СЛУГИНА Л. Б., КАРТАШОВА А. В.
РЕЙТИНГ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОБЫТИЙНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности жизненных ценностей подростков и юношества, степень значимости различных потребностей и сфер жизни в соотношении с конкретным событийным наполнением реальной жизни представителей двух этих возрастных групп. На основе анализа данных эмпирического исследования делается вывод о сходстве и различии в восприятии и понимании жизненных ценностей, а также в степени и формах их воплощения в рамках каждодневных событий в подростковом и юношеском возрастах.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, потребности, мотивы, жизненная перспектива, возраст, поведение, личность.
SLUGINA L. B., KARTASHOVA A.V.
RATING OF VITAL VALUES AND EVENT FULLNESS OF LIFE OF MODERN
TEENAGERS AND YOUTH
Abstract. The article considers the specifics of life values among teenagers and adolescents. Particularly, the authors study the connection between the life value priorities and the daily event frequency of the two age groups. An empirical study has revealed both similarities and distinctions in teenagers' and adolescents' values perception and understanding. The study also analyzes the forms of the values realization in everyday lives of the two age groups.
Keywords: values, value priorities, requirements, motives, life prospects, age, behavior, personality.
Любая человеческая деятельность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями и мотивами человека, его отношением к действительности. Обновление общественных отношений в последние годы в нашем обществе повлекло за собой изменение жизненных перспектив, жизненных ценностей, выбора путей существования, поиск способов удовлетворения растущих потребностей у подрастающего поколения.
Человеческое поведение всегда являлось объектом пристального внимания ученых. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, взаимовлияния людей в обществе зафиксированы в трудах мыслителей многих веков. В нашей стране особенно остро проявилась необходимость разобраться в причинах столь разного и противоречивого,
порой трудно предсказуемого социального поведения человека в период трансформации многих систем российского общества.
Как правило, причины поведения усматриваются либо в индивидуальных особенностях человека, либо в особенностях ситуации, либо во взаимодействии личности и ситуации. Кроме того, поведение может регулироваться различными механизмами. Среди таких механизмов стоит отметить ценности личности как основу формирования норм и правил поведения человека. Говоря о ценностях как регуляторах человеческого поведения нельзя не отметить в этой связи роль мотивации и потребностей человека, непосредственно содержащих в своей основе ценностный компонент. Человеческое поведение становится мотивированным или немотивированным в зависимости от таких факторов, как потребность, мотив, цель, стимул, субъективные установки, субъективная значимость для человека различных целей, среди которых первостепенную роль играют ценностные ориентации личности. Следовательно, ценности личности выполняют регуляторную функцию в двух аспектах: с одной стороны, это формирование норм и правил, с другой - формирование мотивационно-потребностной сферы личности в целом.
В рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью [2].
А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Эти тенденции развиваются и получают свое воплощение на следующем этапе развития - в юношеском возрасте.
В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был определен как период от 17 до 21 года для юношей и от 16 до 20 лет - для девушек. Это возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Интерес к собственной личности становится движущей силой пристального внимания к другим людям (особенно к сверстникам). Познание себя через других становится составной частью самопознания, толчком к самовоспитанию.
Таким образом, два этих возраста - подростковый и юношество - оказываются очень близки по основным линиям развития и общей задаче взросления. Но есть и специфические
черты в отношении к миру и себе, которые мы попытались рассмотреть с точки зрения жизненных ценностей и их присутствия в реальной, событийной жизни этих возрастных групп.
Исследование рейтинга жизненных ценностей и степень их представленности и реализации в жизни современных подростков и юношества позволило нам выявить некоторые актуальные моменты и взаимосвязь декларируемых ценностей и их практического воплощения [3].
Заметим, что абсолютное значение рейтинга жизненных ценностей по остальным сферам у подростков значительно выше, чем у юношества. Пожалуй, только в оценке любви как ценности подростки и юноши обнаруживают «числовое сходство». В остальных сферах: материальной обеспеченности, хорошей работе, карьере и признании подростки демонстрируют более высокие рейтинговые показатели, чем юношество. А в отношении славы и признания мы наблюдаем самую большую разницу - почти на треть выше.
Полученные данные могут объясняться тем, что в подростковом возрасте сферы, касающиеся взрослой жизни, кажутся более яркими, значимыми, притягательными в силу их социальной и психологической недоступности у подростков, можно даже сказать некоторой «абстрактности». Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни [1]. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Ученый считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. В юношеском возрасте люди уже более реально и близко встречаются с воплощением этих ценностей в реальной жизни. И поэтому их абсолютное значение в юношеском возрасте ниже, чем в подростковом.
Вторая часть исследования состояла из вопросов о самостоятельном выделении испытуемыми потребностей и значимых сфер собственной жизни и назывании событий и действий, которыми заполнена их реальная жизнь в настоящий момент.
Таким образом, мы получили два списка: перечень жизненных ценностей и потребностей и перечень событий. Наша цель была провести сопоставление двух перечней и обнаружить соотносятся ли они между собой. В случае, если заявленная потребность, например, «получить хорошее образование» подкреплялась у испытуемого действиями и событиями, которая служит реализацией этой потребности (например, подготовка к экзаменам, занятия с репетитором, участие в олимпиаде), то мы считали эти событии соотнесенными между собой.
В результате сравнительного анализа двух возрастных групп следует, что по всем показателям юноши опережают подростков. У юношей соотнесенность ценностей и событий в 3 раза больше, чем у подростков. Соответственно юноши и девушки наиболее стремятся к самоактуализации своей личности, реализации своих потребностей в реальной жизни, желанию найти свое «место в жизни», что характерно для данного возраста.
Возможно, низкие показатели подростков связаны с тем, что их потребности и мотивы, связанные со «взрослой» жизнью, пока не могут быть реализованы в силу их более жесткой социальной «привязки» к школьной системе, требующей исключительного сосредоточения на учебной деятельности и не дающей возможности «опробовать» свои потребности и новые интересы в разнообразных действиях и занятиях.
Среди событий, которые произошли за последние полгода в жизни подростка наибольшее значение занимает учеба, образование. Также большинство подростков, помимо учебы в школе, получения знаний, свободное время отдыхают, играют в компьютерные игры, гуляют с друзьями на улице. Среди названных событий встречаются такие дополнительные увлечения, как спорт, учеба в художественной и музыкальной школах. Наименьшее количество упоминаний о помощи семье, о занятиях домашними делами. Даже если подростки и декларируют такие важные потребности и ценности, как личная жизнь, значимость отношений, нравственные ценности, то реального подкрепления или воплощения этих ценностей в жизни у подростков в нашем исследовании не выявляется.
Личная жизнь и отношения с окружающими людьми, общение с друзьями и близкими имеют для юношества наибольшее значение как ценности в жизни. На первом месте -упоминание нравственных ценностей. Свое здоровье и здоровье близких и родных также имеет значение для юношей и девушек, но упоминается уже вдвое реже. Практически одинаковое значение у таких ценностей, как материальное благополучие и образование.
Признание и отдых получили одинаковое количество упоминаний. Личностные качества человека были названы всего два раза. Чуть больше внимания юношество уделяет такой категории, как саморазвитие.
Среди основных событий, которыми наполнена событийная сторона жизни юношества - это личная жизнь, семья, друзья. На втором месте - образование. Оно также занимает большое место в жизни молодежи. Среди других занятий, которые находятся в поле зрения юношей и девушек, упоминались отдых, развлечения, саморазвитие, здоровье, спортивная деятельность и религия.
Как видим, основной ценностью и основным событием, которым заполнена жизнь юношей, является их личная жизнь и отношения.
Таким образом, исследование сферы жизненных ценностей и событий подростков и юношества позволило сделать следующие выводы:
- лидирующее значение как для подростков, так и для юношей занимает коммуникативная потребность, отношения с друзьями и близкими. Но если в юношеском возрасте эта потребность реализуется событийно, в действиях, то у подростков она заявляется как ценность и потребность, но не имеет воплощения в действиях и событиях жизни. Возможно, здесь кроется одна из причин «трудности» подросткового перехода -способности осознать потребность и невозможности ее реализовать в имеющихся условиях;
- степень значимости перечисленных потребностей гораздо выше в подростковом возрасте, чем в юношеском. Это можно объяснить особенностями подростков, когда происходит «открытие» ими новых целей и перспектив жизни. И одновременно обнаруживается невозможность практически реализовать эти потребности в силу социального, психологического, экономического статуса подростка;
- событийное, реальное воплощение потребностей и мотивов чаще встречается в юношеском возрасте, чем у подростков. Юношество более свободно и самостоятельно по сравнению с подростковым возрастом. Этим объясняется и более низкая оценка потребностей и ценностей из предложенного списка - юношество «знает цену» этих потребностей, поскольку более свободно в экспериментировании их в реальности, о чем говорит большое событийное наполнение жизни юношества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1998. - 249 с.
2. Выготский Л. С. Проблема возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 212 с.
3. Леонтьев Д. А. Методики изучения ценностных ориентаций. - М.: Академия,
2002. - 266 с.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: учебник для вузов. - М.: Роспедагенство,
2006. - 372 с.