Научная статья на тему 'Резервный фонд российской Федерации в системе государственных финансов'

Резервный фонд российской Федерации в системе государственных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1704
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО / БАЗОВАЯ ЦЕНА / НЕФТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А.Н.

В статье представлены результаты авторского исследования о формировании, расходовании и размещении средств Резервного фонда РФ. Дана оценка эффективности управления средствами фонда и целесообразности реализации механизма Резервного фонда РФ в рамках антициклической финансовой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервный фонд российской Федерации в системе государственных финансов»

Государственные финансы

УДК 336.143.231

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет

В статье представлены результаты авторского исследования о формировании, расходовании и размещении средств Резервного фонда РФ. Дана оценка эффективности управления средствами фонда и целесообразности реализации механизма Резервного фонда РФ в рамках антициклической финансовой политики государства.

Ключевые слова: Резервный фонд, нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, бюджетное правило, базовая цена, нефть.

Резервный фонд РФ является элементом созданного в России антициклического финансового механизма сбалансирования федерального бюджета в условиях волатильности цен на углеводороды (нефть, природный газ), который стал реализо-вываться с 2008 г. [11-13]. Политика антициклического сбалансирования федерального бюджета стала осуществляться в России еще с 2004 г., с момента создания Стабилизационного фонда РФ. В него подлежали зачислению сверхдоходы федерального бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых (нефти) и от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую при превышении цены на нефть над ее базовой ценой (базовая цена на нефть составляла в 2004-2005 гг. 20 долл. /барр.; 2006-2007 гг. - 27 долл. /барр.). При цене на нефть ниже базовой недостающие доходы должны были списываться из Стабилизационного фонда РФ для финансирования расходов федерального бюджета.

Средства Стабилизационного фонда РФ в январе 2008 г. были разделены и направлены в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ. С 2008 г. сверхдоходы федерального бюджета подлежат зачислению в Резервный фонд РФ.

Первоначально цель Резервного фонда РФ была обозначена как финансирование нефтегазового трансферта при недостаточности для этого полученных нефтегазовых доходов. В соответствии с действующей трактовкой бюджетного законодательства Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению и предназначенных для осуществления сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета [1, ст. 96.9]. Кроме того, средства Резервного фонда могут быть использованы для досрочного погашения государственного внешнего долга.

В системе созданного антициклического финансового механизма сбалансирования федерального бюджета с 2008 г. центральное место было отведено нефтегазовому трансферту - нефтегазовым доходам, направляемым на финансирование расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом была установлена фиксированная величина нефтегазового трансферта, равная 3,7 % от прогнозируемого ВВП [1, ст. 96.8]. Нефтегазовые доходы в течение года должны были накапливаться на счете Министерства финансов РФ, открытого в Федеральном казначействе и находящегося в Банке России, и ежемесячно

равными частями списываться на финансирование расходов текущего федерального бюджета в рамках утвержденного объема нефтегазового трансферта в федеральном законе о федеральном бюджете. При аккумулировании на счете необходимой величины нефтегазовых доходов доходы сверх этой величины должны направляться в Резервный фонд РФ, а при достижении ими объема 7 % (ранее было 10 %) 1 от прогнозируемого ВВП - в Фонд национального благосостояния РФ. При недостатке нефтегазовых доходов текущего года недостающая величина средств должна изыматься из Резервного фонда РФ. В период финансового кризиса в России величина нефтегазового трансферта была установлена на более высоком уровне по отношению к ВВП (в 2008 г. -6,1 %; 2009 г. - 5,5 %; 2010 г. - 4,5 %).

С 2013 г. был изменен порядок формирования и расходования средств Резервного фонда РФ. Было исключено понятие «нефтегазовый трансферт», которое использовалось в федеральном бюджете в 2008-2012 гг. В качестве источника доходов федерального бюджета были установлены дополнительные нефтегазовые доходы. Они определяются в виде разницы между получаемыми нефтегазовыми доходами и нефтегазовыми доходами, которые получил бы федеральный бюджет при базовой цене на нефть. В качестве цены на нефть используется российская нефть марки «Юралс». Базовая цена рассчитывается как средняя цена за последние 10 лет (в переходном периоде, начиная с 2013 г., базовая цена на нефть принимается равной средней цене за первое полугодие 2012 г., или 112,23 долл. /барр., а в последующие годы она устанавливается равной среднему ее значению за последние 5 лет, с увеличением ретроспективного периода расчета на 1 год за каждый последующий календарный год (до тех пор, пока период ее расчета не составит 10 лет).

В соответствии с положениями бюджетного законодательства дополнительные доходы, подлежащие зачислению в Резервный фонд РФ, можно формализовать следующим образом [1, ст. 96.9]:

ДД(п) = Д (п)(Ст (п)факт - Ст(и)баз) / Ст(п)факт,

где ДД - дополнительные нефтегазовые доходы по п-му источнику нефтегазовых доходов федерального бюджета (за месяц); Д(п) - дополнительные нефтегазовые доходы по п-му источнику нефтегазовых доходов федерального бюджета (за месяц);

1 В рамках 2010-2014 гг. максимальная величина для Резервного фонда РФ не определяется.

Ст(п)факт и Ст(п)баз - ставка налога по п-му источнику нефтегазовых доходов федерального бюджета (фактически действующая и базовая ставка соответственно).

Источниками нефтегазовых доходов федерального бюджета являются:

- вывозная таможенная пошлина на нефть сырую;

- вывозная таможенная пошлина на газ природный;

- вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти;

- налог на добычу полезных ископаемых (по нефти).

Изначально задуманный механизм Резервного фонда РФ действовал только в 2008-2009 гг., а затем в бюджетное законодательство были внесены изменения, направленные на временное изменение установленного финансово-бюджетного механизма, созданного в России с 2008 г.

В 2008-2009 гг. было произведено зачисление нефтегазовых доходов в размере 909,1 млрд руб. (табл. 1). Далее они два года не поступали в Резервный фонд РФ, а в 2012 и 2013 гг. (по итогам, соответственно, 2011 и 2012 гг.) их вновь туда стали зачислять (в сумме 1,8 трлн руб.). Потом опять были внесены в бюджетное законодательство положения, приостанавливающие зачисление в Резервный фонд РФ нефтегазовых доходов за 2013-2015 гг., а также приостанавливающие вообще выделение в составе федерального бюджета в эти годы нефтегазовых доходов.

Расходование средств Резервного фонда стало осуществляться с 16.03.2009, когда средства со счетов в иностранной валюте переводились в рубли и перечислялись на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Расходование средств осуществлялось только в течение двух лет (2010-2011 гг.), а их величина составила около 4,3 трлн руб. При этом сумма изъятия средств на финансирование нефтегазового трансферта составила только 179,4 трлн руб., которая не была перечислена в Резервный фонд РФ. В целом за 2009 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета были даже больше величины нефтегазового трансферта (на 309,1 млрд руб.), однако из-за неравномерности их поступления в течение года возникла необходимость использовать средства Резервного фонда РФ на финансирование нефтегазового трансферта. Наибольшее изъятие средств из Резервного фонда РФ было осуществлено на финансирование сбалансированности федерального бюджета (4,1 трлн руб.).

Таблица 1

Формирование и расходование средств Резервного фонда РФ (2008 г. - середина 2013 г.), млрд руб.

Год Зачисление средств Расходование средств Сальдо поступлений Переоценка средств Остаток средств на 1 января следующего года*

Из Стабилизационного фонда РФ Нефтегазовые доходы Доходы от размещения средств Нефтегазовый трансферт Для сбалансированности федерального бюджета

2008 3 069,0 420,6 28,6 - - +3 518,2 +509,4 4 027,6

2009 - 488,5 205,0 179,4 2 964,8 -2 450,7 +253,6 1 830,5

2010 - - - - 1 144,0 -1 144,0 +88,7 775,2

2011 - - - - - - +36,3 811,5

2012 - 1 090,4 - - - +1 090,4 -16,2 1 885,7

2013** - 713,5 - - - +713,5 +171,7 2 770,9

Итого 3 069,0 2 713,0 233,6 179,4 4 108,8 +1 727,4 +1 043,5 -

* Для 2013 г. - на 1 июля. ** За первое полугодие.

Источник: Движение средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фонда / Резервный фонд РФ / Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfm. га.

Отличие расходования средств фонда на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета от перечисления нефтегазового трансферта в федеральный бюджет состояло в том, что изъятия средств в целях сбалансированности федерального бюджета производились сверх величины утвержденного нефтегазового трансферта. Сами суммы таких изъятий определялись необходимостью покрытия утвержденных расходов в федеральном законе о федеральном бюджете.

В феврале 2008 г. в Резервный фонд РФ было зачислено 28,6 млрд руб., но это были доходы от размещения средств Стабилизационного фонда РФ. В 2009 г. было зачислено 205,0 млрд руб. полученных доходов от размещения средств Резервного фонда РФ за 2008 г. и 2009 г. (за 2009 г. часть доходов от размещения средств фонда была получена в 2010 г.). В дальнейшем в связи с необходимостью снижения дефицита федерального бюджета было принято зачислять доходы от размещения средств Резервного фонда РФ непосредственно в федеральный бюджет, и поэтому такие доходы не стали выступать источником его формирования. Однако предполагается, что такой порядок зачисления доходов является временным, а в дальнейшем (с 2016 г.) планируется вернуться к их зачислению в Резервный фонд РФ.

Всего за 5,5 лет (2008 г. - середина 2013 г.) в Резервный фонд РФ было зачислено 6 трлн руб., а израсходовано - около 4,3 трлн руб. При этом 1/2 всех источников финансовых ресурсов Резервного фонда РФ составили средства расформированного Стабилизационного фонда.

Максимальный объем средств Резервного фонда РФ наблюдался 01.03.2009 (4 869,7 млрд руб.), это было обусловлено наибольшей девальвацией рубля в период финансового кризиса 2008-2009 гг. Из-за размещения средств в иностранной валюте с ростом ее курса по отношению к рублю произошло увеличение объема средств фонда в рублях. Максимальный объем Резервного фонда РФ в пересчете на доллары США был достигнут 01.09.2008 и составлял 142,6 млрд долл. [9]. Это было вызвано зачислением в фонд в предыдущем месяце (август 2008 г.) нефтегазового трансферта. Максимальный объем средств фонда по отношению к ВВП наблюдался в феврале-марте 2008 г. (12,5 % ВВП), что также связано с девальвацией рубля. Правительство РФ не прибегло к сокращению величины фонда до 10 % ВВП (в целях соответствия прописанной в бюджетном законодательстве норме) в связи с тем, что его увеличение связано с изменением курса рубля, который был подвержен большой волатильности. Минимальная величина средств Резервного фонда РФ наблюдалась 01.08.2011 и составляла 735,0 млрд руб., или 1,3 % ВВП. В эквиваленте долларов США минимальная величина фонда наблюдалась 01.01.2011 и составляла 25,4 млрд долл.

Банк России на средства Резервного фонда РФ, находящиеся в национальной валюте, процентов не начисляет. Поэтому средства размещаются в иностранной валюте, на счетах, открытых в банке России, который, в свою очередь, размещает их в иностранные активы, номинированные в данных валютах. Правительством РФ и Министерством финансов

РФ установлены требования к таким активам [2-8]. Доход, приносимый этими активами, зачисляется на рублевый счет федерального бюджета (в 2009 г. - на рублевый счет Резервного фонда РФ). Такой механизм позволяет Банку России снизить для себя валютный риск, а изменение курса рубля не оказывает воздействия на величину его собственных средств. В противном случае Банк России мог бы получать как значительные убытки, так и значительную прибыль (или положительный результат) от переоценки международных резервов [10].

Средства, зачисляемые в Резервный фонд РФ, подлежат конвертации в иностранную валюту (доллары США, евро, фунты стерлингов) и используются Банком России для вложения в зарубежные финансовые активы. При этом доля средств, номинированных в долларах США и евро, составляет по 45 %, а в фунтах стерлингах - 10 % (табл. 2) [4].

Кроме того, за счет средств Резервного фонда РФ производилось формирование резервной позиции Российской Федерации в МВФ (991,94 млн СДР). Эти средства можно представлять как одно из направлений размещения средств Резервного фонда РФ. Однако в дальнейшем (в связи с изменением в законодательстве о Банке России) функции Министерства финансов РФ по формированию резервной позиции в МВФ были переданы Банку России. В соответствии с этим средства, внесенные Российской Федерацией для формирования резервной позиции в МВФ, были отнесены к Банку России, а тот, в свою очередь, 18.01.2011 выплатил Министерству финансов РФ рублевый эквивалент компенсации

переданной ему резервной позиции (46 млрд руб.), которая была зачислена на рублевый счет по учету средств Резервного фонда РФ. На полученные средства Министерство финансов РФ приобрело иностранную валюту путем зачисления их на счета, открытые в иностранной валюте по учету средств Резервного фонда РФ.

Суммарно за 5,5 лет (2008 г. - середина 2013 г.) доходы от размещения средств Резервного фонда РФ составили около 280 млрд руб., а полученная положительная переоценка его средств (от переоценки иностранной валюты по действующему рыночному курсу) составила более 1 трлн руб. (табл. 3). Таким образом, в структуре совокупного дохода фонда доля доходов от размещения средств составила 1/5, а доля «вклада» переоценки средств - 4/5.

Из-за размещения средств фонда за рубежом в инструменты финансового рынка с низкой доходностью (в целях минимизации риска и поддержания высокой ликвидности) среднегодовая номинальная доходность средств Резервного фонда РФ за тот же период (5,5 лет) составила всего 2,1 %, а среднегодовая реальная доходность была отрицательной и составила «минус» 6,1 %. С учетом переоценки средств фонда, номинированных в иностранной валюте, среднегодовая номинальная доходность составляла 9,7 %, а среднегодовая реальная доходность -0,8 %. Таким образом, в целом удалось выйти на положительное значение реальной доходности от размещения средств фонда, однако она оказалась крайне низкой (также на нее существенное воздействие оказывает курс российского рубля). Учитывая,

Таблица 2

Величина и структура средств Резервного фонда РФ по состоянию на 1 января, млрд руб.

Год Величина средств фонда Структура средств (валюта номинирования)

В эквиваленте российских рублей, млрд руб. В эквиваленте долларов США, млрд долл. В % к ВВП В рублях В долларах США, млрд долл. В евро, млрд евро В фунтах стерлингов, млрд ф. ст. В СДР, млрд СДР

2008* 3 069,0 125,4 7,4 - 56,4 38,2 6,3 -

2009 4 027,6 137,1 12,5 - 64,0 43,8 7,31 0,5

2010 1 830,5 60,5 4,7 - 26,0 18,3 4,2 1,0

2011 775,2 25,4 1,7 150,0 8,2 6,8 1,2 1,0

2012 811,5 25,2 1,5 - 11,1 9,0 1,6 -

2013 1 885,7 62,1 3,0 - 27,4 21,5 3,9 -

2013** 2 770,9 84,7 4,2 - 38,1 29,4 5,4 -

* На 30.01.2008 - первый день зачисления средств в Резервный фонд РФ. ** На 1 июля.

Примечание. СДР (транслитерация от SDR - Special Drawing Rights) - специальные права заимствования, эмитируемые в безналичной форме МВФ в целях повышения международной ликвидности. СДР может обращаться только между центральными банками, национальными финансовыми органами, международными финансовыми организациями.

Источник: Информационные сообщения о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния / Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfin. ru.

Таблица 3

Финансово-экономические показатели управления средствами Резервного фонда РФ (2008 г. - середина 2013 г.)

Доходы от Доходы от Доходность, % годовых

размещения Переоценка размещения Номинальная Реальная

Год средств (по году средств, и переоценки Без учета С учетом Без учета С учетом

отнесения), млрд руб. средств, всего, переоценки переоценки переоценки переоцен-

млрд руб. млрд руб. средств средств средств ки средств

2008 186,2 +509,4 695,6 5,7 21,4 -7,7 6,1

2009 47,9 +253,6 301,5 1,6 10,3 -6,6 1,4

2010 16,6 +88,7 105,3 1,3 8,1 -6,9 -0,7

2011 15,6 +36,3 51,9 2,0 6,5 -3,9 0,4

2012 13,0 -16,2 -3,2 1,0 - 0,2 -5,3 -6,4

2013* -0,2 +171,7 171,5 0,0 14,8 -6,8 7,4

Итого... 279,1 +1 043,5 1 322,6 - - - -

В среднем - - - 2,1 9,7 -6,1 0,8

(за полный

год)

* За первое полугодие.

Источник: Движение средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фонда / Резервный фонд РФ / Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfm. га.

бюджета. Вообще представляется невозможным формирование такого финансового резерва, который позволил бы произвести полное сглаживание динамики макроэкономических показателей и колебаний расходов (в реальном выражении) федерального бюджета в условиях циклов подъема и спада цен на нефть. По расчетам автора, величина такого фонда превысила бы национальное богатство России2, которое составляет около 5 трлн долл. (на начало 2013 г.).

Формирование Резервного фонда РФ с таким объемом средств привело бы к необходимости увеличения со стороны государства налогообложения нефтегазового комплекса в целях более полного изъятия природной ренты из частной формы собственности в государственную, к повышению доли сбережения в ВВП России и, в конечном итоге, увеличило бы национальное богатство России в два раза.

Все это может сократить текущее потребление с возможным его увеличением в будущем за счет инвестирования средств фонда в национальную экономику в целях ее развития. В условиях неопределенности цен на нефть в будущем представляется вообще невозможным делать какие-либо прогнозы относительно достаточной величины Резервного фонда РФ, а его безграничное увеличение имело бы не только экономические, но и неблагоприятные по-

2 Национальное богатство - совокупная стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся в собственности резидентов страны, за вычетом их финансовых обязательств.

что расходование средств Резервного фонда РФ должно производиться в неблагоприятный для российской экономике период, который возникает при падении цен на нефть и сопровождается ослаблением российского рубля, то в этот период положительная переоценка средств фонда будет максимальной и, соответственно, среднегодовые значения номинальной и реальной доходности будут выше.

Заметим, что размещение средств Резервного фонда РФ имеет свои ограничения, связанные с необходимостью не только обеспечения сбалансированности федерального бюджета, но и стабилизации основных макроэкономических показателей. Размещение средств фонда во внутренние активы не позволяет активно использовать меры антициклической экономической политики. Одновременно размещение средств фонда за рубежом не позволяет использовать его средства для развития российской экономики. Также такое использование его средств приведет к невозможности их быстрого изъятия при падении цен на нефть. Учитывая изложенное, можно все же считать целесообразным частичное (50 %) размещение средств Резервного фонда РФ во внутренние активы с учетом прогнозируемой временной структуры их изъятия в целях покрытия дефицита федерального бюджета.

Установленная бюджетным законодательством предельная величина Резервного фонда РФ (7 % ВВП) не позволяет его действенно использовать для решения проблемы процикличности федерального

литические последствия (критика правительства). В то же время рост социальных расходов позволяет правительству формировать свой позитивный образ среди широких слоев населения.

В реальности создание Резервного фонда РФ преследует цель осуществления не полного, а только частичного сглаживания макроэкономических показателей и динамики реальных расходов федерального бюджета. Предполагается, что величина средств Резервного фонда РФ должна быть такой, чтобы время его расходования было достаточным для изменения экономической политики государства при падении цен на нефть. В этом плане Резервный фонд РФ рассматривается не как универсальное средство безопасности экономики России, а только как «подушка безопасности», которая должна смягчить экономический шок.

Правительство РФ не активно использует механизм Резервного фонда РФ в осуществлении антициклической финансовой политики, а накапливает и расходует бюджетные излишки на общем счете федерального бюджета, которые в некоторые моменты времени могут превышать величину средств, аккумулированных в Резервном фонде РФ. Это обусловлено пристальным вниманием общества к Резервному фонду РФ. Увеличение средств в нем воспринимается негативно (как упущенная возможность финансирования социальных расходов), а его расходование воспринимается как индикатор ухудшения макроэкономических показателей в России и вызывает увеличение приобретаемого объема иностранной валюты и продажу акций российских эмитентов, что еще больше дестабилизирует экономику. В этих условиях (несмотря на изначально задуманную финансово-макроэкономическую эффективность Резервного фонда РФ) его механизм оказывается не нейтрален относительно политического и поведенческого факторов. Сегодня ликвидация Резервного фонда РФ также не представляется целесообразный, так как это может быть воспринято как отказ руководства страны от проведения политики «бюджетных излишков» и не позволит в будущем их использовать при значительном падении цен на нефть.

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод о том, что потенциал Резервного фонда РФ реализован не полно по сравнению с тем, что планировалось при его создании. Его величины не вполне достаточно для эффективного решения проблемы сбалансированности федерального бюджета,

а управление средствами фонда не обеспечивает получения какого-либо существенного дохода, что приводит к потерям для федерального бюджета.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25.01.2013). М.: Проспект. 2013.

2. О порядке управления средствами Резервного фонда: постановление Правительства РФ от

29.12.2007 № 955.

3. Об утверждении нормативных долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и Порядка расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного Фонда и их приведения в соответствие с нормативными долями: приказ Министерства финансов РФ от 16.01.2008 № 3.

4. Об утверждении нормативной валютной структуры средств Резервного фонда, порядка приведения фактической валютной структуры средств Резервного фонда в соответствие с нормативной валютной структурой: приказ Министерства финансов РФ от 16.01.2008 № 4.

5. Об утверждении перечня иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда: приказ Министерства финансов РФ от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.01.2008 № 5.

6. Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков до погашения долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, в которые могут размещаться средства Резервного фонда: приказ Министерства финансов РФ от 17.01.2008 № 12.

7. О долговых обязательствах иностранных государств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда: приказ Министерства финансов РФ от 26.10.2010 № 507.

8. О номинальном объеме приобретенных за счет средств Резервного фонда обязательств одного выпуска: приказ Министерства финансов РФ от 17.04.2013 № 111.

9. Совокупный объем средств Фонда / Резервный фонд РФ / Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfin. ru.

10. Смирнова О. В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22-28.

11. Сухарев А. Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы. 2009. № 11. С. 18-22.

12. Сухарев А. Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств // Финансо-

вая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11. С. 40-46.

13. Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. 2010. № 18. С. 28-33.

Public finances

RESERVE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SYSTEM OF PUBLIC FINANCES

Alexander N. SUKHAREV

Abstract

The article presents the results of author's research on the formation, placement and expenditure of the Reserve Fund of the Russian Federation. The author gives the assessment of management efficiency by fund and expediency of realization of the mechanism of the Reserve Fund of the Russian Federation within anti-cyclic financial policy of the state.

Keywords: the Reserve Fund, oil and gas income, federal budget, budgetary rule, base price, oil

References

1. The budgetary code of the Russian Federation (25.01.2013). Moscow, Prospectus Publ., 2013.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation «On the order of management of means of the Reserve Fund» of 29.12.2007 № 955.

3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation «On approval of the statement of standard shares of the resolved financial assets in a total amount of the placed means of the Reserve Fund and the Procedure of payments of the actual shares of the resolved financial assets in total amount of the placed means of the Reserve Fund and their reduction in compliance with standard shares» of 16.01.2008 № 3.

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation «On approval of the regulatory structure of the currency of the Reserve Fund, to bring about the actual currency structure of the Reserve Fund in accordance with the regulatory currency structure» of 16.01.2008 № 4.

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation «On approval of the list of foreign state agencies in which debt obligations means of the Reserve Fund can take place» of 16.01.2008 № 5.

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation «On approval of the standards of the minimum and maximum terms before repayment of debts of the foreign states, foreign state agencies and the central banks, the

international financial organizations in which means of the Reserve Fund can take place» of 17.01.2008 № 12.

7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation «On debts of the foreign states in which means of the Reserve Fund can take place» of 26.10.2010 № 507.

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation «On nominal volume acquired at the expense of means of the Reserve Fund of the obligations of one release» of 17.04.2013 № 111.

9. Total volume of the Reserve Fund of the Russian Federation. Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: http://www1.minfin. ru. (In Russ.).

10. Smirnova O. V. Sen'orazh i formirovanie pribyli tsentral'nogo banka: teoretiko-ekonomicheskii aspect [Seigniorage and formation of profit of the central bank: theoretic-economic aspect]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 1, pp. 22-28.

11. Sukharev A. N. O gosudarstvennykh sberezhe-niiakh federal'nogo biudzheta [On the state savings of the federal budget]. Finansy - Finance, 2009, no. 11, pp. 18-22.

12. Sukharev A. N. Stabilizatsionnyi finansovyi me-khanizm sovremennykh gosudarstv [Stabilizing financial mechanism of the modern states]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: problems and decisions, 2010, no. 11, pp. 40-46.

13. Sukharev A. N. Finansovye mekhanizmy formi-rovaniia i ispol'zovaniia suverennykh fondov [Financial mechanisms of formation and use of sovereign funds]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2010, no. 18, pp. 28-33.

Alexander N. SUKHAREV

Doctor of Economics, Professor, Department of Constitutional, Administrative and Customs Law, Tver State University, Tver, Russian Federation su500005@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.