именно в интерактивном росте издания и читателя, зрителя.
Список литературы
1. Дружинин, А. В. А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений / А. В. Дружинин // А. С. Пушкин : pro et contra. - СПб., 2000. - Т. 1. - С. 105-106. (Статья опубликована впервые в «Библиотеке для чтения» в 1855 г. (№ 3. Отд. III. С. 41-70)).
2. См., например, диссертацию Т. В. Назаровой Интерпретация творчества Пушкина демократической журналистикой конца 1860 -начала 1880-х годов : на материале журналов «Отечественные записки» и «Дело» : автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. -27 с., где приводится подробный свод представлений о Пушкине как адепте чистого искусства в демократической печати «антипушкинского» периода.
Л. Б. Зубанова
рейтинги средств массовой информации: аудиторно-статистические и ценностно-тематические виды изучения коммуникативного пространства
В статье анализируются основные направления социологических исследований массовой информации, обобщаются основные способы социологической фиксации предпочтений аудитории - анкетирование населения, дневниковая фиксация, телеметрические замеры. Особое внимание уделяется ценностно-тематическому рейтингу СМИ.
Ключевые слова: рейтинги средств массовой информации, ценностный рейтинг, аудиторные предпочтения, коммуникативное пространство, социологические исследования.
В 1996 году в США был снят фильм-комедия режиссера Роберта Вула «Открытие сезона», рисующий ситуацию поломки всех устройств, подсчитывающих рейтинги телепрограмм. Телестудии, заваленные мешками самых сумасшедших «творческих предложений»: полицейский сериал .секс-комедия. новая оригинальная трактовка «Гамлета».. .Что запускать в производство и от чего отказываться, если не известны вкусы и запросы зрителей? «Легкий» жанр фильма, тем не менее, демонстрировал тяжелый ущерб, соизмеримый с последствиями фильма-катастрофы. Для российской аудитории как конца 90-х годов, так, пожалуй, и сегодняшней, «катастрофа» фильма напоминает, скорее, «ЧП районного масштаба». Слово «рейтинг» для большинства из нас узнаваемо, но пока не до конца прочитан и декодирован его смысл, не в полной мере осознано его значение в регулировании разнообразных сфер действительности. Несмотря на актуализацию обращения к рейтинговым исследованиям со стороны социологов, на широкое распространение публикаций конкретных рейтинговых замеров в области СМИ, политической, экономической, образовательной, спортивной сферах; на буквальную «включенность» рейтингов в специализированную и повседневную область
использования - данное понятие пока не обернулось для большинства потребителей «вещью для себя», сохраняя загадочный смысл «вещи в себе».
Данная статья посвящена рейтингам средств массовой информации. Но, прежде чем говорить об интересующем нас, «узком» ракурсе применения рейтинга, необходимо понять, что представляют собой рейтинговые исследования вообще, осмыслить общее «поле» их теоретического и практического использования, проделав путь в рассуждениях «от общего к частному».
Актуальность и сущность рейтинговых исследований
Как в мире, так и в России сегодня можно наблюдать бум рейтинговой деятельности. Опознавательным символом нашей действительности стало рассмотрение любых явлений в системе рангового распределения качества при постоянном увеличении и приумножении показателей - талант, одаренность, авторитет, популярность - все представляется в количественных переменных. Именно на фоне этого количественного представления о качестве и приобрели особую актуальность рейтинговые исследования. Чем объясняется мировой рейтинговый бум? Скорее всего, общими
условиями функционирования современных общественных систем. Рейтинг, как и любое другое явление, не может существовать в разрыве с окружающей действительностью, он подвержен влиянию явных и скрытых факторов, функционирующих в обществе, зависим от характера общественного развития. Можно сказать, что рейтинг оказывается действенным не во всех системах, а лишь в тех, которые отвечают следующим требованиям:
- Динамичность - общество подвержено изменениям, обладает инновационным потенциалом. Рейтинг, являясь изначально подвижным, изменчивым и обновляемым показателем, может существовать лишь в аналогичных внешних условиях;
- Открытость - общество стремится к разнообразным контактам, обладает развитыми каналами коммуникаций. Рейтинг предполагает открытость в самых разнообразных проявлениях: открытость информации о деятельности того или иного субъекта рейтинга, открытость различных сфер, позволяющих фиксировать те или иные предпочтения потребителей, наконец, открытость в контакте - «исследователь - объект».
- Избыточность - в обществе развита система тиражирования материальных и культурных благ, присутствует наличие разнообразных и конкурирующих между собой образцов. Именно в данном случае может возникать ситуация выбора, столь необходимая для определения рейтинга.
- Социальная дифференциация и мобильность - общество неоднородно в социальном отношении, оно делимо на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий или каст, эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами, что делает возможным существование самой идеи ранжирования, сопоставления объектов.
Итак, обозначенные нами характеристики сформировали своеобразную рейтинговую среду, ставшую благоприятной почвой для последующего возникновения рейтинговых исследований, широкое распространение которых в свою очередь было обусловлено рядом причин:
1. Экономической: современные принципы рыночной экономики определили новые условия существования субъектов, ввели для них «новые правила игры», в которых конкурентоспособность выступает гарантией стабильного функционирования. И именно рейтинг, фиксирующий внимание потребителя к одному и не-
внимание к другому субъекту рынка позволяет пропагандировать успехи и конструировать репутацию надежности соревнующихся экономических противников.
2. Политической: демократические основы политического развития актуализировали значение мнения большинства, а категория выборности стала одной из ведущих ценностей демократического строя. Апеллирование к прозрачности политических выборов вызвало необходимость широкого освещения электоральных предпочтений, фиксируемых в результатах рейтинговых замеров.
3. Социокультурной: массовая культура, построенная на принципах публичности, популяризации и демонстрации результатов любой деятельности, рыночной привлекательности и «продаваемости» продукта ориентирует внимание на множественности выборов потребителей, преобладании ценности стандарта, отвечающего вкусам массы, получившего ее одобрение. Кроме того, поддерживают и сохраняют актуальность рейтинговых исследований средства массовой информации, способствуют их доступности и разнообразию представленности (Интернет-сайты, телевизионные программы, пресса), вырабатывая при использовании рейтингов своеобразный PR-эффект - культивирование общественной поддержки, живой связи источника информации с аудиторией.
4. Научно-методологической причиной: общественное одобрение получает общая нацеленность на практическую ориентацию знания, на его доступность. Современная плюра-листичность парадигм, появление множества теорий, развивающихся параллельно, без претензии на генерализацию и сакрализацию знания, заменили ориентацию поиска единственно правильной парадигмы, объясняющей строение и функционирование социального организма, поиском альтернативных способов такого объяснения. В ситуации множества теоретических объяснений реальности или «множественности истин» исследователи невольно обращаются к эмпирии, способной подтвердить, представить конкретизирующий, а главное доказуемый материал своим размышлениям. В бесчисленном множестве теорий исследователь видит целесообразность не столько в пополнении еще одной теорией, сколько в обращении к факто-логичности исследований, которую и может предоставить рейтинг.
Итак, понятие «рейтинг» вошло в повседневную жизнь и даже успело «засесть» в со-
знании, рядом с такими же «иноземцами» как - имидж, спикер, маркетинг, продюсер и т. д. Для значительной части потребителей рейтинг выступает синонимом социологии, а иногда и само восприятие социологии исчерпывается его определением. Возможно, что именно иностранные корни данного термина обусловили тот факт, что, несмотря на широкое распространение и употребление понятия «рейтинг», мало кто знает, что именно стоит ним. Несмотря на актуализацию понятия «рейтинг» (включенность его как в обыденный, так и в специализированный пласты использования), на сегодняшний день так и нет устойчивой терминологической определенности его использования. В такой ситуации не лишенной смысла представляется попытка анализа сущности понятия через богатый арсенал современных справочных изданий. Разнообразие справочной литературы, тем не менее, не является следствием многообразия трактовок понятия. Большинство из них можно свести к нескольким, наиболее часто встречающимся значениям.
- рейтинг как отношение: рейтинг - оценка, отнесение к классу, разряду, категории;
- рейтинг как выражение: рейтинг - числовая характеристика какого-либо качественного понятия;
- рейтинг как позиция: рейтинг - это присвоение оцениваемому объекту определенного места в группе аналогичных объектов на основе количественных и качественных показателей;
- рейтинг как фиксация: рейтинг - это определение общественного мнения по отношению к исследуемым объектам.
Можно убедиться, что ни одно из вышеназванных значений не противоречит друг другу, что и позволяет нам вывести собственное определение рейтинга на основе их своеобразного суммирования. Итак, рейтинг - это последовательность объектов аналогичного свойства, выстраиваемая на основе общественного мнения (проявляющегося в различных формах) об этих объектах и представленная в виде ранговой шкалы. Можно заметить, что в данном определении, рейтинг выступает как некое статичное образование, как результат, но не как процесс.
Вместе с тем, игнорирование динамической составляющей рейтинга представляется нам необоснованным, что требует введения еще одного определения, направленного на отражение процессуальной стороны рейтинга: рейтинг - это процедура оценочного ранжирования отнесенных к единому классу объектов, с
последующим переводом оценок в измеряемые показатели.
Инструмент социологического исследования, направленного на построение рейтинга изучаемого объекта, строится на сравнении возможных субъектов, на выделении лидеров и аутсайдеров рейтингового ряда. Сравнение подразумевает рассмотрение того или иного объекта через своеобразный фильтр оценивания его качеств - признания лучших и отбраковки худших. Как можно заметить, само значение - лучший, первый - предполагает выделение объекта из аналогичного ряда на основе сравнительного оценочного принципа (лучший по отношению к худшим, первый по отношению к последующим вторым, третьим и т. д.). Таким образом, следует признать, что существование рейтинга возможно лишь в условиях соревнования, а не равенства. Равенство отрицает столь необходимую для существования рейтинга идею превосходства, первенства, которое может пониматься лишь как НЕ-равенство - выделение и отличие субъекта на общем фоне.
Одним из наиболее неоднородных институтов, демонстрирующих полистилистичность и многообразие, можно признать средства массовой информации. Стремительное, активное развитие медиа-рынка, характеризующееся динамикой самых разнообразных направлений: государственные - частные СМИ; центральные - региональные; серьезные - развлекательные и т.п. - как нельзя лучше демонстрирует условия соревновательности, конкуренцию информационных потоков - необходимую и «живую» среду возникновения рейтинговых исследований.
Рейтинги средств массовой информации: сущность и виды
Сегодня практически ни один журнал, радиостанция или телеканал не работают без применения рейтинговых технологий (хотя бы единичного замера собственной популярности и востребованности у потребителей). Для средств массовой информации рейтинг является не просто показателем успешности их деятельности, он выражает степень заинтересованности потребителей их работой (как для политика население представляет собой потенциальный электорат, который будет или не будет голосовать за него на выборах, так и для СМИ это круг их зрителей, слушателей и читателей, которые будут или не будут переключаться на деятельность конкурента).
Наиболее активным временем распространения рейтингов СМИ стали 90-е годы - время оформления рекламного рынка; активного возникновения, развития и, как следствие, конкуренции телеканалов, радиостудий и печатных изданий; участившихся дискуссий о качестве продукции СМИ. Рейтинг стал своеобразным ответом на возникающие запросы: выступил компасом рекламных кампаний в ориентации на целевую аудиторию; стал мерой, если не качества, то популярности и востребованности отдельных СМИ среди потребителей. Тем не менее, постепенно наметился новый поворот общественного внимания к рейтингам. Нарастало общее скептическое отношение к общественному мнению, участились дискуссии о манипулятивных технологиях управления мнениями большинства, обвинения в фальсификации и ангажированности социологических данных. Возникла общая ситуация недоверия к результатам рейтинговых замеров, когда последние стали трактоваться как инструмент закручивания «спирали молчания» (Э. Ноэль - Нойман). Общественные настроения относительно достоверности рейтинговых исследований, наиболее ярко демонстрируются в статье Е. Г. Андрющенко, анализирующего заголовки материалов периодической печати, посвященных «надежности» социологических исследований: «Рейтинг - опиум для народа (социологи признали свою вредность)»; «Велик спрос на лукавый прогноз (анкета в руках иллюзионистов)»; «Как жену чужую обнимал свой рейтинг» и т.п. Но, несмотря на подобные обвинения, в России шло активное формирование рынка рейтинговых технологий, исследовательскими центрами Комкон, ВЦИОМ, НИСПИ, Гэллап-медиа, Медиа Март, РОМИР и т.д. совершенствовались методики замера общественного интереса к СМИ.
Чаще всего, при обозначении схемы восприятия любой информации, в ней выделяют три основных элемента - потребность в восприятии, установку на интерес и сформировавшийся, под ее воздействием устойчивый интерес. Очевидно, что три данных компонента и могут выступать «разделителями», фиксирующими границы отнесения потребителя к тому или иному типу аудитории рейтинга.
Потенциальная аудитория рейтинга характеризуется первой составляющей - потребностью, в явном или латентном виде присутствующей у индивида по отношению к различным субъектам рейтинга. Потенциальная аудитория
рейтинга - это рынок возможных потребителей, тех, кто в принципе готов к совершению выбора в пользу тех или иных СМИ, но по каким-то причинам еще не осуществил его буквальным поступком, действенным актом выбора.
Установка на интерес образовывает реальную аудиторию рейтинга, тех, кто данный выбор совершил по отношению к конкретному субъекту рейтинга, зафиксировав его в конкретном поступке (покупке газеты, пользовании услугами Интернет, прослушивании радиостанции или конкретной передачи, просмотре телепрограммы и т. п.).
Целевая аудитория рейтинга предполагает группу, объединенную устойчивым и постоянным интересом по отношению к конкретному, единичному субъекту рейтинга. Таким образом, рейтинги СМИ не только фиксируют общую известность издания, телеканала или радиостанции среди населения (потенциальной или реальной аудитории), но и выделяет целевую аудиторию конкретного СМИ, то есть группу людей, на которых нацелена работа персонального субъекта рейтинга.
Итак, мы можем констатировать, что центральным звеном - «оценщиком» популярности СМИ становятся его потребители. Таким образом, рейтинг средств массовой информации по сути является рейтингом предпочтений аудитории. Здесь уместно будет вспомнить известную модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла, согласно которой, акт коммуникации рассматривается по мере осмысления вопросов: «КТО сообщает - ЧТО сообщает -КАК - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ».
Следовательно, основные компоненты процесса коммуникации таковы:
• коммуникатор (источник информации) -создатель сообщения - анализ управления;
• сообщение - стимул, который источник передает - анализ содержания;
• канал - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю - анализ средств;
• коммуникант (реципиент) - тот, кто получает сообщение и определенным образом реагирует на него - анализ аудитории;
• эффект (результат) - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят вследствие приема сообщения - анализ «эффекта» коммуникации.
По сути, все компоненты данной коммуникативной цепочки могут рассматриваться в качестве объекта социологического исследо-
вания. Рейтинги СМИ в качестве базы исследования определяют именно коммуниканта, через оценки которого и делается вывод об эффективности и результативности работы остальных звеньев: коммуникатора (источник информации), сообщения, канала (средства). Таким образом, логика рейтингового исследования выглядит следующим образом: коммуникатор - оценка его деятельности аудиторией -рейтинг коммуникатора. Можно признать справедливость такого логического ряда -средства массовой информации, работающие на массовую аудиторию, безусловно, зависят в своей деятельности от ее оценок. Само определение массовой информации предполагает и массовое подключение к ней, и, соответственно, успешное функционирование СМИ зависит от степени массовости завоевания аудитории. Однако в результате мы получаем рейтинг не столько содержания СМИ, сколько реакций на него потребителей - по сути, это рейтинг аудиторных предпочтений, интересов и запросов - исследование реакции на сообщение, а не самого сообщения, которое остается «за кадром». Следовательно, можно признать, что данный вид рейтингов СМИ (через изучения предпочтений аудитории) выступает действенным, но не всеохватным индикатором оценки коммуникативного процесса, а, следовательно, и не может рассматриваться в качестве единственного вида рейтингового исследования масс-медиа.
Второй вид рейтингов СМИ до сих пор не выделялся исследователями в отдельное направление рейтинговых исследований масс-медиа и определяется нами как ценностно-тематический рейтинг. Схема его изучения представляет собой иное движение, предполагающее обратный поворот в определении рейтинга, где СМИ не является «зависимым» объектом оценки собственной аудиторией, а рассматривается как самостоятельный предмет исследования, в котором базой оценки выступают пропагандируемые им сообщения, а не реакции на них получателей. Вместе с тем, как мы уже подчеркивали, работа масс-медиа не может быть рассмотрена в полном отрыве от воспринимающей аудитории. Данный аспект (связь с реципиентом) учитывается и в данном виде рейтинга, с той лишь разницей, что ведущей категорией в диаде «СМИ - аудитория» становится не столько популярность и узнаваемость конкретного издания или передачи у потребителя, сколько эффективность «попадания» СМИ в ценностную среду населения.
Таким образом, мы можем выделить два наиболее общих вида рейтингов средств массовой информации: рейтинги предпочтений аудитории и ценностно-тематические рейтинги СМИ. Первые, направлены на оценивание СМИ с точки зрения их популярности, узнаваемости, успешности, привлекательности среди потребителей информации, по сути, они направлены на определение лидеров массового эффекта. Вторые, нацелены на определение рейтинга внутреннего содержания информации масс-медиа. Рассмотрим обозначенные виды более детально.
рейтинги предпочтений аудитории сми
и методы их фиксации Именно данный вид рейтингов является наиболее распространенным типом социологического изучения СМИ. Чаще всего, рейтинги медиа-популярности строятся на основе предпочтений телезрителей и именно телевидение можно считать монополистом исследований постоянного (мониторингового) характера.
Степень популярности СМИ строится на количественных показателях двух шкал - шкала экстенсивности (качественный показатель -кто потребляет) и шкала интенсивности (количественный показатель - как часто потребляют). Медиаисследования могут быть ориентированы на разный состав аудитории - постоянный состав участников панели (когда одна и та же группа лиц регулярно опрашивается в течение длительного срока); изменчивый, текучий состав опрашиваемых (когда в выборку каждый раз входят разные люди). Постоянный состав лучше контролируется исследователем, достигается наибольшая надежность информации, добросовестность опрашиваемых обеспечивается закрепленными контактами. Кроме того, данный тип исследований приводит к наибольшей экономичности временных затрат на исследование.
В социологической практике существуют различные методы выявления рейтинга средств массовой информации - различные способы фиксаций аудиторных предпочтений. Поскольку для периодического издания проще устанавливается факт контакта с источником, то рейтинги могут представлять собой ранжирование по статистическим показателям - покупка издания, количество подписчиков, тираж и т.п. Однако чаще рейтинги предпочтений строятся преимущественно на опросных методиках:
1. анкетирование потребителей (простое и дневниковое);
2. телефонный опрос аудитории;
3. телеметрические замеры - техническая фиксация интересов аудитории (телеаудитории)
Традиционное анкетирование представляет собой наиболее «подвижный» способ фиксации, применимый ко всем видам СМИ. Инструмент исследования (конкретный вопросник) может строиться по-разному и включать разные виды оценивания. Наиболее распространенная форма вопросника предполагает построение перечневой таблицы, в которой опрашиваемый фиксирует свое отношение к каждому объекту (передаче, каналу, ведущему) по принципу: понравилось - не понравилось, остался безразличным. Расчет рейтинга в данном случае строится на основании разницы между положительными и отрицательными выборами респондента:
R= Щ+) - Щ-)
К,
где R(+) - число респондентов, давших СМИ положительную оценку;
R(-) - число респондентов, давших СМИ отрицательную оценку;
N - общее количество опрошенных.
Чаще, в расчет рейтинга берется лишь сумма положительных выборов:
R = N х п
100,
где N - число, отметивших данное СМИ как известное;
п - число респондентов, отметивших по отношению к этому СМИ вариант ответа «нравится».
Сведения о предпочтениях потребителя могут быть собраны в ходе телефонного блиц-опроса как о просмотре или прослушивании какой-либо определенной передачи или о самом факте контакта в данный момент. Однако данная форма контакта с респондентом страдает наименьшей репрезентативностью (в выборочную совокупность могут войти лишь те, кто имеет телефонную связь и желание общаться по телефону) и не позволяет обеспечить достаточный объем информации о мотивах предпочтений опрашиваемых.
Дневниковый способ фиксации рассчитан на электронные СМИ и представляет собой анкету-дневник, отображающую программу вещания интересующих каналов или радиостанций, где с различным временным интервалом (как правило, 15-минутный - гэллаповский стандарт) респонденту (и его семье) предлага-
ется фиксировать все случаи потребления информации.
Усовершенствованием дневниковой фиксации, обеспечивающим наибольшую точность учета контактов, можно считать телеметрические замеры. К телевизорам семей, попавших в выборочную совокупность участников панели, подключается телеметр - прибор, ежесекундно считывающий информацию о том, на каком канале работает телеприемник в настоящее время и кто из членов семьи его смотрит (учет социально-демографических характеристик). Фиксация пребывания потребителя на определенном канале в определенную единицу времени переносится в общую базу и сопоставляется с данными телемониторинга (что именно шло на канале в тот или иной временной отрезок). В результате подобного сопоставления и определяется рейтинг передачи.
ценностно-тематические рейтинги
сми
Возвращаясь снова к модели коммуникации Г. Лассуэлла, мы еще раз фиксируем невостребованность ценностных рейтинговых замеров в цепи «сообщение (ЧТО сообщают) - аудитория (КОМУ сообщают)».
В социологических исследованиях средств массовой информации при изучении сообщения применяется метод контент-анализа текстов. Термином контент-анализ (анализ содержания) в социологии обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик. Эти характеристики фиксируются в точных, объективных и измеряемых показателях, давая количественную информацию о содержании текстового сообщения.
Американский исследователь массовых коммуникаций Дж. Гербнер предпринял попытку свести все многочисленные методики контент-анализа к ответам на следующие вопросы: с их помощью исследователь узнает, что в сообщениях есть (что предлагается общественному мнению, как много и с какой частотой), что из этого важно для коммуникатора (в каком контексте подается и в каком порядке важности), что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подается, с какой точкой зрения, какими аргументами снабжается), что соотносится с чем и как (в какой логической и причинной структуре существует). Таким образом, систематизировав все ответы на заданные вопросы, мы можем выйти к понима-
нию тематического рейтинга СМИ, предполагающего ранжирование по следующим направлениям: сравнение характеристик текстов разных каналов информации; сравнение характеристик текстов разных средств информации; сравнение характеристик в динамике; сравнение характеристик текста с данными исследований других составных частей коммуникативной цепи; сравнение материалов по жанровому признаку; сравнивать общую картину мира в изображении исследуемого источника.
Все вышеперечисленные направления могут быть представлены в виде рейтинговой шкалы, ранжирующей именно содержательную сторону сообщений СМИ. Тем не менее, такой вид исследований, по нашему мнению, необходимо дополнить определением ценностной составляющей материала, то есть исследованием того, на какие ценности он в большей мере ориентирован. Наиболее известной теоретической работой, получившей широкую популярность в общественных кругах, стало исследование намерений редакции газеты «Истинный американец», предпринятое Г. Лассуэллом и Н. Лейте-сом. Именно данное исследование открыло новые возможности применения контент-анализа как метода обнаружения неявных ценностных установок и пропагандистских целей коммуникатора. Представив своеобразный рейтинг тем в СМИ, следует осуществить дифференциацию сообщений по ценностному наполнению. Любой текст СМИ несет в себе конкретную ценность, выступая своеобразным ее оформлением. Вместе с тем, любой перевод сообщения в фиксируемое ценностное выражение, носит весьма приблизительный и условный характер. Тем не менее, переведя содержание сообщений в своеобразный ценностный ряд, мы можем получить ценностный рейтинг как отдельной ста-
тьи или передачи, так и в сумме ранжирование ценностной составляющей СМИ.
Процедура выстраивания ценностно-тематического рейтинга должна распадаться на несколько этапов. Первый этап схемы предполагает процедуру «приведения к соответствию» - нахождение оснований, по которым исследуемые объекты (различные сообщения) будут отнесены к единому классу. Второй, предполагает определение показателей, по которым будет осуществляться оценка объектов (перевод сообщений в ценности, перевод ответов респондентов в аналогичные ценностные конструкции). Третий, направлен на перевод найденных показателей в измеряемые характеристики (определение способов фиксации ценностей, поиск единиц их анализа). Четвертый этап направлен на нахождение соответствия между пропагандируемыми в СМИ ценностями и ценностными установками потребителей. Результатом становится выявление итоговых коэффициентов и выстраивание на их основе ценностного рейтингового ряда.
Безусловно, представленная методика определения ценностно-тематического рейтинга СМИ не может трактоваться как совершенный и законченный вариант подобного анализа, данная статья рассматривалась как своеобразный «пробный камень», возможный подход к определению ценностного рейтингового ряда масс-медиа. Тем не менее, становится совершенно очевидным расширение поле использования медиаисследований, выход к новым горизонтам в данном направлении анализа деятельности СМИ. Здесь перед исследователями открываются огромные еще до конца не использованные возможности. Настоящая статья лишь один шаг в этом направлении.
Б. Н. Киршин
на пороге меднарееолюцин
В статье рассматривается вопрос о перспективах развития прессы в условиях все большей монополизации информационного пространства Интернетом.
Ключевые слова: Интернет, газета, пресса, медиарынок.
Интернет - самое динамичное средство ком- массовым коммуникациям. К началу XXI века муникации нашего времени. Темпы роста его Интернет имел во всем мире аудиторию неаудитории поражают. Вот как описываются они многим более 500 тыс. человек, сейчас у него в докладе Федерального агентства по печати и - более 2 млрд пользователей. А еще насчиты-