Чупрова Лариса Васильевна
Chuprova Larisa Vasilyevna доцент кафедры химии, технологии упаковочных производств Assistant Professor of Chemistry and Technology of Packaging Industries Chair Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov
Кандидат педагогических наук Candidate Pedagogics of Science E-Mail: [email protected]
Ершова Ольга Викторовна
Ershova Olga Victorovna доцент кафедры химии, технологии упаковочных производств Assistant Professor of Chemistry and Technology of Packaging Industries Chair Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov
Кандидат педагогических наук Candidate Pedagogics of Science E-Mail: [email protected]
Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов
Education quality rating system as a factor in the development of creative activity of students
Аннотация: Статья посвящена вопросам творческого развития студентов в условиях рейтинговой системы оценки качества образования. Научно обосновывается актуальность исследуемой проблемы и её значимость. Разработана и описана структурная модель рейтинговой системы оценки качества образования, эффективное функционирование которой в образовательном процессе вуза способствует становлению творческой личности будущего специалиста.
The Abstract: The article is dedicated to the issues of the creative development of students in the conditions of the education quality rating system. It scientifically substantiates the topicality of the problem under research and its significance. The author has developed and described the structural model of the education quality rating system, the effective functioning of which in the educational process of the university, contributes to the formation of the creative personality of future specialist.
Ключевые слова: творчество, творческое развитие личности, рейтинговая система оценки качества образования, модель, организационно-педагогические условия.
Keywords: the creativity, creative development of the personality, education quality rating system, model, organizational and pedagogical conditions.
***
В период глобальной модернизации в России, постоянно расширяющегося информационного пространства, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедея-
тельности человека, возникла острая потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях жизни: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. Решение этих задач требует от вузов создания эффективных условий для развития ключевых характеристик личности - инициативности, творческой активности студентов и готовности выпускников к инновационной профессиональной деятельности и обучению в течение всей жизни, что обеспечивается внедрением инновационных образовательных технологий, ориентированных на творческие методы в подготовке студентов.
Обучение творчеству имеет важный социальный аспект, так как специалист, получивший высшее образование, должен уметь решать стандартные профессиональные задачи и творчески подходить к решению нестандартных задач, что является одной из важных сторон его общепрофессиональной подготовки.
Современное состояние исследований по проблеме творчества и творческой личности можно определить как интенсивный поиск, который осуществляется по всем направлениям научного знания. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые, как Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Р. Стернберг. Механизм творчества студентов раскрывается в исследованиях В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской. Несмотря на наличие определенного научного задела, в науке до сих пор понятие «творческая личность» не приобрело единого варианта своего определения. Одни ученые-исследователи рассматривают его в контексте одаренности личности, другие - как абсолютно самостоятельное явление, не связанное с одаренностью и талантом.
В.И. Андреев в своих исследованиях отмечает, что личность является творческой, если для неё характерна мотивация к одному или нескольким видам деятельности, творческая активность и высокие творческие способности, которые позволяют достигнуть значимых творческих результатов [2], а Дж. Гилфорд подчеркивает, что «творческой является каждая личность, творческий потенциал распределен непрерывно среди всего рода человеческого, но гении наделены этим качеством в гораздо большей степени, чем остальные» [3, с. 421].
Анализ работ ученых в области творчества позволил обозначить положения, которые широко используются в педагогике при разработке как теоретических, так и прикладных аспектов творчества обучающихся всех возрастных групп:
• способностями к творчеству обладает каждый обучающийся;
• творческие способности поддаются развитию;
• творческие качества, формируемые в процессе овладения содержанием профес-
сионального образования, выступают основанием их дальнейшего развития во всем многообразии социальных сфер деятельности [6].
Отбор названных положений для нашего исследования имеет принцииальное значение, так как их реализация в процессе обучения даёт возможность вовлечения всех студентов в творческую деятельность, что особенно важно для юношеского возраста, так как "несомненно, в студенческом возрасте (17-25 лет) имеются наибольшие возможности развития..." [1, с.346]. В этом возрасте меняется структура интеллекта, появляется более развитое чувство индивидуальности, эмоциональная подвижность и более развитый самоконтроль, желание работать самостоятельно. Иной становится мера ответственности. Она повышается. Возникает большая соревновательность в интеллектуальной сфере.
Все вышеперечисленные особенности студенческого возраста дают основание считать их одним из положительных факторов для становления и развития творческой личности в процессе профессиональной подготовки.
Руководствуясь принципом развития личности в деятельности, полагаем, что развивающей будет та деятельность, которая осуществляется творчески и процессы познания и творения осуществляются во внешнем (объектном) и во внутреннем (субъектном) мире личности, а целостность познавательной и творческой деятельности достигается в результате их гармонизации.
О динамике творческого развития можно судить по быстроте включения студентов в процесс нучного познания при выполнении творческих, проектных и научноисследовательских работ на аудиторных и внеаудиторных занятиях, что отражена в ФГОС ВПО.
Особое внимание в новых стандартах отводится организации научной работы студентов, которая, прежде всего, связана с выполнением учебных исследовательских работ, участием в конкурсах студенческих работ, в работе конференций различного уровня (вузовских, региональных, всероссийских, международных), семинарах, выставках и др., но это не полный перечень всех направлений НИРС.
В целом, в системе ВПО можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих развитию творческой активности:
• использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
• вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно - исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
• использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и
др.).
Наиболее распространённой формой научной работы студентов является использование исследовательской деятельности при выполнении аудиторных лабораторных работ. Подготовка к лабораторной работе включает самостоятельный подбор необходимой литературы, составление плана выполнения работы, написание теоретического введения, а, выполнив работу, проведение математической обработки, анализ результатов эксперимента и оформление отчёта о проделанной работе.
Для студентов I - II курсов основными формами НИРС в рамках образовательного процесса являются подготовка сообщений по какой-либо теме, написание рефератов, выполнение индивидуальных творческих домашних заданий с элементами научного поиска, участие в конкурсах и предметных олимпиадах.
Согласно нашим исследованиям, проводимым со студентами разных курсов (II - V), активное участие в НИРС значительно обогащает опыт собственной творческой деятельности будущих специалистов, повышает мотивацию к профессиональной деятельности и в целом способствует системному становлению творческой личности.
Показателями творческой активности студентов могут быть:
• творческая направленность личности;
• проявление творческой самостоятельности;
• участие студентов в научно-исследовательской работе, научных конференциях, разработке проектов, написании научных статей;
• умение давать оценку собственной учебной и научной деятельности, осуществлять ее корректировку.
Одним из условий реализации творческого развития студентов является введение в учебный процесс вуза рейтинговой системы оценки качества образования, и как одной из составляющих ее частей - организация управления учебной и исследовательской деятельностью студентов.
Развитие творческой активности студентов в условиях рейтинговой оценки качества образования - сложный процесс, исследование которого наиболее полно и всесторонне возможно с позиций системного подхода. Под системой мы понимаем совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.
Рейтинговая система как педагогическая система характеризуется следующими признаками:
• наличием системообразующего фактора - совокупности объективных требований к личности выпускника;
• наличием системорегулирующего фактора - степени упорядоченности образовательного процесса;
• наличием системонаполняющего фактора - содержания учебного материала по конкретной дисциплине;
• наличием определенной структуры;
• направленностью рейтинговой системы на достижение конечного результата -развитие творческой активности студентов, повышение эффективности образовательного процесса.
Моделирование является одним из методов системного анализа, который значительно расширяет возможности исследования и позволяет изучать необходимые процессы и явления на моделях, которые представляют собой целостную картину изучаемого объекта. Использование модели в нашем исследовании позволяет пронинуть в сущность изучаемого предмета -рейтинговую систему оценки качества образования, способствующей развитию творческой активности студентов.
В данном исследовании организация рейтинговой системы оценки качества образования рассматривается нами как совокупность действий, направленных на упорядочение образовательного процесса в его строении, управлении и функционировании, обеспечивающих взаимодействие преподавателей с обучающимися в достижении поставленных целей и представлена как модель, способствующая развитию творческой активности каждого студента.
Мы считаем, что объектом моделирования в данном случае является развитие творческой активности студентов, а предметом - процесс оценивания и отслеживания качества подготовки студентов на основе рейтинговой системы. Субъектами разрабатываемой модели являются студенты и преподаватели вуза.
Таким образом, целью создания модели является рейтинговое оценивание результатов развития творческой активности студентов, а цель самой модели - описание структуры данного процесса на основе выделения основных его элементов, связей и зависимостей между
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
ними, что позволит обеспечить эффективность его протекания. Поэтому разработанная модель является структурной и состоит из четырёх взаимосвязанных блоков: функциональноцелевого (цель, задачи, функции), организационно-содержательного (организация образовательного процесса, содержание), технологического (методы, приёмы, средства) и оценочного (критерии, показатели, уровни, результат).
Обязательными элементами рейтинговой системы также являются: программа учебной дисциплины, контрольно - измерительные материалы, включающие дидактические тесты, проблемные, ситуационные и творческие задания.
К организационно-педагогическим условиям эффективного функционирования рейтинговой системы относятся следующие: подготовка студентов и преподавателей в режиме взаимодействия; создание оценочных материалов, представляющих совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня предметной подготовки студентов, в том числе контролирующей тестовой оболочки, позволяющей повысить объективность оценки за счет четкого определения эталонов ответов; использование программного и информационно-методического обеспечения, предполагающего автоматизацию подсчета рейтинга, хранение контрольно-измерительных материалов и результатов измерений; создание электронных учебных пособий с элементами контроля и самоконтроля в формк тестирования и вопросами для самостоятельной подготовки студентов при изучении дисциплин [4].
Отличительной особенностью рейтинговой системы оценивания является то, что каждому студенту предоставляется возможность в зависимости от уровня подготовки, целей, способностей выбрать индивидуальную траекторию обучения. Главным звеном рейтинговой системы оценки является постоянный индивидуальный контроль и самоконтроль, подсчет индивидуального рейтинга достигнутых результатов с последующей коррекцией.
Обычно в рейтинговой системе используют контроль по видам занятий: зачёт по пройденной теме, дифференцированный зачёт, контрольная работа, отчёт по лабораторной работе, устный ответ, подготовка доклада по проблеме, написание реферата. В течение семестра также выделяют входной контроль, текущий по мере прохождения каждой темы, рубежный, итоговый. Все перечисленные виды контроля по способу осуществления могут быть письменные, устные, автоматизированные (компьютерное тестирование). Как показывает практика, наиболее объективной формой контроля является компьютерное тестирование, которое проводится индивидуально и для каждого студента конструируется свой вариант работы, указывается время выполнения работы и по окончании выдаётся информация об усвоенных элементах знаний, результат выполнения теста и темы, которые студенту необходимо проработать дополнительно.
Одним из основных элементов модели является содержание, состоящее из следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и деятельностного. Уходя от предметно-центрированной модели образования, в качестве таких оснований деления мы используем три приоритетных сферы личности человека - когнитивную, эмоциональномотивационную и деятельностную, что позволяют проследить динамику развития творческой активности личности и уровень обеспечения качества образования в целом. Поэтому выделяем три основных психолого-педагогических аспекта реализации рейтинговой системы оценки качества образования студентов: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.
Для получения объективной информации о ходе эксперимента и выявления исходного и достигнутого уровня (качества) подготовки (образования) студентов, а также динамики развития творческой активности были разработаны показатели критериев качества образования студентов университета.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Показателями уровня (качества) подготовки (образования) будут служить количественные и качественные характеристики каждого критерия.
В качестве показателей, характеризующих критерии динамики творческого развития студентов и качества образования в целом, мы выделили следующие:
Когнитивный критерий, который оценивает полноту и глубину знаний, скорость выполнения (автоматизм) различных заданий.
Эмоционально-мотивационный критерий включает: мотивационную направленность к различным видам детельности, выраженность эмоционального отношения к учению, рефлексивную позицию студента.
Деятельностный критерий учитывает участие студентов в различных видах деятельности с учетом их «рейтинговой стоимости», показателем которого является индивидуальный рейтинг студента. Учитывая выбранные показатели, были описаны характерные признаки студентов с различным уровнем развития творческой активности и в целом качества образования.
Низким уровнем творческого развития и качества образования обладает студент, который выполняет репродуктивные задания с низким коэффициентом полноты и скорости выполнения, имеет низкую мотивационную направленность на учение, явно выраженную боязнь неудач и отрицательное эмоциональное отношение к обучению, слабо выраженную рефлексивную позицию, а также рейтинг по дисциплинам ниже 75%.
Студент со средним уровнем способен решать задачи на продуктивном уровне со средними значениями коэффициентов полноты и скорости выполнения, имеет не ярео выпаженную мотивационная направленность к изучению дисциплин, неопределенное эмоциональное отношение к учебному процессу и слаборазвитую рефлексивную позицию; индивидуальный рейтинг 75-89%.
Высокий уровень творческого развития и в целом качества образования имеет студент, котрый решать задачи эвристического, исследовательского и творческого характера с высоким коэффициентом полноны и скорости выполнения, имеет ярко выраженную мотивацию на успех и развитую рефлексивную позицию, общее позитивное отношение к обучению и высокий рейтинг по дисциплинам - 90-100%.
Таким образом, организация и эффкетивное функционирование рейтингвой системы оценки качества образования позволяет на практике повысить мотивационную направленность личности на успех, сформировать развитую рефлексивную позицию, позитивное отношение к обучению, обеспечить гармонизацию всех элементов образовательного процесса, что способствует становлению и развитию творческой личности будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. -346с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. С. 65-70.
3. Guilford J.P. Some theoretical views on creativity.N. Y., 1967. P 410-412.
4. Ершова О. В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования студентов технического университета //Вестник Башкирского университета. 2009. Т.1. № 1. С. 324 - 328.
5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. - 432 с.
6. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2012. № 3. С. 82-85.
Рецензент: Ушачёв Владимир Павлович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».