Научная статья на тему 'Резерный фонд Россиской Федерации: проблемы и перспективы повышения эффективности управления'

Резерный фонд Россиской Федерации: проблемы и перспективы повышения эффективности управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / RESERVE FUND / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ANTICYCLICAL REGULATION / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десятниченко О.Ю.

В статье исследуется динамика объема средств Резервного фонда РФ, проблемы низкой эффективности управления привлекаемыми средствами, низкой эффективности данного инструмента Резервного фонда как инструмента алициклического регулирования экономики, разрабатывается ряд приложений и рекомендаций, способствующих решению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESERVE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT

The article examines the dynamics of the volume of the RF Reserve Fund's resources, the problems of low management efficiency of attracted funds, the low efficiency of this Reserve Fund instrument as a tool of alicyclic economy regulation, and develops a number of applications and recommendations that help solve identified problems.

Текст научной работы на тему «Резерный фонд Россиской Федерации: проблемы и перспективы повышения эффективности управления»

РЕЗЕРНЫЙ ФОНД РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

О.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент

Северо-Западный институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье исследуется динамика объема средств Резервного фонда РФ, проблемы низкой эффективности управления привлекаемыми средствами, низкой эффективности данного инструмента Резервного фонда как инструмента алициклического регулирования экономики, разрабатывается ряд приложений и рекомендаций, способствующих решению выявленных проблем.

Ключевые слова: резервный фонд, управление, антициклическое регулирование, инвестирование.

Состояние экономики на сегодняшний день требует кардинальных изменений методологических подходов к формированию финансовых резервов государства и, в соответствии с этим, смены стратегии управления Резервным фондом. Зачастую единственным антикризисным инструментом является расходование средств резервных фондов, с помощью которых можно гарантировать финансовую стабильность. Фонд национального благосос-

тояния и Резервный фонд применяют в качестве обеспечения баланса федерального бюджета в том случае, если цены на нефть падают.

Для того чтобы оценить перспективы функционирования Резервного фонда, проведем анализ формирования его средств в период с 2008 по 2017 года. В таблице 1 представлена динамика объема Резервного фонда в 2008-2016 гг.

Таблица 1. Динамика объема средств Резервного фонда, млрд. руб. [1]

Объем фонда на начало года В % к ВВП Объем фонда на конец года В % к ВВП

2008 г. 3 069,00 7,4% 3661,37 9,8%

2009 г. 4027,64 12,5% 2 238,58 4,7%

2010 г. 1 830,51 3,9% 1 279,85 1,7%

2011 г. 775,21 1,3% 801,77 1,4%

2012 г. 811,52 2,8% 1 906,89 2,8%

2013 г. 1 885,68 3,6% 2 885,29 4,0%

2014 г. 2 859,72 3,9% 4 386,91 5,9%

2015 г. 4 945,49 7,0% 3 931,08 4,2%

2016 г. 3 640,57 4,3% 2 032,70 1,1%

2017 г. (на 1.01.2017) 972,13 1,1% - -

Во время экономического кризиса в стране сложно говорить о будущем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния России. Одни исследователи утверждают, о полном освоении средств к концу 2017 года, другие, наоборот, о нарастании средств и прибыльной деятельности. На сегодняшний день тема существования Резервного фонда является

самой актуальной как для правительства, так и для населения страны. По экспертной оценке доцента кафедры экономики и финансов Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС Д.Ю. Десятниченко к концу 2017 г. объем средств Резервного фонда сократится, однако обнуления объемов фонда и его пол-

ной ликвидации в 2018 г. ожидать не следует.

В данной ситуации актуальным представляется спрогнозировать остатков средств фонда на декабрь 2017 года (см.

рис. 1). Для прогноза были использованы данные об объеме средств Резервного фонда в период с января 2008 по апрель 2017 года

Рис. 1. Прогноз остатка средств Резервного фонда на декабрь 2017 год

Прогноз остатка средств Резервного фонда показал на декабрь 2017 год значение в 971,23 млрд. руб. При положительном прогнозе, значение объема средств может достигнуть 2808,73 млрд. руб. Проведенный прогноз показывает, что на конец года средства фонда скорее всего сохранятся. В связи с этим необходимо выделить проблемы и пути совершенствования управления Резервным фондом РФ.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния играют важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы РФ. Анализируя опыт управления средствами фонда, следует выделить ряд проблем.

Первая проблема некорректного управления средствами Резервного фонда в настоящий период времени является сокращение нефтегазовых доходов, что приводит к низкой доходности фонда. Это

связано в первую очередь с замедлением добычи нефти и газа нефтяными компаниями, что отвечает общемировым тенденциям. Нефтяные компании во всем мире вынуждены осуществлять весомые капиталовложения в поиск и разведку ранее не известных недр. Вторая проблема управления и формирования Резервного фонда - невыполнение критерия проведения антициклической бюджетной политики. Если не проводить антициклическую политику, то решение задач обеспечения сбалансированности бюджета затрудняются. Например, когда в экономике государства наступает период стагнации (остановка производства и торговли длительное время), Правительство начинает расходовать бюджет ещё больше. Эти расходы финансируются из доходов, полученных от инвестирования средств Резервного фонда. Такая ситуация приводит к повы-

шению агрегированного спроса. Обратная ситуация происходит в моменты инфляции. Тогда государство сокращает расходы, чтобы снизить совокупный спрос, и тем самым пытается остановить стимулирование роста цен [2]. Но фактическая доходность инвестиций Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составляет не более 2-3 % годовых.

Индекс транспарентности Линабурга-Мадуэлла российских суверенных фондов во втором квартале 2015 года был равен 5 из 10. Это означает низкий уровень прозрачности, что не дает возможности увеличить уровень инвестиционной привлекательности проектов, которые реализуются с использованием средств суверенных фондов РФ. Отсюда вытекает третья проблема управления и формирования Резервного фонда - низкая инвестиционная привлекательность [3].

Чтобы повысить прозрачность функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и, доверия международного инвестиционного сообщества, к операциям фондов необходимо проводить ряд мероприятий.

Анализ действующего механизма управления российским Резервным фондом и Фондом национального благосостояния показал наличие ряда проблем и недостатков в управлении [4], а также необходимость его последующего совершенствования.

Нынешний механизм управления требует улучшения согласно следующим направлениям:

1. С целью снижения зависимости федерального бюджета следует проводить антициклическую бюджетную политику, которая заключается в сглаживание колебаний экономического цикла и поддержания колебаний макроэкономического равновесия [5]. Также необходимо формировать и использовать средства фондов с помощью зачисления в них всех доходов, а не только на базе расчета дополнительных доходов бюджета.

2. Для повышения уровня доверия инвестиционного общества к операциям Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, следует увеличить информационную прозрачность их деятельности.

3. Следует усовершенствовать организационную структуру управления фондами с целью увеличения доходности [6];

4. Для достижения стратегических инвестиционных целей и задач необходимо разработать долгосрочную инвестиционную стратегию фондов [7].

Чтобы понять, насколько эффективна антициклическая бюджетная политика России, мы с помощью статистической оценки рассчитали зависимость расходов федерального бюджета от цен нефть. Нами была рассмотрена динамика цен на нефть «Urals», которая добывается на территории России и динамику расходов федерального бюджета России в период с 2008 года по 2017 год. В итоге выявлена следующая линейна зависимость (см. рис. 2). Такая зависимость расходов федерального бюджета от динамики цен на нефть недопустима.

® 2500

a. <

5 2000

ю ê ■и

1

В

Ю

О

&

о г

п

с; ti

а «

ч «

2 et О

X

о «

CL

1500

1000

500

♦ ♦

♦ y-jj .o203xu

♦ ♦ R1 _^ J = 0.~954 ♦ % ♦ ^ «

^^ » ♦

ríf* ► ♦ ♦ i

20

60

80

100 120

140

Цена ма нефть марки "Urals" за баррель, долл. США Рис. 2. Зависимость цен на нефть «Urals» и расходов федерального бюджета

Резкое падение цен на нефть марки «Urals» в 2014 году привело к тому, что в бюджете образовался огромный дефицит (-334,7 млрд. руб.). Отсюда и большое расходование средств Резервного фонда, направленное на сбалансированность бюджета. На январь 2017 года до сих пор наблюдается дефицит федерального бюджета, который составляет 274,2 млрд. руб.

С другой стороны, рост цен на нефть приведёт к увеличению доходов федерального бюджета. Тогда рубль окрепнет, а нефтегазовые доходы начнут расти. Вот и получается, что бюджет государства на прямую зависит от цен на нефть. Отсюда следует вывод, чтобы усовершенствовать механизм управления Резервным фондом необходимо проводить реальную антициклическую политику [8]. Для этого необходимо стабилизировать совокупный объем производства, занятость населения и уровень цен в стране (монетарная политика), либо изменять государственные расходы и налоги [9].

Выявив проблему низкого критерия прозрачности Резервного фонда, мы приходим к выводу, о необходимости его повышения. Для этого нужно провести следующий ряд мероприятий:

Во-первых, необходимо сформировать самостоятельный интернет-сайт, предна-

значенный функционированию российского Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. На сайте необходимо отражать контактную информацию о фондах, по которой заинтересованные специалисты, представители других государств, принимающих инвестиции, могли бы получить необходимую информацию о деятельности фондов.

Во-вторых, нужно на сайтах размещать информацию об изменение коэффициента доходности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Кроме того, нужно отражать риск-параметры инвестиций фондов с начала функционирования с периодом отставания, равным полугодию.

В-третьих, необходимо раскрывать доходность фондов, а также риски. Для этого нужно публиковать годовые отчеты о деятельности фондов. Ко всему этому нужно описывать результаты осуществления инвестиций в инфраструктурные проекты.

В-четвертых, необходимо осуществлять самостоятельный аудиторский контроль годичного отчета о формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Следующим путем совершенствования механизма управления средствами Резервного фонда Российской Федерации будет являться формирование эффективного

портфеля фонда [10]. Нормативная база стоятельность фонда. Часть средств Ре-Резервного фонда Российской Федерации зервного фонда передавалась бы в управ-не позволяет фонду проводить наиболее ление организации, которая сможет зани-прибыльное управление. Резервный фонд маться максимизацией прибыли. Такая инвестирует свои средства с позиции пас- форма управления фондом уже существует сивной стратегии. Чтобы повысить эффек- на практике в зарубежных странах. На-тивность управления средствами Резерв- пример, Китайская инвестиционная кор-ного фонда, необходимо провести переба- порация, на счету которой находится более лансировку портфеля. Необходимо эффек- 500 млрд. долл. США, занимается инве-тивно осуществлять операции с акциями, стированием средств в долговые обяза-облигациями, паями инвестиционных тельства, а также акции различных компа-фондов. ний.

В истории формирования Резервного Возможности Резервного фонда Рос-

фонда России с целью повышения эффек- сийской Федерации используются не в тивности инвестиционной стратегии уже полной мере. Объёма фонда недостаточно рассматривалось мероприятие по передаче для успешного решения проблем несба-управления фондом от Министерства фи- лансированного федерального бюджета. нансов специальной финансовой органи- Управление средствами Резервного фонда зации [11]. Однако от предложенных ме- не направлено на получение дохода, и роприятий отказались. Такая организация приводит к фактическим потерям потен-позволила бы повысить финансовую само- циальных доходов федерального бюджета.

Библиографический список

1. Министерство финансов Российской Федерации. [эл. ресурс] URL: http://minfin.ru

2. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014. - 171 с.

3. Десятниченко Д.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов / Д.Ю. Десятниченко, О.Ю. Десятниченко // Управленческое консультирование. - 2015. - №10 (82). - С. 126-132.

4. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Статистика. Учебно-методическое пособие

- ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сосновоборский филиал. - Санкт-Петербург, 2015. -248 с.

5. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Микроэкономика: технология эффективного изучения. ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Северо-Западный институт управления.

- Санкт-Петербург, 2012. - 130 с.

6. Десятниченко Д.Ю. Развитие налогооблагаемой базы Санкт-Петербурга как источник доходов бюджета города // Управленческое консультирование. - 2014. - №2 (62). -С. 124-130.

7. Десятниченко Д.Ю. Расширение сети платных стоянок как фактор роста доходов бюджета г. Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. - 2014. - №3 (63). -С. 118-125.

8. Десятниченко Д.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе / Д.Ю. Десятниченко, О.Ю. Десятниченко // Управленческое консультирование. - 2016. - №4 (88). - С. 150-157.

9. Десятниченко Д.Ю. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики / Д.Ю. Десятниченко, О.Ю. Десятниченко, А.Д. Шматко // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №3-2 (68-2). - С. 328-332.

10. Десятниченко О.Ю. Формирование инновационной среды как фактор модернизации экономики регионов. // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 2 (27). - С. 16-20.

11. Десятниченко Д.Ю. О роли «точек роста» региональной экономической системы в обеспечении ее устойчивого инновационного развития / Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президента РФ, Факультет экономики и финансов. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 52-57.

THE RESERVE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT

O.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor North-West management institute (branch) of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The article examines the dynamics of the volume of the RF Reserve Fund's resources, the problems of low management efficiency of attracted funds, the low efficiency of this Reserve Fund instrument as a tool of alicyclic economy regulation, and develops a number of applications and recommendations that help solve identified problems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: reserve fund, management, anticyclical regulation, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.