Ю. И. Толок, Т. В. Толок РЕЗЕРВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Ключевые слова: химическая технология, формирование исследовательских умений студентов.
Подготовка химиков - технологов в вузе предполагает формирование у них навыков научноисследовательской работы на базе промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций специальной технической химии, что требует решения новых организационных вопросов и материальных затрат. Резервом формирования этих навыков может стать введение уже с младших курсов в курсовых работах патентных исследований по установлению уровня и тенденций развития техники и технологии в области будущей профессиональной деятельности, выявлению новых технических решений.
Keywords: chemical technology, teaching research skills.
University level training of chemical engineers includes teaching general research skills. Both industry and academiashould be involved, which requires dealing with new organizational challenges and additional expenses. A potential solution to the problem of lack of training these skills during the first university years could be introductory project-based courses and seminars on patents. Such courses should include the basic of patents research, analysis of state-of-the-art of technological development in the students' target field of study, investigation of new technical solutions.
В представленной статье раскрыты резервы формирования исследовательских умений у студентов по специальности «Химическая технология» не требующие решения серьезных организационных вопросов и материальных затрат.
Руководящие документы по организации обучения будущих специалистов на протяжении последних лет отмечают наличие разрыва между возросшими требованиями к их подготовке и уровнем их обучения в высших учебных заведениях и требуют повысить качество их профессиональной
подготовки [3]. Ориентация отечественного
образования на инновационный путь развития требует модернизации подхода к обеспечению качества образования, критериям его оценки, нового подхода к организации образовательного процесса и управления им. В КНИТУ провозглашено, что основным механизмом реализации инновационного пути развития вуза как национального
исследовательского университета является создание на его базе учебно-научно-инновационных комплексов. Известно, что их отличительной особенностью является то, что траектория научнотехнического инновационного процесса реализуется по цепочке фундаментальные и поисковые научноисследовательские работы - прикладные и
экспериментальные научно-исследовательские работы - опытно-конструкторские работы -подготовка персонала, производства, материальнотехнической и технологической базы - выпуск и реализация наукоемкой продукции и оказание услуг. [1].
Таким образом, формирование химика -технолога двадцать первого века, как инновационного продукта системы образования, предполагает прохождение им в ходе обучения в вузе многостадийного процесса воплощения новых идей или методов в практику. Поэтому не случайно
в учебной программе по специальности «Химическая технология» (форма обучения -
бакалавр) ставится задача о вовлечении студентов уже на младших курсах в научноисследовательскую деятельность. В магистерских программах по данной специальности задача о формировании у студентов навыков научноисследовательской деятельности ставится еще жестче. А именно, пятьдесят процентов времени, отводимого на освоение магистерской программы должны занимать, различные виды практики и научно-исследовательская работа. Предполагается формирование навыков научно-исследовательской работы проводить главным образом на базе промышленных предприятий специальной технической химии Российской Федерации и научно-исследовательских и проектных
организации того же профиля. Такая организация учебного процесса, несомненно, потребует решения новых для учебного процесса серьезных организационных вопросов и потребует дополнительных материальных затрат.
В то же время общеизвестно, что высокие результаты деятельности выдающихся деятелей науки и техники всегда опирались на достижения научной мысли и интеллектуальный потенциал общества. Для обеспечения процесса обращения результатов интеллектуального труда в интеллектуальный товар более двухсот лет тому назад создана специальная ветвь правового регулирования - авторское и патентное право. В условиях стремительного развития научнотехнического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах духовного и материального приобретает все большее значение. Поэтому не случайно много лет тому назад в учебный план еще КГТУ была введена учебная дисциплина «Защита
интеллектуальной собственности и
патентоведение», основными целевыми
установками преподавания которой являлись:
- сформировать у студентов навыки самостоятельной творческой работы в области исследования (анализа), создания и охраны объектов промышленной собственности; научить студентов устанавливать уровень развития техники и технологии в области будущей профессиональной деятельности в ходе осуществления патентных исследований;
- научить выявлять новые технические решения в виде строго определенного объекта и характеризовать его совокупностью существенных признаков и т. д.
Таким образом, исходя из
вышеперечисленных целевых установок и опыта преподавания данной дисциплины можно утверждать, что на существующей учебной базе университета, без дополнительных финансовых затрат можно реально сформировать у студентов навыки самостоятельной творческой работы по установлению уровня и тенденций развития техники в области будущей профессиональной деятельности, научить выявлять новые технические решения в виде строго определенного объекта и характеризовать его совокупностью существенных признаков. К сожалению даже среди отдельных преподавателей бытует мнение, что для студентов вуза выявлять уровень и тенденцию развития техники в конкретной области, осуществлять анализ применяемости прогрессивных решений в исследовательских и проектных работах это сложно, затратно по времени и поэтому излишне.
Обоснуем необходимость для будущего химика-технолога элементарных знаний в области защиты интеллектуальной собственности и патентоведения. Эти знания необходимы еще на этапе планировании тематики научноисследовательских работ для того, чтобы выяснить, решалась ли поставленная техническая задача ранее, какие решения защищены патентами, какие компании работают в данной области техники, каковы перспективы разработки темы. Эти же знания объективно необходимы для бакалавра и, особенно для магистра для осуществления фундаментальных и поисковых научноисследовательских работ в ходе инновационного учебного процесса вуза. Дело в том, что одной из особенностей современной инженерной деятельности является информационный взрыв, приводящий к удвоению научной и технической информации за два - три года и требующий от специалистов способностей и навыков к самообразованию, позволяющему выявлять новейшие научно-технические достижения и оперативно вносить изменения в уже существующие объекты промышленной собственности. Для того, чтобы инженер умел оперативно знакомиться с новейшими научно-техническими достижениями в интересующей его области, его необходимо обучить методике патентных исследований, так как по
сравнению с другими источниками технической информации патентные документы имеют неоспоримые преимущества.
Во-первых, текущие патентные документы отражают новейшую информацию.
Во-вторых, патентная статистика
показывает распределение идей по отраслям знаний, что позволяет выявить наиболее важные области развития техники, в которых сконцентрирована в данный момент изобретательская активность.
В-третьих, патентная информация
позволяет определить, какие идеи являются прогрессивными и перспективными, то есть куда должны быть направлены творческие и материальные ресурсы для ускорения научнотехнического прогресса [2].
Знания о новейших научно-технических достижениях, полученные инженером в результате изучения патентной информации становятся базой получения новых знаний для создания новых технических решений. Вышеизложенное
подчеркивает важность формирования у будущих инженеров в рамках вуза исследовательских умений использования новейших научно-технических
достижениях.
Эти же знания объективно необходимы и для будущей профессиональной деятельности выпускника университета, так как на стадии создания объектов техники, включающей проведение научных исследований и разработку конструкторско-технологической документации, обязателен патентный поиск с целью выявления имеющихся технических решений в данной области, определение уровня этих решений и отбор
перспективных изобретений, определение их патентоспособности.
Далее на стадии освоения и реализации новой техники патентный поиск необходим для контроля за изменением уровня техники, определения патентной чистоты выпускаемой продукции, принятия своевременных мер по использованию новейших изобретений или по их обходу в случае, если они защищены патентами.
Поиск проводится также с целью техникоэкономического анализа изобретений при прогнозировании тенденций развития техники. Незнание этих вопросов будущим специалистом нанесет материальный ущерб не только ему самому, как творческому работнику, но и производству и обществу в целом.
Отвечая на вопрос о якобы необходимости
значительного времени для осуществления
патентных исследований в рамках учебного
процесса, можно ответить следующее. Практика показывает, что обучение студентов методике проведения патентных исследований даже в объеме шести - восьми учебных часов квалифицированным преподавателем позволяет студентам
самостоятельно и качественно осуществлять
патентные исследования. Кроме того, новые
возможности для студенческого творчества
открывает доступность электронных баз данных
Института промышленной собственности
Российской Федерации.
Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующий вывод - одним из резервов формирования у студентов исследовательских умений по специальности химическая технология без решения серьезных организационных вопросов и материальных затрат может стать введение в содержание курсовых работ раздела «патентные исследования» по установлению уровня и тенденций развития техники и технологии в области будущей профессиональной деятельности. Для качественной реализации данного предложения объективно необходимо сопровождение
специальности «Химическая технология» изучением учебной дисциплины «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение». Подобный подход будет способствовать:
- во-первых, усилению роли междисциплинарного комплекса программ в изучении объектов;
- во-вторых, укреплению парадигмы целостности и интегративности, осознания необходимости всестороннего взгляда на мир;
- в-третьих, внедрение в научное исследование многоальтернативной, ветвящейся графики прогностики;
- в-четвертых, усиление значения нетрадиционных средств и методов исследования [2].
Литература
1. Кондратьев В.В. Методология инновационного развития науки и высшего профессионального
образования: учеб. пособие / В.В. Кондратьев. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 236 с.
2. Кондратьев В.В. Методология системного исследования: учебное пособие / В.В. Кондратьев. -Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 236 с.
3. Толок Ю.И. Междисциплинарный контроль как средство повышения качества подготовки специалиста / Ю.И. Толок, Т.В. Толок // Вестник Казан. технол унта. - 2010. - №12.- С.306-311.
© Ю. И. Толок - кан. пед. наук, доц. каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ, [email protected]; Т. В. Толок - ст. препод. каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ.