Научная статья на тему 'РЕЙТИНГ УЧРЕЖДЕНИЙ SCIMAGO ДЛЯ ОЦЕНКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТДЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

РЕЙТИНГ УЧРЕЖДЕНИЙ SCIMAGO ДЛЯ ОЦЕНКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТДЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / КОНКУРЕНЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / ПУБЛИКАЦИИ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ / SCIMAGO INSTITUTIONS RANKINGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галынский Владимир Михайлович, Жук Александр Васильевич

В работе анализируются результаты рейтинга научных учреждений Scimago Institutions Rankings за всё время его существования. Приведено детальное описание методики рейтинга и необходимое условие для включения в ранжируемый список -публикация работниками вуза более 100 работ в базе данных Scopus. Отмечен почти двукратный рост числа университетов в перечнях рейтинга за десять лет. Показана динамика по ряду стран и проанализированы причины изменений. Продемонстрирована конкуренция Китая и США. Отмечено, как принятие политических решений, таких как «майские указы» в Российской Федерации или проекты «211» и «985» в Китае, увеличивают число вузов страны, участвующих в рейтингах. Отмечены страны, которые за десятилетие смогли кратно увеличить присутствие своих университетов в рейтингах: Вьетнам, Иран, Индонезия и др. Даётся оценка темпа роста числа публикаций вуза для сохранения своих позиций в наукометрических рейтингах. Проведён анализ времени, необходимого для имплементации и учёта рейтинговыми агентствами изменений, инициированных государственными программами повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIMAGO INSTITUTIONS RANKINGS FOR THE ASSESSMENT OF NATIONAL EDUCATION SYSTEM AND PARTICULAR UNIVERSITY

The article analyzes the results of the Scimago Institutions Rankings for the entire period of its existence and presents the detailed description of the rating methodology and necessary condition for the inclusion in the ranking list, i.e. the publication ofmore than 100 works by university stuff in the Scopus database. There has been an almost twofold increase in the number of universities in the ten-year ranking lists. The article illustrates the dynamics for a number of countries and analyzes the reasons for their shifts. The competition between China and the United States is demonstrated. It is noted how the adoption of political decisions, such as the “May decrees” in the Russian Federation or projects “211”, “985” in China increase the number of universities in the country participating in the ratings. Such countries as Vietnam, Iran, Indonesia succeeded in multiplying their positions in the university rankings. The article estimates the rate of growth in the number of publications for university in order to maintain its position in the scientometric rankings. The research conducts the analysis of the time required by the ranking agencies to implement and reflect the changes initiated by state competitiveness improvement programs.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГ УЧРЕЖДЕНИЙ SCIMAGO ДЛЯ ОЦЕНКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТДЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)

http://vovr.elpub.ru

Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-35-46

Галынский Владимир Михайлович - канд. физ.-мат. наук, доцент, зам. начальника управления международных связей, galynsky@bsu.by

Жук Александр Васильевич - начальник управления международных связей, zhuk@bsu.by Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, Минск Адрес: 220030, Республика Беларусь, Минск, пр. Независимости, 4

Аннотация. В работе анализируются результаты рейтинга научных учреждений Scimago Institutions Rankings за всё время его существования. Приведено детальное описание методики рейтинга и необходимое условие для включения в ранжируемый список -публикация работниками вуза более 100 работ в базе данных Scopus. Отмечен почти двукратный рост числа университетов в перечнях рейтинга за десять лет. Показана динамика по ряду стран и проанализированы причины изменений. Продемонстрирована конкуренция Китая и США. Отмечено, как принятие политических решений, таких как «майские указы» в Российской Федерации или проекты «211» и «985» в Китае, увеличивают число вузов страны, участвующих в рейтингах. Отмечены страны, которые за десятилетие смогли кратно увеличить присутствие своих университетов в рейтингах: Вьетнам, Иран, Индонезия и др. Даётся оценка темпа роста числа публикаций вуза для сохранения своих позиций в наукометрических рейтингах. Проведён анализ времени, необходимого для имплементации и учёта рейтинговыми агентствами изменений, инициированных государственными программами повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова.: рейтинги университетов, конкуренция университетов, публикации, наукометрические базы данных, Scimago Institutions Rankings

Для цитирования: Галынский В.М, Жук А.В. Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета // Высшее образование в

России. 2021. Т. 30. № 6. С. 35-46. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-35-46

Scimago Institutions Rankings for the Assessment of National Education System and Particular University

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-35-46

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Галынский В.М., Жук А.В., 2021.

H

Vladimir M. Galynsky - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Deputy Chief of the Department of international relations, Galynsky@bsu.by

Alexander V. Zhuk - Chief of the Department of international relations, Zhuk@bsu.by Belarusian State University, Belarus, Minsk Address: 4, Nezavisimosti Ave., Minsk 220030, Belarus

Abstract. The article analyzes the results of the Scimago Institutions Rankings for the entire period of its existence and presents the detailed description of the rating methodology and necessary condition for the inclusion in the ranking list, i.e. the publication ofmore than 100 works by university stuff in the Scopus database. There has been an almost twofold increase in the number of universities in the ten-year ranking lists. The article illustrates the dynamics for a number of countries and analyzes the reasons for their shifts. The competition between China and the United States is demonstrated. It is noted how the adoption of political decisions, such as the "May decrees" in the Russian Federation or projects "211", "985" in China increase the number of universities in the country participating in the ratings. Such countries as Vietnam, Iran, Indonesia succeeded in multiplying their positions in the university rankings. The article estimates the rate of growth in the number of publications for university in order to maintain its position in the scientometric rankings. The research conducts the analysis of the time required by the ranking agencies to implement and reflect the changes initiated by state competitiveness improvement programs.

Keywords: university competition growth, university rankings, publications in scientometric databases, Scimago institute rankings

Cite as: Galynsky, V.M., Zhuk, A.V. (2021). Scimago Institutions Rankings for the Assessment of National Education System and Particular University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 6, pp. 35-46, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-35-46 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Участие в международных рейтингах является актуальным для университетов, ориентированных на стратегическое развитие. Мировые рейтинги университетов в последнее время всё чаще привлекают внимание международных и национальных СМИ, становятся предметом научных обсуждений, а продвижение национальных учреждений высшего образования в них является одним из показателей правительственных программ. С учётом глобализации и интернационализации в сфере высшего образования высокие позиции университета в международных рейтингах играют ключевое значение для повышения его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, способствуют наращиванию экспорта образовательных услуг [1-4]. На данные рейтингов обращают внимание зару-

бежные абитуриенты и их родители, выпускники, работодатели, партнёры, инвесторы и многие другие целевые аудитории.

Вне зависимости от отношения к международным рейтингам в век глобального доступа к информации выбор иностранного абитуриента с большей долей вероятности падёт на тот университет, который высоко котируется в мире, и при сопоставимых ценах на обучение абитуриент скорее поедет в университет с более выраженной международной репутацией.

Начиная с 2012-2015 гг. многие университеты на постсоветском пространстве (российские, казахские, а также белорусские) включились в борьбу за позиции в международных рейтингах. Вузы разрабатывают дорожные карты, реализуют различного рода проекты, но, как показывает анализ результатов различных рейтингов, у мно-

гих получается эффективно продвигаться только в «одной плоскости» - получении количественных результатов научной деятельности и привлечении иностранных студентов. В то же время такие не менее важные направления, как интеграция в мировое научное сообщество, продвижение собственных научных результатов в академической среде, в средствах массовой коммуникации и научных соцсетях, переход на модель открытой науки, создание электронных порт-фолио, как минимум для ключевых учёных и преподавателей университета, остаются в основном нереализованными.

Безусловно, участие в международных рейтингах - не единственный и не самый главный инструмент привлечения зарубежных абитуриентов, но его необходимо рассматривать как значимый компонент комплекса международного маркетинга университета, который способствует эффективному продвижению международной репутации, наращиванию экспорта образовательных услуг, научных разработок, активизации международных связей.

В данной работе анализируется динамика числа университетов, включённых в список рейтинга Scimago Institutions Rankings [5] с 2009 по 2020 гг., показан рост конкуренции и то, как на число участников влияет национальная политика.

Испанский исследовательский центр SCImago Lab разрабатывает различные продукты и инструменты для анализа и визуализации научной деятельности всех организаций мира, используя базу данных Scopus. В том числе лаборатория публикует рейтинг научно-исследовательских учреждений (Scimago Institutions Rankings, SIR)1. Данный рейтинг существует с 2009 г., но в силу отсутствия представительных маркетинговых мероприятий международного уровня (какие проводят QS или THE для продвижения

1 Scimago Institutions Rankings. URL: https://www. scimagoir.com/rankings.php (дата обращения: 07.05.2021).

своих рейтингов), а также из-за присутствия в списке научных организации, SIR не стал популярным ни среди абитуриентов, ни в академической среде. Показательно, что на сайте Проекта 5-1002 этот рейтинг не упоминается. В то же время в Республике Беларусь позиции университетов в перечне SIR являются одним из индикаторов государственной программы3, но это скорее исключение из правил. Методика ранжирования SIR преимущественно наукометрическая. Отметим, что критерием включения учреждения в список SIR является превышение порога в 100 публикаций по базе данных Scopus за последний год, используемого для анализа временного окна. Учитывая, что SIR - это массовый рейтинг, который не требует от университетов какого-либо участия и самостоятельно получает всю информацию из наукометрической базы данных Scopus, то можно использовать статистику, приведённую в ежегодных отчётах, для анализа всех университетов мира.

Проводимый в данной работе анализ основан на десятилетнем опыте продвижения университетов в рейтингах, обсуждении вопросов с коллегами из разных стран мира. Гипотеза заключается в том, что публикация вузом ежегодно более 100 работ, включённых в Scopus или Web of Science, является необходимым минимумом для включения в глобальные и региональные рейтинги. Очевидно, что для включения в список шанхайского и лейденского рейтинга требуется намного больше, но, как показывает практика, вузы, у которых число публикаций приближается к 100 в год, могут появиться в одном из глобальных или региональных рейтингов (QS, QS EECA, THE, U.S.News и др.) либо в предметном. Отметим исследование [6], где

2 https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 07.05.2021).

3 Пункт 20-1 целевых показателей подпрограммы 5 «Развитие системы высшего образования» Государственной программы «Образование и молодёжная политика» на 2016-2020 годы Республики Беларусь.

Таблица 1

Критерии, используемые рейтингом Scimago Institutions Rankings

Table 1

Indicators used by the Scimago Institutions Rankings

Группа критериев Критерий Вес критерия

Исследования Суммарный вклад 50%

Нормализованное цитирование учреждения 13%

Число публикаций в 10% лучших по цитированию в своих научных областях 2%

Число публикаций в 10% лучших по цитированию в своих научных областях, в которых учреждение является основным участником (ответственный автор статьи относится к данному учреждению) 8%

Число публикаций организации в Scopus 8%

Число журналов учреждения, входящих в Scopus 3%

Число публикаций в журналах, не относящихся к учреждению 3%

Число публикаций в международных коллаборациях 2%

Число публикаций учреждения в журналах первого квартиля, определяемого по данным SCImago Journal Rank 2%

Число статей, в которых ответственный автор работает в данном учреждении 5%

Число авторов статей учреждения 2%

Процент публикаций открытого доступа, в соответствии с базой данных Unpaywall 2%

Инновации Суммарный вклад 30%

Число патентов по базе данных PATSTAT 10%

Число публикаций, процитированных в патентах 10%

Процент публикаций, процитированных в патентах 10%

Социальное влияние Суммарный вклад 20%

Количество страниц сайта учреждения, проиндексированных поисковой системой Google 5%

Число внешних сетей, содержащих обратные ссылки, по базе данных Ahrefs 5%

Альтметрика, по сервисам PlumX (7% - число упоминаний статей в соцсетях) и Mendeley (3% - число статей, у которых больше одного читателя) 10%

было показано, что необходимо несколько тысяч публикаций в год от университета для вхождения в ТОП-100 рейтингов, но достигнуть таких высоких позиций только числом публикаций, на наш взгляд, невозможно, необходимо комплексно работать над всеми индикаторами.

Если использовать терминологию концепции «Университет 3.0», то 100+ публикаций международного уровня в год свидетельствует об успешной реализации вузом научной функции, о том, что в данном учреждении не только обучают студентов, но и ведётся научная деятельность, которая интересна всему мировому сообществу.

Анализ методик десятка традиционных глобальных рейтингов показывает, что публикации напрямую или в виде наукометрической статистики дают вклад от 30 до

100% в позицию вуза. Отсутствие или низкие значения научных индикаторов не позволят занять высокое место в рейтингах, за исключением предметных рейтингов в области искусства и рейтингов с нестандартными индикаторами (зелёный рейтинг, THE Impact Rankings, QS Graduate Employability Rankings и др.). Поэтому мы можем говорить о корреляции между вхождением в SIR и в другие рейтинги.

Методика рейтинга Scimago Institutions Rankings

Рассмотрим подробно методику, используемую SIR4. Индикаторы разделены на три группы: «Исследования» (Research), Инно-

4 Методология SIR. URL: https://www.scimagoir. com/methodology.php/ (дата обращения: 07.05.2021).

Таблица 2

Выборка данных рейтинга Scimago Institutions Rankings

Table 2

Selected data from Scimago Institutions Rankings

Год SIR 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы 2003- 2004- 2005- 2006- 2007- 2008- 2009- 2010- 2011- 2012- 2013- 2014- 20 о гч m 0J г S ^ К сл

публикаций 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 В § о ^ я и ^ О

Статей, мл. шт. 9,33 9,99 10,6 11,2 11,8 12,4 13,1 13,7 14,1 14,5 14,9 15,2 163

Учреждений в SIR 4019 4241 4473 4663 4899 5074 5139 5147 5250 5637 6459 7026 175

Из них вузов 2207 2350 2481 2597 2732 2829 2890 2892 2966 3233 3471 3897 177

По странам:

ЕС-28 стран 645 669 682 688 703 719 725 728 743 776 794 823 128

США 360 367 384 392 395 416 418 411 418 432 477 501 139

Китай 282 322 352 381 401 405 408 412 386 414 443 526 187

Россия 25 27 28 30 36 39 40 41 57 85 112 136 544

Беларусь 2 1 2 2 2 2 2 2 1 3 2 3 150

Казахстан 0 0 0 0 1 2 2 2 2 5 4 7 -

Украина 8 8 6 9 10 13 13 11 11 11 16 29 363

Узбекистан 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 -

Азербайджан 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 100

Армения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 100

Киргизия - - - - - - - - - - - - -

Молдавия - - - - - - - - - - - - -

Таджикистан - - - - - - - - - - - - -

Иран 35 41 54 65 85 92 92 90 96 115 126 139 397

Турция 58 58 59 63 63 64 63 64 73 80 84 112 193

Вьетнам 2 3 3 3 3 3 3 3 3 6 7 18 900

вации (Innovation) и Социальное влияние (Societal), которые имеют весовые доли в 50, 30 и 20% соответственно. Для получения научных статистических данных используется пятилетнее временное окно с запаздыванием на два года: например, рейтинг SIR2020 определяется публикациями 2014-2018 гг. Параметры сайта и социальных сетей определяются статистикой года, предшествующего году публикации рейтинга.

Выбор критериев не произволен, их использование имеет подробное обоснование [7-14]. Стоит отметить, что при значительных изменениях методики пересчитываются все показатели участников рейтинга за все годы начиная с 2009 г., что позволяет проводить анализ и сравнивать данные разных лет.

Статистические данные

По результатам публикаций 2014-2018 гг. в список SIR2020 попали 7026 учреждений, среди них 3897 вузов. Число публикаций в Scopus в 2003-2007 гг. равнялось 9,33 млн., а в 2014-2018 гг. - уже 15,20 млн., рост за 11 лет составил 63% (сравниваем крайние временные диапазоны, которые использовались SIR). Число учреждений, включённых в SIR, выросло на 75% для всех институтов и на 77% для вузов. Число включённых в SIR университетов практически удвоилось - с 2207 до 3879, или с 7,36% до 13,0% от 30 000 вузов, существующих в мире. Такая динамика обусловлена множеством причин. Среди них: увеличение числа учёных и, как следствие, числа публикаций, которые они

делают; появление новых лабораторий, новых институтов; увеличение эффективности работы учёных в ряде стран за счёт стимулирования; ставшие массовыми «плохие практики» мусорных/хищнических журналов, деления статей на части и др.; расширение числа источников (журналов), учитываемых Scopus. Некоторые исследователи связывают глобальный рост публикаций с синдромом "publish or perish"5 (английская идиома, которую можно перевести как «публикуйся или умри» или «опубликоваться любой ценой»), который охватил весь мир [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2009 г. рейтинги университетов публиковали списки из 500-1000 вузов, обрабатывая данные от 1000-1500 претендентов. За последние десять лет пул вузов постепенно расширился, сейчас публикуются списки из 1000-1500 участников, каждым рейтинговым агентством разработаны десятки предметных рейтингов, агентства ежегодно анализируют информацию о 3000-5000 вузов. Массовые рейтинги, которые изучают все вузы мира, такие как Вебометрикс и UniRank, за это же время увеличили охват вузов практически до 100%, анализируя 30 тыс. учреждений. Информация о динамике вузов, включённых в SIR, показана таблице 2.

Анализ

Если рассматривать совместно страны Европейского Союза, США и Китай (Рис. 1, а), то первые демонстрируют достаточно плавный рост числа университетов в SIR - 128 и 139% соответственно. Замедление темпов роста научных публикаций европейских и американских университетов по сравнению со среднемировыми значениями изучалось в работе [11] и объясняется смещением исследований от вузов к частным компаниям. Число же китайских вузов в SIR растёт быстрее и в 2020 г. обгоняет число вузов США в SIR. Здесь очевидно, что страны ЕС и США работают в «штатном режиме», в то же вре-

5 Publish or perish // Nature. 2010. Vol. 467. P. 252. DOI: https://doi.org/10.1038/467252a

мя КНР прикладывает значительные усилия. Происходит это, в первую очередь, через реализацию правительственных проектов «211», «985» и «Университеты мирового класса и первоклассные специальности» с многомиллиардным финансированием. Для участия в проекте «211», который действует с 1995 г., было отобрано 116 ключевых университетов, которые должны готовить высококлассных специалистов мирового уровня. Достигается это как финансированием, в том числе на привлечение иностранных специалистов из-за границы, так и квотами на число обучающихся - небольшое число вузов аккумулирует более 70% от всего финансирования научных исследований6, обучает 80% аспирантов и 66,6% магистрантов Китая. Проект «985» был запущен в 1998 г., направлен на повышение конкурентоспособности девяти ведущих вузов (Лига С9), позже список был дополнен ещё тридцатью университетами. В 2017 г. оба проекта объединились и трансформировались в новый - «Университеты мирового класса и первоклассные специальности», целями которого является достижение китайскими вузами первых мест в рейтингах университетов к 2050 г. Полагаем, что процесс реформирования высшего образования и трансформации проектов «211» и «985», запущенный в 2015 г.7, отразился на снижении числа вузов в рейтинге 2017 г. (Рис. 1, а).

Рассмотрим подробно страны СНГ и их соседей. Динамика российских вузов связана с принятием «майских указов», реализацией национальных программ и Проекта 5-100; заметное увеличение числа вузов начинается в 2017 г. (публикации 2015 г.). Подробнее

6 Over 10 billion yuan to be invested in "211 Project" // People's Daily Online. 2008. March 26. URL: http://en.people.cn/90001/6381319.html (дата обращения: 07.05.2021).

7 Уведомление Государственного совета о выпуске «Общего плана содействия созданию университетов мирового уровня и дисциплин первого класса». URL: http:// www.gov.cn/ zhengce/content/2015 11/05/content_10 269.htm (дата обращения: 07.05.2021).

Рис. 1. Динамика числа вузов в рейтинге SIR: a) Динамика числа вузов стран ЕС, США и Китая в перечне SIR; b) Динамика числа вузов России, Турции, Украины, Ирана в перечне SIR Fig. 1. Dynamics of the number of universities in the SIR: a) Dynamics ofthe number ofEU, USA and China universities in the SIR; b) Dynamics of the number ofRussia, Turkey, Ukraine and Iran universities in the SIR

про текущее состояние можно узнать в работе [12], где показано, что российские университеты с государственной поддержкой становятся конкурентоспособными и входят в число лучших университетов мира.

Заметный рост наблюдается за последние пять лет у вузов Казахстана. Считаем, что причины роста связаны с политическими решениями, а также с принятыми в 2011 г. «Правилами присуждения степеней»8, где указано, что результаты диссертационных исследований могут публиковаться в журналах из национального списка либо в журналах, включённых в наукометрические базы данных, причём от квартиля журнала зависит общее число публикаций, необходимых для защиты. Дополнительный стимул дала национальная подписка на Scopus с 2017 г., благодаря которой все университеты получили доступ к информационным ресурсам.

8 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127 «Об утверждении Правил присуждения степеней» // Информационно-правовая система нормативных и правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1100006951 (дата обращения: 07.05.2021).

Стабильность демонстрирует Беларусь, в SIR присутствуют три университета, академия наук и несколько научных институтов. Динамика связана с включением двух вузовских журналов в Scopus. Несмотря на то, что присутствие университета в международных рейтингах включено как индикатор в госпрограмму, отсутствие национальной подписки на реферативные и полнотекстовые базы данных, а также стимулов для публикации в Scopus (за исключением локальных решений руководства университетов) приводит к тому, что высшее образование постепенно теряет конкурентоспособность на фоне других стран (за исключением отдельных учреждений) [13].

К сожалению, такие страны, как Узбекистан, Азербайджан, Армения, Киргизия, МолдаВия и Таджикистан, представлены в SIR только одним университетом и/или академией наук, и динамики не наблюдается. У каждой из этих стран есть до 1500 публикаций в 2019 г., но исследования сосредоточены преимущественно в научных институтах.

Полагаем, что увеличение числа вузов Украины в списке SIR обусловлено отказом от публикаций в русскоязычных научных

Таблица 3

Динамика числа публикаций в Scopus и университетов в рейтинге SIR

Table 3

Dynamics ofthe number ofpublications in Scopus and Universities in the SIR

Страна Публикаций в Scopus Университетов в SIR

2003 2019 Отношение, % 2003 2019

Ирак 155 12821 8 272 0 21

Индонезия 868 44576 5 135 2 52

Катар 164 4430 2 701 1 4

Эквадор 218 4786 2 195 0 16

Вьетнам 665 12475 1 876 2 18

Малайзия 2489 36307 1 459 10 36

Иран 4555 64744 1 421 35 139

Гана 271 3503 1 293 2 4

Казахстан 366 4727 1 292 0 7

Пакистан 1899 24312 1 280 9 55

Люксембург 194 2353 1 213 1 1

Эфиопия 362 4367 1 206 1 9

Колумбия 1196 14001 1 171 6 36

Саудовская Аравия 2404 27715 1 153 4 29

ОАЭ 885 9047 1 022 3 10

Кипр 352 3270 929 2 7

Алжир 916 8459 923 6 30

Перу 487 4297 882 1 9

Китай 81740 684048 837 282 526

Бангладеш 871 7228 830 4 19

Филиппины 736 5201 707 1 10

Сербия 1228 843 686 4 5

Уганда 303 2050 677 1 3

Нигерия 1697 11143 657 10 28

Иордания 867 5366 619 6 12

Марокко 1377 8283 602 2 12

Шли Ланка 422 2489 590 2 6

Тунис 1385 8153 589 4 9

Египет 4407 25314 574 15 34

журналах и наличием национальной подписки на полнотекстовые и реферативные базы данных в 2017-2019 гг.

Обратим внимание на Турцию, Вьетнам и Иран - эти страны демонстрируют многократный рост числа вузов в SIR. Увеличение числа публикаций в этих странах есть результат государственной политики, направленной на разработку собственных технологий и увеличение числа учёных в стране и университетах. Россия смогла обогнать Турцию только в последние годы и в 2020 г. приблизилась к Ирану по числу вузов в SIR. Вьетнам же интересен 900-процентным ростом числа вузов и демонстрирует отличную динамику.

С помощью ещё одного сервиса SCImago Lab - Scimago Journal & Country Rank мы попытались найти страны, которые с 2003 г. максимально увеличили в процентном отношении количество публикаций (Табл. 3). В таблицу не включены страны с малым числом публикаций, при этом мы наблюдаем 5-80-кратный рост у ряда стран. В этой же таблице мы привели статистику по университетам данной страны в SIR. Однозначного соответствия не наблюдается, поскольку научные исследования могут реализовываться как на базе университетов, так и в отдельных научных институтах, в академии наук. В Люксембурге, Сербии и Уганде рост числа

публикаций не связан с вузами. Но большинство стран развивают научные исследования в университетах. Самый большой рост за 16 лет произошёл в Индонезии, число вузов в SIR увеличилось в 26 раз. Обращаем внимание, что в последние десятилетия самый большой рост показывают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, некоторые страны Африки.

Заключение и выводы

За последнее десятилетие число научных публикаций мирового уровня увеличилось на 63%, а число университетов, способных выполнить необходимые условия для включения в списки международных рейтингов, практически удвоилось. Конкуренция среди лучших университетов планеты усиливается. Принцип "publish or perish", уже несколько десятилетий назад возникший в научной среде, проявился в увеличении пула вузов в международных рейтингах в 2015-2020 гг., причём для отдельных стран рост был кратным. Каждое государство самостоятельно решает вопрос о своём научном развитии, финансировании исследований и интеграции в мировую науку. Ряд стран включают в число ключевых индикаторов развития и в мониторинг научных/образовательных учреждений наукометрическую статистику, разрабатывают государственные программы, направляют финансирование на развитие научной инфраструктуры, создание лабораторий и стимулирование исследований, программ лидерства и повышения конкурентоспособности, организацию национальной подписки и др. Результаты таких усилий проявляются в повышении конкурентоспособности вузов страны, в их количественном и качественном росте в международных рейтингах, что приводит в том числе к их известности и привлечению дополнительных иностранных студентов. Если государство не финансирует программы повышения конкурентоспособности университетов, а только декларирует это в программных документах, не создавая условий для развития,

то значительных качественных изменений не происходит, либо они затягиваются на очень длительные сроки, а экспорт образовательных услуг уменьшается.

Можно оценить сроки достижения результатов программ по повышению конкуренции. Как правило, после принятия решения и реализации запланированных мероприятий число публикаций экспоненциально растёт три-пять лет и после этого выходит на область насыщения с менее динамичным ростом. Срок публикации работы (время от направления рукописи до публикации) в журналах, включённых в базу Scopus, по разным оценкам составляет от полугода до года, если статья сразу принимается в журнал, без перенаправления. К этому сроку необходимо добавить время на проведение исследования и написание статьи - три-шесть месяцев при условии, что не требуются длительные исследования, например такие, как клинические испытания в медицине. Также необходимо учесть время на реализацию решений правительства, принятие нормативно-правовых актов и т.п. Получается, что исследования, которые стимулируются государственными программами, публикуются минимум через два года после принятия решения - это в том случае, если уже существует научная инфраструктура; если же создаются новые научные лаборатории, центры и институты, то срок увеличивается. Первые авторы-учёные, работающие в рамках программы, становятся примером для остальных, и число публикаций начинает расти, пока не упирается в ресурсные ограничения (материальные, кадровые и др.), а дальнейший рост приходит с накоплением опыта, привлечением новых молодых учёных, расширением инфраструктуры. Такая картина наблюдается у всех вузов - участников Проекта 5-100 в России или аналогичных зарубежных проектов. В результате изменения в рейтингах университетов начинают наблюдаться через три-пять лет после принятия решения (два-три года на выход первых простимулированных работ, один-два года - запаздывание временного окна для анализа

публикаций у рейтингов), а полностью эффект будет получен только через 9-12 лет (пятилетнее временное окно со сдвигом на один-два года, выход числа публикаций вуза на «плато» через три-пять лет).

Уровень развития науки и число публикаций в реферативных базах данных - не единственный критерий глобальных рейтингов университетов, но он значительно влияет на занимаемые позиции. Число вузов в мире, которые смогли преодолеть планку в 100 ежегодных публикаций, с 2007 по 2018 гг. практически удвоилось - с 2207 до 3897. Согласно данным полностью наукометрического турецкого рейтинга URAP9 в 2010 г., последние из 2000 вузов списка рейтинга публиковали 80-90 работ в год в Scopus, а в 2019 г. последние из 2500 имеют уже по 140160 публикаций (подробную информацию о рейтинге URAP можно найти в обзоре [14]). Международные рейтинги сохраняют свои методики и минимальные требования для участия, постепенно расширяя публикуемый список вузов. Анализируя мировую наукометрическую статистику, можно в реальных цифрах увидеть рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, оценить результаты государственной политики, понять результативность принимаемых мер.

Применительно к отдельному университету, если не будет увеличиваться ежегодное число публикаций либо оно будет повышаться медленнее среднемирового темпа роста, то появится риск снижения позиции в рейтингах, в которых преобладают наукометрические индикаторы, таких как SIR, URAP, THE и др. Оценочно, в соответствии со среднемировыми темпами роста числа публикаций, при сохранении всех прочих условий необходимо на 4-5% ежегодно увеличивать число публикаций для удержания своих позиций, а для роста требуется прикладывать ещё больше усилий.

9 URL: https://www.urapcenter.org/ (дата обращения: 07.05.2021).

Литература

1. Полихина Н.А, Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. 189 с.

2. Полихина Н.А, Тростянская И.Б, Гриша-кина Е.Г, Байков С.А. Проект 5-100: развитие системы высшего образования в России. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2020. 69 с.

3. Антонова Н.Л, Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 6. С. 144-152. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152

4. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Пер. с англ. Ю. Кап-туревского; под науч. ред. А. Рябова; пре-дисл. М. Юдкевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 548 с

5. (Quesada B.V, Bustos-González A., de Moya Anegón F. Scimago institutions rankings: The most comprehensive ranking approach to the world of research institutions // Research Analytics: Boosting University Productivity and Competitiveness through Scientometrics. Auerbach Publications, 2017. Р. 147-160.

6. Московкин В.М, Чжан Хэ, Садовски М.В. Сколько и каких "скопусовских" публикаций генерируют ведущие российские университеты и каковы их шансы вхождения в T0P-100 рейтингов THE, QS, ARWU? // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. № 6. С. 67-90. URL: http://dspace.bsu.edu. ru/handle/123456789/28098 (дата обращения: 09.05.2021).

7. Bornmann L, De Moya Anegón F., LeydesdorffL. The new Excellence Indicator in the World Report of the SCImago Institutions Rankings 2011 // Journal of Informetrics. 2012. Vol. 6. No. 2. P. 333-335. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.joi.2011.11.006

8. Moya-Anegón F., Guerrero-Bote V.P, Bornmann L, Moed H.F. The research guarantors of scientific papers and the output counting: a promising new approach // Scientometrics. 2013. Vol. 97. No. 2. P. 421-434. DOI: http://dx.doi. org/10.1007/s11192-013-1046-0

9. Bornmann L, Stefaner M, Moya Anegón F., Mutz R. Ranking and mapping of universities and research-focused institutions worldwide based on highly-cited papers. A visualisation of results from multi-level models // Online Information

Review. 2014. Vol. 38. No. 1. P. 43-58. DOI: https://d0i.org/l0.1108/0IR-12-2012-0214

10. Kun A. Publish and Who Should Perish: You or Science? // Publications. 2018. Vol. 6. Article number 18. P. 1-16. DOI: https://doi. org/10.3390/publications6020018

11. Carta M.G., Moro M.F., Kirilov I. et al. The current crisis of academia-led research: A threat to the common good? Preliminary data from Europe and the United States. // BMC Res Notes. 2020. Vol. 13. Article number 327. DOI: https:// doi.org/10.1186/s13104-020-05128-9

12. Сероштан М.В, Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27-40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

13. Галынский В.М. Позиции университетов Республики Беларусь в международных рейтингах. Точки роста и объективность ве-бометрического рейтинга // Менеджмент вузовских библиотек. Открытая наука: практики и модели сотрудничества: материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30-31 окт. 2019 г. Минск: БГУ, 2019. С. 35-49. URL: http://elib.bsu.by/handle/l23456789/241020 (дата обращения: 09.05.2021).

14. Qahr M.P, Acartürk C, Ala^ehirO, Qilingir C. A comparative analysis of global and national university ranking systems // Scientometrics. 2015. Vol. 103(3). P. 813-848. DOI: https://doi. org/10.1007/s11192-015-1586-6

Статья поступила в редакцию 30.11.20 После доработки 08.02.21 Пржнята к публикации 12.05.21

References

1. Polikhina, N.A., Trostyanskaya, I.B. (2018). Reitingi universitetov: tendentsii razvitiya, me-todologiya, izmeneniya [University Rankings: Trends, Methodology, Changes]. Moscow: State Autonomous Sociological Research Center, 189 p. (In Russ.).

2. Polikhina, N.A., Trostyanskaya, I.B., Grishakina, E.G., Baikov, S.A. (2020). Proekt 5-100: razvi-tie sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Project 5-100: Development of the Higher Education System in Russia]. Moscow: State Autonomous Sociological Research Center, 69 p. (In Russ.).

3. Antonova, N.L., Sushchenko, A.D. (2020). University Academic Reputation as a Leadership Factor in the Global Educational Market. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 6, pp. 144-152, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152 (In Russ., abstract in Eng.).

4. Altbach, P.G. (2018). Global Perspectives on Higher Education. Johns Hopkins University Press, 352 p. (Russian edition: transl. by Yu. Kapturevsky, ed. by A. Ryabov, Moscow: HSE Publ., 2018, 548 p.).

5. Quesada, B.V., Bustos-González, A., de Moya Anegón, F. (2017). Scimago institutions rankings: The most comprehensive ranking approach to the world of research institutions. In: Can-tu-Ortiz, F.J. (Ed). Research Analytics: Boosting University Productivity and Competitiveness through Scientometrics. Auerbach Publications, pp. 147-160.

6. Moskovkin, V.M., He, Z., Sadovski, M.V. (2019). How Many and What "Scopus" Publications Are Leading Russian Universities Generating and What Are Their Chances of Entering the Top-100 Rankings of THE, QS, ARWU? Originalnye issledovaniya = Original Research. No. 6, pp. 67-90. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/28098 (accessed 09.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

7. Bornmann, L., Moya Anegón, F., Leydesdorff, L. (2012). The New Excellence Indicator in the World Report of the SCImago Institutions Rankings 2011. Journal oflnformetrics. Vol. 6, no. 2, pp. 333-335, doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.joi.2011.11.006

8. Moya-Anegón, F., Guerrero-Bote, V.P., Bornmann, L., Moed, H.F. (2013) The Research Guarantors of Scientific Papers and the Output Counting: A Promising New Approach. Scientomet-rics. Vol. 97, no. 2, pp. 421-434, doi: http://dx.doi.org/10.1007/s11192-013-1046-0

9. Bornmann, L., Stefaner, M., Moya Anegon, F., Mutz, R. (2014). Ranking and Mapping of Universities and Research-Focused Institutions Worldwide Based on Highly-Cited Papers. A Visualisation of Results from Multi-Level Models. Online Information Review. Vol. 38, no. 1, pp. 43-58, doi: https://doi.org/10.1108/0IR-12-2012-0214

10. Kun, A. (2018). Publish and Who Should Perish: You or Science? Publications. Vol. 6. Article number 18, pp. 1-16, doi: https://doi.org/10.3390/publications6020018

11. Carta, M.G., Moro, M.F., Kirilov, I. et al. (2020). The Current Crisis of Academia-Led Research: A threat to the Common Good? Preliminary Data from Europe and the United States. BMC Res Notes. Vol. 13. Article number 327, doi: https://doi.org/10.1186/s13104-020-05128-9

12. Seroshtan, M.V., Ketova, N.P. (2020). Modern Russian Universities: Positioning, Development Trends, Potential to Enhance Competitive Advantages. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 2, pp. 27-40, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40 (In Russ., abstract in Eng.)

13. Galynsky, V.M. (2019). [Belarus Republic Universities in International Rankings. Growth Points & Webometrics Objectivity]. In: Kulazhenko, V.G. (Ed.). Menedzhment vuzovski-kh bibliotek. Otkrytaya nauka: praktiki i modeli sotrudnichestva: materialy XIX Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf, Minsk, 30-31 okt. 2019 g. [Management of University Libraries. Open Science: Practices and Models of Collaboration: Proc. XIX Int. Sci.-Prac-tical Conf., Minsk, October 30-31]. BSU, pp. 35-49. Available at: http://elib.bsu.by/han-dle/123456789/241020 (accessed 09.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

14. ^akэr, M.P., Acarturk, C., Ala^ehir, 0., ^ilingir, C. (2015). A Comparative Analysis of Global and National University Ranking Systems. Scientometrics. Vol. 103, no. 3, pp. 813-848, doi: 10.1007/ s11192-015-1586-6

Статья поступила в редакцию 30.11.20 После доработки 08.02.21 Пржнята к публикации 12.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.