Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка кафедр и научных подразделений'

Рейтинговая оценка кафедр и научных подразделений Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка кафедр и научных подразделений»

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КАФЕДР СГМА

УДК 614,2

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАФЕДР И НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Лунин A.A.

ГО У ВЯО СГМА

Проведение рейтинговой оценки кафедр и научных подразделений вызывало, вызывает, и будет вызывать много вопросов, сомнений, вносится немало пожеланий и предложений. У нее есть свои сторонники и противники, но что отрадно, мало ученых и руководителей подразделений, безучастных к ней. Возникает резонный вопрос о целесообразности проведения рейтинговой оценки по научно-исследовательской работе в учебном ВУЗе. В данной ситуации логично вспомнить Федеральный Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, принятый государственной Думой 19 июля 1996 года и одобренный Советом Федерации 7 августа 1996 года. Основными задачами высшего учебного заведения, в соответствие с принятым законом, являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Можно дискутировать по основным положениям закона и говорить, что для учебного ВУЗа основной задачей является подготовка кадров, с чем согласен и автор данной статьи, однако это не коим образом не изменит требования существующего

Федерального Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. И хотим мы того, или не хотим, оценка эффективности работы ВУЗа строится, и будет строиться на основании комплекса показателей, одним из которых является научно-исследовательская работа. Ежегодно, в начале года, научная часть представляет сводный отчет по итогам работы Смоленской государственной медицинской академии за прошедший год в министерство здравоохранения и социального развития (МЗ и СР). Кроме того, при проведении аттестации академии, особое внимание уделяется научно-исследовательской работе, как важному показателю состоятельности ВУЗа. В частности, анализируется объем финансирования НИР, количество изданных за отчетный период времени монографий, учебников и пособий с грифом УМО, процент преподавателей с учеными степенями и званиями среди профессорско-преподавательского

состава (ППС). Оценка научной продукции проводится из расчета на 100 человек ППС. Научный рейтинг ВУЗа в свою очередь, складывается из научной продукции его структурных подразделений: кафедр, проблемных научно-исследовательских лабораторий, ЦНИЛа, НИИ антимикробной химиотерапии. В связи с этим, как минимум будет не логично, не проводить анализ научно-исследовательской работы структурных подразделений. Мы должны знать вклад каждого в общий рейтинг академии. Эта информация не должна быть закрытой, каждый ученый, руководитель структурного подразделения и даже студент, должны иметь к ней доступ. Опубликован-

Пунин А Л.

91

ный рейтинг дает возможность проведенйя анализа, является инструментом объективизации для поощрения наиболее успешных, создает дух соперничества между структурными подразделениями.

Что же касается непосредственно бальной оценки, естественно здесь есть элемент субъективизма. Как соотнести в баллах подготовленного кандидата наук, количество патентов или доклады на студенческой конференции? Сколько "весит" монография или статья? И бессмысленно считать, сколько надо докладов, чтобы в баллах набрать сумму монографии или учебника. Это позиции несопоставимы и вероятно ученые никогда не придут к консенсусу, каждый останется при своем мнении, и это совершенно естественно для творческой личности, не безразличной к происходящему. Надо признать, что кафедры находятся в различных условиях по материальному обеспечению, научному потенциалу, педагогической нагрузке. Естественно, не все будут претендовать на первые места, но стремление в середину рейтинговой таблицы будет стимулом развивать студенческую науку, участвовать в конференциях молодых ученых, публиковать материалы в печати (собственные данные, обзоры, историю кафедры и научных школ и т.д.). В процессе обсуждения и дискуссии бальная оценка будет претерпевать изменения. И, тем не менее, при

всей дискутабельности вопроса, четко определены правила "научной игры" и сотрудники академии имеют возможность посмотреть на научные коллективы через призму рейтинговой оценки, опубликованную в этом журнале.

В разделе основного рейтинга указаны позиции, по которым академия отчитывается перед МЗ и СР (табл. 1, список А -основной рейтинг). Однако, являясь учебным ВУЗом, мы не можем не принимать во внимание работу кафедральных коллективов со студентами в научных кружках, много времени и сил уходит на подготовку и проведение студенческих научных конференций, требуют редакции студенческие доклады и первые публикации молодых ученых. Нельзя не учитывать этот пласт работы. В связи с чем, по предложению кафедр, был введен дополнительный рейтинг научно-исследовательской работы, вобравший в себя эти разделы работы трудовых коллективов (табл. 1, список Б - дополнительный рейтинг).

Таким образом, в таблице 2 сведены данные суммарного рейтинга кафедр и научных подразделений СГМА по итогам научно-исследовательской работы за 2006 год. Окончательная рейтинговая оценка проведена по расчету удельного рейтинга, т.е. объему научной продукции на одного сотрудника (ученого) кафедры или научного подразделения (таблица 3, 4).

92

Вестник Смоленской Медицинской Академии Мг1, 2007

Таблица 1

Единая унифицированная схема рейтинговой оиенки научной деятельности кафелр и научных подразделений СГМА (баллы), (список А - основной рейтинг)

Критерии для оценки Коэффициент рейтинга

Печатная научная продукция

Монография 4

Руководство, справочник, сборники научных трудов, журналы и др. 2

Учебное пособие, утвержденное У МО 3

МР и МУ, утвержденные УМО 2

Статьи в рецензируемых журналах 2

Тезисы в центральной печати 0,5

Инновационные проекты и технологии

- доклады (в России/за рубежом) 2/3

— выставки (в России/за рубежом) 2/3

- гранты (Россия/международные) 5/7

- организация и проведение конференций (РФ/между на родные) 4/6

- патепты на изобретение 5

- открытия 15

- новые медицинские технологии 10

- усовершенствованные медицинские технологии 7

Подготовка научных кадров

- защита кандидатских диссертаций 5

- защита докторских диссертаций 10

Участие в программах и проектах различного у ровня

- Программы (отраслевые/федеральные/международные) 3

- Договора с МЗ и СР 10

- Сотрудничество с РАМН, РАН, РАЕН и др. (договор) 5

- Клинические испытания лекарственных препаратов 2

- Многоцентровые исследования 5

ИТОГО Сумма — баллы

унифицированная схема рейтинговой оиенки научной деятельности кафедр СГМА (баллы), (список Б - дополнительный реитинг)___

Критерии для оценки Коэффициент рейтинга

Местная печатная научная продукция 0.3

Статьи в местной печати ---- Тезисы в местной печати - 0,1

Инновационные проекты и технологии -

- доклады на областных и городских научно-практических конференциях 0,5 0,3

рационализаторские предложения Подготовка научных кадров

доклады на студенческой научной конференции - доклады на конференции молодых ученых-- Участие в проектах регионального уровня - Региональные программы и региональные ХДТ --- ИТОГО -------— 0,5 0,5 1,0 Сумма - баллы

Лунин А.А.

93

Таблииа 2

Суммарный рейтинг кафедр и научных подразделений СГМА

Кафедра Основной рейтинг науки Дополнит, рейтинг науки Суммарный рейтинг

фармакология клиническая 183,5 4,5 188,0

терапия ФПК 170,0 12,7 182,7

терапия факультетская 167,0 6,2 173,2

педиатрия госпитальная 146,0 27,0 173,0

педиатрия поликлиническая 144,5 8,2 152,7

стоматология терапевтическая 122,0 10,3 132,3

акушерство и гинекология ФПК и ППС 117,0 8,2 125,2

ПНИЛ клинической биофизики и метаболической терапии 100,0 0,6 100,6

фармакология 97,0 2,1 99,2

неврология и психиатрия ФПК и ППС 97,0 1,9 98,9

ЦНИЛ 79,0 14,9 93,9

пропедевтика внутренних болезней 88,0 2,7 90,7

физиология нормальная 66,5 5,7 72,2

неврология и нейрохирургия 66,0 5,3 71,3

кожных и венерических болезней 52,0 14,3 66,3

кафедра физкультуры, ЛФК и спортивной медицины 63,0 0,0 63,0

лучевой диагностики, лучевой терапии 44,0 13,9 57,9

эндокринология 49,0 6,3 55,3

гигиена общая 45,0 9,2 54,2

хирургия общая с курсом хирургии ФПК и ППС 51,5 1,9 53,4

акушерство и гинекология 43,0 10,1 53,1

анатомия 50,5 1,5 52,0

глазных болезней 37,0 11,8 48,8

стоматология детского возраста 46,0 2,4 48,4

хирургия госпитальная 46,0 2,1 48,1

клинической иммунологии и аллергологии 47,0 0,9 47,9

анатомия патологическая 34,0 9,1 43,1

детских инфекций 28,5 12,0 40,5

общей врачебной практики 36,0 3,6 39,6

хирургия оперативная и топографическая анатомия 36,5 1,3 37,8

терапия госпитальная 6,5 29,2 35,7

общественного здоровья и здравоохранения 24,0 11,5 35,5

хирургических болезней пед. и стомат. факультетов 31,0 1,3 32,3

туберкулеза 27,5 4,2 31,7

философия 28,5 2,8 31,3

педиатрия ФПК 27,0 2,4 29,4

физиология патологическая 21,0 6Д 27,1

хирургия факультетская 24,0 0,3 24,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

химия общая и медицинская 23,0 1,2 24,2

физика 18,5 5,5 24,0

анестезиология и реаниматология 23,0 0,9 23,9

94

Вестник Смоленской Медицинской Академии №1. 2007

стоматология хирургическая 20,0 3,8 23,8

гистология 14,5 9Д 23,6

ортопедическая стоматология 11,5 9,8 21,3

инфекционных болезней 16,5 4,7 21,2

детских болезней лечебного факультета 18,0 0,3 18,3

урология 16,5 0,5 17,0

внутренних болезней пед. и стом. факультетов 9,5 6,1 15,6

судебной медицины и права 13,5 2,0 .15,5

травматология и ВПХ 13,0 1.0 14,0

микробиология 12,0 1Д 13,1

психиатрии и наркологии 9,0 3,9 12,9

УГН (оториноларингология) 12,0 0,4 12,4

хирургия детская 10,0 1,8 11,8

иностранных языков 2,0 9,5 11,5

биохимия 9,0 1,8 10,8

стоматология ФПК и ППС 10,0 0,6 10,6

биология 7,0 1,5 8,5

фармации 7,0 0,3 7,3

акушерство и гинекология пед. и стом. факультетов 3,0 0,3 3,3

ит>ннл-ч*гтррма.пьная медицина 2,0 1,2 3,2

Таблица 3 Удельный рейтинг теоретических кафедр СГМА

Удельный рейтинг клинических кафедр Удельный рейтинг

фармакология клиническая терапия факультетская -- 31,3 19,2 19,1

педиатрия поликлиническая акушерство и гинекология ФПК и ППС педиатрия госпитальная неврология и психиатрия ФПК и ППС эндокринология - 15,7 15.7 14,1 13.8 13 3

кожных и венерических болезней терапия ФПК --_-- лучевой диагностики, лучевой терапии - хирурги чес ких болезней пед. и стом. факультетов стоматология терапевтическая -- пропедевтика внутренних болезней__ клинической иммунологии и аллергологии глазных болезней ---- детских инфекций _________ туберкулеза ________ хирургия госпитальная ---- неврология и нейрохирургии хирургия общая с курсом хирургии ФПК и ППС педиатрия ФПК ___ акушерство и гинекология ---_ 13.1 11,6 10,8 10.2 10,1 9,6 8Д 8,1 7.9 6,9 6,5 5,9 4,9 4,8

Пунии А.А.

95

Продолжение таблицы 3

Удельный рейтинг клинических кафедр Удельный рейтинг

детских болезней лечебного факультета 4.6

общей врачебной практики 4,4

стоматология детского возраста 4,0

урология 3,4

анестезиология и реаниматология 3,0

инфекционных болезней 3,0

хирургия факультетская 3,0

психиатрии и наркологии 2,6

терапия госпитальная 2,6

УГН (оториноларингология) 2,5

хирургия детская 2,4

травматология и ВПХ 2,3

внутренних болезней пед. и стом. факультетов 2,2

стоматология хирургическая 2,2

ортопедическая сто мата тол огия 1,9

акушерство и гинекология пед. и стом. факультетов 1,1

стоматология ФПК и ППС 1Д

Таблица 4 Удельный рейтинг теоретических кафедр

Удельный рейтинг теоретических кафедр Удельный рейтинг

фармакология 14,2

физиология нормальная 10,3

гигиена общая 7,7

хирургия оперативная и топографическая анатомия 7,6

общественного здоровья и здравоохранения 4,4

физиология патологическая 3,9

анатомия 3,3

судебной медицины и права 3,1

гистология 3,0

физика 3,0

химия общая и медицинская 3,0

философия 2,8

фармации 2,4

микробиология 1.6

биология 1,2

биохимия 1,0

иностранных языков 0,8

военно-экстремальная медицина . 0,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.