Научная статья на тему 'Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике'

Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ТОВАРООБОРОТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЙТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / COMPETITION / TRADE / ECONOMIC EFFICIENCY / RATING / ECONOMIC ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першин Сергей Петрович

В статье исследована роль скорости товарооборота в современной экономике, определены основные факторы, приводящие к отягощению движения товаров, и причины их влияния. На основе изучения основных тенденций развития экономических отношений предложен порядок формирования и применения рейтинга субъектов экономической жизни, способного обеспечить требуемое информационное насыщение в целях принятия объективных управленческих решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Першин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING OF THE COUNTERPARTY AS A FACTOR OF THE SPEED OF THE TURNOVER IN THE MODERN ECONOMY

The article analyses the role of the speed of the products turnover in the modern econ omy, the main factors leading to the burden movement of goods, and the reasons for their influence. On the basis of the study the main trends of development of economic relations we have proposed the procedure for the formation and application the rating of subjects of economic life, which is capable of providing the required information saturation in order to make objective of management decisions

Текст научной работы на тему «Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике»

УДК 338.12.017

РЕЙТИНГКОНТРАГЕНТА КАК ФАКТОР СКОРОСТИ ТОВАРООБОРОТА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Першин Сергей Петрович к.э.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье исследована роль скорости товарооборота в современной экономике, определены основные факторы, приводящие к отягощению движения товаров, и причины их влияния. На основе изучения основных тенденций развития экономических отношений предложен порядок формирования и применения рейтинга субъектов экономической жизни, способного обеспечить требуемое информационное насыщение в целях принятия объективных управленческих решений

Ключевые слова: КОНКУРЕНЦИЯ, ТОВАРООБОРОТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕЙТИНГ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ

UDC 338.12.017

RATING OF THE COUNTERPARTY AS A FACTOR OF THE SPEED OF THE TURNOVER IN THE MODERN ECONOMY

Pershin Sergey Petrovich Cand.Econ.Sci., associate professor

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article analyses the role of the speed of the products turnover in the modern economy, the main factors leading to the burden movement of goods, and the reasons for their influence. On the basis of the study the main trends of development of economic relations we have proposed the procedure for the formation and application the rating of subjects of economic life, which is capable of providing the required information saturation in order to make objective of management decisions

Keywords: COMPETITION, TRADE, ECONOMIC EFFICIENCY, RATING, ECONOMIC ENTITY

Современное состояние экономики страны характеризуется наращиваем товарооборота. Это не изобретение российских хозяйственников, а мировая экономическая тенденция. Уже более 20 лет мировое хозяйство увидело экономический эффект от искусственного наращивания товарооборота. Так, к примеру, если в 60-е годы мировые производители автомобилей стремились создать так называемый «вечный автомобиль», то в настоящее время, даже с учетом новейших технологий, позволяющих во многом превзойти технологии того времени, производитель искусственно ограничивает срок службы ряда деталей, да и автомобиля в целом. Ведь необходимость периодического обслуживания требует наличия соответствующих технических мастерских, производства запасных деталей. А это в свою очередь рабочие места,

гарантированный рынок сбыта материалов, обеспечение производственной загруженности средств труда.

С точки зрения потребителя товаров наращивание товарооборота в какой-то мере увеличивает нагрузку на потребителя, но, благодаря распространению идеологии теории общества потребления, приобщает субъекта потребления к новому образу жизни. И все бы хорошо, но становится актуальной проблема злоупотреблений, как со стороны производителей, так и потребителей. Сущность, которой заключается в том, что сокращая реальную производительность труда, прилагаются усилия к созданию видимости широкого товарооборота и его чрезмерной скорости, а именно, имеют место быть злоупотребления в области качества оказания услуг, сроках поставки товаров, снижения качества самих товаров. Необходимо соблюдение грани между качеством товаров и услуг, покупательной способности населения, социальной напряженности, экономической оправданности (разумности) скорости движения и обмена товарами. Происходит некоторое навязывание потребителю довольно бесполезных товаров и услуг. Так, в связи с прошедшими в области индустрии моды в начале 2013 года мероприятиями исследователи установили стоимость одежды, приобретенной потребителями во всем мире и ни разу так и не использованную. Она равна примерно 4 млрд. долларов США. Указанный способ ускорения товарооборота, на наш взгляд не в полной мере оправдывает стратегию поступательного развития экономики. Подобные отношения перенимают смежные службы оказания сопутствующих услуг и органы государственной власти и местного самоуправления. Эйфория от навязывания бесполезного товара или продукта по неоправданно завышенной стоимости, как правило, резко сменяется сокращением эффективности реального сектора экономики, ослаблением покупательной способности населения, неоправданным перераспределением движущих сил между секторами экономики, неэффективной волатильностью рынка, порождающей развитие сиюминутных

посреднических услуг.

Тем не менее, скорость товарооборота составляет основу развития и функционирования экономики региона и страны в целом. Важно обеспечить рациональное, экономически оправданное движение товара. Использование ценных бумаг как инструмента активизации потока за счет извлечения ликвидных ресурсов из фондов накопления, так же имеет пределы своей эффективности. Для того, чтобы население, как самый большой анклав накопленных и тем самым выведенных из оборота ресурсов, был готов запускать средства в хозяйственных оборот недостаточно мер стимулирования малого бизнеса, хотя и этот способ так же требует стабильности экономических отношений. Человек должен быть уверен в стабильности и надежности работы рыночных механизмов, иметь возможность рисковать накопленными ресурсами. Борьба с оттоком капитала, теневым товарооборотом и оборотом услуг, неэффективным использованием ресурсов по-прежнему остаются приоритетными задачами органов исполнительной власти. Однако их неразрешенность и практически отсутствие положительной тенденции в такой работе сводят к минимуму эффективность реализуемых экономических мер по ускорению товарооборота в стране.

Проблема заключается в уровне сознательности того или иного ответственного лица. Сложно разработать нормативный акт, способный регулировать все, входящие в его компетенцию, вопросы. Такой документ должен задавать принципы и постулаты регулирования экономических отношений, исходя из которых, ответственные лица реализуют свои действия. Отсутствие сознательных лиц, действующих в соответствии с принципами и стратегически задачами развития экономики вне привязки событий к личному интересу и выгоде на руководящих должностях, становится причиной злоупотреблений, ложности понимания интересов деятельности всего экономического субъекта. Классификация хозяйственников, по нашему мнению,

исходя уровня сознательности, становится необходимостью перехода экономической системы на новый, современный уровень развития. Пока это не станет атрибутом общественных отношений, борьба с выявлением последствий деятельности безответственных перед обществом хозяйственников останется непременным элементом, не имеющим перспективы. Такова цена за рыночную свободу, которая не должна ограничиваться злоупотреблением отдельными лицами, использованием ими закрытых областей обмена сведениями и механизмов реализации экономических проектов и полномочий. Сегодня в данном направлении складывается устойчивая тенденция, в которой классификация (ранжирование) проявляется в виде характера деловой репутации. Но проблема кроется в отсутствии единства оценки хозяйствующих субъектов и отдельных лиц. В связи с этим в сфере делового мира положили начало своего существования рейтинговые агентства.

Последние 20 лет ознаменовались бурным развитием рейтинговой деятельности практически во всех странах. Если в конце 80-х гг. в мире существовало не более тридцати рейтинговых агентств, а рейтинговая деятельность была развита фактически только в США, то сейчас в мире уже более 100 рейтинговых агентств. С момента появления первых рейтинговых агентств в США в начале века рейтинговая культура оставалась исключительно американской особенностью. В этой стране привычным делом для эмитентов стало получение рейтингов. В европейских странах и Японии рейтинг долгое время оставался экзотикой и присваивался в основном крупнейшим компаниям, ведущим международные операции. Однако с конца 80-х гг. началось стремительное развитие рейтинговой деятельности в мире, в последние несколько лет превратившееся в настоящий бум. Согласно данным исследования рейтингового агентства Fitch сейчас около 80% мировых трансграничных потоков заёмных капиталов контролируются рейтингами. И это не предел. По понятным причинам Россия включилась в этот процесс несколько позднее

других стран. Однако уже сейчас рейтинг в нашей стране начинает приобретать классические черты - как в присвоении, так и использовании. Не секрет, что до недавнего времени основной функцией рейтинга в России был исключительно РЯ. Рейтинги практически не использовались при принятии инвестиционных решений, для анализа контрагента при заключении сделок, для оценки кредитных рисков при финансировании. Кроме того, далеко не каждый финансист (что уж там говорить о неискушенных в экономических вопросах гражданах) отличал рейтинг (оценку надежности и вероятности исполнения обязательств) от рэнкинга (ранжирования по количественному признаку). «Бум рейтингования» - следствие глобализации финансовых рынков, формирования крупного единого экономического и валютного пространства, развития информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, все активнее рейтинги используются в целях регулирования рынка капитала [5].

У механизма присвоения атрибутов субъектам экономических отношений так же имеются недостатки, в частности, отсутствует уверенность в адекватном восприятии контрагентом уровня партнера согласно рейтингу. Только по этой причине в настоящее время ранжирование хозяйственников имеет негласный и индивидуальный характер. Поэтому вопрос развития экономических отношений все чаще приобретает политическую окраску. Тенденцию задает орган административного управления территориями. Тем не менее, ранжирование хозяйственников, по нашему мнению, целесообразно и должно стать мерой стимулирования скорости товарооборота.

Основу оценки деятельности экономического субъекта должны составлять результаты анализа финансового состояния и обоснованные отзывы контрагентов. Сегодня, оценить финансовое состояние хозяйствующего субъекта практически довольно сложно. Большинство хозяйственников не обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, и не демонстрируют результаты своего труда. Объяснения сводятся, прежде всего, к ссылкам на коммерческую

тайну. В этой связи оценка, присвоенная рейтинговым агентством становится независимым источников формирования публичной информации о деятельности лица, уклонение от демонстрации которой должно автоматически ранжировать его к категории ненадежных контрагентов. Предлагаемая схема формирования оценки в целях ранжирования экономических субъектов по деловой репутации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Предлагаемая схема формирования оценки в целях ранжирования экономических субъектов по характеру деловой репутации

Оценка деловой репутации экономических субъектов необходима по следующим позициям:

1 - платежеспособность и финансовая устойчивость,

2-характеристика, приданная контрагентами (клиентами),

3 -деловая активность.

В ходе применения предлагаемого способа оценки платежеспособность и финансовая устойчивость оценивается на основании соответствия показателей ликвидности теоретически достаточным величинам, иные показатели соотношения видов активов источникам их формирования, финансового результата. Характеристика деятельности экономического субъекта должна проводиться на основании обобщения отзывов клиентов, контрагентов, оценок экспертов. Показателями деловой активности должны служить сведения о скорости оборота капитала организации, степени зависимости от внешних кредиторов, эффективности деятельности. Однако в ходе оценки рейтинг должен быть обусловлен так же рядом специализированных показателей исходя из отрасли и экономической конъюнктуры деятельности хозяйственника. В частности, необходимо учесть историю динамики рассмотренных показателей, в том числе продолжительность работы, участие в инвестиционных программах, структуру имущества и капитала, степень диверсификации деятельности, риски, качество управления и кадровая политика, результаты внешнего контроля, наличие и величина резервных фондов, характер стратегии, сущность задач, поставленных для достижения цели и соответствующих инструментов их выполнения, информационная прозрачность.

Возникает проблема с применением позиции рейтингового агентства и мнения эксперта, ее легитимности, способности служить доказательством в ходе исследования фактов хозяйственной жизни. С точки зрения деловой этики всегда найдутся лица, не приемлющие позицию агентства и отдельного специалиста. С другой стороны, в случае придания легитимности решениям агентства, оно становится зависимым от законодателя. Поэтому деятельность рейтинговых агентств должна быть независимой и эволюционно признанной всеми участниками экономической жизни. Спорные ситуации подлежат разбирательству с применением квалифицированного мнения экспертов и

профессионалов. Однако разбирательства не должны стать методом достижения целей и единственным способом обеспечения соблюдения интересов отдельного хозяйственника, как это зачастую происходит в ходе судебных споров, когда решения первоначальной инстанции оспариваются возможное количество раз. Основой являются отношения между хозяйственниками и сознательность, объективность должны являть их основными качествами. К сожалению, на сегодняшний день, такая ситуация остается только перспективой. Службы, ответственные за реализацию соответствующих мер стимулирования уровня и качества деловой жизни погрязли во внутренних проблемах.

Рейтинг экономического субъекта призван служить показателями критерием оценки эффективности деятельности. То же касается компетентных органов и служб по контролю и администрированию экономической деятельности. Формирование его величины обеспечивается рядом мер, в том числе несоответствующими этическим и деловым принципам рынка и демократии. Выход видится в автоматизации процессов реагирования на сбои в экономической системе и административном регулировании. Необходимо устранение несоответствия величин доходов и расходов, неувязки проблем и результатов их разрешения. Существенную долю своей эффективности в рассматриваемом контексте потеряли учетные и отчетные процедуры. Основой проблемы является несоответствие содержания факта хозяйственной жизни, отраженного в первичном учетном документе реальному его содержанию. Следовательно, показатели и обобщенные данные, составленные на основании такого первичного документа, искажают действительность и не способны реально отображать действительную ситуацию. С этой точки зрения интересен опыт внедрения системы контроля производства спиртосодержащей продукции ЕГАИС, позволяющей регистрировать фактическое движение производственных запасов.

Далеко не в каждом случае возможно применение подобной системы, тем

более, что такой процесс занимает весьма продолжительное время и сопряжен со сбоями и несовершенством ее технологии. Несовершенство технологий контроля не позволяет в полной мере реализовать особый принцип реализации экономических механизмов согласно которому злоупотребления в учетных процедурах и в ходе практического исполнения фактов хозяйственной жизни не имеют место быть только потому что невозможны. Экономический субъект вынужден поступать в рамках закона, так как по-другому действовать физически нет возможности, либо это явно и грубо противоречит общественным устоям. Пока экономические субъекты не научатся доверять друг другу и действовать в соответствии с интересами общества, внедрение регламентирующих процедур контроля обречено на игру роли популистского фактора для некомпетентных лиц. В этой связи хозяйственник должен бояться получить низкую оценку рейтинга, а такая его составляющая как мнения экспертов и контрагентов должная быть публичной и свободно дополняться независимыми наблюдателями. Рейтинговая оценка должна быть публичной, так же как и механизм ее формирования. Субъект должен понимать ее значение и причины и экономические способы ее изменения.

Сегодня в России существуют рейтинговые агентства, производящие оценку. К примеру, интернет ресурс vzyskanie-dolgov.ru сегодня представляет рейтинг компаний России по таким критериям как активы, выручка, будущие доходы, нематериальные активы, нераспределенная прибыль капитал и другие, составленные на основании открытых источников [2]. На своем сайте ресурс предлагает оставлять отзывы, но содержит, как и многие другие рейтинги, сведения в отношении ограниченного круга лиц, как правило, участвующих в фондовых торгах. В свою очередь Центральным банком России 28.09.2011 г. утвержден перечень национальных рейтинговых агентств для оценки контрагентов банков и страховщиков. Это свидетельствует об ограниченном уровне доверия к компаниям, занимающихся подобной оценкой и

специализацией порядков ее определения. Можно найти компаний, предлагающие услуги оценки контрагента по индивидуальному заказу.

Согласимся с Заварихиным Н.М. что, все эти рейтинги, строго говоря, назвать рейтингами нельзя, так как участники их не выстроены в соответствии с наиболее значимыми параметрами (показателями) деятельности, а за основу взяты лишь объемные показатели. В частности, в рейтинге журнала "Эксперт" за основу берется показатель объема выручки, "Коммерсант-Деньги" в своем рейтинге также использует этот показатель.В последнее время нередко при составлении рейтингов делаются попытки использовать и другие подходы к формированию рейтинговых оценок и классификации компаний в различных секторах рынка услуг. В частности, речь идет о некоторых специальных рейтингах: рейтинги, формируемые по отраслевым и региональным сегментам; рейтинги деловой репутации; влиятельности; общественного признания; успешных социальных проектов; социальной ответственности; международной интеграции; финансового успеха; динамики роста; деловой активности и др. Возникают и очень своеобразные рейтинги, например, влиятельности или информационной активности (по количеству публикаций в СМИ) и проч. Таким образом, все более актуальной становится проблема разработки необходимой методологии построения рейтингов. К сожалению, отечественные ученые этому уделяют явно недостаточно внимания [3]. А ведь рейтинг способен оказать существенное влияние на решение вышеуказанных проблем, в том числе связанных со злоупотреблениями. Предполагаемая схема пользования независимой оценкой представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Предлагаемая схема пользования рейтингом контрагента

Механизм оценки рейтинга по определенным правилам, учитывающим специфику деятельности, должен охватывать всех экономических субъектов, в том числе органы государственного и муниципального администрирования, как участников экономической жизни. Важно, что такие органы обязаны обеспечить прозрачность своего участия, в том числе в части раскрытия сведений о контрагентах (рисунок 3).

Серьезной сложностью на пути получения сведений, необходимых для формирования объективной оценки деятельности экономического субъекта, является отсутствие механизма интерпретации неформальных отношений представителей органов администрирования и контроля с представителями реального сектора экономики.

Г

/------------------------------------------

Отгажы гткзларсгаеншгаж иуннцншльнсго

й&шшнстрнргаадш 1$чревя*вш1 орган клише.

-атегы. вед аиста а. департаменты и др.)

V____________________'_____________________✓

Сь^! гкия сх-вде н рззтаьптгя р^ал н.ацнн ыт>яй-иь=:ннык. н ннБастнцголных проектов

ПШИНГ, 1^едсТ2|ШКНН1Ш реИТНШСВЫИ НеНТСЕМШ

V

По: Ь ННМЕЛ Ж. С! Г4гТ ней

информации, ггагенцшпъные КТЖГргГ=№Ш. инвесторы

Рисунок 3 - Схема применения механизмов рейтинга и отчетности органов администрирования как участников экономической жизни

Так, не полноценное исполнение обязанностей, скрывающееся под видом формальных ограничений и отсутствием должного нормативно-правового покрытия исследуемых вопросов, приводит к развитию указанных неформальных отношений. Нередко именно в таких рамках осуществляется реализация государственных программ и участие государства в развитии экономики. Формализм в решении важнейших задач, применение узкого мышления, не охватывающего смежные задачи и сведения в более широком контексте, приводят затягиванию эволюции экономических процессов, усугубляют и без того, малоэффективный процесс принятия и реализации экономических решений. Широкие массы участников экономической жизни, не прибегая к детальному рассмотрению злободневных вопросов, внемля популистские лозунги ораторов, становятся ведомыми, безучастными при решении общественно важных задач. Рейтинг призван обеспечить широкие

массы систематизированной обработанной с применением экономических методов информацией, способной обеспечивать формирование объективного мнения широкими массами, принимать обоснованные решения.

Таким образом, проблема сокращения скорости обращения товаров в отечественной экономике во многом связана с отсутствием стабильности хозяйственных отношений, наличием злоупотреблений и, как следствие, доверия к контрагенту. Это приводит к необходимости проведения специальных исследований по установлению характера деловой репутации экономического субъекта, принятию дополнительных рисков и ограничивает развитие хозяйственных связей. Значительную роль в устранении таких недостатков призван сыграть рейтинг экономических субъектов согласно общепринятому порядку. Предложенный механизм оценки рейтинга способен существенно повысить скорость установления экономических связей, обеспечить дополнительный стимул развития конкуренции на рынках страны. Процесс принятия экономического решения широким кругом участников хозяйственной жизни будет обеспечен данными рейтинга, что, тем самым, обеспечит повышение объективности решений, мнения и степень осведомленности. А это, непременные атрибуты тенденции эффективного развития рыночных отношений.

Библиографический список

1. Самиев П. Рейтинговые агентства в России. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://raexpert.ru/editions/articlel2/

2. Рейтинг компаний России. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://vzyskanie-dolgov.ru/kollektorskoe-agentstvo-as-konsalting-kollektorskie-uslugi-po-vzyskaniiu-dol gov/blog/proverka-kontragentov/reiting-kompanii-rossii

3. Заварихин Н.М., Парамонов А.В. О рейтингах и рэнкингах аудиторских компаний в России // Аудитор. 2012. № 3. С. 23 - 29.

References

1. Samiev P. Rejtingovye agentstva v Rossii. - [Jelektronnyj resurs], - rezhim dostupa: http: //raexpert. ru/ editions/article 12/

2. Rejting kompanij Rossii. - [Jelektronnyj resurs], - rezhim dostupa: http://vzyskanie-dolgov.ru/kollektorskoe-agentstvo-as-konsalting-kollektorskie-uslugi-po-vzyskaniiu-dol gov/blog/proverka-kontragentov/reiting-kompanii-rossii

3. Zavarihin N.M., Paramonov A.V. О rejtingah i rjenkingah auditorskih kompanij v Rossii // Auditor. 2012. №3. S. 23 -29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.