Научная статья на тему 'Рейтинги, применяемые страховщиком при страховании коммерческих рисков'

Рейтинги, применяемые страховщиком при страховании коммерческих рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ / СТРАХОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туманов Виталий Борисович

Рейтинг представляет собой оценку кредитоспособности изучаемого субъекта, которым может быть компания, страна или даже сектор. Создание страховщиком собственного рейтинга играет важную роль предотвращения убытков, позволяя отделить, насколько это возможно, здоровые компании от рискованных. Для этой цели страховые компании разработали собственные модели анализа рисков, которые не зависят от внешних рейтинговых агентств. Поэтому крайне важно, чтобы эта система оценки была точна и надежна. В статье рассматриваются самые важные принципы рейтинга, учитывая, что при страховании коммерческих рисков, они имеют решающее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATINGS, USED BY INSURER IN TRADE CREDIT INSURANCE

A rating is an estimate of the creditworthiness of the subject being accessed: this can be a company, a country or even a sector. The creation of ratings plays a central role in the credit insurers preventative task, allowing him as far as reasonably possible to separate the healthy companies from the unhealthy ones. For this task, the credit insurer has designed his own risk analysis model, which is in no way dependent on outside rating agencies. It is essential therefore, that this rating system is as accurate and reliable as possible. The article discusses the most important rating principles, considering that ratings are considered crucial for a credit insurer.

Текст научной работы на тему «Рейтинги, применяемые страховщиком при страховании коммерческих рисков»

УДК 336.74

в.Б. Туманов РЕЙТИНГИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТРАХОВЩИКОМ

ПРИ СТРАХОВАНИИ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ

Аннотация. Рейтинг представляет собой оценку кредитоспособности изучаемого субъекта, которым может быть компания, страна или даже сектор. Создание страховщиком собственного рейтинга играет важную роль предотвращения убытков, позволяя отделить, насколько это возможно, здоровые компании от рискованных. Для этой цели страховые компании разработали собственные модели анализа рисков, которые не зависят от внешних рейтинговых агентств. Поэтому крайне важно, чтобы эта система оценки была точна и надежна. В статье рассматриваются самые важные принципы рейтинга, учитывая, что при страховании коммерческих рисков, они имеют решающее значение.

Ключевые слова: рейтинги, страхование, коммерческие риски.

WaHy Tumanov RATINGS, USED BY INSURER IN TRADE CREDIT

INSURANCE

Annotation. A rating is an estimate of the creditworthiness of the subject being accessed: this can be a company, a country or even a sector. The creation of ratings plays a central role in the credit insurers preventative task, allowing him as far as reasonably possible to separate the healthy companies from the unhealthy ones. For this task, the credit insurer has designed his own risk analysis model, which is in no way dependent on outside rating agencies. It is essential therefore, that this rating system is as accurate and reliable as possible. The article discusses the most important rating principles, considering that ratings are considered crucial for a credit insurer.

Keywords: ratings, insurance, commercial risks.

Исторически рейтинговые агентства создавались в США для предоставления, в основном банкам и инвестиционным обществам, простого руководства по финансовому состоянию и инвестиционной привлекательности. Рейтинги в наше время стали использоваться гораздо чаще разными компаниями, но не каждая компания уделяет время созданию своей собственной системы рейтинга. К сожалению, большое количество банков и кредитных организаций смирилось с отсутствием своей собственной модели анализа и оказалось почти в полной зависимости от рейтинговых агентств. Кризис 2008-2009 гг. был в немалой степени связан с банками, которые уделяли недостаточно внимания собственному анализу финансовых рисков, полагаясь на другие источники. Страхование коммерческих рисков представляет собой добровольное страхование, осуществляемое на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления [1]. Рейтинг в страховании представляет собой оценку финансовой надежности и устойчивости субъектов финансового рынка. Страховые компании используют свои собственные системы рейтинга при оценке финансовых рисков [4]. В страховании коммерческих рисков можно выделить три основных типа рейтингов, используемых страховщиком.

Рейтинг компаний. Как описывалось ранее, это рейтинг специальных рейтинговых агентств, например, Standard and Poor's, Moody's Investors Service, SPARK Interfax, которые предоставляют рейтинги для компаний по запросу, в основном используемые в среде инвестиционных компаний. В настоящее время большая часть банков развивает свою собственную внутреннюю систему рейтинга. С начала 1990-х гг. страховые компании, специализирующиеся на страховании коммерческих рисков, стали понимать важность развития собственной системы рейтинга.

Рейтинги страновые. Существует определенное количество источников данного типа рейтинга, среди которых межправительственные агентства, рейтинговые бюро, коммерческие информа-

© Туманов В.Б., 2014

ционные агентства (к примеру, Dun & Bradstreet с присутствием по всему миру), журналы и страховые компании.

Рейтинги сектора. Существует большое количество различных организаций, занимающихся данным типом рейтингов, но в сравнении их количество меньше. Некоторые страховые компании, специализирующиеся на страховании коммерческих рисков, предоставляют рейтинги сектора.

Рейтинг компаний представляет собой результат микроэкономического анализа и в первую очередь оценивает коммерческий риск. Страновый рейтинг - это результат макроэкономического анализа, включая политические риски. Политический риск представляет собой вероятность нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов [2]. При согласовании экспортной отгрузки страховщик обязательно учитывает политический риск, обращаясь к страновому рейтингу. Если ставится задача оценить конкретную компанию в конкретном секторе в конкретной стране, то принимать решение на одном из трех элементов считается неприемлемым. Как правило, страновый рейтинг более важен, чем рейтинг сектора и индивидуальный рейтинг компании. Стандартно рейтинг страховщика сохраняет актуальность в течение года, после чего он должен быть пересмотрен и обновлен, согласно самой актуальной информации. В страховой компании рейтинг понимается как метод измерения и определения уровня платежеспособности дебитора, основанный на различных критериях оценки кредитоспособности на конкретный период времени. Стандартно этот период времени равен одному календарному году. Оценкой кредитоспособности контрагентов и установлением рейтинга внутри страховой компании занимается специальный аналитический департамент, отвечающий, в том числе и за мониторинг риска, проводимый в течение года. В целях предотвращения риска, а, следовательно, снижения вероятности возникновения возможных убытков, необходимо его контролировать путем постоянного мониторинга. Мониторинг риска проводится в первую очередь на основании результатов ежеквартальной финансовой отчетности, анализа официальных источников [6]. К официальным источникам, используемым в процессе мониторинга, можно отнести следующие.

1. Сайт Высшего Арбитражного Суда РФ (www.arbitr.ru), на котором можно найти картотеку арбитражных дел, банк решений арбитражных судов, календарь судебных заседаний.

2. Журнал «Вестник Государственной Регистрации» (http://www.vestnik-gosreg.ru/), учрежденный Федеральной Налоговой службой и ООО «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», в котором юридическими лицами публикуется информация о намерениях организаций совершать действия, требующие извещения заинтересованных лиц. Публикуются сведения о регистрационных действиях, совершенных налоговыми органами, и уведомления о принятых решениях в отношении организаций по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮ Л) [3].

3. Сайт Федеральной Налоговой службы (www.egrul.nalog.ru), на котором можно найти сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

4. Средства массовой информации, к которым можно отнести новостные агентства, газеты, журналы, интернет-издания, частные аналитические сводки, обзоры рынка и др.

При анализе ежеквартальной финансовой отчетности оценивается:

— официальная бухгалтерская отчетность (баланс и отчет о прибыли и убытках), заверенная налоговыми органами или с подтверждающим документом о сдаче отчетности в налоговую инспекцию, по форме, утвержденной внутренними документами страховщика;

— платежная дисциплина, в которой оценивается своевременное внесение предприятиями, организациями денежных платежей в установленных размерах. Для обеспечения платежной дисциплины используются различные меры финансового воздействия, вплоть до остановки страхового по-

крытия в случае просрочки;

— детальная информация о структуре долговых обязательств контрагента (сумма кредитов, срок, процентная ставка, отлагательные условия кредитного договора - поддержание оборотов, предельная величина долга и прочие; вид обеспечения);

— детальная информация об оборотах по расчетным счетам в банках (51 счет или выписки из банков) [5].

Страховщики разделяют рейтинг на два типа - индивидуальный и групповой. Индивидуальный устанавливается на компанию на основании описанных выше критериев. Групповой - это рейтинг группы компаний (международной или локальной), представляющей собой определенное количество юридических лиц. Это подразумевает, что их объединяет что-то общее, например общие акционеры. Вполне нормальное явление для международных групп иметь хороший кредитный рейтинг, несмотря на наличие в группе локального подразделения или филиала с плохим рейтингом. Подобные рейтинги всегда рассчитываются вручную, учитывается стандарт поведения группы в прошлом, готовность других компаний нести ответственность перед кредиторами в случае банкротства слабого подразделения.

Если говорить о методах создания рейтингов, то можно выделить два основных направления - это автоматическое создание рейтинга и ручная обработка данных. При автоматическом методе вся информация о финансовом состоянии вносится в заранее подготовленное поле внутренней системы страховщика, которая сама автоматически создает рейтинг. Это часто используется при анализе небольших компаний, где не требуется расширенная обработка данных. При ручной обработке данных рейтинг создается кредитным аналитиком, который подробно изучает дополнительную информацию, такую как данные о собственниках бизнеса, связи с другими компаниями, менеджмент, финансовые результаты, управленческая отчетность. Чаще всего это используется при анализе крупных компаний, группы компаний и международных корпораций. Это не просто использовать единые стандарты для международных страховщиков в своей работе, так как не все страны имеют одинаковые методы структурирования информации в отчетности. Определения банкротства и неплатежеспособности также различаются в различных странах. Некоторые страны имеют относительно мало официальных банкротств (например, Испания). Это связано как с разницей в культуре, так и с действующим законодательством соответствующей страны. Например, в Европейском Союзе в этом отношении до сих пор не существует одинаковых стандартов. Ниже приведена таблица классификации рейтинга, используемая одной крупной международной компанией, лидером рынка страхования коммерческих рисков.

Таблица

Классификации рейтинга страховой компании

Рейтинг Рейтинг агентства Standard & Poor's Определение риска

1 AAA AA- Выдающийся

2 AA- A- Сильный

3 A- BBB Хороший

4 BBB BBB- Выше среднего

5 BBB- BB- Средний

6 BB- B Ниже среднего

7 CCC+CCC- Слабый

8 CCC- C Высокий риск

9 C D Нестрахуемый риск

10 He применяется Неплатежеспособность

Рейтинг используется страховщиком каждый день на регулярной основе при оценке потенциальных рисков. Система рейтинга помогает классифицировать и структурировать все запросы на кредитные лимиты, поступающие от клиентов. Использование рейтинга заметно упрощает проведение регулярного мониторинга и позволяет эффективно управлять временем сотрудников компании. За счет использования превентивности в работе у страховщика появляется возможность снижения коммерческих рисков.

Библиографический список

1. Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 30 октября 2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iv2.garant.ru

2. Жукова В.И. Общая и прикладная политология: учеб. пособ. / В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; Союз, 1997. - 992 с.

3. Вестник Государственной Регистрации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestnik-gosreg.ru/

4. Шахов В.В. Страхование: учеб. для вузов / В.В. Шахов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2004. - 54 с.

5. Романова М.В. Развитие страхование через призму налогообложения: монография / М.В. Романова. - М.: НОУ «МФПУ «Синергия». - М., 2013. - 96 с.

6. Романова М.В. Налоговая проверка в банках: анализ выявленных нарушений, санкций: метод. пособие / М.В. Романова. - М.: Регламент, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.