ИНФОРМАЦИЯ НАУЧНОЙ ЧАСТИ ГОУ ВПО СГМА
УДК 614.2
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАФЕДР И НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.
ИТОГИ 2007 ГОДА.
А. А. Пунин, В. В. Бекезин
Научная часть
На сегодняшний день подведение итогов по научно-исследовательской деятельности кафедр и научных подразделений академии стало ежегодной доброй традицией. Наука является неотъемлемой составной частью многогранной деятельности сотрудников академии в свете выполнения Федерального Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, принятым государственной Думой 19 июля 1996 года и одобренным Советом Федерации 7 августа 1996 года. Одной из основных задач высшего учебного заведения является «развитие науки... посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе».
Ежегодно, в начале года, научная часть представляет сводный отчет по итогам работы Смоленской государственной медицинской академии за прошедший год в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ. Кроме того, при проведении аттестации академии, особое внимание уделяется научно-исследовательской работе, как важному показателю состоятельности ВУЗа. В частности, анализируется объем финансирования НИР, количество изданных за отчетный период времени монографий, учебников и пособий с грифом УМО, процент преподавателей с учеными степенями и званиями среди профессорско-преподавательского состава (ППС). Оценка научной продукции проводится из расчета на 100 человек ППС. Научный рейтинг ВУЗа в свою очередь, складывается из научной продукции его структурных подразделений: кафедр, проблемных научно-исследовательских лабораторий, ЦНИЛа, НИИ антимикробной химиотерапии. В связи с этим, как минимум будет не логично, не проводить анализ научно-исследовательской работы структурных подразделений. Мы должны знать вклад каждого в общий рейтинг академии. Эта
информация не должна быть закрытой, каждый ученый, руководитель структурного подразделения и даже студент, должны иметь к ней доступ. Опубликованный рейтинг дает возможность проведения анализа, является инструментом объективизации для поощрения наиболее успешных, создает дух соперничества между структурными подразделениями.
Опыт ежегодного (2005-2007 гг.) подведения итогов рейтинговой оценки научной деятельности кафедр и подразделений академии и его обсуждение имеет и другие положительные стороны.
Во-первых, это дисциплинирует кафедры в плане лучшего учета результатов своей научной деятельности, что позволяет получать более объективные итоговые результаты по академии при ежегодном отчете перед Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию.
Во-вторых, соревновательный дух стимулирует коллективы кафедр и научных подразделений к активизации своей научной деятельности.
В-третьих, стремление к дальнейшему расширению научной деятельности заставляет кафедры и научные подразделения искать дополнительные источники финансирования (гранты, многоцентровые исследования, участие в конкурсах молодых ученых разных уровней и др.).
Что же касается непосредственно бальной оценки, естественно здесь есть элемент субъективизма. Как соотнести в баллах подготовленного кандидата наук, количество патентов или доклады на студенческой конференции? Сколько "весит" монография или статья? И бессмысленно считать, сколько надо докладов, чтобы в баллах набрать сумму монографии или учебника. Это позиции несопоставимы и вероятно ученые никогда не придут к консенсусу, каждый останется при своем мнении, и это совершенно естественно для творческой личности, не безразличной к происходящему. Надо
признать, что кафедры находятся в различных условиях по материальному обеспечению, научному потенциалу, педагогической нагрузке. Естественно, не все будут претендовать на первые места, но стремление в середину рейтинговой таблицы будет дополнительным стимулом развивать студенческую науку, участвовать в конференциях молодых ученых, публиковать материалы в печати (собственные данные, обзоры, историю кафедры и научных школ и т.д.). В процессе обсуждения и дискуссии бальная оценка будет претерпевать изменения и в дальнейшем. И, тем не менее, при всей дискутабельности вопроса, четко определены правила "научной игры" и сотрудники академии имеют возможность посмотреть на научные коллективы через призму рейтинговой оценки.
В разделе основного рейтинга указаны позиции, по которым академия отчитывается перед Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию РФ (табл. 1, список А - основной рейтинг). Однако, являясь учебным ВУЗом, мы не можем не принимать во внимание работу кафедральных коллективов со студентами в научных кружках, много времени и сил уходит на подготовку и проведение студенческих научных конференций, требуют редакции студенческие доклады и публикации молодых ученых. Нельзя не учитывать этот пласт работы. В связи с чем, по предложению кафедр, был введен дополнительный рейтинг научно-исследо-
вательской работы, вобравший в себя эти разделы работы трудовых коллективов (табл. 1, список Б - дополнительный рейтинг).
Интерес кафедр и научных подразделений к проведению рейтинговой оценки нашел живой отклик в творческих коллективах. Это подтверждается и тем фактом, что в научную часть постоянно поступают предложения по оптимизации проведения рейтинговой оценки. Ежегодно схема рейтинговой оценки научной деятельности обсуждается на заседаниях ученого совета научных подразделений при участии председателей проблемных комиссий. Последние изменения рейтинговой оценки научной деятельности за 2007 год были связаны с необходимостью увеличения рейтингового балла за защищенную диссертацию, издание монографии, учебника, статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК для публикации материалов диссертационных работ. Введены новые разделы: регистрация медицинских технологий, открытие, интеллектуальный продукт, создание сайта или Web странички кафедры (таблица 1). В таблице 2 сведены данные суммарного рейтинга кафедр и научных подразделений СГМА по итогам научно-исследовательской работы за 2007 год. Окончательная рейтинговая оценка проведена по расчету удельного рейтинга, т.е. объему научной продукции на одного сотрудника (ученого) кафедры (таблица 3, 4).
Таблица 1
Единая унифицированная схема рейтинговой оценки научной деятельности кафедр и научных подразделений (баллы) (список А - основной рейтинг)
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОЭФФИЦИЕНТ РЕЙТИНГА 2007
Печатная научная продукция
Монография 10
Руководство, справочник, сборники научных трудов (центральное издательство) 6
Учебник/ учебное пособие, утвержденное УМО 10/5
Журналы, подготовленные кафедральными коллективами (один изданный номер) 3
Статьи в рец. журналах России и СНГ (не входящих перечень ВАК)/журналах рекомендованных ВАК 2/5
Тезисы в центральной печати (Россия и СНГ) 0,5
Публикации в зарубежных изданиях (дальнее зарубежье):
Статьи 5
Тезисы 2
Инновационные проекты и технологии
- Доклады на центральных научных форумах в России (по линии МЗ и СР)/за рубежом 2/3
- Выставки (в России/за рубежом) 2/3
- Гранты (Россия/международные) 5/7
- Организация и проведение конференций (РФ/международные) 4/6
- Патенты на изобретение 5
- Интеллектуальный продукт 3
- Открытия 30
- Новые медицинские технологии 15
- Усовершенствованные медицинские технологии 7
Подготовка научных кадров
- Защита кандидатских диссертаций 10
- Защита докторских диссертаций 15
Участие в программах и проектах различного уровня
- Программы (отраслевые/федеральные/международные) 3
- Договора с МЗ и СР 10
- Сотрудничество с РАМН, РАН, РАЕН и др. (договор) 5
- Клинические испытания лек. Препаратов 2
- Многоцентровые исследования 5
- Наличие и функционирование сайта (страницы на сайте) кафедры (н/подразделения) 5
ИТОГО: сумма - баллы
А. А. Пунин, В. В. Бекезин
Единая унифицированная схема рейтинговой оценки научной деятельности кафедр
и научных подразделений СГМА (баллы) (список Б - дополнительный рейтинг)
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОЭФФИЦИЕНТ РЕЙТИНГА
Местная печатная научная продукция
Статьи в местной печати 0,5
Тезисы в местной печати 0,2
Инновационные проекты и технологии
- Доклады на областных и городских научно-практических конференциях 0,5
- Рационализаторские предложения 0,3
Подготовка научных кадров
- Доклады на студенческой научной конференции 0,5
- Доклады на конференции молодых ученых 0,5
Участие в проектах регионального уровня
- Региональные программы и региональные ХДТ 1,0
ИТОГО Сумма - баллы
Таблица 2
Суммарный рейтинг кафедр и научных подразделений СГМА
Кафедра Основной рейтинг науки Дополнит. рейтинг науки Сумм. Рейтинг
НИИ АХ 619,0 9,5 628,5
фармакологии клинической 355,0 3,7 358,7
терапии ФПК и ППС 267,0 10,5 277,5
терапии факультетской 228,5 5,9 234,4
педиатрии госпитальной 192,0 19,7 211,7
ЦНИЛ 153,0 15,0 168,0
педиатрии поликлиническои 139,5 24,6 164,1
Фармакологии 146,5 13,4 159,9
неврологии и психиатрии ФПК и ППС 129,0 23,5 152,5
физиологии нормальной 149,0 2,4 151,4
терапии госпитальной 96,0 47,3 143,3
хирургии факультетской 128,5 9,8 139,2
хирургии общей 116,0 5,6 121,6
общественного здоровья и здравоохранения 110,0 6,6 116,6
Анатомии 91,5 19,6 111,1
акушерства и гинекологии ФПК и ППС 100,0 0,8 100,8
стоматологии ортопедической 78,0 8,0 86,0
стоматологии терапевтической 70,0 11,7 81,7
ПНИЛ клин. биофизики и метабол. терапии 75,0 0,6 75,6
стоматологии хирург и челюстно-лицевой 63,5 8,5 72,0
хирургии госпитальной 52,5 17,9 70,4
кожных и венерических болезней 64,5 2,4 66,9
акушерства и гинекологии 53,5 12,8 66,3
анатомии патологической 57,0 7,5 64,5
клинической иммунологии и аллергологии 64,0 0,0 64,0
иностранных языков 60,0 1,5 61,5
физиологии патологической 51,0 10,2 61,2
пропедевтики внутренних болезней 57,5 3,6 61,1
глазных болезней 54,0 7,0 61,0
гигиены общей 54,0 5,0 59,0
Философии 22,5 35,9 58,4
неврологии и нейрохирургии 42,0 15,5 57,5
хирургии оперативной и топографической анатомия 49,5 4,6 54,1
стоматологии ФПК и ППС 45,5 6,5 52,0
общей врачебной практики 44,0 7,0 51,0
Онкологии 37,5 13,5 51,0
физкультуры, ЛФК и спортивной медицины 47,5 3,0 50,5
Эндокринологии 37,5 8,0 45,5
русского языка 28,5 16,0 44,5
педиатрии факультетской 37,0 3,4 40,4
Туберкулеза 31,0 8,0 39,0
Кафедра Основной рейтинг науки Дополнит. рейтинг науки Сумм. Рейтинг
хирургических болезней пед. и стомат. фак-ов 32,5 6,3 38,8
лучевой диагностики, лучевой терапии 34,0 2,9 36,9
педиатрии ФПК и ППС 29,0 5,6 34,6
Микробиологии 18,5 15,0 33,5
детских инфекций 20,5 12,9 33,4
внутренних болезней пед. и стом. ф-тов 28,0 4,4 32,4
акушерства и гинекологии пед. и стом. ф-тов факультетов 26,5 5,0 31,5
химии общей и медицинской 24,0 5,2 29,2
управления и экономики фармации 19,5 9,5 29,0
анестезиологии и реаниматологии 27,5 0,5 28,0
Урологии 25,5 2,3 27,8
военной и экстремальной медицины 4,0 20,0 24,0
Физики 14,0 6,1 20,1
психиатрии и наркологии 12,5 7,2 19,7
инфекционных болезней 17,5 1,1 18,6
Гистологии 8,5 9,0 17,5
Биохимии 16 0,7 16,7
Биологии 11,5 3,9 15,4
хирургии детской 8,5 2,9 11,4
детских болезней лечебного ф-та 11,0 0,0 11,0
судебной медицины и права 5,5 2,0 7,5
травматологии и ВПХ 4,0 1,2 5,2
Фармации 0,0 3,2 3,2
ЛОР 0,0 0,0 0,0
стоматологии детского возраста 0,0 0,0 0,0
Таблица 3 Удельный рейтинг клинических кафедр СГМА
Удельный рейтинг клинических кафедр Удельный рейтинг
фармакологии клинической 59,78
терапии факультетской 29,30
педиатрии госпитальной 21,17
педиатрии поликлинической 20,51
терапии ФПК и ППС 19,82
неврологии и психиатрии ФПК и ППС 19,06
хирургии факультетской 15,36
хирургии общей 13,51
кожных и венерических болезней 13,38
хирургических болезней пед. и стомат. ф-ов 12,93
клинической иммунологии и аллергологии 12,80
Онкологии 12,75
акушерства и гинекологии ФПК и ППС 12,60
Эндокринологии 11,37
акушерства и гинекологии пед. и стомат. ф-ов 10,50
терапии госпитальной 10,23
глазных болезней 10,16
педиатрия факультетская 10,10
хирургии госпитальной 10,05
Туберкулеза 9,75
ортопедической стоматологии 9,55
лучевой диагностики, лучевой терапии 7,38
анатомии патологической 7,16
пропедевтики внутренних болезней 6,78
детских инфекций 6,68
стоматологии хирургической и челюстно-лицевой 6,55
стоматологии терапевтической 6,28
акушерства и гинекологии 6,02
А. А. Пунин, В. В. Бекезин
Удельный рейтинг клинических кафедр Удельный рейтинг
педиатрии ФПК 5,76
общей врачебной практики 5,66
Урологии 5,66
детских болезней лечебного факультета 5,25
неврологии и нейрохирургии 5,22
стоматологии ФПК и ППС 5,20
внутренних болезней пед. и стомат. ф-ов 4,62
психиатрии и наркологии 3,94
кафедра физкультуры, ЛФК и спортивной мед. 3,60
анестезиологии и реаниматологии 3,50
инфекционных болезней 2,65
хирургии детской 2,28
травматологии и ВПХ 0,86
ЛОР 0,00
стоматологии детского возраста 0,00
Таблица 4 Удельный рейтинг теоретических кафедр
Удельный рейтинг теоретических кафедр Удельный рейтинг
фармакологии 22,84
физиологии нормальной 21,62
общественного здоровья и здравоохранения 14,57
хирургии оперативной и топографической анатомии 10,82
управления и экономики фармации 9,66
физиологии патологической 8,74
гигиены общей 7,37
анатомии 6,94
философии 5,84
микробиологии 4,18
иностранных языков 4,10
химии общей и медицинской 3,65
физики 2,51
биологии 2,20
гистологии 2,18
военной и экстремальной медицины 2,18
русского языка 2,12
биохимии 1,52
судебной медицины и права 1,50
фармации 1,06