодин В.С., Гутгарц Р.Д. УДК621.01(07)

РЕЗЕРВЫ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И CАLS- ТЕХНОЛОГИИ

Совершенствование качества целесооб- дования параметров качества, в том числе,

разно выполнять с помощью статистических виртуальные модели.

методов — основных инструментов всеобщего Понятие «виртуальный» употребляется

качества (TQM).Одним из принципов TQM яв- для характеристики объекта, который, будучи

ляется то, что в основе принятия решений дол- нереальным, «кажущимся», существует в

жны быть только факты, а не интуиция. Глав- смысле оказываемого им действия. В области

ные причины трудностей, возникающих при промышленного производства термин «вирту-

создании и обеспечении качества — ложные альный» все чаще употребляется для обозначе-

представления и ошибочные действия. Чтобы ния компьютерных моделей проектируемых

различить, что ложно, а что ошибочно, нужно изделий, моделей технологических и произво-

организовать процесс поиска фактов, то есть дственных процессов.

статистического материала. Кроме того, необ- Применение этого термина является

ходимо корректно формировать модели иссле- оправданным. В самом деле, компьютерная

модель изделия не существует как физический

объект, однако воспринимается конструкторами, технологами и другими специалистами как нечто реальное. Наличие модели изделия является необходимым условием для развертывания процессов подготовки производства, т.е. оказывает влияние на реально происходящие действия. Поэтому часто модель изделия или детали называют виртуальным объектом [1].То же самое можно сказать о технологических процессах. Например, компьютерное моделирование процессов горячей штамповки, литья из пластмасс и др. и их исследование с помощью САЕ-систем, реалистичная имитация (моделирование) процессов обработки деталей на станках с ЧПУ и моделирование их работы. Анализ виртуального технологического процесса позволяет технологу принимать реальные оптимальные решения. Производственные процессы управления также могут существовать в виде моделей, например компьютерные модели потоков производственных заданий.

Таким образом, полномасштабное использование компьютерных технологий приводит к тому, что все проектные и организационные решения на предприятии принимаются сначала на уровне моделей. При этом реальные объекты и процессы становятся своего рода отображением «виртуальных» объектов и процессов во внешнюю среду. Это позволяет говорить о виртуализации современного производства [1].

CALS-технологии представляют собой стратегию промышленности, направленную на эффективный синтез производственных систем, создание, управление и использование электронных баз данных, определяющих функционирование объекта на всем жизненном цикле изделия при условии применения международных стандартов качества ЕЮ-9000, внедрение новых информационных технологий, реорганизации предпринимательской деятельности

CALS-технологии базируются на локальных решениях, разработанных и реализованных на предыдущих этапах развития информационных технологий- (САПР, АСУ, АСУТП, БПИО и тд). Развитие компьютерных сетей сделало возможным создание таких информационных систем, которые обеспечивают безбумажную технологию взаимодействия между организациями, заказывающими, производящими и эксплуатирующими, охватывая все этапы жизненного цикла продукта - от марке-

тингадо утилизации[1,3]. Предметом CALS является создание единой интегрированной модели продукта и его жизненного цикла, описывающей объект настолько полно, что эта модель может использоваться как единый источник информации для любых выполняемых в ходе жизненного цикла процессов. Таким образом любой процесс (маркетинг, проектирование, планирование, производство и т.д.) является как источником, так и потребителем информации для CALS систем. CALS-технологии открывают новые возможности информационного взаимодействия нескольких предприятий, позволяя им строить кооперацию в форме "виртуальных" предприятий независимо от их географического положения и национальной принадлежности.

Чаще всего CALS рассматривается как стратегия выживания в рыночной среде, позволяющая, в том числе, обеспечить заданное качество продукции в интегрированной системе поддержки жизненного цикла путем электронного документирования всех выполняемых процессов и процедур. В этом случае создается функциональная модель системы обеспечения качества продукции, в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.

Функциональная модель системы качества продукции описывает процессы обеспечения качества продукции и их интерфейсы, связанные с ними обязанности, полномочия, процедуры и ресурсы, распределение обязанностей и полномочий подразделений и персонала предприятия. Модель также содержит ссылки на все нормативные акты, требования которых должны быть учтены при создании системы качества.

Наличие функциональной модели позволяет выявить логические ошибки, допущенные при построении системы обеспечения качества, уточнить распределение полномочий и ответственности, автоматически генерировать отчетные документы по структуре системы. Преимуществом такой системы обеспечения качества является также актуальность всей информации. Другим преимуществом является минимизация затрат на ввод информации, так как она берется из других информационных систем и доступна всем процессам

С точки зрения обеспечения качества, рассмотренные информационные технологии - это такие же технологии, как, например, технологии машиностроения, поэтому обеспече-

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ние качества продукции или услуг зависит от качества (точности и соответствия) компьютерного программного обеспечения. Система обеспечения качества должна это признавать. Функцией обеспечения качества является гарантирование того, что разработчики программного обеспечения выработали и провозгласили правила, по которым они будут работать, и что они придерживаются этих правил. Обеспечение качества с использованием компьютерных программ, в значительной степени, достигается теми же средствами, что и обеспечение качества традиционными методами, то есть: ответственность со стороны людей, проверка и утверждение, контроль за пересмотром и распространением. CALS - технологии - это новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие создание единой информационной среды для процессов проектирования, производства, испытаний, поставки и эксплуатации продукции.

CALS-системы, в значительной мере, коррелируют с идеологией всеобщего управления качеством (TQM). Другими словами, принципы TQM уже заложены в идеологии CALS-сис-тем. Поэтому внедрение на предприятиях интегрированных информационных технологий означает автоматическую реализацию принципов всеобщего управления качеством.

Обоснованием внедрения CALS- технологий является тот факт, что на большинстве промышленных предприятий действующие системы обеспечения качества не соответствуют требованиям стандартов ИСО серии 9000 и малоэффективны.

Основной причиной этого является отсутствие на предприятиях:

1. комплекта необходимой документации;

2. современных средств автоматизации процессов сбора и анализа информации о дефектах и отказах в процессе изготовления, испытания и эксплуатации продукции;

3. современных информационных технологий, необходимых для реализации всех элементов системы качества, предусмотренных стандартами ИСО серии 9000;

4. элементов системы качества, необходимых для обеспечения гарантированного изготовления высококачественной продукции.

Предприятиям, претендующим на получение сертификата на систему качества, в первую очередь, приходится решать задачи, свя-

занные с информационным обеспечением качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

Проблему такого информационного обеспечения удалось решить на основе применения методологии анализа процессов, предусмотренной международными стандартами IDEF0, путем разработки типовой электронной модели обеспечения качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Комплекс программных средств, с одной стороны, определяется требованиями стандартов CALS, а с другой - полностью соответствует требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Исходя из изложенного, виртуальное предприятие - это постоянный поиск наиболее выгодных и надежных партнеров для производства нужных изделий. Виртуальные предприятия могут постоянно перестраивать свою конфигурацию и структуру производственных процессов так, чтобы сохранять максимальную эффективность. Благодаря своей способности создавать и использовать самые новаторские идеи при меньших затратах и в более сжатые сроки они сегодня, в развитых странах, уже составляют серьезную конкуренцию крупным традиционным предприятиям.

Создание и функционирование виртуальных предприятий как организационных структур возможно только при условии использования современных информационных технологий (сетевых средств и технологий коммуникации - средств Internet/Intranet), методов компьютерного проектирования и моделирования процессов изготовления, компьютерной поддержке всех этапов жизненного цикла изделий и удовлетворение требований, определенных стандартом качества- ИСО 9000-2001.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров В.Н., Лаохин Ю.Л. Интегрированные информационные системы управления качеством. М.: «Европ. Центр по качес-тву».-2002,-64с.

2. Антикризисное управление Учебник. Ред. Э.М. Коротков .М.2001, 432с.

3. Аттетков А.В., Галкин С.В., Зарубин В.С. Методы оптимизации: Учеб. для студ. втузов. . М.: Изд-во МГТУ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.